В этот раз я допускала для себя возможность сотрудничества, но неопределенностей было ещё очень много. Во время встречи с Элеонорой Михайловной я уточнила ожидания. Выяснила условия. Крепко задумалась. Углич – маленький город с большими амбициями. Особый. Очень перспективный в плане туризма, «вкусный». Было заманчиво попробовать себя в таком большом деле. Тем более, много лет принимая туристов в Угличе, я получила не только огромный организационный опыт и багаж знаний, но и понимание того, что нужно туристам. Что им нравится, в частности, в нашем городе, что нужно поправить, а чего нет в принципе. Поэтому видение, как развивать туризм в Угличе, у меня было. Я сказала, что подумаю, но бабочки внутри меня уже запорхали. Появился азарт! Мне захотелось попытать свои силы. Тем более, что вопрос с переездом в Углич уже был решён. Я посоветовалась с семьёй. Все меня поддержали. Решено!
Передо мной встал серьезный вопрос ухода из фирмы. Я же шла в чиновники, поэтому заниматься бизнесом не имела права. Это был нелегкий для меня момент. В компании был сделан серьёзный задел. Наконец-то дела пошли в гору. Была востребованность. Что делать? Я решила, что пришло время перемен, можно отойти в сторону. И попробовать себя в новом проекте.
Я оставила фирму и передала её в надёжные руки. Как мне тогда казалось. И шагнула в новый для меня жизненный этап, который продлился целых десять лет. Это был очень интересный и бесценный опыт. Он позволил расширить горизонты моего видения, получить совершенно новые практики.
Главой района туризм был обозначен как одно из главных направлений развития Углича. Поэтому передо мной была поставлена цель – вывести Углич в топ городов российского туристического рынка и сделать узнаваемым на международном. Такого самостоятельного опыта у малого российского города ещё не было. Вся работа делалась с нуля. В этом был и большой драйв, и большие трудности.
Я работала в должности заместителя Главы УМР по туризму и международным связям. Мне было дано добро на создание отдельного управления по развитию туризма. Это дорогого стоило, учитывая то, что в то время в чиновничьем круговороте невероятных бюджетных отношений туризм был изгоем – он не влезал ни в какие рамки муниципального законодательства.
Помню, как в первый день пришла в свой кабинет. В нём стояли несколько столов и абсолютно пустые шкафы. Через пару часов мне передали большой трактат – «Программу развития туризма в УМР», которую семь лет назад разработали в Московской Академии туризма. Я его почитала. Очень приличный документ по тем временам. Учитывая то, что таких программ даже у больших городов не было! Правда, к тому моменту он мог иметь больше идеологическое влияние, чем практическое значение. Никаких других направляющих документов не передали. Впереди – чистое поле дерзаний. Страха не было. Было большое желание – начинать!
Нам удалось создать сильную команду единомышленников, в которую я вложила много души, любви к делу, оптимизма, трудолюбия и заряженности на успех. Мы стали такой большой рабочей семьёй. Трое моих главных сподвижников пришли сразу после образования управления. Вместе с ними мы отработали все десят лет. Несколько сотрудников пришли чуть позже и тоже остались с нами, внеся свою значительную лепту в общее дело. Кто-то приходил и уходил, не выдержав темпа и графика нашей работы или по другим причинам.
Основной костяк нашей команды сформировался в первые три – четыре года. Мы все были разные. По возрасту, ментальности, энергетике, по социальному статусу. Никто, кроме меня, раньше не имел никакого отношения к туризму. Но каждый был интересен и силен в чём-то своём. Такая разноплановость и разнохарактерность членов команды стали нашими важными преимуществами в работе. Мы все друг друга дополняли. И каждый был готов к расширению своих возможностей.
У нас в коллективе сразу сложился особый микроклимат. Уважения, порядочности, поддержки, большого трудолюбия, веры в успех, заряженности. Мне хотелось, чтобы каждый член команды не стоял на месте, двигался вперёд, и я содействовала этому. Было важно, чтобы каждый чувствовал себя комфортно не только здесь и сейчас, но и видел свою перспективу. Мы учились мыслить нестандартно, запускали оригинальные проекты. Проводили мозговые штурмы, когда нужно было найти уникальные решения. Мы любили свою работу, жили ей, радовались каждой большой и маленькой победе. Собираясь вместе на корпоративы, в разговорах опять же обсуждали рабочие вопросы.
