Однако и сам Хиггинсон также первоначально колебался относительно участия в Обществе, хотя ещё до приезда Степняка он уже являлся подписчиком «Free Russia»245. Русский революционер лично написал несколько писем знаменитому аболиционисту и, в конце концов, убедил его помочь в редактировании манифеста – программного документа Общества246. Помимо Хиггинсона, участие в составлении воззвания Общества приняли Ф. Гаррисон, Уаймен и Дж. Хоу, согласовывая его основные положения со Степняком. Первый вариант обращения «К американскому народу» увидел свет 14 апреля 1891 г. Вскоре появился второй вариант воззвания, исправленный Хиггинсоном. Он провёл, прежде всего, стилистическую правку текста, сделав некоторые формулировки более конкретными. Также Хиггинсон предложил изменить само название документа с «К американскому народу» на «К друзьям русской свободы». Последний вариант названия придавал ему более точный, адресный характер, поскольку уже в заголовке сообщалось, кого именно требовалось поддержать. Второе важное исправление, которое сделал Хиггинсон, касалось повсеместной замены в тексте определения «цивилизованный» на «христианский». Для Хиггинсона было неприемлемым обозначение народов Европы и Северной Америки, имевших «конституционные правительства», только лишь как «цивилизованных»247. Для него, как ветерана движения за отмену рабства и в прошлом пастора Свободной церкви в Уорчестере, всякая борьба могла вестись только во имя христианских идеалов248. Сама вера в правоту дела аболиционистов проистекала из твёрдого убеждения, что Господь сотворил всех людей равными249.
Эти поправки были приняты Степняком без возражений. Несмотря на то, что он не верил в бога, русский эмигрант не принадлежал к числу воинствующих атеистов. Более того, он всегда с симпатией относился к религиозным движениям, в идеологии которых можно было найти призыв к социальному протесту250. Но, несмотря на внешнюю близость взглядов американских аболиционистов и русского революционера на смысл борьбы за освобождение угнетённых, разногласий при составлении обращения избежать не удалось. Первое расхождение касалось вопроса о гонениях в России на евреев. При обсуждении текста воззвания Дж. Хоу предлагала Степняку убрать этот фрагмент из-за того, что в США также были сильны антисемитские настроения. Американская суфражистка считала, что они могли негативно повлиять на отношение американцев к создаваемому Обществу. Степняк наотрез отказался от такой редакции воззвания, заручившись поддержкой Ф. Гаррисона и супругов Уаймен251.
Другой пункт обращения, вокруг которого разгорелся ещё более ожесточённый спор, был посвящён событию из истории Гражданской войны, а именно – дипломатической поддержке северян со стороны России. Степняк считал, что эта помощь не была искренней и была продиктована тактическими, корыстными соображениями. Но в этом случае Степняку не удалось уговорить Ф. Гаррисона и Уаймен убрать из текста фразу, высоко оценивавшую дружественные отношения между США и Российской империей в недалёком прошлом: «Нашему давлению на русскую политику препятствуют воспоминания о дружбе и прошлых заслугах России перед США»252. Для них, а также для многих других членов Общества пойти на такую уступку означало изменить идеалам аболиционистского движения, на которых они были воспитаны. Уаймен, объясняя русскому эмигранту мотивы отказа, писала, что его «предложение изменить текст Обращения затронуло наши самые уязвимые национальные чувства, нашу веру в то, что война с Югом велась в интересах всей нашей страны»253.
В основной части документа, касавшейся целей будущего Общества и отношения к политическому террору, разногласий у авторов воззвания не было. В обращении декларировалось, что Общество создаётся для «оказания помощи русским патриотам в их борьбе за обретение политических свобод и самоуправления для своей страны всеми моральными и законными средствами». Его авторы приглашали присоединиться к Обществу всех «свободолюбивых мужчин и женщин, чьи симпатии не скованы географическими границами и чьи сердца могут биться за страдания других»254. В воззвании осуждалось отсутствие в России свободы слова, произвол бюрократии, жесткое обращение с заключёнными и преследование евреев. Составители документа решительно отмежевались от политических террористов, осудив насильственные методы борьбы с царским режимом: «Мы не собираемся оправдывать <…> одобрять или поддерживать экстремистскую партию русской оппозиции. На людей, которые решили принести в жертву свои жизни и совершить деяния, неминуемо ведущие к их собственной гибели, вряд ли сможет подействовать то, что о них думают и говорят те, кто не разделяет их взглядов»255.
