Неофобия развивается у всех детей в одинаковом возрасте и по одному и тому же сценарию: наименее выражена она в возрасте от четырех до шести месяцев: большинство младенцев пробует в этом возрасте практически все, что им предлагается. Но с восемнацатого месяца горизонт выбора начинает постепенно сужаться, взгляд становится все более критичным, ребенка уже не так просто заставить открыть рот. В позднем преддошкольном и дошкольном возрасте скепсис по отношению ко всему новому достигает максимума: дети становятся действительно плохими едоками, часто полностью отказываются от более сложной во вкусовом отношении пищи, а также пищи с возможно горьким, по их мнению, вкусом. И только в возрасте от восьми до двенадцати лет горизонт их восприятия снова расширяется и дети начинают экспериментировать с такими прежде немыслимыми для них продуктами питания, как грибы, некоторые сорта сыра с ярко выраженным вкусом, а также с овощами, например с брокколи.
Среди хитов детского неприятия на наивысших позициях стоит брюссельская капуста, кстати, не без оснований. Этот сорт овощей содержит серу и горчичные масла, которые нередко вызывают у детей боли в животе.
Осмысленное течение неофобииВ эволюционно-биологическом плане развитие неофобии объясняется следующим образом: пока ребенок находится на грудном вскармливании и живет в непосредственной близости от матери, горизонт его вкусового восприятия должен быть максимально широким, ведь именно мать (и другие разумные окружающие ребенка взрослые люди) заботятся о том, чтобы попадающая к ребенку еду была также безопасна. Совершенно иная ситуация возникает, когда ребенок начинает исследовать окружающий мир самостоятельно, встав на собственные ножки. То, что попадает ему в рот, более не контролируется родителями. Вместо родителей выживание обеспечивается естественным сужением горизонта выбора и вкусов. Все, что неизвестно, отвергается, в особенности если оно еще и зеленое или горькое. И только когда детские органы становятся зрелыми (то есть более устойчивыми к ядовитым веществам) и когда выбор продуктов питания «подстрахован» так называемым социальным обучением, горизонт вкусовых ощущений и выбор может снова расширяться.
Социальное обучениеВыше мы рассказали о некоем компасе, который указывает нашим детям как минимум правильное направление и помогает им предпочесть «надежные» источники питания. Возникает вопрос: что же способствует тому, чтобы тот или иной продукт на долгое время оставался в меню? Как дети привыкают к предлагаемой им пище?
Ответ очень прост: это происходит благодаря примерам и путем приучения. Так, эксперименты показывают, что маленькие дети, которые сначала отказываются от того или иного продукта питания, все-таки затем его принимают, если предлагать им его в течение последующих дней около десяти раз. А значит, дети едят определенные продукты не потому, что они им нравятся. Все как раз наоборот: эти продукты им нравятся, так как они всегда едят!
Приближение ребенка к новому продукту питания происходит мелкими шажками. Если он что-то пробует, то сначала лишь немного. Сдерживающего принципа придерживаются и другие млекопитающие: например, крысы всегда сначала пробуют лишь небольшой кусочек неизвестного им продукта. Если животным не становится хуже, то они продолжают его есть.
Также выяснилась чрезвычайно важная роль примеров в развитии вкусовых пристрастий ребенка. Ребенок за столом часто спонтанно хватает именно то, что хочет съесть его мать. Исследования подтверждают, что дети в возрасте от одного до четырех лет пробуют новый продукт вдвое чаще, если его ест близкий им взрослый человек! Также они чаще пробуют еду, если видят, что эта еда нравится другим, в особенности сестрам и братьям.
Привыкание можно существенно ускорить обыкновенной игрой. Как показывают эксперименты, ребенок лучше принимает пищу, если ему разрешается демонстрировать обычно не очень поощряемое взрослыми поведение. Например, взять пищу в рот, обсосать ее и вынуть обратно. Такие тактильные переживания также относятся к процессу «ознакомления» с продуктами питания.
