Книга Беседы перед исповедью - читать онлайн бесплатно, автор протоиерей Николай Голубцов. Cтраница 10
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Беседы перед исповедью
Беседы перед исповедью
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Беседы перед исповедью

Первое очищение и соединение с Господом происходит во Святом Крещении. Здесь трикратным отрицанием от сатаны человек дает обещание Богу быть верным Ему до конца и никогда не входить в сговор и сделку с диаволом. При крещении детей за них эту клятву верности Создателю и Спасителю дают восприемники; крещаемые взрослые сами ощущают сладость и силу соединения со Христом.

По крещении начинается та борьба, которую ведет диавол за душу человека с Богом. Сатана воздействует на человека так, что он не замечает, как впадает в грех. Спросите людей, как произошло с ними то или другое зло. Они ответят, что не знают как. Не знает девица в момент потери девства, какого дара и сокровища она лишается; не понимает мальчик, когда впервые берет чужую вещь, что он через это уже стал на путь воровства и разбоя.

Лишь спустя много лет человек понимает, что он сделал, его сердце охватывают раскаяние и сожаление о случившемся. Он на грани отчаяния. Но в эту минуту на помощь приходит сила Божия. В слезном Святом Покаянии Господь снова возвращает человеку все потерянное, какова бы ни была эта потеря.

Представьте себе машину, поливающую улицу. Едет она, разливая воду сильным потоком, которому, кажется, не будет конца. Но потом этот поток кончается – вода иссякает. Что же делает машина? Она едет набирать воду из колонки или реки. Так и ты, человек. Твоя душа иссохла от тоски, она изъедена грехами, ты оказался окраденным врагом и своим собственным нерадением. Так спеши же к неиссякаемому Источнику сил и благодати – Господу – и наполни свою сердечную пустоту, Он не откажет тебе в этом. Только слезами испроси эту благодать. Проси сил и крепости в сохранении ее (благодати) и ограждении себя от действий диавольских.

Господи, помоги и спаси!

Неделя пред Воздвижением. Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

13/26.IX

Неделя 15-я по Пятидесятнице

Ев. Мф., зач. 67 (XVI, 13–18)


День обновления не всегда приходится на воскресенье. Воспоминание об этом установлено в честь обновления построенного императором Константином храма на Голгофской горе в Иерусалиме. Во дни жизни Господа Иисуса Христа на этом месте стоял величественный храм, великолепию и красоте которого удивлялись ученики в разговоре со Спасителем. Пророческие слова Господа Иисуса Христа о разрушении этого прекрасного творения рук человеческих сбылись во времена римского нашествия. Язычники воздвигли здесь свой храм. Император Константин, восшедший на престол после царя-гонителя, видел, как души христиан рвутся к Богу – к храму. Он посылает свою мать Елену найти Честной Животворящий Крест; она его находит, и он воздвизается пред всеми. На том месте, где был обретен Животворящий Крест, и был сооружен новый храм.

В этот же день читается Евангелие о том, как Иисус Христос спрашивал людей, за кого они Его принимают. Первосвященники и книжники на вопрос Спасителя ответили, что они считают Его сыном Давидовым[102]. Их слова Господь опроверг изречениями самого же пророка Давида: Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене… «Как же, – говорит Спаситель, – Я сын Давидов, если он называет Меня Господом?» – «Ты Сын Божий», – последовал ответ на Его вопрос. Это сказал апостол Петр. Господь сказал, что на этом исповедании Его Божества Он созиждет Церковь и врата ада не одолеют ее.

В душе всякого, искренне исповедующего Господа, Он обещал неотступно пребывать Своею благодатию. Но среди тех, кого вопрошал Господь, нашлись и такие, которые отозвались незнанием Его. О несчастные! Сколько таких есть и сейчас! Им не будет пощады, ибо Иисус Христос пострадал, оставив Свой закон – Евангелие. Пусть не говорят они, что негде и не у кого услышать им о жизни и страданиях нашего Спасителя. Они безответны пред Праведным Судией. А тем, кто исповедует Его, Он предлагает исполнить Его заповеди, и первую из них – о любви.

