Еще один очень важный фактор, который мы учитывали при выборе стран и составлении маршрута, а также при расчете скорости нашего передвижения – это сезонность. Нам было важно везде попасть в весну – лето (по погоде), чтобы не тащить на себе лишнюю одежду для холодов. Но при этом не хотелось угодить в самую жару. Почти везде это удалось. Однако нещадно палящего солнца мы всё-таки хватили.
Учитывая все вышесказанное, мы довольно долго и скрупулезно прорабатывали маршрут нашего кругосветного путешествия. Список стран то разрастался под наплывам хотелок и впечатлений, то опять сужался под воздействием здравого смысла. Это было сложно! Мы корпели над ним не один месяц! В конце концов у нас образовался «скелет» маршрута с примерным временным графиком. Он и был принят за основу. Если честно, то когда мы его утвердили, мне казалось, что всё это – какая-то нереальность, детская игра в города и страны. До конца не верилось, что это можно будет воплотить в жизнь.
Опережая события, скажу, что этот проект маршрута оказался очень реалистичным. Мы практически полностью следовали ему. Даже во временной график почти вписались. При необходимости мы вносили по пути небольшие корректировки. Но в целом проработка маршрута была сделана нами очень тщательно. Сами себя хвалили потом и сами себе удивлялись. Все подробности маршрута, а также наши впечатления о 44-х странах и сотнях городов, которые мы посетили за время путешествия, я опишу ниже.
Единственное, что помешало нам выполнить маршрут полностью – это внезапно появившийся коронавирус. Северная Америка и Северная Европа остались ждать своего следующего шанса. Однако, несмотря на это, наша кругосветка состоялась по всем параметрам, даже с точки зрения классического подхода: мы пересекли все меридианы земного шара и дважды – его экватор!
По возвращении домой мы констатировали, что наше путешествие было так тщательно запланировано, что почти не случилось никаких серьёзных срывов или происшествий. Шутили, что нам даже где-то не хватило драйва! Но если серьезно, у нас был только один шанс воплотить в жизнь нашу мечту. И мы за него ухватились. Поэтому лихие приключения нам были ни к чему. Нам было совершенно не жалко кучи выходных дней, потраченных на бесконечные предварительные расчеты и блуждания по картам. Результат оправдал наши ожидания! Мы использовали выпавший нам шанс – совершили наше большое кругосветное путешествие!
Получение новых знаний и навыков
Кроме таких базовых вопросов, как финансирование путешествия и разработка маршрута, а также – как оторваться от работы, в нашем подготовительном списке было ещё немало других. Не таких масштабных, но тоже чрезвычайно важных. Связь, безопасность, транспорт, визы, языки, экипировка и многое другое… Всё это предстояло проработать. С одной стороны это напрягало, так как этих дел было много, плюс – они постоянно добавлялись и накапливались, как снежный ком. С другой стороны – мы одновременно расширяли свой кругозор, осваивали новые навыки и, соответственно, развивались. Голова работала как постоянно включенный компьютер, куда систематически загружались дополнительные программы. Мозги шевелились круглосуточно. Особенно последний год. Это бодрило. Каждая решённая задача добавляла энтузиазма и уверенности в себе. Про некоторые из них, которые входили в пятёрку основных, я расскажу ниже.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Понятно, что без знания хотя бы одного иностранного языка кругосветку не осилить. Поэтому я опять начала подтягивать свой английский. Почему опять? Дело в том, что попытки учить английский язык делались мною не один раз. Сколько себя помню, я с завидной периодичностью занималась им на разных курсах. Начиная с четвертого класса школы. Занималась всегда с удовольствием. Прямо с азартом. Это у меня какой-то навязчивый пунктик. Вечно неоконченный и постоянно возобновляемый. Даже ездила на две недели в Ирландию в английскую школу, где была в нашей группе самым возрастным учеником. Правда меня это ничуть не смущало. В результате я стала «продвинутым пользователем». Но так как активной практики не было, всё забывалось и откатывалось назад. К моменту поездки мои знания так и оставались на продвинутом, но не достаточном для добротного общения уровне.
