Книга Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - читать онлайн бесплатно, автор митрополит Владимир (Иким). Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

И жить, и умереть, и воскреснуть в любви Спасителя, «Пасху хваляще вечную», – вот счастье христианское. Как в братском объятии, сольемся в надежде спасения, свидетельствуя всерадостную истину:

Христос воскресе! Воистину воскресе!

СЛОВО 3

О спасительных плодах Воскресения, в понедельник Светлой седмицы

…просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия…

Ирмос 1-й песни пасхального канона

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

Ныне у нас праздников праздник и торжество из торжеств – Святая Пасха Господня. Начинается Светлая седмица, пронизанная неизреченной пасхальной радостью, время хвалений, песнопений и благодарственных молитв. Христос воскрес! И попрано жало смерти, трепещет ад, отверзаются благодатные двери Царства Небесного. Вся вселенная ликует: и мир Горний и мир дольний славословят воскресшего Спасителя!

Мы приветствуем друг друга вечно живым апостольским возгласом: Христос воскресе! Это радостное, жизнеутверждающее приветствие возвещает миру важнейшую, великую истину, с которой после сошествия Святого Духа и началась вселенская Евангельская проповедь. Христово Воскресение, как учит преподобный авва Исайя, сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды.

Действительно ли воскрес Христос? Было ли оно Светлое Христово Воскресение? Вот основной вопрос всех человеческих исканий. Воскреснуть мог только Бог. И потому вопрос о Воскресении по сути своей является самым главным вопросом бытия – «Есть ли Бог?» Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, – говорит апостол Павел и тут же победно утверждает: – Но Христос воскрес (1 Кор. 15, 17, 20).

Для чего вообще нужно было распятие на Кресте и Воскресение Сына Божиего? Подумаем еще раз о том, Кто есть Страдавший, Распятый и Погребенный в образе раба, Чье Воскресение мы празднуем? В первую очередь, Он Бог, Единородный Сын Божий, Творец мира, Богочеловек и Спаситель всего человечества, а затем уже исторический Мессия-Христос, потомок Давида и Царь Израилев.

Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике Святой христианской Пасхи. Ибо Воскресением не только побежден ад, но, самое главное, – положено начало бытия Церкви Небесной и земной и ниспослан от Отца Святой Дух. Именно для этого нужно было распятие на Кресте и Воскресение Сына Божиего.

Отныне упразднено Адамово падение, и человек уже не невольник греха. Святой Григорий Нисский поучает: «Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с Неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда через грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество через правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне Единым вводится снова жизнь. Тогда через смерть мы отпали от жизни: ныне жизнью упраздняется смерть. Тогда от стыда скрылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая, ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: Горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии (Пс. ИЗ, 6). Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение Креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных».

Из Библии мы знаем, что Бог не сотворил смерти (Прем. 1, 13), напротив, Он создал человека для нетления (Прем. 2, 23), для вечной жизни в состоянии внутренней гармонии. Человек должен был утверждаться в добре, являя Богу послушание любви, как благоговейный сын Отцу. Но человек не выдержал испытания любовью и свободой и по его вине грех вошел в мир, и грехом смерть (Рим. 5, 12). Преслушание благой воли Творца и называется «грехопадением». Преступая заповедь Божию, первый Адам полагал самого себя центром жизни. Из-за преобладания эгоизма утрачено было единение не только человека с Богом, но и человека с человеком, исчезла любовь, появилась вражда и, как худшее проявление ее, – убийство.

Итак, до подвига Христова человечество было порабощено грехом. И только Господь наш Иисус Христос Крестом Своим соединил человека с Богом. Он сделался за нас клятвою (Гал. 3, 13), принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр. 9, 28) и снять с нас вину. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от греха, жили для правды (1 Пет. 2, 24). Этой жертвой покрыты все наши грехи не только прошедшие, но и настоящие, и будущие. Страданиями Спасителя человечество обрело душевный мир, примирение с Богом, невыразимую великую радость сыновней близости к Небесному Отцу. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него (Ин. 3, 16–17). А Воскресением открыты врата Царствия Небесного и мир спасен.

