В-четвертых, в аятах содержится указание на всеобъемлющую власть Аллаха и на то, что Он распоряжается всем сущим. Ведь Аллах сказал: «Только Ему принадлежат ключи [бразды правления] небес и земли».
В-пятых, аяты указывают на то, что у Аллаха нет соучастника в этой власти. Мы извлекли такой вывод из слов Аллаха: «Только Ему принадлежат…».
В-шестых, Аллах сообщил о том, что «Он увеличивает удел, кому пожелает, и ограничивает (удел, кому пожелает)». Власть находится в Его руках. Например, когда мы видим богатого человека, то понимаем, что он разбогател лишь по воле Аллаха.
В-седьмых, Аллах может сделать чей-либо удел тесным.
Кто-то может спросить: «Есть ли какие-либо причины для расширения удела, помимо того, что человек выполняет какую-либо работу?»
Да, есть! Например, укрепление родственных уз. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть каждый, кого порадует то, что удел его будет увеличен, а срок жизни – продлен, поддерживает связи с родственниками»226.
Этот хадис вызвал сложность в понимании у некоторых ученых. Они посчитали, что он противоречит словам Аллаха:
«И у каждой общины есть свой срок. И когда же придет их срок, (то) они не задержатся (от срока) ни на час [им не будет дана отсрочка] и не приблизятся (к сроку ни на час)»227.
Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) здесь сообщил о том, что если ты будешь укреплять родственные узы, то Аллах увеличит твой жизненный срок.
Здесь не должно быть никаких проблем в понимании. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает нас укреплять родственные узы, хотя то, как мы будем вести себя в этом плане, было уже давно записано. Аллах уже записал, что такой-то будет поддерживать родственные узы, и по этой причине его жизненный срок уже был увеличен. Все это было утверждено еще до того, как Аллах сотворил человека. Также Аллах записал, что такой-то будет разрывать родственные узы, и по этой причине его жизненный срок уже был уменьшен.
Таким образом, мы говорим, что если бы человек, разрывающий родственные узы, не разрывал их, то он прожил бы, например, пятьдесят лет вместо сорока. Однако Аллаха изначально предопределил, кто из людей будет разрывать родственные узы, а кто будет поддерживать их. Аллах предопределил, что такой-то человек будет укреплять родственные узы, и предопределил, что посредством этого еще жизненный срок будет увеличен, однако сам человек не знает об этом.
Значит, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает людей укреплять родственные узы и сообщает о том, что это действие является причиной увеличения жизненного срока.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сура «′али Имран», аят 102.
2
Сура «ан-Ниса», аят 1.
3
Сура «аль-Ахзаб», аяты 70—71.
4
У кого были бы такие же имена и особенности.
5
Сура «Марьям», аят 65.
6
Аль-Бухари, 629; Муслим, 1031; ат-Тирмизи, 2391; ан-Насаи, 5380; Ахмад, 4/598; Малик, 1709; Ибн Хузейма, 358; Ибн Хиббан, 4486, со слов Абу Хурейры.
7
Аль-Бухари, 2240; Муслим, 107, 108; Абу Дауд, 3474; ат-Тирмизи, 1595; ан-Насаи, 2575, 4462, Ибн Маджах, 2207; Ахмад, 2/253, 480, со слов Абу Хурейры.
8
Сура «аль-Касас», аят 38.
9
Сура «аль-Исра», аят 102.
10
Сура «аль-Касас», аят 38.
11
Сура «аль-Анбия», аят 25.
12
Следует заметить, что как основной текст книги, так и разъяснение принадлежат шейху Ибн ′Усеймину, да помилует его Аллах.
13
Сура «аль-Фатиха», аят 2.
14
Сура «Худ», аят 49.
15
Сура «аль-Бакара», аят 193.
16
Сура «аль-Фатиха», аят 4.
17
Сура «аль-Фатиха», аят 4.
18
Сура «аль-Хаджж», аят 62.
19
Сура «Лукман», аят 30.
20
Это – отрывок стихотворения, принадлежащего Лябиду ибн Раби′е ибн Малику Абу ′Акылю аль-′Амири. Он был одним из поэтов времен доисламского невежества, а затем принял ислам. После принятия ислама поселился в Куфе и прожил долгую жизнь. Скончался в 41 г. х.
21
Это – отрывок стихотворения, принадлежащего Ахмаду ибн уль-Хусейну ибн уль-Хасану аль-Джу′фи аль-Куфи аль-Кинди. Он более известен как Абу ат-Таййиб аль-Мутанабби. Родился в 303 г. х., а скончался в 354 г. х.
