Книга «DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть I. Семейная хроника Игнатьевых - читать онлайн бесплатно, автор Василий Алексеевич Игнатьев. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть I. Семейная хроника Игнатьевых
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть I. Семейная хроника Игнатьевых
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть I. Семейная хроника Игнатьевых

38

Здесь и далее в тексте автора – подчёркивание самого автора.

39

Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 2 апреля 1963 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 215. Л. 91–92).

40

Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 10 мая 1963 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 215. Л. 101–101 об.).

41

Воспоминания В. А. Игнатьева о поездке в Камышлов и Тимохино в августе 1963 г. (24 ноября 1963 г.). (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 717).

42

Письма В. А. Игнатьева И. С. Богословскому (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 215. Л. 104–106 об.).

43

Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 21 апреля 1964 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 214. Л. 20).

44

Письмо В. П. Бирюкова В. А. Игнатьеву от 19 апреля 1964 г. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 414. Л. 5).

45

Биографический очерк В. А. Игнатьева о брате Алексее Алексеевиче Игнатьеве (сентябрь 1964 г.). (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 718).

46

et cetera – по-латински и так далее.

47

Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 13 сентября 1964 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 214. Л. 72–72 об.).

В ГКБУ «ГАПК» имеется «Список выпускников Пермской духовной семинарии со сведениями об их дальнейшей деятельности», составленный В. А. Игнатьевым по списку священника И. Шестакова, который содержит «сведения о лицах разных гражданских служб, студентах и духовенстве, выделившихся чем-либо из ряда других». (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 731), а в ГКУСО «ГАСО» – «Комментарии (аннотации)» к указанному списку И. Шестакова (фрагмент). (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 133–141).

48

Акт передачи документальных материалов от 14 июня 1966 г. (ГАПК. Ф. р-973. Дело фонда. Л. 1–2).

49

Письмо И. С. Богословского В. А. Игнатьеву от 28 июня 1966 г. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 415. Л. 11–11 об.).

50

Бирюков В. П. «Бытописатель В. А. Игнатьев и его рукописи». (16 февраля 1968 г.). (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1273; ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 421). См. «Бытописатель из Течи» // Бирюков В. П. Уральская копилка. Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск, 1969. С. 95–101.

51

Исключение составляют «Очерки по истории Камышловского духовного училища», которые в «пермской коллекции» более позднего происхождения, чем в «свердловской».

52

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374.

53

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. В архивной описи ошибочно указан 1954 г.

54

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386.

55

Там же. Д. 378–384, 387–392, 394–395, 403.

56

Там же. Д. 377, 385. В отличие от всех остальных, эти очерки более раннего происхождения, чем в «пермской коллекции» воспоминаний автора.

57

Там же. Д. 401, 402.

58

Там же. Д. 375.

59

Там же. Д. 386, 393, 396–399.

60

Там же. Д. 412.

61

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 395. Л.2-14 об.

62

В. А. Игнатьев. «Пути и перепутья моей жизни и педагогической деятельности («Повесть временных лет»)». (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 399). Очерк охватывает период жизни и работы автора с детства и до отъезда из Перми в 1916 г.

63

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 405.

64

Письмо Н. И. Хмельнова В. А. Игнатьеву от 20 января 1969 г. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 418. Л. 2 об.).

65

Смышляевский сборник: исследования и материалы по истории и культуре Перми. / Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина (Дом Смышляева); сост. и ред. Т. И. Быстрых. – Пермь, 2014. С. 141–149.

66

Харитонова Е. Д. Ст. «Архиепископ Стефан». (04.07.2005 г.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/07/04/arhiepiskop_stefan/

67

Ходаковская Ольга. «Там где сияют горные вершины». Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена, епископа Семиреченского и Верненского, священномученика (1879–1918). Алма-Ата, 2012.

68

Сухарев Ю. М. «К биографии священнослужителя и музыковеда Алексея Игнатьева (1879–1937)» (26.11.2016 г.); Сухарев Ю. М. «К биографии священника Алексея Игнатьева (1879–1937)» // Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции «Православие на Урале: связь времён» (Екатеринбург, Уральское церковно-историческое общество; Екатеринбургская духовная семинария, 3 февраля 2017); Сухарев Ю. М. «Так проходит мирская слава» (Биография Алексея Алексеевича Игнатьева (1879–1937) – священника, педагога, музыковеда). (04.02.2017 г.); Сухарев Ю. М. «Священник Каменского Троицкого собора Александр Игнатьев (1872–1920)». (21.04.2018 г.). // Доклад на 6-й региональной научно-практической конференции Уральского историко-родословного общества «История. События. Судьбы» в г. Каменск-Уральский, 21 апреля 2018 г. http://sukharev-y.ru/

69

Клировая ведомость Воскресенской церкви г. Перми за 1871 г. // ГАПК. Ф. 108. Оп. 1. Д. 14. Л. 41–41 об.

