Книга Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной - читать онлайн бесплатно, автор митрополит Владимир (Иким). Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной
Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной

Деян. 2, 38

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

Сегодня в Апостольском чтении (см. Деян. 2, 38–43) мы слышали продолжение повествования о том, как была основана на земле Церковь Христова. Именно этот день – день святой Пятидесятницы – когда на апостолов сошел, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, Дух Святой, Который преобразил их для благовестия Евангелия, считается днем рождения христианской Церкви.

Мы слышали, как воодушевленные благими помыслами святые апостолы вышли к народу Израильскому. Апостол Петр, от лица всех учеников Христовых, обратился к людям с проповедью, и тогда души многих слушающих вострепетали от ужаса совершенного злодеяния распятия на Кресте Спасителя. Почему они испугались? Потому что в одночасье им открылась собственная причастность к смерти Того, Кто пришел спасти род человеческий.

Вполне возможно, что они не были в числе тех, кто среди злобной и оголтелой от ненависти толпы кричали: «Распни, распни Его!», но все равно в душе своей не принимали Господа нашего Иисуса Христа. Ведь этот Сын плотника из Назарета не просто проповедовал, но и говорил многие правдивые, но неприятные для них вещи, обличал, взывал к их сердцам и душам. Не поверили! Не услышали! Не поняли! Более того, возмутились и, подстрекаемые злым человеческим умыслом, коварством людским, предали невинного и безгрешного Сына Божия на позорную и страшную казнь, как последнего преступника. Но вот, что они слышат теперь? Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2, 36). Было ли для иудеев что-либо более страшное, чем Богоотступничество?! Слушатели умилились сердцем. И прозвучал из их уст закономерный вопрос: Что нам делать, мужи братия? (Деян. 2, 37)

Апостол Петр, как мы помним, сам три раза отрекался от Божественного Учителя, но, покаявшись, получил полное прощение и был восстановлен в апостольском чине, поэтому он, как никто другой, понимал ужас этих оторопевших людей. Вразумляя, апостол Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прошения грехов; и получите дар Святаго Духа.

Почему, спрашивается, призывал он их креститься во имя Господа Иисуса Христа, а не Пресвятой Троицы? Здесь нет никакого противоречия, потому что, преисполненные Духом Святым, апостолы в полной мере осознавали единство Трех Ипостасей Пресвятой Троицы по существу. Поэтому слова Петра надо воспринимать, как указание на основной смысл и содержание христианской веры и исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим.

Далее, обращаясь к слушателям, апостол говорит: Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Под дальними имеются в виду не только иудеи, но и язычники, все люди, которые просветятся светом истины и уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. Но пока говорится об этом прикровенно и мягко, дабы ничем не задеть чувств иудеев, почитающих себя избранным от Бога народом и пренебрежительно относящихся к прочим людям.

И другими многими словами он свидетельствовал иувещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Очевидно, проповедь апостола Петра была гораздо более обширной, и лишь главная суть ее приводится в Деяниях святых апостолов. Кого же имел в виду Петр, призывая: спасайтесь отрода сего развращенного? Так назван здесь лежащий во зле и ненависти мир. Под родом развращенным надо подразумевать тех, кто служит не Господу, а греху и, не раскаиваясь, творят по жизни всяческие неправды и беззакония.

Слова апостола произвели очень большое впечатление: Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

Так произошло рождение Святой Церкви Христовой.

Приняв Таинство Святого Крещения, люди становились активными участниками христианской жизни, основанной на общечеловеческих добродетелях – любви, милосердии, сострадании, желании в трудную минуту прийти на помощь. Все они старались жить правильно, по Закону Божию. Просвещались знаниями истины и учением Христовым. Автор Деяний кратко рисует перед нами картину бытия Первохристианской Церкви. Конечно, не стоит в буквальном смысле понимать, что все три тысячи человек и более собирались в одном доме или месте. Вероятно, верующие разделялись на несколько общин, которые несли в мир благую весть о Спасителе, принимали новых сподвижников христианской веры. Те, кто желал креститься, проходили специальный курс наставлений и разъяснений о сущности этого Таинства. Между общинами была постоянная связь и тесное взаимопонимание. Христиане жили молитвой, совершали Богослужения. Первохристианская Церковь прилежно училась, слушала апостолов. Мудрость Божией благодати неисчерпаема!

Пример первых христиан должен научить нас, братья и сестры, с благоговением относиться к каждому прожитому дню, не тратить время жизни напрасно, наполнять его новыми знаниями, покаянием, молитвой, делами милосердия и благочестия. Надо торопиться жить, спешить все успеть, чтобы не в грехах предстать, когда придет срок, перед Господом, а в чистоте и духовном совершенстве.

