banner banner banner
Счастье ведьм
Счастье ведьм
Оценить:
 Рейтинг: 0

Счастье ведьм


Вот пример водной стихии без здоровых берегов Эго[15 - Далее мы много еще будем говорить о воде, о ее здоровом и нездоровом течении, истощении, бурлении, затоплении. Вода и Душа – сестры и отражения друг друга].

Эвоневроз в крайних своих пограничных проявлениях мешает ведьме быть счастливой. А счастье – суть и главный смысл жизни ведьмы. И эвоневроз также – и путь счастья. Важно не забывать об этом, позволять и помогать этому быть.

Проявленность

Мудрая ведьма заземлена. Она умеет вырастить яблочко, смотать верный клубочек. Она может подсказать и промолчать. Ее магия – в земном труде. Путь магии – внимательность, сосредоточенность, дело, творчество, ритуал.

Сосредоточенность – очень важно. Это свойство девочки и девушки тренируют за игрой и рукоделием, чтобы потом уметь собирать свет и тепло из пространства, сохранять его и магически воплощать. Юнгианским языком: собирать огромный свет и силу Самости в луч Эго, сосредотачивать и проявлять.

Знаете, как выглядит успешная ведьма начала XXI века в быту? Дом, скотина, которая плодится и размножается (или/и бизнес/преподавание/работа), детей 3—8. Она водит машину, шьет, танцует, учится, играет на гитаре или фортепьяно, печет хлеба и торты, устраивает фантастические праздники, ездит на лошади, рисует картины. Она в курсе событий в мире. И еще – читает детям перед сном. К тому же, она хороша в сексе. В качестве комплимента она постоянно слышит: как ты успеваешь? Частые гости у нее – хроническая усталость и одиночество. Они могут быть как приятными, так и неприятными. Усталость бывает радостной, вечерней или тотальной – до износа. Одиночество – от редкого приятного уединения до потери себя в неразделенности и невозможности отразиться хоть в ком-то.

Больное место часто – муж. Он или держится рядом с трудом, страдая и постоянно оттягивая энергию, даже если сильный, заботливый и опорный, или уходит злой, обиженный, оставляя ей одиночество и мутное чувство непонятной вины.

В терапии вышеописанных острых состояний я использую русскую сказку «Царевна-Лягушка». Давайте припомним? Она еще много раз встретится в этой книге.

У Василисы некое темное прошлое, которое мы узнаем кратко с ее слов. Лично у меня есть некоторое мнение, что всё очень не просто было в их неудачных отношениях с Кощеем. Но как бы там ни было, она из-за них из отцовского дома попадает в болото. В болото. И выглядит не очень. И тут к ней сначала стрела падает, а потом и Иван-Царевич является. Инфантильный такой герой. Младший в отцовском доме, получивший «свободу выбора», когда и мысли нет воспротивиться нелепой идее стрелять в небо и жениться потом (всё это как приключение).

Для Лягушки Иван – герой-избавитель. А что, есть выбор? Опять же, доделаем, дорастим.

Дальше как-то они уже вместе живут. Поженились тихо-незаметно. Сказка, предвидящая будущее. Уже не сказка. Живут вместе. И начинаются испытания. Устраивает их царь-отец или попускает только – не суть. А только Герой день за днём приходит домой, повесив голову под гнетом нерешаемых задач.

А наша ведьма-Василиса, молодая жена, она всё может. Она прокормит семью, спасет мужа и пожалеет, всех удовлетворит, да еще и удивит мастерством и красотой.

«Ага! – смекает тут Иван-Царевич, – значит, может! Так и нечего! Пусть всегда…». И тут-то и кризис. Хочет жена-ведьма спрятаться обратно в лягушачью кожу – ан-нет. «Пеки милая, пляши, тки… А я, а что я?!». И сносит ведьму в темное прошлое, в кощеево царство к мертвому Анимусу вместо сильного[16 - Разъяснения будут в следующих главах]. И как бы ни билась, ни рвалась она, не может помочь своему герою, ни подсказок дать, ни за руку привести. Если любит и волей богат – сможет взять ресурсы у Бабы Яги, у природных сил, пройти путь и обрести обновленный союз. Символическая игла жизни-смерти Кощея часто проявляется в жизни семейных пар. После отчуждения, усилий, отчаяния, поисков, ожидания что-то очень твердое и тонкое ломается (часто про лед говорят) и отпускает слезы, чувства и новую жизнь.

