Книга Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы - читать онлайн бесплатно, автор Артем Юрьевич Патрикеев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы

Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры

1—11 классы


Артем Юрьевич Патрикеев

Фотограф Артем Патрикеев


© Артем Юрьевич Патрикеев, 2020

© Артем Патрикеев, фотографии, 2020


ISBN 978-5-4498-4391-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступительное слово

Данная книга является переизданием пособия, которое называлось довольно сложно: «Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1—11 классы».

Мне показалось, что новое название лучше отражает основную идею. Кроме того, когда книга готовилась в издательстве «Учитель», ее содержание претерпело некоторые изменения. С одной стороны, текст стал лучше, но приобрел некоторую сухость и формальность. Мне показалось, что живое общение будет интереснее и приятнее для читателей, поэтому во многом данная книга уже не является чистым переизданием, в каком-то смысле это сильно обновленное пособие.

Надеюсь, что данный вариант покажется вам интересным и будет полезен для работы.

Введение

Физическая культура зачастую рассматривается учителями как учебная дисциплина, в которой самое важное место отводится физической подготовке учеников и сдаче нормативов. Однако не стоит забывать о том, что уроки физкультуры, включая подготовку к урокам, помогают развивать эстетические чувства учеников, этические, морально-волевые качества, воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, взаимоуважение; повышать собственную самооценку. Задача учителя – показать ученикам, что это физическая КУЛЬТУРА. Чем выше культура, тем выше будет уровень эстетического и этического развития, тем более гармонично развитый человек вырастет в дальнейшем.

Тема эстетики и этики очень важна. С одной стороны, она кажется довольно простой, а с другой стороны, она является довольно сложной. Так что давайте попробуем вместе разобраться, что же мы можем предложить нашим детям, чем хорошим, добрым, вечным мы можем с ними поделиться.

В добрый путь!


Автор выражает благодарность Патрикеевой Ирине Юрьевне, кандидату педагогических наук, за помощь в создании этой книги.

Часть I. Эстетическое воспитание школьников на уроках физкультуры

Глава 1. Теория эстетики

Слово «эстетика» произошло от греческого aisthetikos, что в переводе означает: «чувствующий, относящийся к чувственному восприятию». Эстетика – наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты».

Эстетика как термин, обозначающий определенную область знания, был введен немецким философом Баумгартеном в середине XVIII века. Однако история эстетики уходит в глубокую древность (упоминание о ней встречается в древних мифологических текстах). Предмет «эстетика» исторически весьма подвижен и изменчив. На каждом новом этапе развития эстетики обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и к самому себе.

На современном этапе развития общества наряду с проявлением эстетического в природе и искусстве важным объектом интереса эстетической науки стали виды эстетической деятельности: техническая эстетика, дизайн, эстетика организации среды, вопросы эстетического воспитания, эстетика спорта. Попытаемся соединить вопрос физического воспитания с вопросом эстетического воспитания.

В сферу проблем, исследуемых эстетикой, входят эстетические чувства и взгляды, вкусы, идеалы, словом, эстетическое сознание. Важнейшим разделом эстетики является разработка категорийного аппарата. В категориях эстетики предстают эстетические отношения человека к действительности. Эстетические категории всегда выступают в определенной взаимосвязи друг с другом, образуя исторически изменчивую, но для каждого конкретно-исторического периода иерархически упорядоченную систему. Иными словами, эстетика раскрывает историческую жизнь искусства в культуре (в том числе, и в физической культуре как одной из составляющих всей мировой культуры).

Проблема эстетики – отношение эстетического сознания к объективной реальности, и именно характером ее решения определяется поляризация основных направлений в истории эстетической мысли.

В античную эпоху эстетическое мировоззрение рассматривалось как единство практического отношения к предметам и явлениям, самым непосредственным образом связанное с жизнью человека, выражающее жизненно важное для него отношение к окружающей действительности. Затем приходит интерес к самому человеку. Появились новые понятия (мера, гармония). Прекрасное стали рассматривать как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей, что было совершенно правильно, так как одно дело «прекрасное» как понятие, и другое – прекрасная вещь. (Так, выполняя упражнения, можно ориентироваться на общепринятые понятия красоты, а не только на красивое (идеальное) выполнение данного конкретно упражнения.)