Первохристианская Церковь являла собой пример истинного братства. Ей было в высшей степени присуще чувство единства. Людей объединяла глубочайшая вера и любовь ко Христу Спасителю. Они много и искренне молились. Помощи Божией они просили всегда потому, что хорошо понимали свою немощность, недостоинство перед Господом, уповая во всех свершениях исключительно на помощь Небесного Отца.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Церковь апостольских времен отличалась особым благоговением: Был же страх на всякой душе, и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Верующие люди имели страх Божий, основанный не на насилии, а на любви, на опасении прогневать Вседержителя Творца. На осознании того, что вся земля – храм Божий, созданный Господом для нас, по великой Его милости. Так как же без трепета душевного и благоговения принимать эту непреложную истину?!

Успех проповеди апостола Петра подкреплялся чудесами и знамениями, которые происходили через святых апостолов. Так было угодно Богу, потому что, узрев воочию важные и удивительные события, невозможно было игнорировать учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Апостольское чтение, услышанное сегодня, в Светлый четверг, возвеличенный радостью Преславного Христова Воскресения, учит не успокаиваться на достигнутом, упорно трудиться, молиться, духовно расти и совершенствоваться, достойно подвизаясь на ниве Божественных свершений. Нет ничего невозможного в благих делах и начинаниях, если мы верим и понимаем, что, по Божиему милосердию, они обязательно претворятся в жизнь.

Как только иудеи, слушавшие апостолов, осознали все злодейство совершенного и свою причастность к распятию Господа, сердца их вострепетали от боли, скорби и ужаса. И более трех тысяч пошли за Иисусом Христом, стали верными Его последователями. Разве не об этом говорил нам всем Господь?! И когда Я вознесен буду от земли, – сказал Иисус, – всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Если действительно до конца понять, что совершилось на Кресте, невозможно будет оставаться во грехе и прозябать в равнодушии. Не только иудеев из Иерусалима, но и нас с вами, братья и сестры, призывает апостол Петр: Покайтесь! Но что такое покаяние? Это – сознательное понимание всех своих согрешений, искреннее желание исправиться, очиститься от греховной скверны, чтобы принять Господню благодать. Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Покаяние есть жертвенник Божий, потому что согрешившие умилостивляют покаянием Бога… В Церкви и кающиеся грешники делаются иереями, потому что самих себя приносят в жертву Богу. О, как действенна благодать покаяния!» Аминь.

Христос воскресе!

СЛОВО 13

О Живоносном Источнике, в пятницу Светлой седмицы (по Евангельскому чтению)

А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Лк. 11, 28

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Лк. 10, 38–42) пред нами предстал рассказ о двух сестрах, принимавших Господа в своем доме: …пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа и Мария – сестры Лазаря, друга Христова. Мария села у ног долгожданного Гостя. Такое положение не было случайным, так выражалось смирение и почтение ученицы к своему Наставнику. Сидеть у чьих-либо ног значило быть учеником и последователем.

Мария, не разделяя забот сестры об угощении, внимательно слушала учение Христово. Марфа же волновалась и хлопотала о столе, о том, чем бы угостить Божественного Учителя. Вероятно, пришел Он в дом не один, а в сопровождении апостолов. Спаситель во плоти так же, как и другие люди, нуждался в пище, крове, заботе и сострадании. Марфа добровольно взяла на себя этот нелегкий груз земных забот. С радостью взяла… Но готовить пришлось много, а ей тоже так хотелось послушать проповедь Божественного Учителя, потому дружески, но с некоторым упреком Марфа спросила Его: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Но Господь оправдывает Марию, указав, что она избрала благую часть. Заботливость, хоть и проистекающая от большой любви, о достойном угощении, не так важна, как то, что безмолвно делает Мария – блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). Мария избрала часть лучшую, чем та, которая досталась на долю Марфы. Дела житейские, совершаемые с благими намерениями, тоже ценятся Господом, но деяния, посвященные Богу, значительнее вдвойне. Вот Мария слушает благовестив о Царстве Небесном, внимает словам Господа нашего Иисуса Христа. И это не отнимется у нее. Стремление к Богообщению – не временное благо, а постоянное, вечное. Безусловно, и Марфа делает доброе дело, но удовлетворение от произведенных ею трудов, приносит лишь краткосрочную пользу, питая тело, тогда как Мариина благая часть дарует духовное наслаждение. Не нужно пренебрегать гостеприимством, но духовное совершенствование куда как более важно. Угощениями питается тело, а духовной пищей, коей является беседа с Господом, насыщается душа.

