Книга С рюкзаком на пенсию. Как уйти в кругосветку за новыми смыслами - читать онлайн бесплатно, автор Елена Канева. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
С рюкзаком на пенсию. Как уйти в кругосветку за новыми смыслами
С рюкзаком на пенсию. Как уйти в кругосветку за новыми смыслами
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

С рюкзаком на пенсию. Как уйти в кругосветку за новыми смыслами

Вместе с компаньонами открыли небольшую компанию. Сначала было очень тяжело. Многому пришлось научиться и многое преодолеть. Всё было впервые. Работа с банками, найм персонала, покупка грузового транспорта, вопросы безопасности (время было лихое!) … Всё это приходилось делать практически в круглосуточном режиме. Методом проб и ошибок. Посоветоваться было не с кем. Никто ничего не понимал. Родители тоже ничего не могли подсказать – для них это время стало тяжким испытанием и сломом всех понятных устоев. Уход Сергея с госпредприятия в бизнес был для них чем-то из ряда вон выходящим. Они, конечно, переживали за всю эту историю.

Работа мужа сопровождалась частыми разъездами и командировками. Часто – сам за рулём. Практически через день Сергей уезжал в три – четыре часа утра и возвращался поздно ночью. Уставший. Только бы до кровати. Работал без выходных и праздников. Сутками напролёт. Искали товары, партнёров, поставщиков. Выстраивали взаимоотношения. Мониторили ситуацию вокруг. Одновременно приходилось учиться – ездить на курсы, семинары. Нужно было выстраивать стратегию развития и двигаться вперёд.

Я поддерживала, как могла. Готовила ему ранние завтраки, собирала с собой в дорогу перекусы. Обязательно встречала, не ложась спать до его возвращения. Очень волновалась за его бесконечные разъезды. И, что ещё очень важно – доверяла. И не докучала пустыми расспросами. Понимая, что всё это он делает для нас всех, для семьи…

Со временем дела пошли в гору и через несколько лет удалось построить довольно крупную компанию.

Компания стабильно росла и развивалась. Строились планы на будущее. Однако, их реализацию остановили возникшие проблемы. Серьёзные. Неожиданные. Не по части ведения бизнеса и не со стороны конкурентов. От государства. Которое вдруг поменяло своё видение. Тогда, в свои трудные времена, когда оно не могло обеспечить всех работой, оно просто самоустранилось. Нам пришлось выживать самим, строить бизнесы. То, что мы зарабатывали, мы не пускали на потребление, а вкладывали в развитие предприятий, создавая новые рабочие места. Теперь же, когда ситуация в стране стабилизировалась, отношение к бизнесу категорически изменилось. Это было обидно и как-то тупиково, так как на всю эту непростую деятельность было потрачено огромное количество усилий и, что немаловажно, веры в нужность своей миссии… Решать проблемы пришлось долгие семь лет. Это потребовало много сил, здоровья и психологического настроя. Желание развивать бизнес пропало.

Очень помогло, что к этому времени старший сын Антон закончил институт, вернулся из Москвы и подставил своё плечо. Молодой оптимизм и деловой напор помогли устоять и выправить ситуацию. Появилась возможность идти вперёд, но…

В пятьдесят с небольшим Сергей внезапно попал в кардиологию. Логичный итог семилетних разбирательств. В больнице насмотрелся и наслушался много всего! Задумался о скоротечности жизни. О том, что у него на сегодня есть. О чём он мечтал. И понял, что ничего нельзя откладывать.

Появилось много новых увлечений, которые помогли справиться со стрессом. К старым хобби (теннис, фотография, видеосъёмка и др.) добавились яхтинг, саксофон, синтезатор. Для постижения двух последних ходил… в детскую музыкальную школу. Яхтингу обучился в морской школе в Черногории. Получил удостоверение капитана. Ходил на парусной яхте по морям и океанам. В том числе капитаном.

Много думал и читал за это время. Общался с интересными людьми. Нашёл для себя мудрые мысли и откровения. О смысле жизни. О ценностях и приоритетах.

