В средине дня этих же суток, прибыли к месту назначения. Разгрузка танков прошла быстро, без проблем на боковой пакгауз. Следующим значился марш-бросок. Выстроившись в длинную колонну, не выходя в эфир, а действуя только по знакам флажков, сначала одна, затем вторая, а за ней третья танковые роты батальона, следуя на установленных дистанциях, двинулись вперёд по указанному маршруту.
Дорогу, по которой шла колонна боевых машин, как таковой назвать было трудно. Это было скорее всего направление, полоса препятствия на пересечённой местности, где преобладали глубокие ямы, наполненными грязной водой, резкие повороты, приходилось преодолевать длительные болотистые участки или двигаться по лесу. И всё это делалось на высоких скоростях.
Экипажи сидели в машинах по-боевому, за исключением командиров подразделений. Танк Иванова то взлетал вверх, то жёстко падал вниз, заставляя его цепко руками и ногами держаться в открытом башенном люке. – «Спасибо наводчику, что заранее позаботился о своём командире, прихватив из казармы ватную армейскую подушку, иначе у меня точно на „пятой точке“ был бы огромный синяк», – вспоминал потом Николай.
Пройдя ускоренным маршем десяток-другой километров и не «потеряв» ни одной машины, батальон прибыл к месту временной дислокации. Здесь требовалось также быстро построить палаточный лагерь, обслужить технику, подготовить подразделения к предстоящему учебному бою. Занятия проходили по схожему с РТУ (ротное тактическое учение) сценарию. С целью дополнительной тренировки руководство решило организовать ТСТ (танкострелковую тренировку) штатным снарядом в составе взвода. Данная тренировка должна была проходить на стрелковом стрельбище, где в основном обучались десантники. Комбат обратил внимание начальника стрельбища на то, что техника и вооружение у нас намного «тяжелее» чем у «коллег» и как бы невзначай не разворотить всё его хозяйство. Он предложил на наблюдательном пункте открыть окна и танковые цели первыми не показывать. Однако начальник стрельбища на все предупреждения махнул рукой, мол, всякое здесь видели, не вы первые. На улице было холодно, морозно, окна открывать не хотелось.
В начале на исходное вышел первый взвод седьмой роты старшего лейтенанта Евстафьева. По сигналу экипажи загрузили боеприпасы, взревели двигатели. Командиры танков доложили о готовности. И вот поступила команда: «Вперёд!».
Машины одновременно начали движение. Впереди на расстоянии двух километров появляются танковые цели. Проходит несколько секунд в процессе которых механик сбрасывает скорость, выравнивает ход, командир делает необходимые целеуказания, наводчик определяет точное расстояние до цели, вносит поправки. И вот он огонь, смерч! Огромная сила выталкивает из ствола снаряд, неотвратимо несущийся к своей «жертве». Танк окутывает облако пороховых газов. Сорокатонная боевая машина проседает и даже откатывается назад от столь мощного выстрела. Картина, потрясающая! Но, как оказалось, не для тех, кто был в это время на наблюдательном пункте. Не внял начальник стрельбища предупреждениям комбата майора Ибрагимова. И теперь сам, вместе с находящимися в помещении офицерами стоял на полу, сплошь усыпанном мелкими стеклянными осколками. Это был результат одновременного или как говорят залпового огня танкового взвода. Ударная волна от выстрелов, пройдя сотню метров, в дребезги разбила все оконные стёкла. Хорошо, что никто не пострадал. Но теперь руководить и наблюдать за ходом занятий офицерам пришлось в условиях отрицательных уличных температур.
Рота Чигвинцева отстрелялась в целом «хорошо». Кое-какие наставления пришлось ему конечно сделать, но настроенье это никому не испортило. Теперь все ждали настоящего учебного боя, когда движение не ограничено прямой, накатанной дорожкой, а боекомплект дадут в два-три раза больше, чем на стрелковой тренировке.
