Будучи бесчадны, Ее родители уповали на милость Божию и верили, что Господь им дарует дитя, несмотря на их преклонный возраст.
Живя во Святая Святых, Она занималась богомыслием, чтением Святого Писания, пением, рукоделием. На пятнадцатом году жизни Она стала Богоматерью. Ее чистыми устами была воспета умилительная песнь: Величит душа Моя Господа…[85]. Это не было Ее вольным произведением, а проистекало из Святого Писания и пророчеств о приходе в мир Спасителя. Так и мы будем взывать ко Господу словами, хотя на мгновение пришедшими на сердце, независимо от того, время ли это скорби или радости.
Матерь Божия была дочерью благочестивых родителей. Вот и мы должны приучать детей к страху Божию и молитве с раннего возраста. Единственное орудие родителей в исправлении «худого» дитяти – их усердная, слезная молитва. Может быть, ребенок на земле так и не просветится верой, а лишь там его судьба загробная будет облегчена слезными земными молитвами родителей. Блаженный Августин до тридцати лет издевался над матерью, открыто ее оскорбляя, как он писал впоследствии в своем сочинении, а оскорбляемая мать, уверенная в милосердии Божием, не оставляла надежды на просвещение и вразумление сына. Впоследствии он написал откровенную исповедь, где трогательными словами рассказал об издевательствах над матерью и о ее скорби. Слова его «Исповеди» полны раскаяния, сожаления и благодарности к матери.
Подражая благочестию родителей Матери Божией, перед рождением ребенка нужно молиться, чтобы Господь избавил его от греха первородительского и родительского. Порой ребенок рождается с пороками родителей, со склонностью к пьянству, прелюбодеянию, воровству. Освобождение ребенка от греха достигается Крещением, частым Причащением, добрым примером, а не только словами. Идете в церковь – ведите их с собой, пусть они посмотрят, что в церкви делается в дни Пасхи, Успения и погребения Божией Матери. Приучайте их безбоязненно носить крест, чтобы они не боялись осуждения окружающих. Если ребенок твердо ответит на замечание о ношении креста – значит, он укреплен благодатию Божией. Это откровенное признание себя маленьким христианином помогает засвидетельствовать детскому сердцу родительская молитва. Ничего не смогут сделать люди, когда мы носим имя Владыки всяческих и всех. Воспитайте это чувство бесстрашия в исповедании веры в себе и детях – и вы будете достойны звания детей своего Небесного Отца.
Мы должны подражать Матери Божией в Ее чистоте и целомудрии. Она была Самой нескверной, ибо Господь избрал Ее Себе в Матерь.
Мы должны всю жизнь соблюдать целомудрие, чистоту телесную и духовную. Чувство совести и стыда должно зарождаться с детского возраста. «Мама, отвернись, я разденусь», – говорит пятилетняя девочка, приученная целомудренными родителями. Живи целомудренно. Придет время – вступи однажды в благословенный брак и не сходи с пути целомудрия.
Матерь Божия всю жизнь заботилась о Своем Сыне. Однажды Он отстал от Своих родителей, и они ушли. Пройдя некоторое расстояние, они увидели, что Его нет с ними, и предприняли обратный путь, и нашли Его в храме за беседой. Сын Мой, что Ты с нами делаешь, Моя душа рвется, – а Он ответил: Я в доме Отца Моего и исполняю Его волю[86]. Эти слова Богоматерь поняла и почувствовала Божественность Своего земного Сына. В этот миг Она еще раз увидела в Нем Сына Божия.
Успение Божией Матери – не простая смерть. Вознесшись на небо, Она помогает всем, просящим у Нее помощи. Будем молиться Ей словами Апостолов, которыми они взывали к возносящейся на небо Богоматери: «Пресвятая Богородице, помогай нам!».
Всякого человека ждет смерть – общий для всех исход из жизни. Надо вести жизнь, всегда думая о смерти, чтобы по смерти получить жизнь вечную. Трудись! Спасение твое в твоих руках. Проси помощи и благодати у Бога. Она дается желающим и ищущим спасения.
Пресвятая Богородице, помоги и спаси нас!
