Книга Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход - читать онлайн бесплатно, автор Hernan Sumer. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход
Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 5

Добавить отзывДобавить цитату

Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход

Образ Аллаха скопирован с некоего земного властителя, сидящего на троне (этот образ не придуман был составителями Корана, а перенесен из других вероучений), Ему свойственны те качества, которые присущи людям: Он не любит излишество (суры 6:141, 7:31); не любит злословие (сура 4:148); не любит ненадежность и предательство (суры 4:107, 8:58, 22:38); не любит высокомерие (суры 4:36, 31:18, 16:23); не любит беззаконников (суры 3:140, 42:40, 28:76—77); любит терпение (сура 2:153) и т. д. Образ Аллаха – это милостивый Бог, суровый судья, жестоко карающий за любое непослушание, властитель и создатель Земли и Вселенной. Главная задача ангелов, джиннов и человека – хвалить Аллаха. У Аллаха 99 имен, 100-е неизвестно, богословы разработали даже учение об именах Всевышнего.

Составители Корана красочно дали описание Аллаху, вот некоторые из них: Он – Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся; Он – Слышащий, Знающий; Признательный, Знающий; Принимающий покаяния, Милосердный; Объемлющий, Знающий; сострадателен и милосерден; Могущественный, Мудрый; способен на всякую вещь; видит то, что вы совершаете; Прощающий, Милосердный; Снисходительный, Прощающий; Прощающий, Выдержанный; Живой, Вседержитель; Богатый, Выдержанный; Богатый, Достохвальный; Возвышенный, Великий; Наилучший из хитрецов и т. д.

Несколько раз повторяется тезис, что поймут назидание Его только обладающие разумом (2:269, 3:7, 12:111, 13:19), они же только поминают, что ниспосланное является истиной (13:19), пусть задумаются обладающие разумом (14:52) и т. д. Единственный, кто с Ним меряется это Иблис, существование которого ставит под сомнение монотеистичность Ислама.

Составители Корана никак не оценивают труд человека, его выдумку и изобретения, все это преподносится как ниспослание Аллахом человеку. Но думается, что даже у самого фанатичного верующего сложится сомнение в этом, ведь он в том же одомашнивании животных видит не готовое с рождения к примеру, к верховой езде животное, а необходимость обязательной дрессировки. Из сур Корана вы увидите, как составители его пытались перечислить все изобретенные способы ведения хозяйства жизнедеятельности человека на тот момент, причисляя это как ниспослание Аллаха людям. По логике сур Корана земные блага мешают людям и отворачивают их от Прямого пути (пути Аллаха), а ниспосланные им домашние животные или позволение Им кораблям бороздить моря не есть ли земные блага? Почему Аллах не ниспослал все открытые в дальнейшем изобретения разом, что было бы эсхатологически более верным.

По Корану мудр тот, кто следует предписаниям Аллаха: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164); «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» (62:2)

Коран приводит такой аргумент: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (2:164). Но неверующие верят в то, что все сотворено Аллахом, и верят в Него, но придают Ему в сотоварищи других объектов своего поклонения и не верят в воскрешение: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» (23:84); «Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» (23:85); «Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» (23:86); «Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (23:97). Аллах все прощает, но приобщение к нему сотоварищей – непростительный грех: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (4:48).

Искушая людей, Аллах не Сам ли провоцирует на совершение плохих поступков: «О те, которые уверовали! Аллах обязательно подвергнет вас испытанию охотничьей добычей, которую смогут достать ваши руки и копья, чтобы Аллах узнал тех, кто боится Его, не видя Его воочию (или втайне от людей). А кто преступит границы дозволенного после этого, тому будут уготованы мучительные страдания» (5:94).

