Важным фактором, ослаблявшим позиции Исламабада в Вашингтоне в конце 1980-х гг. был подъем политического ислама в Пакистане и сопредельном региональном пространстве. Еще в 1970-е гг. в исламском мире все большую популярность стал набирать политический ислам170. Пакистан, в котором исламская религия имела большое значение, сильно затрагивали процессы, происходившие вокруг ислама171.
Вашингтон активно использовал подъем политического ислама в его наиболее радикальной интерпретации для борьбы с советским присутствием в Афганистане. США, Саудовская Аравия и ряд других стран активно раздували религиозный пыл афганских моджахедов, одновременно с этим обильно финансируя и снабжая их оружием. Внутри страны Зия-уль-Хак использовал подъем политического ислама для укрепления своей власти и проводил политику т.н. «исламизации»172.
Подобный курс был приемлем для США и Запада в конце 1970-х гг., первой половине и середине 1980-х гг., но, постепенно, ближе к концу десятилетия, по мере того как накал и целесообразность борьбы с СССР в Афганистане спадала, отношение Вашингтона к моджахедам менялось. Оказалось, что не только США использовали религиозный пыл моджахедов для борьбы с СССР, но и идеологи религиозного фундаментализма также использовали США и помощь Запада для укрепления своих позиций в Пакистане, Афганистане и исламском мире в целом173. Постепенно выяснялось, что исламский фундаментализм далеко не лоялен Вашингтону и проводимой им политике. Поэтому, в конце 1980-х гг., когда последний конфликт «Холодной войны» уже потерял свое принципиальное значение и начал затухать, в Вашингтоне озаботились тем, чтобы на смену красному флагу коммунизма не пришло неконтролируемое из Вашингтона зеленое знамя политического ислама в его наиболее радикальных трактовках. Здесь пути Вашингтона и Исламабада расходились.
Примерно в это же время, во второй половине 1980-х гг., в Пакистане обозначилась тенденция к демократизации общественной жизни, с тенденцией усиления к концу десятилетия. 30 декабря 1985 г. Зия-уль-Хак отменил военное положение. Было восстановлено действие Конституции Пакистана 1973 г., правда, с поправками, которые увеличили власть президента, предоставив ему право распускать правительство и законодательные органы страны и провинций. Деятельность партий в соответствии с новым Законом о партиях, разрешалась при условии выполнения официальных предписаний174. Тем не менее, этот шаг ознаменовал усиление демократических тенденций в Пакистане и начало их противоборства с военно-авторитарной внутренней политикой Зия-уль-Хака, большое место в которой отводилась знакам внимания по отношению к консервативным религиозно-фундаменталистским силам как внутри, так и за пределами страны. В конце 1980-х гг. тенденция к демократизации больше отвечала интересам США как в идеологическом, так и в геополитическом плане.
В текущее развитие отношений между Вашингтоном и Исламабадом снова вмешались обстоятельства. В августе 1988 г. генерал Зия-уль-Хак погиб в авиакатастрофе. Вместе с ним погибли председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал А. А. Рахман Хан, посол США в Пакистане А. Раффел, руководитель американской военной миссии генерал Н. Вассом, а также ряд других высокопоставленных пакистанских военных чиновников. Катастрофа произошла при возвращении этой группы с полевых испытаний американского танка M-1, большую партию которых пакистанского руководство планировало закупить у США.
Практически сразу же возникло множество версий о том, что могло стать причиной катастрофы. На месте крушения нашли элементы, которые могли быть использованы при подготовке диверсии: специалисты из США обнаружили следы пентаритритола тетранитрата – взрывчатого вещества, часто используемого для диверсий. Выдвигались гипотезы о том, что за этим актом стояли спецслужбы иностранных государств (США, Индии, СССР, Афганистана и даже Израиля). Существовала точка зрения, что Зия-уль-Хака могли устранить недоброжелатели внутри Пакистана – из числа генералов, недовольных тем, что он слишком «засиделся» на высшей командной должности, версия о «шиитском следе» и др. Следует обратить внимание, что точка зрения о причастности к диверсии могущественных американских спецслужб также являлась весьма живучей175.
Гибель военного диктатора открыло дорогу для демократизации общественно-политической жизни Пакистана. Для этого были соответствующие предпосылки и внутри пакистанского общества, и благоприятный внешний фон. США, для которых военное противостояние с СССР в Афганистане заканчивалось и «новое политическое мышление» советского лидера М. Горбачева открывало новые горизонты, более не были заинтересованы в сохранении авторитарного военного режима, который к тому же проводил политику исламизации и поддерживал наиболее радикально настроенную часть афганских моджахедов176.