Память преподобного Пимена Великого
27. VIII/9.IX
Среда 16-й седмицы по Пятидесятнице
Он был великий подвижник, учитель духовной жизни. С ранних лет он возымел желание удалиться от мира и послужить Богу в уединении. Ради исполнения этого богоугодного и спасительного желания святой Пимен оставил родительский дом. Родители останавливали его от этого, но душа будущего подвижника стремилась в место покоя и безмятежия от мирских сует. Прожив некоторое время в монастыре, он явил собой образец совершенного инока, исполненного всеми добродетелями, а наипаче скромностью и смирением. Навсегда отрекшись от мира, он отказывается от встречи с плачущей матерью, желающей его видеть. Через окно он задал ей вопрос: «Где ты хочешь меня видеть: здесь, на земле, или там, на небе? Для встречи там нам нужно избегать встречи здесь». И любящая мать поняла смысл слов своего сына-подвижника.
Будучи беспредельно скромен и смирен, он был абсолютно лишен проявления всякого тщеславия. Видя его строгую подвижническую жизнь и желая услышать от него слова мудрого совета, многие добивались встречи с ним. Он оставался непоколебимым в своих решениях не входить в связи с миром. Известно, что один князь, желая непременно видеть подвижника, после неудачных попыток со своей стороны вызвать монаха в мир посадил в темницу невиновного племянника святого Пимена. Надежды на то, что это приведет затворника-монаха во дворец, и здесь не оправдались. Эти действия князя не тронули с места великого подвижника. Лишь после долгих уговоров со стороны родственников святой Пимен решил написать князю несколько слов: «Князь, если он виновен и заслуживает казни – казни его, если достоин помилования – помилуй его». Князь был поражен мудростию слов подвижника, отпустил племянника и с тех пор оставил свое намерение нарушить покой и уединение великого святого.
Пимен Великий оставил много полезных душеспасительных поучений:
1) Не осуждай ближнего, старайся всеми мерами укрывать его грехи. При желании исправить его – обличи наедине.
2) О необходимости покаяния и несомненной надежды на прощение Божие. В Господе нужно видеть Судию не столько праведного, сколько благого и милостивого. Если бы Он поступил с нами как правосудный, то наше спасение было бы сомнительно из-за бесчисленных наших грехов. Только благость и любовь Бога к людям дает им возможность получить разрешение в бесчисленных согрешениях.
3) О борьбе с помыслами. Помыслы – это огонь, погасить который можно водой – молитвой. Гони их всегда, отсекай, не входя в рассуждение с ними.
4) О неизбежности наветов вражиих на людей духовных и о применении молитвы и терпения как оружия борьбы с ними.
5) О посте. Святой Пимен Великий говорил, что он не ел один, два, шесть дней и пришел к выводу о необходимости вкушения пищи ежедневно, но с воздержанием.
Пост телесный неразрывно должен сопровождаться постом духовным, воздержанием от гнева, раздражительности, нетерпения и прочего.
6) О молчании. Там, где речь идет о Боге, о Его истинном учении, говори без умолку, в остальных случаях храни молчание.
7) О путях спасения:
а) для мирских – страх Божий, молитва и добрые дела;
б) для иноков еще добавил: нестяжательность, терпение и избежание тщеславия. Тщеславие – великий грех, в который впадают люди более или менее совершенные. Тем более должны быть совершенны орудия в борьбе с ним, отражая малейшее движение помысла тщеславия. Не гордись хранением целомудрия и девства, помня бесчисленное множество других твоих грехов.
Молитвами преподобного отца нашего Пимена Великого помоги нам, Господи, во спасении!
Память преподобного Моисея Мурина
28. VIII/10.IX
Четверг 16-й седмицы по Пятидесятнице
Под небом ничего не вечно, все подлежит тлению, но по благодати Божией мощи святых сохраняются и источают исцеления. Нетление святых мощей объясняют сухостью воздуха. Нет, благодать хранит их нетленными, они содержат живительную и благодатную силу. Следует благоговеть даже перед небольшой частицей мощей и прикладываться к ним со страхом и надеждой на исцеление и помощь.
Кроме стяжания благодати, все святые просияли каждый своей добродетелью. Были среди них и препростые, не имеющие абсолютно никакой своей воли, а подчинявшиеся во всем без рассуждения своему старцу. Попробуй отдать себя всецело кому-нибудь в послушание – как самость твоя будет вопить и не давать тебе покоя! Подвиг послушания велик пред Господом и высоко награждается Им.