Часто приходится слышать, что Коран понимаем исключительно на языке оригинала, а любые переводы несовершенны и теряют смыслы. Однако, возражу, потому как удовлетворение желаний людей изучать Коран и другие Священные книги невозможно без должного перевода на другие языки. Чтобы понять, что переводы, в частности, на русский язык, не искажают смыслы Корана, достаточно взглянуть на нравы и мировоззрение тех традиционных культур, для которых арабский язык – родной. Их уклад и стремления вполне соответствуют нормам, заложенным в сурах Корана, что кажется для иных культур несоответствующим их гуманизму и морали, и ясно дают понять, что с переводом смыслов Писания – все в порядке. Достаточно сравнить различные версии переводов на русский, чтобы убедится, что основные постулаты и смыслы Корана совпадают, а значит ссылка на недостоверный перевод всего лишь отговорка и признание самими верующими нелепости излагаемых аятов в сурах Писания. Сам же Коран говорит о себе, что ниспослан на арабском, чтобы быть понятным: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (12:2). Бытует мнение, что распространению веры также способствуют переводы, но по своему историческому опыту Ислам достаточно свободно распространился в другой языковой среде без надобностей перевода. Коран изложен на таком же арабском языке, на котором написаны и другие произведения арабских народов, на котором разговаривают люди и эти произведения и устные речи без проблем переводятся и передают смыслы (первый перевод Корана был произведен Мухаммадом ат-Табари на персидский язык во второй половине X-го века).

Описание разделения военной добычи может показаться меркантильным занятием для тех, кто ожидал от Корана божественных откровений в деле раскрытия добра и зла, более подробной эсхатологии, о человеке, его юдоли, его экзистенцию.

Коран порождает в людях твердую убежденность, без которой человек не может следовать прямым путем. Он является верным руководством во всех основных и второстепенных вопросах. Правоверный верует в правдивость всего что пишется в сурах. Он не делает различия между сообщениями, которые может понять и которые не может понять. Для полного понятия, а тем более исследования Ислама, конечно же одного Корана недостаточно, необходимо изучить целый талмуд Сунны, нормы законов Шариата, основанные на учениях различных правовых школ Ислама – мазхабов, толкования Корана и Сунны – тафсира и т. д. Но все-таки главным источником продуцирований и интерпретаций всех течений и направлений, скелетом Ислама несомненно является его Священная книга – Коран. Именно это Писание является вдохновителем существования этой мировой религии и регулятором жизни мусульман, и понимание Корана дает, без сомнения, достаточное представление об Исламе.

Сура 1 «Аль-Фатиха» (Открывающая Коран)

Коран открывается первой сурой «Аль-Фатиха» (Открывающая Коран), состоящей состоит всего из 7-ми аятов (стихов), где главным посылом является догмат об единственности Аллаха; характеризует Его главными эпитетами – Милостивый и Милосердный; Воздающий; дает понять об истинности Ислама, называющей религию прямым путем. Мусульмане называют эту суру «Матерью Корана», поскольку она читается в каждом намазе: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» (1-й аят); «Хвала Аллаху, Господу миров» (2-й аят); «Милостивому, Милосердному» (3-й аят); «Властелину Дня воздаяния!» (4-й аят); «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (5-й аят); «Веди нас прямым путем» (6-й аят); «путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (7-й аят).

Сура 2 «Аль-Бакара» (Корова)

Самая большая сура Корана – 2-я «Аль-Бакара» (Корова), состоящая из 286-ти аятов. В сущности, «Аль-Бакара» раскрывает суть Корана, чтение этой суры дает представление об Исламе, его принципах и предписаниях. Открывается первым аятом «Алиф Лам Мим» буквами арабского алфавита. Что означает, как расшифровывается никому неизвестно; исламские богословы обычно утверждают, что эти разрозненные буквы (Мукаттаа), встречающиеся в других 28-ми сурах, имеют божественную тайну, которую человеку не дано понять. Однако исследователи предполагают, что это всего лишь некие пометки составителей Корана, отмеченные для редактирования текста.

2-й аят повторяет догмат об истинности священной книги мусульманского вероучения, которым каждый мусульманин должен руководствоваться: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных».

С 3-го по 5-й аят Коран характеризует признак верующего: «которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили», «которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни», «Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими». Вера в сокровенное – это вера в описываемые Кораном различные события прошлых времен и будущего.