В эпоху Средневековья эстетика отстаивала идею сверхчувственного, божественного происхождения красоты. Видимая красота получает осмысление как символ невидимой. Люди начинают осознавать как объективные, так и субъективные аспекты прекрасного. Красоту видят не в решениях и исполнении, а в украшениях.

В поздний период Средневековья большое внимание уделяется видимой красоте и искусству. Наслаждение при созерцании доставляют только вещи, обладающие определенными объективными свойствами (соответствие частей целому, а целого – назначению вещи, должная пропорция, выраженность во внешней форме сущности вещи, гармоничность, соразмерность, идеальная цветовая гамма, упорядоченность, соответствующая величина вещи и т. п.).

Для эпохи Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. Эстетическое мышление опирается на человеческое восприятие и на чувственно-реальную картину мира.

В Новое время акцентируют внимание на духовно-эстетических аспектах человеческой жизнедеятельности.

В революционно-демократической эстетике нашли свое обоснование принципы реализма, художественной правды и народности искусства (акробатические построения, с помощью которых создавались фигуры, демонстрировавшие идейную направленность, которые с эстетической точки зрения выглядели очень органично и приятно).

На данный момент эстетика продолжает свое развитие.

Рассматривая понятие «эстетика», подразумеваем слово «искусство». Обучая детей подходить к выполнению упражнений или различных движений с эстетической точки зрения, мы стараемся сформировать у них отношение к данным действиям как к искусству – искусству выполнять движения эстетически грамотно. Как только понимание этого появится у школьников, им значительно легче будет выполнять различные физические упражнения, движения и действия.

Проводя уроки физической культуры, мы не занимаемся спортом, в лучшем случае используем некоторые спортивные элементы, воспроизведение которых требует эстетического их выполнения.

«Эстетика спорта» – это область эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области общественной практики. К компетенции эстетики спорта относятся вопросы от эстетическом содержании спорта, о взаимосвязи эстетических компонентов спорта с технической подготовленностью спортсмена, об особенностях формирования эстетических чувств, вкусов и потребностей в сфере спорта, о месте спорта в эстетической культуре исторически конкретного общества, о соотношении спорта и искусства.

Эстетическое осознание человеческого движения является одной из причин возникновения и развития спорта (надо, чтобы это эстетическое сознание помогало и развитию физкультуры), исторически сложившегося в формах состязаний и специальной подготовки к ним как средств совершенствования способностей и качеств человека, прежде всего, конечно, физических. Так же, как практика человека закрепляется в сознании человека фигурами логики, так и практика двигательных действий (в основном трудовых) закреплять в сознании человека формами целесообразности, формами совершенства. Физическое совершенство человека становится предметом направленного воспитания. Физическая культура и спорт выступают в качестве социальных институтов для выработки этих форм, осознаваемых как красота человеческой пластики. По мере того как в спорте, с одной стороны, все более глубоко воплощаются гуманистические идеалы, а с другой – возрастает и выравнивается техническое мастерство участников состязаний, эстетическое содержание спорта все зримее проявляет себя и оказывает все большее влияние на его развитие. Складываются виды спорта с ярко выраженной, подчеркнутой эстетической значимостью (фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, акробатика, синхронное плавание, прыжки в воду, фристайл и т. п.), в которых решение спортивных двигательных и соревновательных задач предполагает использование средств художественной выразительности, поскольку оценивается здесь не просто само движение, но и то, как элегантно, пластично, красиво оно было выполнено. Любое спортивное действие строится не по логике образного отображения действительности, а по логике конструктивного объединения необходимых элементов спортивной программы. Кроме того, специфическая черта спорта – это высокая эмоциональная напряженность соревнования.


Еще одной особенностью спорта является игровой азарт; одна из важнейших функций эстетического воспитания в сфере спорта, от которой во многом зависит воспитательный эффект в целом, состоит в том, чтобы направить азарт участников состязания и зрителей в русло гуманистических ценностей, «переплавить» страсть в эстетические эмоции, не позволяя азарту достигнуть своей крайней формы – спортивного фанатизма, который разрушает эстетическое отношение к спорту.