Каждый из нас есть ветка на виноградной лозе – Христе. Мы без Него ничто[87]. Господь говорит: «Без Моей живительной благодати и Моего Тела вы не способны ни на что, вы в любое время можете отломиться и погибнуть, но Я, любя вас и заботясь о вас, стараюсь привести вас к совершенству через лишения, скорби и болезни. Терпи все, посылаемое от Меня. Ты молишь Меня, чтобы Я снял с тебя крест, ссылаясь на его тяжесть, – не говори, что он тяжел, Мой был еще тяжелее. Я ведь терпел и вытерпел. Я снял бы с тебя крест, но мне жаль тебя, ведь тогда ты будешь лишен сожительства со Мною, а Я этого не хочу. Кроме скорбей и болезней, нет иного пути ко Мне, особенно если эти скорби ты терпишь напрасно. Знай: это – проявление особенной Моей любви к тебе». Твердо помни, что тебя ждет при исповедании себя христианином. Особенно искупительна для тебя телесная болезнь. Святой Исаак Сирин прямо говорит: «Кто не потерпел телом, тот умом не спасется». Как ты ни молись, ни постись, а телесные болезни есть необходимый и неизбежный спутник спасения твоей бессмертной души.
В этот день празднуется память святого Моисея Мурина, в течение нескольких десятков лет боровшегося с плотскою страстью. Какие только подвиги он не предпринимал! Невыносимый пост, молитвы, но помыслы не оставляли его. Наконец, измученный борьбой, он поведал все это старцу-руководителю, и тот сказал: «Как это ты думал без Бога победить врага? Необходима Божия помощь». Моисей Мурин, встав утром, почувствовал, что по благодати Божией и молитвам духовного отца мучитель оставил его. Не смущайтесь плотскими помыслами: они являются результатом гордости, осуждения, прежней порочной жизни или наветов вражиих. Зови на помощь Бога и только Его, и ты освободишься от них.
1954 год
Гражданский Новый год
19. XII/1.I
Пятница 32-й седмицы по Пятидесятнице
На пороге вступления в новый год поблагодарите Бога за бесчисленное множество благодеяний, явленных Им во все дни прошедшего года. Найдите в себе силы от души признать себя Его должниками. Господь в Своей заботе подобен матери, питающей грудью свое дитя. Господь питает нас, мы Им живы, Его Телом и Кровию – этой духовной пищей. Вот наша истинная пища, а не та тленная, о которой мы так печемся накануне Нового года.
Просите Бога, да сподобит он вас еще вкусить и вкушать до конца дней этой пищи. Принятие Святых Тайн всегда благотворно действует на душу и тело, принятие Святых Тайн перед смертью – явное проявление милости Божией к грешнику.
Покайтесь во всех грехах, просите Божией благодати, да сожжет она эти грехи – сухие сучья, которые мешают расти молодым зеленым веточкам новой духовной жизни.
Плотской грех – величайший грех, он, как ржавчина, покрывает все добродетели своим ядовитым налетом. Молите Бога о ниспослании дара молитвы, любви, сострадания, просите сердце чистое, простое, свободное от подозрительности и осуждения ближнего.
Грехи не дают человеку покоя. Как дикие звери, они грызут и рвут душу грешника. Бывают бессонные ночи, говорят: «Разошлись нервы». Нет, то – грехи; приди, покайся, и мир, о котором мы молимся за каждой литургией, снизойдет в твою измученную от бессонных ночей душу.
Мир – дар благодати Божией. Он приходит не в шуме и громе, а в тишине. Господь посылает его, да утишит он мятущуюся душу, обращенную к Нему.
Мир приходит через терпение характера и недостатков ближнего, терпи не только свою скорбь, но и недостатки ближнего. Друг друга тяготы носите[88]. Потерпите все, и дух мира посетит вас. Просите у Бога сил исправиться, Он подаст вам духа мира, любви, смирения, сострадания. Спасайтесь! Ведь спасение есть премудрость, а премудрость начинается в сердце со страха Божия[89].
Господи, помоги и не отступи от нас!