70

«Пермские епархиальные ведомости». 1879. № 23 (6 июня) (офиц.). С. 251–252. В том же году диакон Иоанн Васильевич Тетюев умер 10 (22 по новому стилю) декабря, в возрасте 49 лет. // ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 323. Л. 617 об.-618.

71

«Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1916. № 45 (6 ноября) (отдел неофициальный). С. 394–395.

72

Из очерка «Теченское «житие» (в составе «Автобиографических воспоминаний») в «свердловской коллекции» воспоминаний автора. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 30–31).

73

Patres nostri – по-латински отцы наши. В «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Parentes nostri» – по-латински родители наши.

74

На 2017 г. – в составе Ирбитского муниципального образования (городского округа) Свердловской области.

75

В ревизской сказке на священнослужителей Свято-Троицкой церкви Харловской слободы Ирбитского уезда за 1833 г. значатся: дьячок Игнатьев Иосиф Григориев, 58 лет в прошлую ревизию, в 1831 г. умер; сын его Игнатьев Иоанн Иосифов, 14 лет в прошлую ревизию, ныне 32 лет, 1816 г. определён к сей церкви дьячком, из необучавшихся [в духовных семинариях]; дьячка Игнатьева Иоанна жена Анастасия Васильева, 32 лет. // ГАПК. Ф. 111. Оп. 1. Д. 2764. Л. 47 об.-48.

76

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Летом 1904 г. мы с батюшкой гостили у брата Алексея в с[еле] Скородумском, около Ирбита, и брат однажды предложил съездить в Харлову, как коротко называлось село, на родину папы, вот мы и отправились туда. Ехать пришлось вёрст двадцать пять» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 7.

77

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Ещё более старинная карточка была с двух старичков: «он» в рясе с распущенными волосами сидит, облокотившись на столик, а рядом «она» в обильных одеяниях: на голове – платок шёлковый, спущенный до пояса, ниже юбка. Это были наши деды, но мы так и не узнали по какой линии; с большим вероятием можно предположить, что это были родители матушки» // Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 4–5.

Там же: «В пользу этого предположения говорит и то обстоятельство, что большинство имевшихся у нас карточек с родственников были именно по линии матушкиной фамилии. Я пытался было разыскать своих дедов по справочно книге Я. Шестакова, выпущенной к столетию Пермской дух[овной] семинарии, нашёл в ней фамилии и Тетюевых и Игнатьевых, но по имеющимся датам жизни носителей этих фамилий не смог провести линию, которая бы соответствовала времени жизни искомых дедов: они, эти фамилии, относились или к более ранним временам, т. е. нашим прадедам, или к более поздним. На основании этого я и высказал предположение, что и у нашего батюшки и также и у матушки родители были из «низов» духовенства, т. е. в ранге дьячков или диаконов» // Там же. Л. 14–16.

78

Там же: «Была карточка с батюшкиного брата – Петра Ивановича Игнатьева в священном сане с камилавкой на голове» // Там же. Л. 4.

Игнатьев Пётр Иоаннович (1834-?) – причетнический сын. Окончил высшее отделение Пермского духовного училища в 1849 г. В 1853 г. посвящён в сан диакона к Богородице-Скорященской тюремной церкви г. Перми. В 1854–1873 гг. служил диаконом в Александро-Невской больничной церкви г. Перми. В 1873 г. посвящён в сан священника к Николаевской церкви села Ныробского Чердынского уезда. С 1874 г служил священником в Стефановской церкви села Верх-Юсвинского Соликамского уезда // ГАПК. Ф. 540. Оп. 1. Д. 33. Л. 71 об.-73.

79

Там же: «Есть основания думать, что муж Агриппины Алексеевны [так в тексте – ред. ] в своё время унаследовал место тестя, женившись на ней» // Там же. Л. 11.

80

Магдалина (Досманова Пелагея Стефановна) (1847–1934) – настоятельница Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря в 1897–1920 гг., схиигумения.

