banner banner banner
Счастье ведьм
Счастье ведьм
Оценить:
 Рейтинг: 0

Счастье ведьм

Счастье ведьм
Ю Же

Книга о женщинах-матерях, их развитии от рождения до ухода. О труде и счастье быть женщиной и матерью. О грустных отклонениях от счастья, которые можно поправить. И, конечно, о магии.В книге использован личный опыт автора (многодетной мамы и бабушки), а также материалы многолетней работы аналитическим психологом в пространстве К. Г. Юнга.

Счастье ведьм

Ю Же

Дизайнер обложки Мария Фролова

© Ю Же, 2024

© Мария Фролова, дизайн обложки, 2024

ISBN 978-5-0053-2414-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Моей Маме, моим дочерям, сёстрам, особенно И.Б.

«Считается, что ведьмы работают голышом. Это потому, что большинство книг о ведьмах написали ведьмологи-мужчины».

(Нил Гейман и Терри Пратчет «Благие знамения»)

«Желаю тебе наступить на землю» (из Александра Грина)

Жить – это каждый день! (Ю Же)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Здравствуйте.

Будет несколько вступлений. Ведьма – сильный персонаж. Не принято в сказках сразу прямо допускать ее к действию. Кроме того, надо будет договориться о словах. И познакомиться.

Кто я? Стареющая (может, уже старуха к тому времени, как Ты читаешь). Сейчас мне 52, 53, 54… Я прожила их честно, старалась в полную силу и во всю душу. Ползала и летала, ударялась оземь и гордо поднималась, бродила по Земле. Любила, ненавидела, старалась понять, снова любила. Рожала, растила, отпускала. Была уборщицей, строителем, инженером, преподавателем, бизнесменом, продавцом, управляющим, водителем автобуса, помещицей. Была влюбленной, любимой, женой. Была дочерью, внучкой, сестрой, племянницей, тетей. И очень долго – мамой. Сейчас я психолог (долго я шла к этой профессии и думаю, это последняя моя любовь). И бабушка-в-деревне, и Бали-бабушка… Я думаю, люблю, слушаю и пишу. Пока писала, приблизилась уже к добродетельной старухе, обрела дом-Землю.

Я верю в существование и мудрость Магомета, Иисуса, Бабаджи, Заратустры, Давида, Моисея, Кришны. А ещё верю Джордано Бруно, Альберту Эйнштейну, Эрвину Шрёдингеру и особенно – Карлу Густаву Юнгу. Я расхожусь во мнениях с теми, кто проповедует насилие, узость убеждений и взглядов, особенно взглядов на Бога и Человека. Уж простите.

Как говорила, я тружусь в двух ипостасях: аналитическим психологом и старой ведьмой. Психология – моя профессия, любимая наука и искусство. Карл Густав Юнг – главный из учителей. Я также очень уважаю и активно использую экзистенциальный, процессуальный, трансперсональный, интегральный подходы. Ирвин Ялом, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Милтон Эриксон, Арнольд Минделл, Роберт Атон Уилсон, Кен Уилбер. Изучая и применяя мудрые наработки этих и других ученых и исследователей, иду всё же за этими, особенно из-за их акцентов на настоящем и будущем. Ведьмой я осознала себя уже в зрелости и окончательно приняла на себя эту роль в процессе старения.

Эта книга – о женщинах-ведьмах и для женщин-ведьм. Возможно, она будет полезна тем, кто живет рядом с ними, и, надеюсь, тем коллегам-психологам, к которым приходят ведьмы. Всем интересующимся темой – тоже можно. Если интерес позитивный.

Это не учебник, не инструкция о том, как быть ведьмой или как быть с ними. Здесь мои изыскания, вопросы, находки о том, как это – быть ведьмой в начале XXI века, по возможности – счастливой.

Это не религиозная книга. И одновременно – очень религиозная: до тех пор, пока религия (как йога) – это путь к Богу. Я глубоко чту Коран, Библию, Тору, Учение Будды, Священные Веды[1 - В нашей семье младшие – впереди. Так принято в наших играх и переписке. Поэтому и только поэтому я написала в такой последовательности.].

Это личное. Мое и тех женщин, что доверили мне свое.