«Позаботьтесь, – говорит Господь, – обогатиться Святым Духом истины – единственным Источником всего живого». Обогащение и просвещение Святым Духом – основное условие познания Бога. Посылая Своих учеников, Господь не сказал: научите их, а сказал: крестя, научите. Не просвещение и образованность открывают нам двери к Богу, а чистота и простота сердца. Где же обогатиться этим даром? Храм… «Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови и прослави»[103] – эти слова золотыми буквами написаны над главным входом в собор в обители преподобного Серафима. Запомни их, и в этот дом, созданный Отцом, утвержденный Сыном и обновленный Святым Духом, приходи ты, измученный жизнью. Ты наверняка отдохнешь здесь душою. Приди, поплачь слезами умиления, благодарности, проси о помощи. Иди за всеми недостающими дарами ко Господу. Ты тяжело заболел – исцеления проси у Него. Словами: просите, и дастся вам – Господь освобождает людей от нужды искать себе других помощников, кроме Него. Он говорит: «Я тебя сотворил, так Я тебя поведу туда, в ту жизнь, для которой ты создан. Мне виднее пути и способы спасения твоего. За все, данное тебе, Я прошу одного, – говорит Спаситель, – твоей любви ко Мне. Неужели Я, пострадавший за тебя, не имею права быть любимым тобой, человек? Ведь ни один из ваших вождей и руководителей не принес себя в такую жертву. Я пострадал за тебя, так не лиши же Меня чести быть прославленным тобой – чрез открытое исповедание Моего святого имени, чрез достойное ношение креста и прославление Меня в делах любви и милосердия. Любя Меня, любите своих ближних, через любовь к ним вы познаете всю сладость и полноту любви ко Мне».

Без любви жизнь на земле есть мучение и тяжесть. Допустимо различие во взглядах и мнениях в семье, но отсутствие любви недопустимо. Если ты чувствуешь пустоту в сердце, проси со слезами Подателя всяческих обогатить тебя любовию.

Храните целомудрие. Не следуйте лозунгу: «Живем на земле один раз, так и давайте брать от этой жизни все».

Храните разумное молчание; но на прославление Бога употребляйте дар речи, которым Господь наградил человека, отличив его от животных.

Дети! Будьте послушны родителям и усердны к учебе, просите помощи у Бога в решении арифметических задач. А когда будете взрослыми, будьте неумолкаемы в просьбах к Нему о помощи в больших и серьезных делах жизни.

Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана

15/28.IX

Вторник 16-й седмицы по Пятидесятнице


Он пострадал вскоре после распятия Иисуса Христа. Он обладал большими ораторскими способностями, а в сердце имел пламенную веру и любовь ко Христу. Его возненавидели за проповедь и исповедание Иисуса Христа распятого – Спасителем, обвиняя его в богохульстве. За это по закону Моисееву его побивали камнями.

Во время расправы с ним на его главу спустился венец, а голос Спасителя укреплял его и говорил о награде, ждущей его. Одежду мученика Стефана стерег Савл (впоследствии апостол Павел) и видел венчание святого мученика и почувствовал, что здесь совершается чудо. Но этого оказалось мало, чтобы Савл уверовал.

Для него потребовалось еще одно Божие вразумление – ослепление и последующее просветление и просвещение его светом веры.

После смерти Стефана одному иерею явился Гамалиил, сказав, что вместе с ним, его сыном и Никодимом похоронен один человек, которого надо прославить. Иерей этот все рассказал архиерею, и ныне празднуется обретение мощей первомученика Стефана.

Господь венчает Своих угодников, прославившихся у Него разными добродетелями. Выше всех стоит венец мученичества. Преподобный Сергий говорил, что Куликовскую битву мы выиграем, а сколько мученических венцов сойдет на главы воинов!.. Мученический венец дается Господом за исповедание Его, за искренность проповеди Его воскресения.