Советский исследователь В. А. Хомяков считал, что такой формулировкой сочувствующие освободительному движению в России американцы осудили «деятельность самого Степняка»256. Это ошибочное утверждение, т. к. оно не учитывает эволюцию политических воззрений Степняка в эмиграции. Наоборот, политическая часть воззвания была тождественна тем идеям, которые высказывал эмигрант в своих статьях на страницах журнала «Free Russia». Например, в обращении Общества было сказано, что оппозиция стремится к установлению «конституционной монархии, подконтрольной национальному парламенту». Этот тезис Степняк выдвигал ещё в программной статье «Чего добивается русская оппозиция»257. И так же как в другой его статье «Наш план действий», в воззвании выражалась надежда на то, что Обществу удастся пробудить симпатию к русскому народу и своей агитацией по возможности «повлиять на определение хода событий <…> и на смягчение возможных революционных потрясений в России»258.
Несмотря на свидетельство Уаймен о том, что Степняк «не был намерен навязывать Обществу какие-то особые формы работы», в воззвании были указаны именно те средства агитации, которые более всего устраивали русского революционера и уже были опробованы в работе английского Общества. К их числу относились «обзор и распространение подлинной информации о положении России; организация лекций, собраний, дискуссионных клубов и использование всех других моральных средств влияния на общественное мнение Америки, а также содействие подобным обществам в других свободных странах»259.
Членство в организации было платным. Впрочем, сумма была небольшой – один доллар в год. По сути это были деньги за подписку на журнал Общества, который высылался всем сторонникам организации.
Основные надежды друзья русской свободы связывали с американским изданием «Free Russia». Степняк рассчитывал, что в ближайшей перспективе журнал станет ведущим средством агитации в Америке. Первоначально лондонский эмигрант планировал, что печатный орган Общества будет издаваться исключительно силами русских политэмигрантов. В феврале 1891 г. в письме к Лазареву он резко выступил против того, чтобы журнал возглавили либерально настроенные американцы, такие как Кеннан или Сакстон260. Но вскоре он изменил свои взгляды, когда по ходу турне стал осознавать, каким влиянием пользуется имя Кеннана среди американцев. Поэтому уже в апреле 1891 г. Степняк в переписке с Кеннаном активно обсуждал планы превращения «Free Russia» в «большую силу, чтобы ей доверяли и её боялись»261.
По мысли Кеннана, полноценное издание с большим кругом подписчиков и полной самоокупаемостью можно попытаться сделать, имея в распоряжении «по меньшей мере 5000 долларов». Такая сумма, с одной стороны, давала пространство для манёвра в случае, если бы с самого начала дела не заладились, а с другой – позволяла сразу же начать дорогостоящую рекламную кампанию, чтобы орган был узнаваем по всей стране: «Чтобы иметь в чём-нибудь успех в Америке, надо звонить во все колокола. Нам следовало бы иметь постоянное объявление на полстраницы или страницу в “Century” и объявление в каждом субботнем номере в одной из таких газет, как, скажем, “New York Evening Post”. Но реклама стоит массу денег»262
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский (1851–1895) – революционер-народник, с 1878 г. в эмиграции. Занимался пропагандой идеи борьбы объединённой оппозиции с самодержавием под псевдонимом Сергей Степняк (Sergius Stepniak). Долгое время только самые близкие соратники знали о его покушении на главу Третьего отделения Н. В. Мезенцева в августе 1878 г. В монографии в основном тексте книги нами используется псевдоним «Степняк». Именно под этим именем он был известен в США и Великобритании.
2
Prosopography Approaches and Applications: A Handbook. Ed by K. S. B. Keats-Rohan. University of Oxford, 2007.