Спорт – это не только сами соревнования, это еще и особая предметная среда (стадионы, спорткомплексы, спортивные снаряды, инвентарь, спортивная одежда, знаки, символика и т. п.), которая оказывает существенное воздействие на образ и стиль жизни многих людей (недаром даже существует спортивный стиль в моде). Таким образом, спорт непосредственно влияет на эстетическую культуру общества, на традиционные виды эстетической деятельности. Но не стоит забывать, что происходит и обратный процесс – проникновение форм собственно эстетической деятельности, методов художественного творчества, выразительных средств художественного языка в сферу спорта.

Рассмотрим, что же такое эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатываться ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям (так что у каждого народа и страны могут быть свои предпочтения в эстетических ценностях), формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (например, в сфере бытовой или трудовой деятельности, в поступках и поведении). Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями: формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности.

Эстетическое воспитание очень тесно связано и с нравственным, этическим и морально-волевым воспитанием.

Красота, помимо своего другого назначения, выступает еще как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными.

Но может возникнуть и конфликтная ситуация. Она может сложиться тогда, когда эстетические ценности, в которых воспитывается человек, являются антигуманистическими по своей сути (в семье или в стране пропагандируется жестокость, насилие и т. п.), такое искривление восприятия не требует развития человеческих творческих способностей, а совсем наоборот, всячески их притупляет. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей, таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества, то функции эстетического воспитания гармонически обуславливают друг друга.

Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами:

– бытовая среда жизни человека (эстетика быта);

– обстановка трудовой (в нашем случае учебной) деятельности человека (производственная эстетика);

– эстетическая сторона нравственных отношений спорта (эстетика спорта) и т. д.

Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, так как в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение, поэтому воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественному воспитанию. Оно гораздо шире, так как предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности.

Эстетическое воспитание, нацеленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни любого современного общества. Это незаменимое средство формирования целостной, гармонично развитой личности общества будущего.

Как и любая другая наука, эстетика имеет свои категории, в которых запечатлены основные типы эстетического отношения человека к действительности, в том числе:

– категории эстетической деятельности – это аппарат анализа эстетического освоения мира;

– категории восприятия искусства и действительности – аппарат рецепционного анализа;

– категории эстетического воспитания – это всестороннее развитие личности, духовное богатство, эстетические способности и потребности личности и т. п. По сути, аппарат анализа эстетического воздействия.

Категориальный аппарат эстетики обогащается разными путями, в том числе и внедрением терминологии музыковедения – интонация, ритм, мелодия, полифония (что очень важно и для уроков физкультуры, так как ритмичность выполнения упражнений не только помогает правильно организоваться, но и помогает развивать координацию движений, умение поддерживать нужный тем и ритм, что не так-то просто, особенно без особой тренировки); использование категориального аппарата эстетики позволяет постичь эстетическую деятельность и эстетические отношения.

Задача педагога – постепенно сформировать у детей эстетическое сознание (или заложить основы для его развития).

Эстетическое сознание – это одна из форм общественного сознания, которая является отражением действительности и ее оценкой с позиции общественного (в нашем случае эстетического) идеала.

Эстетическое сознание включает в себя эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждение, ценности, взгляды, идеал, истину, сознание нравственного долга, справедливость – вот как тесно переплетаются этика и эстетика.

Объектом отражения эстетического сознания является «мир человека», то есть природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человека.

Субъектом эстетического сознания является общество в целом, объективируясь в ценностных отношениях. Однако реализуются эти отношения только через сознание конкретных людей и вне индивидуального сознания существовать не могут. Персонифицированные формы сознания, такие как чувства, созерцание, восприятие, представления приобретают эстетический смысл только в соотнесении с ценностями в сложившейся системе эстетических отношений.

Понятие эстетическое сознание в соотношении с понятием «эстетическая деятельность» представляет ее духовный, идеальный план. Сама деятельность выступает как технологический способ производства и реализации эстетического сознания.

