ВР купил внучке маленькую игрушечную пони – она не расставалась с игрушкой, играя днем и ночью, кладя ее под подушку.
На площадке Аля чужие игрушки, поиграв, легко отдавала, но свои игрушки часто никому из детей не давала играть.
Однажды во двор вынесли живую черепаху. Сколько радости было у детей! Алина быстро отодвинула всех и практически завладела черепахой единолично – гладила черепаху, брала ее в руки, кормила травкой. Возилась с черепахой Аля больше часа, когда у остальных детей уже пропал к черепашке интерес.
На детской площадке у Алечки появились друзья. Два мальчика, Кирилл и Игорь. Кирилл учится в 7 классе, а Игорь в пятом. Алина легко нашла с ними общий язык, начала играть с ними в прятки, а потом носилась за ними по всей площадке с целью ухватить одного из них за курточку. Мальчишки с удовольствием играли с нашей девочкой, а когда мы уходили на другие площадки, спрашивали: «Аля когда еще сюда придет?» Как-то раз мы с ними не виделись дня два и случайно встретили Кирилла по дороге в аптеку. Он так нам обрадовался! Алина ему сказала спокойно: «Привет!» И мы пошли в аптеку, оставив мальчика в некотором замешательстве. Малышка, а уже девушка!..
Ходили мы с Алечкой в магазин за продуктами. Внучка взяла тележку и начала выбирать продукты. Нашла творожные батончики в шоколадной глазури. Положила один в тележку: «Алине!» Пошла за вторым: «Папе!» Взяла третий: «Маме!» Выбрала четвертый: «Лике!» Вернулась за пятым для Маленького. «Алиночка, но ведь мамы, Лики и Ванечки здесь нет!» – удивилась я. Алина смерила меня сердитым взглядом: «Есть!» И покатила тележку дальше.
Из Анапы мы улетали днем. Алинка не спала, была перевозбуждена ожидаем встречи с мамой, Маленьким и Ликой.
Встреча была бурной: мама, Лиза и Алина радовались, обнимались, целовались. Алина визжала от счастья – бабушка была уже не нужна. Зато Ванюшка со своей очаровательной улыбкой с удовольствием восседал у меня на руках, пока мы шли к машине.
10 мая. Иванушка и собственницаСегодня ровно год нашему малышу, мальчику, Иванушке, Ванечке, Ванюше… Ждали Дениса с семьей весь день – приехали почти к пяти вечера. Иван в хорошем настроении, улыбался весь вечер. Нацеловалась с ним от души!
Ванюшка так прекрасно смеется. Играем с ним с куклой Машей: кукла с ним «разговаривает» – он ухохатывается. Потом даю ему куклу в руки, показываю, как качать, – качает и смеется.
Ходит так интересно, как уточка, перекатывается. Алина ему не дает игрушки, забирает практически все. Родители купили паровозик – села и каталась на нем, не подпуская Ваню. Мы подарили машинку имениннику – тут же завладела машинкой. Когда Денис с семьей подъехал, мы были на улице – ВР делает чудесный домик для детей. Получился просто волшебный домик, хотя еще все впереди: надо покрасить его, навести уют в самом домике. Алина подошла к домику и тут же его себе присвоила: «Это мой ом (дом)!»
Несколько раз бегала к нему, по-хозяйски открывая и закрывая дверь. Принесла туда цветочек – украсила свой «ом». Дедушка доволен, что внучке нравится дом – не зря с ним возился почти три недели, а еще полно работы.
Июнь. Кристина – фанаткаКристина посмотрела мультфильм «Холодное сердце» и заболела им. Теперь вся семья вынуждена играть разные роли: мама – Анну, папа – Кристофа, сама Кристина – Эльзу. Внучка поет песни из мультфильма, пропуская слова, но очень эмоционально переживая историю Эльзы.