Как будет дальше жить Иван с Василисой? Надеюсь – внимательно.

Очень немногие мужчины справляются с тем, чтобы быть мужем ведьмы. Когда-нибудь напишу им памятник. Знаю нескольких воистину великих. Попробовала даже спросить их: «Каково это – быть мужем ведьмы? Поможете?». Мужья отшутились. Да, конечно, кто ж расскажет такие секреты! Думаю, это искусство, мастерство саперов, физиков ядерщиков, испытателей сверхзвуковых.

Филипп Перхов – муж великой Катерины Перховой, подарил такое: «Ведьма – для меня что-то местечковое, моя, скорее, йогиня. Боготворить, а как еще?». Да, в устах буддиста-йога слово «боготворить» звучит вполне конкретно, по-рабочему: творить бога, божественное, вместе.

Могу сказать очевидное. Муж ведьмы – тот, кто принимает, частично понимает, поддерживает, защищает. Защищать ведьму нужно в первую очередь от дураков. Ибо ведьма может бороться с врагом, но против порывов глупого сердца бессильна, поэтому рьяные чиновники, злые дети, активные глупые люди очень опасны для неё. Порой приходится спасать ведьму и от сил, которые больше нее (Кощей), особенно связанных с прошлым.

Муж, справляющийся с задачей внимательной заботы, умеющий и поддержать, и отпустить, ценящий способность жены вести, зная дорогу, получает большие силы и радости благосостояния.

Всё это достигается совместной работой, терпеливыми усилиями, перевязкой ран друг друга. Ведьме хорошо бы потратить часть своей экстрасенсорики на то, чтобы чувствовать лезвие бритвы и пройти по нему. Оно расположено между полной открытостью (показом истинной сущности)[17 - Тут хорошо вспомнить разные мифологические варианты перевоплощения и развоплощения вест и ведьм. Но мне почему-то больше вспоминается эпизод, как Кришна показывал свой истинный облик. И не только Арджуне на войне, но и матери в детстве] и полным утаиванием («Спи Иван-Царевич, утро вечера мудренее»). Сила семьи тренируется, как любая мышца, – настойчиво и постепенно.

Не будем забывать, что кроме мужа у ведьмы, как и у любой другой женщины, есть Анимус. С ним тоже всё довольно интересно, потом расскажу.

Может ли ведьма быть нормальной[18 - Я использую тут нормальность как некий устойчивый мем нашего времени, подразумевающий соответствие некоему воображаемому диапазону, исключающему мутации. Аналогично – «быть как все», «быть проще», «не выделяться».]? Отвечаю: скорее всего, нет, потому что вопрос этот конгруэнтен для меня вопросу «может ли нервная клетка стать жировой или мышечной?». Думаю, может быть, иногда. Или прикинуться. Здесь и подсказка одного из путей ослабления остроты эвоневроза.

Помнить, что мы нечто вроде клеток пока неподвластного пониманию организма Земли или биосферы, или Вселенной. Клетки, отличные от других, могут выполнять очень важные функции, как постоянные, так и случайно-мутационные. А если они начинают упорствовать в противодействии организму, да еще и объединяются, мы называем это злокачественные образования. Из этого проистекает небольшая подсказка на сакраментальное «как жить?» – быть здоровой (в самых разных аспектах и смыслах). Для здоровья жизни важен хороший контакт с ее элементами, с тем, из чего сложена наша планета, биосфера, частью чего мы являемся и телом, и душой.

Сверхспособности

Чувства, ощущения, мышление, интуиция, воля

Мой учитель Карл Густав Юнг обозначил четыре основные функции психики, ее способа функционирования и контакта с миром. Чувства, ощущения, мышление, интуиция. У людей они обычно развиты неравномерно, какие-то ведущие, какие-то теневые. Волю к этой модели добавили мы с Оксаной Лавровой, потому как нельзя без неё. Такая же важная онтологическая составляющая бытия человека.

