М. А. Егорова
Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный)
Список сокращений
АПК – агропромышленный комплекс
БАД – биологически активные добавки к пище
БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
ВАС РФ – Высший Арбитражный суд Российской Федерации
Ведомости СНД и ВС РФ – Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации
Вестник ВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного суда РФ
ГАК России – Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации
ГД ФС РФ – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Генпрокуратура РФ – Генеральная прокуратура Российской Федерации
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ГКАП РФ – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации
Госкомсанэпиднадзор России – Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации
Госкомстат России – Государственный комитет Российской Федерации по статистике
ГОСТ – государственный стандарт
ГУП – государственное унитарное предприятие
ЕС – Европейский союз
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
МАП России – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации
МГСН – Московская городская служба недвижимости
Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации
Минпромторг России – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Минпромэнерго России – Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
Минсельхозпрод России – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
Минтранспорт России – Министерство транспорта Российской Федерации
Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации
Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации
МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
НДС – налог на добавленную стоимость
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации
ОКВЭД РФ – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Российской Федерации
Совмин СССР – Совет министров Союза Советских Социалистических Республик
СФ ФС РФ – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Росалкогольрегулирование – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Роскомторг – Комитет Российской Федерации по торговле
Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россельхознадзор – Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Росстат – Федеральная служба государственной статистики
Ростехрегулирование – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
РФ – Российская Федерация
СанПиН – Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
САПП РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации
СОРТС – социально ориентированная розничная торговая сеть
ТПП РФ – Торгово-промышленная палата Российской Федерации
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации
ФАС – Федеральная антимонопольная служба
ФЗ – Федеральный закон
ФСТ России – Федеральная служба по тарифам
ФТС России – Федеральная таможенная служба
ФЭК России – Федеральная энергетическая комиссия
ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации
Введение
Планом действий Правительства РФ по реализации в 2008 г. основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.), утвержденной распоряжениями Правительства РФ от 13 марта 2008 г. № 316-р[1], от 25 декабря 2007 г. № 1914-р[2] в целях создания и развития рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики государства, в плане законопроектной деятельности Правительства РФ на 2008 г. была утверждена разработка федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В целях реализации решений, принятых Правительством РФ, распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 917-р[3] в ГД ФС РФ был внесен проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Основной идеей законопроекта являлось упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.[4]
Настоящий Закон должен был быть направлен на: обеспечение единства экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов; ограничение возможности государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования; определение роли федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности; обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки; обеспечение гласности в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступности информации в данной области; формирование условий для развития торговой деятельности и обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных видов, форм и форматов торговой деятельности.
В законопроекте был сформулирован перечень методов государственного регулирования торговой деятельности; в нем определялось содержание этих методов, в том числе установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности, антимонопольное регулирование в сфере торговой деятельности, техническое регулирование в сфере торговой деятельности, информационное обеспечение в сфере торговой деятельности.
Законопроект также предусматривал правовое регулирование размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности; упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законопроектом предполагалось проведение аукционов (конкурсов) на право заключения договоров на размещение и использование нестационарных торговых объектов.
Особое внимание разработчики законопроекта уделили регулированию торговли продовольственными товарами. С целью стимулирования формирования рыночной системы реализации продовольственных товаров на товарном рынке Российской Федерации в законопроекте были предусмотрены правила заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров.
Серьезными новеллами законопроекта являлись правила, касающиеся деятельности торговых сетей. В целях исключения недобросовестных действий при заключении и исполнении хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети, договоров с поставщиками продовольственных товаров законопроектом были предложены к рассмотрению нормы антимонопольного регулирования отношений в сфере торговли. Для обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли антимонопольные требования также предусматривали запрет принятия органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений и актов, ограничивающих конкуренцию в сфере торговли.
Важное место в законопроекте занимали способы содействия развитию торговой деятельности. В числе основных мер по поддержке торговой деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления предусматривались: разработка региональных и муниципальных целевых программ развития торговли и инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры, применение мер экономического стимулирования отдельных категорий хозяйствующих в сфере торговли субъектов, организация и проведение мероприятий, стимулирующих деловую активность хозяйствующих в сфере торговли субъектов и способствующих сотрудничеству между организациями торговли и производителями продовольственных товаров.