Неделя пред Богоявлением
4/17.I
Неделя 34-я по Пятидесятнице
Крещение – соединение с Господом Богом. В этот день древние христиане тысячами приходили креститься, предварительно пройдя годовую подготовку к этому Таинству. Во Святом Крещении мы соединяемся с Господом. Он входит в нас, и с сего дня мы являемся носителями Его в своей душе. Ты теперь не один, а в тебе Господь, вот почему всякое твое беззаконие так громко отзывается в сердце, – это Господь указывает на то, что ты согрешил. Если бы ты мог сложить в кучу все свои грешные дела, слова и мысли, то, увы… нельзя представить ее размера. И вот эту бездну грехов покрывает бездна милосердия Божия.
Человека непрестанно что-то тяготит. Взять даже неверующего – его тоже грызет совесть за оскорбление ближнего, за жадность и прочее. Он видит, что ему тяжело, этой тяжести не могут снять ни друзья, ни родители. Тяжко человеку. Где он ни бывает, ходит сам и носит с собой такого же грязного и темного. Жизнь становится для него мукой. Наконец он приходит к выводу, что существует Высшее Существо, способное освободить его от этой невыносимой, преследующей его тяжести. Он обращается к Тому, Кто обитает в его сердце с младенческих лет. А Господь уже давно простирает к нему Свои прощающие Отеческие объятия, и легко становится на душе, и хочется жить с Богом, не разлучаться с Ним, Сладчайшим – Источником радости и покоя.
Порой человек говорит, сомневаясь в вере: «Что мне молиться, все равно Господь меня не слышит, если бы слышал, то освободил бы от страданий и тяжести жизни». А Господь отвечает: «Ты – христианин, ты соединился неразрывно со Мной в Крещении, ты обещался служить Мне, отрицался сатаны, ты дал обещание нести свой крест. Крест!.. Это не шутка. От него пахнет страданиями и кровью. Я на нем распялся за тебя и за всех живущих и имеющих жить в будущем веке. Я принес искупительную жертву за весь мир. Эта жертва неповторима. Нести крест, следовать за Мной – вот твое назначение. А каким путем Я поведу тебя – это Мое дело, Мне виднее. Хочешь достичь блаженства? Следуй Моим страданиям. Нельзя радоваться и там и здесь».
«Я думаю, – кротко и вместе с тем властно говорит Господь, – что лучше блаженствовать там вечно, чем здесь временно с последующей тяжестью на душе».
Крещение – великое Таинство действия Духа Божия. В Библии Господь показал сотворение мира: Бог разделил мир на землю и воду, и Дух Святый носился над ними, давая всему жизнь. Дух Святый – вот Источник всего живого. Без Него – смерть и тьма. Святой Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему водою, говоря: Вот грядет Тот, Который крестит вас Духом Святым[90].
Покаяние – это второе крещение в своих сокрушенных слезах. Как ни велик твой грех, он простится Искупителем и Спасителем нашим, только пребудь Ему верен и предан до конца, что бы тебя ни ожидало. Стремись к Нему через все преграды. Беги, падая – вставай. Он ждет тебя и поможет.
О Неделе Торжества Православия
28. II/13.III
Суббота 1-й седмицы Великого поста
День Православия – это день победы над ересью, противящейся иконопочитанию. Для чего изображают природу, лес и другое, когда можно посмотреть на них в натуре? Для того, чтобы при взгляде на эти рисунки рождалась идея. Так и икона.
Человек – духовное существо, он создан по образу и по подобию Божию[91]. Стремление к Богу и всему святому должно быть делом первой необходимости. Свое успокоение человек находит в молитве пред образом своего Создателя и святых. Посмотрите на лица святых – сколько в них покоя, любви и ласки! А если посмотрим на себя в зеркало? Кроме неизбежных старческих морщин, мы найдем свое лицо искаженным беспричинной печалью и унынием, раздражением и прочим. Но вот вы сподобились Святого Причастия – взгляните теперь на себя. Ваше лицо полно покоя, и какой-то неземной свет сияет в нем. Что это? Это Господь светится в вас, Он вселился в вашу душу, и через это получает соответствующее выражение и ваше лицо – внешнее проявление вашего внутреннего состояния.
О, сколь блаженно состояние соединения с Богом! Так почему же мы столь ленивы на это? Бог есть нескончаемая любовь и радость. Будь же и ты весел и радостен, думая всегда об Источнике этих благодатных чувств, переживаемых тобою. Христианин должен ежеминутно бодрствовать, стремиться к Богу, бояться потерять Его. Святые отцы называют это трезвением.
