Книга Идентичность - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Рябов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Идентичность
Идентичность
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Идентичность

Давайте же условимся, как цивилизованные и свободные люди, всегда проверять все свои представления, умозаключения и выводы простым здравым смыслом, строгой и нерушимой логикой, едким скептицизмом и искромётным юмором, надёжно защитившись ими от опасностей архаичного мифологического мышления! Но не утратив его вовсе!

Боги, Герои, а также Ангелы, Демоны и прочие Духи

Мифологическая Вселенная, порождаемая в коллективном и индивидуальном сознании мифологической картиной мира, населена множеством чудесных персонажей: Богов, Ангелов, Демонов, Духов Стихий, Духов природы (гор, источников, рек, лесов: всевозможных русалок, дриад, леших, водяных), а также Духов обжитых мест и кладбищ (домовых, банников, вурдалаков и т.д.) К ним можно добавить некоторых эпических Героев, поскольку эпос тесно переплетен с мифологией, особенно тех, которые получили статус полубогов в силу своего происхождения.

Все эти мифологические персонажи, будучи порождениями человеческой психики, в то же время владеют ею – в той мере, в какой люди руководствуются указаниями мифологического мышления. Занимая руководящее положение в психике индивида, коллектива и общества, они, разумеется, правят и в социальном универсуме – прямо, посредством религиозных и магических заповедей и табу, и косвенно, через общественную мораль, светское законодательство, обычаи и традиции. Их власть – реальна и велика, почти безгранична.

Сонм высших и низших Духов с их сложной, многоступенчатой иерархией и распределением обязанностей, который в представлении мифологического мышления правит единой Вселенной (физической, социальной и психической), представляет собой доступное сознанию образное, персонифицированное проявление врождённых базовых структурных элементов человеческой психики, её элементарных «кирпичиков» – архетипов. (Без подобных образных и символических «посредников» архетипы так бы и оставались в области бессознательного, действуя на уровне инстинктов.) Другими словами, человеческий ум в лице мифологических фигур получил или, скорее, выработал в ходе эволюции некий весьма удобный символический интерфейс, найдя возможность взаимодействовать с архетипами, скрытыми в бессознательной психике, и в какой-то мере управлять ими посредством религиозных и магических ритуалов, обрядов, заклинаний и жестов.

Этот способ работает, поскольку ритуал или обряд, проведённый надлежащим образом и с верой, подобно физическому интерфейсу, включает или выключает определенные программы в бессознательной психике человека, группы людей или общества в целом, что, естественно, влечёт за собой изменения в социальной Вселенной (и даже непосредственно в физической Вселенной, но тут связи уже не столь очевидны). С помощью такого ритуального «психического интерфейса», в принципе, можно управлять не только сознательными, целенаправленными действиями людей и их мотивацией, но и весьма тонкими вещами, казалось бы, всецело зависящими от случая: удачей, везеньем, выигрышем, успехом. Ведь к бессознательным психическим программам, доступным нашему ритуальному «психическому интерфейсу», относятся не только позитивные программы, приводящие к тем или иным активным действиям, но и различные психические блоки, сопротивления и запреты, препятствующие недопустимым с их точки зрения изменениям социальных ролей и социального статуса. А ведь все эти бессознательные защитные механизмы включаются и работают в автоматическом режиме, не разбираясь, хорошо это или плохо для человека и общества! В результате снятия бессознательных блоков в социальной Вселенной запускаются и начинают осуществляться цепочки событий, которые приводят порой к грандиозным результатам и переменам.

Наполненная живыми мифологическими персонажами Вселенная становится более или менее понятной, упорядоченной и управляемой, так сказать, «обжитой», хотя всё ещё очень опасной. Но и опасности – объяснимы, а значит, уже не столь страшны.

