– А зачем вам снова эта книга?
– Да понимаете, вроде на карте мы видели островок один отмеченный, а на самом деле его нет…
– Что-то странно. Как это возможно, чтобы на карте был отмечен несуществующий остров? Ладно, давайте взглянем, пока посетителей нет.
Девушка принесла книгу, достала карту, разложила на столе. Денис сразу же ткнул пальцем:
– Так вот, точно, отмечен кружком. И контуры его подробно вырисованы. Только подписи нет никакой.
– Правда, отмечен. Может ошибка какая?
Девушка открыла книгу на главе, рассказывающей об архитектуре фортов и начала внимательно читать. Ребята тоже склонились с обеих сторон от неё. Однако получасовое чтение совершенно не прояснило ситуации. В книге ничего ровным счётом не было о странном острове.
– Ну вот. Я же говорила. Ошибка.
– Ещё более странно. Неужели этот Н. П. Данилов несуществующий остров на карту нанёс? – парировал Костя.
Девушка задумалась, смешно сморщив носик и потирая пальцем его кончик. А затем, порывшись в столе, вытащила на свет здоровенный каталог. Полистав страницы и найдя нужную, она что-то выписала на бумажку, которую протянула ребятам.
– Съездите в областную библиотеку, попросите вот это издание. Может там что-то есть про ваш таинственный остров.
Запихнув листочек в карман брюк, Денис, а за ним и Костик, задумчиво проговорив: «Спасибо, до свидания», вышли на улицу.
– Ну что, когда едем? – спросил Денис.
– Слушай, а давай сначала к Серёге в училище смотаемся, вон он сколько знает, может чего и слышал?
– Так спрашивали, он же сказал, что нет там ничего…
– Ну, то ты спрашивал, а теперь и я увидел. Не грех ещё раз спросить, может вспомнит.
Сразу после уроков друзья направились на автобусную остановку и через полчаса были у знакомого здания «Кошкин дом». Перейдя на другую сторону дороги, они пошли по тропинке, которая поднималась круто вверх. Училище состояло из целого комплекса зданий. С правой стороны – площадки для хранения техники, гаражи, боксы, учебные лаборатории, полигоны. Напротив – большое пятиэтажное здание, видимо, общежитие. За ним – ещё одно, четырёхэтажное – второе общежитие. Прямо – ещё одна площадка с техникой. Влево от неё уходит асфальтированная дорожка, по которой и двинулись друзья, интуитивно полагая, что учебный корпус где-то там. И не ошиблись. Сначала они увидели старинный особняк. Вероятно – бывшая усадьба какого-то царского придворного. Напротив неё – три двухэтажных здания, соединённых между собой галереями. Возле центрального входа – большая площадка со скамеечками по краю, заполненная учащимися. Вероятно, занятия уже закончились, и они только что вышли из учебного корпуса. Эта разношёрстная толпа разительно отличалась от школьников. Во-первых, одеты они были кто во что горазд, единой формы не просматривалось даже близко; во-вторых, почти все курили и матерились, нисколько не стесняясь взрослых, которые не обращали на это никакого внимания.
Друзья, опасаясь, что могут с другом и не встретиться, направились ко входу, по дороге внимательно вглядываясь в лица пацанов, более-менее подходящих к Серёгиному росту и комплекции, получая в ответ недоумённо-подозрительные взгляды. Внутри корпуса, за столом возле гардероба, сидел дежурный из числа учащихся с красной повязкой на рукаве. Он сразу же обратил внимание на двух незнакомцев, двигавшихся навстречу потоку, рвущегося на волю.
– Э, вы кто, чего тут нужно?
– Да мы друга ищем, Сергея, – ребята протиснулись к дежурному.
– Тут Сергеев несколько десятков, наверное. Фамилия, группа, курс?
– Да кто его знает, какая у него фамилия, – пожали плечами пацаны, – на первом курсе он, группу не знаем.
