Книга Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы - читать онлайн бесплатно, автор Артем Юрьевич Патрикеев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы

А вот с грязными, рваными вещами придется бороться совместно. Наша задача, объяснить детям правила гигиены, слегка попугать микробами и вредными микроорганизмами, а потом еще и объяснить, что любое грязное пятно существенно портит внешний вид, а, как говорится, многие судят людей в первую очередь по внешнему виду. Так что даже просто пройдя по школе или по улице в грязной футболке, можно создать о себе негативное впечатление.

Внешний вид многое значит, и когда дети это поймут, им самим будет неприятно ходить неопрятными и в грязных, рваных вещах.


Речь учеников

За речью учеников необходимо постоянно следить, поправлять, если неправильно произносятся слова или не туда ставится ударение. Мы за красивую речь, а не за сбивчивое бормотание. Но главное, в речи детей не должны присутствовать обзывательства, злоба, матерщина. Надо сразу им объяснить, что так говорить может только тот, у кого «рот помойка», в который сложено очень много всякой гадости, которая лезет наружу и ребенок с ней справиться не может. Дети должны понимать, что говоря всякие гадости, они «пачкают» прежде всего себя, а не того, к кому они обращаются. Когда они это поймут, то и пачкаться им вряд ли захочется.

А кроме того, вспоминаем старую детскую поговорку: «Кто как обзывается, тот сам так называется» и поясняем: «Все плохое, что вы хотите передать другому человеку, через действия или слова, обязательно к вам вернется, причем в гораздо большей степени». Для этого можно использовать конкретно подвернувшиеся под руку примеры.

Пример из жизни: один мальчик из первого класса при сдаче тестирования челночного бега все сидел и насмехался над остальными, говоря, что они неправильно бегают, на что, когда пришла его очередь, я сказал: «Давай, теперь у тебя есть возможность показать всему классу, как правильно бегать», этим я привлек внимание всего класса и теперь все мы внимательно следили за действиями этого ученика. И что получилось? Конечно же попытавшись быстро развернуться, мальчик неудачно поставил ногу и проскользил, потеряв много времени. Он ничего себе не повредил, и мы не стали над ним смеяться, но я обратил внимание детей на то, что кто вот так начинает себя выпячивать, потом чаще совершает совсем ненужные ошибки.

Важно провести такую беседу таким образом, чтобы все всё поняли и в то же время обид ни у кого не осталось – ни у детей, над которыми раньше насмехался этот ученик, ни у насмешника, потому что, как мне кажется, он понял свою ошибку. В дальнейшем у него иногда бывали позыва опять прихвастнуть, но это случалось уже намного реже.

Организация рабочего места

Когда ученики заходят в зал, они сразу должны видеть чистоту и порядок. И смотреть на этот момент надо не только как соблюдение гигиенических правил и техники безопасности (хоть это и важные моменты). Первое впечатление (причем первым оно может быть каждый день, когда есть урок физкультуры) настраивает на нужный лад. Представьте, что будут чувствовать ученики, если придут заниматься в грязный, неопрятный зал, в котором мячи и маты навалены в непонятную кучу, ворота стоят криво, да и полузацепленый канат болтается кое-как? Правильно, ничего хорошего. Не зря же есть поговорка: чисто не там где метут, а там где не сорят. Далеко не у каждого ребенка, пришедшего в чистый, свежий зал, шевельнется мысль в нем насорить (прилепить жвачку к скамейке, набросать бумажек и т. п.), а уж тем более войти в такой зал в грязной обуви (бывает такое в школах, когда дети не хотят кроссовки переодевать, а сами нагуляются на улице или просто на переменке по земле побегают, а потом в спортивный зал идут на физкультуру). То же самое относится и к расположению спортивного инвентаря и оборудования. Если в зале изначально всё лежит на своих местах: мячи аккуратно сложены, скакалки висят, ничего под ногами не мешается, то и оставлять зал в конце урока ученикам будет приятнее в аккуратном состоянии, чем в разобранном виде.

