Книга Идентичность - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Рябов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Идентичность
Идентичность
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Идентичность

По большому счёту, закон аналогии делает возможным существование ритуальной магии. Ибо суть магического ритуала состоит в установлении символических соответствий и энергоинформационных связей между словами и действиями мага в физическом мире и их прототипами на тонких планах, где они служат проводниками (или ключами) к вызванным магом Высшим Силам Вселенной. В частности, закон аналогии служит теоретическим обоснованием для всех видов симпатической магии, скажем, для изготовления и применения кукол в магии Вуду, да и в славянской магии тоже.

На законе аналогии базируется практическое использование символов и талисманов, создающих энергоинформационные «мостики» между плотным и тонкими планами, а также религиозных таинств и магических ритуалов. Исполняя ритуальный танец, охотники каменного века обеспечивали себе удачную охоту; совершая божественную литургию, христианский священник воспроизводит в сегодняшней реальности евангельские события Тайной Вечери…

Последовательное применение закона аналогии к решению философских, религиозных и психологических проблем приводит к глубоким и порой неожиданным выводам. Так, наблюдая мир живой природы и человеческих взаимоотношений и следуя закону аналогии, мы вправе осторожно предположить, что и на всех тонких планах, как в нашем физическом и социальном мире, идут непрестанные войны за обладание ресурсами, а также войны, связанные с расовым и идеологическим несходством.

В таком философско-мифологическом шедевре, как каббалистическое Древо Жизни, описывающем в символической форме порядок движения, преобразования и распределения всех форм энергии во Вселенной, весьма точно подмечена фрактальная древовидная топологическая структура энергоинформационных процессов.

Ещё один пример исключительно удачного применения закона аналогии в оккультизме – уподобление Микрокосма Макрокосму: Человек есть образ Вселенной – и обратно, Вселенная заключена в Человеке. Эта аналогия позволяет изящно и просто решать многие философские проблемы и практические магические задачи.

Руководствуясь законом аналогии, древние пифагорейцы распространили открытые ими математические законы музыкальной гармонии на всё Мироздание, породив замечательный поэтический образ «музыки сфер» и на пару-тройку тысячелетий предварив, по сути, научное открытие волновой энергетической структуры Вселенной.

Но, конечно, бывали случаи и пустых, вздорных аналогий. Среди них можно было бы назвать слишком прямолинейное уподобление закона кармы человеческому суду и возмездию, примитивные представления о рае и аде, а также произвольное распространение человеческих качеств: милосердия, справедливости, сострадания, жестокости и т.п., – на Силы, действующие во Вселенной.

Я позволю себе привести еще несколько примеров вполне уместного применения закона аналогии для постановки и решения новых актуальных задач.

1. С какой предельной точностью можно предсказать будущее?

Давайте возьмём прозрачную аналогию: прогноз погоды. Как всем известно, точность прогноза погоды на сколько-нибудь значительный промежуток времени довольно-таки невысока. Но не потому, что не хватает метеорологических спутников и метеостанций или несовершенны математические алгоритмы и компьютерные программы: дело не в нехватке информации, а в том, что, оказывается, климатические процессы, будучи существенно неравновесными, достаточно точно описываются математической моделью теории хаоса. Её характерной особенностью является неустойчивость: достаточно малейшего изменения начальных условий, чтобы кардинально изменить всю картину протекания процесса. Оттого-то метеорологи так часто ошибаются в своих прогнозах.

Вспомним теперь, что Вселенная в целом эволюционирует по принципам и правилам, присущим теории хаоса. Нас интересует прогноз на будущее; пусть он касается развития какого-нибудь сюжета. Сюжеты в абстрактном пространстве каузального плана подобны циклонам и антициклонам на климатической карте; здесь, образно говоря, есть свои пассаты и муссоны, мистрали, норд-осты, самумы, ураганы и торнадо, свои засухи, ливни, снегопады и градобои. И, подобно погодным процессам, эти сюжеты могут оказаться неустойчивы относительно мельчайших изменений начальных условий и внешних влияний. Поэтому предсказание будущего на достаточно длительный период (а длительность соизмеряется с характерным временем развития сюжета) не может быть сделано абсолютно точным: самый лучший прогноз сбывается лишь с некоторой вероятностью и с более или менее значительными расхождениями в деталях.