Опять стала искать варианты. Это было непросто, так как у меня были определенные требования ко времени и периодичности занятий, связанные с моей загрузкой на работе. В городе никак не удавалось подобрать. Как-то случайно услышала про онлайн – школу. У меня был опыт обучения через скайп. Мне не очень понравилось. Здесь же совсем по-другому. На удобной интернет-платформе. С мобильным приложением. Расписание занятий подбираешь сам. Преподавателя подбирают по твоему желанию. И всё это – не выходя из дома! Отличный вариант!
Занималась два раза в неделю. Преподавателем у меня была молодая девушка Дарья. Возраста моего старшего сына. Сначала было непросто. Я позабыла всё, что когда-то учила, поэтому тупила конкретно. И мне было неловко перед молодой учительницей. А потом решила – чего мне стесняться? Учиться никогда не стыдно. Тем более, что деваться мне было некуда.
Шесть месяцев я училась прямо с каким-то остервенением. Как в былые студенческие времена. Сидела и корпела каждый день. До ночи делала домашние задания. Мне очень нравилось! У меня был такой азарт, что я готова была брать занятия каждый день. Но времени на это у меня не было. Я очень жалела, что не нашла эти курсы ранее. За пару лет до путешествия. Но я просто не знала, что такие есть! В конце занятий я успешно сдала выпускной экзамен по результатам пройденного материала. Я была вооружена!
Сергей тоже долго занимался английским языком. Сначала по выходным в Ярославле (мы тогда там жили). Больше года. Потом был большой перерыв. Когда же начал осваивать морские дела, опять пришлось сесть за учёбу. Нашёл в Ярославле преподавателя и ездил к ней уже из Углича по два раза в неделю целых три года. Нормально продвинулся!
ГАДЖЕТЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ
Озадачились мы перед поездкой и подбором полезной техники: что с собой брать? Какой и сколько телефонов? Какой фотоаппарат? Зарядные устройства – какие и сколько? Всевозможные провода и шнуры. Нам было важно не только подобрать нужный ассортимент, но и чтобы всей этой техники было немного – вес для нас имел большое значение! Нам всё это предстояло год носить на своих плечах!
На помощь опять пришли наши сыновья, которые были более продвинутыми в этих вопросах. Младший сын составил список. Мы его немного откорректировали. Потом пожалели об этом. Первоначальная версия была правильнее. Сын всё закупил, и мы это распределили по рюкзакам. Что у нас получилось в результате?
ГАДЖЕТЫ были представлены в следующем составе.
– Смартфоны – три штуки (у каждого по одному и один запасной – у Сергея. Запасной телефон был уже старенький, поэтому в не сильно безопасных местах мы на улице в качестве навигатора пользовались именно им, чтобы не привлекать ненужное внимание. Потом так и приспособились его пользовать для ориентирования на местности, чтобы не разряжать основной телефон).
– Часы спортивные (с шагомером, измерением пульса и другими нужными измерительными приспособами). Часы коннектились со смартфонами, что было очень удобно, чтобы лишний раз не вытаскивать телефон. У Сергея были в наличии, а мне мы купили перед отъездом, позарившись на небольшую цену (для таких часов) и красивый дизайн. Младший сын скептически к ним был настроен. И он оказался прав. Во-первых, эти часы нужно было через день заряжать, что создавало массу неудобств. Я постоянно забывала это делать. Во-вторых, они вышли из строя на полпути. Дальше пришлось двигаться без них, что внесло некий дискомфорт. Вывод один – не зариться на вещи с подозрительно низкой ценой. Подведут в любой момент.
– Экшен камера GoPRO. Мы колебались – брать её или нет. С одной стороны, мы не были уверены – хватит ли нам только смартфонов для фото- и видеосъёмок. С другой – сама камера хоть и маленькая, но вместе с аксессуарами к ней занимала немало места и существенно добавляла веса. В конце концов решили, что возьмем её с собой, а если она окажется лишней, отдадим сыну на запланированной встрече в Турции. Так и получилось. Носить постоянно с собой дополнительную камеру оказалось делом неудобным. Особенно, когда мы ходили по городу без рюкзаков. Сунуть её было некуда. Чередовать с телефоном – хлопотно. А телефонные съёмки она не заменяла по ряду важных причин. Главная из которых состояла в том, что фото и видео из телефона я могла сразу в любое время загружать в соцсети. Хоть в отеле, хоть в автобусе во время переезда, был бы интернет. Тут же могла сделать ролики для постов. А с камерой такого не получится. В конце концов я перестала ей пользоваться. Сергей ещё продержался немного, но позже тоже перешел только на смартфон. В результате за все время путешествия мы сделали на телефоны почти 50 000 фотографий и около 10 000 видео, которые вполне устроили нас и по качеству, и по ситуативности.
