Книга Иерусалимский православный семинар. Выпуск 4 - читать онлайн бесплатно, автор Сборник статей. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Иерусалимский православный семинар. Выпуск 4
Иерусалимский православный семинар. Выпуск 4
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Иерусалимский православный семинар. Выпуск 4

В Древнем Египте пальма ассоциировалась с легендарной птицей 'бенну'[56], олицетворявшей бога солнца Ра, и с самим солнцем. Также, финиковая пальма почиталась как одно из воплощений богини неба, Хатхор. Два иероглифа связаны с финиковой пальмой: сама пальма обозначала «год», а иероглиф листа – календарный месяц.[57] Молодые ветви финиковой пальмы были в Египте символом царствования и долголетия. Со времен первых фараонов изображениями пальмовых ветвей украшали гробницы.

Знакомое нам сегодня название растения связано с финикийцами, которые торговали плодами пальмы по всему Средиземноморью. Финикийское название «Феникс» созвучно с именем легендарного царя Финикии, брата похищенной Зевсом Европы. Но в случае с пальмой название скорее связано с цветом ее спелых плодов: «феникс», φοίνιξ (‘фойникс’) означает «пурпурный, багряный»[58]. Так или иначе, уже Теофраст, древнегреческий философ и «отец» ботаники, живший в IV в. до н. э., использовал название «феникс» в своих трудах. Из греческого языка название перешло в русский язык и на латынь, в ботанику.[59] В эллинистической культуре пальмовая ветвь была наградой победителю. Она ассоциировалась с Аполлоном, богом красоты, молодости, поэзии, музыки и мудрости. В наши дни эту традицию безусловно положительного отношения к финиковой пальме в Старом Свете можно увидеть в том, что с 1955 г. именно пальмовая ветвь стала главным призом Каннского кинофестиваля.

В еврейской и исламской традициях финиковую пальму отождествляют с Древом жизни, которое росло в раю. В храме Соломона изображение пальмовых ветвей украшало двери храма, ведущие к Двир, святая святых (3Цар. 6:32). Исламская традиция связывает пальму и с пророком Мухаммедом: суры Корана при его жизни был записаны на листьях пальмы и дом пророка был построен из пальм.[60] К тому же пальма – прототип минарета, откуда муэдзин призывает паству на молитву. В исламской традиции добрым знаком считается финиковая пальма во дворе дома, следуя завету Айши, жены пророка Мухаммеда: «Дом без финиковой пальмы голоден»[61]. Во время традиционного исламского поста, Рамадана, для разговения едят финики.

Связь пальмы со Святой Землей

В Песни Песней возлюбленная сравнивается стройностью с пальмой (Песн. 7:7–8). На иврите финиковую пальму зовут красивым именем Тамар. Это название закрепилось и в арабском языке за самой спелой стадией плодов, когда они уже темно-коричневые, самые сочные. В синодальном переводе Тамар превратилась в Фамарь: «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида» (2Цар. 13:1). Финиковая пальма – один из семи видов растений (финик, пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, олива), которыми благословлена земля Израиля. И хотя она одна из семи, именно пальмовыми листьями, свежесрезанными, молодыми, еще не распустившимися, ‘лулав’, встречают в еврейской традиции Праздник Кущей, который совпадает с пробуждением природы и началом сельскохозяйственного цикла работ. Листья срезают на праздники каждый год, и потому в городах редкая пальма может похвастаться нетронутой кроной в 100–125 листьев.

Христианская традиция чествования пальмовыми листьями последнего воскресенья перед Пасхой прослеживается с коптской церемонии.[62] В праздничном иконостасе русского православного храма пальмовые ветви традиционно изображаются на иконе «Вход в Иерусалим», где жители Иерусалима приветствуют Иисуса пальмовыми ветвями. Эта традиция использовать пальмовые ветви продолжается в католическом ритуале: последнее воскресенье перед Пасхой так и называется «Пальмовое воскресенье». В России это «Вербное воскресенье». Ведь именно верба расцветает в самом начале весны и символизирует начало нового земледельческого сезона. Русская традиция привозить из долгого путешествия к Святой Земле пальмовые листья, которые высыхая сохраняют свою форму и цвет, отразилась в названии таких богомольцев – паломники.