9 июня. Громкая связьДенис с семьей едут в машине на отдых в Анапу. Разговариваю с сыном по телефону, который находится в режиме «громкая связь». Алина, услышав мой голос кричит: «Баба, баба, я еду к морю!» «Ух, ты! Как себя чувствуешь, Алечка?» – с радостью вступаю с ней в разговор. Алина в ответ: «Болит!..» «Что болит, девочка моя?» – с тревогой спрашиваю я. «Душа!» – вздыхает двухлетняя внучка.
Аля – актрисаАлина любит быть в центре внимания, как и многие дети. С ней мне очень интересно играть в разные ролевые игры: Аля и доктор, и повар, и мама, и продавец (в наш «магазин» завозят разные товары: или средства гигиены, или обувь, или косметику, или продукты…).
Но особенно внучке и мне нравится устраивать маленькие спектакли. Как-то раз я рассказала ей сказку «Волк и семеро козлят». Эта сказка Алине почему-то так понравилась, что приходилось ее рассказывать на день по нескольку раз, а потом эта кроха в интернете САМА нашла такое количество разных интерпретаций, что я просто диву далась! Включая и английский, и японский варианты.
Но больше всего Алечка любит сама разыгрывать эту и другие сказки. Алина Денисовна сама распределяет между нами роли: я, как правило, – Волк, Ванюшка, ее младший братик, – козленочек, а она – мама Коза.
Действие началось: Коза в платочке и с сумочкой уходит в лес за молоком, погрозив козлятам пальчиком: «Волк – незя окывать!»
Приходит волк, «съедает козлят», кроме одного – я прячу Ванюшку за креслом. Возвращается Коза, видит, что никого нет, и начинает страдать, закрывая личико ручками, причитая: «Как быть?! Как быть?!»
Я вывожу из-за кресла ничего не понимающего козленочка – Ванюшу (ему еще нет и года), мама-Коза бросается к нему и, продолжая причитать: «Ой, маленький! Маленький! Ты живой!» – начинает его обнимать и целовать.
Вот и весь сценарий, который по воле Алины повторяется пять, а то и шесть раз подряд, пока она не устает от одной роли и начинает требовать играть в другую сказку – «Машу и медведя», где она – Маша, а я – Медведь. Машенька идет в лес, собирает грибы и ягоды (кубики конструктора), потом, понимая, что заблудилась, начинает кричать: «Ау! Ау! Ау!» Но кричит Аля, почему-то прикрывая ротик ручкой.
Потом Машенька находит избушку с Медведем, который радуется гостье. Еще бы! Девочка Мишку и накормит, и приберет дома. Косолапому просто повезло! Машенька с удовольствием и энтузиазмом работает в поте лица: варит в кастрюльке кубики – грибы, печет кубики – пироги, моет и трет пол на одном и том же месте тряпочкой, кормит Медведя и укладывает его спать. А потом Медведь везет в коробке Машу и ее пирожки дедушке и бабушке…
Аля с удовольствием участвует в инсценировках, всякий раз демонстрируя все новые и новые «подходы и приколы», набираясь артистического мастерства.
К Маше приехала в гости сестра Лена с маленьким сыном Алешей. Все вместе они посетили нас в Сергиевском. Аля на правах хозяйки предложила сыграть в сказку «Волк и семеро козлят», быстро распределила роли: она будет мамой-Козой, я – Волком, Ваня и Алеша, двоюродный братик, – козлята. (Ванюшка младше всех – ему 10 месяцев).
«Аля, а кого Волк будет есть?» – спрашиваю я у режиссера.
Режиссер, не раздумывая, показывает на Алешу – двоюродного братика.
«А Ваню?» – уточняю я.
«Он – маленький. Он будет там», – показывает на камин. Значит, Ванюшка должен по сценарию спастись и рассказать маме-Козе о том, что его брата съел Волк.
