Следует ли красочно оформлять еду? Если еда сервирована красиво и в соответствии с детскими представлениями, то это может способствовать радости при ее поглощении. Также будет разумным в соответствии с тем, что мы уже писали о развитии отвращения, отказаться от выглядящей действительно не очень привлекательно пищи (например, вареного шпината). Конечно, чрезмерного декорирования детской еды не требуется: «Голодный ребенок съест еду, даже если салфетка не очень подходит к скатерти», – говорит известный автор полезных советов Анна Вальгрен.
Разрешать ли детям «жадно глотать» пищу? Любой человек, когда он голоден, склонен к тому, чтобы поглощать пищу поспешно. И это оправдано с точки зрения эволюции. Чем мы голоднее, тем важнее для нас взять из того, что предлагается, максимум. Ведь кто знает, когда будет следующая удобная возможность поесть и как долго нам никто не помешает. Но разве для здоровья не будет полезнее, если есть медленно или даже, как иногда советуют, пережевывать пищу одиннадцать раз (или даже двадцать два или тридцать три раза)? С точки зрения эволюции это не имеет абсолютно никакого смысла. Если бы еда могла усваиваться, только если есть медленно или пережевывать двадцать два раза, то мы бы уже давно вымерли. Что же касается аргумента «если жадно есть, то наступит переедание», здесь эксперименты дают отбой тревоги. Молодые люди, которых во время экспериментов заставляли есть медленно, потребляли ничуть не меньше калорий, чем если бы они все проглотили за один присест. Естественно, мы не должны иметь ничего против того, чтобы сохранять ритуал внимательного приема пищи, и здесь родителям предоставляются все возможности для демонстрации достойного примера.
ПитьеВ вопросах питья следует принимать во внимание, что дети младшего возраста ввиду высокого уровня водообмена в организме (по сравнению с взрослыми) пьют относительно много. Во многих семьях устоялась традиция утолять жажду не водой, а различными безалкогольными напитками или соками. Потребление фруктовых соков у детей младшего возраста сильно возросло на протяжении последних двадцати лет. Чай, употребляемый регулярно после прекращения грудного вскармливания, тоже как правило, подслащен. Это может способствовать тому, что развитие вкусовых ощущений у ребенка приведет к постоянному ожиданию «чего-то сладкого». С другой стороны, напитки могут создать переизбыток калорий; педиатры исходят из того, что напитки с большой энергетической ценностью несут полную ответственность за проблемы излишнего веса у детей. Также есть подтверждение тому, что содержащаяся во фруктовых соках (прежде всего в яблочном) в большом количестве фруктоза способствует формированию неправильного процесса обмена веществ у детей. Бутылочка с соком, без которой сейчас невозможно представить, пожалуй, ни одну коляску с ребенком, все больше рассматривается педиатрами как путь к избыточному весу, диабету и прочим сопутствующим заболеваниям[4].
С точки зрения эволюции единственным способом подавления жажды после прекращения грудного вскармливания должна являться вода. «Жидкое питание» в ассортименте человека имеется лишь в одном виде – в форме материнского молока. Исключением являются лишь те немногие популяции человека, которые на протяжении последних нескольких тысячелетий спокойно переносят также и животное молоко (см. больше об этом в главе 3). Собственно, на деле никто против одного или двух стаканов молока не возражает – в качестве перекуса, но не в качестве дополнительной жидкости для подавления жажды.
Следует ли постоянно напоминать детям о питье, потому что иначе они будут «обезвожены» или что-то еще? Такое опасение в последние тридцать лет все чаще появляется в репертуаре родительских забот. Но с точки зрения как эволюции, так и биологии, оно совершенно не оправдано. С самого младшего возраста чувство жажды заботится о том, чтобы дети пили достаточное количество воды. Как минимум со здоровыми детьми это функционирует абсолютно надежно. Врачи-нефрологи также говорят: если вы будете пить больше, чем того требует жажда, то для здорового человека это не будет иметь вовсе никакого эффекта[5].