А когда почувствуешь необходимость исцеления – иди к Врачу; Он тебя очистил во Святом Крещении, которое не может быть повторяемо. Не отчаивайся. Известен и испытан другой путь – второе крещение – в слезах покаяния. Проси их всегда у Бога, а особенно в минуты принятия Святых Христовых Тайн. Господь всегда зовет в Свою лечебницу больных душой. Но среди нас находятся многие, которые упрямо не внимают гласу Зовущего, и вот Премудрый Доктор, видя, что «терапевтические средства» не помогают привлечь к Себе душу, производит «операцию» с семьей. Он исхищает внезапно из семьи любимого человека или, может быть, единственного кормильца немалой семьи. Семья, испытавшая эту операцию, в отчаянии: за что Господь так грозно покарал нас, в чем наша вина? На эти вопли Господь отвечает им: «Я звал вас лечиться, и вы не шли, а теперь ваша болезнь зашла так далеко, что потребовалось вмешательство ножа».
Если за грехи страдают члены семьи – то это для очищения души; если незаслуженно – то да будут они для людей примером ограничения себя во всем, объектом сожаления. В эти минуты надо не впадать в отчаяние, а просить у Бога, да откроет Он нам Свою волю в этом жестком Своем врачевании. Может быть, человек через несколько лет поймет, насколько правильны и своевременны были действия на него Промысла Божия.
Максимально себя ограничивай. Проси у Бога молитвы теплой, слезной, плачь о своем Небесном Отечестве, тоскуй, ибо земная жизнь – минута по сравнению с ожидающей нас вечностью.
Путь к небу нескончаем и труден. Не жди покоя, а иди вперед не останавливаясь; если остановишься – будет плохо: здесь тебя возьмет диавол, он повлечет тебя по наклонной плоскости. Если у тебя много грехов, он будет тебе нашептывать: «Прощение невозможно, иди за мной, посмотри, сколько у меня земных благ». И здесь проси помощи у Бога. Господь говорит: «Я одолею диавола, ты только покажи плоды своей борьбы и трудов. Говори Мне в молитве все свои потребности, а Я дам тебе соответствующее оружие для победы и доведу тебя до желанного края – до Себя, и насладишься ты вечной трапезы в Царствии Отца Небесного».
Память святых 40 мучеников Севастийских
9/22.III
Понедельник 3-й седмицы Великого поста
Они были воинами языческого царя в языческом государстве, но втайне исповедовали свою веру в Иисуса Христа. Настало время открыто испытать их веру. Случилось гонение в их государстве, всех насильно заставляли поклоняться идолам. На приказ царя принести жертву будущие мученики дерзновенно ответили: «Ты – наш земной царь, мы тебе служим и служили верою и правдою, но у нас есть и другой Царь – Отец наш Небесный, от Которого ты не заставишь нас отречься». После невыразимых мучений, оканчивавшихся исцелением мучеников, царь решил погубить их в озере.
Глубокой осенью они были загнаны в озеро, а на берегу для соблазна была поставлена баня, из дверей и окон которой клубами валил теплый, приятный пар. Не выдержал мучений один из них и побежал к бане, но мгновенно был поражен смертию. Один из воинов, охранявших мучеников, стал глубоко задумываться: «Что же будет им, таким упорным в вере в какого-то Иисуса? Ради чего они терпят такие нечеловеческие страдания?». Не успел он закончить своей поколебавшей его языческое сердце мысли, как тридцать девять венцов спустились на головы мучеников. Сороковым венцом некого было наградить, и воин решил присоединиться к этому лику увенчанных, громко возгласив: «И я христианин!». Наутро царю, ожидавшему известия о смерти замерзших, сообщили, что мученики живы и веселы и что лед в озере растаял, а вода сделалась теплой, как в летний жаркий день.
Назвав мучеников волшебниками, он усек их мечом, сжег, а кости бросил в озеро. В ночь мученики явились епископу города и повелели извлечь их кости. Епископ пошел к озеру. Была темная ночь, а вода светилась от сияющих ярким светом всплывших костей. Сколько исцелений совершалось от них!