– Планшеты – две штуки. Один обычный и один – мини. Решили, что только телефона с его небольшим экраном будет мало. В пути это подтвердилось, но оказалось, что вполне достаточно только одного мини-планшета на двоих. БОльшую часть информации всё равно смотрели в телефоне, потому что часто это происходило в пути. Отели или транспорт бронировали тоже через приложения в телефоне, так как сохраненные в нём брони было удобно предъявлять на месте. Поэтому позже обычный планшет также отдали сыну в Турции.
– Зарядные устройства для телефонов и планшетов. Проводные для розеток – по две штуки на каждого. Один автономный пауэрбанк. Взяли тот, который был у нас в наличии на тот момент (большой и тяжелый). Хотя сын советовал купить более современную версию – облегченный с функцией быстрой зарядки. В дороге поняли, что сын опять был прав и приобрели нужный вариант. Старый подарили знакомому горному инструктору в Таджикистане.
– Адаптеры – взяли один, который был у нас в наличии – для США. Который так и не пригодился. Остальные адаптеры покупали по месту необходимости.
Что касается смартфонов и приложений к ним, то это было наше всё! Как раньше путешествовали без них – сейчас трудно представить. Это огромное подспорье в поездках. Там – вся наша жизнь: безопасность, информация по маршруту, ночёвки, проплаты… И много ещё разного. Больше всего, наравне с банковскими карточками, мы боялись потерять именно телефон.
В наших смартфонах, как и у большинства пользователей, стандартные мессенджеры для поддержки связи стояли давно, и мы ими активно пользовались. Также давно в нашей копилке полезностей были гостиничные агрегаторы. Часть же приложений мы отобрали и установили специально для путешествия. А какие-то пришлось искать и скачивать по ходу требования. Что-то из них понравилось, что-то не оправдало надежд. Конечно, хорошо бы все их заранее освоить, чтобы полностью использовать возможности. И если что, иметь время поменять. Хочу сказать, что наш комплект приложений получился довольно полным и очень помог нам в путешествии.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ, которые были у нас наиболее востребованными (не буду перечислять стандартные, которыми пользуемся в повседневной жизни или те, которыми пользовались редко, или которые не оказались не востребованными), я привожу ниже.
Гостиничные. Пользуемся ими не один десяток лет. Без них путешествие усложнилось бы многократно. В основном пользовались первыми двумя:
– Booking
– Hotels
– Agoda – пользовались редко, но пару раз помогло.
– Airbnb – пользовались не часто. Чаще искали и не находили подходящего варианта. Но держали как запасной вариант.
В Турции, а потом в Китае столкнулись с тем, что гостиничные агрегаторы запрещены в стране. Пришлось туго. Воспользовались обходными путями. В Турции же, когда переехали в центральную и северную часть, несколько раз искали отели прямо по приезду в город. Шли по центральным улицам и заходили во все попавшиеся. Из них выбирали подходящие. Очень некомфортно было. Да и время теряли. Зато ещё раз оценили удобство отельных приложений.
Погодные:
– Gismeteo – стандартная программа.
– PocketGrib – морская программа. Сергей ей обычно пользовался на яхтах. Часто нас выручала, несмотря на максимальную сухопутность наших передвижений. Я её называла «Клюшки». Там значки силы и направления ветра очень похожи на хоккейные клюшки.