Программирование вкусаРешающее значение для дальнейшего пищевого поведения имеет также ранний опыт с различными запахами и вкусами. Исследователям жизни животных уже давно известно: если беременных крольчих кормить ягодами можжевельника, то крольчата из этого помета будут предпочитать луга с можжевеловыми кустами!
У человека поведение матери перед рождением ребенка также играет важную роль при формировании пищевых предпочтений. Проводились эксперименты, в ходе которых в околоплодную жидкость добавлялись микропримеси чеснока, ванили, аниса или морковного сока. В результате новорожденные малыши после рождения предпочитали именно эти варианты вкусов.
Вкусовой состав материнского молока, а значит и то, что ест кормящая мама, также играет огромную роль. При прикармливании малыш будет предпочитать те варианты вкуса, которые ему уже известны с момента кормления грудью. Таким образом, грудное вскармливание – это не что иное, как «пробная пробежка вдоль полок супермаркета», как однажды выразилась микробиолог Лиз Элиот,
Вкусовые пристрастия могут формироваться и в ходе искусственного вскармливания. Дети, получавшие известное своим кисловатым вкусом гидролизованное питание (гипоаллергенные смеси), в дальнейших экспериментах предпочитали и более кислые фруктовые соки; а выросшие на соевом молоке младенцы предпочитали известный своим горьковатым привкусом яблочный сок. Кстати, дети, которые в раннем возрасте пили соевое молоко, впоследствии чаще демонстрировали интерес к брокколи, чем их ровесники, питавшиеся смесями на основе коровьего молока.
При этом в воспитании вкусового поведения, зависящего от продуктов питания, имеются, по всей видимости, так называемые фазы чувствительности. Так, гидролизованное детское питание очень просто ввести в меню младенца в течение первых четырех месяцев жизни. А вот после этого периода это сделать практически невозможно.
«Супердегустаторы»Предпочитаемый детьми мир вкусовых ощущений в полной мере зависит также от наследственных влияний: около четверти жителей Центральной Европы можно назвать супердегустаторами, так как у них особенно большое количество вкусовых рецепторов горького вкуса на языке. Иначе говоря, горькое им кажется по вкусу еще более горьким! Вполне возможно, что некоторые особо капризные в еде дети относятся к этой группе людей. С другой стороны, у этой группы людей есть и определенное преимущество: они более четко ощущают различия в вариациях горького вкуса. И это объясняет тот факт, почему среди звездных поваров современности можно так часто найти этих супердегустаторов. У них также очень чувствительные вкусовые ощущения: даже слегка жирная пища воспринимается ими как неприятная еда. Поэтому ничего нет удивительного в том, что супердегустаторы (среди которых много представителей азиатских народов), как правило, являются людьми с очень стройной фигурой. Их индекс массы тела (ИМТ) во взрослом возрасте составляет в среднем всего 23,5 (по сравнению с 25,3 у остального населения).
Пристрастие к богатой белком пище также обладает наследственной составляющей. А вот сладкоежками, вопреки мнению многих родителей, по наследству вряд ли становятся.
Гадость!Чтобы иметь возможность оценивать мир вместе со всеми его шансами и рисками, ребенку необходима еще одна своенравная программа отказов – отвращение.
Младенцы и маленькие дети заинтересованно играют с вещами, вызывающими у взрослых рвотный рефлекс: козявки, отрыжка, слизь любого рода, а тем более какашки – вовсе не «фу-фу» для младенцев. Только к окончанию третьего года жизни дети начинают отличать неприятные запахи от приятных и у них появляется чувство отвращения. Ближе к началу школы их предпочтения и антипатии к запахам сравнимы с аналогичными у взрослых. Также появляется и отвращение к некоторым продуктам питания. Во всех точках нашей планеты дети считают отвратительными одни и те же вещи. Причем неважно, результатом чьей деятельности они являются: шеф-повара известного ресторана или лесоруба.