Реальна ли мифологическая Вселенная, населённая Богами, Ангелами, Демонами и прочими Духами? Да, конечно, реальна и действенна! Но это – психическая и социальная, но отнюдь не физическая реальность. Мифологическая Вселенная представлена лишь в двух из трёх проекций универсальной Вселенной. Бога в космическом пространстве мы не отыщем никогда и нигде, но это не значит, что Его нет. Просто не нужно искать Его там, где Его и быть не может! Он – в нашей психике, культуре и социуме, покуда в мире существует религия.

Смотрите, как всё просто! Библейскому Богу, «Ветхому Днями», для того чтобы проявиться в физической Вселенной, потребовалось воплотиться в человека Иисуса – правильнее, Иешуа. Иисус Христос – человек, обладающий физическим телом и столь могучей психикой, что она вместила в себя целиком живого Бога – и внесла, буквально вплавила Его в социокультурное пространство, запустив такие цепочки событий, которые продолжаются и поныне, неся в себе колоссальный заряд психической и социальной энергии. Бог ли всё это устроил согласно Своей божественной воле? С мифологической точки зрения, это так. Но, возможно, намного корректнее будет сказать, что это Иисус оказался готов воплотить в себе Бога.

Ну, а как же я упомянул о возможном прямом воздействии ритуалов на физическую Вселенную, на протекающие в ней природные физические процессы? Да, такое воздействие тоже возможно, хотя, по всей видимости, не всегда, и добиться его намного труднее. Но это вовсе не означает, что Боги и Духи обладают физическим бытием, что они как-то представлены в физической Вселенной. Самое правдоподобное объяснение состоит в том, что некоторые архетипы, которыми мы управляем посредством нашего «психического интерфейса», в данном контексте – ритуального, каким-то пока неведомым нам образом энергетически проявляются в физической Вселенной, приводя к пусть даже не очень значительным, локальным физическим изменениям. Вызвать или прекратить дождь, изменить направление и силу ветра, остановив тем самым распространение пожара, зажечь северное сияние в средних широтах, – это нам иногда удаётся. Благодатный огонь в Иерусалиме на православную Пасху – явление того же порядка, если только это не хитрый трюк средневековых монахов.

Но, в принципе, это бы означало, что физическая Вселенная наделена начатками психики, чем-то таким, за что психическая энергия архетипа могла бы «ухватиться», что, вообще-то, не кажется слишком неправдоподобным. Ведь мы, на самом деле, не знаем, что это такое – психика, и не имеет ли она каких-то слабых физических проявлений в микромире.

Принцип дополнительности в психологии, оккультизме и магии

Сформулированный и доказанный учёными-физиками квантово-механический принцип дополнительности, по-видимому, обладает более широкой природой и охватывает также и область психологии. Впервые подметивший данное обстоятельство Карл Густав Юнг писал в своей работе «О природе психе»: «Физики совершенно ясно продемонстрировали, что на атомном уровне наблюдатель постулируется объективной реальностью, и что только при этом условии возможна удовлетворительная схема объяснения. Это означает, что, во-первых, субъективный элемент присоединяется к физической картине мира и, во-вторых, неизбежно существует связь между психе, которую нужно объяснять, и объективным пространственно-временным континуумом. <…> Связанность или частичная идентичность психе и физического континуума представляет чрезвычайное теоретическое значение, потому что это приводит к огромному упрощению путём построения моста через кажущуюся несопоставимость между физическим миром и психикой, конечно, не каким-либо определённым образом, а, со стороны физической – посредством математических уравнений, и с психологической стороны – посредством эмпирически извлечённых постулатов – архетипов – чьё содержание, если оно и есть, не может быть представлено в уме. <…> При объяснении непонятных психических явлений мы вынуждены предполагать, что архетипы должны обладать непсихическим аспектом. Такой вывод основывается на явлении синхронистичности, которая ассоциируется с активностью бессознательных операторов и до сих пор считается (или не признаётся) «телепатией» и т.д. <…> Мы здесь встречаем один из тех примеров, который можно лучше понять в терминах принципа дополнительности физиков. Когда бессознательные содержания проходят в сознание, их синхронистическое проявление исчезает; наоборот, синхронистические явления могут быть вызваны погружением субъекта в бессознательное состояние (транс). <…> Профессор Паули формулирует физическую сторону принципа дополнительности, выраженного здесь, следующим образом: «Он принадлежит свободному выбору экспериментатора (или наблюдателя), вынужденного решить <…> какие инсайты он получит, а какие потеряет; или, излагая популярным языком, будет ли он измерять А и портить Б или портить А и измерять Б. Однако, ему не полагается получение инсайта без какой-либо потери». Это особенно верно во взаимоотношении физической и психологической точек зрения. Физики определяют количества и их взаимоотношения; психологи определяют качества, не будучи способными измерить количество. Несмотря на это, и психологи, и физики приходят к очень близким идеям. На параллелизм между психологическим и физическим объяснениями указал К. А. Майер в своём эссе «Современная физика – современная психология». Он говорит: «Обе науки столкнулись с определёнными барьерами, которые <…> обладают подобными основными характеристиками. Объект исследования и исследователь со своими органами чувств, знаниями и их расширением (измеряющие инструменты и процедуры) неразрывно связаны. Это и есть дополнительность в физике, так же, как в психологии. Между физикой и психологией существует подлинное и аутентичное отношение дополнительности».