Вот пример, которому надо подражать в минуту испытания веры, в годину гонений. Господь всегда поможет тебе, только пребудь Ему верен до конца.
Дорожи временем. Человек живет во времени. Подражай людям, без конца делающим доброе дело. И кажется – как их только держат ноги? Это Господь им помогает, это Он их держит, когда изнемогают их силы.
Проси у Бога теплой, чистой, слезной молитвы. Борись с нехорошими мыслями. Зови Бога на помощь, не слушайся никаких помыслов. Часто и почти всех в разном возрасте посещает грех блуда в различной форме – то мучает бес тщеславия и гордости. Зови Бога на помощь, да очистишь свою душу и сделаешь ее обиталищем Святаго Духа, укрепишься верою и крепостью в Боге.
Брак и Священство есть мученичество, при совершении этих Таинств поется: «Святии мученицы, иже добре страдавши и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим…».
Неделя Крестопоклонная
15/28.III
Неделя 3-я Великого поста
Ныне крест Господень изнесен на средину храма. Зачем?
Глядя на крест, знай, что всякий грех ведет к смерти и что Спасителя привели на Крест наши, мои и твои, грехи. Грехи людей пригвоздили к древу Господа Бога. За искупление нас от врага мы славим его (Крест) словами: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному». Берегись грехов – этих злых противников, влекущих наши души в ад.
Ныне с Креста Господь говорит: «Доколе вы будете Меня распинать? Перестаньте грешить, дайте Мне свободно вздохнуть. Мне тяжело быть на Кресте, пожалейте Меня, страдальца, отстаньте от греха!».
Животворящий крест изнесен и для того, чтобы мы, взирая на него, укрепились в подвиге поста и молитвы, в несении данного нам креста.
Что значат наши скорби в сравнении с невыразимыми страданиями Иисуса Христа? Прочувствуй это сердцем. Господь поможет тебе, только проси Его помощи. Не ходи далеко, Он в тебе, только почувствуй жажду общения с Ним, а уж Он всегда готов выйти тебе навстречу. Ему недалек путь к тебе. Люби и бойся Бога. Чувствуй себя всегда осужденным, особенно в момент покаяния, и тогда велика будет радость чувствовать себя прощенным. У нас часто исчезает вера в Таинство Покаяния, мы легкомысленно заявляем, что оно отжило свой век, что оно не для нас. Не верим в Господа Иисуса Христа, снимаем крест, носим его не там, где положено, и вместе с тем дерзаем иногда мечтать о Царствии Небесном. Безумец! Неужели ты думаешь быть с Богом там, убегая от Него и предавая Его здесь? Не надейся на милость Божию там… Господь ласково посмотрит на окружающих Его мучеников и скажет: «Вот законные наследники и жители Царства Небесного, а вы отыдите от Меня, не вем вас». О Господи, укрепи в вере, да не услышим мы этого страшного приговора!
Человек, познавший всем сердцем Бога, чувствует необходимость борьбы с миром, с окружающей его неправдой. Но, будучи не в силах побороть лежащий во зле мир, он бывает тесним и гоним. Он не находит себе покоя в мире, а лишь в Боге полагает все свое счастье. Вот чего надо стараться достичь – отречения и ненависти к миру.
В Таинствах Покаяния и Причащения Господь дает человеку на некоторое время почувствовать состояние праведников и познать возможность быть ими; показав плоды и возможность достичь праведности, Господь как бы отступает от человека, предоставляя его самому себе.
Человек должен быть внимательным, не терять Бога из поля зрения, чувствовать всегда Его присутствие.
Святые отцы часто говорят: «Проверяй сердце, ибо от худых мыслей недалеко и до дел».
Господи, очисти Сам сердце наше, побори борющия ны, вселися в душу и пребудь там, не освобождая места другим жителям.
Память преподобного Алексия, человека Божия
17/30.III
Вторник 4-й седмицы Великого поста
Чем заслужил этот человек то, что его Сама Царица Небесная назвала Божиим? Чем заслужил он такое прославление в мире христианском?
Его жизнь есть исполнение заповедей Божиих, всю свою жизнь он шел по пути служения и преданности воле Божией. Он явился исполнителем всех евангельских заповедей, и прежде всего первой – он был нищ духом[92]. Он все отверг и приобрел единого Христа.