22
Сура «аль-Бакара», аят 118.
23
Сура «аль-Бакара», аят 118.
24
Сура «аль-А′раф», аят 188.
25
Сура «аль-Ан′ам», аят 50.
26
Сура «аль-Джинн», аяты 21—23.
27
Речь идет о ночном вознесении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небеса (аль-ми′радж).
28
Сура «аль-′Анкабут», аяты 50—51.
29
Аль-Бухари, 3342; Муслим, 2286; Ахмад, 2/312, 411; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 1483, со слов Абу Хурейры.
30
Исра» и ми'радж – вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим. О ночном путешествии (исра) и вознесении (ми'радж) упоминается в Коране (см. аяты 17:1, 53:12—17) и ряде достоверных хадисов.
31
Об этом говорится в хадисе, который передали Муслим, 172; и ан-Насаи в «Сунан аль-кубра», 6/455, со слов Абу Хурейры.
32
Сура «аль-Бакара», аят 157.
33
Сура «Гафир», аят 46.
34
Имам ар-Рагыб аль-Асфахани сказал: ««Ахль» (или: аль) человека – это все те, с кем его связывает родство, религия, а также род занятий, дом или место, в котором он живет. Изначально словосочетание «ахль» человека означало «все, кто живет с ним под одной крышей». Позже оно приобрело другое значение, и «ахлю-бейт ар-раджуль» («люди дома человека») стало означать «все те, с кем его связывает кровное родство». А словосочетанием «Ахлю-ль-бейт» обозначают только семью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ибо Сам Всевышний Аллах сказал: «О обитатели дома (ахлю-ль-бейт)! Аллах желает лишь избавить вас от скверны» (Сура «аль-Ахзаб», аят 33). О супруге человека говорят «ахль», а о людях, исповедующих Ислам, – «ахлю-ль-Ислям»… «Тааххаля» означает «женился», а фраза «АхалякаЛлаху фи-ль-джанна» означает «Да дарует Аллах тебе супругу в Раю»». См. «Аль-муфрадат фи гараиб аль-Кур’ан», стр. 28. Далее он говорит о слове «аль», имеющем то же значение, что и «ахль»: «Этим словом обозначают самых близких для человека людей – тех, кого связывают с ним узы родства, а также тех, кто верен и предан ему и с кем у него близкие, дружеские отношения. Всевышний сказал: «Семейство (аль) Ибрахима и семейство «Имрана…”. (Сура «Али ′Имран», аят 33). «Аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это его родные и близкие, а также те, чье знание религии и особенно Сунны обширно. Мусульман можно условно разделить на две группы: те, кто обладает глубокими познаниями в религии и строго соблюдает ее предписания, – о таких говорят, что они «аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его община (умма). А есть еще те, чье знание является традиционным, и, исповедуя религию, они подражают более знающим. О таких говорят, что они – община (умма) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). То есть и те, и другие называются «умма» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но «аль» Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это только первая группа». См. Ар-Рагыб аль-Асфахани, «Аль-муфрадат», стр. 29—30.
35
Всевышний Аллах сказал: « (Только) Он [Аллах] – Тот, Который послал Своего посланника [Мухаммада] с верным руководством и религией истины, чтобы явить ее превыше всякой другой религии, хоть это и ненавистно многобожникам» (Сура «ат-Тауба», аят 33).
36
Сура «аль-Анбия», аят 107.
37
Это сообщение передал ат-Табарани в «Му′джам аль-Кабир», №1647. Оно является достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 1803.
38
Муслим, 262; Абу Дауд, 7; Ибн Маджа, 316; Ахмад, 5/437, 439; ат-Табарани в «Аль-Кабир», 6080 со слов Сальмана.
39
Сообщается, что Абу Са′ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) надевал новую одежду, он произносил ее название (например, рубаха или чалма), а затем говорил: «О Аллах! Хвала Тебе, ибо это Ты одел меня в эту одежду. Я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена». Один из передатчиков этого хадиса сказал: «Когда кто-либо из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) надевал новую одежду, другие говорили ему: «Да возместит тебе Аллах Всевышний, когда ты износишь её!» Этот хадис передали Абу Дауд, 4020; ат-Тирмизи, 767; Ахмад, 3/30, 50. Хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 4664. Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает справа, а когда будет снимать их, пусть начинает слева, чтобы получалось так, что правую наденут первой и снимут последней». Этот хадис передали аль-Бухари, 5856; Муслим, 2097. Существует множество других хадисов на эту тему.