Даже если ученики изначально не очень приучены к порядку, постепенно, такое состояние зала и отношение учителя к инвентарю поможет и им почувствовать всю эстетическую привлекательность физкультурного зала. В крайнем случае, первое время придется обращать их внимание на то, как зал выглядит в начале занятия, и как он выглядит в конце. Что называется «почувствуйте разницу». Детям не чуждо чувство прекрасного. В начальной школе «сохранять» зал в первоначальном виде удается намного проще, потому что детям самим интересно помогать, иногда даже приходится следить за тем, чтобы не перессорились за то, кто будет убирать тот или иной инвентарь на место. Поэтому, именно в этом возрасте надо приучать детей к порядку и учить воспринимать физкультурный зал не только как место, где можно пошалить, побеситься и поиграть, но и как эстетический объект, способный дарить и формировать чувство прекрасного. Если во время урока использовался инвентарь и оборудование, которые нужно затем убрать на место, желательно, чтобы это делали дети, а учитель им только помогал. Причем надо постараться сделать так, чтобы для детей это была не повинность, а насущная необходимость. Дети должны понимать, что убирают они зал не для учителя или просто развлекаясь таская мячики, а для создания приятной и рабочей обстановки в зале. Пришли – было красиво, ушли – оставили красиво. Когда такое восприятие войдет у детей в привычку, они намного лучше начнут воспринимать красоту и эстетическую составляющую в любом месте. Так, приучив их поддерживать красоту и порядок в физкультурном зале, можно постепенно научить их переносить эту привычку и на остальные помещения. Дети, сравнив физкультурный зал и какой-нибудь другой класс, могут оценить, где помещение выглядит более привлекательно, а где нет. А поняв, где лучше, могут сами постараться придать другому месту подобающий вид. Самое интересное, что такое отношение ребенок может перенести и на свою квартиру или комнату. Если даже ребенок не может обеспечить красоту и порядок во всей своей квартире, то, вполне возможно, ему захочется сделать свою личную комнату более эстетичной (по возможности и если таковая имеется). В этом и смысл, что на уроках физкультуры мы учим тому, что дети смогут применять в любых областях своей жизни. Может быть даже в дальнейшем, когда бывший ребенок уже будет работать в офисе или своем кабинете, выработанная привычка во всем соблюдать эстетические нормы, поможет ему хорошо организоваться и там. Что наверняка добавит ему плюсов в отношениях с начальством или подчиненными.

Кроме самого зала у учителя еще есть подсобное помещение и учительская. Эти места также должны быть в полном порядке. Бывает же, что ученики заходят в эти комнатки, чтобы что-то спросить или что-то взять. И как они будут воспринимать всё увиденное, если на столе учителя бардак, а в подсобке «сам черт ногу сломит»? Конечно же, такой пример скорее заразителен, чем отталкивающий. А смысл нам заражать такой безалаберностью детей? Лучше пусть учатся на хорошем примере, чем на плохом.

Символика с эстетической точки зрения

Гербы и эмблемы

Символы – гербы, эмблемы, гимны, флаги, вымпелы в первую очередь носят функцию выделить свою команду (класс, школу, район, город, страну и т. п.) среди остальных. Поэтому в первую очередь все стараются сделать их запоминающимися и выразительными. Однако не стоит забывать и об эстетической составляющей данных элементов. Если это символы страны или города, то тут мы уже ничего поделать не можем, нравятся они нам или нет, они уже есть. Поэтому в этом случае, мы просто пользуемся тем, что придумано и одобрено государством. А вот символы школы и класса (интерната, детского сада, колледжа) в основном, ребята или руководящий состав придумывают сами. Здесь уже играют роль собственное воображение, эстетические чувства, художественные и музыкальные возможности самих преподавателей и учеников. Вполне возможно даже провести конкурс, в котором ученики сами бы постарались представить, каким они хотели бы видеть символ своего учебного заведения. Несколько самых лучших работ можно доверить выбрать ученикам, а уже из этих работ специальная комиссия (директор, завуч, учителя) может подобрать наиболее оптимальный вариант.