15 июня. Кристина. За жизнь! * * *Мы с мужем приехали в Москву в гости к сыну. Ирина накрыла стол, разлила сухое красное вино нам в бокалы. Кристина быстро садится за стол, поднимает свою кружечку с соком и тянется к нам чокнуться: «Давайте, за жизнь!» Мы с ВР падаем от смеха.
* * *Идем с Кристиной в магазин за хлебом. Я говорю: «Зря мы с тобой не взяли самокат!» Кристина: «Да, мне без самоката скучно!» Я: «А почему ты его тогда не взяла?» Она: «Да, не подумала!»
* * *Стоим с Кристиночкой у лифтов. Спрашиваю у нее: «Как думаешь, какой лифт придет первым: маленький или большой?»
Кристина: «Маленький!»
Я: «Большой!»
Приходит маленький лифт, Кристина с Ириной уезжают на нем, мы спускаемся позднее на большом. Кристина маме: «Эх, бабушка так хотела, чтобы пришел большой, но я отгадала, и вот пришел маленький!»
6 октября. ВстречаВчера я вернулась с фестиваля гитаристов, уехав чуть раньше, потому что уже дома были внуки. Подъехав к дому, в окне увидела своих чудесных внучат Алечку и Ванюшку, машущих мне своими ручонками. Зашла в дом, обняла их. Такое счастье – внуки дома!
Маша рассказала: «Внуки ждут, когда Вы зайдете в дом, толкутся у дверей. Алина, отталкивая Ванюшку: «Уйди! Я – любименькая!»
Милые мои внучата, вы все – мои любименькие и самые дорогие человечки на Земле!
7 октября. Кристина – театралкаКристина посетила уже такое количество спектаклей и разных представлений! Москва – это, конечно, большие возможности, но и родители – молодцы. Я очень рада за внучку, за родителей ее, которые делают все возможное и невозможное, чтобы девочка росла и развивалась, живя насыщенной и интересной жизнью.
Кристина занимается спортивной гимнастикой. Сегодня прислала Ирина видео – внучка держит прилично уже уголок.
Октябрь. Алина молодецВремя дневного сна, но Алина не хочет спать и всячески сопротивляется. Я крепко обнимаю малышку и монотонно, почти шепотом на ушко рассказываю сказку про Царевну-лягушку. Внучка слушает сосредоточенно, вникая в детали. Лягушка, исполняя приказ царя, еще только отправляется печь хлеб, а Алина начинает засыпать, хотя еще продолжает периодически усилием воли открывать слипающиеся свои глазки-смородинки с длинными ресничками.
Вот Иван-царевич, довольный и счастливый обладатель красавицы, тайком сжигает лягушечью шкурку. Мне кажется, что внучка спит глубоким сном, поэтому я быстро сворачиваю рассказ и завершаю традиционно: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!» Вдруг Алина открывает свои глазоньки, поднимает свою головушку и вопрошает: «Я – молодец?» Я с изумлением: «Еще какая молодец!» Малышка тут же роняет головушку на подушку и засыпает теперь уже точно глубоким сном.
Бабушкино счастьеНесколько ночей сплю с внучкой. Алина засыпает после того, как ей рассказано несколько сказок: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок». Как правило, она не останавливается на этом перечне и требует: «Еще ону!» Читаю ей пушкинское «У Лукоморья», а когда все исчерпано, читаю «Евгения Онегина», под которого она засыпает быстрее, чем под сказки, а я тренирую свою память, вспоминая строки из любимого пушкинского романа в стихах.
Алина заснула, можно переложить ее в свою кроватку и лечь удобно, расправив спину, потянуться и заснуть под приятную музыку природы: шум дождя, моря, ручья…
Проходит около получаса, Алина встает в кроватке: «Баба!» «Ты хочешь ко мне?» – спрашиваю и быстро вынимаю ее из кроватки, укладываю на вторую половину просторной двуспальной кровати.
Однако вскоре вся площадь нашего ложе оккупируется внучкой: она лежит поперек постели, ножки касаются моего лица, ее тельце приятно благоухает, носик приятно посапывает.