81

Досманов Павел Степанович (1856/1857-после 1919) – Пермский купец 1-й гильдии, занимался мануфактурной и чайной торговлей.

82

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Шла молва, что она в своё время была красавицей и это содействовало её карьере. Когда наша старшая сестра училась в епархиальном училище, то батюшка встречался с игуменьей Магдалиной, и они вспоминали детские годы. На Ивановском кладбище около церкви еть могила, на кресте которой значится, что в ней похоронена схимонахиня Магдалина, б[ывшая] игуменья Екатеринбургского женского монастыря, которая прожила в чине монахини шестьдесят лет» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 10–11.

83

Там же: «Досманов, детский друг батюшки, во время строительства Великого сибирского пути – железной дороги работал на строительстве кем-то вроде десятника, потом подрядчика и, наконец, объявился пермским купцом… Досманов тогда уже «прогорел», перевёл остатки своего «добра» на жену, сам себя объявил банкротом и вошёл в кампанию с другим купцом по продаже суконных материй. Два сына его учились в гимназии, а жили Досмановы в хорошем особняке на высоком берегу Камы около Слудской площади» // Там же. Л. 9-10.

84

Там же: «[Он] знал нашего батюшку по Далматовскому дух[овному] училищу, но встречался ли он в семинарии, которую он окончил, этого я так и не выяснил» // Там же. Л. 12.

85

Здесь автор перепутал имена епископов Екатеринбургского Нафанаила (Леандрова) и Пермского Неофита (Соснина). Имеется в виду Неофит (Соснин) (1794–1868) – архиепископ Пермский и Верхотурский в 1851–1868 гг.

86

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «(Я подозреваю, что это [второй келейник – ред. ] был Кокосов, впоследствии известный медик и писатель)» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 13.

Кокосов Владимир Яковлевич (1845–1911) – русский писатель и врач. Исключён из Пермской духовной семинарии в 1861 г. Окончил С.-Петербургскую медико-хирургическую академию в 1870 г.

87

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Были карточки с матушкиных братьев – Ивана Ивановича и Василия Ивановича Тетюевых, очевидно, с первого во время его свадьбы, потому что он снят со своей молодой женой ещё до принятия священного сана, а со второго – в его семинарские годы» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 4.

88

Тетюев Василий Иванович (1869–1904) – окончил Пермскую духовную семинарию в 1889 г. Надзиратель и регент хора Пермского духовного училища. Священник Васильевской церкви села Нердвенского Соликамского уезда в 1898–1904 гг. См. «Памяти священника Василия Ивановича Тетюева». // «Пермские епархиальные ведомости». 1904. № 35 (28 августа) (отдел неофициальный.). С. 426–427.

89

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Матушка иногда вспоминала о своей северной родине и рассказывала нам о Прикамье, близком к Чердыни. Рассказывала она кое-что и о своих бытовых условиях жизни в детстве и девичестве, например, о том, как семья её ездила за Каму на сенокос. Она хорошо знала Прикамье до Перми и с любовью рассказывала о своём родном крае. И опять никогда не было речи об её родителях» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 14.

90

Там же: «Матушка же наша уже в старости, юудучи вдовой, однажды призналась, что был ещё претендент на её руку – Анатолий Бирюков, впоследствии священствовавший в Тече, но она ему отказала. Из рассказов матушки мы узнали, что встретились они с батюшкой в Зауралье, что она гостила здесь где-то у своих родственников чуть-ли не [в] б[ывшем] Шадринском уезде, и здесь и произошла встреча, но не понятно, как здесь оказался наш батюшка, уроженец Харловой. Теперь опять-таки с досадой приходится пожалеть, почему мы в своё время не «изучили» этот важный момент в жизни наших родителей» // Там же. Л. 19.

91

Там же: «Теперь приходится с болью и стыдом за своё прошлое сожалеть, что мы не сохранили старинных фотоснимков с наших родителей от времён их молодости, а также и вообще снимков с родственников от тех давних лет. В бурные годы жизнь трепала и бросала в разные стороны, и вот результат: многие семейные реликвии были затеряны. Эти снимки, помнится, первоначально хранились в коробке, а потом собраны были в альбом, который и был утерян. Как сейчас, вижу на одной карточке нашего батюшку, ещё до женитьбы, в подряснике с поясом поверх него, очевидно, бархатным с цветами. Лицо молодое, чуть вьющиеся волосы, без бороды и усов – всё, что потом мы видели у брата Алексея. Снимок, очевидно, был сделан, когда он состоял келейником у пермского архиерея Нафанаила.