Эволюционный смысл отвращения легко понять: чувство отвращения защищает от приема испорченной или отягощенной возбудителями различных заболеваний пищи. Но почему же в первые пару лет жизни у детей отвращение отсутствует? Может быть, это связано с тем, что до этого момента в наличии такого чувства для детей нет никакого смысла. Совсем маленькие дети ничего не могут поделать с тем, что они не контролируют свои испражнения и то и дело непосредственно соприкасаются с ними. А если вспомнить еще и об отрыжке как о неотъемлемом факте жизни младенца, то становится понятно, что вряд ли тут поможет наличие чувства отвращения. Маленькие дети никак не могут избежать факторов, вызывающих его.
Как дети становятся разумными едоками
В том, что касается питания, младший детский возраст равносилен периоду революции: ребенок переходит из безопасного, контролируемого матерью пищевой среды в полный угроз и опасностей мир. Если раньше безупречное в гигиеническом плане и оптимально подстроенное под потребности ребенка материнское молоко было основным продуктом питания, то с младшего детского возраста ребенку приходится утолять свое чувство голода в мире, где съедобное и несъедобное часто находятся рядом друг с другом. Чтобы выжить в этом мире, эволюция передала ребенку следующие правила:
• Предпочитай «пищу для выживания» – сладкую, богатую энергией «любимую еду», которая не только безопасна, но и дарит ощущение сытости.
• Ешь только то, что знаешь. Берегись горькой пищи. В ней могут быть большие количества ядовитых веществ.
• Если тебе приходится есть что-то новое, попробуй сначала лишь небольшое количество.
• Ешь то, что всегда едят твои родители, братья и сестры: так ты не ошибешься никогда.
• Не ешь больше никогда то, что однажды навредило твоему желудку.
Эти правила приводят нас к радикальному выводу, что дети неспроста так любят сладкую и жирную пищу, но критически относятся к овощам. Это часть нормального развития ребенка младшего возраста. Ведь ребенок, безоговорочно восхищенный овощами, фруктами и ягодами, в 99 % случаев из нашей истории просто не выжил бы!
Естественно, сегодня, когда полки супермаркетов надежно защищены от белладонны, а мы в наших небольших квартирах контролируем буквально каждый шаг нашего ребенка, эта программа кажется излишней. Но тело наших детей следует «разработанной» еще в первобытных лесах программе успеха, которая зарекомендовала себя на протяжении многих тысячелетий.
Позитивная роль пристрастия к лакомствамА может, нам стоит с другой стороны посмотреть на вкусовые предпочтения наших детей? Описанные правила, как наши дети приучаются к тому, что можно съесть, являют собой историю успеха. Потому что они приводят к тому, о чем мы можем только мечтать – они в точности уравнивают спрос и предложение, причем в любой точке земного шара[2]!
При помощи этих простых правил можно даже компенсировать особые экстремальные условия. Так, есть острую пищу имеет смысл там, где продукты питания быстро портятся, так как острые приправы убивают бактерии и паразитов. Даже маленькие дети в Азии употребляют острые приправы в таких количествах, которые заставили бы европейца бегать с открытым ртом. Дети способны изучить даже более сложные правила: жители Анд, например, едят сорта дикого картофеля вместе с глиной, что помогает нейтрализовать ядовитые составляющие этих сортов.
Свет в конце тоннеляНо самым лучшим в этой программе является то, что она имеет обыкновение когда-то заканчиваться, просто со временем прекращает действовать. Чем более зрелыми становятся внутренние органы человека и чем больше дети изучают информацию об окружающем их мире, тем меньше становится их страх перед новыми продуктами питания. Дети взрослеют, и когда рост завершается, они едят уже даже и овощи.
В некоторой мере еда является одним из примеров того (а в этой книге мы рассмотрим много аналогичных примеров), что не все, что родителям мешает в их детях, следует рассматривать как некое «нарушение». То, что детям свойственна страсть к гурманству, когда-то было хорошо для их выживания, а значит, это является частью нормального детства.