История использования

Финиковая пальма так давно одомашнена, что, согласно вавилонской поговорке, способов использования финиковой пальмы столько же, сколько дней в году. Греческий географ Страбон перечисляет, что дает финиковая пальма: это и хлеб, и вино, и уксус, и мед; все виды плетеных материалов (для корзин, циновок и сандалий); сухие косточки фиников использовались в качестве топлива в кузницах; а размоченные косточки шли на откорм быков и овец.[63] Сироп из фиников, ‘силан’, считается одним из претендентов на сладкое звание библейского меда. Возможно, именно его имели в виду разведчики Иисуса Навина, описывая землю Израиля, как «текущую молоком и медом». В народной медицине финики применяются при лечении инфекций, анемии, а также используются как афродизиак. К тому же и пыльца финиковой пальмы съедобна, и содержит эстрон, элемент эстрогена, стимулирующий выработку половых гормонов у человека. Кроме того, мягкие, молодые листья пальмы можно варить и есть, также как и верхушечную почку, и сердцевину ствола.

Важно отметить, что в жарком и сухом климате Ближнего Востока сухофрукты важны для жизни, ведь они высококалорийны и не портятся, высыхая. Высокое содержание сахаров в них (ок. 80 % от массы спелого финика) позволяет поддерживать силы в жару.

Строение пальмы

Ствол финиковой пальмы колоннообразный, до 1 м в диаметре, достигает 20-метровой высоты и не ветвится. На вершине ствола-колонны собраны в спиральную розетку огромные (3–6 м в длину, 0,5 м в ширину) серо-зеленые листья пальмы, по 13 листьев в каждом круге. Вайя, то есть лист пальмы, состоит из двух частей: широкого основания, которое охватывает стебель пальмы, и собственно листа. В самом начале лист – узкий, цельный (простой), мягкий. Довольно быстро лист разрастается и расширяется, одновременно грубея и разрываясь на 150–300 узких листочков, сидящих на треугольной средней жилке листа (срединном гребне). Срединный гребень вайи придает ей большую прочность, и потому ее часто используют для перекрытия потолков шалашей и временных жилищ. Листочки (до 6 см в ширину) узкие, цельные, длинные (15–100 см), сложены вдоль. Таким образом, взрослая вайя финиковой пальмы по форме напоминает перо, но в отличие от пера нижние 10–60 листочков – это длинные (24 см) и острые (1 см толщины) шипы. Весь лист покрыт толстым слоем кутикулы, кожистый и жесткий за счет накопления кремнезема (SiO2) в клетках, как у злаков. В отличие от недолговечных листьев злаков с таким же высоким содержанием кремнезема в клетках, вайя живет от 3 до 7 лет. В течение года из середины верхушки пальмы вырастают от 10 до 26 новых вай.


Фотография финиковой пальмы в ноябре. Видны огромные листья-вайи с листочками и шипами на срединном гребне, гроздья пурпурных фиников, толстый колоннообразный ствол с чешуями


Со временем, розетка листьев становится вогнутой «корзинкой», напоминающей гнездо огромной птицы. Как птица Феникс (Финист в русской традиции), которая живет сотни лет, а умирая, восстает из пепла, финиковая пальма не боится пожара. На верхушке обгоревшего дочерна ствола после пожара вырастают новые листья, если сердцевина ствола не была повреждена. К тому же финиковая пальма выдерживает и заморозки до –10° С. Защищает сердцевину ствола и от пожара, и от мороза толстая, деревянистая чешуя ствола. Чешуйки – это одревесневшие основания вайи пальмы. Старея, лист желтеет, обвисает вдоль ствола, но не опадает сам. Лист срезают, и в результате, на стволе пальмы остается только ромбовидная чешуйка.

Пальмы живут столетия и продолжают расти всю жизнь, хотя, как у большинства однодольных, у них нет вторичного утолщения ствола и нет его покрова – коры. Что же поддерживает в вертикальном положении всю массу дерева с мягкой сердцевиной и пучком огромных листьев на макушке? Секрет кроется в форме и строении стебля-ствола, а также в радиально-симметричной, как у зонтика, форме кроны. Многочисленные проводящие пучки, по которым текут жизненные соки растения, защищены жесткими волокнами, содержащими кремнезем (SiO2). Плотная ткань таких проводящих пучков придает устойчивость стволу. Финиковая пальма – долгожитель, и клетки ее проводящих пучков (древесины и луба) известны на данный момент как самые «долгоиграющие» клетки у семенных растений. Секрет их более чем вековой «вечной молодости» еще не до конца изучен.