Правильным является утверждение о том, что маленькие дети (и в особенности грудные) не могут так хорошо «сберегать» в организме воду, как старшие. Это связано с тем, что их почки не могут пока обеспечить правильную концентрацию мочи. Поэтому грудным детям нужно пить чаще. И природа об этом позаботилась: в естественных условиях в первые два-четыре года жизни у маленьких детей свободный доступ к груди, а значит, и возможность регулярно пополнять запасы организма необходимым количеством жидкости. Неудивительно в связи с этим, что грудные дети летом чаще прикладываются к груди, чем зимой, а также что частота кормления сильно различается в различных климатических зонах земного шара. Дети младшего возраста (приблизительно с трех лет) могут уже куда лучше адаптировать свое «водное хозяйство» к временами колеблющемуся предложению. Их тело, так сказать, уже подготовлено к тому, чтобы обходиться имеющейся водой, переходя от одного источника к другому. Следовательно, здоровых детей не следует круглосуточно снабжать жидкостью и постоянно напоминать им о том, что необходимо попить! Если во время прогулки бутылочки воды с собой не будет, то не произойдет ничего страшного. Ребенок компенсирует образовавшийся дефицит при первой же возможности. Соответственно, и в туалет дети младшего возраста ходят то чаще, то реже. Пауза в несколько часов между посещениями туалета является совершенно нормальным явлением.
Позиция родителейНекоторыми убеждениями родители сами себе противоречат. Что касается аппетита, они часто ожидают больше, чем дети могут «себе позволить» (более подробно см. в главе 3, раздел «Размышления»). С точки зрения эволюции родителям можно лишь посоветовать не считать аппетит или потребление детьми овощей мерилом того, насколько они (родители) хорошо справляются со своими обязанностями.
Утешение родителям избирательных в еде детей кроется в результатах исследования, которые говорят о том, что «плохие едоки» хотя и потребляют меньше фруктов и овощей, но также потребляют меньше жира и сладостей. И пусть у них из ушей не лезут витамины, но менее здоровыми, чем другие дети, они не являются, да и растут они вовсе не медленней. А вот что важно, так это то, что они реже страдают от избыточного веса.
Ну и в заключение еще несколько слов о «выступающих ребрах». У нас, может, кое-чего и не хватает, но вот уж качественной еды точно всегда в достатке. Совершенно нормальным явлением в младшем детском и дошкольном возрасте является то, что жировые резервы организма сокращаются: жировая масса ребенка в возрасте от пяти до шести лет достигает минимума. То, что выступают ребра, предусмотрено эволюцией и вовсе не является признаком недоедания.
Размышления
Незрелость как преимущество
В этой главе мы сумели увидеть одно интересное обстоятельство: дети часто ставят под сомнение укоренившиеся в сознании родителей догмы, на что имеются соответствующие основания. Да, они тут же закрывают рот, стоит к нему только поднести ложку с овощами. Да, они охотнее едят сладкое, пусть даже это и не самое здоровое питание. Да, они жадно проглатывают пищу, когда они голодны. В прежних условиях все это было рецептом жизненного успеха, это помогало детям выжить. Ведь природа не могла предположить, что когда-то дети будут жить в благоустроенных квартирах, где не будет ядовитых растений и грибов. Что условия, в которых они будут жить, будут похожи на чудесную страну с молочными реками и кисельными берегами, где полки в магазинах в буквальном смысле ломятся от всяких вкусностей.
В последующих главах нашей книги мы направим более пристальный взгляд на другие аспекты развития ребенка: на сон, крик или на (совершенно излишние?) приступы гнева. И даже в этих случаях мы будем находить обоснования часто удивительно «неразумного», на наш взгляд, поведения детей. Однако сначала было бы неплохо лучше представить себе маленьких героев этой книги и пронаблюдать их развитие, так сказать, с высоты птичьего полета.