3
См.: Нарочницкий А. Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке, 1860–1895. М., 1956; Свердлов Н. В. К истории русско-американских отношений на Тихом океане и Дальнем Востоке в XIX – начале XX в. // Сборник статей по истории Дальнего Востока. М., 1958. С. 309–315; Бродский Р. М. К вопросу о позиции США в русско-японской войне и портсмутских переговорах // Вопросы истории. 1959.
4
См., например: Лебедев В. В. Русско-американские экономические отношения (1900–1917 гг.). М., 1964; Фурсенко А. А. Нефтяные тресты и мировая политика. 1880-е гг. – 1918 г. М.; Л., 1965; Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России. Л., 1973; История США. Т. 2. (1877–1918) / под. ред. Г. П. Куропятника. М., 1985.
5
См.: Ганелин Р. Ш. М. Горький и американское общество в 1906 г. // Русская литература. 1958. № 1. С. 200–222; Дементьев И. П. Л. Н. Толстой и социальные критики в США на рубеже XIX–XX вв. // Новая и новейшая история. 1978. № 6. С. 33–50; Куропятник Г. П. Россия и США: экономические, культурные и дипломатические связи, 1867–1881. М., 1981; Соколов А. С. Россия на всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. // Американский ежегодник. 1984. М., 1984. С. 152–164; Николюкин А. Н. Литературные связи России и США. М., 1981; Он же. Взаимосвязи литератур России и США. М., 1987; Взаимодействие культур СССР и США: XVIII–XX вв. М., 1987.
6
Saul N. E. Concord and Conflict: The United States and Russia, 1867–1914. Lawrence, 1996. Р. 298. № 2. С. 144–155; Крайнова В. И. Русско-американские отношения на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1989.
7
Foglesong D. S. The American Mission and the «Evil Empire»: The Crusade for a «Free Russia» since 1881. N. Y., 2007. P. 16.
8
Журавлёва В. И. Понимание России в США: образы и мифы: 1881–1914. М.: РГГУ, 2012.
9
Blackwell A. S. The Friends of Russian Freedom in America // Free Russia. English Edition. 1906. Vol. 17. № 1. P. 10–11.
10
Wyman L. B. C. American Chivalry. Boston, 1913. P. 134–139.
11
См.: Ваiley T. A. America faces Russia. Russian-American relations from early times to our day. Ithaca, 1950. P. 128; Williams W. A. American-Russian Relations, 1781–1947. N. Y., 1952. P. 24–25.
12
Laserson M. The American Impact on Russia, Diplomatic and Ideological, 1784–1917. N. Y., 1950. P. 304–305, 312–319.
13
Budd L.J. Twain, Howells, and the Boston Nihilists // New England Quarterly. 1959. Vol. 39. № 3. P. 351–371.
14
Moser C. A. A Nihilist’s Career: S. M. Stepniak-Kravchinskij // American Slavic and East European Review. 1961. Vol. XX. № 1. P. 68–69.
15
Хомяков В. А. Поездка С. М. Степняка-Кравчинского в Америку // Научные доклады высшей школы, филологические науки. 1963. № 3. С. 173.
16
Stults T. George Kennan: Russian Specialist of the 1890s // Russian Review. Vol. 29. № 3. 1970. P. 275–285.
17
Good J. E. America and the Russian revolutionary movement, 1888–1905 // The Russian Review. 1982. Vol. 41. № 3. P. 273–287.
18
Меламед Е. И. Джордж Кеннан против царизма. М., 1981; Он же. Русские университеты Джорджа Кеннана. Судьба писателя и его книг. Иркутск, 1988.
19
Карпачёв М. Д., Логунова Т. В. Американский публицист Дж. Кеннан о революционном движении в России // История СССР. 1988. № 5. С. 189–199.
20
Thompson A. W. The Reception of Russian Revolutionary Leaders in America, 19041906 // American Quarterly. 1966. Vol. 18. № 3. Р. 452–476; Thompson A. W., Hart R. A. The Uncertain Crusade: America and the Russian Revolution of 1905. Amherst, 1970. P. 17–18.
