Лишь одно чувство примешивалось к торжеству познания Воскресения – удивление. Да, они удивлялись, они не могли не удивляться, как же так долго не узнавали Учителя: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам?!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Задумаемся, а разве с нами так не бывает? Разве мы всегда узнаем Господа, всегда слышим полный любви призыв Его? Как долго Спаситель находился с учениками, шел с ними, беседовал… Не узнали! Он задавал вопросы, затем упрекал их в маловерии и медлительности сердца. Опять не узнали! Излагал Писание, приводил изречения пророков, поучал… Тот же результат! Вот уж и сердца их горят и трепещут… А всё пребывают в непонятном, загадочном неведении о Господе. Но, быть может, в этом не было ничего необъяснимого? По воле Божией все происходило. Господь в этих двух учениках Своих явил пример должной степени веры и христианской любви. Наверное, не зря Он шел с ними так долго, а сердца их нуждались во святом горении от слов Спасителя. А мы? Разве наши сердца всегда при Слове Божием переполнены светозарным огнем? Отнюдь нет. Порой и в храме мы с вами являем такие сердечные хладность и равнодушие, через которые очень сложно пробиться даже Божественной любви!
А ведь и мы с вами находимся в пути. Вся наша земная жизнь есть не что иное, как путь в горние обители. На этой дороге мы не одни – с нами Бог, Господь наш Иисус Христос, Который Сам сказал, что будет пребывать с верующими до скончания века (Мф. 28, 20). Но по грехам нашим и наши глаза удержаны. Кто может с уверенностью сказать, что познал Господа на пути своем?! Невнимательность и нерадивость, самолюбие и себялюбие, гордость и тщеславие не позволяют ощутить постоянное присутствие Бога в нашей жизни. А ведь Спаситель с нами – в горестях и радостях, в несчастьях и успехах. Перед Богом все мы как на ладони. Но глаза наши удержаны, так что мы не узнаём Его. Кто из нас, братья и сестры, не ощущал в себе сильные укоры совести за совершенные прегрешения? Разве нет в этих укорах совести гласа свыше? Разве не напоминают они вразумления Спасителя ученикам Его по дороге в Еммаус?
Вера и любовь христианская возжигают в нас небесный огонь. Слышание слова Божия за Богослужением дарует сердцу неизреченную благодать. Так хорошо! Так благостно в храме! Вот уж мы легки, свободны от тягот земной суеты и посторонних мыслей, готовы воспарить духом в искренней молитве и любви к Господу. Это ощущение духовного счастья – тоже следствие близости Спасителя. Понимаем ли мы это? Опять не всегда, потому что глаза наши удержаны, так что мы не узнаём Его.
Радостное ощущение присутствия Божия во всех наших делах и начинаниях способно перевернуть всю жизнь, озарить ее такой благодатью, которую трудно и описать! Только представьте себе, что Божие благословение с вами во все дни! Горечь всяких земных поражений Господь усладит неизреченной Своею милостью.
Наши хладные сердца нуждаются в не меньшем Божественном огне, чем сердца учеников, близких Господу апостолов. Они видели Спасителя, пребывали с Ним, следовали за Ним по Святой Земле. Мы лишены этого, физическими очами мы не можем видеть Господа, но духовно должны быть всегда готовы узнать Его, с нами находящегося, нам сопутствующего.
Вы спросите, как же достичь этого, что делать?
Так же как ученикам, шедшим в Еммаус, распахнуть для Божественного Учителя свою душу и открыть полное христианской любви сердце. Господь с нами, но Он ждет и нашего шага навстречу! Надо стремиться к тому, чтобы все мысли, дела, чувства и помышления были устремлены к Богу, а уста непрестанно воздавали благодарственные молитвы за все те благодеяния, которыми озаряет нас Всещедрый Господь. Любовью Своей для всех любящих Его Спаситель уготовал постоянную вечерю, на коей Сам преломляет Святой Хлеб – Тело Свое, то есть Сам преломляется. В Таинстве Евхаристии Сын Божий не только познается, но и вкушается, входит «во все наши составы, во утробу, в сердце».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Не оставим без внимания и то, что Господь, когда ученики узнали Его, стал невидим для них. Из истории Церкви и житий святых угодников Божиих мы знаем, что Спаситель временами являлся воочию особенно любящим Его для их ободрения и укрепления. Но это – единичные случаи. Однако незримо, невидимо Господь присутствует с нами во все дни. И утверждаться все мы, христиане, должны верою, а не видением (2 Кор. 5, 7), потому что свет, исходящий от Господа, столь велик и ярок, что слабые, маловерные очи наши не выдержат такого сияния. Только верою, надеждой и любовью способны мы укрепиться в этой жизни, чтобы иметь благодать непосредственного видимого общения в блаженной вечности. Аминь.