Выращивание пальмы

Выращивание фиников требует знаний и умения, потому что это двудомное растение и для получения плодов нужно иметь по крайней мере две пальмы – мужскую и женскую. Цветы женского дерева превращаются в финики только после их опыления пыльцой из цветов мужского дерева. Цветет финиковая пальма с февраля по апрель длинными (до 1 м) кремовыми метельчатыми соцветиями на широких и плоских цветоносах в пазухе вайи. Цветы простые, 3-лепестные, кожистые. В цветах мужского дерева есть три тычинки с пыльцой, в то время как в женских цветах тычинки стерильны. Плоды созревают в течение полугода, к сентябрю-ноябрю. В природе опыление происходит ветром, но какой рачительный хозяин «пустит на ветер» вопрос об урожае? Поэтому финиковую пальму давно научились опылять вручную. На 50 женских деревьев достаточно одного мужского дерева. Интересно, что пыльцы у финиковой пальмы не только очень много, как, впрочем, и у большинства ветроопыляемых растений, но она остается жизнеспособной в течение целого сезона или даже одного-двух лет. Хранение сортовой пыльцы при низких температурах (от –20 ° C в холодильнике до –196 ° C в жидком азоте) и низкой влажности позволяет сохранять ее до 10 лет. Долгая жизнеспособность пыльцы финиковой пальмы очень важна, так как женские деревья расцветают прежде мужских, и первые соцветия опыляют пыльцой прошлых сезонов. Сейчас опыляют финиковую пальму, поднимаясь на специальных кранах к соцветиям на вершине дерева. Опыляют или традиционным методом, подвязывая срезанные веточки мужского соцветия к верхушке женского, или с помощью специальной пневмопушки – пыльцеразбрасывателя. Искусственное опыление пыльцой определенного сорта помогает сохранить чистоту сорта и увеличивает урожай. Для того, чтобы плоды были крупнее и для того, чтобы пальма плодоносила каждый год, проводят двухэтапное прореживание женских соцветий – сначала прореживают ветви соцветия, а на оставшихся ветвях прореживают еще и цветы (из 53 цветов остается только 10).


Бен-Цион Исраэли в традиционном приспособлении для сбора фиников на вершине пальмы


Максимального плодородия финиковая пальма достигает через 8–10 лет после высадки. Рощи финиковой пальмы определенного сорта разводят отпрысками (до 35 кг весом), которые вырастают в пазухе нижних вай молодой, от 10 до 15 лет, пальмы. Через 10–15 дней после отделения от материнского растения отпрыски надо высадить в грунт. Эти две недели без воды обычно способствуют развитию мощной корневой системы пальмы. У взрослой пальмы корни достигают пятиметровой глубины в поисках грунтовых вод, и собирают воду в радиусе трех метров вокруг ствола. Финиковая пальма прибавляет в росте по 30–45 см в год и за 15 лет может достичь семиметровой высоты. Взрослая финиковая пальма дает от 60 до 100 кг сахарно-сладких фиников в год в течение 60–80 лет! И растет она в жарком климате полупустынь и пустынь, на соленых почвах, удовлетворяясь грунтовыми водами и зимними дождями.

История пальмы в Израиле

Когда римляне завоевали Иудею, рощи финиковых пальм тянулись от Кинерета[64] вдоль долины реки Иордан[65] и побережья Мертвого моря[66]. Самая большая, длиной более 10-ти километров[67] была в Иерихонском оазисе. Плиний Старший[68], сравнивая финики из Иудеи с растущими в Африке и Европе, подчеркивал превосходные вкус и качество первых. Центр их выращивания, Иерихон, по Ветхому Завету «Пальмовый город» (Втор. 33), был так известен своими рощами и садами благовоний, что именно его Марк Антоний подарил Клеопатре[69], отобрав у царя Ирода.