Понял, что нужно остановиться и не бежать, сломя голову. Нужно успеть сделать что-то очень важное для себя. О чём давно мечтал. Но так и не находил времени для этого. Не то, чтобы он не думал об этом всём раньше. Но больница и чужие чаяния о несбыточности сокровенного расставили всё на свои места, подтолкнули его всё переосмыслить. Понять, где он сейчас. И решить, куда двигаться дальше.

Так наши с мужем мысли и желания сошлись воедино. И тогда мы приняли решение – воплотить в жизнь нашу давнюю мечту о кругосветном путешествии. Старт назначили на 01 марта 2019 года. За месяц до исполнения нам обоим по 55 лет и до перехода во вторую половину жизни. Стартуем из Санкт-Петербурга. Это – наш любимый город. Главный для нас. Поэтому и наша мечта должна стартовать отсюда!

Решение финансовых вопросов для путешествия


Один из первых вопросов, который мы себе задали, как только приняли решение – сколько будет стоить кругосветное путешествие? И самое главное – где взять необходимую суму денег?

Есть отчаянные люди, которые отправляются в кругосветное путешествие, не имея достаточных средств для обеспечения его полного бюджета. Они подрабатывают по пути, не чураясь любых, даже самых черных работ. И ищут бесплатные варианты ночлегов и питания в обмен на работу или общение. Чаще всего это – молодые парни и/или девушки. Это тоже вариант. Интересный и авантюрный. Он больше похож на приключение. Возможно мы бы тоже воспользовались им, если бы нам было 25 – 30 лет. Но в том возрасте мы не могли себе позволить уехать из дома на такое долгое время – мы делали свои карьеры и растили детей.

Нам выпал шанс совершить кругосветку в наши 55. В этом возрасте мы уже не искали для себя приключения. Наша цель была – уйти от рабочей суеты, чтобы разгрузить голову, думать и находить новые смыслы для своей второй половины жизни. И мы хотели сосредоточиться именно на этом. Поэтому вопрос финансирования путешествия нам нужно было решить ДО его начала, а не во время его. Чтобы не дергаться по пути и не отвлекаться от нашей главной цели. Да и просто, чтобы не ставить путешествие под угрозу срыва, если вдруг закончатся деньги, а взять их будет неоткуда.

Поэтому решившись на кругосветку, мы стали прорабатывать её бюджет. Мы хорошо понимали свои финансовые возможности. Отдавали себе отчет – чтобы сформировать достаточный финансовый запас для совершения путешествия, нам несколько лет придется экономить, приспособиться обходиться малым. От чего-то отказаться, а что-то выставить в приоритете. К счастью, это не стало для нас большой моральной проблемой, так как в нашей семье давно сложилось, что взаимоотношения, образование, путешествия для нас важнее, чем покупки каких-то вещей.

Мы не гонялись (и не гоняемся до сих пор) за самыми крутыми марками машин и не меняем их каждые три года. Мы ездим на своих «японцах» по десять – двенадцать лет. И нас это не напрягает. Просто тщательно выбираем марку машины, ориентируясь не на самые дорогие варианты, а на добротное качество.

Мы не тратим деньги на одежду элитных брендов и не бегаем за новинками из модных журналов. Нам достаточно, чтобы одежда была красивой, качественной и удобной. И чтобы носилась с удовольствием. То же самое относится и к одежде для путешествий – да, мы покупаем только то, что сделано с использованием самых современных технологий – гортекс, мембраны и т. д. Однако выбираем не самых дорогих производителей. Цена для нас имеет значение.

У нас нет «складов» домашней техники. Только то, что нужно и чем пользуемся постоянно. Нашей корейской стиральной машине двадцать три года. И я не меняю её не потому, что жалко денег, а потому, что она до сих пор отлично работает и полученный результат устраивает меня.

Был период, когда мы покупали массу ненужного ширпотреба. Это было в постперестроечные времена, когда на прилавки хлынули неведомые нам товары. После тотального дефицита нам, «изголодавшимся», хотелось купить всё подряд. Всё казалось красивым, модным, удобным. Ах, если бы это было так!