Заключительный этап учений приходился на понедельник. Впереди два дня на подготовку и проверку техники, вооружения и отдых личного состава. Посредники – старшие офицеры, пользуясь небольшим перерывом, разъехались по домам. Полигон закрывался на двое суток. И вот в субботу, а точнее под вечер, в палатку Чигвинцева зашёл старший лейтенант Карачков. Он сказал, мол, группа офицеров батальона намерена посетить местный «кабак», находящийся в тридцати километрах от полигона. Спросил, поедут ли офицеры их роты или нет. Чигвинцев отказался, Иванов тоже, а зампотех и командир первого взвода – Володя, согласились. Транспортное средство, на котором офицеры планировали съездить отдохнуть в близлежащий ресторан, представляло собой крытый брезентом ГАЗ-66. Ехать в его кузове было жёстко и холодно, но соблазн на несколько часов «оторваться» от тяжёлых армейских будней, заставлял забыть обо всём. Ни холод, ни тряска по ухабистой дороге ничего не пугало молодых парней. В зимних танковых комбезных куртках, пропахших соляркой, армейских шапках, до блеска начищенных хромовых сапогах, они направились покорять местный шалман.
Что за тем происходило в кабаке, не трудно догадаться. За вечер была выпита месячная норма спиртного, сказано много уважительных слов в адрес двух присутствующих симпатичных девушек и столько же, но уже другого порядка в адрес сопровождавших их кавалеров. Однако, в этот раз дело до драки не дошло, поскольку те – двое гражданских, недолго думая, заранее «ретировались». Пришлось, как водится в таких делах, когда некому раскрыть свою душу или хотя бы дать в морду, говорить о службе и петь пролетарские песни. В итоге к двум или трём утра народ в полуживом состоянии, недостаточно удовлетворённый согласно потраченным средствам, был тем же автомобильным средством доставлен обратно в лагерь.
Утром, на построении комбат вызвал к себе офицеров. Приказал достать топографические карты и внести изменения в тактическую обстановку. Все расстегнули командирские сумки и приступили к нанесению цветными карандашами различных значков, имитирующих технику, огневые точки, минно-взрывные заграждения и многое другое своих сил и противника. Один лишь старший лейтенант Юрий Карачков стоял весь бледный – в его сумке карты не оказалось.
– А, где Ваша карта? – спросил майор Ибрагимов, подойдя к нему.
– Не могу знать, – как школьник пожал плечами Юрий.
– Что значит, не знаю!? – повысил голос комбат. – А, голова Ваша где сейчас!? Это же документ для служебного пользования! Вы хоть понимаете, чем чревато для вас!?
При столь грозных словах Ибрагимова, старший лейтенант Карачков вытянулся и тупо заморгал.
– Командир роты! – обратился комбат к ротному провинившегося офицера. – Приказываю вам во всём разобраться и чтоб, «кровь из носа» но к обеду мне карту найти! Ясно! – при этих словах Ибрагимов гневно взглянул на застывшего перед ним командира девятой танковой роты.
– Есть! – ответил капитан.
После построения, офицеры, участвующие прошедшей гулянке перерыли всё в поисках карты, но её так и не нашли. Сопоставив факты, вспомнив все мелочи минувших суток пришли к мнению, что Карачков мог её потерять в ресторане или по пути к этому заведению. Положение осложнялось ещё и тем, что рестораном заведовал латыш, а эти граждане, как известно, уже тогда не все хорошо относились к своему восточному «собрату». Но тут уж ничего не поделаешь, оставалось надеяться на удачу. В итоге, командир девятой роты посоветовавшись с другими офицерами, пошёл просить комбата, чтобы тот дал ему машину съездить в злополучный кабак и поискать там карту.
С тяжёлым сердцем, предчувствую какой очередной разгон ему устроит майор Ибрагимов, что к указанному сроку его команда не выполнена, карта до сих пор не найдена, капитан вошёл в кунг (кузов-фургон военного автомобиля) в котором в период учений проживал командир батальона с начальником штаба и замполитом. Доложив по форме и услышав в свой адрес много неприятных слов, командир девятой танковой роты всё-таки получил до вечера ГАЗ-66. Выехали втроем: ротный, Карачков и водитель. И удача действительно обернулась к ним лицом. На стойке у бармена накрытой салфеткой лежала слегка замусоленная карта. Самого бармена не было. Но официантка сказала:
– Вчера вы, – она показала рукой в сторону Карачкова, – изрядно выпив, подошли к бармену, достали вот этот документ и о чём-то с ним говорили. Что было дальше не знаю.
Тут Юра вспомнил, да, действительно, он вчера спорил с барменом о каком-то расстоянии, в связи с чем и достал карту.