На первый взгляд все просто. Однако символы – это лаконичные, довольно простые элементы, которые должны нести в себе много различных функций. Это и представление самой школы (колледжа, детского сада, института), ее приоритетов и направленностей, настроения и пожеланий к воспитанникам и любые другие элементы, которые могут показаться важными. Поэтому один обязательный элемент будет присутствовать – это название школы или номер класса. Однако и здесь можно обыграть название по-разному, можно написать полностью «средняя-общеобразовательная школа №7», например, расположив буквы по периметру эмблемы или просто взять и написать «СОШ №7» прямо в центре, чтобы сразу в глаза бросалось. Что в конечном итоге выбрать, зависит от остальных элементов эмблемы и от направленности школы или класса. Соответственно, школа (класс) с математическим уклоном или приоритетом в иностранных языках, могут использовать элементы этих учебных дисциплин. Кроме того, интересно подчеркнуть свое настроение, юмор и выбрать животное или придумать свое необычное существо, с помощью которого и обыграть эти моменты.

Современные дети, наверное, больше к сожалению, чем к счастью выросли на мультиках с эстетической точки зрения просто ужасных – Губка Боб квадратные Штаны, Симпсоны, Котопес и многих других. Безобразные герои, лишенные каких бы то ни было нормальных пропорций, множество действий уродующих героев мультфильма, доводя их состояние до полной бесформенности – всё это развивает в детях чувство того, что это нормально. Нормально, чтобы все вокруг было бесформенным, угловатым, лишенным пропорций, а порой и содержания. Такое представление дети и переносят на свою обычную жизнь. Хочу только подчеркнуть, что я, в принципе, не против таких мультфильмов, надо уметь принимать различные виды творчества, однако, все же хотелось, чтобы дети в большей мере смотрели на красивую, эстетически грамотно сделанную картинку. Которая прививает чувство красоты, чувство прекрасного, умение видеть окружающий нас мир полный фантастических образов и представлений (тут никакой фантастики не нужно, всё, что нас окружает, если копнуть поглубже, само начинено фантастикой и сказочными элементами, столько всего непознанного и интересного содержит природа, что только диву даешься, почему многие этого не замечают, а порой, даже не задумываются над таким положением дел.). На мультиках и художественных фильмах во многом базируются те элементы, которые использует ребенок в своем творчестве – рисуя картинки, придумывая собственные сказки, а также создавая эмблемы, для своего класса (школы). И вот тут все эти неэстетичные мультики могут сыграть неприятную роль – большинство эмблем окажутся уродливыми поделками лишенными хоть какого-то единого стиля. На первый взгляд, ну что ж такого: уродливо, бесформенно – ну и ладно, ребенку-то (а может быть, и всему классу) нравится, чего же более? А вот теперь сравним такую эмблему с выполнением упражнения: встать в основную стойку руки в стороны. Если сделать все правильно – все линии четкие, ровные, руки прямые, ноги прямые – то смотреть на стоящего так ученика одно удовольствие, а теперь представим, что он, получив такое же задание, стоит «враскоряку» – согнув правую ногу, одну руку поставив на пояс, другую согнув в локте, голову повернув направо. Получим мы тот результат, которого добивались? Думаю, что нет. То же самое происходит и с символикой. Не так трудно придумать интересных и забавных персонажей, симпатично нарисованных с добродушными или хитрыми лицами (мордочками), а вот непропорционально сложенный, корявый, некрасивый, хотя вполне может быть и обаятельный персонаж, будет создавать у всех тех, кто его видит, спорное впечатление. Каких представителей данного символа они увидят? Таких же непропорциональных и некрасивых?

Хороший вариант – это использование классических четких геометрических линий. Но это ближе старшим классам, в начальной школе и детском саду без симпатичного, обаятельного персонажа не обойтись. Дети плохо будут воспринимать эмблему, в которой будут только надписи (буквы, цифры), пусть и красиво расположенные. Хотя и здесь можно придумать что-нибудь интересное, например, наделить буквы и цифры «лицами», индивидуальностью, в этом случае, дети будут воспринимать аббревиатуру собственного учебного заведения или класса как живое существо, что поможет им полюбить как сам символ (эмблему), так и школу (класс), который тот символизирует.