Матушка, очевидно, снята была перед венчанием. Наша старшая сестра восторгалась этим снимком и с гордостью замечала: «Наша мама была красавица!» Все мы разделяли мнение своей сестры, хотя на снимке матушка была так закутана каким-то платком, что лицо было сильно прикрыто им» // Там же. Л. 2–4.

92

Из очерка «Теченское «житие» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминания автора: «У него были серебряные часы с эмалиевыми украшениями и при них длинная серебряная цепочка. Он надевал их в торжественных случаях не столько для определения времени, сколько для официального вида. Они (часы) всегда висели на видном месте, а в юбилей серебряной садьбы сестра подарила ему бархатный «подчасник» с художественной вышивной работы верх-теченской монашки-мастерицы, и с этого времени часы висели не открыто на стене, а в «подчаснике». В семейном сундуке, который был, очевидно, приданым матушки, батюшка хранил свою «кассу» – бумажник со многими отделениями, который извлекал оттуда тайком, но нам иногда удавалось подсмотреть, как он из него извлекал красивые, голубые, зелёные или жёлтые бумажки, или вкладывал их в него. Увы! Бумажник был чаще всего худосочным. В том же сундуке хранилось приданое матушки и, между прочим, её венчальное одеяние, а нас больше всего занимали её ботинки с высокими каблуками и широкими тупыми носами» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 34–35.

93

Имеется в виду Петро-Павловский собор.

94

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Жили они в Перми не долго, но воспоминаний было много и о городе, и о Каме, и о многих знакомых. В моей памяти сохранился ещё рассказ батюшки о встрече с одним сумасшедшим стариком в колонии для этих несчастных людей, куда он был приглашён на какой-то вечер. Батюшку поразило в нём глубокое проникновение в психологию людей, он показался ему кем-то вроде пророка» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 20–21.

95

На 2017 г. – в составе Красноармейского района Челябинской области.

96

Из очерка «Parentes nostri (из семейной хроники Игнатьевых)» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Остался не выясненным вопрос с переездом наших родителей в Зауралье. По-видимому Екатеринбургская епархия тогда не была ещё выделена из Пермской. Железной дороги ещё не было, и переезд был совершён на конной тяге. Батюшка рассказывал о каких-то своих знакомых путешественниках того времени, которые зимой в пути не заметили, как выпал ребёнок и хватились уже, отъехавши несколько вёрст после этого, потом возвратились, разыскали его и подобрали! У меня осталось впечатление такое, что это случилось с кем-то из знакомых наших родителей в тот момент, когда они направлялись в Течу. Приходится сожалеть, что этот момент из жизни наших ролителей остался тоже невыясненным» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 21–22.

97

Там же: «Ещё с большим стыдом за своё прошлое приходится признаться, что мы многое не узнали и из прошлого наших родителей – об их детских и юношеских годах, о том, как формировалиь их характеры и пр. Удовлетворялись только настоящим, непосредственным общением с ними, а теперь, когда это бывшее тогда «настоящим», стало отдалённым «прошлым», когда обострилось сознание и чувство рода, в особенности вблизи неизбежного рокового будущего – перехода «ad patres» [по-латински к отцам – ред. ] – появилось острое желание всё знать «de parentibus» [по-латински о родителях – ред. ], а возможности ограничены, и в некоторых случаях можно делать только догадки, вместо позитивных знаний» // Там же. Л. 5–6.

98

В «свердловской коллекции» воспоминания автора: «Теченское «житие».

99

Из очерка «Теченское «житие» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминания автора: «Батюшка принимал участие в переписи населения в [1897 – ред. ] году, а в премию получил жестяную чернильницу-непроливашку, которую сохранил на память о своей «общественной» работе» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 35–36.

100

Кольцов Алексей Васильевич (1809–1842) – русский поэт.

101

Из письма В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 23 марта 1961 г.: «У отца, как я его помню, уже не было голоса. Он стал при произношении ектении заикаться и под старость мало выступа в качестве диакона. В своё время я много помогал ему за псаломщика» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 215. Л. 68.

102

Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой.

103

«За исключением «малухи», над которой осталась черновая крыша». (Примеч. автора).