Христос воскресе!
СЛОВО 6
О Дне Господнем, во вторник Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Деян. 2, 21Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христос воскресе!
В этот благословенный день, вторник Светлой седмицы, преисполненный неизреченной пасхальной радости, нашему вниманию за Богослужением было предложено чтение из книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 2, 14–21) о самой первой апостольской проповеди, когда произошло удивительное, обещанное Сыном Божиим событие, и верные последователи Господа нашего Иисуса Христа преисполнились Духа Святого. Божественная благодать открыла им глаза на многие, недоступные ранее вещи. Уста их отверзлись с вдохновенными словами увещевания и убеждения. Мы слышали сегодня, как Петр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим.
Почему именно апостол Петр обратился к людям с проповедническим словом? Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Петр служил устами всех, а прочие одиннадцать предстояли, подтверждая его слова свидетельством».
Народу иудейскому было удивительно и странно то, что произошло с апостолами. Многие знали их как людей простых, необразованных. И вдруг они на глазах у всех преобразились, в одно мгновение преисполнились многообразными знаниями, заговорили на разных языках. Это было столь необычно, что некоторые непонимающие зрители начали искать тому объяснение и даже измыслили, что ученики Христовы просто пьяны. На это апостол Петр прозорливо отвечает: … они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем. И, действительно, здесь вспоминается пророчество, прозвучавшее из уст пророка Иоиля лет за 800 до памятного события: …и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут, и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (см. Иоил. 2, 28–32).
Почему именно об этом пророчестве говорит апостол Петр в дни святой Пятидесятницы? Потому что время исполнения ветхозаветного обетования настало: Мессия уже пришел. Открылось новое Царство Царство благодати, время благовествования. С этим предречением об обильном излиянии Святого Духа соединяется слово о грядущем Суде над падшим миром. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
В понимании ветхозаветных иудеев день Господень должен был наступить именно при явлении Мессии своему народу. Господь придет, победит всех врагов и вознесет иудейский народ к земной славе и торжеству.
День Господень – день Суда Мессии над миром. День подведения итогов. Грозный, неожиданный, неукротимый. Он сдвинет мир с привычных устоев, перевернет все в душах и сознании людей. И человечество в этот период будет претерпевать немалые муки в преддверие грядущего нового времени. И придет этот день неожиданно для всех, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). На это существует множество указаний в Ветхом Завете. Пророк Исайя вещает: Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено (Ис. 2, 12). Или у Иоиля сказано: Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный (Иоил. 2, 1).
Однако не таково новозаветное понимание, говорит нам святой апостол Петр. В Новом Завете день Господень – день Страшного Суда. Суд будет страшен для неверующих, отрицающих Бога, а также для нераскаянных грешников, всякого рода нечестивых и беззаконных. Но тот же Суд Божий явится спасением для всех, кто призовет имя Господне. Великая награда за труды веры обещана праведникам, истинно верующим в Господа нашего Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Призовет не просто, ибо не всякий, говорит Христос, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21), но призовет с усердием, при хорошей жизни, с должным дерзновением».
Блекнет всякое человеческое воображение перед величайшей истиной о том, что в Богочеловеке, Возлюбленном Своем Сыне выступил на арену человеческой истории Сам Всесильный Бог. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Почему в этот радостный день Светлой седмицы Святая Церковь предлагает нам именно это Апостольское чтение? Мы вместе с Господом с состраданием пережили испытания Страстной седмицы. Мы видели Возлюбленного Спасителя распятым за грехи людские на Кресте. Вместе с Иосифом и Никодимом благоговейно снимали с Креста тело Христа, дабы бережно положить Его во гроб. Со святыми женами-мироносицами мы пришли, чтоб отдать погребальные почести Господу, и узнали от пречистого Ангела о необыкновенном событии Преславном Воскресении Христовом. Ликование охватило наши сердца. Но в этом ликовании мы не должны забывать о грозном обетовании Господа о Втором пришествии и Суде Божием. И потому мы ждем… Но готовы ли мы к этой страшной и желанной встрече?!