– Нам просто всем в этот раз здорово повезло! – громко сказал командир седьмой роты, когда они вернулись в батальон, – но учти, тебя это не касается, – он сурово посмотрел в сторону старшего лейтенанта Карачкова.
Через два дня после ТСТ (танкострелковая тренировка) ранним утром батальон вновь подняли по тревоге. На построении комбат вызвал к себе командиров рот, поставил им задачи. Они в свою очередь довели необходимые указания до командиров взводов, а те – до экипажей танков.
По сигналу «По машинам!» – все мигом заняли свои места.
– Заводи! – один за другим зарычали двигатели танков, – вперёд!
Батальон, лязгая стальными гусеницами машин, пошёл навстречу «врагу». Поддерживать батальон в наступлении должны были: батарея 122-х миллиметровых гаубиц Д-30, вертолётная группа и зенитная батарея «Шилок». Это был мощный ударный кулак, способный пробить хорошо подготовленную оборону любого противника.
Главными задачами перед батальоном ставились:
– прорыв обороны противника и уничтожение его на указанном рубеже;
– овладение тактически важной территорией и закрепление на ней;
– отражение контратак противника.
До развёртывания в ротные колонны командирам экипажей было разрешено находиться в положении «по-походному», так больше был кругозор, легче управлять людьми. Пересечённая местность с глубокими, наполненными водой ямами требовала особенного внимания и усилий со стороны механиков-водителей. Сорокатонные бронированные машины то ныряли «носом» вниз, то взлетали круто вверх. Волны мутной жижи поднимались перед танками, накрывая люки и смотровые приборы механиков-водителей.
Прошли первый рубеж развёртывания. Иванов залез в башню, плотно закрыл командирский люк. Теперь всё внимание через окуляры наблюдения вращающейся башенки и радиосвязь. Сзади ударила артиллерия, прикрывая огнём действия батальона. Прошли второй рубеж развёртывания – во взводные колонны. На скорости преодолели минное поле и сразу же – в боевую линию. Показались цели. Танки открыли огонь. Появились вертолёты огневой поддержки. Поле боя заволокло дымом. Рвались снаряды, петарды, летели очередями пули, горели мишени, кустарник, прошлогодняя сухая трава.
Насколько видел Николай, экипажи их роты чётко соблюдали боевой порядок. Они уже подходили к первой линии обороны противника. Дальше предстояло преодолеть её, пройти ещё небольшое расстояние, затем сделать маневр влево для отражения с места танковую контратаку «врага». А седьмая и девятая роты тем временем, должны были продолжать наступление, увеличивая захваченный плацдарм. Всё шло хорошо.
– Мы тонем! – внезапно услышал Иванов в наушниках шлемофона голос старшего лейтенанта Николаева – командира третьего взвода. Он тут же резко повернул башенку влево, туда, где должно было находиться его подразделение. Танк взводного по самую башню провалился в болото. Кругом полыньи плавали льдинки, а экипаж, успев вовремя выбраться из машины, восседал на броне и просил о помощи.
– Роте выполнять поставленную задачу! – поступил приказ Чигвинцева. – Николаеву принять меры к спасению экипажа, имущества и ждать тягача!
Таким образом, рота не останавливаясь, продолжила выдвигаться на указанную позицию. Они удачно сделали разворот влево и, выйдя на огневой рубеж стали ждать подхода танковых целей противника. С места легко было попасть в мишень, несмотря на то, что она находится на большом расстоянии. Вот появились «вражеские» танки.
Ротный даёт команду на открытие огня. Это была последняя задача, стоящая перед подразделением Чигвинцева, поэтому экипажи оставшиеся боеприпасы не жалели. Все цели были поражены. Осталось ждать команду возвращаться на исходную, а затем в лагерь. От нервного напряжения и тяжёлой физической работы все изрядно устали. Животы, как двигатели неприятно урчали, требуя пополнения израсходованных ресурсов. А в лагере на ольховых и берёзовых дровах дымились походные кухни, старшины с поварами колдовали над приготовлением первых и вторых блюд из пшена, картошки и тушёнки, а также салата из лука с горошком и зелёными, солёными помидорами. И, надо сказать, у них это здорово получалось.