2. Важность спиральных структур

Повторяемость спиральных структур в разных масштабах физического пространства, от галактик до молекул ДНК, и та важная роль, которую последние играют в эволюционных процессах на уровне биологии, наводят на мысль, что носителями генетической, наследственной информации на всех планах и во всех масштабах эволюционирующей Вселенной служат различные спиральные структуры.

3. Глубокие квантовые аналогии в психологии и социологии

Суть квантовой физики состоит в том, что квантовая система может находиться не в любом состоянии, а лишь в одном из дискретного, конечного или бесконечного, множества состояний. Эти состояния обычно называют энергетическими, поскольку их основной количественной характеристикой служит энергия; переход из одного дискретного состояния в другое связан с поглощением или излучением дискретной порции – кванта электромагнитной энергии.

Энергия излучаемого или поглощаемого кванта напрямую связана с частотой излучения, поэтому квантовая система, например атом, излучает или поглощает электромагнитную энергию строго определенного дискретного набора частот – спектра.

Рассматривая те или иные устойчивые сюжеты в жизни интересующего нас персонажа или социальной группы, мы убеждаемся в том, что эти сюжеты ведут себя подобно квантовым системам: не перетекают плавно один в другой, а меняются – уж если меняются – скачкообразно, с поглощением или выделением определенной порции социальной и/или психической энергии (деятельной, связанной с поступками, эфирной, характеризующей физическое состояние организма, или эмоциональной, ментальной, духовной). В частности, социальную роль, взятую на себя бессознательно, непроизвольно, бывает трудно изменить, даже если сильно этого захотеть; и тут не помогает метод «постепенных изменений» и «мелких шагов», – приходится действовать решительно, рывком, вкладывая значительную энергию.

Заметим в скобках: если роль может быть названа – значит, она дискретна. Наше сознание оперирует с дискретными понятиями, отграниченными друг от друга словами, даже если границы порой кажутся нам размытыми.

То же самое можно сказать о динамике личностного и духовного роста: развитие человеческого «Я» происходит не плавно, а скачкообразно, причём стадии развития имеют устойчивый, приблизительно одинаковый для всех людей характер. Данный процесс весьма напоминает дискретный процесс перехода электрона в атоме с низких энергетических уровней на более высокие; для каждого такого перехода электрон должен поглотить квант энергии. Но ведь и человек для того, чтобы подняться на более высокую ступень развития, должен накопить и усвоить изрядное количество энергии – эфирной, эмоциональной, ментальной, духовной, – в ходе выполнения практик и медитаций, в процессе решения стоящих перед ним сложных практических задач, преодолевая внешние преграды, внутренние психологические барьеры и кризисы роста.

Квантовая аналогия в психологии развития настолько точна, что позволяет говорить не только о дискретном спектре стадий или уровней развития личности, характеризуемых определённой энергетикой, но и о расщеплении каждой такой стадии, каждого уровня на ряд промежуточных ступеней, каждая из которых должна быть пройдена на пути личностного и духовного роста, что, по-видимому, связано с пребыванием субъекта в социуме, – подобно тому, как энергетические уровни квантового объекта расщепляются на подуровни при включении этого объекта в более сложную квантовую систему (например, электромагнитный домен или кристалл).

Ряд многозначительных аналогий между квантовой физикой, социологией и психологией настолько внушителен, что речь может идти не о поверхностном сходстве, а о существовании очень глубоких, сущностных связей и соответствий, и эта тема ждёт своих исследователей.