Когда мы ждем в гости любимого человека, мы тщательно убираем дом, приводим в порядок и себя самих. И это естественно, нам хочется лучше выглядеть перед дорогим гостем. Ожидание Господа еще более ответственно. Ведь любовь к Богу не сравнима ни с какой, пусть даже самой сильной и крепкой, любовью человеческой! Великим постом мы вычищали наши души, готовясь к Светлой Пасхе. Теперь наша задача – сохранить дом души чистым и неповрежденным. Понуждать себя к духовному бодрствованию в заветном желании достичь благословенного Царства Небесного. Хранить полученные дары и трудиться для обретения новых, вот что мы должны делать в ожидании Господа. Будем же всегда помнить прозвучавшие сегодня за Богослужением слова о том, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Аминь.
Христос воскресе!
СЛОВО 7
О спасении, после вечерни во вторник Светлой седмицы
Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.
Ин. 16, 22Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Христос воскресе!
Отверсты двери райские, и вход в светозарное Царствие Небесное открыт для сынов и дочерей человеческих. С нами воскресший Христос – Предводитель наш на пути к вечной блаженной жизни. Никакие тревоги и заботы этого мира не в силах омрачить пасхальную радость христиан, святую радость о Господе всех тех, кто может повторить вслед за апостолом: я знаю, в Кого уверовал (2 Тим. 1, 12).
Спасителем именуем мы Господа нашего Иисуса Христа. Не временную скоропреходящую жизнь сохранил нам Воскресший, но от вечной погибели спас; не просто из рук насильников и убийц вырвал нас Сын Божий, но вызволил из цепких когтей исконного человекоубийцы – диавола. Не тюремные засовы отомкнул для нас Господь Искупитель, но из мрачных пропастей адовых возвел нас к бессмертному Свету. И мы, спасенные и искупленные, ликуем ныне в предвкушении всеобщего воскресения, вселенского торжества верных Христовых.
«Ныне и праведник радуется, и не очистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы себе утешения в торжестве праздника», – говорит святитель Григорий Нисский. Воистину, как предутренний туман, рассеются наши печали при восходе незакатного Солнца Правды, воскресшего Спасителя, обетовавшего нам избавление от всякой скорби. И что может устрашить христиан, верующих в Того, Кто есть Первый и Последний и имеет ключи ада и смерти (см. Откр. 1, 17–18)?
Воскресший Спаситель протягивает руку спасения всем людям – не только праведным, но и тем, кто доселе горит в чадном пламени страстей, утопает в зловонном болоте грехов, плутает в дремучей чащобе заблуждений. Нужно только не оттолкнуть эту всемилостивую руку, и Христос вслед за чудом Своего Воскресения свершит чудо духовного воскрешения каждого человека.
О том, как Господь вершит искупление души человеческой из рабства греху, свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «Божественное действие – невещественно: не зрится, не слышится, не ожидается. Сперва показывает человеку грех его, приводит душу в самоосуждение, являет ей падение наше, эту ужасную, темную, глубокую пропасть погибели. Потом мало-помалу дарует сугубое сокрушение сердца при молитве. Приготовив таким образом сосуд, внезапно прикасается к рассеченным частям – и они соединяются воедино. Как прикоснулся? Не могу объяснить, но вижу себя измененным.
Создатель подействовал при воссоздании, как действовал Он при создании. Скажи: слепленное из земли тело Адама, когда лежало еще неоживленное душою пред Создателем, могло ли иметь понятие о жизни, ощущение ее? Созданный Адам внезапно ощутил себя живым, мыслящим, желающим! С такою же внезапностью совершается и воссоздание. Создатель был и есть неограниченный Владыка – действует самовластно, вышеестественно, превыше всякой мысли, всякого постижения, бесконечно тонко, духовно вполне, невещественно».
Благо тому, чью душу воскресил Господь подобным образом! Воистину воссияла в нем пасхальная радость, и ныне воспевает он со Святою Церковью: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе».
Однако великое сокровище Божественной благодати можно утратить. И святитель Игнатий предупреждает: «Если ты ощутил, что уже не рассечен грехом на части, что святый мир Христов возвеял в теле, то храни со всевозможным тщанием дар Божий».
Христос Своим Воскресением лишил человекоубийцу-диавола былого могущества. Враг рода человеческого уже не в силах погубить душу, взыскующую Господа и исполненную любовью к Нему. Однако у древнего змия осталось его коварство, хитрой ложью, лукавыми соблазнами он пытается завлечь в свои сети даже избранных.