Формой, наиболее адекватно воспроизводящей специфику эстетического сознания, является искусство. Однако как духовное образование искусство может функционировать (то есть быть задумано, реализовано) лишь через эстетическое сознание. Вместе с тем эстетическое сознание обладает известной самостоятельностью по отношению к эстетической деятельности и искусству, спецификой, выделяющей его среди других форм общественного сознания. Обладая высокой степенью обобщения, эстетическое сознание всегда выступает в конкретно-чувственной форме образа, объединяющей представления об объекте, дополненные и преобразованные воображением, его оценку с позиций эстетического идеала и чувство высокого духовного наслаждения.

Учитель с эстетической точки зрения

Внешний вид

Если у нас есть желание учить детей, то сначала надо нам самим себя привести в полный порядок. Учитель (воспитатель) всегда должен сам выглядеть образцом для подражания: подтянутым, в чистой и свежей спортивной форме. Если он сам что-то забывает в плане одежды, то как он может что-то требовать от учеников? Например, если учитель проводит занятие в джинсах, то почему и ученикам не прийти соответственно одетыми? Так же, соответственно, нужно следить надо за своей прической и остальным внешним видом. Учитель должен стать образцом, примером, для своих воспитанников. Ученики очень быстро становятся похожими на харизматичных учителей и если неправильно использовать эту возможность, то можно детей только испортить.

Если учитель будет ходить с развязанными шнурками, с незаправленной футболкой, в грязных вещах, в рваных кроссовках и носках, то и ученики могут позволить себе такой же вид. А как же иначе?

Кроме того, командуя, давая указания, учитель сам должен следить за своими телом, руками и ногами. Так, давая организационные команды: «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку рассчитайся!» учитель и сам должен стоять соответственно – никаких «скрещенных» рук на груди, «руки в боки», «скрещенных» ног, покачиваний вперед-назад и т. п. Учитель сам должен стоять по стойке «смирно» или близко к этому. Учитель всегда должен уважительно относиться к ученикам, а кроме того, всегда выглядеть эстетично в их глазах. Поэтому все жесты, перемещения, стойки должны быть четкими, красивыми и эстетичными.

Речь

Первое впечатление от учителя (собственно, так же, как от любого человека) создается от его внешнего вида, а вот затем уже от его речи: слов, интонаций, подобранных выражений, громкости голоса, мелодичности. Никаких скидок на то, что мы учителя физкультуры, а не русского языка, литературы или словесности делать нельзя. В учителе всё должно быть прекрасно, а неправильные ударения, плохо подобранные слова, грубые слова, ошибки в словах и выражениях только портят и учителя, и детей, которых он воспитывает. Один раз научив ребят неправильно произносить какое-либо слово, затем очень трудно будет отучить их от этого.

Чем больше лексический запас учителя, тем проще ему подбирать слова для описания того или иного упражнения. Но если с упражнениями дело обстоит проще – пользуйся терминологией и забот не знай, то с обычной речью всё немного сложнее. Учитель всегда должен поддерживать контакт с учениками, что-то пояснять, подбадривать детей, уточнять какие-либо действия, шутить, рассказывать и т. п. Если речь будет звучать скучно и однообразно, то о какой эстетике тогда может идти речь? Сухость нигде не нужна, даже любая научная книга хоть немного разбавленная юмором, интересными фактами, забавными оборотами и случаями, читается, воспринимается и запоминается во много раз лучше, чем написанная чистым канцелярским языком. То же самое можно сказать и об общении учителя и учеников. Ученики намного лучше воспримут учебный материал, если учитель сумеет его преподнести живо, интересно, забавно и привлекательно. Речь, сдобренная стихами, рифмами, интересными, но грамотными выражениями, всегда будет выглядеть хорошо как с эстетической, так и практической точки зрения. В то время как косноязычная речь может не только испортить детям язык, но и восприятие материала усложнит, чего нам совсем не нужно.