Принося свои извинения за столь протяжённую и трудно читаемую цитату, я прошу обратить внимание на следующее. Здесь, в частности, говорится о том, что человек вынужден выбирать между точным математическим описанием наблюдаемых процессов, протекающих в природе, и их качественным объяснением.

Маг, колдун и шаман обращаются в своей работе к Высшим Силам, Стихийным Элементам и Духам Природы, которые представляют собой мифологические образы архетипов коллективного бессознательного. Подобное обращение означает погружение (полное, как у шамана, или частичное, как у мага и колдуна) в состояние транса, в область бессознательного, поскольку только таким способом могут быть активизированы энергии архетипов в их непсихическом аспекте, способные вызвать, в терминологии Юнга, явления синхронистичности, то есть воплотить волю оператора в социокультурной и физической проекциях Вселенной.

Таким образом, апелляция к Высшим Силам, Стихийным Элементам и Духам, составляющая сущность магии и шаманизма, неразрывно связана с регрессом к давно пройденным человечеством, архаичным бессознательным и полубессознательным состояниям психики. Подобные состояния сознания, в которых над человеком довлеет мифологический способ мышления, основанный на символизме архетипов и оттесняющий рациональный способ мышления на периферию сознания, свойственны, согласно данным антропологии, первобытным человеческим сообществам. Регресс к «первобытному», мифологическому состоянию сознания позволяет магу, колдуну и шаману активизировать способность повелевать явлениями и процессами не только психического, но и социального, и даже физического мира посредством прямого воздействия непсихической составляющей энергии архетипов. (Впрочем, оговорюсь: мы не знаем, что это такое и как это работает, и произносим мудрёные слова, вкладывая в них крайне неопределённый смысл.)

По мере того как мифологический стиль мышления первобытного человека вытесняется и подавляется в ходе эволюции свойственным современному индивидууму рациональным стилем мышления, данная способность «уходит в фон», перестаёт быть активной. Дело вовсе не в преимуществе мифологического способа мышления над рациональным или наоборот, – и у того, и у другого имеются свои сильные и слабые стороны, что делает их взаимодополняющими, а не взаимоисключающими. Дело заключается в фундаментальном свойстве архетипов проявлять свою непсихическую составляющую лишь в состояниях транса, освобождающих бессознательные области психики от контроля рационального разума.

Кстати, в христианском вероучении есть понимание того, что вера несовместима с рациональным мышлением, хотя и не противоположна ему. («Верую, ибо абсурдно!» – вот не вполне точная цитата, не без оснований приписываемая Тертуллиану.) По сути, веру и разум связывает между собой всё тот же принцип дополнительности.