40
Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас явится на собрание, пусть поприветствует (присутствующих), и если ему захочется сесть, пусть сядет. Затем, когда он захочет уйти, пусть (также) поприветствует их (салямом), ибо первое (приветствие) не более обязательно, чем второе». Этот хадис передали Абу Дауд, 5208; ат-Тирмизи, 2706; Ахмад, 2/287, 439. Хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 183.
41
Передается со слов Ибн «Умара, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не поднимает человека с его места, (чтобы) потом сесть на него самому! (Не делайте так), но потеснитесь и постарайтесь сесть посвободнее». Этот хадис передали аль-Бухари, 6270; Муслим, 2177; Ахмад, 2/16.
42
Передается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас (захочет) отправиться в свою постель, пусть отряхнёт её изнанкой своего изара, ибо ему неизвестно, что на ней находится позади него, а потом скажет: „С именем Твоим, Господь мой, преклонил я бок свой, и благодаря Тебе я подниму его. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если Ты отпустишь её, то храни её посредством того, чем хранишь Ты Своих праведных рабов“». Этот хадис передали аль-Бухари, 6320; Муслим, 2714; Абу Дауд, 5050; ат-Тирмизи, 3401; Ибн Маджа, 3874; Ахмад, 2/246.
43
Муслим, 2363; Ибн Маджа, 2471; Ахмад, 3/152; Ибн Хузейма, 410; Ибн Хиббан в «Сахихе», 22; ад-Даракутни, 13.
44
Сура «ан-Нахль», аят 89.
45
Сура «аль-Анбия», аят 7.
46
Тафуид – это лишение атрибутов Аллаха смысла. Сторонники тафуида говорят, например: «Да, у Аллаха есть „йад“ (буквально: рука), но мы не знаем, что здесь имеется в виду под словом „йад“».
47
Сура «Та Ха», аят 5.
48
Сура «аль-Маида», аят 64.
49
Сура «ар-Рахман», аят 27.
50
Сура «Та Ха», аят 5.
51
Сура «аш-Шура», аят 10.
52
Са» – мера объёма, о которой часто упоминается в хадисах. Члены Комитета крупнейших ученых Саудовской Аравии считают, что вес са» равен 2 600 г, относительно чего была издана соответствующая фетва.
53
Аль-Бухари, 2201; Муслим, 1593; ан-Насаи, 4553; Ибн Хиббан в «Сахихе», 5021; аль-Бейхакы в «Сунан аль-кубра», 5/285, со слов Абу Са′ида аль-Худри и Абу Хурейры.
54
Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Когда вы даете (друг другу) в долг на определенный срок, то записывайте его…» (Сура «аль-Бакара», аят 282).
55
Аль-Бухари, 3641; Муслим, 1037; Ахмад, 2/340; Ибн Хиббан в «Сахихе», 6835; Абу Я′ля в «Муснаде», 7383; и другие со слов Му′ауии.
56
Сообщается, что ′Абдуллах ибн ′Амр ибн уль-′Ас сказал: «А потом Аллах пошлёт ветер с ароматом мускуса, прикосновение же этого ветра будет подобно прикосновению шёлка. Он заберёт с собой душу каждого человека, имеющего в сердце хотя бы немного веры, после чего останутся на земле худшие люди, при жизни которых и наступит Час это». Муслим, 1924; Ибн Хиббан в «Сахихе», 6836; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 8409.
57
Муслим, 148; ат-Тирмизи, 2207; Ахмад, 3/107; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 8511; Абу Я′ля в «Муснаде», 3526; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 524; ′Абд ибн Хумейд, 1412, со слов Анаса.
58
Сура «ад-Духа», аят 11.
59
На все вопросы также отвечает шейх Мухаммад ибн Салих ибн уль-′Усеймин, да помилует его Аллах. Также обратим внимание читателя на то, что некоторые вопросы, не имеющие отношения к теме, будут опущены.
60
Муслим, 2404; ат-Тирмизи, 3731; Ибн Маджа, 121; Ахмад, 6/369; Ибн Хиббан в «Сахихе», 6926; ат-Таялиси, 213, со слов Са′да ибн Аби Уаккаса.
61
Аль-Бухари, 2731; Муслим, 1784; Ахмад, 4/86; ат-Табарани в «аль-Кабир», 20/9; аль-Баззар, 148.
62
Джизья – подушная подать, которую выплачивали мусульманам иноверцы, жившие на мусульманских землях.
63
Муслим, 8; Абу Дауд, 4695; ан-Насаи, 4990; Ахмад, 1/51; Ибн Хузейма, 2504; ат-Таялиси, 21; аль-Бейхакы в «Сунан аль-кубра», 10/203, со слов ′Умара ибн уль-Хаттаба. Также этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры.