Христос воскрес! Значит, у всех нас появилась надежда на наше воскресение и жизнь вечную. Как радостно осознавать себя не своими, а Божиими! Как тепло ощущать в душе своей благодать истинной веры! Ежедневно с благоговением сердечным произносим мы слова Символа веры: « Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Это значит, что мы веруем и исповедуем, что жизнь человека физической смертью не заканчивается. Подведен итог только временной, суетной, тленной земной жизни.

Но смерть не просто рубеж, через который проходит каждый человек. Смерть – начало бессмертной, вечной, безболезненной и совершенной жизни. «Чаю воскресения мертвых…» Мы верим величайшему свидетельству Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, а потому надеемся на воскресение наших любимых, родных, близких.

Радость великая Спаситель воскрес! Бог, воскрешающий мертвых, с нами всегда, во все дни до скончания века (Мф. 28, 20)! И там, в пречистых небесных обителях, по милости Божией растворится горечь земных потерь и разлук, мы воссоединимся с теми, кто нам дорог, кого мы любим.

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Может ли быть что выше этого благодатного Откровения?! Господь Сам просвещает нас светом Божественной любви, и, распявшись за грехи рода человеческого, [явил делом], что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их (Ин. 13, 1). Сердце чистое, смиренное, чуждое тщеславия и корысти, в эти светлые дни озарит не только пасхальная радость, но и всепобеждающая, жертвенная любовь Господа нашего Иисуса Христа.

Евангельское чтение (см. Ин. 1, 18–28) повествовало нам сегодня о человеке, который всей жизнью своей явил образец истинной верности Богу. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн… Он не был свет, [но был послан,]чтобы свидетельствовать о Свете… (Ин. 1, 6, 8).

Жизнь Иоанна Предтечи настолько изобиловала пресветлой благодатью, что для тьмы не оставалось в ней места. Почему же евангелист говорит о том, что святой Иоанн не был свет? Да, он являл собой пример многим, но пришел в мир этот для того, чтобы явить свидетельство об истинном Свете, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Каждый может быть просвещен! Только не желающего истинный Свет не коснется.

Святой Иоанн Предтеча свидетельствовал. В чем же выражалось величайшее свидетельство его? Не в мудрости, не в рассуждении, не в доказательстве, не в объяснении и даже не в молитве. Набатом звучали над людскими душами могучие слова: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Проповедь Иоанна поражала, заставляла трепетать человеческие сердца. И призыв этот был услышан многими. Царством Небесным по Божеству Своему, как подлинный Царь Небесный, здесь назван Сын Божий, о Его-то приближении пророчествует святой Иоанн. Господь приблизился, как можно скорее исправьтесь, приведите души свои в соответствующий благодатной встрече вид.

«Ты, Христос Царство Небесное, Ты земля кротких, Ты – рай зеленеющий. Ты – чертог Божественный», – взывает преподобный Симеон Новый Богослов.

Христос воскрес! А чем же мы с вами, братья и сестры, встречаем Святую Пасху Господню?! Как часто изобилие праздничных столов наших уступает числу совершенных во славу воскресшего Спасителя добрых дел, изобилию веры и молитвенного подвига?! Не к нам ли сегодня обращен призыв Иоанна Крестителя: «Покайтесь!»? И мир услышит свидетельство того, кто был гласом вопиющего в пустыне. Святой Иоанн говорил: Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете: Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня; я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин. 1, 6-27).

Иоанн Предтеча являет полнейшее смирение пред величием Господним. Сам же Иоанн Креститель тот, о ком Спаситель сказал, что из рожденных женами нет ни одного пророка больше. Вот чье свидетельство мы слышали сегодня в Евангельском чтении.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! И мы с вами в эти благодатные, лучезарные, пронизанные пасхальной радостью дни являемся свидетелями и исповедниками. Пасхальным приветствием «Христос воскресе!» являем мы веру нашу. Вот почему эти слова должны быть наполнены торжеством, благодарностью и ликованием – чувствами, с которыми спешили некогда жены-мироносицы от опустевшего Гроба, чтобы возвестить всем небесную радость. И нет ничего выше этой благословенной радости, ибо воистину воскресе Христос! Аминь.

СЛОВО 4

Об апостольском жребии, в понедельник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)

Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса.

Деян.1, 16

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!