Я практически свисаю с кровати, касаясь головой края своей подушки. Спать ужасно неудобно. Сна нет, лежу и слушаю инструментальную музыку, под которую спит внучка.
Наконец, измучившись, решаюсь ее переложить в свою кроватку.
Свобода! Я снова вольготно располагаюсь на кровати, но радость быстро улетучивается. Начинаю тосковать по близкому сопению, по маленькой пяточке, упирающейся в мое лицо, по нежным ручкам, шелковым волосикам, пахнущим солнышком.
Сон снова не идет – жду, когда попросится ко мне Алина. Наконец, это происходит! Я снова на краю кровати, снова на мне ее ножки и ручки, но я счастлива: на мне спит родной человечек, мое будущее… Вот они – счастливые моменты жизни бабушки.
7 октября. Аля – наездницаВ начале сентября, когда Алечка гостила у нас, я решила ее свозить на местную усадьбу Бахтеревых, где помимо небольшого зоопарка есть конноспортивная школа. Когда я звонила, то договаривалась о том, чтобы внучку покатать на пони, еще не зная о школе. Мы приехали в усадьбу, и нам предложили позаниматься с Алей на настоящей лошади. Алина без всякого страха взгромоздилась на лошадку и начала прилежно заниматься с тренером, повторяя все ее задания: поднимала поочередно свои ручки, наклонялась вперед, обнимая шею лошадки, прогибалась назад, почти касаясь спины лошади, доставала свои пяточки и носочки, скакала на лошади рысью, выражая восторг… Словом, так ей все понравилось, что вот уже четвертый раз сегодня родители повезли ее на занятия.
К слову, с Алей вместе стала заниматься и Лиза. Сегодня, говорят, ей попался строптивый конь, который чуть ее не сбросил, но она смогла удержаться на нем – молодец!
Алина посещает танцы и бассейн, а Лиза – английский и танцы. Дети все заняты делом.
10 ноября. СердобольнаяУбираю посуду в шкаф, одно блюдце выскальзывает из рук и разбивается вдребезги. За спиной слышу взволнованный голос Алины: «Охо-хоюшки! Разбила?» «Это к счастью!» – успокаиваю малышку. Аля назидательно: «А я дома разбила – меня мама ругала! Вот и тебя мама будет ругать!»
«Я разбила свою посуду в своем доме – твоя мама ругать меня не будет!»
Аля задумчиво: «Охо-хоюшки! Не знаю, не знаю!..»
30 ноября. Жажда дружбыПривела Алиночку на занятия в хореографическую студию. Настроение у нее приподнятое, быстро переоделась, болтая без умолку. Ищет свою «подружку». Увидела девочку, подбежала к ней: «Привет! Как тебя зовут? Ты же моя подружка!» Девочке лет пять. «Подружка» не очень хочет водиться с «маленькой», объясняя Алине: «Ты меня меньше ростом! Мы с тобой не можем дружить!» Но Алина ее аргументов не слышит: «Давай играть в прятки!» «Подруга» поворачивается к стене и начинает считать: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать, кто не спрятался – я не виноват!» Алина начинает метаться по холлу: «Бабушка, куда мне спрятаться?» Я накрываю ее своей курткой. Девочка поворачивается от стены и идет мимо нас искать Алину. Уходит далеко, найти не может. Алина выбирается из-под куртки: «Ты что?! Вот же я! Я здесь!»
Приходит тренер и выстраивает детей по парам. Нашей красавице пары не достает, она немного растерялась. Я подошла к «подружке», стоящей с другой девочкой, ее ровесницей: «Девочки, возьмите с собой Алечку!» «Мы же уже пара! Она же третья!» – отвечает разумная подружка. «Вот и хорошо: вы две такие взрослые и с вами будет молоденькая (Алина не любит, когда называют ее маленькой, считая себя взрослой, но еще молоденькой) девочка, за которой вы посмотрите!» Девочки взяли Алину за руки и повели на занятие.