Законопроект был призван решить ряд социальных проблем, в частности, направленных на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе за счет развития и размещения сетей организованной торговли, а также путем установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми площадями, методика расчета которых должна была определяться на федеральном уровне. Важной особенностью законопроекта явилось создание базы для информационного обеспечения торговой деятельности, в том числе предполагалось формирование торговых реестров субъектов РФ.
В целом, по замыслу разработчиков Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», его реализация должна была способствовать усовершенствованию законодательства о торговой деятельности и обеспечить прозрачность принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений в сфере торговли, унификацию требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, упростить процедуру организации торговой деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить развитие торговой деятельности для максимально полного удовлетворения потребностей населения в товарах, а также создать основу для формирования рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.
18 декабря 2009 г. ГД ФС РФ приняла Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[5] в третьем чтении и направила его в СФ ФС РФ, где он был одобрен Постановлением от 25 декабря 2009 г. № 527-СФ[6]. 28 декабря 2009 г. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ и кодифицирован за № 381-ФЗ в «Собрании законодательства Российской Федерации» от 4 января 2010 г. № 1, ст. 2. Закон в окончательной редакции был опубликован 30 декабря 2009 г. и вступил в силу 1 февраля 2010 г.
Настоящий Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» имеет ряд особенностей, которые, с точки зрения автора, обусловливают актуальность и необходимость его комментирования. Прежде всего это связано со сферой применения комментируемого Закона: это первый федеральный закон, который направлен на правовую регламентацию государственного регулирования отношений в сфере товарообращения, т. е. он не распространяется ни на сферу производства товаров, ни на розничную продажу товаров, т. е. на сферу потребления.
Другая особенность настоящего Закона – его направленность на регулирование отношений государственных органов и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами торговой деятельности, что является серьезным достижением законодателя, поскольку эти отношения прежде не были регламентированы. Закон устанавливает специальные правила, обеспечивающие защиту участников товарного оборота и препятствующие неоправданному вмешательству государства и органов местного самоуправления в процесс свободной торговли, а также ограничивающие конкуренцию путем установления антимонопольных правил регулирования отношений хозяйствующих субъектов товарных рынков.
Вместе с тем Закон, с точки зрения автора настоящего комментария, страдает неточностью использованных в нем определений, недостатками вербальных формулировок, возможностью неоднозначного толкования применяемых в нем основных понятий и нуждается в расширении их перечня. Актуальность комментария определяется также необходимостью прямых указаний на источники права, используемые в регулировании отношений, смежных со сферой, регулируемой настоящим законом, важностью именования органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят те или иные аспекты отношений хозяйствующих субъектов, и толкования их функций. Более широкого освещения требуют задачи и функции государственных органов и органов местного самоуправления в процессе государственного регулирования торговой деятельности. Существенную сложность при реализации настоящего Закона представляет недостаточный объем сложившейся судебно-арбитражной практики, которая позволила бы в более полном объеме оценить возможности правоприменения норм данного Закона и дать оценку их эффективности. Ряд проблем в применении данного Закона сегодня связан с необходимостью разработки соответствующей методологической и нормативной базы его применения.
Комментарий к Федеральному закону
от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
(в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 369-ФЗ)
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее – торговая деятельность).
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
1) внешнеторговой деятельности;
2) торговли на товарных биржах;
3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.
Часть 1. Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации
1. Комментируемая статья устанавливает пределы правового регулирования настоящего Закона. Закон направлен на регламентацию не всех отношений в сфере торговой деятельности, а только той их части, которая имеет непосредственное отношение к участию в ней органов государственной власти и местного самоуправления. Определение торговой деятельности регламентировано п. 1 ст. 2 настоящего Закона: под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Основной целью настоящего Закона является упорядочение общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением на территории Российской Федерации торговой деятельности.
Торговля представляет собой связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, является важным индикатором не только экономической, но и социальной стабильности общества.
Задачей государства как регулятора социально-экономических процессов является формирование эффективного правового поля, устанавливающего единые нормы и правила осуществления предпринимательской деятельности в торговой сфере, обеспечение единства экономического пространства, создание конкурентной среды, соблюдение баланса интересов хозяйствующих субъектов, пресечение недобросовестного ведения бизнеса, поддержка отечественных товаропроизводителей для обеспечения безопасности и удовлетворения нужд общества.