Финиковая пальма была так важна для экономики Иудеи, что стала ее символом. Когда в 71 г. н. э. римляне подавили кровопролитное восстание в Иудее, император Веспасиан приказал в ознаменование своей победы, выбить на монетах изображение печальной женской фигуры, сидящей под финиковой пальмой. Надпись на монете «Iudea capta» означает «покоренная Иудея».

С разрушением римлянами Иерусалима, прекратился экспорт фиников из этой провинции, а после подавления следующего восстания в начале II в. н. э. выращивать финики стало практически некому. Несмотря на долголетие финиковой пальмы, к концу четвертого века иудейский сорт финиковой пальмы исчез окончательно. Но, возможно, не все потеряно.

В середине 60-х гг. XX в. во время раскопок дворцов царя Ирода в крепости Массада у Мертвого моря, в одной из кладовых был найден запечатанный кувшин с высохшими финиками. Археологи датировали находку первым веком новой эры, то есть речь идет о плодах, собранных с дерева, выросшего во времена Евангельских событий. Кувшины были так хорошо закрыты, что к финикам не пробрались ни вредители, ни роса. Финики были в прекрасной сохранности, хотя пролежали почти 2 тысячи лет. В 2005 г. попробовали прорастить три косточки из найденных на Массаде. Из трех косточек принялся только один росток. Он высажен в открытый грунт в долине Арава (к северу от Эйлата) в кибуце Ктура, где работает др. Элейн Соловей, прорастившая ископаемые финики. Росток назвали Мафусаилом[70] – по имени библейского долгожителя, прожившего 969 лет. Сравнительный генетический анализ[71] финикового Мафусаила с самыми древними известными сортами, показал, что ближе всего он к иракскому сорту Барри (отличие на 16 %) и к египетскому сорту Хайани (отличие на 19 %). От марокканского сорта Меджул Мафусаил отличается значительно больше (на 50 %).

Удастся ли воссоздать древний сорт фиников покажет будущее, но уже сегодня финиковые пальмы снова растут по всей долине реки Иордан от Кинерета до Мертвого моря. Там, где путешественники девятнадцатого века с трудом находили одно-два дерева,[72] поднялись пальмовые плантации, где производят около 22 тысяч тонн фиников в год. Когда же финиковые пальмы вернулись в Израиль?


Серебряный сестерций Веспасиана 71 г. н. э. Скорбная женская фигура символизирует покоренную Иудею


Попытки восстановления этой отрасли хозяйства предпринимались с начала ХХ в., хотя в то время не было недостатка в недорогих привозных финиках.[73] Энтузиасты считали необходимым возродить финиковые рощи, прославившие когда-то эту землю, сделать их частью современного ландшафта. В 1924 г. Йосеф Вайц (уроженец Волыни), один из «отцов» озеленения Израиля, привез из Египта первую партию отпрысков финиковой пальмы. Однако эти саженцы не прижились. В 1933 г. Бен-Цион Исраэли (уроженец г. Глухова) отправился в Ирак за северными сортами финиковой пальмы. Вывоз ростков из Ирака был запрещен, поэтому экспедиция была сопряжена с риском для жизни. Пальмы той его первой экспедиции растут и по сей день на южном берегу озера Кинерет, в том месте, где из него вытекает река Иордан. Бен-Цион Исраэли организовал еще семь экспедиций за отпрысками разных сортов финиковой пальмы: в Ирак, на Синай, в дельту Египта и даже в Иран. Не всегда экспедиции заканчивались удачно. Главная трудность заключалась в том, что задержка с высадкой отпрысков снижает шансы пальмы на выживание. Одна из самых дерзких и удачных операций по доставке финиковой пальмы в Израиль была произведена в 1957 г. Тогда купленные в Басре 20000 отпрысков были погружены на корабль, якобы для отправки в Италию, но пройдя Суэцкий канал, корабль повернул в Хайфу.

Сейчас в Израиле выращивают семь «сухих» сортов фиников: Меджуль, Декельнур, Амри, Барри, Хадрави, Захиди и Халави; и два «сочных»: Хайани и Бархи. «Сочные» сорта содержат в основном глюкозу и фруктозу (81–85 % от содержания сахаров), «сухие» содержат больше сахарозы (ок. 36 %).