За время учебного боя в батальоне вышло из строя две боевые машины. Одной из них была старшего лейтенанта Николаева. Тягач, ушедший за поломанным танком девятой роты, до обеда так и не вернулся. Поэтому Чигвинцев принял следующее решение: командиру первого взвода и зампотеху роты после приёма пищи личным составом, готовить технику к маршу, а он с Ивановым на двух машинах выедет на помощь старшему лейтенанту Николаеву.
Соответствующий приказ был отдан, а приказ, как известно, необходимо исполнять.
Декабрьские дни холодные и очень короткие, приходилось спешить. Взревели моторы, танки чуть присели, как хорошие скакуны перед прыжком и разом рванули вперёд. Сейчас их ни что не сдерживало. Огромный пустынный полигон расстилался перед ними. Гусеницы рвали сухую, замёрзшую траву, жёсткий кустарник, машины легко перелетали через незначительные ямы и воронки.
«Где ты несчастный старший лейтенант Николаев? – подумал Иванов, – опять тебе как всегда не везёт.»
Вскоре они увидели увязший в болоте танк командира третьего взвода. Экипаж уже долгое время сидел на броне, не имея возможности самостоятельно покинуть подтопленную машину. Огромная полынья ледяной мутной воды окружала её.
– Привет орёлики! Неплохо устроились! – крикнул им Чигвинцев, после того, как его и Иванова танки остановились.
– Вам бы так… – послышалось от кого-то из них приглушённый ответ.
– Не понял, я сейчас что-то услышал или мне показалось? – изменил тон ротный. – Да во время войны экипаж танка не дошедший до переднего края противника отдавался под трибунал! Вы это знаете?! А у вас разве есть совесть?! Как вы могли на такой площади полигона найти для себя яму? Сколько раз я вас здесь гонял? Ладно, потом с вас спрошу. Сейчас готовьте тросы к вытаскиванию машины, – приказал он.
С помощью взятых с собой досок вначале эвакуировали замёрзший экипаж, затем Чигвинцев подогнал к завязшей в иле боевой машине свой и Иванова танки. Выстроил их в колонну и соединил тросами. Осталось главное подцепить сзади машину Николаева. А это значит, что кому-то надо было раздеваться и лезть по грудь в ледяную жижу и там внизу наощупь искать и одевать на буксирные крюки тяжёлые, стальные тросы. Вывод напрашивался один: эту работу должен делать экипаж командира третьего взвода, ведь он посадил в трясину танк. Но, посмотрев на их измученных и замёрзших, Чигвинцев понял, что они сейчас не в состоянии вообще ничего исполнить и приказал сделать это своему наводчику. Тот мигом разделся до нижнего нательного белья, всем своим платоническим существом сопротивляясь требованию разума, осторожно ступая босыми ногами по ледяной жиже, стал постепенно погружаться в жутко-ледяную «купель». Все подбадривали его, давали советы. Вот он подошёл с тросом к танку, присел по подбородок в воду, попытался надеть трос на крюк. Не получилось. Ещё сделал несколько попыток – тот же результат. Ротный недовольно крикнул:
– Соберись, что ты его гладишь, один раз и всё!
Но и в этот раз не у него ничего не вышло. Видно, как солдат стал замерзать, руки уже не слушались его.
– Всё, вылезай, – сказал Чигвинцев. – Дайте быстро ему сухую одежду и в танк.
– Что будем делать? – спросил Иванов.
– Как что? Готовься, теперь твоя очередь, – усмехнулся ротный.
– Хорошо, – Николай собрался выполнять приказание, но Алексей остановил его.
– Нет уж, хватит мне с вас. Всё равно лучше меня это никто не сделает. Готовьте трос.
И он быстро разделся, подошёл к танку, поднырнул под него. Трос дёрнулся, в нависшей тишине все услышали глухой стук фиксатора буксирного крюка. Тоже было сделано и со вторым.
– Вот так пример! Вот как надо работать в экстремальной ситуации! Молодец ротный! – наверно так подумал каждый, кто был свидетелем происходящего.
Сцепленные танки Иванова и Чигвинцева крест-накрест буксирными тросами стали медленно в натяг вытаскивать увязшую в болоте машину. И она пошла. Все облегчённо вздохнули. Ещё через несколько минут танк Николаева, обтекая чёрной торфяной жижей, стоял на твёрдой почве. Он представлял собой «неживой» кусок металла. Вода, попав в работающий двигатель, полностью парализовала «сердце» боевой машины и часть её приборов. Теперь она не могла самостоятельно двигаться. Необходим был серьёзный капитальный ремонт.