Дети – это не взрослые с изъяномПричина, почему не умеют разговаривать младенцы, известна давно: они не умеют говорить, потому что им попросту абсолютно нечего сказать! Так считал влиятельный голландский педагог Фратер Ромбу, взгляды которого были созвучны его времени, когда детей считали некомпетентными и несовершенными существами[6].
И только в течение последних десятилетий данный образ был полностью разрушен. Стало ясно, что даже грудные младенцы обладают некоторыми способностями, о которых взрослые могут только мечтать…
Например, они умеют узнавать лица. Если показать грудному ребенку картинки с мордами разных обезьян, то он уже вскоре сможет без чужой помощи отличить их друг от друга. А вот взрослые здесь, пожалуй, спасуют: обезьяна для них и есть просто обезьяна. Грудные малыши также лучше различают лица представителей других культур, а для взрослых один китаец, как правило, всегда похож на другого, особенно если эти взрослые с китайцами нечасто общаются. Дети со своим невысоким уровнем интеллектуального развития способны успешно изучать сложные иностранные языки (например, русский, немецкий или суахили) намного быстрее любого взрослого лауреата Нобелевской премии.
Они даже способны изобретать новые языки: если собрать несколько детей из разных языковых сред вместе, то в результате мы будем иметь не вавилонский языковой хаос, а наоборот, некий новый язык. Во многих районах Карибского бассейна, куда в свое время прибывали переселенцы из самых разных стран мира, сегодняшние языки, существующие под общим названием «креольский», появились во многом благодаря детям. Именно дети во время совместных игр создали полноценный язык со своей грамматикой, который затем стали использовать и взрослые. По мнению филологов, только дети способны интуитивно понять логику языка и создать, исходя из получаемой информации, новые структуры предложений и слов, иначе говоря, новый язык.
Следовательно, сейчас самое время увидеть сильные стороны детей. Что касается отсутствия речи, нашелся один эксперт, выступивший на стороне детей. Как сказал биолог Мидас Деккерс, после своего рождения ребенок хотя и не столь умен, чтобы разговаривать, «однако он достаточно хитер, чтобы по этой причине избегать речи».
Незрелость – это огромный потенциалДеккерс обобщил новый образ ребенка в следующих словах: «Грудной ребенок может все, что он должен уметь». И действительно: если бы в детях было недостаточно умений, для решения жизненных задач и задач их текущей ступени развития, то человечество уже давно бы вымерло. Дети не являются на четверть, на половину или на три четверти готовыми взрослыми – они представляют собой на сто процентов готовых к жизни грудных детей, на сто процентов готовых к жизни детей младшего возраста или даже на сто процентов развитых молодых людей!
Кстати, все начинается с анатомии. Так, например, гортань у грудных детей находится намного выше, чем у взрослых (в течение первых двух-трех лет жизни она расположена рядом с мягким нёбом). Благодаря этому вдыхаемый через нос воздух попадает напрямую в гортань, а оттуда в трахею. В результате грудной младенец имеет возможность намного лучше координировать во время еды сосание, глотание и дыхание, а пища при этом не попадает «не в то горло», что очень важно при кормлении грудью.
Незрелость – это предпосылка к обучению?Поэтому, вместо того чтобы искать недостатки, попробуем-ка мы лучше взглянуть на огромный потенциал детей – на то, что они приносят с собой в этот мир, чтобы успешно справиться со своим развитием! С точки зрения исследования головного мозга данная перспектива суперактуальна. Специалисты по исследованию мозга просто гордятся незрелостью детей.