Что создает для детей сегодня дополнительные трудностиТак называемые «сложные едоки» существовали во все времена. Иначе не было бы таких книжек про «малоежек». Однако если спросить опытных педиатров, то они скажут, что значение данной проблемы в последние двадцать лет сильно возросло. И это примечательно. В то время как холодильники становятся все полнее и все больше детей находятся в сказочных странах с кисельными реками и молочными берегами вместе со своими упаковками чипсов, шоколадными батончиками, телевизорами и айподами, все больше родителей заняты тем, чтобы защитить своих малышей, ложка за ложкой, от голодной смерти. Почему еда становится сегодня особенно сложным занятием?
Примеры не такие уж наглядные. Как мы уже увидели, примеры облегчают обучение еде: доброжелательные взрослые больше способствуют тому, чтобы дети пробовали различные виды пищи. Заметим: доброжелательные взрослые. В действительности же дети часто скорее противостоят использующим давление «вдохновителям» с благими намерениями или же стоящим над душой родителям, которые противостоят смертельным страхам, когда речь идет о их детях. Аналогичная ситуация возникает с бабушками, испытывающими самоуважение лишь в зависимости от того, съест их сокровище очередную ложечку или нет. Однако дети не реагируют на заботу или давление. Еда должна доставлять им удовольствие.
Проблема усложняется тем, что множество других примеров, облегчающих обучение еде, сегодня отсутствуют. Речь идет о старших братьях-сестрах, да и о других старших детях. Всем известно, что младшие дети будут с радостью все повторять за старшими. Это относится и к еде. Именно поэтому первому ребенку в семье, да и вообще детям в небольших семьях бывает особенно сложно.
Быстрое прекращение грудного вскармливания может иметь негативные последствия. Мы предлагаем сегодня нашим детям действительно очень напряженный план обучения, в соответствии с которым они должны научиться есть. У нас имеются четкие представления о том, в каком возрасте следует осуществлять прикармливание ребенка. И часто этот момент совпадает с моментом отлучения ребенка от материнской груди. Начало прикорма и прекращение грудного вскармливания для многих родителей представляет собой две стороны одной медали. При этом цель, которую родители перед собой ставят, часто состоит в том, чтобы заменить целиком некоторые приемы пищи питанием из баночек с готовой едой. Для некоторых детей такой «двойной пакет задач» (полное прекращение грудного вскармливания и одновременно введение в меню прикорма) проблематичен. Детям приходится быстро привыкать к бутылочке со смесью и готовому питанию из баночек, а у родителей легко возникает ожидание того, что новая форма питания вполне способна сразу заменить грудное вскармливание. Однако такая быстрая перестройка не дает ребенку возможности привыкнуть к миру новой пищи и новых вкусов в своем темпе. И хотя грудные дети в своих вкусовых предпочтениях часто мужественнее детей младшего возраста, но и им тоже надо как-то привыкнуть к новой еде. Если им предлагается готовое питание из баночек, то следует считаться с тем, что для начала в любом случае будет сниматься проба. И этот этап «снятия пробы» может затянуться надолго. Особенно это относится к так называемым «более медленным» детям (которые, возможно, принадлежат в группе ранее описанных супердегустаторов). Как минимум для этой группы детей мягкое введение прикорма может оказаться более благоприятным: дети смогут потихоньку привыкать к новой пище при условии сохранения грудного питания.
На деле же мировой опыт показывает, что введение прикорма происходит с меньшим числом конфликтов в тех культурах, где материнское молоко и прикорм сочетаются друг с другом достаточно длительное время. Кажется, природа не учла, что маме в определенный момент нужно снова идти на работу!
Прикармливание по схеме оставляет меньше свободного пространства для собственного темпа. Индивидуальная гибкость теряется ввиду обычной у нас в стране жесткой схемы введения прикорма. Многие родители убеждены, что каждому месяцу жизни ребенка соответствуют определенные сорта овощей: на пятом месяца «разрешена» морковь, затем фенхель, затем цветная капуста и наконец кольраби. Однако дефицит гибкости в этой схеме сулит проблемы: что делать, если ребенок на пятом месяце жизни не хочет есть морковь?