О воскрешении сына наинской вдовы

18/31.X

Неделя 20-я по Пятидесятнице

Ев. Лк., зач. 30 (VII, 11–16)


Скромная похоронная процессия двигалась к месту погребения. Несли погребать единственного сына бедной вдовы. Она была в отчаянии от горя. Ушел единственный ее кормилец и утешение. Она никак не могла и думать о том, что ее сын оживет. И вот в эти минуты проходит мимо Господь Иисус Христос и, сжалившись над истерзанной душой матери, одним словом воскрешает усопшего. Сердце любящей матери вместо недавней скорби наполнилось неизглаголанной радостью.

Вот милосердие Отца нашего Небесного! Его помощь приходит тогда и в такой форме, когда мы не ждем и не думаем. Как часто мы не получаем просимого, а получаем то, что Он посылает к нашему же спасению и благополучию.

Наша задача – подражать Ему в своей жизни. Милосердие, любовь, сострадание – вот что должно украшать христианина. Этих-то небесных добродетелей проси у Господа неотступно, и помощь не замедлит прийти. Ищи такое поле деятельности, где бы ты мог успокоить, утешить людей страждущих и скорбящих. Ты познал, где можно найти покой, – он в церкви, в Боге. Вот сюда-то влеки людей, измученных жизнью. Ты скажешь: они неверующие. Вот в это-то время, когда они потеряли всякую надежду на земное счастье и благополучие, очень легко призвать их к Богу. Позови один, два раза, помолись за них за службой, а потом они сами будут стремиться туда, даже, может быть, сильнее тебя, ибо они испытали на себе действие благодатной помощи Божией.

Ты отказываешься утешать требующих утешения, ссылаясь на жестокость своего сердца. А ты все-таки сходи к ним, посмотри, как они скорбят. Скорбь – великое орудие умягчения жестокого, гордого сердца. Оглянись вокруг себя, нет ли в твоем доме чего лишнего, в чем нуждаются окружающие. Испроси у Бога любви и милосердия и с этими дарами в сердце иди в мир скорбящих.

Не жалей себя. Надо показать, что существует другой мир, нравственный, моральный, в противоположность миру силы и денег.

Любовь к людям – вот источник покоя для человека; в служении людям можно найти счастье и радость. Не считай свои добрые дела: Господь – Самый лучший их учетчик. Ты получишь за них себе Царство Небесное, наше вечное жилище. Проси у Бога, чтобы Он дал тебе забвение их.

Покайся, что не просишь помощи у Бога, а надеешься только на себя.

Любящее сердце помнит не только о живых, но и об усопших. Вчера была родительская суббота. Она установлена по совету преподобного Сергия, данному Дмитрию Донскому. Во время Куликовской битвы преподобный Сергий всю ночь провел с братией в молитве. Будучи у себя в монастыре, он видел, что происходит на Куликовом поле. Время от времени он сообщал молящимся с ним, что пал то вельможа, то генерал, то простой солдат. Вот оно, любящее сердце. Для него нет границ и расстояний. Как к нему льнут люди! Будь же милосерд, как Отец наш Небесный, и получишь от Бога помощь и спасение.

Память апостола и евангелиста Матфея

16/29.XI

Понедельник 25-й седмицы по Пятидесятнице

Ев. Лк., зач. 65 (XII, 13–15, 22–31)


Двое ссорящихся пригласили Господа разобрать их дела. Господь ответил отказом, сказав, что на это есть земные законодатели, а Его дело – устроять Небесное Царство, а не земные порядки. Вот к этому-то Небесному Царству и должно быть направлено все наше внимание. Оно должно стать целью всей нашей земной жизни.

Мы огромную заботу проявляем об устроении материального благополучия здесь, на земле, ради него трудимся и стараемся, не щадя своих физических сил. Труда прикладывается много, а плодов – никаких. Все нужное нам в жизни ниспосылается Господом. Христианин должен заботиться о взращивании в себе добродетелей, о следовании своей жизнью закону Христову, одним из описателей которого является ныне прославляемый апостол и евангелист Матфей.