Учитель, как определенный авторитет для детей, должен стараться быть положительным примером, а не кладезем ошибок и корявостей. Дети должны выносить с урока физкультуры не только новые знания, умения и навыки, но и правильную русскую речь (это если речь идет о русскоязычной школе).

Ученик с эстетической точки зрения

Внешний вид

В каждой школе свои правила, связанные со спортивной и школьной формой. Одно время, особенно после распада Советского Союза, всем разрешили ходить в произвольной форме. Вот и стали ученики приходить одетые кто во что горазд, или кому на что денег хватило. Однако довольно скоро стало понятно, что ничего хорошего из такой «свободы» не выходит. Частенько, особенно в старших классах, дети начинают думать о том, во что они одеты или во что оденутся, а не о том, что они пришли на уроки учиться. Соответственно, сразу упала дисциплина, в большинстве своем ухудшился эстетический вкус учеников, так как ставка была сделана не на красоту одежды, а на ее яркость и броскость, только так большинство учеников и учениц считали, что могут выделиться среди остальных. Вот и получалось, что на уроки собирался не класс, а «расфуфыренные попугаи».

На данный момент школы стараются использовать специальную форму, и каждая школа выбирает свой вариант. Но самое главное, что есть стремление к единообразию. Но единообразие не означает неэстетичность. Костюмы уже одним своим видом организуют детей, заставляют держать себя более подтянутыми, стройными, и пусть не всем это удается, но важно уже само стремление к совершенству. То же самое относится и к спортивной форме. Понятно, что не у всех родителей есть деньги на покупку всего необходимого. Но если есть возможность одеть детей в единообразную спортивную форму (футболки и шорты или спортивные штаны одного цвета), то это будет большой плюс. Кроме того, что ребята будут чувствовать себя в большей степени именно классом, а не просто детьми собравшимися позаниматься, они еще и будут чувствовать всю эстетичность своего вида, причем не конкретно своего, а именно всего класса. Насколько приятнее смотреть со стороны на такой класс! Дети это чувствуют и понимают, им самим становится приятно так одеваться и так заниматься. И самое интересное, что стоит потом одному из учеников забыть футболку нужного цвета и все дети это замечают, причем замечают не только с позиции «забывчивости», а с позиции того, что теперь все вместе они выглядят несколько иначе – менее эстетично.

Но обладание самой формой еще не дает ученику эстетически приглядный вид. Надо уметь эту форму носить, а главное, следить за ней. С этим справляются далеко не все дети: торчащая рубашка из штанов, расстегнутые или оторванные пуговицы, незастегнутые молнии, развязанные шнурки (и это не считая грязных непричесанных волос, грязных ногтей, нечищеных ушей и зубов). Детей нужно постепенно учить всему, особенно, если в детском саду или родители с этой задачей не справились, то потрудиться придется нам. Если атмосфера в классе хорошая, все нормально друг с другом общаются и помогают друг другу, то неряшливые ученики очень быстро постараются «подтянуться», постаравшись быть такими же, как все (если, конечно, не неряшлив весь класс). Труднее дело обстоит со шнурками. Дело в том, что есть дети, которые даже во втором-третьем классе не справляются со шнурками или завязывают их с большим трудом (после чего те быстренько развязываются). С такими ребятам необходимо позаниматься отдельно. У учителя времени на такие занятия вряд ли хватит, поэтому надо подключать родителей. Дать задание на дом, может быть придется ребенку позаниматься со шнуровками немного, потренироваться хорошенько. На уроке учитель может со всеми учениками вместе попробовать завязать шнурки, но только один или два раза, на большее тратить время урока просто расточительно. Однако шнурки – это не только внешний вид, это еще и безопасность, так что придется что-то придумать. Родители попадаются разные, кто-то считает, что школа должна всему научить, а их задача только ребенка предоставить, кто-то с пониманием относится ко всем проблемам и старается во всем участвовать. Здесь уже как повезет, однако, если настроить детей на взаимопощь, то сами дети смогут потом на переменках или просто в свободное время помочь своему товарищу научиться завязывать шнурки. А ребенок, который научится справляться со шнурками, и сам себя будет чувствовать лучше, и для других станет отличным примером.