В общем, работали много и с удовольствием. На результат. Не считаясь со временем. Не обращая внимание на досужие умыслы и непростые обстоятельства вокруг. У нас было ДЕЛО, которое мы любили. В которое верили. Которое делали честно. Всё остальное было неважно. А ещё мы всегда смеялись, что работая в чиновничьей системе, мы, к счастью, так и не стали настоящими чиновниками… Всё в совокупности дало нам возможность реализовать много интересных проектов как на российском, так и на международном уровнях и запустить маленький Углич в большое туристическое плаванье.
В первые же месяцы нами был подготовлен концепт развития туризма в городе и предложены три десятка интересных проектов. Там были музеи, фестивали, Туристский информационный центр, малые архитектурные формы, скверы, целая туристическая улица (Спасская) и другие. Даже терренкур вдоль Волги. Подсчитали, какое финансирование нам нужно – около тридцати миллионов рублей! Я прикинула, что если нам дадут эти деньги (а нам их наверняка дадут!), мы всё это сможем реализовать за пару лет. Мы уже размечтались, как в результате получится круто, и в город хлынут потоки туристов! Однако, совсем быстро мне дали понять, что мы – не с той планеты и живем какими-то иллюзиями. Какие миллионы? Какая туристическая улица? Слово «терренкур» вообще стало ругательным, и мне его долго припоминали коллеги из других подразделений, когда хотели опустить на землю. Всё это стало для меня неприятным открытием.
Я ещё не понимала тогда, как работает муниципальная машина. Во-первых, получить финансирование на крупные проекты, новые и не всем понятные, практически невозможно. В своем бизнесе было всё проще – уверился в проекте, посчитал, решил, запланировал, нашёл деньги, воплотил. Здесь же всё было намного сложнее, дольше и изощрённее. Заявки, совещания, утверждения, убеждения, скепсис, опять совещания, обещания… И так по кругу. Со всеми нужно согласовать. Даже с теми, кто совсем далёк от темы. Объяснить. Всё может растянуться на годы. Может и рухнуть в одночасье. Эта неопределенность и нелогичность работы меня поначалу шокировали. У меня опустились руки. Я подумала: «Как же здесь можно что-то сделать? Это нереально!» Ещё я подумала: «Нужно продержаться хотя бы полгода, сразу уйти стыдно».
В конце концов поняла, что нельзя раскисать. Нужно делать столько, сколько будет возможно. Собрала себя «в кучу» и решила двигаться шаг за шагом. За несколько лет нам удалось реализовать много интересных и стратегически нужных для города проектов. Правда, некоторые «мечталки» так и остались на бумаге. Уверена, что со временем они тоже воплотятся в жизнь. Тот самый терренкур, например, ставший в наших кругах нарицательным термином, уже вышел из забвения и находится в процессе реализации! Да и туристическая улица Спасская тоже! Значит, всё было не зря!
Мы стали заниматься всем, что могло бы сделать Углич интересным и привлекательным. Согласно разработанному концепту. А это были проекты в совершенно разных областях. Запустили два всероссийских фестиваля и один международный. Которые проводились десять – тринадцать лет подряд и раскрутили город как интересную событийную территорию. Самым масштабным был Международный фестиваль фотографии «Фотопарад в Угличе». Ежегодно на пять дней в город съезжались любители и профессионалы фотографии изо всех уголков страны, а также из-за рубежа. Город превращался в большую фотоплощадку, где проводились семинары, лекции, выставки, мастер-классы, дискуссии, встречи… Всё вокруг кипело творчеством и позитивом!
Кроме своей прямой направленности фотофестиваль сыграл очень важную роль в раскрутке и продвижении Углича на туристическом рынке. Во время его проведения туристическая инфраструктура города работала на полную катушку: заполнялись гостиницы, рестораны, кафе, выставочные залы, музеи. Местный бизнес был этому очень рад и оказывал посильное содействие. Плюс к этому – во время фестиваля и целый год после него в интернете создавался огромный шлейф фото- и видеоматериалов о городе от участников события, отзывов, впечатлений, эмоций, статей в СМИ. И так – тринадцать лет подряд. Углич был постоянно на слуху и на виду! Это было реально круто!