С эстетикой рисунка дети должны знакомиться на других уроках – с цветовым разнообразием мира, старательностью, при вырисовывании линий, узнавать компоненты декоративности, такие как ритм форм и цветовых пятен, основы симметрии: выстраивая свое изображение, ученики должны постараться уравновесить расположение отдельных элементов рисунка в пространстве, например, если с одной стороны эмблемы что-то расположено, то желательно, чтобы с другой стороны тоже что-то было – с одной стороны мячик, с другой ракетка или любые другие предметы, может быть даже на первый взгляд не очень связанные с физкультурой – книга и ноты (книга может говорить о том, что о физической культуре многое можно узнать из книг, а ноты – это музыка, которая используется на занятиях) и т. п. Однако не будем вдаваться в подробности, техника построения рисунка – не наша область, однако какие предметы использовать для создания эмблемы (герба и т. п.) мы подсказать можем.


Если нужно создать свой гимн

Но если с рисунками (эмблемами, гербами) дело обстоит еще не так плохо, намного труднее создать свой гимн. Это происходит потому, что рисовать детей учат уже в детском саду, так что основы рисунка, расположение персонажей, пропорции они начинают изучать довольно рано, так что в средней школе для большинства ребят не составляет труда придумать что-то свое и это изобразить. А вот с музыкой так не получается. Даже если ребенок сумеет наиграть какую-то интересную мелодию, то записать ее он не всегда сможет (в большинстве случаев, он даже не будет иметь представление о том, как это сделать). Хорошо, что сейчас многие родители отдают своих детей в музыкальные школы. Пусть большинство ребят и не станут профессиональными музыкантами, но с основами создания, записывания, проигрывания мелодий они все же познакомятся. Это может стать серьезным подспорьем в их дальнейшей жизни. Ведь даже готовясь к соревнованиям, эти способности могут пригодиться. Кроме того, гимн подразумевает наличие слов, что так же является трудным испытанием для детей. В школе не учат стихосложению, в лучшем случае, учат подбирать рифмы или разучивают стихи. Так что хорошо, если у ребенка есть дар к стихосложению, а если нет? Однако развивать способности к стихосложению можно и даже нужно. И занятия по физкультуре не должны стоять в стороне. Существует множество игр или даже игровых упражнений, в которые можно добавить стихотворное сопровождение.

Например, маршировать под стихи:

Раз, два, раз, два,Замелькали пятки,Как чудесно босикомБегать на зарядке.Раз, два, раз, два,Бегать на зарядке.

(Волкова Г. А. Логопедическая ритмика)

Или:

Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Вот поезд наш едет,Колеса стучат,А в поезде нашемРебята сидят.

(Волкова Г. А. Логопедическая ритмика)

Или:

Ходьба под стишок:

Поезд мчится и свистит,И колесами стучит.Я стучу, стучу, стучу,Всех до дачи докачу,Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Соколова Ю. А. Речь и моторика)


Вариантов ходьбы может быть множество, с бегом сложнее, так как для бега стихи должны слишком быстро произноситься, в этом случае поможет музыка, но про музыку читайте в соответствующей главе.

Также хорошо выполнять общеразвивающие упражнения под стихотворное сопровождение:

Вот, например, упражнение для развития равновесия.

Выполняется стоя на правой ноге под стишок:

Стало палубу качать,Равновесье удержатьВместе постараемсяИ за борт не свалимся.

Вот как упражнение может выглядеть:

Стало палубу качать – плечи вверх.

Равновесье удержать – руки в стороны.

Вместе постараемся – дети пытаются дотянуться до соседей, но не толкаются, а стараются удерживать стойку на одной ноге.

И за борт не свалимся – руки на пояс.

То же самое выполняется на левой ноге.

Или

и. п. – стойка ноги врозь, руки вверху в замок. Выполняется рубка дров. Удар топора вниз совпадает с последним слогом, но работают не только руки, в последний момент дети приседают:

Надо утром печь топить,Чтоб обед нам всем сварить.Дров я быстро наколю,Очень я обед люблю.