Величайшей, несказанной радостью наполняются сердца верующих при этом вечно живом апостольском приветствии. «Христос воскресе!» – говорим мы друг другу. Спешим и с незнакомыми людьми поделиться неизреченным по значимости свидетельством о том, что Господь наш Иисус Христос, принявший смерть на Кресте за грехи всего рода человеческого, воскрес из мертвых! Христос воскрес, и мы воскреснем! Вот она, ни с чем не сравнимая надежда, конкретное воплощение нашего упования на жизнь вечную! Это значит, что жало смерти больше не имеет над нами власти, потому что Господь открыл каждому Своему верному последователю путь спасения и бессмертия.

Сегодня за Божественной Литургией мы слышали повествование из Деяний апостольских об избрании в число двенадцати нового благовестника вместо предателя Иуды (см. Деян. 1, 12–17, 21–26). Потому что надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде. Сотворив страшное злодеяние, Иуда принял самую позорную смерть, вместо столь вожделенного для него почета, уважения и славы, обрел лишь вечную погибель. Мы слышали, как потрясенные и ликующие ученики возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон. Только что они стали свидетелями удивительного события – их Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос вознесся в сиянии славы к Отцу Небесному.

Апостолы, помня обетование Божие, взошли в горницу, где и пребывали… в молитве и молении, с [некоторыми]женами и Мариею, Матерью Иисуса и с братьями Его. Возможно, это была та самая горница, где проходила Тайная вечеря. Преисполненные благодатью нового учения, принявшие всей душой Новый Завет, апостолы уже не могли удовлетвориться ветхозаветным Богослужением. Их переполняла величайшая по силе любовь к Господу, которая затмевала собой все другие чувства или переживания. Апостолы торжествовали и ликовали, как и мы с вами сейчас радуемся Его преславному Воскресению. А чем они могли выразить свою любовь? Конечно же, молитвой, славословием, воспеванием Бога!

И теперь спросите себя, братья и сестры, какая сила приводит нас в храм Божий в эти светлые дни? Почему мы бросаем все текущие дела, забываем обо всех проблемах и спешим навстречу Спасителю? Ответ будет однозначным – нами движет любовь к Господу нашему Иисусу Христу, желание разделить с другими православными торжество Христова Воскресения, потребность выразить свои чувства к Сыну Божиему, искренней молитвой от всей души восславить Христа!

Исторически важным для нас является упоминание, что ученики Господни пребывали в горнице вместе с Пресвятой Богородицей и братьями Его. Ведь ранее сыновья Иосифа Обручника не верили в Иисуса, как в Мессию, но теперь стали верными последователями Христовыми. Выражение и в те дни повествует о незабвенных в христианской памяти днях между Вознесением Господним и Святой Пятидесятницей. В Деяниях апостольских сказано, что в это время собралось около ста двадцати учеников. Но действительное число их было значительно больше, как и говорит апостол Павел: … потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили (1 Кор. 15, 6).

Святой Петр, по словам святителя Иоанна Златоуста – «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов», которому Сам Господь заповедал: паси овец Моих (Ин. 21, 16), разъяснил братиям произошедшие события и предательство Иуды в свете Священного Писания: Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде. Почему он сделал именно такой акцент? Потому что Иуда тоже был сопричислен к ближайшим ученикам Господа, и, по словам апостола Петра, получил жребий служения сего. Да, Иуда Искариотский Самим Господом был призван к служению апостольскому. Но зависть, корысть, стремление к земному, а не к небесному привели его к совершению страшного предательства. Он пошел против своего Божественного Учителя, за тленную мзду продал любовь, продал все добрые чувства и отношения, отдал Господа в руки врагов. Но тому надлежало исполниться. И потому падение Иуды не могло и не должно было поколебать веру других учеников Христа.

Избирая нового благовестника, все собравшиеся хорошо понимали, что нести Евангельскую проповедь должен не просто верный и праведный человек, а один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и общался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. В словах этих, братья и сестры, определена сущность апостольского служения – быть свидетелем Воскресения Христова. Полнота и зрелость веры избранников Христовых формировалась постепенно в непосредственном и непрерывном общении с Божественным Учителем. Только такая подготовка давала право на высокое апостольское призвание. Свидетельство же Воскресения Христова являлось непреложной истиной, на которой основывалась вся вера христианская. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Кто явится достойным свидетельствовать о том, что ядый и пияй с нами и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях; потому что искомым было Воскресение, так как оно совершилось втайне, а прочее – явно».

