banner banner banner
Как издать книгу бесплатно. И продавать её по всему миру
Как издать книгу бесплатно. И продавать её по всему миру
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как издать книгу бесплатно. И продавать её по всему миру

Лицензия бывают двух видов: исключительная и неисключительная.

«Статья 1236. Виды лицензионных договоров

1. Лицензионный договор может предусматривать:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

1.1. Лицензиар не вправе сам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в тех пределах, в которых право использования такого результата или такого средства индивидуализации предоставлено лицензиату по договору на условиях исключительной лицензии, если этим договором не предусмотрено иное.

2. Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

3. В одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации могут содержаться условия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи для лицензионных договоров разных видов».

Самый простой способ получить права на книгу без обязанности выплачивать лицензионные отчисления – заключить с автором не лицензионный договор, а договор авторского заказа. То есть даже если вы уже написали книгу, а издательство после этого дало вам на подпись договор, которые называется «Договор авторского заказа», после его подписания ваша книга будет считаться написанной по заказу издательства, а значит, все права на эту книгу будут принадлежать только ему. У вас останется только право на имя, а у издательства останется только обязанность указывать ваше имя на обложке произведения.

В случае издания книги без согласия автора, последний может обратиться за защитой своих прав в суд.

«Санкт-Петербургский городской суд обязал торговую книжную сеть «Буквоед» выплатить писателю Валерию Воскобойникову компенсацию в размере 20 000 рублей за продажу его книг, которые были изданы незаконно. Об этом сообщает РАПСИ.

Согласно материалам дела, в 2013 году издательство ООО «Арт-салон „Золотой век“» опубликовало две книги Воскобойникова под названиями «Иллюстрированная Библия для семейного прочтения» и «Рассказы о православных святых». Как отмечает агентство, произведения были изданы без какого-либо договора с автором.

После этого писатель подал в Невский районный суд два иска об исключительном праве на художественное произведение по каждой позиции. Истец потребовал, чтобы магазин изъял из продажи и уничтожил опубликованные экземпляры, а также выплатил компенсацию в размере 30 000 рублей.

Суд частично удовлетворил исковые требования Воскобойникова, обязав сеть выплатить ему по 10 000 рублей за каждую книгу. Ответчик подал апелляцию, заявив, что ответственность должен нести издатель, а не продавец. Однако Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе решение предыдущей инстанции».[16 - pravo.ru/news/view/126766/]

В суд может обратиться и автор фотографии, которая была использована в книге без его согласия.

Отдельно защищается право автора на имя, поэтому написать так, как это сделал Д. А. Клочков в своей книге «На охране российской государственности», недостаточно для соблюдения законодательства об авторском праве:

«Автор приносит благодарность всем владельцам фотографий, которые были выложены в сети Internet в открытом доступе, чьи фамилии по объективным причинам здесь не упомянуты…»

Д. А. Клочков «На охране российской государственности»

Поисковые системы не являются владельцами прав на изображения, поэтому нельзя указывать, например, «Яндекс» в качестве источника (если только изображение не принадлежит самой компании «Яндекс»).

Почему именно книга?

На этот вопрос ответ я нашел на сайте издательства «Феникс»:

«Книга дает пользователю преимущество перед экранным контентом (при прочих равных) – тем, что в книге содержание всегда индивидуализировано. Не только автором, но и тем фактом, что у книги есть начало и конец в отличие от Сети. Книга экономит внимание. Всю обобщенную теорию можно найти онлайн. Нужна ли она тому, кто пришел за книгой? Вряд ли: глубинная потребность, которая заставляет купить бумажную книгу, – не информация и даже не авторитет, а Переживание. Это работает и в самой прикладной литературе „каждому на каждый день“. Границы между „художественной формой“ и „нехудожественной“ стираются: романы пишут „на реальных событиях“, а учебники – как романы. „Где абстрактная мысль бессильна, именно повествовательность дает ощущение мира“ (Оливер Сакс). Не теория, а практика, собранная с авторским умыслом, личным суждением и сюжетом. От книги ждут единичного, а не повторяемого бесконечно в теоретическом мире. Эта единичность делает книгу прецедентнее экрана: на книгу можно сослаться».

Как известно, СССР был одной из самых читающих стран на планете.

«За годы Советской власти тираж созданных в СССР книг и брошюр приблизился к 70 млрд экземпляров. Теперь их ежегодно выпускается около 2,5 млрд, по восемь книг на каждого человека»[17 - Краткий педагогический словарь пропагандиста. – М.: Политиздат, 1988.].

Например, Жюль Верн (https://youtu.be/rfxKbtweagc) был пятым (после Х. К. Андерсена, Джека Лондона, братьев Гримм и Шарля Перро) по издаваемости в СССР зарубежным писателем в 1918—1986 годах: общий тираж 514 изданий составил 50 943 000 экземпляров.[18 - Книгоиздание СССР. Цифры и факты. 1917—1987 / Е. Л. Немировский, М. Л. Платова. – М.: Книга, 1987. – С. 292, 308.]

