«Шаляпин». Семинарист с этим прозвищем легко поддавался внушению и был даже жертвой этой своей черты характера. Шутники-товарищи подследили, что он иногда пробовал свой голос на бас, и внушили ему, что у него голос имеет все данные для развития до шаляпинского баса. Имя Ф. И. Шаляпина тогда было так прославлено, что само по себе оказывало гипнотизирующее влияние. И вот внушение удалось: объект его всё чаще и чаще стал пробовать свой голос. Бывало так: в вечерние часы вдруг в коридоре у уборной раздавались звуки, грубые, не обработанные, с настройкой на бас, и слушатели безошибочно определяли: это Толя Удинцев настраивает свой голос под Шаляпина. Так ему и присвоена была эта кличка. Позднее нашлись мерзавцы-«товарищи», которые слабость и внушение использовали для издевательств над У. Зная точно, что он в определённый вечер должен написать домашнее сочинение, они передавали ему записку, которой якобы какая-то гимназистка вызывала его на это время на свидание туда-то. Несчастный «Шаляпин» бросал работу, бежал в условленное место, ждал и промёрзший возвращался домой, а затем этим же мерзавцам сообщал о своей неудаче. Финал – двойка за сочинение.
Наши «германы». Они составляли небольшой, замкнутый и сильно законспирированный кружок, перекочёвывающий с одного потайного места на другое, где при свете огарков шла игра в преферанс или вист. До нас, не участников этой организации доносились иногда только отрывистые сведения, вроде того, что однажды было, как большая сенсация шёпотом объявлено: «Вчера Ванька Максимов выиграл двадцать пять рублей». Этот счастливый и по сей день живет в Свердловске в возрасте 75 лет.411
Служители Бахуса. Они появлялись, но быстро исчезали: недрёманое око инспектора быстро их выявляло и удаляло из семинарии.412 Вот из них-то в некоторых случаях рекрутировались псаломщики и диаконы, которые и в будущем продолжали служить тому же богу.
Служители мамоны.413 Кто из семинаристов в какой-то степени не грешил этим? Недаром же наш б[ывший] инспектор А. П. Миролюбов после своей упорной борьбы за души своих питомцев признал своё бессилие, заявив: «семинария – учреждение не столько воспитательное, сколько питательное». Но в данном случае мы имели в виду не более или менее законный или так сказать нормальный тип человека, обладателя здорового желудка, а гипертрофированный тип чревоугодника. Они были единичными для своего возраста и уникальными. Вот классический образец такого типа: Миша Петров, 17-18 л[ет], так выражал словами свою любовь к голубцам, которые по субботам так аппетитно готовил Кирилл Михайлович – «Сегодня голубцы, ради них можно и двойку получить!!!» Не правда ли афоризм, до которого никогда не смог бы додуматься и незабвенный Кузьма Прутков. Интересна дальнейшая судьба этого новоявленного эпикурейца: за двойки его исключили, а года через два-три после этого он вдруг объявился торговцем-лавочником неподалёку от нашего села, но скоро прогорел и скрылся неизвестно куда. Был он по происхождению из деревенских богатеев, родина у него была где-то около Ирбита, и ходили слухи, что торговцем он сделался благодаря тому, что поживился товарами, которые гужом переправлялись на Ирбитскую ярмарку.