Перекурив и передохнув немного, присоединили неисправный танк к машине Иванова, взяв курс на лагерь. Вскоре без особых проблем добрались до него.
Короткий декабрьский день заканчивался, а дел предстояло сделать ещё много. Утром батальон должен был своим ходом совершить многокилометровый марш к месту погрузки. На всё-про всё отводилось ровно одни сутки. Поэтому экипажи в ускоренном темпе дотемна готовили на окрепшем морозе свои боевые машины. Поздним вечером, когда все работы были закончены, комбат вызвал офицеров в штабную палатку на совещание. Он напомнил порядок и маршрут движения, время погрузки техники. В связи с тем, что в батальоне имелись два неисправных танка, майор Ибрагимов приказал создать эвакуационную группу под руководством лейтенанта Иванова. Это делалось с целью экономии времени. Пока батальон, совершив марш, будет грузиться на железнодорожные платформы, подойдёт и группа Иванова.
После совещания Чигвинцев ещё долго разговаривал со взводным. Он говорил, что Николаю досталась самая сложная работа, поскольку он потащит за собой по уже разбитой батальоном дороге неисправные машины. Будут рваться тросы, буксовать танки и всё это при крепчающем с каждым днём морозе. И помощь ему не придёт. Поэтому он – Иванов, должен быть заранее к этому готов.
Да, прав был ротный, вспоминал впоследствии Николай. Тяжело ему пришлось тогда. Но только так и получают профессиональный опыт. Благодаря наставлениям Чигвинцева, казалось бы необоснованным придиркам и, конечно же личным примером, из молодого «зелёного» лейтенанта понемногу вырастал уверенный в себе, офицер, командир.
На следующий день, после раннего завтрака, батальон построившись в одну длинную колонну, отправился в обратный путь. В замыкании шли танки эвакуационной группы Иванова. Что собой представляла танковая дорога, проложенная в лесистой, местами заболоченной местности после прохождения по ней десятков сорока-тонных боевых машин трудно описать. А ведь Николаю надо было тащить за собой ещё и неисправную технику. Короче говоря, задача, поставленная комбатом оказалась на деле ещё более сложной и физически крайне тяжёлой, чем он её себе представлял.
Механикам Иванов разрешил сидеть по-походному, так как триплексы постоянно заливало грязной водой, которая на морозе быстро замерзала. Когда танк плавно погружался в очередную яму, волны ледяной торфяной жижи медленно ползли вверх, иногда накрывая голову водителя. На подъёме создавалась опасность порыва тросов, что могло покалечить или убить водителя. Но надо было двигаться. Время подгоняло. Уже несколько часов прошло с начала движения. Порвали два запасных троса, а впереди ещё километры и километры. На одном из самых опасных участков трассы механик-водитель попросил небольшого «перекура», но Николай, видя, что они отстают от графика, не разрешил. Иванов сам сел за рычаги и полностью на себе ощутил то напряжение, которое испытывает механик-водитель. Что там говорить, мутной, холодной, болотной жижей он тогда умылся с лихвой.
По связи передали, мол, если эвакуационная группа не успеет к девятнадцати часам подойти к магистральной асфальтовой дороге, то им придётся «куковать» в лесу до утра. Поскольку в ночное время перекрывать дорогу для прохождения военной и особенно бронированной техники категорически запрещалось.
Иванов постарался нагнать на одном из более-менее сносным участке маршрута упущенное время. Однако это привело к порыву ещё одного троса. Теперь требовалось думать только о том, как вообще дотянуть машины до своих. К девяти часам вечера они всё-таки вышли к магистральной трассе и остановились на спуске в нескольких десятках метрах от неё. Оставалось ждать утра. Николай вышел на связь с комбатом, доложил об обстановке, попросил подвезти личному составу ужин или сухпаёк. Комбат сказал:
– Молодец! Ужин заслужил. Жди замполита полка.