«Расходуют из того, чем Мы их наделили». Помимо совершения намаза и веры в сокровенное, мусульманин обязан совершать пожертвования из средств, которые, как следуют из слов аята, Аллах наделил человека. Этими словами подчеркивается, что благосостояние человека – это заслуга Всевышнего Аллаха.

С 6-го по 20-й аяты посвящены неверующим, среди которых есть такие, которые «пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (9-й аят). Если принять во внимание, что истинно верующими являются те люди, которые соответствуют текстам 3—5 аятов, то приходится делать вывод, что причисляющие себя к верующим, но не совершающим, к примеру, намаз или отказывающимся сражаться на пути Аллаха, можно отнести к 8-му и 9-му аятам 2—й суры: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие» (8-й аят). Аллах не намерен с ними церемониться: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (10-й аят); «Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» (15-й аят).

11-й аят: «Когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!». – они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок» (поступаем так как считаем нужным и правильным); 12-й аят: «Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого». Если они «не осознают этого», оправданными ли считать «мучительные страдания» от Аллаха?

В 13-м аяте неверующие (мнимоверующие) на призыв уверовать, как уверовали мусульмане отвечают: «Когда им говорят: «Уверуйте так, как уверовали люди», – они отвечают: «Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?». Воистину, именно они являются глупцами, но они не знают этого». Но уже в 14-м аяте: «Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы – с вами. Мы лишь издеваемся». Непоследовательность изложения и недосказанность провоцируют читателя делать различные умозаключения: если в 14-м аяте они отвечают верующим, что они уверовали, то значит в 13-м они отвечают, что они не уверуют, но на чей призыв?

Такой тип неверующих никогда не станут верующими: «Глухие, немые, слепые! Они не вернутся на прямой путь». (18-й аят). Об угрозах и увещеваниях Аллаха, которые выглядят, как мне кажется, неубедительными: «Или же они подобны тем, кто оказался под ливнем с неба. Он несет мрак, гром и молнию. Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний. Воистину, Аллах объемлет неверующих» (19-й аят); «Молния готова отнять у них зрение. Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются. Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (20-й аят).

Неверующих ждут неутешительные последствия своего неверия, но это не вина их, это результат печати от Всевышнего (7-й аят) «Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения». Можно сделать вывод, что Аллах сделал определенных людей неприступными для принятия веры и им за это уготованы мучения.

Причина, по которой следует людям поклоняться Аллаху – это сотворение человека Аллахом. Именно Он сделал для людей землю, небо и условия для жизни, как например, посылает дождь, поэтому никого нельзя равнять с Ним: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (21-й аят); «Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (22-й аят). То есть взращенные человеком плоды – это не результат его тяжелого труда, а исключительная заслуга Аллаха.

23-й и 24-й аяты предлагает читателю (или слушателю) сочинить подобную суру и призвать своих свидетелей сочинения. В аятах приводится вывод, что люди никогда этого не сделают: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (23-й аят); «Если же вы этого не сделаете – а ведь вы никогда этого не сделаете, – то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован для неверующих» (24-й аят). Это по мнению Корана является весомым доказательством того, что книга ниспослана Аллахом Пророку Мухаммаду.

Еще раз повторюсь, что очень часто приходится слышать от верующих мусульман, что Коран художественно и уникально красив, потому труден для восприятия человеческим мозгом, поскольку был ниспослан Аллахом. Он, признаться, действительно труден. Но труден из-за своей нелогичности; он совершенно не соотносится с нашими представлениями об адекватности восприятия действительности и социально-культурной деятельности, основные постулаты которой сложились в результате общественных отношений и их развития, с нашими знаниями, даже с самым их минимальным уровнем. Поэтому трудными и малопонятными, идущими вразрез с нашими знаниями, кажутся суры и аяты Корана и других религиозных книг. Верующим приходится искать аллегорию в текстах, некий тайный смысл, прибегать к толкованиям Корана (Тафсир), пытаясь найти в них соотносимые с нашими постулатами мысли.