Или:

и. п. – о.с.

Так стишок звучит целиком:

Вот змея, она пугаетИ к себе не подпускает.Раскрывает капюшонИ ребятам шлет поклон.

А теперь само выполнение упражнения:

Вот – правая рука вверх кисть согнута (кисть – это «голова змеи», которая смотрит вперед)

Змея – вторая рука вверх, кисть согнута

Она – кисти поворачиваются пальцами друг к другу («змеи» смотрят друг на друга).

Пугает – кисти возвращаются обратно («змеи» смотрят вперед).

И – кисти разворачиваются наружу («змеи» смотрят в разные стороны).

К себе – кисти поворачиваются пальцами друг к другу («змеи» смотрят друг на друга)

Не подпус – «Змеи» отворачиваются.

Кает – «Змеи» смотрят друг на друга

Раскрывает капюшон – руки медленно через стороны (дугами наружу), сохраняя округлость, опускаются в и. п.

И ребятам шлет поклон – выполняются пружинистые наклоны вперед.

Примеров можно подобрать множество, разбирать их с этической и эстетической точки зрения будем чуть позже, здесь мы пытаемся разобраться с тем, когда и как можно детей к стихам приучать.


Так же стихотворное сопровождение может использоваться в подвижных играх. Вот два простых примера:

Очень известная игра: «Два мороза»:

Выбираются два Мороза, которые встают на середину игровой площадки. Остальные игроки строятся в шеренгу на одной из сторон. Морозы начинают эту игру словами:

Мы два брата молодые,Два мороза удалые.Я мороз Красный нос,Я мороз Синий нос.Кто из вас решитсяВ путь-дороженьку пуститься?

Дети отвечают:

Не боимся мы угроз,И не страшен нам мороз.

Слово «мороз» служит командой к началу перебежки. Задача игроков перебраться на противоположную сторону площадки, но так, чтобы их не поймали Морозы. Пойманные – замороженные игроки выбывают из игры, до смены водящих. Проводят 3—4 перебежки, после которых Морозы меняются. В конце игры подводятся итоги и объявляют лучших Морозов, сумевших заморозить большее количество игроков.

Если в классе детей немного, то лучше поиграть в эту игру с одним водящим, но тогда и название меняем на «Мороз Красный нос». Здесь все то же самое, только изменяются слова:

Я – Мороз Красный нос.Кто из вас решитсяВ путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз,И не страшен нам мороз.

И еще игра для примера «Лохматый пес».

Выбирается водящий – Лохматый пес. Он лежит (ложится на пол и кладет голову на руки) в своем доме (конуре), в центре игровой площадки. Остальные игроки тихонько приближаются к нему, следуя ритму произносимого текста:

Вот лежит лохматый пес,В лапы свой уткнувший нос.Тихо, смирно он лежит,Не то дремлет, не то спит.Подойдем к нему, разбудим.И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняться к нему, произнося его кличку (Шарик, например), хлопают в ладоши, машут руками. Вдруг пес поднимается и громко лает (лай – это сигнал убегать). Дети разбегаются, а пес гонится за ними, стараясь кого-нибудь осалить, пока остальные убегают в дом (за обозначенную линию).

Пока не будем говорить об этической стороне данной игры, об этом, в соответствующей главе, здесь мы говорим только о стихотворном сопровождении.

Вообще дети любят рифмованный текст, и придумать рифмовку для любой игры не составит большого труда, было бы желание. А заодно дети, которые привыкают слушать рифмованный текст, сами, порой, начинают придумывать рифмы. Это полезно во всех отношениях и особенно, так как мы разбираем данную тему в эстетическом плане. Стихи – это развитие эстетики речи. Нам без них будет тяжеловато.

О самом стихотворном сопровождении с эстетической точки зрения, поговорим в следующей главе.