В наши дни мы видим, как умножается число лжепророков и лжеучителей, орудий сатанинских замыслов. Появляются даже и лжехристы, которые показывают раны на руках и ногах своих, соблазняя нетвердых в вере лживыми знамениями и кощунственными словесами.
В Священном Писании сказано: Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5). Единственный раз сошел в дольний мир Сын Божий, единожды и на все времена совершил Он дело Искупления, единожды и во веки веков воскрес Спаситель. Второе пришествие Его совершится не «там или здесь», не в дальнем селении или отдаленном городе – нет, придет Господь Иисус с неба во славе, и не будет тогда сомневающихся в Нем.
Пребудем же, братия и сестры возлюбленные, тверды в святой вере и святом уповании нашем. И да не смутится ничем пресветлая наша пасхальная радость о воскресшем и дарующем нам воскресение Господе. «Царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога во веки». Аминь.
Христос воскресе!
СЛОВО 8
Об укреплении в вере, в среду Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)
…истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Вожиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Ин. 1, 51Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христос воскресе!
Пасхальной радостью озарены все дни Светлой седмицы. Ликуя и торжествуя, по слову апостола Павла, будем помнить о том, что Пасха наша есть сам Христос, а потому праздновать мы должны не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 7, 8). Как понимать эти слова? Порок и лукавство порождают лишь зло, у них нет и не может быть благоприятного продолжения. Напротив, чистота и истина – высшие блага человечества – даруют духовное счастье, мир и душевный покой. Добро, свет, надежда, упование на милость Божию все это даровано торжеством Пресветлого Христова Воскресения.
Господь призывает всех нас идти по тропе, которую Сам проложил перед нами: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28 30). Святой Пасхой Господней Царство Божие приблизилось. Оно – в православных сердцах христианских, приуготованных для Бога.
Как же соделать сердце свое достойным Спасителя? Чем же, как не отречением и освобождением от гнетущих всех нас лжи, злобы, раздражения, зависти, осуждения, тщеславия и грубого себялюбия? От всего того, что еще так прочно гнездится в нас!
Но недаром Господь говорит: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Без усилия, без каждодневного труда наследовать Небесное Царство невозможно! Требуется непрестанная борьба с собственными грехами, дурными наклонностями или свойствами характера. Всякое зло и беззаконие, пусть даже маленькое и на первый взгляд незначительное, причиняет душе величайший вред. И без внутренней борьбы успех в духовной жизни недостижим.
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин. 1, 35–51) мы слышали, как Господь призвал на путь служения Своих первых учеников. Проповедь и учение Спасителя приуготовлял святой Иоанн Креститель, у которого в то время уже было много последователей. Люди внимали праведному пророку-обличителю. А Иоанн Предтеча, увидев идущего Иисуса, засвидетельствовал: вот Агнец Божий. Многие слышали Крестителя, но не все могли правильно услышать. Однако же двое учеников восприняли новость слухом духовным, а не телесным, и пошли за Иисусом Христом, всей душой желая сблизиться с Ним. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Казалось бы, Господу и не стоило задавать никаких вопросов, так как истинный Сердцеведец видит все дела, все помыслы людей. И знает, – для чего ищут общения с ним эти двое. Но все-таки, по великому милосердию и человеколюбию, Спаситель задает им Свой вопрос, задает – чтобы внушить им смелость, ободрить и поддержать благое стремление.
Дерзающие благословенного общения восклицанием – Равви! (что значит «учитель») – сами включают себя в число учеников. И вот, как указывает евангелист, пробыли они с Божественным Учителем день тот. Что произошло за эти часы, что восприняли ученики, что узнали, о том умолчено в строках Писания. Только общение с Господом совершенно преобразило их. По Божией милости, они столько успели вместить в себя, что уже на следующий день были способны привлекать других и свидетельствовать: мы нашли Мессию.
Стремление к истине учеников Христовых должно служить для нас, братья и сестры, примером к подражанию. Все отговорки наши, что нет времени на чтение Евангелия и духовной литературы, на познание Божественного, на молитву, на посещение Богослужений – всего лишь жалкие попытки оправдать свою духовную лень и равнодушие. Любовь к Богу не должна и не может быть на втором плане! Конечно, в повседневной жизни у всех нас есть обязанности, есть дела, которые необходимо выполнять. Но если мы хотим познать подлинный путь своей жизни, мы должны обратиться ко Христу. Нигде нет такого полного и ясного ответа на все запросы нашего духа кроме как в учении Того, Кто сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), то есть – в Святом Евангелии.