Нейробиолог из Ульма Манфред Шпитцер рассматривает зреющий мозг как некий тип «дидактического фильтра»: детский мозг может сначала изучить лишь простые взаимосвязи. Затем он постепенно расширяет свои возможности и обращается к более сложным вещам. Это значит, что мозг, так как он зреет, изучает сначала основы, принципы, а затем уже детали. При этом детский мозг обучается многим вещам намного эффективнее мозга взрослого человека. Вот что, например, говорит Шпитцер: «Если бы у детей при рождении мозг был таким, каким он стал впоследствии, то вероятнее всего дети никогда не смогли бы научиться говорить». Итак: с точки зрения взрослого человека дети могут быть недостаточно развитыми, но у них имеется то, что им необходимо для их дальнейшего движения по этой жизни. Они чертовски хороши в их амплуа «быть детьми»!
И даже у юношеского возраста есть свои преимуществаЭто относится, кстати, и к подросткам тоже. Их мозг похож на стройплощадку, где работы ведутся прежде всего в передней лобной доле. Неудивительно поэтому, что в период пубертата молодежь практически неконтролируема, непреклонна и взрослым невероятно тяжело с ней! С точки зрения эволюции тут все продумано: «неуравновешенный» мозг тинейджера служил своим обладателям в течение многих тысячелетий хорошую службу, ведь в конце концов те, кто проходил через пубертат, сумели стать нашими предками!
Существует предположение, что мозг молодых обладает ровно тем, что ему необходимо, чтобы взять четкий курс в мир взрослых людей. Способность восхищаться, готовность к риску, способность быстро завязывать социальные контакты, способность и необходимость все и всегда искать – все это не было балластом, а являлось основой инновационного потенциала, предназначенного для человеческого общества. Естественно, что именно молодежь более пятисот тысяч лет назад сумела приручить огонь. Да и сегодня молодые способны «приручить» современные технологии намного быстрее любого взрослого. То, что сегодня молодежь все дольше по времени зависима от взрослого поколения, что сила ее, а также ее специфические возможности в обществе не используются, это все будет обязательно обсуждаться дальше.
Двойственное развитиеЭто вовсе не значит, что дети во всем, что они делают, являются мастерами. Часть детской программы развития служит цели подготовить детей к их будущей жизни в качестве взрослых. И тут маленьким детям приходится начинать с малого. Мастерство и сноровка не даются просто так, их необходимо тренировать. Необходимо изучать письмо, счет, учиться читать по слогам, охотиться, ездить на велосипеде – все это предполагает необходимость тренировок и упражнений.
Другие же навыки просто сразу присутствуют, и они помогают ребенку справиться с окружающим его современным миром. Они, если так можно сказать, обеспечивают его выживание здесь и сейчас. Детей не нужно учить говорить. Приучаются к горшку они также самостоятельно. Таким образом, дети в их развитии выступают как в роли учителей, так и учеников!
Оптимистичная картина окружающего мираКартина мира, в соответствии с которой дети являются не только «маленькими людьми, которые пока не научились быть взрослыми» (как изобразил это в карикатурном виде Мидас Деккерс), может помочь родителям понимать своих детей лучше.
Не всякое мешающее взрослым поведение детей является нарушением. Конечно, нам свойственно находить у маленьких детей нарушение сна, если дети не засыпают одни, а также нарушение пищевого поведения, если дети, по нашему мнению, не едят достаточно овощей. С точки зрения эволюции данное поведение «с нарушениями» является абсолютно осмысленным и рациональным: с его помощью дети ощущают себя в ходе эволюции «в своей тарелке» (уже только в одной этой главе было показано множество примеров этого).
Ослаблению напряженности в воспитательной практике должно послужить еще одно признание: обеспечивая и подстраховывая развитие здесь и сейчас, множество видов детского поведения привязано к определенному этапу развития человека, а значит, являются временными явлениями. Следовательно, они пройдут сами собой, нужно лишь только выждать! То, что дети не слишком жалуют овощи в раннем и среднем детстве, как мы увидели, является абсолютно нормальным явлением. Позднее ситуация сильно изменится и все будет выглядеть по-другому. Многие «мешающие» типы поведения исчезнут сами собой, без каких-либо воспитательных мер. Не следует отчаиваться, если вы как родители видите, что ваш ребенок кого-то бьет или даже кусает. Нет необходимости делать из этого выводы о том, что позже ребенок будет склонен к агрессии. Битье на нынешнем этапе развития относится к стандартному репертуару. Причем на следующем этапе развития оно снова будет «невозможным». Разве мы, будучи взрослыми, не хотели бы время от времени сменить наши жизненные идеалы и образцы для подражания?