64
Сура «аль-А′раф», аят 54.
65
Сура «аль-Джасия», аят 27.
66
Сура «ан-Нур», аят 61.
67
Сура «аль-Муминун», аят 6.
68
Хамиса – одежда (или рубаха) из полосатой шелковой или шерстяной ткани.
69
Далее в хадисе сказано: «Он остается довольным, если ему дают (это), а если не дают, то он негодует. Да окажется он в бедственном положении, и да вернется к нему болезнь, а если он уколется, пусть не (найдет никого, кто извлек бы колючку из его тела)!» Этот хадис передали аль-Бухари, 2886, 2887; ат-Тирмизи, 2375; Ибн Маджа, 4135, 4136; Ибн Хиббан в «Сахихе», 3218; аль-Бейхакы в «аль-Кубра», 9/159, со слов Абу Хурейры.
70
Сура «Али ′Имран», аят 18.
71
Сура «ан-Наджм», аят 23.
72
Сура «Худ», аят 101.
73
Сура «аль-Касас», аят 88.
74
Сура «аль-Хаджж», аят 62.
75
Сура «аль-А′раф», аят 180.
76
Сура «ан-Нахль», аят 60.
77
Сура «ан-Намль», аят 88.
78
Потому что ни в Коране, ни в Сунне не передается, чтобы Аллах назвал Себя этим именем, сказав, например: «Я есть сани′ (делающий создания)».
79
Всевышний Аллах сказал: «Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» (Сура «аль-Бакара», аят 15).
80
Потому что ни в Коране, ни в Сунне не передается, чтобы Аллах назвал Себя этим именем, сказав, например: «Я есть издевающийся».
81
Всевышний Аллах сказал: «И вот ухищряются против тебя (о Пророк) те, которые не уверовали, чтобы удержать тебя, (надев на тебя оковы), или убить, или изгнать тебя (подальше от твоего города). И они ухищряются, но ухищряется (и) Аллах. И (ведь) Аллах – самый хитрый из ухищряющихся!» (Сура «аль-Анфаль», аят 30).
82
Имена людей лишены смысла (джамид). Например, человека могут назвать словом «асад» (лев), хотя он не является львом. Или, например, человека могут звать «хаким» (мудрец), но при этом он может быть самым глупым человеком. Также, например, человека могут звать «салих» (праведный), но при этом он может быть самым нечестивым человеком. Все дело в том, что имена людей не указывают на атрибуты, а являются просто именами, лишенными дальнейшего смысла.
83
Сура «аль-Анбия», аят 34.
84
Что это означает?! Для понимания этой фразы можно привести несколько примеров. Например, среди имен Аллаха «аль-′Алим» («Знающий»). Это не просто имя, но оно содержит в себе еще и смысл. Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютным знанием. Также, например, среди имен Аллаха «аль-′Азым» («Великий»). Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютным величием. Также, например, среди имен Аллаха «аль-Кауий» («Сильный»). Это имя указывает на то, что Аллах обладает абсолютной силой. То же самое можно сказать обо всех именах Аллаха. Все они не только являются именами, но и указывают на атрибуты.
85
Например, человек говорит: «Клянусь величием Аллаха! Клянусь знанием Аллаха!»
86
Аль-Бухари, 6628; Абу Дауд, 3263; ат-Тирмизи, 1540; ан-Насаи, 3761, со слов ′Абдуллаха ибн ′Умара.
87
Сура «Сод», аят 82.
88
Шейх Ибн уль-′Усеймин указывает на то, что можно клясться смысловыми атрибутами (сыфаты аль-ма′науия), но нельзя клясться атрибутами «аль-хабария». Атрибуты «аль-хабария» – это атрибуты, которые можно утвердить в отношении Аллаха только посредством религиозных текстов от Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому и их название происходит от слова «хабар» (весть). Например, это такие атрибуты, как лик, две руки и так далее. Дело в том, что разум не может догадаться, что у Аллаха есть эти атрибуты. И это, например, в отличие от атрибута Аллаха «мощь» (кудра). Этот атрибут устанавливается не только наличием религиозного текста, но и разумом. Человеческий разум может догадаться, что Аллах обязательно должен быть могущественным и обладать абсолютной мощью. Но такие атрибуты, как, например, рука, устанавливаются только наличием религиозного текста. Разум не может догадаться, что у Аллаха есть такой атрибут, если нет религиозного текста. Поэтому эти атрибуты называют термином «хабария». Иначе говоря, их наличие устанавливает только «хабар» (религиозный текст). А смысловые атрибуты Аллаха – это, например, Жизнь, Знание, Могущество, Мудрость и так далее. Однако следует заметить, что в других своих книгах шейх говорит о дозволенности клясться всеми атрибутами Аллаха. Возможно, в этой книге шейх запрещает клясться атрибутами «аль-хабария», так как подобные клятвы не передаются в хадисах и в словах предшественников. Поэтому если человек не будет клясться атрибутами «аль-хабария», то это будет лучше для него, так как в вопросе имеется разногласие. А Аллах знает лучше!