В общем дискурсе у нас принято понятие экстрасенс, предполагающее, по этимологии, сверхразвитые способности к ощущениям. С другой стороны, как раз про ощущения принято говорить чувствовать, чувствительность. Мышление также смешивается с интуицией. Полезно различать, чтобы понимать, с чем имеем дело и что можно развивать.

Итак.

Сверхощущение, или экстрасенсорика – это способность распознавать тонкие цвета и оттенки запахов и звуков, улавливать тонкие поля, в том числе на большом расстоянии, чуять кожей, волосами, нутром. Если у женщины (говорят, у блондинок больше) высокая кожная чувствительность и эмоциональность, то это как раз не чувствительность, а экстрасенсорика. Иногда говорят – «как без кожи». Хотя, по-моему, кожи тут как раз много, но она тонкая.

Сверхчувствительность. Способность испытывать сильные чувства (страсти) и переживать их. Чувства отличаются от ощущений и эмоций тем, что они названы и осмыслены. Холодно – ощущение, я замерзла – чувство. Ах! – эмоция, любовь – чувство. Тревога – эмоция, ощущение, страх – чувство. Олеся Бондарева использует чудесное слово ясночувствование и обучает ему. Это такая концентрированная практическая психология. Много сердца. Много этики.

Интуиция. Тут как-то «сверх» или «экстра» и не добавляется. Она вроде не особо в чести в нашем рациональном мире. Если она есть, то это уже как бы «сверх». Интуиция – это прямое знание. Открытая связь с ноосферой, способность знать (часто говорим «видеть») сквозь время и пространство, без привычной рациональной логики.

Мышление. Это способность к обработке информации, знание, понимание, принятие решений и тому подобная алхимия мыслеформ. В современном мне мире именно мышление стало оплотом выживания и развития, ценностью в отношениях и деятельности. Ведьме нужен хороший ум. А еще лучше – экстра-разум. Вот задумалась, как объяснить, чтобы не подумали, что это только про многозадачность женской роли (дом, дети, социум, дела), и соцсеть прислала чудесный текст. Размещу тут полностью как иллюстрацию. Содержание его нам еще пригодится в главе про Анимус и мужчину.

Дарья Кутузова, 2016г.: Про дискурс рыцарства.

Мне прямо звенит сейчас. Сильные часто так боятся чужой слабости – вдруг я им что-то буду должен (а сил не хватит? И я буду слаб?).

А в слабости и уязвимости так естественно бояться чужой силы – вдруг ранят, затопчут, превратят ее в насилие (и своей силы – заодно).

А можно обходиться с этим вот так. Не расщепляясь на сильного и слабого. С достоинством. Чествуя ценности друг друга, за которые каждый рубится как может. Не призывать чекать привилегии, а – напоминать про подзабытое рыцарство. Светлая сторона архетипа Героя.

Думаю две мысли сразу:

Майкл Уайт «втащил» в сферу терапии и социальной работы слово honour, и именно как глагол. Причем глагол действия, в активном залоге. Как существительное – это «честь», «почет». Как глагол это слово чаще употребляется в общепринятом языке в пассивном залоге, «I am honoured to be…» – «для меня большая честь…» – и это конструкция, употребляемая в очень формальных, церемониальных ситуациях. Или с иронией, которую тем, кто способен ее воспринимать, слышно за километр. А Майкл Уайт употреблял это слово – «чтить», «воздавать почет» – по отношению к мечтам, ценностям, умениям, усилиям другого человека. Это позиция помогающего практика по отношению к тем, кто обращается за помощью. Получалось такое внесение церемониального в повседневное. И, по моим ощущениям, это был дискурс рыцарства.

Потому что еще одно слово, которое он часто употреблял, описывая позицию помогающего практика, это слово «champion» – и не в современном его значении «победителя в состязании». Это слово изначально тоже идет из рыцарского дискурса и означает «рыцаря-защитника», того, кто будет биться за человека, который сам биться за себя не может. У нас есть привилегии – образование, здоровье, финансовые средства, многое другое. И эту привилегированность мы можем использовать, как рыцарь – коня, доспехи и оружие.