Ещё было время, когда мы начали ездить по заграницам и столкнулись с огромным выбором уже реально хороших вещей. Перед искушением было невозможно устоять, и мы ему поддались. Пока не насытились и не поняли, что все эти спонтанные покупки имеют оборотные стороны: во-первых, они незаметно «вымывают» семейный бюджет, а во-вторых, накапливаясь, забивают собой всё свободное пространство вокруг. Да и в таком количестве они точно не нужны! Именно с этими залежами мне пришлось усердно бороться, когда перед путешествием я готовила дом к передаче семье старшего сына. Зачем это всё покупалось?

Позже, уже в процессе путешествия, мы стали присматриваться к теории минимализма. Я об этом ещё напишу подробнее. Когда мы об этом сказали нашим сыновьям, они в один голос воскликнули: «Как, вы ещё бОльшего минимализма хотите?» Мы все вместе засмеялись. Но если серьезно, то мы не пытаемся на всем сэкономить и максимально ужаться в своих расходах. Это совсем не про скупердяйство. Просто хотим покупать только то, что действительно нужно, ровно столько, сколько его нужно и такого качества, как нам нужно. Вот и всё. И мы не пытаемся никому навязать своё мнение. Оно у каждого своё: сколько и на что тратить. Также как и приоритеты – каждый выставляет свои. У нас они вот такие. И они позволили нам в результате сформировать финансовый запас, достаточный для совершения кругосветного путешествия.

Для того, чтобы понять, сколько нам нужно будет денег для путешествия, мы набросали его ооочень прикидочный маршрут. Подробнее о маршруте я напишу ниже. Затем обозначили формат путешествия. Это эконом-вариант, который предполагал ряд постулатов:

– проживать мы будем преимущественно в мини-гостиницах, съёмных квартирах и недорогих гостевых домах;

– в кафе – рестораны будем ходить крайне редко. В основном будем готовить сами из местных продуктов;

– передвижение – преимущественно наземным транспортом.


В этих ограничениях были свои большие плюсы – они позволяли нам максимально погрузиться в жизнь посещаемых стран. А нам этого очень хотелось.

Далее мы изучили по интернету стоимости проживания, питания и передвижения по всему маршруту. Сделали предварительные подсчеты. И у нас получилось, что в среднем нам придется тратить на «всё про всё» по сто долларов ежедневно. Это была цифра – максимум. За которую мы не должны были переступать. Мы взяли её за основу. Забегая вперед, скажу, что мы смогли поместиться в эту сумму. Какие-то страны, города или достопримечательности были подороже (Австралия, Новая Зеландия, Сингапур…), какие-то – подешевле (например, Тайланд, Камбоджа…). Одни компенсировали другие. Так и получалось среднее арифметическое.

Для бОльшего понимания – как это выглядело в жизни, можно взять для примера известную программу «Орёл и решка», где одному из ведущих выпадает «тяжкая» доля прожить в чужой стране выходные на те же самые сто долларов. Он считает себя «невезунчиком», и зрители ему сочувствуют. Мы же не видим здесь поводов для сочувствия! В сумму «невезунчика» входит только ночлег, питание и достопримечательности. У нас же сюда добавлялся транспорт. При этом, мы совершенно не чувствовали себя несчастными! Этой ежесуточной суммы нам вполне хватало, чтобы в течение целого года получать удовольствие от каждого дня нашего путешествия! Мы жили в скромных маленьких отелях, но они были безопасными, чистыми и укомплектованными всем необходимым. Ели нормальную вкусную еду, чаще готовя сами. И нашим желудкам это было только на пользу. Время от времени мы посещали небольшие местные ресторанчики, чтобы отведать локальные блюда. То же самое и с объектами показа. У нас не было цели – посетить всё, что было на нашем маршруте. Мы отбирали только самое интересное. Хотя нередко оно было самое дорогое, поэтому приходилось экономить на чем-то другом.

Был ещё один важный момент, который помог нам сэкономить при формировании бюджета – у нас практически полностью отсутствовала статья «шоппинг»! Мы ничего не собирались покупать, кроме вещей взамен износившихся. Даже сувениры. Во-первых, в этом не было необходимости, цели стояли другие. А во-вторых, покупки пришлось бы таскать на себе целый год! А это просто невозможно – каждые дополнительные двести – триста грамм для меня были бы очень ощутимы. Забегая вперед, скажу, что иногда очень хотелось походить по магазинам. Особенно в мировых шоппинг-центрах: Шанхае, Сингапуре, других. И я пару раз всё-таки совершала небольшой променад по шикарным моллам. Но сама удивлялась тому, что меня даже не тянуло что-то купить. Интерес был больше экскурсионный, чем практический. Видимо ежедневная утряска рюкзака и маниакальные старания хоть как-то его облегчить заблокировали в моём мозге желание что-то в него добавить.