Транспортные:
– Maps.me – это наше спасение! Незаменимый помощник по ориентированию в городах. С ним мы чувствовали себя уверенно везде. Проложить путь к гостинице или другим объектам. Найти достопримечательности или ближайшие станции метро. Понять, где выходить к гостинице из метро или другого общественного транспорта. Да много ещё чего! Без него – как без рук. Я помню, как мы ехали восемь часов на общественной маршрутке от границы с Камбоджей в Паттайю, и как обычно, постоянно контролировали своё местонахождение. Вдруг Maps.me перестал ловить спутник. Мы почувствовали, если не панику, то огромный дискомфорт. Как будто мы попали в вакуум. Или едем по другой планете. Ничего не понять. Кто мы? Где мы? Где нам выходить? За окнами – ночь. Через пару часов все наладилось. Стрелка забегала. Всё встало на свои места.
– Trip.com. Это приложение для бронирования и покупки железнодорожных билетов в разных странах. Оно буквально спасло нас в Китае. Там, придя на железнодорожный вокзал Харбина, мы впервые столкнулись с тем, что вся информация была только на китайском языке. По-английски – ничего. Даже названия городов не совпадали. Как уж мы там только не изгалялись, чтобы найти и купить нужные нам билеты до Даляня! Переводчики не спасали – нас никто не понимал! Я об этой ситуации написала в отдельном посте. И если бы не это приложение, мы бы далеко не уехали. Здесь мы нашли все передвижения поездов, расписания, цены. Можно было забронировать билеты, а потом выкупить их на вокзале. Или сразу всё оплатить, а на вокзале только получить распечатки. Для этого было достаточно показать в окошке номера брони на телефоне.
– Tutu.ru – для поиска билетов на поезда.
– Rentalcars. Через него мы арендовали машины в Австралии и Новой Зеландии. Правда уровнем сервиса остались не очень довольны.
– Direct Ferries – хороший помощник для поиска паромов в разных странах. Пользовались, когда перебирались из Греции в Турцию по островам.
– Skyscanner – чаще всего именно этим приложением пользовались для покупки авиабилетов.
– Aviasales – также для поиска авиабилетов.
– Airasia и другие локальные авиаперевозчики
– приложения метро разных городов
– BlaBlaCar – очень выручал нас, особенно при путешествии по России. Практически всю Сибирь мы проехали с его помощью.
– Стандартный навигатор от айфона.
– Uber, Яндекс такси, Максим – это таксишные дела. В разных странах свои приоритеты. Нам пригодились все.
– Grap – такси в Юго-Восточной Азии.
Из других тем:
– переводчик Google. Обязателен для загрузки. Правда в Китае он нам не помог. Китайцы его не понимали.
– Splice – для создания видеороликов. Все мои видео для постов были сделаны на нём. Не во всём оптимальный, но я к нему привыкла, и работа шла быстро.
– TripAdvisor. Для тех случаев, когда нужно было найти ресторан/ кафе с локальной кухней. Или посмотреть отзывы о каких-то достопримечательностях.
– VPN – для доступа к интернету в Китае и иногда в Турции. Без него нет доступа ни к поисковым системам (отелей, транспорта, др.), ни к соцсетям, да и много ещё к чему. Поставили три разных. Работали с переменным успехом. Но спасли однозначно.
– Онлайн банки, которыми мы пользовались.
– drimsim – сим-карта международной связи, но ей почти не пользовались.
– 2 симки местной связи покупали только в Австралии и Новой Зеландии – для пользования навигацией на арендованных машинах.
– Priority Pass – для доступа в залы отдыха в аэропортах.
– Vivino – винное приложение. Да-да! Такое приложение очень помогало разобраться в огромном ассортименте вин в тех странах, где их обязательно нужно было дегустировать – Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентине…
Представленные приложения очень помогли нам в разных ситуациях путешествия и позволили нам чувствовать себя уверенно во всех уголках земли.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
С соцсетями я долго не могла подружиться. Всё не понимала, зачем мне это нужно. У моего поколения не было тяги выкладывать своё личное на обозрение всему миру. Не умела ими пользоваться и в качестве пиара рабочих достижений. Природная зажатость мешала. Этим занимались мои более молодые и продвинутые коллеги. Очень умело и эффективно. Меня они тоже всячески пытались к ним приучить. Но я туго это воспринимала.