Наступила ночь. Чтобы не замёрзнуть солдаты подожгли взятую возле дороги автомобильную покрышку. Она смрадно коптила и жутко воняла, но зато быстро разгоралась и хорошо согревала. Минут через сорок на уазике приехал замполит полка. Он был навеселе. Пока подполковник проводил беседу с людьми, его водитель принёс картонную коробку с хлебом, сахаром и большой металлический термос с якобы гречневой кашей. Замполит долго не задерживаясь, в столь неблагоприятных для него условиях, уехал. Изголодавшиеся и продрогшие на холоде солдаты тесным кругом обступили привезённые продукты. Один из них открыв термос, позвал взводного:
– Это что, товарищ лейтенант, каша? – возмущённо сказал он.
Подойдя, Иванов посмотрел внутрь бака. Действительно, только на дне и на боках термоса виднелись куски присохшей гречки. Никакой каши с тушёнкой там не было.
– Ну, что я вам скажу парни, сегодня мы пережили тяжёлый день. Выполнили поставленную задачу. И из-за какой-то там каши настроение себе портить не будем. Как-нибудь дотянем до утра. Ведь всякое в нашей походной жизни бывает. Не сдали же наши деды Москву и Сталинград, когда и еды не было и боеприпасы вовремя не доставляли. Давайте делите хлеб и сахар на всех поровну, – сказал Иванов.
Ему было неприятно, стыдно за тех командиров и начальников, которые сейчас сидя в тёплом пассажирском вагоне пьют, едят, совершенно забыв о них. Солдаты немного «поворчав» разделили скудный паёк, заварили кем-то принесённый чай, «поужинали» и стали моститься возле огня к ночлегу.
Ночь была длинной и холодной. Грелись сидя кругом у костра, временами впадая в сонное бессознательное состояние. Одна постоянно приходящая мысль не давала в трудный момент Николаю потерять самообладание, это осознание или предвидение того, что через день, другой он всё это он будет вспоминать как нечто невероятно-тяжёлое, но уже прожитое.
Рано утром на помощь Иванову прибыла группа солдат под руководством Чигвинцева. Они перекрыли шоссе, выставив по обеим сторонам посты, а затем все вместе стали укладывать на асфальт автомобильные покрышки с тем, чтобы танковыми гусеницами не повредить асфальтовую дорогу. И лишь после проведения подготовительных работ, приступили к проводке танков через магистраль. Время до окончания погрузки и отправки эшелона стремительно сокращалось. Надо было спешить.
Ещё около двух часов потребовалось, чтобы дотянуть поломанные машины до станции. Личный состав, как и сам Иванов, работал на пределе человеческих сил. К прибытию эвакуационной группы вся техника батальона находилась на платформах. Выставлены часовые. Офицеры и личный состав находились в тёплых пассажирских вагонах.
«Эх, нам бы скорее туда», – подумал Николай. Но впереди оставалась ещё одна из главных задач: постановка техники на платформы. Заезд на железнодорожную платформу был торцевой. Чтобы загнать на неё неисправную машину, надо было её предварительно прицепить к буксирующему танку и с хода, на скорости затащить и зафиксировать в нужном месте. Делать это крайне опасно и очень трудно. Здесь нужны высокие профессиональные навыки, смелость механика-водителя и командира. А их ещё недостаточно было у солдат роты Чигвинцева, да и к тому же экипажи страшно устали. Как следствие, первая попытка загнать неисправный танк на платформу оказалась неудачной. Из-за малой скорости набранной механиком-водителем ведущей машины, танк на подъёме забуксовал. Пришлось всё начинать сначала. И здесь опять проявилось высокое качество командира-наставника Алексея Чигвинцева. Он приказал механику покинуть танк и сам сел за рычаги. Иванов стоя на платформе координировал его движения. Движок взревел, буксирующая машина напряглась, тросы зазвенели, и оба танка набирая скорость, ринулись вперёд. Алексей всё точно рассчитал и рука, как говорят в подобных случаях, у него не дрогнула. Преодолев злосчастную горку, машины заскочили на первую платформу, а дальше плавно сбрасывая скорость, покатились на свои места. То же самое произошло и со следующими машинами. Через час упорной работы, все танки установили, надёжно закрепили на железнодорожные платформы.
Вышедший из вагона комбат принял доклад Иванова. Поблагодарил личный состав за мужество и проявленное мастерство, приказал старшине роты хорошо их накормить, разместить в вагоне и дать отдохнуть.