Он рано написал свое Евангелие; время написания близко к жизни Иисуса Христа и датируется примерно 40–50-ми годами. Апостол Матфей был иудеем и, естественно, беспокоился о своем народе, поэтому он старался раскрыть перед ним сущность прихода Господа нашего Иисуса Христа: «Вот обетованный Мессия, Которого ждали иудеи согласно пророческим предсказаниям, хорошо изученным ими и в которые они верили».

Евангелие – это живой неиссякаемый источник и руководитель к познанию Господа нашего Иисуса Христа, Его жизни, учения, дел и чудес. Проверь себя: с удовольствием ли ты читаешь эту книгу, животворит ли она твою душу? Какие уроки ты выносишь для себя при чтении ее? Эти вопросы покажут, как ты воспринимаешь слово Божие. Как оно отзывается в твоей душе и в обыденной жизни. Развивай в себе чувства сострадания, милосердия, любви, кротости, смирения – не ленись трудиться.

Читайте Евангелие. Это не простая книга. Внимательное и молитвенное чтение Евангелия перевернет всю вашу жизнь.

А сколько там примеров изменения жизни! Услышали рыбари зов Спасителя и пошли за Ним, оставили все, взяли на себя подвиг нестяжания и нищеты. Пример изменения блудницы в целомудренную жену и последующая ее любовь к Спасителю: она пошла не боясь ко Господу в дом Симона прокаженного, хотя там было много гостей. Подошедши ко Иисусу Христу, она возлила миро на ноги Его и со слезами отерла их своими волосами. И за такую ее любовь и искренность Господь простил ее величайший грех против тела и души – блуд, – за то, что она много возлюбила[104].

О милосердном самарянине

22. XI/5.XII

Неделя 25-я по Пятидесятнице

Ев. Лк., зач. 53 (X, 25–37)


Милосердный самарянин – это Сам Господь, поднявший на Свои плечи нас из пучины греха и омывший Своею кровию телесные и душевные наши раны. Явив нам Свою милость, Господь Иисус Христос указал на милосердие как на самое важное и доступное всем средство спасения.

Из жизни святого Иоанна Милостивого известно следующее. Будучи пятнадцати лет от роду, он видел сон. Ему явилась прекрасная девица, которая просила, чтобы он взял ее себе в подруги, за что обещала ему спасение. На вопрос, как ее имя, девица ответила: «Милосердие».

Будьте милосердны. На Страшном Суде Господь не спросит о вере, посте, а спросит: был ли ты милосерд? Когда ты не в состоянии молиться, когда злоба захватывает твое сердце, твори милостыню. Если у тебя есть лишнее, отдай нуждающимся. При отсутствии лишнего веди умеренную жизнь, и у тебя всегда будет что подать. А если уж не хватает, то отдай последнее.

Как часто мы по лени, нерадению оставляем без внимания просящих у нас помощи. Нищий ушел от твоей двери – знай, что в лице его оставил тебя Господь и неизвестно, когда придет еще, хотя ты и звал Его.

Кроме материальной помощи, можно доставить людям духовное утешение: укрепить в вере, утешить скорбящего, доказать с любовью и терпением людям, не хотящим признавать Бога, что, с тех пор как Господь пришел в мир, кроме Него нет спасения, хотя бы мы и были бы учеными и философами.

За детей неверующих и непослушных родители должны неустанно молиться. Их неотступная слезная молитва будет теми горящими углями, которые зажгут верою, любовью и послушанием сердца детей. Кроме молитвы за них, никакого другого средства к их исправлению не придумано.

Необходимо вести целомудренную жизнь. Не строй свое семейное счастье на несчастье других. Ты быстро почувствуешь потерю своего маленького счастья.

Проси у Бога помощи в исправлении твоей жизни и укреплении веры и любви. И наипаче проси милости к себе, и да соделает Он тебя такой же милосердной, как Сам Он, Отец наш Небесный.

Сороковой день со дня кончины протоиерея Феодора Борзенкова[105]

25. XI/8.XII

Среда 26-й седмицы по Пятидесятнице


Господь принимает всякого от души кающегося грешника. Вот два примера: обретение пропавшей овцы и взятие ее на рамена; обретение евангельской женщиной потерянной драхмы и приглашение соседей разделить с ней радость находки, – которые показывают радость Господа Иисуса Христа о кающемся.