2. Кроме того, данная статья подчеркивает, что комментируемый Закон устанавливает именно основы взаимоотношений в сфере государственного регулирования торговой деятельности. Платформой данного закона является уточнение пределов и границ вмешательства государства в сферу свободной торговли путем установления критериев общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, с использованием его собственного нормативного аппарата (ч. 4 ст. 1 настоящего Закона); регламентация источников права и характера их применения к отношениям, являющимся предметом правового регулирования данного Закона (ст. 3 настоящего Закона); установление законодателем перечня методов государственного регулирования торговой деятельности (ст. 4 настоящего Закона); регламентация полномочий Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (ст. 5 настоящего Закона), органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 настоящего Закона) в области регулирования торговой деятельности; участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности различных видов объединений некоммерческих организаций (ст. 7 настоящего Закона).
Глава 2 настоящего Закона устанавливает требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а гл. 3 регламентирует специфику антимонопольного регулирования, государственного надзора и муниципального контроля в области торговой деятельности. Большое внимание в Законе уделено вопросам содействия развитию торговой деятельности, нормативному регулированию региональных и муниципальных программ развития торговли, а также установлению мер социальной защиты населения (ст. 17—19 настоящего Закона). Существенным достижением Закона является формирование системы информационного обеспечения торговой деятельности (ст. 20 настоящего Закона).
Часть 2. Цели настоящего Закона
1. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует функциональные направления действия настоящего Закона. Их условно можно разделить на три основных вида: экономические, охранительные, организационные цели Закона.
2. Экономические цели складываются из двух направлений. Пункт первый ч. 2 комментируемой статьи представляет собой реализацию основного конституционного принципа единства экономического пространства Российской Федерации. Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства в Российской Федерации, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Современное отечественное законодательство не содержит легального определения термина «экономическое пространство». Представляется, что в целях оценки коммерческих отношений под экономическим пространством следует понимать в большей степени экономическое пространство оптового рынка товаров и сопутствующих ему услуг. Применительно к коммерческим отношениям единство экономического пространства, в частности, предполагает верховенство федеральных законов; единую нормативно-правовую базу осуществления коммерческой деятельности; единые на всей территории страны требования к предпринимателям-коммерсантам; единую денежную единицу; отсутствие законодательных ограничений свободы торговли.
Пункт второй ч. 2 комментируемой статьи указывает на приоритеты, развитию которых должна способствовать реализация положений настоящего Закона. Во-первых, положения Закона должны быть направлены на удовлетворение потребностей различных отраслей экономики в производимой продукции, т. е. на воспроизводимость товарного оборота. Во-вторых, положения Закона должны обеспечивать улучшение доступности товаров для населения, т. е. решать серьезную социальную задачу улучшения уровня жизни населения. В-третьих, положения Закона должны исключать недобросовестную конкуренцию и способствовать формированию здоровой конкурентной среды на товарных рынках. Кроме того, целью настоящего Закона является поддержка отечественных предпринимателей – производителей товаров, также способствующая насыщению товарных рынков дешевыми товарами высокого качества, что существенно снижает накладные расходы и, соответственно, розничную цену товаров.
3. Большое количество норм настоящего Закона направлено на охрану интересов субъектов товарного оборота. Пункт третий ч. 2 комментируемой статьи устанавливает следующие направления защиты субъектов товарных рынков: обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов торговой деятельности; обеспечение баланса экономических интересов этих субъектов.
Обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов торговой деятельности осуществляется путем установления требований к ее осуществлению, сформулированных в гл. 2 настоящего Закона. Правила, касающиеся осуществления указанной деятельности, должны соблюдаться самими хозяйствующими субъектами (ст. 8, 9 настоящего Закона).
Баланс экономических интересов этих субъектов обеспечивается, с одной стороны, нормами, регламентирующими возможность заключения соглашений между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (ст. 12 настоящего Закона), а с другой стороны – антимонопольными правилами регулирования торговой деятельности, установленными в гл. 3 настоящего Закона.
Обеспечение соблюдения прав и законных интересов населения осуществляется путем реализации положений гл. 4 настоящего Закона посредством: проведения органами государственной власти и местного самоуправления мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности (ст. 17); разработки и внедрения соответствующими органами власти региональных и муниципальных программ развития торговли (ст. 18); достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ст. 19).