Хорошо помню свое состояние, когда мы бродили в Перу по дивному городу Куско. Весь центр был буквально напичкан магазинчиками с местными товарами. Яркие ткани, одежда с шерстью ламы, украшения, картины, всевозможные сувениры… Все это было просто умопомрачительное! В другое время я обязательно зависла бы здесь надолго и не ушла бы без кучи покупок. А сейчас – я спокойно ходила по лавочкам, с удовольствием рассматривала товары и придумывала, кому бы какие подарки я купила. Но желания сделать это реально – не возникало.

Уже сейчас, после возвращения домой, можно с уверенностью сказать, что кругосветное путешествие нашего формата можно сделать и за меньшие деньги. Сэкономить есть на чем. Например, жить не в мини-отелях, а в хостелах. Это существенно дешевле. Мы встречали очень много хороших хостелов, которые расположены в самых удобных частях городов, максимально близко к главным достопримечательностям. Там есть и комнаты со всеми удобствами. Мы иногда пользовались такими вариантами. И везде встречали людей нашего возраста. Которые селились специально в хостелах, чтобы найти интересное общение. Там очень классная атмосфера!

Можно исключить посещение ресторанов и кафе вообще. Можно обойтись фастфудом. Сократить передвижение самолетами, хотя это потребует изменение временного графика. Можно, в конце концов, более экономно составить маршрут. Можно ещё перечислить несколько пунктов. И такой формат тоже будет интересным.

Мы же реализовали свой вариант. По своим меркам, пожеланиям и возможностям. В том числе финансовым. Который устроил нас во всём.

Моделирование путешествия


Думая про организацию кругосветки, мы изучали опыт путешественников. Даже встречались с некоторыми из них в разные периоды своей жизни.

В Нарьян-Маре мы встречались с Павлом Конюховым и его коллегами – они шли по Северному морскому пути на велосипедах (!) вдоль побережья. Там же общались с участниками экспедиции газеты «Советская Россия», которые двигались на собачьих упряжках по северу. В Ярославской области встречались с экспедицией, которая направлялась вокруг света на владимирских тяжеловозах (!) Конечно, все эти случаи были больше похожи на авантюры, но они были для нас интересны и являлись вдохновляющими примерами.

Лет же десять назад мы познакомились с интересной парой (тоже муж с женой) из нашего немецкого города-побратима Идштайна. Они совершили вдвоём настоящее кругосветное путешествие и с энтузиазмом рассказывали про места, где они побывали. В том числе и в России. Что видели. Нам тогда это казалось чем-то запредельным. Проехать вокруг всего света! Как они решились? Как смогли осуществить? Ведь тогда ещё не было ни такой развитой туристической инфраструктуры, как сейчас, ни современных гаджетов. Ну, конечно, им проще – в Европе всё это более продвинуто, чем в России. Они и языки знают. И привыкли по миру колесить. Мы слушали их и нам казалось, что это – не про нас. Поэтому и вопросов им почти не задавали. А надо было бы…

Таким образом, в самом начале задумки нашего путешествия про маршрут мы знали только то, что он должен проходить вокруг всего земного шара. И соответствовать двум главным критериям кругосветки: мы должны были пересечь все меридианы земли и дважды – экватор. Как это будет выглядеть на деле, мы ещё не представляли. Пока это было на уровне мечты.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ


Когда мы стали более детально прорабатывать параметры путешествия, то стали появляться всё новые и новые вводные и масса разных вопросов. Первое, что мы должны были для себя определить – это продолжительность путешествия.

Старт мы определили на 01 марта 2019 года – в преддверии нашего общего 55-летия. Мне как раз предстояло получение статуса пенсионера, что облегчало возможность временно оставить работу.

Конечно, здорово было бы уехать на два-три года и посмотреть всё, что хочется. Всего тоже не успеешь, но, по крайней мере, можно передвигаться не спеша, с остановками. Однако столько времени мы себе позволить не могли – у нас были свои ограничения.