Служители Венеры.414 Юноши обучались в семинарии в возрасте от 15-16 лет до 20-21 года, т. е. в «опасный возраст». Жизнь в общежитии, а в нём жило большинство, скученность содействовала взаимному влиянию как положительному, так и отрицательному, в данном случае – последнему. Обилие в городе «учреждений», обслуживающих служителей Венеры, конечно, содействовало соблазну. Достаточно сказать, что «учреждение» Парфёныча было всего в квартале от семинарии. Отсутствие сдерживающего мотива для осуществления «этого», как это было у девушек, тоже облегчало вступление на эту стезю: сделай – на лице, или в другом месте следа не останется. И всё-таки, к чести наших юношей, надо сказать, что и в этом отношении были только единицы этих «служителей». Среди них были и теоретики применения «этого». Так, Алексей Иванович Ч., например, утверждал, что в известные моменты он испытывал, что его мозг как бы окутывала какая-то пелена, которая мешала ему усваивать богословские науки, и он отправлялся «туда», в место «злачное», как его называли, и что же? У него получалось просветление ума. Среди них были и жертвы этого поступка: болезнь, которая называлась комбинацией из трёх перьев, а самый результат получения её выражался словом «наварил». Такие (на них указывали пальцами) поступали в распоряжение семинарского эскулапа Вениамина Ивановича Селиванова, о котором шла молва, о том, что он когда-то состоял контролёром организмов «сих падших» жертв общественного строя на счёт предупреждения распространения болезней. Он ругался, но по части сохранения тайны от начальства был «могилой».
Служители Тельпсихоры.415 Кто из юношей, если он по-настоящему был молод, не отдавал дань этой богине? Среди семинаристов были, конечно, и «буки», на что, как известно, как на национальную черту указывала и старуха Изергиль в одноимённом рассказе М. А. Горького. В массе же наши юноши были жизнерадостными и любили танцы. В первые же годы нового столетия проходила у нашей молодёжи перестройка системы танцев на новые «лады». Гросфатер уже, можно сказать, ушёл в архив. Неизвестными оставались полька, вальс, кадриль. В последнюю внедрилось новшество – дирижирование на французском языке, по-прежнему, когда исполнялась кадриль, пол в комнате, где танцевали, содрогался, стёкла в окнах дребезжали, вся масса танцующих «в поте лица» выделывала разные фигуры и всё-таки когда раздавался истошный крик «больше жизни» движение ещё усиливалось, а когда «действо» оканчивалось, то все участники танца вытирали пот с лица. В танце проявлялось какое-то буйство, азарт. И вот на смену ему, этому буйству, стали приходить новые танцы: более спокойные, более ритмичные, более грациозные: па-де-карт, па-д`эспань, па-де-патинер, русско-славянский, полька-бабочка и др. Внедрялись они по двум линиям: некоторые по линии семинарии, а другие по линии епархиального училища. Как это делалось по первой линии? Всегда находились пионеры того или другого танца, которые охотно передавали своё искусство другим. Инициативу брали на себя старшие – женихи. В большую перемену вечерних занятий объявляли: «ребята, в зал на танцы!» И здесь, где в комнате на потолке изображены были четыре евангелиста и расписан текст из евангелия Иоанна Богослова, происходило разучивание новых танцев под пение, например, па-де-патинер под пение «Шуми, Марица…» А потом «это» переносилось уже домой, в деревню, причём под видом, изысканной манеры обращения: например, какой-нибудь деревенской красавице со словами: «разрешите Вас ангажировать на тур вальса?», а красавица, скромно потупив очи, отвечает: «я не умию и при том потию». Как не вспомнить при этом сатиры бессмертного Фонвизина!»
Любители бальнеологии.416 Были и такие. Русский человек, говорят, издревле любил попариться, да не кое-как, а, как говорится, отвести душеньку. У нас были любители париться, причём в печь вливали не воду, а квас, чтобы получился особый аромат. Вот уж действительно как к этому не сказать: «Куда на выдумки природа торовата!!»
ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 725. Л. 110-119 об.
*Название очерка – из «свердловской коллекции» воспоминаний автора. В «пермской коллекции» – «Портреты-миниатюры отдельных семинаристов».
Обязанности семинаристов по выполнению религиозного культа*
Ежедневные обязанности: молитвы и песнопения в церкви перед уроками и перед сном, в классах – перед каждым уроком и по окончании его – молитвы; в столовой – перед едой и после неё.
Периодические обязанности: присутствие за богослужениями – всенощной и обедней по воскресеньям и во все праздники. Постование и говение на первой неделе великого поста и на страстной неделе. По средам и пятницам великого поста присутствие на литургиях «преждеосвящённых даров» за счёт сокращения уроков. В церкви семинаристы всегда стояли в рядах по указанию инспектора и под надзором его и его помощников.
ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 82-82 об.
*Из очерков «Черты семинарского быта» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора, в «пермской коллекции» – отсутствует.
Свободное планирование рабочего времени на уроках*
На уроки отводился час на каждый предмет, но на самом деле уроки продолжались по 45-50 минут: вошло в обычай, что учителя перед уроком 10 или 15 минут прогуливались по коридору, мотивируя это тем – дескать, надо дать ученикам время повторить урок. В средине же уроков – между вторым и третьим часом – после звонка на урок учителя приступали только к чаю и завтраку. Времена были патриархальные.
ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 81-81 об.
*Из очерков «Черты семинарского быта» в составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора, в «пермской коллекции» – отсутствует.
Семинарское вече
Событие это было чрезвычайное и уникальное. В течение одного учебного года, если не ошибаюсь – 1907-1908417 – в общежитии семинарии объявился и действовал «вор-воробей». То одна, то другая вещь пропадала – из верхней одежды, из обуви, часы и прочее и, несмотря на повышенную бдительность всего коллектива, вор был не уловим. Кого-кого только не подозревали в этом, подвергали усиленному за ним наблюдению – нет, вор был неуловим.
Наступил последний день экзаменов в первом классе, на завтра ученики этого класса должны были покинуть общежитие. Двум семинаристам, жертвам вора, пришла в голову мысль устроить ловушку для вора с приманкой. Ночью они прикинулись спящими, положив карманные часы к одной койке на виду. И вот в полночь «рыбка клюнула»: воришка взял часы и, заметив, что его выследили, обратился в бегство. Маршрут его был вдоль коридора III этажа, спуск на II этаж по западной лестнице и подъём на III этаж по центральной лестнице, а в конце – скрыться на кровати под одеялом. Он стремительно пробежал по этому маршруту и успел спрятаться под одеяло, но преследование было тоже по пятам… и вор, как говорится, был прижат к стене. Сердцебиение и испуг не удалось скрыть, а потом под тюфяком были обнаружены и часы.
Наутро весть о поимке воришки разнеслась по семинарии, и объявлено было общее собрание семинаристов для разбора дела. И тут нашим глазам представился первоклассник, успевший благополучно сдать все экзамены и готовившийся в этот день поехать домой на каникулы. Он оказался сыном священника из Чердынского уезда, которому родители часто присылали деньги на мелкие расходы, но этого казалось ему мало, и он стал воровать. Медленно, шаг за шагом, он раскрывал картину своей деятельности за год. Оказалось, что им совершено было до десяти краж. На вопрос: куда он девал эти вещи, он сказал: часть уносил на толкучку, а часть сдавал в ломбард. Следствие проводилось без участия администрации, и вече постановило довести об этом до сведения инспектора. Семинарист был исключён из семинарии. Нужно сказать, что возмущение этим проступком было великое, особенно со стороны бесчестия, позора для семинарии, и поэтому и решение было принято суровое. Воровство было изжито.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Иннокентий (Коровин Яков Максимович) (1778-1840) – сын пономаря. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1804 г. Преподаватель греческого языка в Пермской духовной семинарии в 1805-1813 гг. Архимандрит Соликамского Свято-Троицкого монастыря в 1813-1818 гг. Преподаватель истории и инспектор Пермской духовной семинарии в 1818-1824 гг. Епископ с 1827 г., архиепископ с 1832 г. Архиепископ Волынский в 1832-1840 гг.
2
Иона (Капустин Ипполит Леонтьевич) (1790-1867) – сын протоиерея г. Камышлова. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1808 г. Преподаватель Пермской духовной семинарии в 1809-1818 гг. Магистр богословия Московской духовной академии 1824 г. Инспектор Пермской духовной семинарии в 1825-1829 гг. В монашестве с 1826 г., иеромонах, архимандрит с 1829 г. Ректор Пермской духовной семинарии в 1829-1830 гг. Епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии в 1846-1859 гг.