Если в каком-то месте вам покажется, что автор абсолютно не права, возможно, оскорбительно глупа, немедленно обведите расстроивший вас абзац чем-то красным, напишите сверху «не так!» (или что-то в этом роде). А лучше вырвите этот лист (если книга бумажная) и сожгите его на улице или дома в ванной. Закопайте пепел или смойте водой. Можно и со всей книгой так поступить. Хорошо, если вы живете в доме с печкой или камином. Плохо, если у вас электронный вариант книги. Даже не знаю, что тут делать. Может, ко 2-му изданию кто-то подскажет вариант ритуала?

Ну, в общем, я уже начала о магии. А надо-то начать с того… кто такие ведьмы.

Часть 1. О чем эта книга, и кто такие ведьмы[2 - Многие материалы о ведьмах впервые опубликованы в 2018 году на сайте PSYSOVET в общем разделе «Дары и раны пограничья», начиная с первого – «В пограничье становится шумно, или Аналитическая психология ведьм. Часть 1» https://www.psysovet.ru/threads/12075/ (https://www.psysovet.ru/threads/12075/). С этого и началась моя работа над книгой.]

Ведьма, веста, фея

Переписка на сайте PSYSOVET

Алина, 19лет:

«Я не знаю почему, но не так давно все, что мне снилось в 7—8 лет, начинает происходить. Например, сегодня мы сидели с подругой в ее новом доме, я даже не знала, что она вообще переедет, она разговаривает по телефону, и я вспоминаю эту картину в своем сне, всё точь-в точь. Это вообще нормально, это не первый раз такое, мне становится уже страшно от этого?»

Ю Же:

«Уважаемая Алина. Такое бывает. И довольно нередко. И всегда бывало. Только поскольку людям не понятно было, как это происходит, подобное считалось ненормальным, пугало. Ведь грозы или лифта тоже боимся. Время не линейно, человеческий мозг способен ко многим „странным“ фокусам. Вопрос в том, как Вы хотите к этому относиться. Пугаться? Удивляться? Привыкнуть? Развивать?»

Ко мне довольно часто обращаются с вопросами про вещие сны, ясновидение, разные магические способности, прошлые жизни. То есть про то, как жить с этим или наоборот – без этого. В случаях, подобных приведенному, это, так сказать, первый зов.

Большинство маленьких девочек обладают экстрасенсорными способностями, ясновидением, способностями к синхронии с миром, то есть магии. Недаром в сказках именно они часто встречают волшебников и побеждают инициирующую Бабу Ягу. Однако под давлением общего социального разума мы расстаемся с мистическим соучастием[3 - Мистическое соучастие – термин, используемый юнгианцами, в частности Э. Нойманом, заимствованный из антропологии (Леви-Брюль). Им обозначается ранняя форма развития человеческого сознания в филогенезе и онтогенезе социального и личного. Младенец и примитивный человек обладают «лишними» способностями и чувствительностью, это залог их выживания. Цивилизованный взрослый социум предполагает отказ от них.].

Но зов глубин, зазеркалья, зов звезд, зов из-за стены (называйте, как хотите) частенько повторяется. То есть, для кого-то это ощущается как зов, а кто-то изредка ловит сны, сигналы, спотыкается обо что-то, прилетающее оттуда.

Зов глубин – термин, часто используемый Юнгом и юнгианцами. Я его недолюбливаю, потому как это зов Природы скорее, Земли или Вселенной. Он, конечно, может ощущаться печенкой, но никак не из тела исходит. Это зов издалека, зов тонких вибраций. Тело – антенна.

Давайте договариваться о словах.

Веста – будущая, потенциальная ведьма. Та, что слышит зов, видит сны, но пока не. Веста может не стать ведьмой, а стать феей. Девочка, девушка обладает почти всегда неким потенциалом, как и запасом яйцеклеток, однако, это лишь потенциал.

Ведьма – ведающая мать[4 - Больше об этимологии слова тут: https://lexicography.online/etymology/в/ведьма], ведь-ма, женщина, родившая и растившая детей, живущая в двух мирах/реальностях (иногда и больше).

Потому ведьмак[5 - Да, я знаю, что такой персонаж существует, а слово «древнее» и прошло через массу реформ языка. Я сейчас о своих представлениях и том языке, на котором буду говорить. Тут скорее интуитивная лингвистика, личные этимологические исследования.] для меня – нонсенс.