Глава 2
Кормление грудью – наиболее естественное явление в природе?
Кто ест достаточно каши, тот всегда сыт. Это непреложная истина. В средние века в качестве используемой в детском питании кашицы использовали смесь следующего состава: хлеб или муку кипятили с водой или молоком, а иногда добавляли туда немного пива или меда. В некоторых местностях Центральной или Северной Европы такая кашица в первые недели жизни ребенка часто заменяла ему материнское молоко.
Сразу возникает вопрос: насколько естественна для ребенка такая смесь? Разве не материнское молоко является от природы единственным пригодным для питания ребенка продуктом? Зачем в грудном молоке содержится амилаза – вспомогательное вещество, необходимое для переваривания крахмала, которого в материнском молоке нет? Если грудное вскармливание настолько жизненно важно, то почему этот самый естественный вид питания оказывается не всегда самым подходящим?
Большой раздел мы посвящаем решающему событию в «пищевой карьере» ребенка: прекращению грудного вскармливания. Существует ли «правильный» момент отлучения от груди? Всегда ли происходят неприятности в таких ситуациях? Может быть, существует рецепт, следуя которому, ребенок сам отучится от груди?
Гениальное изобретениеЕсли представить себе весь период существования жизни на земле как один день, то можно сказать, что грудное вскармливание было «изобретено» только на двадцать четвертом часу, а точнее – шестьдесят пять миллионов лет назад. Решающий и важнейший момент для почти четырех тысяч известных видов млекопитающих относится к тому времени, когда эпоха крупных рептилий, динозавров подошла к концу. Возможность давать подрастающему поколению богатое различными полезными веществами питание непосредственно «от тела» сэкономила родителям много усилий. Теперь свежеиспеченным родителям больше не приходилось с интервалом в несколько минут или часов добывать пропитание для своих малышей.
Но у этого гениального решения есть и свои недостатки. Теперь все стало зависеть от кормящей мамы – именно она несет все «затраты» по питанию детей.
При этом можно сказать, что человеческие мамы еще относительно дешево отделались. И хотя некоторые мамы вначале только и успевают менять грудные прокладки, относительно веса своего тела женщины вырабатывают менее одной десятой того количества молока, которое предлагают своим детям, например, грызуны[7]. Кстати, по содержанию калорий показатели человеческого материнского молока также довольно скромны. Например, молоко тюленя (жирность около 60 %) почти в пятнадцать раз питательнее материнского молока человека.
Сумасшедший труд?Картинки кормящих матерей из различных фольклорных источников демонстрируют, что молоко при кормлении всегда идет без проблем. Немало педиатров также считают, что кормление грудью является «интуитивным процессом», в котором все получается автоматически.
Природа в этом плане настроена несколько скептически, и тут приходится считаться с некоторыми затруднениями: отвечающий за запуск выработки молока после рождения ребенка гормон пролактин содержится в очень высоких концентрациях в течение четырех дней, и только потом уровень содержания этого гормона снижается.
Во многих культурах народы считают богатое иммунными веществами молозиво (колострум) непригодным для питания и поэтому не прикладывают детей в течение первых дней к груди. Народность кечуа из Перу вместо него дает родившимся детям чай и овощной бульон. В Индии и сегодня матери используют вместо молозива смесь из молочного жира (ге) и меда. А женщины на Бали используют молочную рисовую кашу. Народы эфе из Центральной Африки передают ребенка на кормление другой женщине, пока у самой матери не пойдет молоко. Живущее в близких к каменному веку условиях племя кунг из африканской пустыни Калахари приписывает молозиву вредное воздействие – они выдавливают его из груди, причем с печальными последствиями: смертность среди новорожденных там значительно выше, так как дети вынуждены обходиться без молозива.