Топология, структура и законы психической Вселенной

Пространство психической Вселенной имеет весьма необычную в нашем обыденном представлении топологию. В нём отсутствуют такие привычные для нас понятия, как «внутри» и «снаружи». Идя вглубь своей индивидуальной психики, мы в какой-то момент обнаруживаем себя в пространстве архетипов коллективного бессознательного, то есть буквально «снаружи», во внешней, всеобщей, универсальной психической Вселенной. Христианские (да, по-видимому, и не только христианские) богословы по-своему описали этот необычный процесс: для того чтобы найти Бога, следует идти вглубь своего сердца и ума.

То есть, в некотором смысле, индивидуальная и коллективная психики тождественны друг другу. Неправильно говорить, что индивидуальная психика является частью всеобщей, что она как-то локализована внутри универсальной психической Вселенной. Нет, каждая индивидуальная психика охватывает собой всю психическую Вселенную и в точности совпадает с нею, являясь её конкретным представителем, личностным экземпляром. Что вовсе не исключает индивидуальных отличий, – понять это трудно, так как в наших обыденных представлениях тут не на что опереться, и приходится принимать на веру, просто как феноменологический факт, подобно тому, как современная физика принимает на веру многие факты квантового микромира.

В то же время, в своём индивидуальном психическом пространстве каждый человек – царь и бог. Наши личные фантазии и иллюзии отнюдь не становятся автоматически событиями и фактами универсальной психической Вселенной. Индивидуальная психическая Вселенная, в принципе, способна коллапсировать, подобно «чёрной дыре» в физической Вселенной, утрачивая способность выпустить своего пленника – индивидуальный человеческий разум – «наружу». В фантазиях возможно всё, что угодно, – да только грош тому цена! Защитой от подобного внутреннего коллапса служат качества, которые необходимо взращивать в себе, развивать и тренировать на протяжении всей жизни: здравый смысл, юмор, трезвость суждений, внимание, внутренняя честность, собранность, твёрдость, решительность и отвага, поскольку отказ от дорогих сердцу иллюзий мучителен и связан со страданиями и разочарованиями. А также – проверка практикой, культурной, социальной и материальной. Ведь всё, что не воплощено в социокультурной, физической Вселенной или хотя бы в коллективном разуме людей (в виде читаемых текстов, имеющих своих приверженцев учений, признанных или обсуждаемых теорий и гипотез), не имеет реальной ценности.

Первичным, элементарным содержанием психической Вселенной являются врожденные (или сформировавшиеся в раннем детстве – мы этого не знаем точно) структуры – архетипы коллективного человеческого бессознательного. Эти структуры в их естественном виде не осознаются и, в принципе, не могут быть выведены в область сознания, поскольку сознание оперирует другими инструментами, представляющими собой «смысловую надстройку» над архетипами: образами, знаками, символами, словами и связанными с ними понятиями, речью с её грамматической и семантической структурой. На основе этих инструментов строятся аналогии, классификации, обобщения, возникают абстрактные категории и сложные иерархические отношения между понятиями, – формируется связная динамическая картина мира, и мир обретает смысл.

Важнейшим связующим звеном между человеком и окружающим миром служат мифы – универсальная семантическая форма, в которой представлено знание людей об окружающем мире, понимание и объяснение протекающих в нём процессов, а также оправдание своих ритуальных действий, направленных на овладение этим миром. Точно так же, как окружающий мир современного культурного и образованного человека населён математическими формулами, выражающими законы физической природы, и типовыми социальными сюжетами, почерпнутыми из книг, – так и мир дикаря населён Богами и Духами, регулирующими все происходящие в нём явления и процессы. И формулы, и сюжеты, и символы, и мифы, и связанные с ними ритуалы являются символическими отпечатками, образами архетипов в человеческом сознании и служат ключами к их активации и использованию.