3
Палладий (Пьянков Павел Георгиевич) (1816-1882) – сын протоиерея г. Оханска. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1834 г. Кандидат богословия Московской духовной академии 1840 г., магистр богословия 1841 г. Священник с 1844 г., иеромонах с 1846 г., архимандрит с 1854 г. Ректор Пермской духовной семинарии в 1854-1860 гг. Епископ Олонецкий и Петрозаводский в 1877-1882 гг. Духовный писатель.
4
Аркадий (Ершов Александр Павлович) (1878-1937) – сын священника г. Красноуфимска. Окончил Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1901 г. Священник с 1902 г., протоиерей, архимандрит. Епископ Кунгурский в 1924-1929 гг. Архиепископ с 1935 г. Священномученик Русской Православной Церкви.
5
Пьянков Георгий Антипович (ок. 1779-1858) – один из первых выпускников Пермской духовной семинарии 1802 г. Священник с 1802 г., протоиерей с 1820 г. Служил в г. Оханске.
6
Луканин Александр Матвеевич (1821-1889) – сын пономаря Осинского уезда. Окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1842 г. Священник с 1842 г., протоиерей с 1862 г., благочинный. Редактор «Пермских епархиальных ведомостей» в 1879-1889 гг. Председатель Пермского епархиального училищного совета в 1884-1889 гг. Духовный писатель, археолог и историк.
7
Попов Евгений Алексеевич (1824-1888) – сын священника г. Красноуфимска. Окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1844 г. Священник с 1844 г., протоиерей с 1869 г. Духовный писатель и общественный деятель. Основатель просветительского братства святителя Стефана Великопермского.
8
Никитин Иоанн Алексеевич (1842-1918) – окончил Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1862 г. Регент архиерейского хора в 1868-1871, 1874-1875, 1883-1894 гг. Протоиерей Мотовилихинской Свято-Троицкой церкви в 1902-1906 гг., Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора в 1906-1918 гг.
9
Флоринский Василий Маркович (1834-1899) – сын диакона Владимирской губернии. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1853 г. и С.-Петербургскую медико-хирургическую академию в 1858 г. Доктор медицины 1861 г. Известный врач, этнограф и археолог.
10
Макушин Пётр Иванович (1844-1926) – сын причетника Оханского уезда. Окончил Пермскую духовную семинарию в 1863 г. Обучался в С.-Петербургской духовной академии. Деятель народного просвещения в Сибири.
11
Попов Александр Степанович (1859-1906) – сын священника Верхотурского уезда. Обучался в Далматовском духовном училище в 1868-1870 гг., окончил Екатеринбургское духовное училище по 1-му разряду в 1873 г., 4 класса Пермской духовной семинарии в 1877 г. Кандидат физико-математических наук С.-Петербургского университета 1882 г. Преподаватель кафедры физики С.-Петербургского университета. Преподаватель физики, математики и электротехники в Минном офицерском классе в Кронштадте, преподаватель физики в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте в 1890-1901 гг. Почётный инженер-электрик 1899 г. Профессор физики Императорского Электротехнического института в 1901-1905 гг., ректор в 1905-1906 гг. Изобретатель радио.
12
Карташёв Антон Владимирович (1875-1960) – окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1894 г. Кандидат богословия С.-Петербургской духовной академии 1899 г. Последний обер-прокурор Святейшего Синода и министр исповеданий Временного правительства в 1917 г., обеспечивший передачу церковной власти Поместному собору Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
13
Верхоланцев Владимир Степанович (1879-1947) – окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1901 г. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1905 г. Окончил историко-филологический факультет Пермского государственного университета в 1922 г. Пермский педагог и краевед.
14
ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров РСФСР.