Не только человек любит полакомиться сладкими плодами. У финиковой пальмы есть и вредители: это грызуны, птицы, летучие мыши, круглые черви и улитки, насекомые и ящерицы. В Израиле финики защищают от вредителей мелкой сеткой и феромонными ловушками. Пестициды применяются только для защиты отпрысков, так как они еще не плодоносят, и именно их стволы обычно атакуют насекомые.

Финиковая пальма влаголюбива, а на Ближнем Востоке не хватает воды. Поэтому для полива финиковых пальм в Израиле стараются использовать воду, очищенную после первичного использованная в быту. Эта вода, прошедшая сита и фильтры, отстоявшаяся, «почти» питьевая. Но все равно плоды собирают только с высоты не менее 2 метров, используя ствол самой пальмы, как дополнительный фильтр. Эта идея не нова: волокна финиковой пальмы (то есть старые листья и стволы) с давних пор и по сей день используются в Ираке в качестве фильтров в дренажных трубах. К 60 годам плодородие пальмы начинает снижаться, да и опылять и собирать урожай с 25-метрового дерева непросто. Поэтому старые высокие деревья в Израиле отправляют на «почетную пенсию»: их пересаживают, озеленяя улицы городов.

Эти высокие финиковые пальмы-ветераны встречают прилетевших в аэропорту Бен-Гурион, радуют глаз в парках и на проспектах, приветствуют паломников в Иерусалиме.

К истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме: период Арабо-Еврейской войны в Иерусалиме 1948 г. Диакон Роман Гультяев

В ноябре 1947 г. на Генеральной ассамблее ООН решался вопрос о будущей судьбе Палестины. Был разработан план, по которому часть территории на запад от реки Иордан отходила к еврейскому государству, а другая часть – к арабскому, при этом Иерусалим становился интернациональным городом, анклавом сосуществования разных международных и межконфессиональных общин под эгидой ООН.[74] По плану ООН большая часть земли (56 %) предоставлялась под еврейское государство. Также по плану на территории, которая будет под еврейским контролем, находились 45 % арабов. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого арабского государственного образования. Арабские страны принципиально отвергли создание еврейского государства. По заявлениям арабских лидеров, план ООН нарушал права большинства населения Палестины, которое тогда состояло на 67 % из неевреев.


Раздел Палестины по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г., советская версия


Среди стран-участниц Генеральной Ассамблеи ООН у СССР и подчиненных ему стран был один из самых влиятельных голосов. Поскольку в Кремле полагали, что образование еврейского государства происходит вопреки интересам Великобритании, на Ближнем Востоке, СССР выступил в поддержку раздела Палестины и фактически – за образование государства Израиль. Англичане полагали, что СССР и США не найдут общего решения, и в итоге резолюция не будет принята и за Великобританией сохранится мандат на Палестину. 29 ноября 1947 г. состоялось голосование за резолюцию № 181 о создании еврейского государств в Палестине. 33 страны, социалистический блок во главе с СССР проголосовали «за», 13 проарабских стран «против», 10 «воздержались». Резолюция предусматривали прекращение действия британского мандата в Палестине к 1 августа 1948 г. Иерусалим и Вифлеем, согласно решению ООН, должны были стать территорией под международным контролем. Лондон объявил, что прекратит управление подмандатной Палестиной 15 мая 1948 г. Через неделю после оглашения резолюции в Палестине начались массовые беспорядки, которые через несколько месяцев переросли в Арабо-Еврейскую войну. Только война могла решить будущее Палестины и Иерусалима. Еврейские и арабские военизированные формирования Палестины стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых стратегических пунктов сразу же после ухода британских войск.

История Русской Духовной Миссии в свете военных событий. Март – август 1948 г.

В Нью-Йорке в архиве Синода Русской Православной Церкви Зарубежном сохранилась переписка за 1948 г. начальника РДМ архимандрита Антония (Сенкевича)[75] с наблюдающим за делами РДМ митрополитом Анастасием (Грибановским),[76] в которой детально описана подробная хроника жизни Миссии во время военных действий в Палестине в 1948 г. В этот короткий исторический период свершились основополагающие события которые значительно повлияли на дальнейшую историю РДМ в Иерусалиме во второй половине 20-го столетия.