Интуитивный пример«Естественные умения» для налаживания процесса грудного вскармливания как будто живут сами по себе в людях. Имеются определенные интуитивные примеры. Новорожденный ребенок после своего рождения активен в поиске груди. Стоит его положить на живот к матери и не мешать ему, он почти всегда сам найдет грудь и начнет ее сосать.
Интересно, что ребенка чаще притягивает к себе левый сосок, чем правый. Возможно, это связано с биением сердца, к которому ребенок привык, находясь в утробе матери (развернутая дискуссия на эту тему будет в главе 14). И матери принимают в расчет это предпочтение: 83 % правшей и 78 % левшей среди матерей интуитивно держат ребенка с левой стороны. Неудивительно, что на большинстве полотен эпохи Ренессанса ребенок расположен с левой стороны. Дети даже куклу носят слева, а другие предметы они берут без каких-либо предпочтений стороны.
Однако в сравнении с основным значением, которое кормление материнским молоком имеет для выживания, интуитивная защита грудного вскармливания кажется явлением довольно скромным. Даже в традиционном африканском обществе в этой сфере (сфере грудного вскармливания) довольно часто встречаются проблемы. Так, исследователь африканских народов Кидд в 1906 году сообщал, что «если мать сама не может кормить грудью, то она готовит бутылочку из кожаного мешочка с отверстием и держит ее перед грудью таким образом, как будто грудью ребенка кормит она сама».
Все очень сложно!По сравнению с другими млекопитающими грудное вскармливание у человека – довольно сложный процесс. В животном мире детеныши сами ищут грудь, и даже у большинства обезьян груднички просто тыкаются в мех матери и, обнаружив, начинают сосать. При этом мама-обезьяна может продолжать прыгать с ветки на ветку.
У человека все по-другому. Маме необходимо правильным образом истолковать сигналы, которые подает младенец, выбрать нужный момент, взять ребенка, приложить его подходящим способом, затем снова и снова перекладывать младенца, ощущать его состояние и так далее. Иначе говоря, грудное вскармливание у человека – это многоэтапный, сложный процесс со всеми вытекающими из него осложнениями и недопониманием, которые могут возникнуть.
Здесь также следует отметить, что грудь женщины по сравнению с остальными млекопитающими достаточно «непрактична»: она значительно больше, чем у других видов, сосать из нее не так удобно, по сравнению с другими млекопитающими, у которых соски для этого подходят больше[8].
Но даже в животном мире грудное вскармливание не проходит на сто процентов инстинктивно, а основано частично на имитации или социальном обучении. У живущих в неволе обезьян наблюдается довольно много проблем с грудным вскармливанием. Например, мать-горилла, выросшая без контакта с другими кормящими матерями, держит первого родившегося детеныша у груди неправильно – затылком к соску. В этом случае у нее отбирают детеныша. Во время следующей беременности у клетки размещают в ряд кормящих грудью женщин, и горилла имеет возможность наблюдать, как правильно должна кормить женщина. После этого она сможет кормить грудью без проблем. Также гориллам-матерям в неволе демонстрируют видеозаписи кормящих грудью горилл в дикой природе.
Готовность, но не автоматическаяВсе говорит о том, что кормление грудью вовсе не является автоматически срабатывающим рефлексом. Оно также не является процессом, который, как говорится, можно уладить «одной правой». Да, некоторые интуитивные моменты присутствуют, но тут необходима не только интуиция. Добрую часть процесса грудного вскармливания человеческим матерям следует хорошо изучать – и это объясняет то, почему иногда между ртом младенца и материнской грудью возникают проблемы. Биологи называют такое поведение «канализированным»: такому поведению относительно легко научиться, но не все получается автоматически.