26-й аят подтверждает 7-й аят: «Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако вводит Он в заблуждение посредством нее только нечестивцев». Из этого аята следует, что Аллах сам сознательно вводит в заблуждение неверующих в Него людей. А потом задается вопросом в 28-м аяте: «Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему». Аллах удивляется, тому, что люди не верят в Него посредством того факта, что были рождены.

29-й аят: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи». Повторяется сказанное в 22-м аяте, что все сотворено Аллахом (этот тезис будет повторяться почти в каждой его суре) и Ему абсолютно известно о всякой вещи.

30-й аят: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». Ангелы подвергают сомнению целесообразность действия Аллаха по сотворению первого человек Адама, заранее зная, что он будет распространять нечестие (получается они знали, что нечестие – это результат действий Аллаха) и были впоследствии правы.

Странным выглядит, то, что в 34-м аяте Аллах приказывает ангелам: «Падите ниц перед Адамом». То есть первые сотворенные Аллахом существа должны падать ниц перед последующим сотворенным существом, в которое заранее заложено быть нечестивцем. И, наверное, поэтому один из ангелов по имени Иблис (названный дьяволом, шайтаном или сатаной) отказался поклониться Адаму, перейдя в стан противников Всевышнего.

Вполне логичным кажется отказ от поклонения Иблиса перед Адамом (оказавшегося нечестивцем), которого он побудил нарушить приказ Аллаха не приближаться к райскому дереву, Адам поддался этому побуждение (что выглядит странно) со стороны лица, которое отказалось поклониться ему. (35—39 аяты).

Далее резкий переход на ветхозаветный рассказ о Мусе (Моисее). В рассказе говорится о заботе Аллаха над сынами Исраила (Израиля) и спасении их через пророка Мусу. А сыны Исраила посмели предать Аллаха (может тоже не по своему усмотрению, а потому, что Аллах запечатлел предательство в их сердца?), веруя в некоего тельца, после чего Аллах простил их, но в 55-м аяте люди снова засомневались в истинности проповедей Мусы, после чего Аллах наслал на них молнию, а уже в 56-м аяте Он снова простил их.

В 59-м аяте снова: «наказание с неба за то, что они поступали нечестиво»; в 60-м аяте: «Ешьте и пейте из того, чем наделил Аллах, и не творите на земле зла, распространяя нечестие!»; в 61-м аяте люди снова навлекли на себя гнев Аллаха тем, что не уверовали в знамения Его и несправедливо убивали пророков. Таким образом, это рассказ о череде суровых наказаний и милостивых прощений сынов Исраила (иудеев) со стороны Аллаха.

Обращаясь к Мусе, иудеи не именуют Аллаха своим, и просят его помолится за них за урожай его Господу (что выглядит странно): «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он взрастил для нас из того, что произрастает на земле, овощи, огурцы, чеснок, чечевицу и лук». На что Всевышний недоумевает, что люди просят вместо прощения еду, которую можно найти в любом городе и попросить: «Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже? Спуститесь в любой город, и там вы получите все, о чем попросили». За эту безобидную просьбу: «Их постигли унижение и бедность». (61-й аят).

Христианам и иудеям не следует беспокоиться относительно своего будущего (но только тем, кто уверовал в Аллаха, Последний день и поступал праведно), вот выдержка из 62-го аята: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». А нарушающих субботу Всевышний Создатель проклинает: «Вы знали тех из вас, которые нарушили субботу. Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!» (65-й аят).

«Вот Мы взяли с вас обещание и воздвигли над вами гору: «Крепко придерживайтесь того, что Мы даровали вам, и поминайте то, что содержится там, – быть может, вы устрашитесь» (63-й аят). После того, как Аллах воздвиг над ними гору, пригрозив обрушить на них, иудеи согласились придерживаться законов Всевышнего, т.е. насильно навязав выполнение их.

В 67-м аяте встречается первое упоминание о корове, которая дала название данной суре. Внятного объяснения почему сура называется именно «Корова» (Аль Бакара) нет. Сама корова в этой большой суре упоминается лишь в одной притче, рассказанной всего в нескольких аятах.