Точку в американо-пакистанской «антисоветской дружбе», начавшейся со вводом советских войск в Афганистан в 1979 г., поставило решение СССР о начале вывода собственного воинского контингента из ДРА. В феврале 1989 г. последние подразделения Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан покинули территорию этой страны, подведя итог десятилетнему вооруженному конфликту, ставшему трагедией для народов Советского Союза и Афганистана177.
Уход Советской армии из Афганистана предопределил падение значимости Пакистана для США. Вашингтону более не было смысла спонсировать Исламабад финансово, военно-технически и политически. Можно было дать волю накопившемуся за десятилетие раздражению по поводу действий Исламабада, идущих вразрез с собственными интересами. Вскоре последовали конкретные шаги: Вашингтон подверг Исламабад жесткой критике и ввел санкции за развитие ядерной программы. В октябре 1990 г. была заморожена реализация соглашения 1986 г. о предоставлении Пакистану займа размером в 4,02 млрд долл.178 Эра американо-пакистанской «антисоветской дружбы» завершилась.
Таким образом, важнейшим фактором, приведшим к резкому снижению уровня отношений между США и Пакистаном в конце 1980-х гг., стало изменение международной обстановки вокруг Афганистана. США и Пакистан вступали в новый период двусторонних отношений, хорошо зная друг друга и имея большой опыт взаимодействия.
1.3. Интересы США в Пакистане и сопредельном региональном пространстве в конце XX – начале XXI веков
На рубеже XX–XXI вв. США оставались наиболее сильным и влиятельным государством мира с очень широко понимаемыми интересами в самых разных частях Земли. Доля США в мировом ВВП между 1996 и 2000 гг. увеличилась с 25,9% до 30,4%. Правда, к 2018 году она уменьшилась до 23%179. Не менее половины новых технологий производилось в США. В конце 1990-х гг. на Америку приходилось 50% мировой торговли оружием, хотя за десять лет до этого данный показатель составлял 26,7%180. По мнению известного американского политолога и государственного деятеля Зб. Бжезинского, господство США в мире было обусловлено лидерством в четырех ключевых областях. Вашингтон лидировал в военной сфере и располагал не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания. США оставались лидером экономики и являлись движущей силой мирового экономического развития. Вашингтон сохранял абсолютное лидерство в технологических областях и науке. США были привлекательны для остального мира в культурно–идеологическом отношении181.
Для понимания интересов США в отношении Пакистана и сопредельного регионального пространства, необходимо сделать краткий обзор основных внешнеполитических интересов и приоритетов Вашингтона.
Рубеж 1980–1990-х гг. был временем кардинальных сдвигов в мировой политике. В этот период СССР утрачивает статус второй сверхдержавы мира, происходит крушение социалистического лагеря. Для США это означало исчезновение главного геополитического конкурента, а также ликвидацию главной угрозы безопасности страны и собственному международному влиянию. Беспрецедентно возросли военно-политический престиж, влияние и идеологическая привлекательность США. Возникла возможность для построения новой системы международных отношений, в которой США будут играть решающую роль182.
Но окончание холодной войны имело и негативные последствия для внешней политики США. Во-первых, усилилось сопротивление американской общественности выделению средств для проведения привычной для США во второй половине XX в. активной внешней политики. В американском обществе более не было консенсуса о необходимости проведения такой политики в условиях отсутствия «советской угрозы»183. Во-вторых, уменьшилась сплоченность среди западных союзников США, которые стали приходить к мнению, что опека и патронаж со стороны Вашингтона были уместны и необходимы в период существования угрозы со стороны СССР. В новых же условиях в них не было такой необходимости и настало время проводить более самостоятельную внешнюю политику184. В-третьих, распад СССР привел к дестабилизации международной обстановки и нарастанию хаоса в международных отношениях. «Еще не было прецедентов столь внезапного распада столь гигантской империи, как принадлежавшая Советскому Союзу. Демонтаж значительно меньших по размерам, значительно более молодых империй приводил к настолько фундаментальным потрясениям мира, нарушениям общественного порядка и перегруппировкам на мировой арене, что лишь по прошествии десятилетий историки оказывались в состоянии понять суть произошедшего. Уроки истории вынуждают нас указать не только на возможности, но и на опасности, сопутствующие распадам империй» – с тревогой предостерегал нацию от эйфории директор ЦРУ Р. Гейтс185.