Есть, например еще ведунья, колдунья, ведун, колдун. И это совсем другой пласт отношений с реальностью.

Ведьма – женщина с экстрасенсорными и магическими способностями бOльшими, чем у средней по популяции нормы. Причем, экстрасенсорика включает в себя не только повышенную чувствительность кожей и другими органами тела, но и чувствительность эмоциональную, интуитивную. Точнее будет сказать так: ведьмы – женщины с экстрасенсорикой и экстраинтуицией, ясночувствованием и ясновидением, а также с большой волей.

Фея – то же, но без детей. Я пользуюсь этим словом. Возможно, дальше вы поймете почему. Можно, конечно, говорить колдунья. Но это, скорее, про способность к некоторым манипуляциям, которые, в общем, доступны разным категориям при некотором обучении (мужчинам и женщинам разного возраста). А я сейчас про некие роли в мире, в социуме, так сказать, суперпозиции.

Нерожавшая женщина – не ведьма (в моем представлении). Прошу понять, это не оскорбление и люстрация, это объяснение разграничения понятий: есть мужчины и женщины, собаки и кошки. Любой может овладеть искусством колдовства или даже алхимии. Но ведьма – это биологическая, социальная, душевная и духовная роль, обретенная через материнство.

Две книги: Людмила Улицкая «Медея и ее дети» и Вирджиния Вульф «На маяк». Я в любом случае очень хотела бы, чтобы вы их прочли обе. Но особенно для того, чтобы поняли мое представление о ведьмах и феях. Миссис Рэмзи у Вульф – зрелая ведьма-матрона. Ее невозможно полностью передать изнутри, по крайней мере, Вирджинии это не удалось (и вряд ли удастся мне), но хорошо переданы блики ее жизни в мелькании мыслей и дел, отражениях в других, том пространстве, которое она создала, в котором властвует. Когда мой первый редактор говорила мне об отсутствии логики в тексте, мне хотелось адресовать ее к Вирджинии Вульф, да и просто кричать: в материнстве, в нормально-здоровой многодетности, нет логики. Она есть в страхах и ограничениях. Жизнь, материнство – нелогичны[6 - Уже в процессе редактуры мой седьмой сын в подростковом кризисе в ответ на мою воспитательную инсинуацию вопрошает: если я такой м..к, то зачем ты вообще со мной возишься, кормишь? Ох, сколько раз я слышала это. Привычно отвечаю: у матери нет логики. Хотя, я очень успешно могу ее подвести.].

Медея Улицкой тоже не очень логична. Она следует за жизнью. Вот! Может тут ключ? Ведьма создает жизнь. Фея следует за ней (подобно алхимику-мужчине). Медея Улицкой – состарившаяся фея, прожившая яркую сильную жизнь в заботе о мире, самых разных женщинах-сестрах и их детях. Она тоже владеет магией, но совсем по-другому. Это альтернативный сценарий древнегреческой Медеи, которая будет у нас в книге.

Нерожавшая или малодетная, одинокая женщина не может быть ведьмой. Колдуньей, пифией, феей – да, но не ведьмой. Пифия – женщина, чаще девушка, девственная, у которой заблокирована возможность проявлять земную человеческую любовь, и это компенсируется мощным контактом с мирами богов, духов, коллективного бессознательного. Именно они часто живут и страдают комплексом Кассандры.

Колдунья – это профессиональное (или любительское). Наличие навыка способности делать в мире неестественные вещи и события.

И те, и другие остаются за рамками этой книги. Фей же я буду упоминать периодически. Очень надеюсь никого не обидеть, но книга не о них[7 - Очень хотелось бы, чтобы читатель понимал, что если я пишу, что люблю ведьм, то это не значит, что я не люблю всех остальных. Если я пишу: «ведьма может…» или «ведьме полезно…», то это не значит, что другие не могут или им не полезно. Книга о ведьмах.]. У феи жизнь земная не проявлена детьми, грудь не познала молока. Заложенная природой потребность заботиться, заблокированная по какой-то причине, реализуется порой разными идеями по переустройству мира, а-ля Снежная Королева. Такие женщины с трудом удерживаются на здоровой стороне приграничья, больше времени проводят за. Им довольно трудно быть в доброте и позитиве. Но, конечно, можно. (Надеюсь, Вы ещё не швырнули книгу в костёр негодования).