А вот теперь задумаемся, братья и сестры, не относится ли и к нам прозвучавший сегодня Евангельский рассказ? Как многому учит нас Священное Писание. Земной труд, творимый во благо ближних, как у Марфы, но смиренный, без ропота и недовольства, будет достойно отмечен Господом. Но Марию вспоминаем мы сегодня особо, за ее жажду слова, за стремление к Богообщению. Безусловно, у всех нас есть каждодневные дела, обязанности, которые необходимо выполнять. Все мы живем в обществе, служим родным и близким своим. Но при этом ничто не должно отвлекать нас от духовного совершенствования, от жизни в Церкви.

Светлая пятница светла своею живоносною силою. Всю неделю изливается на нас благодать Божественной любви, отверзаемая Пресветлым Христовым Воскресением. И вот, казалось бы, когда пришло время умалиться торжественным потокам благодатным, открывается новый животворный источник. В Светлую пятницу чествуется икона Божией Матери «Живоносный Источник». Празднование установлено в память обновления храма в Константинополе, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, здесь совершенных.

Некогда Сама Пресвятая Богородица сообщила одному из источников близ Константинополя силу исцелять недуги, врачевать страсти человеческие, проливать на страждущих радость жизни и утешения. На этом месте императором Львом I был воздвигнут храм, поводом к созданию которого послужило необыкновенное событие.

Когда Лев был еще воеводой и прогуливался в жаркий день в Булуклийской роще, то встретил изнемогающего от жажды слепца. У Льва было доброе, сострадательное сердце. Он посадил старика в тенек под дерево, а сам пошел искать воды, но ее нигде не было. Устал, огорчился – и вот слышит из чащи леса голос: «Лев, не печалься и не трудись много искать воды, вода подле тебя. Войди внутрь рощи, там ты найдешь живую воду. Почерпни и утоли жажду немощного. А кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Я помогу тебе соорудить здесь храм во имя Мое, в котором все благочестивые, с верою ко Мне притекающие, будут получать исполнение своих благих желаний и исцеление от недугов». Лев действительно обнаружил невдалеке источник, в котором набрал воды, напоил старца и помазал ему глаза. В то же мгновенье слепой прозрел. Молва об этом чуде разнеслась повсюду, и верующие люди устремились к целебному источнику. А когда Лев сделался императором, он соорудил над чудесным источником великолепный храм в честь Пресвятой Богородицы. Самому же роднику было дано название «Живоносный» – несущий жизнь.

Милость и щедроты любвеобильного сердца в полной мере получаем мы сегодня от Той, Которой на Голгофе, у Креста с Распятым Божественным Сыном, по пророчеству праведного Симеона, оружие прошло душу. И произошло это именно в пятницу, когда Божественный Сын усыновил в лице любимого ученика Своего Пресвятой Богородице весь род человеческий и принял Крестную смерть. А Она, Матерь Божия, стала милостивой Матерью всех людей.

Заступница наша Усердная и ныне в Небесных Обителях молит Господа о всех, взывающих к Ее благодатному Материнскому заступлению. Благодать Живоносного Источника, который освящает Сама Пресвятая Богородица, не ограничивается ни местом, ни временем. Если есть в сердце вера, пламенеет любовь к Богу, там и изливаются благодатные струи цельбоносного источника. Как отрадно знать и осознавать это! Однако благодать источника животворяща лишь для того, кто принимает ее с верою, с надеждой на милость Божию, со стремлением исправить свою жизнь, преобразиться духом.

Мы все, братья и сестры, одержимы недугами – духовными и телесными. Нет такого человека, который мог бы сказать о себе, что он безгрешен и абсолютно здоров. Но мы мало задумываемся над тем, что всякая болезнь есть следствие греха.

Где же найти средства к исцелению? Средства такие есть, и они – в Церкви Христовой. Леча телесные недуги, мы обращаемся в земной жизни к докторам, внимательно слушаем их советы, выполняем предписания. Но в храме нам могут помочь еще в большей мере: не постыдимся же обратиться за советом к врачам духовным. Самим Богом священнослужители поставлены для врачевания душ наших. И каждый из нас, братья и сестры, хорошо знает, как многое может наставление из уст духовного отца. Сами мы порой не в силах бороться с грехами. Струи Божественной благодати, хоть и текут на весь род человеческий, изобильнее всего изливаются в Церкви Христовой, через Святые Таинства, которые преподаются духовными пастырями. Ведь самая скорая помощь – в покаянии. Это средство излечения доступно нам в любом месте, в любое время. Только очищенной слезами покаяния душе будет польза от благодатной святой воды. Медицинскими же рекомендациями тоже не следует пренебрегать, так как Господь благословил лечиться у врачей.