Надо иметь в виду, что архетипы – это нечто большее, чем инстинкты. Инстинкт – всего лишь автоматическая реакция на определённый раздражитель, по сути, простая «компьютерная» программа. Архетип же наделён присущим ему внутренним содержанием и заключённым в нём смыслом, порой грандиозным по своей глубине, мощи и сложности; если придерживаться компьютерной аналогии, то каждый архетип – это сложнейший программный комплекс, «искусственный интеллект», предназначенный для решения целого класса задач.

Более подробно можно познакомиться с понятием архетипов в Приложениях 1 и 3.

Законы функционирования психической Вселенной – это законы психики, как известные нам к настоящему времени, так – по большей части – и не известные. Можно сказать, что законы психики в своей основе – это законы взаимодействия архетипов. С одной стороны, их пытается изучать психология, с другой – оккультизм, поскольку законы психики – это, собственно говоря, и есть те же самые законы «тонкого мира», с которым имеют дело оккультисты.

Наиболее абстрактные из этих законов могут быть выражены в виде так называемых высших архетипов, прочитать о которых вы можете в приложении 1. Другие сформировались в ходе длительной эволюции живых существ, обладающих психикой хотя бы в самом зачаточном состоянии. Те из них, которые продиктованы социальной жизнью людей, рассматриваются в главе 4. Законы развития индивидуальной человеческой психики рассмотрены в приложении 3.

Здесь я хочу сказать пару слов о важной характеристике психических процессов, которую мы называем словом «энергия». Не стоит мистифицировать этот простой термин. Давайте вспомним школьное определение: энергия есть способность совершить работу. Так же и здесь, только слово «работа» нужно понимать не в физическом смысле, а в более широком, подразумевая любое действие, приводящее к внешнему результату, который можно обнаружить и измерить. Так, эмоциональная или астральная энергия – это способность организма совершить эмоциональное действие, то есть испытать ту или иную эмоцию. Ментальная энергия – это способность породить мысль. Каузальная энергия – способность совершить поступок, начав или продолжив причинно-следственную цепочку событий. Также, кстати, можно говорить и о социальной энергии, то есть способности к действиям в социуме.

Кстати, социальную энергию можно даже измерить количественно, приняв за её величину число людей, так или иначе вовлечённых в «орбиту» данного субъекта или эгрегора, к примеру, число читателей книг данного автора.

Остается невыясненным «вечный» вопрос. Содержится ли в психической Вселенной разум, более высокоразвитый, чем человеческий? Скажем, Божественный или Космический? Я бы не рискнул утверждать, что нет, однако, если таковой существует, он пока что не идет на прямой контакт с людьми, предоставляя нам мыслить, действовать и развиваться в соответствии со своими возможностями и ограничениями, без «шпаргалок», в естественном, так сказать, темпе. Возможно, за нами «присматривают», – но не более того. То есть для нас, выходит, на практике совершенно безразлично, есть Высший Разум или нет. Мы живём, предоставленные самим себе. И, случись с нами что-нибудь нехорошее, никто нас выручать не намерен и не будет!

Что есть Истина?

Истина, понимаемая как строгое изложение фактов, имеет полное право на существование. Это есть точное знание, в том числе – научное, описывающее, как протекают динамические процессы в физической, социокультурной и психической Вселенной. Такая описательная истина крайне важна, но не достаточна.

(Другой вопрос, что даже простое перечисление фактов и их хронологии в реальной социальной практике почти всегда подтасовывается, искажается и подгоняется под тот или иной «социальный заказ». Недаром говорят, что история – это миф. Но, по крайней мере, истина в таком узком смысле, в принципе, возможна.)

Но мы хотим большего: объяснять и понимать, знать причины, источники и внутренние связи событий, явлений и процессов. Такого рода знание, как уже было сказано выше, по своей природе всегда мифологично и, строго говоря, недоказуемо. «Истина», понимаемая таким образом, у каждого эгрегора может быть своя, отличная от других и, если она не противоречит правилам формальной логики и очевидным фактам, её невозможно опровергнуть. То, что безусловно истинно внутри эгрегора, извне, со стороны другого эгрегора, может представляться столь же безусловной ложью.