Господь пролил Свою Пречистую Кровь во очищение тебя от скверны греха и порока. По учению святых отцов раскаявшийся и прощенный Господом грешник предназначен восполнить ряды сверженных с неба ангелов. Встать в эти ряды – задача и цель всей земной жизни человека.

Не стыдись открывать свои грехи пред духовником, не утаивай их от него, ибо твое искреннее покаяние радует сердце духовника, так как это обещает твое исправление, а через него и спасение. А задача священника – привести ко спасению всех. Также и ты не думай только о своем спасении, заботься о других. С сознания необходимости всеобщего спасения начинается твое совершенствование.

Отец Феодор – это честно и самоотверженно, с ответственностью трудившийся на ниве Христовой пастырь. Как много заботился он о своих пасомых, наставляя и поучая их словами и личным примером своей жизни! Кротко, ласково и терпеливо обращался он с духовными чадами. Но бывало так, что приходилось и ему применять строгость, ибо каждому человеку надобен индивидуальный подход. И пастырь относится к людям так, как подсказывает ему совесть.

Отец Феодор, в 1929 году получив митру, с 1930 по 1946 год был лишен возможности служить у престола, был лишен самого дорогого, что было в его жизни. Эти шестнадцать лет он не роптал на Бога, усердно молясь и предстоя у престола Божия лишь мысленно. Праведник жив будет во веки[106], – говорит слово Божие.

Будем надеяться, что Господь удостоит его быть в числе праведников и молитва наша о нем ниспошлет нам милость и помощь от Господа Иисуса Христа.

Творите непрестанно Иисусову молитву. Искушения в жизни неизбежны, не смущайтесь ими, а вооружитесь на них молитвой.

Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

6/19.XII

Неделя 27-я по Пятидесятнице


Святитель Николай – вот имя, которое должны мы всегда помнить, ибо с этим именем у каждого из нас связано много Божиих благодеяний, совершившихся по молитвам святителя. Его образом мать благословляет детей на брак, этот образ держат в руках усопшие. Каждый христианин пусть всегда призывает имя святителя Николая, и он его наставит на путь той жизни, которую он прожил сам, – на путь жизни христианской.

Святитель Николай любил храм, он первый приходил сюда и молился тихо и слезно. За его усердие к храму Господь сподобил его святительского сана.

После смерти епископа в городе Миры все служители стали думать, кого поставить вместо умершего. Одному из них после долгой молитвы был сон, что святительское место должен занять тот, кто на следующий день первым войдет в храм, и имя ему будет Николай. Смиренный иерей Николай на следующее утро по обыкновению вошел первым в церковь. На вопрос, как его имя, последовал ответ: «Николай». «Быть ему епископом», – решили все.

Святитель Николай был усердный защитник веры православной. Это ему мы обязаны защитой веры от ереси Ария.

Ему молись об укреплении в вере в дни испытаний, в дни, когда придется тебе исповедовать свою веру в Спасителя перед людьми. Вот тогда, в минуты решения твоей судьбы, – быть ли тебе навсегда с Господом Иисусом Христом или навек быть отвергнутым Им, – призови на помощь святителя Николая. Да и каждый день помни о нем. Он – усердный молитвенник. Ему молись о ниспослании тебе дара теплой, слезной молитвы, настроения всегдашнего умиления и любовного горения сердца твоего к Богу.

Святитель Николай – носитель и блюститель чистоты. Он спас от позора трех девиц, тайно бросив их отцу три узельца с золотом. Девицы, давшие обет девства и иночества, храните чистоту тела и сердца, просите у Бога помощи в ощущении величия дара целомудрия, данного вам. Также и семейным необходимо вести воздержанную жизнь. Готовьте из своих детей граждан Небесного Царства. Порой бывает, что растет ребенок эгоистом, его учат разным наукам, но науке о Боге и духовной жизни не уделяют абсолютно никакого внимания. Мать не несет причащать маленького ребенка, объясняя свои действия отсутствием у него греха. Нет, неси его! В Таинстве Причащения Господь подкрепит его Своею благодатию, даст силы расти и умудряться, ибо, если ты крещен, ты обязан соединяться с Господом в Таинстве Святого Причащения.