Мы открыли первый в области туристский информационный центр (ТИЦ). С ним вообще была большая и непростая история! Путешествуя за границей, я часто пользовалась услугами ТИЦ в разных городах. Это было супер удобно! В деловых поездках мы подробно изучали деятельность ТИЦ, и у меня не было сомнений в их пользе. Поэтому с первых дней работы была нацеленность на его создание. Однако, когда огласила наши планы по созданию такого центра в Угличе, это встретило стену непонимания у коллег нетуристических подразделений. В России туристических центров было в то время всего три или четыре. И те – в больших городах. Информации о них было немного. Каких усилий стоило убедить руководство в необходимости создания центра! И не только убедить, но и получить финансирование на его создание, формирование штата и содержание! В этом, кстати, помогала та самая «Программа развития туризма в УМР» – в ней было чётко прописано о необходимости создания в городе туристского информационного центра. И мы апеллировали к ней – ведь её утвердили Думой района, значит нужно исполнять. В конце концов Глава района поддержала проект. Правда, сама сначала не очень верила в него, но после его создания результатом осталась довольна.
В ТИЦ была тоже нами сформирована эффективная команда, которой пришлось, опять же, работать с нуля – посоветоваться было не с кем. Однако, мы верили в своё дело и недостаток знаний перекрывали большим энтузиазмом и желанием найти правильные решения. Каждый год с упорной регулярностью муниципальные финансисты пытались закрыть центр, апеллируя к его, якобы, ненужности и непрофильности. Но здравый смысл всё же побеждал. Нервов это нам стоило немалых.
Вскоре после открытия наш ТИЦ стал одним из лучших в России, получив признание коллег. Был наработан большой опыт, который активно распространялся и перенимался другими городами. ТИЦ успешно работает в Угличе до сих пор, делая своё большое дело по привлечению в город туристов.
Много ещё чем занимались. Организовали с партнерами Школу экскурсоводов и Школу юных репортёров. Помогали малому бизнесу создавать новые проекты или удерживать старые. Участвовали в крупных туристических выставках, в конференциях и семинарах. Активно делились нашим опытом с другими городами. Проводили круглосуточную пиар-компанию города. Выпускали туристические справочники и другую литературу об Угличе. Затронули и внешний облик города. Установили в центре различные интересности и полезности: детский игровой городок, туристскую навигацию, оригинальные литературные таблички. Даже скамейки и урны! Ведь всё это, в той или иной степени, имело отношение к туризму! Плюс ко всему – вели международную деятельностью с городами- побратимами.
Многое приходилось делать впервые – малые города тогда ещё только становились на тропу туризма, поэтому перенять опыт было практически не у кого. Мы сами придумывали проекты и мероприятия и сами же их запускали. Это было классное время! Я вспоминаю его с огромным удовольствием и благодарностью. Несмотря на то, что приходилось очень много работать, Углич дал мне возможность почувствовать настоящий драйв, когда от мечты можно было перейти к реальности и, буквально, потрогать её своими руками! Плюс ко всему – в процессе работы я знакомилась и общалась с большим количеством профессионалов в области территориального туризма из разных уголков страны и зарубежья, что давало возможность учиться и двигаться дальше, а также завести добрых друзей.
В маленьком городе мы воплощали крупные федеральные и международные проекты, которые делали его интересным и узнаваемым. За несколько лет Углич стал настоящим туристическим городом. Со всеми вытекающими. Одним из лучших малых городов в России.
Однако, если в стране Углич уже был на слуху, то по международной линии пока было не понятно, как действовать. Маленькому городу вообще в одиночку трудно конкурировать с более крупными игроками, а уж выйти на внешний рынок и подавно!
Ответ на мучивший меня вопрос пришёл во время командировки в Австрию по линии муниципального туризма. Там нас познакомили с местной Ассоциацией малых исторических городов, которая очень активно взаимодействовала с такими же объединениями в других странах. У меня до сих пор хранится её рекламный буклет. Пересмотренный до дыр. Для меня это было новинкой. Решение пришло само собой – нужно тоже создавать ассоциацию! Объединив в ней самые передовые малые города России. Как Углич. Где уже активно развивают туризм и есть явные результаты. Чтобы прямо сейчас можно было привлекать в них туристов из разных стран. Проект сразу нарисовался в голове!