На сколько времени нас может «отпустить» семья? Как мой папа будет обходиться без нас (предполагалось, что он останется жить вместе с младшим внуком – это был надёжный вариант, но всё-таки мы переживали). Сколько «продержится» без нас работа? Как поведёт себя наше здоровье? Что мы сможем себе позволить по финансам? Плюс к тому, мы выбрали для себя вариант максимального передвижения по суше с минимумом авиаперелетов – нам хотелось совершить серьёзное путешествие с погружением в жизнь разных стран и континентов. А это тоже удлиняло сроки путешествия.

Прикинув по карте, определили для себя, что наше путешествие должно длиться не менее года. Это если очень сжато. Лучший вариант – два года. Здесь можно было чувствовать себя свободнее. И не гнаться «галопом по Европам» в буквальном смысле этого слова. Однако у нас был ещё один важный пункт. Мы обязательно должны были вернуться домой перед 15 июля 2020 года. В этот день папе должно было исполниться 90 лет. Мы хотели отметить юбилей широко, пригласив в гости всех его коллег и учеников. Тогда, проанализировав и просчитав все факторы, мы решили, что будем ориентироваться на полтора года. Свое возвращение мы запланировали на 10—12 июля 2020 года.


СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ


Для своего путешествия мы выбрали вариант максимального передвижения по суше. Самолеты мы сразу отодвинули на самые крайние случаи. Во-первых, дорого. Во-вторых, в окно иллюминатора много не увидишь. Так можно и весь мир пролететь.

Но всё-таки, как и на чём именно мы будем передвигаться? Этот вопрос был крайне актуален при проработке путешествия. До этого мы много путешествовали за границей на арендованных автомобилях. Это очень удобно – можно ехать по своему собственному маршруту, посещать даже самые укромные уголки, да и вещи не нужно носить на себе.

Но по всему миру так не поедешь – дорого получится, да и не везде есть такая возможность. Поэтому мы решили, что вариант аренды машины мы всё-таки используем, но в отдельных случаях, например в Австралии и в Новой Зеландии. Во-первых, там это дешевле получится, чем пользоваться общественным транспортом. Во-вторых, в этих странах нам хотелось посмотреть побольше интересных мест – когда мы ещё туда попадём?

Готовились мы в своё время и к автономным путешествиям на автомобиле. Сейчас это называют модным словом автокемпер. Давно, правда, это было. Купили для этой цели грузопассажирскую «Газель» и переделали её под автодом. Там была большая кровать, газовая плита и много ещё чего. Мы даже съездили на ней в Карелию, захватив с собой ещё и байдарку. Правда, в тот период у нас не было много времени для путешествий, да и машина вскоре потребовалась в бизнесе, поэтому «Газель» пришлось вновь вернуть в исходное состояние.

Была мысль идти на яхте. С этим видом транспорта мы знакомы давно. Очень любим. Ходили ещё по Волге. Потом и по морю. Сергей, кстати, имеет большой опыт хождения на морской яхте. Но мы понимали, что такое путешествие сильно сузит нашу географию, ограничив её только прибрежными странами, и возможность манёвра. Да и широкого общения с новыми людьми не получится. А нам очень бы этого хотелось. Прикинули, что яхту тоже обязательно включим в своё путешествие, но пройдем на ней небольшой отрезок пути, выбрав для этого какой-нибудь особо интересный маршрут.

Как один из вариантов передвижения по морю, мы ещё предположили включить морские паромы, приурочив это к передвижению по греческой и турецкой акваториям.

Сергей присматривался и к автостопу. Читал книги по этой теме. Даже как-то ездил на встречу с известным путешественником Валерием Шаниным, который много передвигался по миру автостопом и планировал следующую кругосветную экспедицию. За год до начала путешествия Сергей опробовал автостоп. Проехал два маршрута: на север страны и на Кавказ. Полученным опытом остался очень доволен. Поэтому автостоп тоже положили в нашу копилку средств перемещения. Но решили, что не будем на него сильно рассчитывать. Там идут большие потери времени, а для нас это – слишком большая роскошь. Я к этому виду передвижения относилась довольно скептически. Не видела большого удовольствия стоять несколько часов на дороге и просить каждого встречного подвезти тебя. Однако попробовать было интересно.