21
Трубаров А. А. Американская общественность и первая российская революция: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1984.
22
Соколов А. С. Америка и русская революционно-народническая эмиграция 18801890-х гг. // Вестник ЛГУ. 1984. № 20. С. 25–30; Он же. Русские в Америке в конце XIX века (социально-экономические, общественно-политические и научные контакты (1881–1900 гг.)): автореф. дис. … канд. ист. наук. Л., 1985.
23
Travis F. F. George Kennan and the American-Russian Relationships, 1865–1924. Athens, 1990. P. 195–248.
24
Журавлёва В. И. Понимание России в США: образы и мифы: 1881–1914. С. 1014–1016.
25
Там же. См. также: Журавлёва В. И. Предел допустимого в революции: 1905 г. в России в восприятии американцев // Русское открытие Америки. М., 2002. С. 292–301; Журавлёва В. И., Фоглесонг Д. С. Русский «другой»: формирование образа России в Соединённых Штатах Америки (1881–1917) // Американский ежегодник. 2004. М., 2006. С. 233–281; Журавлёва В. И. Любить и познавать Россию: русофильский дискурс в США на рубеже XIX–XX веков // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: Сб. ст. под ред. А. О. Чубарьяна и Б. А. Рубла. М., 2007. С. 48–64.
26
См.: Журавлёва В. И. Американский хлеб для России: Помощь американского народа во время голода в России 1891–1892 гг. // Родина. 1990. № 12. С. 76–77; Она же. Российско-американский договор 1887 г. // Вопросы истории. 1991. № 9/10. C. 272–274; Она же. Проблемы политической и социальной жизни России конца XIX века в общественном мнении США: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1992; Она же. Кого демократическая Америка выдавала царской России? (Русско-американская конвенция 1887 года о взаимной выдаче преступников) // Американский ежегодник. 1993. М., 1994. С. 116–126; Она же. Американская помощь России в период голода 1891–1892 годов. Из истории российско-американских отношений конца XIX века // Американский ежегодник. 1998. М., 1999. С. 148–164.
27
См., например: Журавлёва В. И. Еврейский вопрос в России глазами американцев. (Из истории российско-американских отношений конца XIX в.) // Вестник Еврейского университета. 1996. № 3 (13). С. 64–87; Она же. «Новые» еврейские иммигранты и американское общество на рубеже XIX–XX вв. // Американский ежегодник. 2000. М., 2002. С. 137–164.
28
Saul N. E. Concord and Conflict; The United States and Russia, 1867–1914. Lawrence, 1996; Idem. War and Revolution: The United States and Russia, 1914–1921. Lawrence, 2001.
29
Черненко А. М. Российская революционная эмиграция в Америке (конец XIX – 1917 г.). Киев, 1989. С. 15–31; Гросул В. Я. Российская политическая эмиграция в США в XIX веке // Новая и новейшая история. 1994. № 2. C. 49–69; Гросул В. Я. Международные связи политической эмиграции во второй половине XIX века. М., 2001. С. 355–361.
30
Фоглесонг Д. С. Истоки первого американского крестового похода за «Свободную Россию» // Россия XXI. 2002. № 5. С. 100–133.
31
Foglesong D. S. The American Mission and the «Evil Empire»: The Crusade for a «Free Russia» since 1881. N. Y., 2007. Р. 26–43.