15
Прежняя Пермская духовная семинария располагалось по адресу: Кунгурская ул. (Комсомольский проспект), 1. В 1930-2000-х гг. в здании бывшей семинарии размещалось Пермское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск и артиллерии (ВКИУ). Здание было капитально реконструировано (надстроены 2 этажа, перестроены: правое крыло со стороны ул. Монастырской (Орджоникидзе) и левое крыло со стороны ул. Набережная (Окулова), внешне изменён облик в формах конструктивизма с переходом к сталинскому классицизму). В настоящее время здание превращено в офисные центры «Бажов» и «Садко». Современная Пермская православная духовная семинария располагается по адресу: шоссе Космонавтов, 185.
16
Иероним (Лаговский Иоанн Евгеньевич) (1827-1884) – сын священника Костромской губернии. Окончил Костромскую духовную семинарию в 1849 г. Магистр богословия С.-Петербургской духовной академии 1853 г. Преподаватель логики и психологии в Пермской духовной семинарии в 1853-1858 гг., 1861-1868 гг. Священник с 1856 г., протоиерей с 1858 г. Ректор Пермской духовной семинарии в 1868-1879 гг., архимандрит с 1874 г. Член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета с 1879 г. См. Лаговский И. Е., прот. Открытие Пермской семинарии и история ее до преобразования, бывшего в 1818 г. Пермь,1867-1868 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 581; Лаговский И. Е., прот. История Пермской семинарии после преобразования, бывшего в 1818 г. Пермь, 1870-1873 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 583; Иероним (Лаговский), архим. История Пермской семинарии после преобразования, бывшего в 1840 г. Пермь, 1874-1877 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 582; Иероним (Лаговский), архим. История Пермской духовной семинарии. Изд. свящ. И. Шестакова. Екатеринбург, 1900 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 588.
17
Новиков Николай Николаевич (1875-1943) – сын мещанина г. Перми. Окончил Пермскую мужскую гимназию в 1893 г. Кандидат С.-Петербургской духовной академии 1897 г. Преподаватель русского и церковно-славянского языков в Пермском духовном училище в 1897-1898 гг. Преподаватель литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей в Пермской духовной семинарии в 1898-1906 гг. Преподаватель еврейского языка в Пермской духовной семинарии в 1899-1903 гг. Преподаватель Закона Божия в Пермской Мариинской женской гимназии в 1900-1901 гг. Редактор «Пермских епархиальных ведомостей» в 1900 г. Член и архивариус Пермской учёной архивной комиссии. См. «Историческая записка о Пермской духовной семинарии (1800-1900)». Екатеринбург, 1900; «Очерки по истории Пермской духовной семинарии со времени преобразования её по уставу 1867 г. Пермь, 1900-1902 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 587; «Роль Пермской духовной семинарии в изучении прошлого Пермского края (краткий очерк)» Труды Пермской учёной архивной комиссии. Пермь, 1901. Вып. 4. // ГАПК. Ф. печ. изд. № 520.
18
Седых Николай Павлович (1862-1917) – окончил Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1883 г. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1887 г. Преподаватель пения в Пермском духовном училище с 1888 г., затем делопроизводитель, бухгалтер, старший ревизор в Пермском губернском акцизном управлении. Библиофил, краевед. Автор «Очерков истории Пермской духовной семинарии за 1877-1884 гг.». Пермь, 1915.
19
Шестаков Иаков Васильевич (1858-1918) – сын священника Пермского уезда. Окончил Пермское духовное училище по 1-му разряду в 1873 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1879 г. Преподаватель в сельских школах в 1879-1887 гг. Священник в 1887-1899 гг. Писатель, краевед, строитель церквей и основатель монастырей. Член Пермской учёной архивной комиссии. Составитель «Юбилейной памятной книги для духовенства». Пермь, 1899 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 593; «Краткого исторического очерка столетия Пермской епархии (1799-1899)». Пермь, 1899 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 553; «Справочной книги всех окончивших курс Пермской духовной семинарии». Пермь, 1900 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 595. В нач. 1900-х гг. создал собственное издательство «Кама». С 1909 г. постоянно проживал в г. С.-Петербурге, работал в цензурном комитете Святейшего Синода. В 1917 г. вернулся в г. Пермь. Убит большевиками. Священномученик Русской Православной Церкви.