Сейчас Россия входит в пятерку ведущих стран мира по выпуску книг: после развала СССР количество издательств в России выросло со 170 до 5 000 (83% из них расположены в Москве и Центральном федеральном округе), которые в 2019 году выпустили более 115 000 наименований книг и брошюр общим тиражом 435 100 000 экземпляров. Для сравнения: в Великобритании, схожей с РФ по объемам книжного рынка, насчитывается свыше сорока тысяч издательств.

Цели издания книги для автора

Слова – это заряженные пистолеты.

    Жан-Поль Сартр

Писать надо, во-первых, только тогда, когда мысль, которую хочется выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя. Всякие же другие побуждения для писательства, тщеславные и, главное, отвратительные денежные, хотя и присоединяющиеся к главному, потребности выражения, только могут мешать искренности и достоинству писания. Этого надобно очень бояться. Второе, что часто встречается и чем, мне кажется, часто грешны особенно нынешние современные писатели (всё декадентство на этом стоит) – желание быть особенным, оригинальным, удивить, поразить читателя. Это еще вреднее тех побочных соображений, о которых я говорил в первом. Это исключает простоту. А простота – необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо.

    Л. Н. Толстой

И теперь еще одно, второе: очень просто вроде бы доказать, что вы художник. Так представь себе, Генри, что ты написал гениальную книгу и тут же, после того как поставил последнюю точку, потерял рукопись. И представь себе, что никто, даже твой самый близкий друг, не знает об этой великой книге. В таком случае ты совершенно в равном положении со мной, ни разу не прикоснувшимся к бумаге, не угодно ли согласиться? И если мы оба вдруг умрем в ту минуту, мир никогда и не узнает, что один из нас был великим художником. Но я-то жил совсем неплохо, а ты промучился впустую.

    Генри Миллер «Сексус»

У издания любой книги должна быть цель.

Коммерческая цель достигается путем продвижения книги на рынке. Тираж, при котором происходит возмещение затрат и остается некая прибыль, обычно составляет не менее тёх тысяч экземпляров. Чем больше тираж, тем ниже стоимость отдельного экземпляра. Офсетная печать начинается от пятисот экземпляров в тираже. Для еще меньших тиражей применяется либо цифровая печать, либо ризография.

Считается[19 - Так считают, например, Вл. Харитонов и И. Засурский.], что не более двухсот – трёхсот авторов в России получают гонорары, большие чем средняя зарплата. И такая ситуация не только в России. По данным, приводимым Андре Шиффриным в его книге «Слова и деньги»[20 - Шифрин А. Слова и деньги. М., Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2012. С. 27], «во Франции только 900 авторов могут рассчитывать на доход свыше 16500 евро в год за все свои книги» (это размер минимальной заработной платы во Франции в 2009 году.

Можно посчитать по-другому. Средняя стоимость книги во Франции 12—18 евро. Автор получает процент именно от этой цены. Получается, если ему положено десять процентов, то при за каждые проданные тысячу экземпляров он получит 1200—1800 евро. Что ниже средней зарплаты (1911 евро в 2019 году), но выше минимальной зарплаты (1521 евро в 2019 году).

«Десять человек у нас есть миллионеров, пять из них – богачи. Может быть, двадцать человек могут на этом заработать… Там это складывается из чего? Пишешь книгу – покупают у тебя права на кино, на театральную постановку, на перевод. Потом тебя приглашают с лекцией куда-то. Ты писатель, и в силу этого у тебя есть такой большой клубок: если у тебя 10—15—20 книг, они все на тебя работают, с них роялти идут… Если бы у меня не было четырех детей, я бы, конечно, вообще на собственном вертолете летал и всё такое…

К бесконечно малым величинам стремится количество писателей, которые могут на этом зарабатывать. Всем молодым людям говорю: «Стать миллионером при помощи писательства – близко к невозможному, миллионером я имею в виду долларовым, рублевым-то можно один разок стать».

    Из интервью (https://www.crimea.kp.ru/radio/26550.5/3566421/) Захара Прилепина

Популяризаторская цель – интеллектуальная экспансия.

«Издание книг в России – это высокозатратное хобби. Кому-то просто нравится популяризировать свои мысли и распространять таким образом своё влияние на этот мир».

    Игорь Власов, писатель-фантаст

Близкая к предыдущей цели просвещенческая деятельность.

«Хорошо, когда при чтении возникает катарсис. Но ведь помимо художественной литературы есть еще нон-фикшн и научпоп. Как тут быть? Какие эмоции, внутренние ощущения и переживания должны возникать после прочтения таких книг? Видимо, такая литература должна достраивать, приводить в порядок картину мира читателя».

    Андрей Лисицкий, директор библиотеки им. Ф. М. Достоевского (г. Москва), кандидат культурологии

Имиджевая цель – получение статуса автора, эксперта и т. п.

«Мы говорим не „публикуйся и зарабатывай“, а „стань заметным“ – а потом выбирай, каким способом, с кем и где зарабатывать. Только на книжках зарабатывают десятки авторов – может быть, сотни во всем мире. Обычно писателям помогают лекции и экранизации. Для многих в научной и бизнес-среде это необходимое условие карьерного роста».

    Александр Касьяненко, сооснователь сервиса Ridero

Оценочная цель – возможность ссылаться на ваши мысли с помощью библиографической ссылки и комментировать (оценивать) их.