Итак, исчезновение Советского Союза означало качественные изменения в международных отношениях, которые потребовали от Вашингтона пересмотра старых и поиска новых внешнеполитических ориентиров. Конечно, каждая новая администрация привносила какие-то определенные изменения в понимание интересов США, но, тем не менее, можно выделить базовые интересы, которые стали типичными для внешней политики США в конце XX – начале XXI вв.
Интересом номер один для США в этот период времени являлось сохранение и укрепление своих лидирующих позиций в мире – военно-политического, экономического, идеологического лидерства186.
Важно отметить, что мы отделяем вопросы сохранения Вашингтоном собственных лидирующих позиций в мире от вопросов безопасности Американского государства. Хотя, в программных документах Вашингтона, касающихся внешней политики, вопрос лидерства часто увязывался с вопросом безопасности. На наш взгляд, эти вопросы следует рассматривать отдельно. Так, одной из основных угроз безопасности государству в США считали возможность усиления какого-либо крупного государства и подрыв влияния Вашингтона в мире либо в каком-либо отдельном регионе187. Возникает вопрос, являлось ли это угрозой именно безопасности США или же скорее было угрозой лидерству и влиянию США в какой-либо части Света? Несло ли, к примеру, укрепление позиций Германии в Европе, какие-то непосредственные угрозы существованию и выживанию США как государства, угрозу жизни и здоровью граждан США, их имуществу? Конечно, в будущем выход какого-либо государства из сферы влияния США может обернуться нежелательными последствиями для интересов этой страны и даже представлять собой военную угрозу. Именно тогда это и станет угрозой безопасности. Часто стремление США сохранить и расширить свое влияние в мире в действительности ослабляло безопасность государства и несло угрозу собственным гражданам. Например, попытка поставить под свой контроль Ирак дестабилизировала и обострила ситуацию в регионе, вызвала всплеск активности различных террористических и экстремистских организаций, деятельность которых была направлена против США и их граждан. Не говоря уже о том, что в Ираке погибло несколько тысяч солдат армии США188.
На наш взгляд, правильнее отделять вопросы, связанные с непосредственными угрозами безопасности США (терроризм, угроза нападения со стороны враждебно настроенного государства, незаконный оборот наркотиков и т.д.), от вопросов сохранения и укрепления лидерства США в мире.
Итак, целью номер один для внешней политики США на рубеже XX–XXI вв. было сохранение и упрочение собственного лидерства. Основное внимание на этом направлении американская внешняя политика в рассматриваемый нами период уделяла процессам, происходящим на евразийском континенте, где были сосредоточены основные людские и природные ресурсы всего мира, находились самые крупные и сильные государства189. Вашингтон был заинтересован в поддержании баланса сил в Евразии и недопущении резкого усиления какого-либо другого государства. Это и являлось главным содержанием американской политики по сохранению и упрочению собственного лидерства в мире.
Бжезинский, чьи взгляды оказали огромное влияние на формирование американской внешней политики, отмечал: для США «жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросить вызов Америке». Бжезинский полагал, что Евразия – это ключевой регион мира и тот, кто доминирует в Евразии, доминирует в мире190. По мнению Бжезинского, именно от государств Евразии исходила угроза лидерству США. К таким государствам Бжезинский относил Китай, в меньшей степени – Россию, Германию, Иран, Индию, иногда другие государства191.
В рамках рассматриваемой нами цели можно выделить важную задачу, на реализацию которой была направлена американская внешняя политика – это поддержка собственных союзников в различных частях Света и укрепление политических, экономических, а также, часто, военных связей с ними. Прежде всего, речь идет о государствах Европы и Юго-Восточной Азии, отчасти – о некоторых странах постсоветского пространства (Украина, Азербайджан, Грузия)192. Союзники США в Европе и Юго-Восточной Азии также являлись важнейшими торгово-экономическими партнерами США, и от них сильно зависело благополучие американской экономики193. Согласно тексту «Стратегии национальной безопасности» 1994 г. одной из важнейших внешнеполитических задач США являлось «всемерное содействие укреплению содружества свободных наций, безусловно разделяющих ценности демократии и обеспечивающих индивидуальные права человека и демонстрирующих приверженность принципам рыночной экономики»194. Но, как известно, США поддерживали не только нации, «разделяющие ценности демократии», но и далеко не демократичные политические режимы: поддержка со стороны Вашингтона в первую очередь зависела от полезности какой-либо страны для США и лояльности ее руководства195.