Как альтернативу автостопу мы выбрали БлаБлаКар, который получил бурное развитие к тому времени. Нравился он нам не только своими демократичными ценами и удобством передвижения, но и тем, что общение с водителем позволяло получить ценную информацию о той местности, где ты находишься. Да и время ожидания попутного транспорта в данном случае значительно сокращалось по сравнению с автостопом. Забегая вперед, скажу, что эти предположения подтвердились. БлаБлаКарщики много раз оказывали нам неоценимую услугу, рассказывая по пути очень много всего полезного и помогая найти нужные объекты.

Основными же способами передвижения мы определили автобусы, маршрутки, электрички, реже – поезда. Эти виды транспорта и стоят недорого, и главное – позволяют максимально знакомится с городами и странами.

Самолеты запланировали там, где без них не обойтись – перелеты через океан или очень большие расстояния.


МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ


Какие страны отобрать для посещения, с учётом принятых выше параметров путешествия? Какие города? Вот где была основная трудность для нас. Что выбрать, понимая, что времени у нас крайне мало, а увидеть хочется ВСЁ? Как обрезать «хотелки» и умерить свою «жадность»? Тут нам пришлось изрядно потрудиться.

Начали с континентов. Сначала запланировали все. Кроме Антарктиды – очень дорого, да и экипировка для неё нужна особая, а тащить её год на себе было нереально.

Составили прикидочный маршрут и поняли, что не успеваем всё желаемое охватить за полтора года. К 15 июля не приедем. Очень бегом и без удовольствия. Нужно резать. Но что именно? Попробовали ужаться на каждом материке – получалось совсем коротко и неинформативно. Тогда приняли решение убрать Африку.

Рассудили таким образом. Африка на сегодня – самый небезопасный континент для самостоятельных путешествий. Как для здоровья, так и для жизни. А так как она стояла в середине нашего предполагаемого маршрута, то в случае возникшей проблемы нам пришлось бы прервать всё путешествие. Рисковать не хотелось. Другой шанс осуществить большую мечту вряд ли представился бы. Было жаль, но что делать? Решили, что Африку мы исследуем в другой раз, уже после кругосветки.

После отбора материков встал вопрос по странам. Задача была не из легких. Карту замусолили до дыр. Мечтали, спорили, считали, писали и переписывали. В конце концов выбрали страны, которые отвечали следующим критериям и соображениям:


– в которых мы ещё ни разу не были. К тому времени Сергей проехал около семидесяти стран. Я – около пятидесяти. Именно поэтому в маршрут практически не попала Западная Европа – она нами обоими была почти вся объезжена ранее;

– о которых давно мечтали, но никак не получалось туда попасть, например Австралия и Новая Зеландия – «край земли». Фиджи – мечта из наших невыездных 90-х, когда рассказы одного нашего близкого знакомого (бывшего моряка) всегда начинались словами: «Стояли мы как-то на Фиджи…» Чудо – страна Сингапур. Чили и Аргентина, куда с детства манила таинственная Патагония и много других;

– которые не попали ранее в круг наших интересов из-за расставленных приоритетов. Например, Тайланд и Бали;

– очень интересовали наши бывшие республики – восточные (Узбекистан, Таджикистан и др.), Закавказье – хотелось узнать, как они сейчас живут, а также познакомиться поближе с их философией жизни, особенно семейной;

– очень хотели проехать всю Россию – от Калининграда до Владивостока. Последнее время больше путешествовали по заграницам, поэтому был огромный интерес узнать про свое-родное. Это было важно и для работы, и для жизни;

– где жили наши старые друзья – одноклассники и однокурсники, с которыми мы давно не виделись и очень хотели встретиться;

– отдельный интерес был к Китаю. Были там последний раз десять лет назад. Хотелось проехать его с севера на юг – ближе познакомиться с феноменом мощного экономического развития страны;

– другие.

Были страны, в которые мы очень хотели попасть, например Япония, однако при любом раскладе не получалось этого сделать. Мы были там пару лет назад, но только в двух городах. Очень понравилось. Планировали вернуться туда во время кругосветки…