Да послужит вода Живоносного Источника всем нам для духовного насыщения по молитвам Божией Матери, чтобы через воду эту иметь особое благословение на дела веры и благочестия.

И, наконец, черпая благодать из Живоносного Источника, будем терпеливы и постоянны. Застарелые недуги, коими грехи наши являются, требуют длительного лечения. Духовная брань, сражение с собственными грехами, – нелегкое дело. И в нем нам ниспосылается с Небес живительная благодать. А потому не стоит допускать уныния и отчаяния. Ведь Господь наш Иисус Христос действительно воскрес! Бог с нами во все дни! И потому да сподобимся вторить псалмопевцу Давиду: Богом моим прейду стену! (Пс. 17, 30).

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Принимая благодать Божию, молитвами Пресвятой Богородицы, обратим вечную жажду Богопознания и Богообщения в жизнь для Церкви Христовой и ближних по великой христианской любви. Не только услышим слово Божие, но и сподобимся его соблюдать! Аминь.

Христос воскресе!

СЛОВО 14

О чудесном исцелении, в пятницу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению)

Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

Деян. 3, 6

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

Сегодня мы с вами слушали Апостольское чтение (см. Деян. 3, 1–8) об исцелении хромого от рождения человека, просившего милостыню у Иерусалимского храма. В Деяниях святых апостолов повествуется о том, как Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Девятый час у иудеев соответствует нашему третьему часу пополудни. Это было время особой молитвы в храме. Считалось, что молитва бывает особенно действенной и сильной, если помолиться не дома, а в храме. Хотя специального указания на то не было, и человек мог молиться в любом месте по своему духовному стремлению и желанию. Для нас примечателен и значителен тот факт, что апостолы, исповедуя учение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, соблюдали ветхозаветные традиции. Они в ни коей мере не противопоставляли себя другим иудеям, не отрицали то духовное богатство, к которому ревностно и трепетно относился иудейский народ. Ученики Христа понимали, что новая вера не противоречит старым, давно сложившимся установлениям. И Господь говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (ср. Мф. 5, 17).

Вот и теперь апостолы Петр и Иоанн спешили в храм в час девятый для того, чтобы совершить там молитву. Мы знаем из Святого Евангелия, что эти два ученика Господа повсюду являли дружбу и единодушие, помогали, поддерживали друг друга. Между ними была настоящая христианская любовь и взаимопонимание. И вот встреча: …был человек; хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

Обычно нищие и нуждающиеся люди садились у дверей, благоговейно поклоняясь святыне и надеясь, что богомольцы явят им свою милость и милосердие. И действительно, верующие, воздавая хвалу Создателю, были добры, щедры и внимательны к чужим страданиям.

Конечно, в первую очередь, просящий хромой ожидал от апостолов материального подаяния. И хотя не было у них денег, они могли, по чудотворной силе, дарованной им Господом нашим Иисусом Христом и Духом Святым, дать ему гораздо большее. Вот почему апостол Петр, обращаясь к страдающему от тяжкого недуга человеку, сказал: …серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

И далее мы слышали, как было совершено само чудо. Апостол Петр взял хромого за правую руку, поднял, и вдруг укрепились его ступни и колени. Из этих слов видно, что до исцеления ноги несчастного были атрофированы, и по физическим показаниям он просто не мог ходить. Чудо было сотворено одним только словом, так Господь наш Иисус Христос при земной Своей жизни исцелял недугующих. Примечательно, что апостолы не присваивали себе заслуги исцеления, потому что чудотворили во имя Господа нашего Иисуса Христа. Хотя, конечно, представившись собственно чудотворцами, они могли обрести немалую человеческую славу и всяческие общественные почести. Но ученикам Господа не нужно было ничто мирское, земное, временное и тленное, потому что еще при жизни своей на земле они были возвеличены не человеческой, а Божественной славой, открывающей им огромные возможности для благовестия.

Как же воспринял хромой человек то чудо, которое с ним совершилось? Мы слышали, как он, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. Храм Божий для всех иудеев был местом особого благоговения, сосредоточенной тишины и молитвенного настроя. Здесь, естественно, нельзя было прыгать и скакать, вести себя так, как вел себя исцеленный хромой. Такое ликование привлекало внимание окружающих и само по себе указывало на необычность происходящего. Важно и то, что бывший хромой не поспешил сразу домой порадовать исцелением родных, а вместе с апостолами вошел в храм, чтобы поблагодарить Бога. Почему он так поступил? Потому что уверовал всем сердцем и всей душой своей в Господа Иисуса Христа, о Котором говорили апостолы. И, уверовав, не мог уйти просто так, не воздав хвалы Истинному Богу, столь щедро одарившему его совершенным здравием.