Маг высокой степени посвящения или святой, способный воздействовать на физическую реальность непосредственно своей волей (или силой молитвы), не утрачивая при этом навыков рационального мышления, отнюдь не служит опровержением изложенной выше теории: просто он умеет совмещать (или, скорее, чередовать) оба стиля мышления, свободно перемещая своё состояние сознания из области рационального мышления в область транса и обратно.

Теперь мы можем с полным основанием уточнить горделивый девиз просветителей XVIII века: «Знание – Сила!» (Во всяком случае, в том понимании Силы, которое свойственно магам, колдунам и шаманам: Силы изменять мир действием своей Воли.) Мы сформулируем этот принцип несколько иначе: Знание ИЛИ Сила.

Личная Сила мага коренится в его бессознательном и питается энергией архетипов. Личная Сила не связана с рациональным Знанием и, более того, блокируется им, если рациональное Знание берёт верх над личностью мага. Личная Сила освобождается и обретает действенность, когда рациональное Знание перестаёт узурпировать абсолютную власть над психикой и занимает присущее ему место наравне с нерациональным, интуитивным, субъективным Знанием, символическим и мифологическим по своей природе.

Магистральный путь эволюции человечества на протяжении последних пяти-шести столетий связан с развитием рационального мышления и накоплением объективного, научного Знания, – это и есть путь прогресса; тогда как накопление и использование магической Личной Силы следует связать с процессами инволюции и регресса психики к древней стадии мифологического мышления и в те глубинные области бессознательного, где царят архетипы.

Итак, принцип дополнительности, раскрывающий характер связи социокультурной и физической реальности с магией, колдовством и шаманизмом, может быть сформулирован следующим образом:

В каждый момент времени можно обладать и пользоваться чем-то одним: либо точным, объективным, научным Знанием, но с утратой магической Силы, либо магической Силой, но с утратой точного, объективного, научного Знания. Одновременное активное обладание тем и другим Знанием невозможно.

Достаточно прозрачен эволюционный смысл данного принципа. Каждый человек с его знаниями, достижениями, мышлением, мировоззрением, этикой, потребностями, социальными связями, шкалой ценностей, целями, личной мифологией, самосознанием и самооценкой располагается в определенном месте многомерной эволюционной спирали. Движение «вверх» неразрывно связано с прогрессом в области рационального мышления, развития когнитивных способностей и научного Знания, но, в то же время, с утратой магических способностей; движение «вниз» приводит к активизации мифологического способа мышления и магических способностей, но к частичному отключению рационального мышления и ослаблению роли научного Знания.

Важно то, что перемещением состояния сознания вверх и вниз по эволюционной спирали можно управлять. Современный маг или шаман, живущий полноценной жизнью в социуме, умеет в нужный момент переместить состояние своей психики «вниз» по эволюционной спирали, активизировав свои магические способности и запас Личной Силы, а потом вернуться обратно. В этом ему помогают, в частности, магические ритуалы.

Плата за разум

Такова плата за разум, прогресс и процветание: чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, совершенствуя своё рациональное мышление и постигая объективную истину, тем труднее становится возврат к магической Силе, глубочайшей субъективной истине и мифологическому способу мышления. Поэтому, в частности, современному «цивилизованному» человеку намного труднее стать магом, чем «примитивному» (с точки зрения рационального разума) дикарю; чем выше находится его психика на эволюционной спирали, тем длительнее и упорнее требуется обучение.

Путь синтеза

Необходимо признать, как эмпирический факт, две вещи: во-первых, достигнутое к сегодняшнему дню место цивилизованного человечества на эволюционной спирали, для которого характерны преимущественное развитие рационального мышления и неистребимый пафос прогресса, расположено значительно выше, нежели то место, которому присущ мифологический строй мышления, место магов, колдунов и шаманов, а также их первобытной «паствы»; во-вторых, два состояния психики, соответствующие тому и другому способам мышления и вИдения мира, находятся в непримиримом противоречии друг с другом, и ни один из этих способов не желает включить в себя другой, не усматривая в том никакой пользы (со своей ограниченной точки зрения).