2019 год
10 января. РежиссерПутешествуем на машине семьей по Прибалтике. Родители ушли гулять в Старый город Вильнюса, а мы, оставшись в отеле, с детьми играем в сказки. Аля переиграла все роли в сказке «Дюймовочка»: и главную героиню, и мышку, и женщину, вырастившую цветок, и крота, и жука, и жабу, и ласточку…
У меня уже иссякали силы, когда Аля потребовала еще сыграть в «новую» сказку:
– Так, я буду Козой, ты – Красной Шапочкой, Лиза будет два волка, Ваня – рыцарь.
– А почему два волка? Что они будут делать?
– Ну, один будет всех есть, а другой будет лежать на диване и есть сыр.
– Почему сыр?
– Почему, почему? Лиза любит сыр!
– А что нам делать с Ваней?
– Ну, ты будешь говорить с Козой, а потом я подумаю. О! Есть идея: ты будешь жалеть Козу.
– А что будет делать Ваня-рыцарь?
– Он знает!
– Но мы должны все понимать, что кто делает!
– О! Зачем?!
– А вдруг мы сделаем что-то не так, как ты придумала?
– Ну и хорошо! Ладно! Рыцарь будет спасать Козу.
– От Волка?
– Нет, от Красной Шапочки!
– Ого! Вот такой, значит, поворот!
– Все! Давай играть!
И мы начали играть в эту удивительную сказку, в ходе которой режиссер несколько раз менял замысел своего спектакля. Было очень весело. Жаль, что не сняла на видео, так была сама вовлечена в игру.
КокеткаПо рассказу ДенисаАлина едет с папой в торговом центре на эскалаторе. Отец ей всякий раз говорит, что когда она будет сходить с эскалатора, то должна подавать ему руку.
При очередном подъеме Алина забывает подать руку отцу и на его замечание реагирует совсем по-женски, махнув ручкой: «Ой, я такая кулема!»
Болезнь театру не помехаПришли в гости к старшему сыну. Алина в красивом белом платье, которое в прошлом году Маша купила на новогодние праздники. Волосы поддерживает яркий ободок с красными цветами. Ножки босые. Вся такая воздушная, легкая, счастливая. На кухне сидит приглашенный врач – Ванюшка болеет, Алина только что переболела.
Алина, встретив нас с дедушкой в дверях, сообщила радостно: «А меня врач будет лечить!» И тут же добавила: «Давайте играть!»
Мы идем в гостиную, начинаем играть в «Дюймовочку», потом в «Теремок». Родители недавно водили их на оперетту «Теремок», поэтому Алина переполнена восторженными воспоминаниями, рассказывая нам взахлеб о спектакле. Ваня тут же повторяет за ней, но кроме эмоций понять, что он говорит, пока сложно. Алина, желая поддержать братика: «Ваня еще маленький, поэтому его трудно понять – он говорит ведь по-английски!»
Затем Алечка предлагает играть в другую сказку: «Давайте играть в новую! Про Эльзу!» Я сопротивляюсь: «Ох, я плохо знаю эту сказку», – но быстро сдаюсь: «Тогда ты будешь рассказчицей». Алина усаживается на теплый порог балкона и начинает рассказ: «Так. Ты – Эльза, Лиза – Анна, дедушка – Кристофф, а Ваня – Олаф. Ну вот, Эльза убежала – давай, беги (это мне). А Анна пошла ее искать. Лиза, ищи бабушку!» Театр продолжился…
3 февраля. Аля-утешительницаМы с мужем забрали погостить Алину к нам в Сергиевское. Поехали домой на такси, так как дорогу в нашем поселке замело снегом, поэтому не стали рисковать – ехать на своей машине. Только доехали до Жемчужной Плазы (проехав две минуты), Алина меня спрашивает: «Мы уже подъезжаем?» «Нет, Аленький, мы, ведь, только выехали!» – удивилась я.
