• Большинство читателей теряют интерес к книге на 18-й странице.
• На написание романа уходит в среднем около 475 часов.
План-проспект книги
Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее и изменчивое, его нельзя проверить алгеброй и можно – разве что трудом, произведением – окончательным результатом творчества.
Василий Быков, советский писатель
План-проспект книги – это документ, на основании которого издательство принимает решение о заключении договора с автором и включении его книги в план.
Ознакомьтесь с типовым планом, чтобы понимать, насколько вы (не) готовы работать с издательством, а издательство – с вами.
Сведения о книге
• Планируемый объем (без учета рисунков) в авторских листах (1 авт. лист = 40 000 знаков, включая пробелы)
• Количество иллюстраций (включая схемы), в каком виде будут представлены
• Процент готовности рукописи на день заполнения плана-проспекта
• Предполагаемая дата полной готовности рукописи
• Тема книги
• Предполагаемый круг и уровень подготовки читателей (целевая аудитория)
• Предполагаемый тираж
• Оптимальная розничная цена
• Аннотация (основная идея книги и средства ее реализации)
• Содержание книги (наименование разделов, краткое содержание, ориентировочный объем)
• Название раздела и краткое содержание
• Количество страниц (для расчета: 1 стр. ~ 2000 зн., 3 рисунка ~ 1 стр.)
• Наличие аналогичных изданий на рынке (название, издательство, цена (розничная), год выпуска)
• Основные отличия предлагаемого издания от существующих (конкурентные преимущества)
• Ваши предложения по продвижению книги. Готовы ли вы активно участвовать в продвижении вашей книги, и если да, то каким образом?
• Прогнозируемые места продаж (книжные магазины; вузы; конференции, семинары и т. д.)
Сведения об авторе
• Наличие степени и звания, опыт работы в соответствующей области, преподавательская или консультационная деятельность и т. д.
• Список изданных книг или публикаций
• Наличие материалов автора по теме книги в Интернете
Приложение
• Отрывок из книги (образец авторского текста), дающий представление о литературном стиле, содержательной стороне рукописи и возможности включения ее в ту или иную серию (желательно введение и одна или две главы будущей книги)
У каждого издательства свои требования к поступающим заявкам. Привожу пример с сайта издательства «Феникс (http://www.phoenixrostov.ru/publishing/editors/cooperation/)».
«А вот чего мы ждем от авторов популярной, прикладной текстоцентричной литературы других жанров:
• информацию о вашей платформе (цифры, позволяющие оценить интенсивность контактов с целевой аудиторией, – подписчики, график офлайн-семинаров, а также аргументы, опыт, почему аудитория будет именно Вам доверять);
• варианты названия книги;
• поисковые запросы, на которые поисковики выдадут Вашу книгу;
• на какие рейтинговые новинки текущего года похожа книга, рядом с чем она будет стоять на полках (см. https://www.labirint.ru/rating/?id_genre=-1&nrd=1&period=0 и http://pro-books.ru/raiting/nehud),
• о ком в ней идет речь (сколько лет, чем занимаются люди, чьи проблемы рассматриваются в книге);
• фрагмент (не более 2 страниц);
• аннотацию;
• оглавление».
Что же касается стихов, то сейчас вряд ли найдете издательство, которое возьмется за их выпуск. Кажется, уже в позднем СССР поэты не пользовались такой большой популярностью, как в начале прошлого века:
«У них там очень много поэтов, – объяснил я, – все пишут стихи, и каждый поэт, естественно, хочет иметь своего читателя. Читатель же – существо неорганизованное, он этой простой вещи не понимает. Он с удовольствием читает хорошие стихи и даже заучивает их наизусть, а плохие знать не желает. Создается ситуация несправедливости, неравенства, а поскольку жители там очень деликатны и стремятся, чтобы всем было хорошо, создана специальная профессия – читатель. Одни специализируются по ямбу, другие – по хорею, а Константин Константинович – крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас Александрийский стих, приобретает вторую специальность. Цех этот, естественно, вредный и читателям полагается не только усиленное питание, но и частые краткосрочные отпуска».
А. и Б. Стругацкие «Сказка о тройке»
Дальнейшие этапы превращения рукописи в книгу:
• отбор текста,
• подготовка текста,
• дизайн книги,
• печать бумажной книги или подготовка файла электронной книги,
• дистрибуция,
• продвижение.