Для жребия поставили двоих – Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия. Вероятно, что эти люди были из числа семидесяти призванных Господом учеников и отличались от всех других чистотой жизни и пламенностью веры. И вот апостолы, помолившись, сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал. Заметьте, братья и сестры, что они не говорили и не просили Господа: «избери», потому что знали, что на все события или решения распространяется святая воля Божия. Как при земной жизни Господь наш Иисус Христос Сам выбирал и звал за Собой апостолов, так и по Вознесении Сына Божия на Небо только за Ним остается право избрать двенадцатого апостола. Как вы слышали, жребий выпал достойному – к одиннадцати ближайшим ученикам Господа был сопричислен Матфий.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Может возникнуть вопрос: почему апостолы предпочитают избрание посредством жребия? По словам святителя Иоанна Златоуста, «они еще не считали себя достойными того, чтобы самим сделать выбор, а потому хотят узнать (о сем выборе) посредством какого-нибудь знака». Определение по жребию являлось еще ветхозаветным установлением. Иудеи в совершении дел и принимаемых по жребию решениях видели указания Самого Бога. Например, в книге Иисуса Навина находим свидетельство: … по жребию делили они, как повелел Господь чрез Моисея, девяти коленам и половине колена [Манассиина] (Нав. 14, 2). Жребий имел огромное значение еще и потому, что пока Дух Святой не сошел на апостолов, они не преисполнились обещанной им от Господа силой и не брали на себя смелость утверждать важные решения.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами все являемся свидетелями христианского учения. Приветствуя друг друга радостными словами «Христос воскресе!» и слыша в ответ – «Воистину воскресе!», мы утверждаем святую православную веру, Преславное Воскресение Христово. Пускай люди неверующие считают, что все подвержено воле случая, человеческим хитростям или предопределенности судьбы. Но мы, христиане, знаем, что на все происходящие в жизни события есть воля Божия, что всем управляет Отеческий Промысл Божий.

Мало в этой жизни просто совершать добрые дела, стараться поступать по совести. И добрый человек подвержен страстям, и он не защищен от греха. Митрополит Московский Платон говорил, что «все наши добрые дела недостаточны» и лишь тогда действительны, «когда им содействует Евангельская благодать». Говоря о жизни христианской, преподобный Нил Синайский наставлял: «Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу».

Сын Божий, воплотившись, пришел в наш мир, чтобы сокрушить греховный мрак и суеверие. Восприняв истинное учение Христово, возрадовалась склонная к добродетели душа, вострепетала человеческая совесть. Да, далеко не все пошли за Господом нашим. Далеко не все восприняли Дух Истины. Просто мир привык жить земным и временным, не думая о небесном и вечном. Но Воскресение Господа нашего Иисуса Христа преобразовало все человеческие понятия и устремления. Став свидетелями этого величайшего события, люди поняли, что чувственные удовольствия, соблазны земного мира ничего не стоят и не значат по сравнению с обретением Бога в молитве, в Богообщении, в непорочной совести и чистоте.

Этот мир всему требует доказательств, даже Воскресению Христову. Отсюда берут начало многочисленные исследования, стремление объяснить невиданное чудо научно. Верующему человеку не нужды доказательства истины Пасхи Господней, потому что вся Церковь Христова преисполнена светом Воскресения, светом животворящим и все преобразующим. Пасхальная радость насыщает наши души силой духовного зрения, и тогда мы стараемся уже так жить, чтобы всегда видеть пред собой воскресшего Спасителя и совершать дела по воле Его. Будем же помнить и держать в сердце своем слова Господа нашего Иисуса Христа, призывающего не только святых апостолов, но и всех христиан, всех Своих верных последователей: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Аминь.

Христос воскресе!

СЛОВО 5

О Еммауских путниках, во вторник Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге…

Лк. 24, 32

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!


Пасхальная радость переполняет в эти светлые, святые дни сердце каждого верующего. Может ли быть событие более важное и благословенное, чем Воскресение Господа нашего Иисуса Христа?! Радостью преисполнен мир земной, торжеством и ликованием – мир небесный! Какое счастье, какая благодать думать о том, знать и принимать сей факт верой, умом и сердцем!

Воистину воскрес Христос! И мы, чада Божии, в свой час последуем святому примеру и воистину воскреснем для жизни вечной.