Однако, нужда всё-таки заставила меня пересмотреть свои взаимоотношения с соцсетями. Когда я вернулась после администрации в туристическую компанию, мне пришлось взять пиар компании на себя. Я завела аккаунт в Фейсбук и Инстаграм. Научилась делать посты. Сначала получалось не очень. Но потихоньку и фото стали покачественнее, и тексты поинтереснее.
Когда собирались в путешествие, мы думали – будем ли освещать его в каком-либо формате? Продумывали возможные варианты. Но потом решили, что не будем этого делать. Мы едем для себя. И это наше личное дело. Вряд ли кому-то, кроме наших близких, это будет интересно. С этой мыслью мы и выехали.
Однако, когда я написала в своём аккаунте Фейсбук о том, что на ближайший год я буду вне связи и объяснила причину этого, то мне написало большое количество людей. Из близкого окружения и не очень. Даже люди, с которыми мы были едва знакомы. Которые пожелали доброго пути и просили делиться своими впечатлениями. Для меня это было очень неожиданно. Не думала, что будет такая живая заинтересованность. И тогда я решила попробовать писать. В конце концов, это будет электронным дневником нашего путешествия. Который всё систематизирует и оставит в памяти.
Я попросила помощи у сына и его подруги, чтобы преобразовать мой бывший рабочий аккаунт в Инстаграмм в личный блог. Так как сама ещё слабо в этом ориентировалась. Мы его вместе поправили. И я начала своё повествование. Сначала понемногу. Потом чаще. И как – то это пошло. Не всегда получалось интересно. Я поняла, чтобы научиться писать хорошо и быстро, нужно практиковаться постоянно. Важно писать каждый день, хотя бы по чуть- чуть. Не обязательно из этого получится пост. Зато будет хорошая практика. В результате за 395 дней путешествия я написала и разместила в своих соцсетях 265 постов с фотографиями и видеороликами.
Я, конечно, потом жалела, что не продумала/ не придумала всю эту историю с личным блогом заранее. Нужно было сделать аккаунт. Писать туда о подготовке путешествия. О его задачах и своих мыслях. Тогда не пришлось бы все это делать впопыхах. Да и опыт ведения блога был бы уже продвинутым. И подписчики были бы в достаточном количестве. Это уже, если ставить задачи на продвижение своего блога. Я же во время путешествия этим не была озабочена. Не было на это лишнего времени.
Однако, несмотря ни на что, я очень довольна, что всё-таки завела свой блог. Это помогло мне вовремя обрабатывать всю получаемую во время путешествия информацию и рассказать своим подписчикам много интересного про разные страны, поделиться своими мыслями, воспоминаниями и найденными смыслами. Полученная практика оказала мне огромную помощь в дальнейшем написании этой книги.
Сергей тоже долго отбивался от ведения соцсетей, а потом всё-таки завел аккаунт в Инстаграм и стал выкладывать там фото по маршруту путешествия – чтобы хронологию сохранить, да и фотографии – в случае непредвиденной утери смартфона.
Экипировка и сборы рюкзака
Собрать рюкзак в дорогу оказалось делом непростым. Мне нужно было отобрать минимум вещей, которыми я буду пользоваться ближайшие полтора года. Основная сложность состояла в том, что эти вещи я должна буду носить в рюкзаке сама. За своими плечами. То есть, сколько я наберу всего, столько и буду таскать. А я – дама хрупкого телосложения. И переноска тяжестей – это, мягко говоря, не самая сильная моя сторона.
Этот процесс занял у меня немало времени. Сначала я всё обдумывала в голове. Привыкала к мысли, что вещей у меня будет намного меньше, чем обычно. Это, кстати, меня не сильно пугало. Потом встал вопрос – а какие именно это будут вещи. Вопрос осложнялся тем, что мы выехали из дома в конце февраля. Зима была уже на исходе. Но и весна пока не наступила. Далее у нас основным временем года предполагалось лето. Но и возможные холода в горах нужно было не упускать из виду. То есть одежда должна быть на разные сезоны.
Всё оказалось решаемо. Благо сейчас можно найти удобную экипировку на любой вкус. Нам очень помогло то, что перед стартом путешествия наши сыновья открыли в Угличе франшизу одного спортивного мультибрендового магазина. Поэтому нам не пришлось ездить по другим городам и тратить время на поиски покупок. Почти все было куплено здесь.