Вторая мысль в связи с этой – про ежедневный активизм. Идея в той формулировке, в какой она мне известна, пришла в голову другому Майклу, Майклу Нортону. Она проста: больших изменений можно достичь, если будут суммироваться и приумножаться систематические малые действия множества людей. Нортон любит задавать людям вопрос: «Если бы вы могли убедить миллион человек совершать какое-то малое полезное действие, что бы это было за действие?»

Я продолжаю думать в сторону того, о чем писала вчера: что у некоторых людей иногда вообще нет ресурса поддерживать отношения с друзьями, и социальные связи ослабевают, человек проваливается сквозь ячейки сети отношений и пропадает без вести. Иногда – в буквальном смысле. И сегодня, если бы я могла убедить миллион человек регулярно совершать какое-то маленькое полезное действие, я бы постаралась их убедить просматривать свой список друзей и находить тех, от кого давно ничего не было слышно. И писать им коротенькое теплое письмо…[19 - https://dariakutuzova.wordpress.com/2016/08/26/дискурс-рыцарства-в-нарративной-прак/].

Простите за эту большую и двойную цитату, но она только целиком передает то, что хочется сказать о мышлении ведьм.

«Мы настроены на действие, а не на размышление, поэтому наша жизнь, как правило, слепа по отношению к самой себе» (Умберто Р. Матурана и Франико Х. Варела, «Дерево познания»).

Нашу цивилизованную западную культуру мышления сделали греки, презиравшие ручной и домашний труд, надолго оторвав знания и мышления от непосредственного опыта, создав касту «специалистов» и «мыслителей». Женский анимус, за которым – логос, часто бьётся в плену рамок, становится истеричным и агрессивным, не находя выхода своей силе. К счастью, всё довольно быстро меняется.

Да, думающая женщина по-прежнему является страшной. Но ведьмам с этим приходится иметь дело.

Агнесса была худшим из всех пророков, потому что всегда оказывалась права. Она написала «Превосходные и Недвусмысленные Пророчества Агнессы Псих, Ведьмы» и «Дальнейшие Превосходные да Недвусмысленные Пророчества Агнессы Псих, Касаемо Мира Грядущего», чтобы позаботиться о своих потомках после своей смерти. Предсказав собственную смерть от рук разъяренной толпы, Агнесса сама взошла на погребальный костер и взорвала всю деревню, тем самым нанеся Армии ведьмоловов непоправимый урон. («Благие знамения» (англ. Good Omen) Терри Пратчетт и Нил Гейман).

Хвала нам, мы чтим мыслящих женщин, я хочу здесь упомянуть с земным поклоном двух: Марию Луизу фон Франц и Оксану Лаврову. Да услышат все их сестры.

Воля. Без нее никак. Это базовая составляющая жизни. Думаю, именно она отличает живое от неживого. У воли две главные характеристики: свобода и сила. Для хорошей жизни и магии ведьме необходима очень свободная и очень сильная воля.

Экстрасенсорика хорошо может проявляться и развиваться в детстве. Иногда она врожденная, но чаще появляется, к сожалению, в результате травмирующих событий. Ее также можно развивать. Например, методами Бронникова или тренируясь чувствовать воду, цвета и так далее.

Для девочки это может быть хорошей игрой-развитием. Конечно, важно, чтобы она жила при этом в комфортной безопасной обстановке. Под безопасностью я тут подразумеваю не запертость в клетках и коробках цивилизованного социума с его постоянной угрозой и присутствием насилия, а наоборот природную среду, где и радости, и опасности реальны и доступны для восприятия и развития.

Конечно, с высокой способностью к ощущениям жить бывает непросто. Как и полезной, так и мешающей она может быть в юности и молодости, когда жизнь часто неустойчива, небезопасна, лишена комфорта. Юность с ее проступками и безрассудством, с разгулом телесности, требует некой толстокожести. Юность и молодость травматичны, как и время первых родов. Тут может быть полезно снижение сензитивности. Ее можно восстановить потом, когда уже привыкнет тело к материнству, загрубеют соски. Когда надо успевать многое чувствовать кожей, потому что мозга просто не хватит.