Святой апостол Павел говорит: …если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Безусловно, вера наша стоит в самой тесной связи с этим выдающимся событием Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Можно сказать, что вера христианская укрепляется самим фактом Воскресения. Если б Господь не воскрес, то кто бы верил преподанному Им на земле учению? Но Спаситель действительно воскрес из мертвых! Своею собственною силою воскрес, доказав тем самым, что Он – истинный Бог, ведь власть над жизнью и смертью Божественна, ибо ею обладает только Бог. Господь наш Иисус Христос в Святой Пасхе явил Себя подлинным Владыкой над жизнью и смертью. Вот величайшее свидетельство Его Божественной природы и истинности преподанного учения. И потому наша уверенность в свершившемся факте Воскресения так спасительна.

Благая надежда для каждого христианина в радостнейшем уповании, что все горести, трудности, переживания и страдания временной земной жизни после телесной смерти в определенное Богом время завершатся для верующих во Христа воскресением из мертвых и вечной блаженной жизнью. А потому Светлое Христово Воскресение есть упоительный праздник победы над смертью.

Научимся же и мы, братья и сестры, терпеливо и смиренно сносить все тяготы бытия, лелея в душе надежду на то, что придет время, когда призовет нас Господь: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Сегодня в Евангельском чтении (см. Лк. 24, 12–35) мы с вами вспоминали одно из удивительных событий, последовавших за Воскресением Спасителя. Вместе с двумя учениками Его мы спешили в Еммаус.

Два апостола из числа семидесяти: Клеопа, вероятно муж Марии, сестры Богоматери, и, как говорит древнее предание Церкви, сам святой евангелист Лука шли в смущенном, скорбном состоянии духа и беседовали о том, что больше всего волновало их, – о судьбе своего Учителя, Иисуса Назарянина. Они поникли от печали и, как толкует блаженный Феофилакт Болгарский, «разговаривали между собой не как верующие, но как недоумевающие и не скоро могущие примириться». И вот: Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24, 15–16).

По великому смирению и состраданию Господь сотворил так, что очам учеников не сразу открылась истина, и они не узнали в Путнике своего любимого Наставника. Представим себе, что могло быть, если бы Господь предстал пред ними в Своем привычном облике? Как бы смогли апостолы вынести радость внезапного явления, не убоявшись, не сокрушившись духом?! «Для чего же Он явился в ином образе, и для чего очи их были удержаны? – вопрошает блаженный Феофилакт и отвечает далее: – Для того чтоб они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство». По великой любви Своей Спаситель снизошел к душевному состоянию учеников. Видя их маловерие и сомнения, грусть и смущение, Он спросил: О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Такой простой вопрос озадачил учеников, даже раздражил. Они и представить себе не могли, что кто-то не знает о происшедшем, что у кого-то не стонет от тоски и боли сердце так же, как у них. Ученики начинают свой рассказ, подробно, дополняя друг друга, повествуют о судьбе Учителя. Слова их преисполнены любовью и сердечным расположением к Распятому Иисусу, но не обнаруживают веры в Воскресение Его. Апостолы сомневаются, даже рассказывая о свидетельницах чудесного события: …некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли там тела Его, и, пришедши, сказывали, что видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И тут Спаситель грозно обличает маловерных: О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу, и войти во славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. Нет больше несведущего Путника, перед ними Тот, Кто хорошо знает и понимает Священное Писание.

С вниманием и трепетом душевным слушали ученики строгого Собеседника, обнаруживающего гораздо больше знаний обо всем произошедшем, подкрепляющего разъяснения Свои словом Писаний пророческих. Они поражены, изумлены до такой степени, что даже забывают спросить Его имя. А Божественный Толкователь до такой степени переполняет души их умилением и верой, что сердца их начинают гореть пламенным огнем от сладости необыкновенной беседы. Это Он! Так может убеждать только Божественный Учитель, только Господь! Неужели не ясно?! Нет! Только при трапезе, при преломлении хлеба очи их узрели воскресшего Господа. Но Он стал невидим… И тогда, как мы с вами слышали сегодня, поспешили ученики вернуться в Иерусалим, несмотря на усталость ног своих, несмотря на то, что день близился к ночи, а путь предстоял нелегкий. В дороге они опять беседовали между собою, но больше не было скорби и сомнений – радость, вера, любовь несли их, как на крыльях, чтобы поскорее поделиться несказанным ликованием с другими учениками.