Одежда подбиралась из принципа оптимальности, дополняемости и трёхслойности. С использованием различных современных технологий. Чтобы грело, дышало, не продувало и не промокало. Легко стиралось и быстро сохло. Мембраны, гортекс, 3D технологии и т. д. Это очень важно при том активном образе жизни, который нам предстоял. Важно не только для комфорта. Но и для здоровья. А в нашем случае, значит, и для безопасности.
В конце концов после тщательного подбора, отбора, взвешивания и проверки на носибельность, в моем рюкзаке оказался оптимальный набор вещей. Список привожу ниже.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ:
– Легкий пуховик (до минус 10 градусов). С небольшой пропиткой и технологией 3 D. Очень классный! Тёплый. И сворачивался в маленький лёгкий комочек. Просто находка!
– Куртка – трансформер межсезонная. С пристёгнутой подкладкой. После отстёгивания подкладки куртка превращалась в ветровку (с защитой от ветра и дождя) и тёплую флиску. Обе они успешно служили мне как вместе, так и по отдельности. Такая комбинация была очень удобной.
– Термобельё. Незаменимая вещь. На все случаи. Когда много двигаешься и потеешь. И когда нужно немного утеплиться. Это как раз про меня.
– Флиска тонкая летняя. Очень была востребована.
– Брюки горные – 2 шт: одни тонкие летние, другие чуть теплее.
– Футболки: 3 шт. Две супер дышащие и с защитной от солнца. Одна – обычная, трикотажная.
– Бельё нижнее – 2 комплекта. Оба из тонких тканей. Плюс – трикотажная маечка для сна. И на всякий случай. Муж всё смеялся над этой майкой. А я без неё – никак. Пусть будет!
– Халат легкий короткий. Немнущийся. В нашей семье получил прозвище – «вечный». Старший сын ещё называет его «новое платье». Это платье – халат служит мне уже много лет во всех поездках. Всегда пригождается. И здесь он было очень к месту! В отелях, на пляжах и т. д.
– Носки – 3 пары. Утеплённые гольфы – 1 пара (спасли меня в холода).
– Шапка флисовая тонкая.
– Перчатки спортивные демисезонные.
– Гейтер.
– Бейсболка летняя.
– Ботинки горные низкие. Гортекс.
– Кроссовки летние. Легкие. Дышащие.
– Сланцы «вьетнамки».
ДРУГИЕ ВЕЩИ:
– Сумка поясная наружная. Супер удобная и необходимая вещь! В ней – документы, телефон и зарядка для него, часть денег и всякие мелочи, которые могут понадобиться в любую минуту (билеты на очередной транспорт, носовые платки, таблетки от аллергии, помада гигиеническая и т.д.). Такая мини-мини замена дамской сумочки.
– Косметика разная. Самое «больное» место в моём наборе вещей. Декоративную косметику (тушь для глаз, пудру и всё такое) я сразу убрала в дальний шкаф до возвращения. Понимая, что это будет совсем лишним. Со средствами ухода ситуация была сложнее. Я привыкла дома иметь кучу кремов на разные случаи жизни. Для рук, для ног, для тела и т. д. А уж для лица и вовсе склад: тоники, эмульсии, маски… Это кроме самих кремов. Да ещё и косметика для волос! Как у большинства женщин. При этом всё это – в больших и довольно тяжёлых упаковках. Стеклянные пузырьки и бутылочки – это, конечно, красиво. Но если всё это собрать вместе, то мой рюкзак стал бы неподъёмным. Поэтому здесь мне предстояла немалая работа. Кое-как я с ней справилась. Но не вполне оптимально. Я переложила всё необходимое в маленькие пластмассовые баночки, но этого «необходимого» оказалось всё же многовато. Три косметички. По ходу путешествия количество чего-то понемногу убавлялось. Одновременно чего-то и прибавлялось тоже. В общем, косметика была моим слабым звеном с точки зрения оптимальности. Но с другой стороны, я же не могла себе позволить просто не следить за собой целых полтора года! Это было бы слишком непростительно. Муж всё пытался навести ревизию в моих косметичках, но я была непреклонна.