Задумаемся теперь, братья и сестры, а всегда ли мы с вами так поступаем? Мы часто просим у Господа всяческих благ, но, получая их, как правило, медлим с благодарением или вовсе забываем о нем. Мы так привыкли к просительным молитвам и гораздо реже возносим Богу благодарственные славословия. Разве неправда то, что в церковь мы приходим чаще в горе, чем в радости?! Когда ищем у Господа спасения и заступления… И Бог дает нам Свою помощь, щедро одаривает благословенной милостью. Чего Отец Небесный ждет от нас в ответ? Бог не нуждается ни в каких материальных сокровищах. Только богатства духовные, которые мы обретаем благочестием и верою, ценны в очах Божиих. Господь милостиво долготерпит наши прегрешения, дабы мы все-таки образумились, покаялись и возлюбили Его той самоотверженной любовью, которой Он любит нас.

Вот такую любовь и чистоту сердца принес Господу исцеленный апостолом Петром при свидетельстве апостола Иоанна хромой человек. Ходя и скача, он испытывал себя, удостоверяясь в действительном своем здравии. Так как это было чудо, и чудо, совершенное сверх всякого ожидания, естественно, он сам с трудом мог поверить в него. Спокойствия в нем не было и не могло быть от важности и значительности происходившего. Бывший хромой получал настоящее удовольствие оттого, что мог теперь ходить, прыгать, скакать, мог передвигаться, как все нормальные люди. И его поведение не осталось незамеченным. Естественно, люди, знавшие его как недвижимого хромого, просящего милостыню у дверей храма, очень удивились такой перемене. Ничто не могло заградить ему уста. Никто не мог воспринять совершенное за обман, слишком уж очевидно было это чудо, которое воочию подтверждало истинность христианской веры и проповедь святых апостолов.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Когда мы читаем или слышим о многочисленных чудесах, совершаемых ближайшими учениками Господа, невольно возникает вопрос: почему же сейчас нет столь ярких и впечатляющих знамений?

Размышляя о чудесах, надо помнить, что творились они в подтверждение слов благовестников Христовых, для большей пользы и спасения рода человеческого. Это было особое время, когда знамения и необыкновенные события являлись настоятельной необходимостью. Благая христианская весть только распространялась, и зримые чудеса способствовали умножению верующих. Люди, как и во все времена, жаждали чудес и знамений, которые апостолы могли совершить. В начале бытия Церкви Христовой апостолы при содействии необыкновенных чудес и знамений несли благовестие по всей земле.

Сегодня ситуация изменилась. Святое Евангелие проповедано повсюду, вера насаждена повсеместно, про Спасителя знают все, только одни принимают Господа и догматы веры, а другие отрицают Его учение. Слово Божие известно и принято, а потому и чудесные знамения отняты от нас, как закончившие свое служение. Ведь дивные чудеса явлены были в то время неверующим, желавшим того по плотскому разгорячению или мудрованию, чтобы они становились верующими. Живая же вера во Христа являет собой истинный духовный разум и не нуждается в чудесном подтверждении, ибо она ознаменована высшим чудом – спасительным словом Господним.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не для бесчестия нашего, но для большей почести Господь сократил явление Своих чудес. Он творит так, желая открыть нашу веру, чтобы мы верили Ему без залогов и без всяких чудес».

Сама жизнь во Христе, достойное несение своего жизненного креста, неуклонное следование заповедям Божиим разве не есть подлинное зримое чудо, которое доступно всем нам, православным христианам?!

Когда фарисеи и саддукеи требовали от Господа нашего Иисуса Христа сотворения чудес и дивных знамений, они даже не задумались над тем, что истинное чудо – Сам Господь перед ними, Который есть Сын Божий. Не об этом ли свидетельствовали Его свершения? Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют обо Мне, – говорил Господь иудейскому народу (Ин. 10, 25). Каких подтверждений и свидетельств еще требовали эти люди?! Их с болью сердечной обличал Иисус Христос: Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете (Мф. 16, 3). Отчего же зрячие и слышащие иудеи оставались такими слепыми и глухими к делам и словам Божиим? Только лишь потому, что жили плотской жизнью, не задумываясь о жизни духовной. Так же происходит и с теми, кто сегодня не имеет страха Божия, утопает в греховной скверне, живет во грехе и не задумывается о покаянии.