Как мы видим, со стихами и рифмами все же дело обстоит не так плохо, но вот с музыкальным сопровождением… Даже если мы добавляем музыкальное сопровождение в занятия: проводим ритмическую гимнастику и тому подобное или просто занимаемся под музыку, дети научатся только различать ее ритм и темп, а также будут понимать, что эта музыка нравится, а эта нет. Научиться придумывать ее самостоятельно, они не смогут. Для этого нужна специальная подготовка. Чего мы на уроках физической культуры сделать не сможем. В лучшем случае, мы познакомим их с ритмом и темпом, чем они отличаются и для чего нужны, но не более того. Так что этот момент будет ложиться или на музыкального руководителя, либо не будет учитываться вообще.

Если появится необходимость придумать гимн для школы или класса, то можно пойти двумя путями: либо сначала подобрать (придумать) хорошее стихотворное сопровождение, а под него уже подбирать (создавать) музыкальное, либо наоборот. Все зависит от возможностей и способностей учеников и педагогов. Детям, как мы уже выяснили, проще будет придумать стихотворное сопровождение, а вот подбор музыки ляжет на плечи руководящего состава, однако и тут можно предложить несколько вариантов и дать детям выбрать наилучший. Заодно, это даст возможность посмотреть, какие эстетические вкусы преобладают на данный момент в школе. А из этого можно будет сделать выводы, чем лучше заниматься с ребятами в дальнейшем на музыкальных занятиях и какую музыкальную подборку делать для праздников, выпускных или простых занятий. Так, если выяснится, что детям импонирует электронная музыка, то можно и ее использовать, только подбирать в этом случае необходимо ее лучших представителей, а не абы кого. Такое отношение к делу не только поможет заняться музыкальной эстетикой учеников, но и самих преподавателей. Сами преподаватели сумеют познакомиться с современными тенденциями и узнают, чем интересуется молодежь на данный момент. Таким образом учителя смогут сблизиться со своими учениками, будут лучше их понимать, а сами ученики будут лучше относиться к таким преподавателям, считая их «своими», что пойдет только на пользу всем. Здесь речь идет не о панибратстве, а об уважении. Могу привести личный пример: когда дети называли мне компьютерные игры или говорили о каких-то мультфильмах, то я им сообщал, что в с такими играми знаком, а мультфильмы смотрел. Сначала ребята удивлялись, а затем даже иногда по их речи чувствуется более уважительное отношение, позднее они могут обращаться ко мне за советом, как играть в ту или иную игру или с вопросом, а как мне понравился тот или иной мультфильм или фильм. Это создает более непринужденную и товарищескую обстановку, постепенно мы начинаем общаться с ребятами не с позиции «я главный, а вы все делаете, потому что я так сказал», а как друзья, которые стараются помогать друг другу во всем, они мне проводить урок (убирать инвентарь, слушаться (по возможности) и т. п.), а я, стараясь делать для них уроки максимально интересными. И речь здесь идет уже не о принуждении к занятиям, а к веселому и полезному времяпрепровождению. И, кстати говоря, этот момент как раз в так же плотно относится и к этике.

Стихотворное сопровождение

Стихотворное сопровождение, особенно на занятиях в детском саду и начальной школе играет очень важную роль. Стихи помогают организовать мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений, тренируют память; содержание стихов помогает воспитывать как эстетические, так и этические чувства.

Чтобы стихотворения несли не только смысловую и развлекательную нагрузку, но и имели эстетическую направленность, их следует подбирать очень осторожно. Очень хорошо подходят стихи Корнея Чуковского и Агнии Барто.

Приведу несколько примеров:

Фрагмент стихотворения Агнии Барто «В школу»:

Почему сегодня ПетяПросыпался десять раз?Потому что он сегодняПоступает в первый класс.Он теперь не просто мальчик,А теперь он новичок,У него на новой курткеОтложной воротничок.Он проснулся ночью темной,Было только три часа.Он ужасно испугался,Что урок уж начался.

Можно взять практически любое стихотворение Агнии Барто и использовать на уроке. Вы уже заметили, какие они четкие и ритмичные? Работать с такими стихами одно удовольствие. Остается только подобрать стихотворения близкие по смыслу к определенному уроку (упражнению, заданию и т. п.).