Предложения для повседневной жизни
Попытаемся в конце данной главы рассмотреть заданные эволюцией правила не как некое обременение, а как помощь в здоровом развития ребенка. Как мы в сегодняшних условиях можем способствовать тому, чтобы у детей развивались здоровые предпочтения в еде?
Во время беременностиНачнем с самого начала. Беременная женщина должна есть то, что ей нравится. Именно так она заботится о том, чтобы ее ребенок обладал широким горизонтом вкусовых предпочтений. При этом не следует позволять вводить себя в заблуждение тем, что при этом возможна аллергия. То, что, избегая определенных продуктов питания, можно воспрепятствовать развитию аллергии у ребенка, является просто мифом. Соблюдение обычаев многих традиционных культур имеет намного больше смысла: именно в них беременным достается наиболее разнообразная и приготовленная с наибольшими затратами пища.
Грудное вскармливаниеГрудное вскармливание оказывает поддержку развитию широкого горизонта вкусовых ощущений у ребенка. В отличие от детских смесей, материнское молоко содержит заключенное в тысячах вкусовых нот послание: вместе с ним ребенок получает все богатство пищевого разнообразия, которое ему встретится в его дальнейшей жизни. Известно, что находившиеся на грудном вскармливании дети, матери которых питались разнообразно, позднее чаще пробуют что-то новое, чем дети-искусственники. При этом они более открыты и к овощам. Да и при кормлении грудью ничто не говорит в пользу скромной диеты: за некоторыми исключениями ограничения в питании в период грудного вскармливания не дают вообще ничего. Эти ограничения не позволяют улучшить ситуацию с коликами, а также не помогают предотвратить аллергию[3].
ПрикормНачало прикармливания не следует слишком затягивать. По возможности следует начинать вводить прикорм еще в первые полгода жизни. Связано это с тем, что входить в разнообразнейший мир вкусовых ощущений лучше всего, когда горизонт этих вкусовых ощущений еще «открыт». Если вводить прикорм только в период с девяти до двенадцати месяцев, то следует опасаться ограничения возможностей знакомства с новыми вкусами.
Часто рекомендуют вместе с началом прикармливания использовать лишь небольшое количество известных продуктов питания. Это имеет смысл для некоторых детей с нейродермитом. А вот для здоровых детей вполне можно допустить настоящую «экскурсию» по кухне. Причем эта экскурсия не должна проходить по определенной схеме (сначала морковь, затем картофель и т. д.). Детям, находящимся на грудном вскармливании, надо дать возможность заново узнать известные им благодаря материнскому молоку вкусовые направления и принять их. Поэтому следует подумать о самостоятельном приготовлении прикорма в соответствии с вкусовыми пристрастиями матери, вместо того чтобы постоянно использовать готовые баночки с питанием.
«Принуждение»Не следует оказывать давление при вводе прикорма. Далее будет обсуждаться так называемый эффект Гарсиа, который обеспечит в случае оказания давления длительное отторжение. Есть даже информация о том, что дети, родители которых оказывают давление в вопросах еды, в возрасте двух лет весят меньше, чем их ровесники, на которых такое давление не оказывается. К счастью, современный ассортимент полноценного питания настолько широк, что сегодня, чтобы поддержать здоровье ребенка, не приходится вести ритуальную битву вокруг шпината. Куда приводит принуждение наглядно демонстрирует пример в свое время одного из самых влиятельных людей на земле – Джорджа Буша-младшего, который после прихода к власти неожиданно пожаловался: «Я ненавижу брокколи. Я ненавидел ее, еще будучи маленьким ребенком, когда моя мама заставляла меня есть брокколи. Сейчас, когда я стал президентом Соединенных Штатов Америки, я абсолютно уверен в том, что я больше никогда в жизни не попробую ни единого кусочка этого продукта!»