32
Иосько М. И. Николай Судзиловский-Руссель. Жизнь, революционная деятельность и мировоззрение. Минск, 1976; Алентьева Т. В. Джеймс Рассел Лоуэлл: трудные поиски истины // Американский ежегодник. 2006. М., 2008. С. 59–82; Richards L. E., Maud H. E. Julia Ward Howe, 1819–1910. Vol. I. Boston & N. Y., 1916; Harlow R. V. Gerrit Smith and the John Brown Raid // American Historical Review. 1932. Vol. 38. № 1. P. 32–60; Pollard J. A. John Greenleaf Whittier, Friend of Man. Boston, 1949; Nye R. B. William Lloyd Garrison and the Humanitarian Reformers. Boston, 1955; Feuer L. S. American Travelers to the Soviet Union 1917–1932: The Formation of a Component of New Deal Ideology // American Quarterly. 1962. Vol. 14. № 2. Рt. 1. P. 119–149; Kraditor A. S. The Ideas of the Woman Suffrage Movement, 1890–1920. N. Y., 1965; Duberman M. B. James Russell Lowell. Boston, 1966; Keefer T. F. Ernest Poole. N. Y., 1966; Wein R. Women’s Colleges and Domesticity, 1875–1918 // History of Education Quarterly. 1974. Vol. XIV. № 1. P. 31–47; Horowitz H. L. Varities of Cultural Experience in Jane Addams’ Chicago // Ibid. Р. 69–86; Morantz R. M. Feminism, Professionalism, and Germs: The Thought of Mary Putnam Jacobi and Elizabeth Blackwell // American Quarterly. 1982. Vol. 34. № 5. P. 459–478; Religion and the American Civil War / ed. by R. M. Miller, H. S. Stout, Ch. R. Wilson. N. Y., 1998; White C. R. Liberty and Justice for All: Racial Reform and the Social Gospel (1877–1925). Louisville, 2002.
33
Viollette A.J. William Dudley Foulke and Russia // Indiana Magazine of History. 1986. Vol. LXXXII. № 1. P. 69–96; Мэллой-мл. Дж. Уильям Уоллинг и его собратья «джентльмены-социалисты» // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 3. С. 50–59; Stevens E. C. Elizabeth Buffum Chace and Lillie Chace Wyman: A Century of Abolitionist, Suffragist, and Workers’ Rights Activism. Jefferson, North Carolina, 2004; Feld M. Lillian Wald: A Biography. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2008.
34
Who Was Who in America. Vol. 1–3. Chicago, 1960–1963; Who Was Who. 18971915. L., 1968; Who Was Who. 1916–1928. L., 1971; Shavit D. United States Relations with Russia and the Soviet Union: a Historical Dictionary. Westport, 1993; Краткая Еврейская Энциклопедия. Т. 2. Иерусалим, 1982; Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т. 3. М., 1994; Словарь американской истории с колониальных времён до Первой мировой войны. СПб., 1997; Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII–XX века. М., 2001.
35
Таратута Е. А. С. М. Степняк-Кравчинский – революционер и писатель. М., 1973. C. 424.
36
Семёнов В. Л. Связи С. М. Степняка-Кравчинского с деятелями общественного движения Англии: автореф. дис. … канд. ист. наук. Пермь, 1973; См. также его публикацию: Семёнов В. Л. Связи С. М. Степняка-Кравчинского с деятелями социалистического движения в Англии // Учёные записки Пермского университета им. А. М. Горького. Вып. 15. № 313. Вопросы истории международного рабочего движения. Пермь, 1974. С. 3–31.
37
Hollingsworth B. The Society of Friends of Russian Freedom: English Liberals and Russian Socialists, 1890–1917 // Oxford Slavonic Papers. 1970. Vol. 3. P. 45–64.
38
Grant R. The Society of Friends of Russian Freedom (1890–1917): A Case Study in Internationalism // Journal of the Scottish Labour Historical Society. 1970. № 3. P. 3–24.
39
Hulse J. W. Revolutionists in London: A Study of Five Unorthodox Socialists. Oxford, 1970. P. 29–52.
40
Slatter J. Stepniak and the Friends of Russia // Immigrants and Minorities. 1983. March. P. 33–49.
41
Saunders D. B. Stepniak and the London Emigration: Letters to Robert Spence Watson // Oxford Slavonic Papers. 1980. Vol. 13. P. 80–93.
42
Senese D.J. Kravchinskii and the London Emigration (unpublished Ph. D. thesis). Harvard, 1970.
43
Senese D.J. S. M. Stepniak-Kravchinskii: The London Years. Russian Biography Series, 33. Newtonville, 1987. P. 1–40, 46–65.