76-й аят повторяет 14-й аят: «Когда они встречали верующих, то говорили: «Мы уверовали». Когда же они оставались наедине друг с другом, то говорили: «Неужели вы расскажете им о том, что открыл вам Аллах, чтобы они могли препираться с вами посредством этого перед вашим Господом? Неужели вы не уразумеете этого?»

В 72-м аяте: «Но Аллах выявляет то, что вы скрываете» повторяется тезис 29-го аята, о том, что Аллаху известно все. Снова о том же в 74-м аяте: «Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете»; в 77-м аяте: «Аллаху ведомо все»; в 85-м аяте: «Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете»; в 95-м аяте: «Аллах ведает о беззаконниках».

Для тех, кто не читает и не изучает Коран: «Среди них есть неграмотные люди, которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения» (78-й аят).

Читая Коран приходишь к заключению, что когда-то контакты Аллаха и людей была на более близком уровне, благодаря пророкам (наби) и в особенности посланникам (расуль) Его. Аллах мог запросто по просьбе пророков показать свои знамения, через посланников ниспослать людям откровения и поразительно, как люди после таких явных доказательств умудрялись не верить в Него: «Мы сказали: „Ударьте его (убитого) частью ее (коровы) “. Так Аллах воскрешает мертвых и показывает вам Свои знамения, – быть может, вы уразумеете» (73-й аят).

Аллах предостерегает в последующем от придумывания нового вероучения: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: „Это – от Аллаха“, – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (79-й аят)

Тем, кто совершал праведные дела уготованы Райские сады: «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: „Это уже было даровано нам прежде“. Но им будут давать нечто похожее». Непонятно будут новые жены (изначально очищенные) предоставлены в Раю либо очищенные от грехов земные жены: «У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (25-й аят). Еще о праведных делах: «А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (82-й аят). И так далее, аятов о праведных делах и что за это им уготована райская жизнь в Коране более чем предостаточно.

А какие же собственно, дела относятся к праведным? Если мы рассматриваем пока только суру «Аль-Бакара», то на мой взгляд, ответ дают аяты 43-й: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися»; 83-й: «Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят. Но впоследствии вы отвернулись с отвращением, за исключением немногих».

Аяты начиная с 87-го аята сводятся к взаимоотношению людей и Аллаха, и только к понятиям «верить», «не верить»: «Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?» (87-й аят); «Они сказали: «Сердца наши покрыты завесой (или переполнены знаниями)». О нет, это Аллах проклял их за их неверие. Как же мала их вера!» (88-й аят); «К ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее правдивость того, что было у них. Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!» (89-й аят); «Скверно то, что они купили за свои души, не уверовав в ниспосланное Аллахом и завидуя тому, что Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Они навлекли на себя гнев, один поверх другого. Неверующим уготованы унизительные мучения» (90-й аят); «Когда им говорят: «Уверуйте в то, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Мы веруем в то, что было ниспослано нам». Они не веруют в то, что явилось впоследствии, хотя это является истиной, подтверждающей правдивость того, что есть у них. Скажи: «Почему же раньше вы убивали пророков Аллаха, если вы являетесь верующими?» (91-й аят) и так далее и тому подобное.

100-й и 101-й аяты говорят скорее всего об иудеях и христианах, не принявших Коран: «Неужели всякий раз, когда они заключают завет, часть из них отбрасывает его? Более того, большинство из них не веруют» (100-й аят); «Когда к ним пришел Посланник от Аллаха (Мухаммад), подтвердивший правдивость того, что было у них, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отбросили Писание Аллаха за спины, словно они не знают истины» (101-й аят). И они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона): «Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: „Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим“. Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» (102-й аят). То есть христиане и иудеи уподобляются дьяволам, которые занимаются колдовством и обвинившими Пророка Сулеймана колдуном. А дальше здесь явствует обвинение в адрес иудеев и возможно христиан в том, что они поучались колдовству у двух ангелов Харута и Марута, которые в свою очередь прежде чем поучать предостерегли людей, тем самым испытывая их.