Курс на неизменную поддержку собственных союзников оставался характерен для разных президентских администраций – как демократических, так и республиканских. Эта преемственность имела место в годы президентства Джорджа Буша-старшего, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы. Некоторый перелом в данной тенденции наметился после победы на президентских выборах в США Дональда Трампа в 2016 году. Действующий глава Белого дома привнес во внешнюю политику изрядную долю изоляционизма, который проявился в торговых спорах Вашингтона со своими европейскими партнерами, а также в нежелании администрации Трампа согласовывать свои действия на Ближнем Востоке с союзниками по НАТО.
Вторым важнейшим интересом внешней политики США в рассматриваемый нами период был вопрос безопасности Американского государства. США, проводящие активную и глобальную внешнюю политику, часто сталкивались с серьезными угрозами собственной безопасности.
Одной из основных задач внешней политики США была задача обезопасить себя от нападения со стороны потенциально враждебных, сильных государств и блоков стран, способных нанести США существенный урон. К таким государствам – потенциальным противникам США можно было отнести наиболее крупные государства мира196. Традиционно, большое внимание в американских документах, посвященных внешней политике уделялось таким странам как Китай и Россия. Например, в статье бывшего госсекретаря США К. Райс под названием «Продвигая национальные интересы», говорилось о том, что США должны следить за развитием Китая и России, т.к. их дальнейшее развитие может стать источником проблем для Вашингтона197. Эта задача обеспечения безопасности государства была связана с целью сохранения и упрочения собственного лидерства в мире, но не была тождественна ей, т.к. включала в себя только задачи военного строительств и поддержания военного паритета с потенциальными противниками. Задача сохранения и упрочения своего лидерства включала в себя экономическую и идеологическую компоненту.
Еще одной важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности США была минимизация и ликвидация угрозы, исходившей от различных террористических сетей и экстремистов198. На протяжении рассматриваемого нами периода, важность этой задачи резко возрастала. Несмотря на то, что террористические организации несопоставимо слабее любого крупного государства, в условиях взаимозависимой человеческой цивилизации сегодняшнего дня, а также наличия технологий огромной разрушительной силы и современных средств связи, террористы и экстремисты могут наносить болезненные удары по безопасности и престижу самых крупных государств мира199.
Мир на рубеже веков характеризовался колоссальным и усиливающимся неравенством между «богатым Севером» и «бедным Югом», не вписавшимся в глобальные экономические процессы. По словам А. И. Уткина, богатый «Север» частично включает, а частично исключает из прогресса огромное большинство человечества. Он отмечал: «будущее глобальной экономики, в которой только США и небольшая группа богатых получают преимущества является внутренне нестабильным и с экономической, и с политической точек зрения»200. Неслучайно, появление в американском внешнеполитическом обиходе такого термина, как «несостоявшиеся государства» («failed states»). Пакистан и Афганистан, наряду с Сомали и рядом государств «Черной Африки» в 2009 году оказались в рейтинге недееспособности государств (The Failed States Index), публикуемом американским журналом Foreign Policy и общественной организацией «Американский Фонд Мира», на 10 месте (на первом оказалось Сомали)201. К 2019 году Пакистан улучшил свои позиции, переместившись на 29 место202. Однако и этот уровень считается в докладе тревожным. Такие государства становились очагами насилия, ожесточенности, криминала. США, на которых, как на самом сильном и влиятельном государстве мира, лежала основная ответственность за развитие международного сообщества – становились объектом ненависти. Теракты 11 сентября 2001 г. – яркий тому пример.
После этих терактов, угроза со стороны террористов и экстремистов стала восприниматься в США гораздо серьезнее203. Ответом на теракты стала «Стратегия национальной безопасности 2001 г.», получившая название «Доктрины Дж. Буша-мл.». Эта доктрина уделяла огромное внимание борьбе с терроризмом и допускала возможность нанесения превентивных, упреждающих ударов по террористам и государствам, помогающим им по всему миру. Со временем угроза со стороны экстремистов не уменьшалась, а росла. В 2013 году США и другие страны мира столкнулись с необходимостью бороться на Ближнем Востоке и в Афганистане не только с Аль-Каидой, но и с экстремистской группировкой «ИГИЛ» (запрещенная в России террористическая организация).
Важное место в концепции безопасности США занимала борьба с распространением ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Также большое значение для Вашингтона имела экономическая безопасность. Ее фундаментом являлась стабильность и бесперебойность поставок энергетических ресурсов для американской экономики и в достаточных количествах204. Как мы увидим ниже, все вышеперечисленные интересы Вашингтона в сфере безопасности достаточно сильно связывали США с Пакистаном.