89
Разве ты знаешь кого-нибудь, у кого были бы такие же имена и особенности?!
90
Сура «Марьям», аят 65.
91
Сура «Марьям», аят 65.
92
Сура «аль-Бакара», аят 255.
93
Сура «аль-Хадид», аят 3.
94
Сура «ар-Ра′д», аят 33.
95
Сура «Фатыр», аят 15.
96
Сура «ар-Рум», аят 25.
97
Дело в том, что люди будут мучиться от долгого стояния в ожидании Суда.
98
Передали «Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», (№572); ад-Дарими в «ан-Накд», (№89); Ибн Хузейма в «ат-Таухид», (№156), и другие со слов Ибн Аббаса. А также Ибн Мандах в «ар-Радд аля ль-Джахмия», (№17); «Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», (№573); Мухаммад ибн Аби Шейба в «аль-«Арш», (№60); Ибн Джарир в своем тафсире, (3/9); Абу ш-Шейх в «аль-«Азама», (№245); аль-Бейхакы в «ас-Сыфат», (№859) со слов Абу Мусы аль-Аш'ари. Сказал ад-Дарими: «Это сообщение мы знаем от Ибн «Аббаса как достоверное и известное» См. «ан-Накд», №89. Абу Зур'а и Ибн Мандах также назвали сообщение достоверным. См. «ат-Таухид» ибн Манды, (№1002); «ар-Радд аля ль-Джахмия» ибн Манды, (№17). Также это сообщение единогласно приняли Абу «Убейд аль-Касим ибн Салям, Харб ибн Исмаиль аль-Кирмани, Ибн Аби Заманин и многие другие.
99
Ибн Хиббан, 361; Ибн Батта в «аль-Ибана», 7/181; Абу Ну’айм в «аль-Хилья», 1/166, со слов Абу Зарра аль-Гифари (да будет доволен им Аллах).
100
Сура «аль-Бакара», аят 255.
101
Муслим, 810; Ахмад, 5/141; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 5326; ат-Таялиси, 550; ат-Табарани в «аль-Кабир», 526; «Абд ур-Раззак, 6001; аль-Бейхакы в «аш-Шу′аб», 2/456; Абу Ну′айм, 1/65, 260; ′Абд ибн Хумейд, 178, и другие.
102
Сура «Али ′Имран», аят 18.
103
Фитра – врождённое свойство; естественная предрасположенность к чему-либо.
104
Аль-Бухари, 1358; Муслим, 2658; Абу Дауд, 4714; ат-Тирмизи, 2138; Ахмад, 2/223, 481; Ибн Хиббан в «Сахихе», 128; ат-Таялиси, 2359; ат-Табарани в «аль-Кабир», 828, и другие.
105
Сура «аль-Фуркан», аят 58.
106
См. «Аудах уль-масалик», 1/239; «Шарх ибн ′Акыль», 1/274.
107
Сура «аль-Исра», аят 23.
108
Например, у Аллаха есть такой атрибут, как желание. Аллах говорит: «Кого же Аллах пожелает наставить (на истинный путь, тому) Он раскрывает его грудь для Ислама, а кого Он пожелает ввести в заблуждение, (тому) Он делает его грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается в небо (и испытывает затруднение в дыхании). Так Аллах насылает наказание на тех, которые не веруют!» (Сура «аль-Ан′ам», аят 125). На наличие этого атрибута указывает множество других аятов Священной Книги. Но у Аллаха не установлено наличие такого имени, как «аль-Мурид» (Желающий). Иными словами, в религиозных текстах пришло указание только на наличие атрибута, но нигде Аллах не назвал Себя этим именем.
109
Переходные имена – это имена, которые проявляются на творениях. Например, «ар-Раззак» (Наделяющий уделом), «аль-Гаффар» (Много прощающий); «ас-Сами′» (Слышащий) и так далее. Непереходное имя – это имя, которое не имеет отношения к творениям. Например, «аль-Хайй» (Живой), «аль-Кабир» (Большой).
110
Сура «аль-Мутаффифин», аят 14.
111
Сура «ас-Сафф», аят 5.
112
Сура «аль-Хиджр», аят 48.
113
Сура «Фуссылят», аят 46.