Таким образом, знание, понимаемое не только как более или менее подробное описание фактов, но и как их интерпретация, истолкование, объяснение и включение в более общий контекст причинно-следственных связей, никогда не может быть безусловно истинным или ложным; эти категории к нему неприменимы.

Что же, в таком случае, есть Истина? Быть может, прав был Понтий Пилат со своим умным скепсисом, и никакой истины, в принципе, не существует, – одна лишь иллюзия?

Истину в широком смысле этого слова, Истину с большой буквы, не следует искать в области знания. Истина не есть информация. Истина – это особое состояние психики человека, а именно – состояние максимально полного единения, гармонии, синхронизации со Вселенной, причём это состояние переживается и, безусловно, осознаётся, но не мыслится. С этой точки зрения Истина существует и достижима, но не познаваема, как «вещь-в-себе», а познаваема лишь феноменологически, субъективно, частично и неполно.

Нужно пояснить, что значит – Истина достижима. Данным конкретным человеком в данный момент времени состояние Истины достижимо в меру его личностного и духовного развития, – в той мере, в какой он способен пережить и вынести это состояние. Универсальной Истины, одинаковой для всех, в принципе, не существует. Истина, как состояние, всегда субъективна. Тем не менее, она абсолютна – для данного конкретного индивидуума и в данном контексте.

Поясню несколькими примерами из Библии. Библейский Бог говорил с теми людьми (а некоторым даже являлся воочию), которые были в состоянии воспринять Его послание и вынести Его присутствие в каком-либо зримом образе. Собственно говоря, не Бог их выбирал из толпы, а они сами оказывались готовы Его услышать и увидеть. Таковы были пророки Моисей и Илия, выдержавшие явление Бога (но всё же не «лицом не к лицу», а всего лишь в Его «славе» и в «веянии тихого ветра»). [Исх. 33, 12-23; 3-я Цар. 19, 8-12]

Иисус, косвенно отвечая на риторический вопрос Пилата, говорил Своим ученикам: «Я есть Истина, Путь и Жизнь». [Ин. 14, 6] Таким образом, Он явно указывал на то, что Истина существует и что она – не знание, а особое состояние личности, которое в Его случае переживалось как Божественное сыновство.

Разные люди могут переживать состояние Истины по-разному. Для кого-то это слияние с Богом, для кого-то – с природой; я же, к примеру, ощущаю себя в этом состоянии в образе серфингиста, летящего на гребне волны. Вполне допустимо сказать, что Истина есть Любовь (которая тоже достижима, но не познаваема).

Побывав в состоянии Истины, любой человек захочет осмыслить и интерпретировать свой непосредственный опыт в доступных ему категориях и образах, а возможно, и поделиться им с другими людьми. Попытка выразить Истину словами порождает знание об Истине, которое никогда не бывает абсолютно адекватным, полным и точным. Любая интерпретация неизбежно будет ограничена знаниями, опытом, способностями и уровнем развития конкретного человека, даже его словарным запасом. Но эта интерпретация, это знание человеку необходимы.

Я думаю, что попытки осмыслить, интерпретировать и выразить словами личный опыт максимально полного единства со Вселенной, опыт Истины, породили самые глубокие, яркие и могущественные мифы, наполненные реальными силой и властью. Состояние Истины – это самое мощное, ресурсное состояние из всех возможных.

Состоянию Истины невозможно научить, объяснив словами и личным примером, как этого добиться; конечно, существуют техники, метафоры, образы, ритуалы, помогающие процессу, но сам процесс достижения Истины – это дело сугубо личное, интимное и непередаваемое. Именно так следует понимать важную мысль, присутствующую в духовных, философских и религиозных учениях, что существует невыразимое, неизъяснимое Знание, которое невозможно выразить посредством речи, но которое можно получить непосредственно в опыте экстатического переживания – некое Прямое Знание. Это и есть то состояние Истины, о котором мы говорим.