20
Горовой Ф. С. Революционно-демократическое движение в Пермской губернии в 60-х гг. XIX в. Молотов, 1952 // ГКБУ «ГАПК». Ф. печ. изд. № 26954; Шилов А. В. Н. П. Седых как исследователь истории Пермской духовной семинарии // Страницы прошлого. Пермь, 1999. Вып. 2; Калинина Т. А. Педагоги и ученики Пермской духовной семинарии // Путь в историю, пути истории. Пермь, 2002. С. 101-110 // ГАПК. Ф. печ. изд. № 41606; Перескоков Л. В. Памятник истории «Пермская духовная семинария»: жизнь после смерти // Пермский дом в истории и культуре края. Выпуск 3, Пермь, 2010; Нечаев М. Г. Культурное «гнездо» российской провинции: библиотека Пермской духовной семинарии // Смышляевский сборник: исследования и материалы по истории и культуре Перми. Вып. 5. Пермь, 2013. С. 28-50.
21
Марченко А. Н., прот. «Сто лет под покровом Пресвятой Богородицы. Русская Православная Церковь и Пермский Университет в прошлом и настоящем». Пермь, 2016. С. 8-10.
22
Евлогий (Георгиевский) (1868-1946) – митрополит, управляющий приходами Русской Православной Церкви в Западной Европе. Автор воспоминаний «Путь моей жизни». Париж, 1947, Москва, 1994.
23
Из автобиографических очерков В. А. Игнатьева «Петя Иконников» («Учение Пети Иконникова в Пермской духовной семинарии»). ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723. Л. 48-67 об.
24
Амвросий (Гренков) (1812-1891) – иеромонах Оптиной пустыни. Почитался при жизни как старец. Прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
25
Евлогий (Георгиевский). «Путь моей жизни». («Глава 8. Инспектор семинарии».). М., 1994.
26
Никитин Андрей Алексеевич (1837-после 1917) – окончил Пермскую духовную семинарию в 1860 г. Протоиерей Успенского собора Пермского Успенского женского монастыря в 1901-1916 гг., духовник градо-Пермского духовенства.
27
Протоиерей Иоанн Алексеевич Никитин был родом из села Покчи Чердынского уезда. Автор в своих воспоминаниях называет протоиерея И. А. Никитина своим дедушкой или дядей, по всей видимости, он приходился В. А. Игнатьеву двоюродным дедом.
28
«с внешним миром в масштабе всего государства и дальше». (Примеч. автора).
29
Царевский Алексей Александрович (1855-?) – сын протоиерея Тамбовской губернии. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1878 г. Профессор кафедры славянского языка, палеографии и истории русской словесности Казанской духовной академии. Русский писатель и богослов. См. Часть IV. «Казанская духовная академия начала XX века».
30
Автор имеет в виду, не имевшего на самом деле отношения к горнозаводским Демидовым пермского купца Демидова Петра Демидовича (ок. 1833-1902), который в течение 25 лет состоял церковным старостой семинарской церкви. См. «Чествование ктитора церкви Пермской духовной семинарии Петра Демидовича Демидова» // «Пермские епархиальные ведомости». 1899. №22 (16 ноября) (отдел неофициальный). С. 518–527; «Пётр Демидович Демидов. Некролог». // «Пермские епархиальные ведомости». 1902. №43 (16 ноября) (отдел неофициальный). С. 547–549.
31
В очерках «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор относит воспоминания о перевозке надгробного памятника (гранитный камень) к 1908 г. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 13 об.-14 об.).
32
Кобяк Георгий Игнатьевич (1864-1918) – потомственный дворянин, предприниматель, изобретатель, редактор официальной части газеты «Пермские губернские ведомости» в 1896-1909 гг. Почётный гражданин Перми.