В 2007 году Углич выступил инициатором и координатором проекта создания Ассоциации малых туристских городов (АМТГ). Первым партнером стал Суздаль, который активно поддержал инициативу. Дальше подтянулись другие города – Елабуга, Тобольск, Мышкин… Все были сильными, с развитой индустрией туризма. Ассоциация стала расширяться. Дело пошло! Меня выбрали директором организации. Мы стали представлять интересы малых городов на федеральном уровне. Пришлось уже выстраивать стратегию сразу для целого пула городов. Мы создавали общий турпродукт и продвигали его в России и за рубежом. Это было впервые, когда в нашей стране малые города заявили о себе как о конкурентных игроках на рынке туризма! И это возымело свои результаты. Как-то после одной из наших презентаций, проходившей во Франции, французские коллеги сказали нам: «Спасибо! Вы открыли для нас маленькую Россию!» Ещё через несколько лет в Париже нам вручили почетный приз – «Золотой скипетр» в номинации: «За устойчивое развитие туризма в малых городах России». Это было очень трогательно и очень важно для нас! Значит, мы сделали правильные шаги и они принесли свои результаты. Малые города были услышаны, они стали интересны и любопытны, их стали включать в новые туристические маршруты, и главное, туда потянулись потоки туристов. Важно было и то, что вся эта история стала хорошим примером для других малых городов, показав им реальный путь выхода из забвения и безисходности…
Мне очень нравилась моя работа. Я ушла в неё с головой. Полученные нами результаты подхлёстывали реализовывать проект за проектом.
Со временем это стало затягивать. Энтузиазм зашкаливал. Число проектов постоянно увеличивалось. Не хватало рук. Всё труднее стало уходить с работы вовремя. Даже для отпуска каждый раз время выделялось с большим трудом. Мне казалось, что лучше через неделю, или через месяц. Вот только закончу ЭТОТ проект. И буду свободнее. Вернувшись из отпуска, опять попадала в тот же круговорот событий.
Опять приходила с работы, сильно припозднившись. Придя же домой, всегда очень хотелось тишины. Молчания. Не спешки. И так год за годом.
В таком ритме жизни у меня совершенно не было свободного времени. На подумать. На проанализировать. Я летела вперёд с зашоренными глазами. В ущерб себе и своему здоровью. В ущерб самым любимым людям. Спать стала меньше и хуже. Накапливалась усталость и нервозность.
Через семь-восемь лет стало появляться чувство загнанности. А также какой-то безисходности. Несмотря на полученные результаты работы и их явную значимость для города, туризм в широком городском сообществе не воспринимался всерьёз. Вот ремонт коммуникаций и дорог – это да. Ввод жилья – тоже понятно. Школы и садики – святое. А туризм – это так, побрякушки. Зачем и деньги на это тратить? Пусть бизнес сам вкладывает и делает! Масса времени тратилась на убеждения, обоснования, оправдания непонятно в чём… Часто наша активность воспринималась не адекватно. В ней искались какие-то потаённые смыслы и личные интересы. Скепсис, который далее выливался в скрытое, а иногда и явное противодействие, усиливался. Многие проекты воспринимались очень ревностно. Это очень удручало и мешало. Я никак не могла понять – почему? Мы ни с кем не соперничали. Никому не переходили дорогу. Ко всем были настроены доброжелательно. Нам просто хотелось успеть сделать как можно больше. Мы пытались вовлечь в проекты как можно больше людей и коллег. Но это вызывало отторжение. Главы администрации города и района менялись, а отношение к туризму, несмотря на то, что он считался приоритетной отраслью, и к нашей работе, оставалось таким же сложным и двояким. Финансирование с каждым годом уменьшалось. Раскрученные проекты, не получая должной финансовой и организационной поддержки, не имели возможности развиваться дальше и постепенно начали изживать себя. Возможностей для запуска новых становилось всё меньше. Энтузиазм стал пропадать.