Проезжаем еще километра два или три, Алина задает все тот же вопрос: «Мы уже подъезжаем?» Я снова объясняю, что рано такой еще вопрос задавать. Алечка тихонько вздыхает. Доезжаем до супермаркета «Лента», слышу от нее тот же вопрос: «Мы уже подъезжаем?» «Алечка, солнышко, нам еще далеко. Ты забыла, что ли, дорогу?» – изумляюсь я. Алина, глядя в окно, философским тоном: «Да я так говорю, потому что так мне мама всегда говорит. А я говорю тебе, чтобы себя успокоить!»
6 февраля. ГанешаАлина увидела на книжной полке нэцкэ Ганешу (Ганеша – индуистский бог знания, мудрости и богатства). Внимательно на него посмотрев, спросила: «Бабушка, а кто это? Почему у него четыре руки и головка слона?» Я начала ей рассказывать грустную историю о появлении у Ганеши головы слона. Алина слушала с таким интересом, что я решила ей показать мультфильм о жизни и подвигах Ганеши. Меня поразило, что девочка трех лет может так увлеченно, долго смотреть и слушать историю (мультфильм шел больше часа, да еще я постоянно его останавливала, задавая вопросы внучке, чтобы понять, правильно ли она все понимает).
К сожалению, я не нашла ни информации, ни мультфильма, которые могли бы мне помочь ответить на вопрос Алины: «Когда и почему появилось много рук у Ганеши?» Есть только информация, что рук становилось больше с возрастом Ганеши.
7 февраля. УчительницаАлина играет в «Школу», изображая учительницу. Рассадила кукол, что-то им рассказывает, доказывает, «записывает» в журнал замечания. Я подхожу к внучке, чтобы дать лекарство, и слышу строгий голосок, обращенный ко мне: «Вы зачем пришли на урок? Всех детей мне перепугали!»
ЗагадкиАля любит загадывать и отгадывать загадки. В эту игру мы можем играть долго. Внучка, как правило, показывает разных зверей или предметы, которые нужно отгадать. Например, встанет, раздвинув ножки на ширине плеч, чуть присядет и бьет кулачками в грудь. «Кто это?» Я: «Барабан!» Алина: «Ну ты даешь, бабушка! Это орангутанг! Обезьянка такая!»
Я же загадываю ей классические загадки, но получаю от нее совсем не классические отгадки, с которыми трудно не согласиться. Например, на загадку «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» Алина, на мой взгляд, очень остроумно ответила, подумав несколько секунд: «Хозяин!»
А на загадку «Зимой и летом одним цветом» у внучки был ответ: «Радуга!» А почему бы и нет?!
Иногда она сочиняет на ходу загадки, попадая в рифму. Например, мне очень понравилась ее загадка про морковь: «Кто-то в темном домике сидит и тихонечко грустит». Конечно, это получается случайно, но это меня очень радует и трогает. А вот еще Алинина загадка про снег: «Зимой белый, а летом его нет».
МеломанкаПеред сном прочли несколько сказок, поговорили в который раз о Ганеше. Вижу, что ребенок уже почти спит. Быстро выключаю свет. Алина лежит спокойно и тихонько посапывает – засыпает. Я подумываю уже о том, что бы мне сейчас еще поделать. Вдруг слышу совсем несонный голос внучки: «Бабушка, что-то я не понимаю, а где музыка-то?»
Я быстро включаю спокойную инструментальную музыку с шумом моря и пением птиц. Через три минуты Аля спит глубоким сном.
23 февраля. Ванюшка – любимец медицинского персоналаВанечку положили в больницу – подозрение на пневмонию. Теперь только одни мысли: как он себя чувствует, как быстро его вылечат, какие врачи им будут заниматься…
Дай Бог скорейшего выздоровления нашему маленькому внучеку! Дай Бог ему силенок!