Ум – генератор иллюзий. А что ж в этом плохого?

Сознание старается сформировать связную и по возможности внутренне непротиворечивую картину мира на основании опыта, размышлений и догадок. Эта картина мира, выраженная в словах, по своей структуре представляет собой сложную мифологическую систему, содержащую в себе, наряду с чисто описательной частью, объяснения, обобщения, оценки и прогнозы. Да и описательная часть отнюдь не тождественна описываемой       реальности, физической, социальной, культурной и психической, а является неким отражением этой реальности в психических образах, понятиях и категориях, опять-таки, выраженных (или хотя бы выразимых) словами. Научному, объективному знанию отведена в общей картине мира определенная роль – описывать, а порой и предсказывать, как протекают те или иные процессы в природе, обществе, культуре и психике.

Поэтому картина мира и наше знание о мире всегда в некотором смысле иллюзорны. Ум, занятый познанием и освоением мира, можно уподобить генератору правдоподобных иллюзий, которые, не будучи тождественны описываемому миру, тем не менее, работают, позволяя нам ориентироваться, выживать и эффективно действовать в этом мире.

Важнейшей неотъемлемой частью нашей картины мира является его мифологическая интерпретация, которая определяется компетентностью, образованностью и культурностью интерпретатора, его личностным и духовным уровнем развития. Чем ниже уровень, тем грубее и примитивнее иллюзия, чем уровень выше и проработаннее, тем иллюзия тоньше и совершеннее, и тем точнее она приближается к оригиналу.

Таким образом, путь личностного и духовного роста, а также эволюционный путь познания и освоения мира представляют собой восхождение по «лестнице иллюзий» – от грубых, наивных, неточных и суеверных ко всё более утончённым, детализированным, осмысленным и верным. Но иллюзия, как бы она ни была совершенна, никогда не совпадёт с оригиналом. В этом, к слову, состоит смысл «майи» – важной категории, обсуждаемой в Упанишадах и связанных с ними духовных учениях индуизма и буддизма.

Поэтому не нужно пугаться иллюзий – наш ум с ними неразрывно, онтологически связан. Мы обречены навеки жить в мире иллюзий, и этот мир, лежащий в социокультурной и психической проекциях Вселенной, поистине прекрасен. Только в нём существуют категории красоты, правды, справедливости, сострадания, человечности, любви и т.д. Наше право – преобразовывать наши иллюзии во всё более эффективные, дифференцированные и стройные, возрастая социально, культурно, личностно и духовно.

Глава 2. «Дорожная карта»

Опрометчиво пускаться в опасное и трудное путешествие, не имея с собой карты. И что может быть опаснее и труднее, чем всамделишное, а не вымышленное путешествие в глубины психической и социокультурной Вселенной – путешествие длиной в жизнь? «Дорожная карта» этого путешествия – парадигма, картина мира, запечатлённая в сознании путешественника. Насколько она верна и полезна, покажет опыт.

Существует множество парадигм, и ни одна из них не тождественна реальной Вселенной, – точно так же, как ни одна, даже самая лучшая, топографическая карта не тождественна реальной местности и ни одна научная теория не тожественна описываемым ею природным процессам. Но что поделаешь? Без карты мы слепы, а с картой – хоть в какой-то мере зрячи.

Разные парадигмы не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, показывая мир в разнообразных ракурсах и с различных точек зрения, даже если в реальном социуме они люто враждуют между собой. Но нельзя их просто взять и смешать, выбрав из каждой самое лучшее, – полученный «компот» окажется абсолютно несъедобен. Их синтез возможен лишь с более высокой и всеобъемлющей позиции, которая заключается в понимании и признании того, что всякая парадигма – это всего лишь карта одной и той же местности, и какая из множества парадигм окажется более или менее полезной, зависит от конкретных обстоятельств и характера решаемой задачи.