Анализируя задним числом всю эту ситуацию, я понимаю, что я и сама наделала ряд стратегических ошибок. Во-первых, в вопросе пропаганды туризма среди населения и коллег. Нужно было с этого начинать и не заканчивать ни на один день в течение всего периода работы. И в высшем руководстве страны к туризму тогда не было должного отношения, а что уж было говорить про маленький город! Я ведь была в полной уверенности, что все вокруг понимают – зачем городу нужен туризм. Это казалось такой аксиомой. Я сама пришла из туризма и знала про всё это не понаслышке. Понимание, что всё совсем наоборот пришло месяцев через восемь – девять после начала работы. Знай я это раньше, наверное, ушла бы. Мне «повезло», что наше туристическое подразделение разместили не в главном здании администрации, а отдельно. Благодаря этому, мы были отрезаны от кулуарных слухов и мнений и свято верили в понимание «общественностью» своей нужности. Поэтому работали с воодушевлением и удовольствием. Не отвлекаясь и не тратя силы на сторону. Когда же реальность открылась нам своей грустной стороной, мы уже влезли в работу с головой, запустили много проектов и сделали заделы на будущее. Отступать было некуда. Да и не хотелось. Мы-то сами для себя знали и верили, что наша работа нужна городу. Впереди были большие планы. Конечно, нужно было более серьезно сконцентрироваться на взаимодействии с окружением и создании лояльной среды вокруг туризма. Но сил на это катастрофически не хватало.
Были у меня ошибки и в управлении проектами. Возможно, нужно было сократить их число. Более узко сконцентрироваться. Более глубоко входить. И обеспечить выживаемость проектов. Но мы пришли в «чистое поле». Фантазия бурлила, глаза горели. Хотелось запустить сразу много всего. А главное, виделось – как это сделать. Планов было громадьё.
По-другому бы я организовала сегодня и внешнюю пиар-компанию нашей работы. Тогда не придавала этому должного значения. Основные мои силы были направлены на реализацию проектов и борьбу за выживание всего нашего подразделения.
Глядя назад, многое бы поправила. Но тогда об этом не задумывалась. Спросить было не у кого. Многое делалось впервые. Но это не останавливало, а наоборот, подстёгивало идти вперёд. Была какая-то жадность к работе, азарт.
Со временем внутренний дискомфорт накапливался. Бег по кругу на работе выматывал и не приносил удовлетворения. А бОльшая часть времени проживалась именно там. Я стала понимать, что зашла в тупик. Не развиваюсь. Упускаю что-то важное. А ВРЕМЯ ЛЕТИТ! Мне скоро на пенсию! А я всё бегу. Было решено. ВСЁ! Хватит! Хватит работать сутками и чувствовать дискомфорт за спиной. Убеждать всех вокруг в простых, казалось бы, истинах. В чём-то непонятном оправдываться. Тратить время на пустые разговоры и совещания. Искать слова для воодушевления команды. Когда его нет у самой себя. С этим пора заканчивать.
Я ушла из администрации района, отработав там десять лет. Благодарна тому периоду своей жизни, несмотря ни на что. Благодарна моей команде. Каждому в отдельности за его труд и энтузиазм, а также за то, что мы столько лет были вместе. Это было круто и незабываемо! Ничего бы не получилось в одиночку! Благодарна также всем, кто поддерживал и тем, кто не мешал. Не жалею ни о чем. Просто устала и почувствовала, что начала выгорать. Поняла, что нужно уступить дорогу более молодым и энергичным. Чтобы начатое дело двигалось вперёд.