Единственный путь интегрировать современное Знание и практическую магию, по возможности обойдясь без существенных потерь, то есть, не утратив достигнутого эволюционного уровня и сохранив при этом полезные многовековые наработки магов и шаманов и Личную Силу, заключается в холархическом синтезе обоих состояний психики, то есть в достижении такого «интегрального» состояния психики и соответствующей когнитивной картины мира, которые включили бы в себя оба казавшихся несовместимыми друг с другом состояния, – назовём их «состояние Знания» и «состояние Силы». А вновь достигнутое интегральное состояние можно было бы назвать «состоянием Синтеза».

Коренное отличие «состояния Синтеза» от регресса к чистому «состоянию Силы» состоит в том, что при обращении к «низшим», архаичным стадиям или состояниям психики не теряются из виду «высшие», достигнутые в ходе эволюции, состояния со свойственными им опытом, знаниями, потребностями, целями, ценностями, этикой, картиной мира и т.д. «Низшие» состояния пробуждаются не ценой утраты «высших», а наравне с ними, – путем попеременного перемещения фокуса внимания сознательным усилием воли.

«Состояние Синтеза» ни в коем случае не является простым смешением «состояния Силы» и «состояния Знания» (что в принципе невозможно). «Состояние Синтеза» – это более высокое, всеобъемлющее состояние психики, из которого маг по своей воле может переключаться между «состоянием Знания» и «состоянием Силы», не теряя из виду обоих.

Образно говоря, маг как бы строит внутри себя вторую спираль – спираль инволюции, – по которой нисходит к архаическим состояниям психики, не повторяя в обратном порядке пройденных шагов эволюционного роста. Дуализм «двойной спирали»: эволюционной спирали прогресса и инволюционной спирали магии, – отражён в мифологических системах разных народов. В частности, он является основным символическим содержанием «танца Шивы и Шакти», выражая дуализм жизни и смерти, созидания и разрушения.

В «состоянии Силы» мага окружают Духи разнообразной природы, и они для него реальны. Для того чтобы совладать с ними, а не быть сломленным, растоптанным и пожранным (например, лишившись рассудка), ему необходимо овладеть в совершенстве инструментами и приёмами, многие из которых в «состоянии Знания» показались бы ему чудовищно нелепыми, – то есть обучиться магии.

Рациональное сознание Эго не в состоянии справиться с поставленной задачей синтеза. На сегодняшний день я знаю лишь один путь, и этот путь – сугубо практический: параллельно изучать в теории и овладевать на практике 1) магией (шаманизмом), 2) психологией и 3) естествознанием, в частности, физикой и её главным инструментом – математикой.

Чисто когнитивный, философский путь понимания, синтез в теории, – в данном случае явно недостаточен, поскольку охватывает лишь восходящую ветвь эволюционной спирали. Нам же требуется не столько теоретический, сколько практический синтез. Точно так же, одно лишь занятие магической и шаманской практикой не позволяет осуществить требуемый синтез, поскольку оно полностью сосредоточено на нисходящей, инволюционной ветви спирали. Оно грозит практику необратимым регрессом.

В случае же уравновешенного «двунаправленного» продвижения по обеим ветвям спирали в тяжелейших условиях неразрешимого внутреннего противоречия психика волей-неволей будет вынуждена осуществить искомый синтез, – впрочем, не без участия и поддержки теоретического разума Эго, – иначе она просто-напросто не выдержит, свихнётся, «взорвётся». Это – жестокая практика, но лишь она позволяет достичь желаемого результата.