104

Из очерка «Теченское «житие» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминания автора: «Я появился на «свет божий», когда нашим родителям было уже под сорок лет, и в моей памяти они сохранились в таком виде, когда появились первые морщинки на лице и первые сединки в волосах. Ещё в детские годы я наблюдал их заботы не в виде каких-то скрытых глаз психических переживаниях, а в конкретных формах их проявления. Помню, я почему-либо проснулся раньше положенного мне времени и вижу: сидят они за утренних чаем в глубокой задумчивости и распределяют копейки на хозяйственные расходы. Потом матушка переходил в кухню, и она (кухня) наполняется её движениями и сопутствующими им звуками: слышно, как в печке начинают трещать дрова, как начинает свой разговор квашня под воздействием её рук при сбивании теста, как переговариваются горшки и кринки и пр. Одновременно готовится самовар для встающих от сна детей, и на столе появляются преженики или лепёшки из только что поднявшегося теста. Летом, когда нужно было кормить подёнщиков, матушка выпекала много калачей и одновременно готовила обед на семь-восемь персон. Относительный отдых наступал зимой, когда дети разъезжались по духовным учебным заведениям» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 26–27.

105

«т. е. того времени, которое падает на жизнь родителей». (Примеч. автора).

106

Тихомиров Александр Иванович – сын священника Нижегородской губернии. Кандидат богословия С.-Петербургской духовной академии. С 1885 г. преподаватель Священного Писания в Пермской духовной семинарии, в 1893–1896 гг. преподаватель еврейского языка. В 1896–1902 гг. секретарь семинарского правления. Имел ордена: св. Анны 3 ст. и св. Станислава 2 и 3 ст. Скончался 10 июня 1906 г. // «Пермские епархиальные ведомости». 1906. № 27 (21 сентября) (отдел неофициальный). С. 572–573.

107

Из очерка «Теченское «житие» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминания автора: «Дома [отец] иногда шутил с сыновьями, когда в щах или жарком попадал лён, он объявлял: «кто перекусит его – женю». Заметивши, что у меня стал развиваться неплохой голос, он объявил: «Васька у меня будет артистом». Выражение «Васька» было употреблено скорее при похвале, а так в семье не принято было пользоваться такими названиями пренебрежительного типа. Оставивши занятия сельским хозяйтсво – посевами хлеба, батюшка как-то заскучал и решил заняться столярным делом: он сделал диван и тарантас» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 36–37.

108

Там же: «Летом 1915 г. мы с женой посетили Покчу, родину матушки. Мы долго плыли на пароходе (он шёл с остановками из-за недостатка топлива). В Чердынь мы приплыли уже на лодке: река обмелела. Мы осмотрели чердынские древности, любовались окрестностями, в том числе камнем «Полюд». В Покче мы нашли домик, в котором прошли детские годы и девичество матушки, но всё бегло, и потом жалели, почему мы не разыскали кого-либо из старожилов, кто, возможно, помнил ещё нашу матушку в её девические годы» // Там же. Л. 38–39.

109

Из очерка «Теченское «житие» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминания автора: «В 1916 г. он умер именно 25-го сентября, а виделись мы с ним последний раз летом 1914 г. Умер он 67 лет» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 386. Л. 39.

110

Там же: «Матушка умерла в 1926 г. Летом мы виделись с ней последний раз. Она была уже очень слаба, но в день нашего отъезда мобилизовала ещё все свои силы и при прощании сказала: «больше не увидимся», и полились горячие слёзы, которые я видел последними в нашем домике. Она умерла 76 лет» // Там же. Л. 39–40.

111

В составе «Семейной хроники Игнатьевых в «пермской коллекции» воспоминаний автора; авторский заголовок очерка: «Тётушка Антонина Ивановна».

112

Текст зачёркнут автором.

113

volens-nolens – по-латински волей-неволей.

114

Линевич Николай Петрович (1839–1908) – русский военный деятель, генерал от инфантерии. Главнокомандующий сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии в 1905–1906 гг.

115

Куропаткин Алексей Николаевич (1848–1925) – русский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии, военный министр, главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами во время русско-японской войны. Командовал в сражениях при Ляояне, Шахэ, Сандепу и Мукдене, последовательно проиграв их все.

116

Макаров Степан Осипович (1849–1904) – русский военно-морской деятель, полярный исследователь, вице-адмирал. Командующий Тихоокеанской эскадрой, погиб во время русско-японской войны.