Решила взять передышку, чтобы прийти в себя, оглядеться по сторонам и понять, куда идти дальше. Но не получилось. Впереди меня ждал очень неприятный сюрприз…
Я решила вернуться на пару месяцев, как я тогда планировала, в туристическую фирму, которая все эти годы работала самостоятельно, без меня. Чтобы переформатировать её стратегию, адаптировав к новым реалиям. После этого собиралась двигаться дальше в своём направлении. Но оказалось, что в фирме совсем не ждали увидеть меня в свободном состоянии. Да ещё и претендующей на рабочие взаимоотношения. Компания, которую я создавала, вложила на старте массу сил, финансов, умений, обеспечила её развитие и поступательное движение, встретила меня как чужую. Как будто меня там никогда и не было. Видимо, у моих бывших коллег – товарищей голова закружилась от успехов. И как-то совсем забылось, что эти успехи не создались здесь и сейчас, а были обусловлены многими предшествующими годами большой работы на износ. Когда искали себя и находили не с первого раза. Теряли деньги, а вместе с ними и терпение. Вкладывались финансами снова и вскрывали в себе новые резервы. Когда, наконец-то, нашли свою нишу, раскрутили и передали в «надёжные» руки… Мне пришлось пережить предательство со стороны людей, которым доверяла. Которым помогала в трудные моменты. Которые были для меня априори честными людьми. А кто-то и почти членами нашей семьи. С которыми многое связывало…
Было тяжело. Не только физически или организационно. Морально. Много мыслей я тогда передумала. О людях и мотивах их действий. О доверии и легкомыслии. О небоязни делать заведомо нечестные поступки. А ещё о том, что почему-то в нашей стране у многих людей увод бизнеса у партнера не считается воровством. По их мнению, человек, сделавший это – не вор, он просто «вовремя подсуетился» и «умеет жить». Что это? Незрелость настоящего бизнес сообщества? Короткая история деловых отношений в стране? Или сказывается истреблённый в тяжёлые времена генофонд России?
После тяжких раздумий я пришла к выводу, что любое испытание приносит благо. В моем случае этим благом стало то, что из моей жизни ушли «не мои» люди. Ведь если бы всего этого не произошло, я бы до сих пор им доверяла и отдавала бы часть себя. Как оказалось – в никуда. Благодаря случившемуся, моя энергетика очистилась от негатива, и этому нужно только радоваться.
Я опять начала с нуля. В моей жизни снова начался круговорот событий. Стала создавать новую фирму, делать новые продукты, набирать и обучать сотрудников. Параллельно я оставалась директором Ассоциации малых туристских городов и также, как и прежде, вела её проекты. Так продолжалось ещё два года. Пока до меня не дошло понимание, что я иду в НИКУДА.
Я поняла, что ЕСЛИ Я СЕЙЧАС НЕ ОСТАНОВЛЮСЬ, ТО Я НЕ СДЕЛАЮ ЭТОГО НИКОГДА. У меня пока есть силы и время для того, чтобы сделать в своей жизни ещё что-нибудь интересное. Но уже их нет для растраты впустую. ВРЕМЯ ПРИШЛО!
*
У Сергея были свои весомые причины для остановки и размышлений. Он тоже всегда много работал, как ответственный глава семейства, на котором лежала основная забота по его обеспечению. Я никогда не требовала от него этого, но так было устроено и в моей, и в его семьях. Это передалось и нам.
Во время нашей жизни в Нарьян-Маре, кроме основной занятости инженером на мясокомбинате, он занимался общественной работой в статусе председателя Совета трудового коллектива. В 24 года даже был директором мясокомбината в течение четырёх месяцев.
Сергей постоянно работал в выходные и праздники. Приходилось заниматься разными делами: монтажом оборудования, сваркой металлических конструкций, запуском холодильных установок… Ездил по командировкам в различные точки Севера. Много сил и времени уходило на строительство дома.
В Угличе было то же самое. Он везде работал на полную катушку и, благодаря его усилиям, наша жизнь была вполне самодостаточной. Всё было более-менее стабильно и понятно. Мы планировали своё будущее, в том числе и в вопросах работы. И тут вдруг – перестройка! Старое ломалось на глазах. Новое было зыбким и непонятным. Повсюду закрывались давно работающие предприятия. В Угличе, в том числе. Ситуация становилась очень нестабильной и непредсказуемой.
Мясокомбинат, где работал Сергей, тоже отживал последние дни. Было понятно, что будущего там нет… Сергею пришлось самому думать, где зарабатывать деньги. Нужно было искать свежие решения. В стране как раз началась новая эпоха – предпринимательства. Что с этим делать – мало тогда кто знал. Опыта подходящего не было. Но и выбор вариантов в условиях маленького города был невелик. В конце концов ему пришлось уходить в бизнес. Конечно, это был очень серьёзный шаг. Рискованный. Волнительный для всех нас.