Эволюционный принцип и закон аналогии

Мы живём в изменяющемся, текучем, эволюционирующем мире, в чём, собственно, и состоит интерес, интрига бытия. Основной закон эволюции заключается в том, что она приводит к усложнению, упорядочению, дифференциации и структуризации эволюционирующего объекта или системы. Тем самым эволюционные процессы противостоят обычным термодинамическим процессам, которые характеризуются возрастанием энтропии, то есть внутреннего беспорядка. Энтропийные термодинамические процессы протекают в стационарных или квазистационарных системах, тогда как эволюционные процессы характерны для неравновесных систем, которые нельзя отнести к квазистационарным. Важнейшим следствием эволюционных процессов является возникновение в социальной системе или биологическом организме сложнейших иерархий и порядков с чётким разделением функциональных обязанностей и властных полномочий.

Для качественного и отчасти количественного описания таких неравновесных динамических систем разработана математическая дисциплина – теория хаоса. Если принять её в качестве рабочей модели для описания динамики эволюционирующих систем в физической, социокультурной и психической Вселенной, мы подметим одну важную деталь: эволюционные процессы дробления, упорядочения, дифференциации и структуризации подобны, независимо от их конкретной природы и масштаба (временного, пространственного или социального). Такое подобие просматривается, разумеется, не в конкретных деталях, а в общем рисунке, абстрактной схеме протекания процесса. Теория хаоса именует возникающие в процессе развития неравновесной системы структуры, подобные друг другу вне зависимости от их масштаба, фракталами. В топологии трехмерного физического пространства фракталы, как правило, имеют древовидную, ветвящуюся форму: разбегающиеся трещины на стекле, если по нему ударить молотком, морозные узоры в лютый мороз, форма растущего кристалла в перенасыщенном соляном растворе и т.д. В абстрактном социокультурном или психическом пространстве древовидную форму процессов довольно трудно себе представить, но, по сути, она остаётся той же самой.

Вполне уместна такая метафора: эволюционирующая Вселенная подобна стеклу, по которому разбегаются трещины от центра к периферии в момент резкого точечного удара. Сам удар – это «большой взрыв» в известной космогонической модели, предлагаемой современной физикой. А приблизительно 15 миллиардов лет – ведь именно таков оценочный возраст нашей старушки Вселенной – это всего лишь краткий миг, на протяжении которого система остаётся неравновесной, и по стеклу разбегаются трещины; а на фоне этого краткого мига протекает ещё более краткая земная история, вспыхивают и гаснут совсем уж мимолетные человеческие жизни…

Модель, предлагаемая теорией хаоса, может служить хорошей основой для качественного понимания закона аналогии, занимающего центральное место в системе оккультизма, именуемой герметизмом. В классической формулировке, которая содержится в «Изумрудной скрижали», этот закон гласит: «то, что находится внизу, подобно тому, что находится наверху». Под словом «внизу» подразумевается плотный, материальный план проявленной Вселенной, а под словом «наверху» – её тонкие планы.

Речь идёт о соответствии тонкого прототипа и его более плотного (в самом «нижнем» конце цепочки – физического) воплощения (манифестации). Собственно, закон аналогии как раз и устанавливает именно такую структуру «вертикальных» взаимоотношений и взаимодействий между различными планами проявленной Вселенной.

Понятно, что, применяя закон аналогии, не следует забывать о том, что аналогия не есть тождество и что тонкий прототип не тождествен своему более плотному воплощению. Вопрос соотношения и взаимодействия образа и первообраза, воплощения и прототипа глубоко и тщательно разработан в христианских богословских сочинениях эпохи иконоборчества, предшествовавшей седьмому Вселенскому собору, состоявшемуся в 787 году в городе Никее.

Наглядным примером правильного применения закона аналогии в человеческой культуре служит использование метафоры. Превращая меткую метафору, хорошо передающую суть аналогии, в магическое заклинание, мы получаем рабочий инструмент для осуществления энергоинформационного обмена между различными планами Вселенной с целью решения прикладных задач в физическом и социальном мире. Скажем, в задачах воспитания хлёсткая метафора намного эффективнее нудных нотаций.