44
Gleason J. H. The Genesis of Russophobia in Great Britain. Cambridge, 1950; Cross A. Russia Under Western Eyes. L., 1971; Neilson K. Strategy and Supply: The Anglo-Russian Alliance, 1914–1917. L., 1984; Nish I. Politics, Trade and Communications in East Asia: Thoughts on Anglo-Russian Relations, 1861–1907 // Modern Asian Studies. 1987. Vol. 21. № 4. P. 667–678; Later Victorian Britain, 1867–1900. Еd. by T. R. Gourvish and Alan O’Day. L., 1988; Ewans M. Britain and Russia in Central Asia, 1880–1907. N. Y., 2007; Brown P., Hart B. The European Symphony from ca. 1800 to ca. 1930: Great Britain, Russia and France. Bloomington, 2008.
45
Малкин М. М. Гражданская война в США и царская Россия. М.; Л., 1939; Лебедев В. В. Русско-американские экономические отношения (1900–1917 гг.). М., 1964; Ганелин Р. Ш. Россия и США. 1914–1917 гг. Очерки истории русско-американских отношений. Л., 1969; Он же. Советско-американские отношения в конце 1917 – начале 1918 г. Л., 1975; Тудоряну Н. Л. Очерки российской трудовой эмиграции периода империализма. Кишинёв, М., 1986; Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски, 1834–1867. М., 1990; Пономарёв В. Н. Крымская война и русско-американские отношения. М., 1993; История внешней политики и дипломатии США. 1867–1918 / под. ред. Г. П. Куропятника. М., 1997; Энгель В. В. «Еврейский вопрос» в русско-американских отношениях. На примере «паспортного» вопроса 1864–1913 гг. М., 1998; Курилла И. И. Заокеанские партнёры: Америка и Россия в 1830–1850-е гг. Волгоград, 2005; Родионов А. А. Политическая ситуация в России в 1881 г. и общественное мнение США // Вестник молодых учёных. 2006. № 2. Серия: Исторические науки № 1. С. 217–222; Листиков С. В. США и революционная Россия в 1917 году. М., 2006; Healy A. E. Tsarist Anti-Semitism and Russian-American Relations // Slavic Review. 1983. Vol. 42. № 3. P. 408–425; Saul N. E. Distant Friends: the United States and Russia, 1763–1867. Lawrence, 1991.
46
Гурвич И. Американская печать // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904. С. 286–315; Rogers J. E. The American Newspaper. Chicago, 1909; Mott F. L. A History of American Magazines, 1885–1905. Vol. IV. Cambridge, 1957; Tebbel J. W. The American Magazine: A Compact History. N. Y., 1969; Shudson M. Discovering the News: A Social History of American Newspapers. N. Y., 1981.
47
Murray R. K. Red Scare: A Study in National Hysteria, 1919–1920. N. Y., 1964; Davis A. F. Spearheads for Reform: The Social Settlements and the Progressive Movement, 1890–1914. N. Y., 1974; Barker M. Gladstone and Radicalism: The Reconstruction of Liberal Policy in Britain, 1885–1894. Hassocks, 1975; Clinton C. The Other Civil War. American Women in the Nineteenth Century. N. Y., 1984. Lund J. M. Boundaries of Restriction: The Dillingham Commission // University of Vermont: Graduate Student Historian. 1994. Vol. 6. P. 40–57; Haarsager S. Organized Woomanhood: Cultural Politics in the Pacific Northwest, 1840–1920. Norman and London, 1997; Laity P. The British Peace Movement. 1870–1914. Oxford, 2004.
48
ГАРФ. Ф. 102, 3-е делопроизводство. Оп. 1891. Д. 670. (О русских эмигрантах проживающих в Северной Америке); Оп. 1891. Д. 688. Т. 1–2. (По сообщениям агента Сергеева из Нью-Йорка); Оп. 1893. Д. 4. (По сообщениям Генерального Консула в Нью-Йорке Оларжевского о русских эмигрантах проживающих в Северной Америке); Оп. 1893. Д. 295. (Об обществе, образовавшемся в Америке под названием «Свободная Россия»). См. также: Обзоры важнейших дознаний, производившихся в жандармских управлениях Империи, по государственным преступлениям. СПб., 1890–1903.