– Ну вы даёте! Как же вы его искать собираетесь, если не знаете кого, – рассмеялся собеседник.
На смех дежурного обратили внимание несколько дюжих молодцов, один из которых поинтересовался:
– А вы вообще кто такие? Откуда, где живёте, учитесь.
– Из Ломоносова, в школе учимся…
– А что, ученички, курить-то есть у вас?
– Не, мы не курим.
– А мелочь? Пойдём-ка выйдем на улицу, побазарим.
Обескураженные ребята не знали, что делать. Пойти с этими верзилами означало, похоже, крупные неприятности. Не пойти – ещё более крупные. И в этот момент кто-то хлопнул их сзади по плечам.
– А я смотрю – знакомые лица, даже не поверил сперва! Неужто к нам поступили учиться? – услышали они Серёгин голос.
– Да не дай Бог, – искоса взглянув на недавнего собеседника ответили ребята. – Привет, Серёга! Мы к тебе по делу.
Сергей стоял в компании человек десяти одногруппников. Дюжие молодцы сразу же потеряли интерес к пацанам и двинулись расталкивать однокашников возле дверей.
– Ну пойдём, расскажете, – Сергей увлёк друзей за собой.
Они устроились на скамейке неподалёку от входа. Серёга выслушал увлекательный рассказ о путешествии по фортам и надоедливое нытьё о тяготах и невзгодах, которые пришлось пережить пацанам.
– Да вы молодцы, как я посмотрю! Я тоже был на этих фортах, только летом, с батей на лодке ходили. Так дело-то ко мне какое?
– С третьего форта в сторону «Константина» когда смотрели, левее «Павла Первого» видели сооружения какие-то, я ещё тебе на них показывал, когда на маяк ходили. Что это, не знаешь? – спросил Денис.
– С третьего в сторону «Константина»? – переспросил Сергей задумчиво. – Нет там ничего. Фарватер только. Может судно проходило?
– Не, до фарватера.
– Ну значит, мираж, – рассмеялся друг, – мы с батей много раз там на лодке мотались, нет там ничего.
– Странно. А на карте одной старинной там остров обозначен.
– Ну, ошиблись картографы, с кем не бывает. Пойдём к остановке, там в одном месте вид на залив хороший, покажете хоть, как шли.
Друзья подошли к бывшей усадьбе. Её стены хоть и сохранили былое величие, но разрушения были видны на каждом шагу. Штукатурка потрескалась, а во многих местах отлетела, обнажив кирпичную кладку. Стоявший рядом флигель постигла ещё более печальная участь. Он был практически разрушен, остались только стены, зиявшие пустыми глазницами проёмов. А вот вход в особняк сохранил своё достоинство в гранитном обличии.
Нисколько не смущаясь, Сергей открыл большую деревянную дверь и ребята попали в коридор, заваленный остатками мебели. Вслед за своим провожатым, они прошли по мраморной лестнице, с мраморными же перилами и балясинами, частично сохранившей свою былую парадность, на второй этаж, откуда по вертикальной металлической лесенке через небольшой квадратный проём пролезли на чердак. Там они выбрались на покатую крышу. Смахнув снег по сторонам, друзья осторожно направились вверх, проскальзывая и ломая уцелевшие листы шифера. Поднявшись, уселись на конёк. Видимость была прекрасная, только небольшая дымка висела. Вид на ледяную гладь Финского залива открывался просто захватывающий. Отчётливо были видны ближайшие форты, вдали угадывались очертания Кронштадта.
– Ну, показывайте, как шли.
– Вон оттуда, от «Кошкиного дома», прямиком к первому, от него ко второму, ну и дальше к третьему. Всё по прямой. Правда, когда обратно шли чуть не заплутали…
– Ну, это я уже слышал. Остров-то где видели?
– Ну вон же, за третьим, в сторону «Константина»…
– Да нет там ничего, я же говорил, вон, смотрите.
– Да не могло же нам обоим померещиться!