Чаще повторяйте слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Произнося эти слова, священник погружал тебя в купель крещения в дни твоего младенчества. С этими словами, вставая ото сна, берись за дело и всегда имей на устах и в сердце имя Божие, ибо без Господа и Его помощи не надейся уладить свои дела. Будь милосердным, люби нищих, не ленись оказывать помощь просящим у тебя.

Память святителя Амвросия, епископа Медиоланского. День тезоименитства преподобного Амвросия, старца Оптинского

7/20.XII

Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице


Святителю Амвросию мы обязаны песнопением «Тебе, Бога, хвалим…»[107] – этим прекрасным гимном.

Это имя носил и Оптинский старец Амвросий. Старец – это высокодуховное лицо, способное утешить, ободрить, обласкать измученную грехом душу человека. К нему она имеет великое влечение за лаской и утешением. Оптина Пустынь особенно была богата старчеством. Старцев Макария, Леонида, Моисея, Алексия Зосимовского, Варнаву Гефсиманского многие знают по книгам, а некоторые и лично[108]. Старайтесь узнать их жизнь. Кто имеет возможность почитать их книги, не упускайте этого.

Чему учили старцы? Неуклонному пути шествия по заповедям Христовым, помощи ближним, милосердию, сострадательности, вере. Нет теперь старчества. Но унывать не следует. Ибо Господь предлагает другие пути Своего Промысла в жизни человека, ведущие к соединению с Собой.

Совесть – вот наш старец. Слушайся этого Божественного гласа, исполняй его вещания неукоснительно, и будешь доведен до врат Царствия Христова.

Тебя томит скорбь. Вот средства к избавлению от нее: усердная молитва, строгий пост, причащение Святых Христовых Тайн. И не будет тебе тогда острой нужды в поисках старца за пределами Москвы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Память его празднуется 9/22 июня.

2

Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Память его празднуется 19 сентября/2 октября.

3

Диаконская хиротония была совершена 1 сентября, а иерейская – 4 сентября 1949 г.

4

Это расписание найдено в бумагах Н.М. Соболевой. О ней см. ниже, на с. 8–9.

5

В расписании год не указан, но календарные вычисления совпадают с 1957 и 1963 гг. Из воспоминаний Н.М. Соболевой следует, что в этот последний год своей жизни отец Николай чаще назначался служить в храм Ризоположения, а в Донском соборе служил редко, в то время как в предыдущие годы он служил в Донском обычно не менее трех дней в неделю.

6

Фудель С.И. Воспоминания об отце Николае Александровиче Голубцове // Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 225.

7

Цит. по: Двое похорон (в письмах) // Соль земли. М., 1998. С. 259.

8

Некролог // Голубцов С., протод. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999. С. 191.

9

См.: Московский старец протоиерей Николай Голубцов. М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. 520 с.: ил.

10

В Издательстве Московской Патриархии Наталия Михайловна работала в отделе переводов (иностранном), а позже перешла в календарный отдел.

11

Архим. Иов (Кундря; 1902–1985). Настоятель храма св. вмч. Димитрия в с. Малая Уголька Мукачевской епархии. Монашеский постриг принял в 1937 г.; с 1946 г. – иеромонах, в 1966 г. возведен в сан архимандрита.

12

В ЖМП были опубликованы 4 проповеди о. Николая: 1-я – в год 20-летия его кончины, 4-я – в год 30-летия. См.: ЖМП. 1983. № 3; 1985. № 1; 1989. № 3; 1993. № 9. Одна из них идентична проповеди, произнесенной о. Николаем в сентябре 1956 г., три другие скомпонованы из фрагментов проповедей от 1956 и 1957 гг. специально для публикации в ЖМП.

13

Надежда Никитична окончила экономический институт и работала по специальности; последним местом ее работы был Издательский отдел Московской Патриархии.