Третьим важнейшим интересом внешней политики США в рассматриваемый нами период было способствование процветанию и развитию экономики страны205. Роль экономики в современном мире существенно возросла. Неслучайно большое распространение в современной науке о международных отношениях получил термин «геоэкономика». По мнению многих политологов, в настоящее время на первый план выходят именно геоэкономические факторы. Военный передел сфер влияния, – полагают они, – дело прошлое. В нем нет необходимости, если захват новых рынков, источников сырья и сфер приложения капитала можно осуществить бескровным экономическим путем206.
Вашингтон стремился получить доступ к рынкам сбыта, энергоресурсов и иного сырья в других странах на наиболее благоприятных условиях. США традиционно выступали за свободу торговли на наиболее благоприятных условиях. Важное место занимала защита американского бизнеса, работающего в других странах и инвестиций, вложенных американскими инвесторами в экономику этих стран. К экономическим интересам Вашингтона также относилась поддержка государств – своих основных экономических партнеров и военных союзников. Вашингтон традиционно выступал за либерализацию международной торговли и финансов.
Наиболее активной поддержка идей либерализации международных экономических отношений была в период правления президента Б. Клинтона. В своих «Стратегиях национальной безопасности» 1997 и 2000 гг., администрация Клинтона выступала ярым поборником экономической глобализации207. Однако, несколькими годами позже, в период правления Дж. Буша-мл., глобальная экономика уступила место глобальной борьбе с терроризмом208. Администрация следующего президента США Барака Обамы – представителя Демократической партии – в большей степени придерживалась либерального внешнеэкономического курса и поддержки идей углубления международной торговли. Так, администрация Обамы способствовала подписанию в 2016 году преференциального торгового соглашения между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона, получившего название Транстихоокеанское партнерство. Сменивший в Белом Доме Обаму Дональд Трамп совершил резкий поворот в сторону политики протекционизма, о чем неоднократно заявлял в ходе своей предвыборной компании. В 2017 году глава Белого дома подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства209. В следующем году обострилась торговая война Вашингтона с Пекином.
Несмотря на то, что США призывали другие страны к свободе торговли и открытию рынков, сами они далеко не всегда поступали также. В адрес США (и других стран Запада) часто звучали обвинения в протекционизме. Так, по мнению К. Нараянана, президента Индии в 1997–2002 гг., развитые государства, в том числе США, в рассматриваемый период стремились монополизировать ресурсы Земли и получить доступ к рынкам развивающихся стран. В то же время, делая все для того, чтобы защитить свои рынки от продукции развивающихся стран210. Эта особенность американской внешней политики проявилась в т.ч. и в отношениях Вашингтона с Исламабадом.
В качестве четвертого важнейшего интереса внешней политики США в конце XX – начале XXI вв. целесообразно выделить идейно-идеологический аспект, а именно: защиту и распространение собственных ценностей. К таковым ценностям относились демократия, права человека, рыночная экономика, индивидуализм, экономический либерализм211. Возможно, с определенной точки зрения этот компонент кажется незначительным и, на первый взгляд, не заслуживает выделения в качестве самостоятельной цели внешней политики США. Но, по нашему мнению, в рассматриваемый нами период времени он занимал и продолжает занимать важное место в американской внешней политике, влиял и влияет на политику США в области достижения других внешнеполитических целей и, более того, выступал и выступает в качестве самоцели. Поэтому, целесообразно рассмотреть его как важный интерес и отдельную цель американской внешней политики.
Любое сильное и крупное государство стремится к расширению не только своего военно-политического или экономического влияния, но и культурно-идеологического. США стремились к этому в гораздо большей степени, чем другие государства. И тому есть несколько причин: во-первых, в основе американского национального сознания сильны мессианские идеи. А. С. Панарин в своей работе «Искушение глобализмом» цитирует слова второго президента США, Дж. Адамса, чтобы показать мессианское начало американского национально сознания: «Я всегда с почтительным изумлением, – писал Адамс, – размышляю о заселении Америки как о начале великого плана и промысла Всевышнего, имеющего целью просвещение и освобождение порабощенной части человечества»212. Идея об особой миссии Америки, ее важности для судеб мира прослеживается в словах и действиях современных американских политиков, общественных деятелей, ученых, среди простых американцев. Во-вторых, в США верили в универсальный характер вышеперечисленных ценностей213. В-третьих, в США считали, что данные ценности прошли испытание временем и конкуренцией с другими системами ценностей (традиционалистскими, социалистической) и показали себя лучшими, подтверждением чему являлось лидерство в мире государств Запада.