Два дня лежала с Ванюшкой в больнице, отпустив Машу домой. Парень был все время веселый, играл, дурачился. Ох уж я и душу отвела: нацеловалась и наобнималась с внуком! Его тут все очень любят – улыбчивый, приятный ребенок. Нам нужно было идти на массаж, а Ванюшка заснул. Пришлось нести его на руках. Медсестричка делала ему, спящему, осторожно массаж, приговаривая: «Сладенький! Солнышко!»
1 марта Ваню выписали из больницы, но еще нужно пройти разные обследования, чтобы снять все опасения.
10 марта, воскресенье. Алина-почтальонМуж всю ночь не спал – работал, поэтому мы с Алиной и Ваней играем в кабинете, чтобы не разбудить дедушку. Дети разбросали кучу игрушек, играя то с конструкторами, то с машинками, то с куклами, то в доктора, то в парикмахерскую…
Алина уходит в комнату родителей, сообщая, что она сейчас будет почтальоном. Вернулась через минут пять с конвертом в руках (где она его нашла, для меня загадка). Подойдя ко мне и протянув красивый конверт с вложенной желтой салфеткой, громко и важно заявила:
– Так, Вам письмо от внучки.
– Ух ты! Какая радость! А что она мне написала?
Почтальон почти равнодушным тоном:
– Читайте сами!
Я открываю конверт, достаю письмо-салфетку и читаю: «Здравствуй, бабушка! Я тебя очень люблю. Твоя внучка Алина»
– Все правильно?
Почтальон, кивая головкой:
– Да, правильно!
– Дорогой почтальон, а не могли бы Вы передать моей внучке Алине телеграмму, что бабушке нужна срочно помощь? Нужно убрать все игрушки, навести дома порядок.
Почтальон деловито:
– Хорошо, передам. До свидания!
Алина снова уходит в комнату родителей, откуда я слышу разговор «почтальона» и Алины.
Почтальон: «Алина, тебе сказала бабушка помочь убрать игрушки».
Алина: «Хорошо. Я поняла. До свидания!»
Появляется в кабинете Алечка: «Бабушка, мне почтальон сказал тебе помочь убрать игрушки».
«Ой, спасибо почтальону! – радуюсь я. – Как же здорово, что у меня есть внучка, с которой мы быстро наведем порядок!»
Алина с энтузиазмом берется за дело, подключается младший братишка Ванюша (1 год 10 месяцев), и работа дружно закипела.
9—17 марта. Алина – старшая сестраМы с мужем оставили погостить у себя Ванюшку, Алина с родителями уехала домой, всю дорогу им выговаривая: «Зачем оставили Ваню у бабушки? Он должен жить с нами!»
На утро снова повторилась та же история: Алина, проснувшись, начала «воспитывать» родителей: «Зачем оставили Ваню? Он там поел? А он там играет?»
Алина и Ваня – повараГотовлю ужин. Алина с Ванечкой с энтузиазмом включаются в процесс. Готовим мясо, которое первым делом помыли. Предлагаю детям мясные кусочки просушить салфетками. Алина брезгливо, морщась, еле-еле прикасается к мясу салфеткой, а Иван по-мужски работает, смело беря кусок мяса, оборачивая его салфеткой, мнет, сушит.
Точно так же выкладывают мясо на противень: Алинка двумя пальчиками, отвернув носик в сторону, а Ваня двумя ручками, захватывая одновременно несколько кусочков свинины, укладывает и распределяет их на противне. Добавляем приправу, заправляем немного майонезом – это делают оба с удовольствием. И, наконец, отправляем мясо в духовку.
Надо сказать, Алина уже неплохо справляется с тестом, помогая мне стряпать пирожки, шаньги, пельмени и вареники, раскатывая сочни, смазывая яйцом пирожки, лепя пельмени и вареники. Словом, растет у меня помощница!