Давайте теперь посмотрим, кем были эти двое, первыми, ступившие вслед за Господом.
Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Имя второго не названо, но, как считают многие, это был сам евангелист Иоанн Богослов.
Почему, узнав Божественного Учителя, они так радуются и ликуют? Потому что сбылось то, чего так долго ожидали. Посмотрите, братья и сестры, сколько в этих людях внимания к Священному Писанию, веры и благоговения пред словом Божиим! Разве мы с вами, даже и ежедневно читая Библию, обладаем столь усиленным вниманием к прочитанному? Далеко не всегда… Даже и в храме, когда звучит Святое Евангелие, иногда отвлекаемся и слушаем без должной сосредоточенности. Нужно приучить себя к внимательному, благоговейному чтению Евангельских текстов. Пусть вы прочитаете сегодня немного, несколько стихов, но не механически, а осмысленно, с трепетом душевным, памятуя о том, что каждое слово Писания исполнено Божественной благодати.
Вот Андрей Первозванный ведет брата своего Симона к Иисусу Христу. Братьев связывает не только физическое родство, но и родство духовное – вера, любовь, дружба, взаимопонимание, стремление к истине. Потому Андрей всей душой стремится сделать родного ему человека участником великого блага. Ему хочется, чтобы брат Симон узнал то важное, что ему недавно открылось. В нем нет пока стремления наставлять, потому что он знает: Мессия пришел и научит весь род человеческий.
Когда же Симон увидел Господа, Иисус Христос сказал ему: ты, Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). Сын Божий начинает свидетельствовать о Своем Божественном происхождении, проявив Свое всеведение. Относительно Петра Иисус Христос открыл, чей он сын и каким именем назовется. Божественное всеведение Господа в скором времени проявится и по отношению к Нафанаилу.
Мы слышали сегодня, что Нафанаил сначала с недоверием отнесся к словам о Христе. Из Назарета может ли быть что доброе? – вопросил он. Этим вопросом своим Нафанаил продемонстрировал глубокое знание Священного Писания. Он, как и все истинные израильтяне, ожидает Мессию не из худого, пользующегося дурной славой галилейского Назарета, а из Вифлеема, святого града Давидова. И Господь встречает Нафанаила словами: вот подлинно Израильтянин.
Почему Спаситель так сказал, почему похвалил его? Всевидящий Сын Божий этими словами указал, что Нафанаил не только внимательно читал Священное Писание, но и запечатлевал строки великой книги в душе своей.
Нафанаил не возгордился от похвалы, а просто спросил, почему Учитель считает его таким. Он общался с Иисусом Христом как с человеком, но Тот отвечал ему как Бог. Только Бог знает то, чего не могут видеть и знать люди. Он не только слышал слова Нафанаила – из Назарета может ли быть что доброе? – но видел его, когда тот был под смоковницею. Душа Нафанаила наполнилась радостью, и он воскликнул: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев.
Так на добрую почву было брошено семя. Пройдет время, и оно даст обильные плоды. Из книги Деяний апостолов мы слышали сегодня, как ученики Христа вышли на проповедь. Мы знаем и какими они вышли, – твердо верующими в истинность проповедуемого ими учения, убежденными, готовыми на любые трудности и испытания. А ведь прошло немногим более трех лет с того благословенного момента, когда они пошли за Божественным Учителем. Что же произошло? Что сделало их, простых и зачастую малообразованных людей, святыми апостолами, благовестителями Слова Божия?
Просто все они стали свидетелями Пресветлого Христова Воскресения и причастниками даров Святого Духа! До Воскресения Спасителя и апостолам иногда не хватало веры, они устрашались козней человеческих и смерти. Но Христос воскрес, и отныне с нами вовеки! Именно это грело и питало веру славных учеников Его. Воскресение Христово видевши, апостолы несомненно уверовали и в свое грядущее воскресение. По всей земле возвещали они: Христос воскресе! И в ответ на убежденное, полное веры апостольское приветствие звучало не менее утверждающее: Воистину воскресе Христос!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! В эти светлые дни и из наших уст так же звучит жизнеутверждающее и радостное приветствие: Христос воскресе! Но горит ли в нас та же вера, согревает ли душу такое же убеждение, которыми пламенели сердца апостольские?! Возвещая другим величайшее событие, не живем ли сами порой так, как будто Воскресения не было?!