Беспокойство также ничего не даст. Как мы видели, дети сумеют научиться большему путем дружеского приучения. Для них и в еде действует непреложное правило, смысл которого заключается в том, что только позитивные эмоции закрепляют изученное.
Против отторжения здоровой пищи поможет только родительская настойчивость. Конкретно это значит следующее: новые продукты питания, фрукты и овощи следует сначала предлагать совсем небольшими порциями, а в случае их отторжения в течение одной-двух недель все время ставить эти новые продукты на стол.
Что касается самой едыСамостоятельное приготовление пищи намного полезнее по сравнению с уже готовой едой как для развития вкуса, так и для здоровья. В приготовленной на продажу еде всегда больше сахара и соли. К тому же у нее всегда немного больше энергетическая ценность. Чисто в эволюционном аспекте человек, по оценке биологов, настроен на энергетическую ценность в размере 107 килокалорий в расчете на 100 граммов продукта. Для гамбургера, например, этот показатель составляет 287.
Но как быть с очень консервативной вкусовой программой малолетних детей? Следует ли родителям заставлять трехлетних детей всегда есть макароны с соусом? Ни в коем случае! Ведь отказ от соуса, похоже, имеет определенный эволюционно-биологический смысл. Программа неофобии нацелена на осторожность, а не на отказ от всего, что не пройдет с первого раза! Следует в очередной раз повторить: в эволюционном плане ребенок настроен на сдержанность, однако у него есть и программа привыкания, которая открывает ему путь к «более сложным» продуктам. То есть нацеленная на узость вкуса программа неофобии уравновешивается нацеленной на расширение вкусовой палитры программой привыкания.
Однако эта программа не работает автоматически. Ей нужен свой двигатель. И этим двигателем является голод: голод делает ребенка мужественным и заботится о том, чтобы палитра вкусового разнообразия постепенно расщирялась. Голодные дети пробуют более широкий ассортимент продуктов, чем полусытые дети. Не случайно, если мы идем в супермаркет голодными, то уже ближе к кассе тележка с продуктами практически полная.
А как добиться того, чтобы дети садились за стол голодными? Очень просто. Надо давать им меньше еды перед приемом пищи. Даже всего 20 % потребляемых при среднем приеме пищи калорий достаточно, чтобы сильно уменьшить детский аппетит. Если вы сажаете за стол полусытого ребенка, не следует испытывать особых иллюзий. Следовательно, за 40–60 минут до еды детям следует давать либо нейтральные по калорийности напитки (лучше всего воду), либо несытный перекус в виде овощей или кусочков фруктов. Кстати, часто родители недооценивают воздействие, которое оказывают на ощущение сытости соки и подслащенный чай!
С точки зрения эволюции и биологии ответ на «вопрос о спагетти без соуса» будет следующий: да, дети должны иметь возможность быть привередливыми в еде, но с учетом реальных условий. Специально приготовленные «детские обеды» эволюцией не предусмотрены, а уступки в сторону сладкой пищи («чтобы съел хоть что-то») провалились еще несколько поколений назад. Дети настроены на то, чтобы на стол попадала еда, которую родители считают здоровой и вкусной. Ни один трехлетний ребенок не готов к тому, чтобы самостоятельно составлять список покупаемых продуктов. Стран с молочными реками и кисельными берегами в нашем эволюционном прошлом не было и в помине.
Доедать все до конца? Бабушкам и дедушкам будет тяжело принять тот факт, что цель «доедать все до конца» не входит в репертуар поведения детей младшего возраста с точки зрения эволюции и биологии. К тому же эта цель не способствует сохранению здоровья (с учетом того, что в окружающем нас мире порции – от шоколадного батончика до еды в ресторане – оказываются слишком большими даже для занятых на тяжелой работе рабочих). Больше информации на тему «Доедать все до конца» содержится в главе 3, в разделе «Размышления».
Всегда лучше осторожно рассчитывать порцию, исходя из размера тарелки. Добавку ведь положить всегда можно. Ну а если ребенок переоценил свои возможности, то еду можно отложить и оставить на потом.