После ухода англичан из Палестины, РДМ в Иерусалиме лишалась своих покровителей в лице британской администрации. В первую очередь под угрозу отчуждения попала вся недвижимость РДМ, которая до сих пор находилась под опекой английского правительства. Главную опасность начальник РДМ архимандрит Антоний ожидал со стороны Московской Патриархии, которая уже в 1945 г., во время визита в Палестину Московского Патриарха Алексия I, заявила свои претензии на всю русскую церковную недвижимость в Палестине. Поэтому больше всего опасался о. Антоний возможности создания государства Израиль, т. к. был уверен, что если это произойдет, израильтяне немедленно передадут всю недвижимость РДМ в руки представителей из Москвы.

В январе – феврале 1948 г. архимандрит Антоний ведет интенсивные переговоры с британским правительством о защите прав владельца недвижимости РДМ после окончания мандата над Палестиной. О. Антоний надеется на передачу опекунства над русскими владениями английскому консулу.[77]


Разделение Иерусалима между Иорданией и Израилем. 1949 г.


31 марта 1948 г.: «В Тивериаде начались военные действия, и наш дом оказался под обстрелом».[78] Занят евреями дом Захарии: «Как я писал, рядом с Б. Захаром, тотчас за нашей стеной, начинается группа новых еврейских колоний. На прошлой неделе было сражение между 3000 арабов и 250 евреев, привозивших провиант в эти колонии. В результате прекратилось сообщение между Иерусалимом и Вифлеемом и Хевроном, т. к. евреи заняли позиции у шоссе и обстреливают всех проезжающих. Занят также наш дом в Б. Захар, с согласия арендатора. Трудно думать, что он мог бы воспротивиться этому занятию евреями этой позиции, но он, видимо, получил от них, т. к. принял добровольно и теперь не смеет появиться между арабами, которые его вероятней всего убьют».[79] Хагана[80] заняла Сергиевское Подворье, арабы заняли Горний и пророческие пещеры. Русское подворье в Иерусалиме пока под контролем англичан, однако количество британской полиции и армии с каждым днем все уменьшается. «На днях убило пулей с. Александру <….> Она возвращалась в автобусе № 14 на Елеон <…> Убили вчера Мис Томпсон, которая прежде жила у нас в Горнем. Она проезжала через окраину Иерусалима недалеко от вокзала и попала в перестрелку».[81]

27 апреля 1948 г.: «Положение стало ухудшаться в Иерусалиме, начиная с Лазаревой субботы. Хотя англичане еще не покинули Св[ятую] Зем[лю], но безвластие фактический наступило».[82] Артелерийские и пулеметные обстрелы русского подворья, массовое бегство мирного населения в Старый Город или Иерихон и Аман, а кто был в состоянии, бежали за границу. Все английские подданные должны покинуть Палестину до 1 мая. Магазины закрыты, центральные улицы перекрыты. Нехватка воды. Вся Яффская улица, начиная от Миссии до Яффских ворот, спешно эвакуированна. О. Антоний принимает решение пока оставаться в Миссии. «Бежать за границу, пока еще нет прямой угрозы от большевиков, как будто еще несвоевременно»[83].


Архиепископ Антоний (Синкевич). Сан-Франциско. 1970-е гг.


За несколько дней до ухода англичан обстановка в Иерусалиме накалилась до предела, все готовились к войне. По улицам ходили вооруженные добровольцы, строились заграждения, копались траншеи, повсюду заготовлялись и складывались песочные мешки.[84]

14 мая 1948 г., в день прекращения Мандата, евреи в одностороннем порядке провозгласили о создании государства Израиль, в этот же день, в пятницу на Фоминой недели началась война. Экспедиционные части армий пяти арабских государств вошли в бывшую подмандатную Палестину. Ввод арабских регулярных войск был совершен с целью уничтожения нового еврейского государства.

15 мая 1948 г. еврейское боевое подразделение «Хагана» захватило все Русское Подворье в Иерусалиме. Архимандрит Антоний, собрав братию, предложил желающим эвакуироваться. Добровольно остаться в Миссии согласились архимандрит Мелетий (Розов)[85], о. Серафим (Седов), иеродиакон Мефодий[86], свечник Василий и о. Никифор. Остальная братия во главе с архимандритом Антонием попыталась покинуть Миссию, но развернувшийся бой прямо у ворот Миссии лишил их возможности бежать.