Чем привлекательна идея этого фильма? Она работает на основную фокусную группу кинозрителей – молодежь. Практически все молодые люди мечтают о гламурной, роскошной жизни. Фильм же показывают изнанку жизни «золотой молодежи». Помимо этого, с появлением образа бомжа у картины появляется сильный социальный аспект, отражающий разные грани нашего общества. Криминальная история служит оберткой для драматической коллизии.
Динамичная история, прекрасная актерская работа Ануара Нурпеисова (Ерлан), Максима Акбарова (Локо), Санжара Мадиева (совершивший наезд) – все это сделало картину привлекательной для зрителя. Можно сказать, что «Сказ о розовом зайце» стал культовым фильмом, который запомнился зрителю и с которого началось отечественное коммерческое кино, наряду с «Рэкетиром» Акана Сатаева 2007 года.
«Коктейль для звезды»
Автор сценария: Данияр Кумисбаев
Режиссер-постановщик: Аскар Узабаев
Опять-таки идею фильма можно рассказать в одном предложении: юная певица едет в большой город, чтобы поступить на учебу, но получает нечто большее – серьезного музыкального продюсера, который готов ее раскручивать, но мешают происки конкурентов. Конечно же, это сюжет Золушки. Только в роли принца для бедной девушки из интерната выступает женщина-продюсер и осуществляет все, о чем можно только мечтать: деньги, квартира, комфорт, слава и признание.
Второй компонент зрительского успеха фильма – ориентированность на две категории зрителя: казахоязычную и русскоязычную. Герои фильма говорят на обоих языках – смелое и неожиданное решение, при том, что в картине много иронии в сторону шала-казахов. На самом деле, эта история о том, как шала-казах продюсер, которую замечательно сыграла Баян Алагузова, делает звездой аульную казашку. Поэтому и третий главный герой – виртуальный «принц на белом коне» – певец Алмаз Бестыбаев, выбран из среды казахоязычной эстрады. Ничего не скажешь, точный маркетинговый ход!
В-третьих, конечно, сфера шоу-бизнеса: его кухня всегда привлекательна для зрителя. В-четвертых, юмор – то, чего всегда не хватало казахскому кино. Но это уже мы говорим о разработке проекта, а идея – восхождение по лестнице успеха юного дарования, певицы.
Фильм оказался чрезвычайно успешным в прокате. И о Баян Алагузовой заговорили как продюсере, который умеет зарабатывать деньги.
Значение идеи в артхаусном кино
Понятно, что у артхаусного и коммерческого кино совершенно разные подходы, цели и задачи. Если сказать коротко, то коммерческое кино – развлекает, а артхаусное – заставляет размышлять. Разных продюсеров привлекают разные идеи. Большая гуманистическая идея – это, как правило, привилегия артхаусного кино.
В 2009 году был снят фильм «Келин» Ермека Турсунова, где присутствовала большая идея – о борьбе за продолжение рода человеческого. Неслучайно картина, снятая без слов, попала в шорт-лист американского «Оскара». Вообще для Ермека Турсунова, как для сценариста, характерна работа с большими идеями. Так, «Шал» (2012) – это история противостояния цивилизации и природы, «Кенже» (2015) – история предательства брата, «Жат» (2015) – история противостояния человека тоталитарной системе.
По-настоящему в истории кино остаются только те фильмы, в которых есть большая гуманистическая идея. Мы уже писали о том, что в конце 2010-х годов одной из значимых картин стала лента «Подарок Сталину» Рустема Абдрашова. Какова идея этого фильма? Она построена на противопоставлении. С одной стороны, мы видим историю спасения маленького еврейского мальчика, которого еле живым высаживают из поезда на железнодорожном переезде где-то в Центральном Казахстане, и его выхаживает старик-казах. С другой – рассказывается история жестокого эксперимента на государственном уровне – взрыва первой атомной бомбы в честь дня рождения Сталина, в результате чего, вероятнее всего, погибли все жители аула, в котором происходит действие фильма.
Мировая премьера фильма «Подарок Сталину» состоялась осенью 2008 года на церемонии открытия кинофестиваля в Бусане, Южная Корея. Картина по поставленным задачам и историческому размаху заслуживала Государственной премии Республики Казахстан, а получилось так, что она была показана более чем на 30 международных кинофестивалях, но практически никак не была отмечена у себя в стране. Думается, что все дело в том, что лента снята на частной студии «Алдонгар продакшн».
Фильм поднимает тему, которая более чем какая-либо другая отвечает внутриполитической задаче современного Казахстана – сохранять мир и согласие между народами, живущими в нашей стране. Более того, картина обращена к нашему прошлому, когда в сталинскую эпоху в Казахстан эшелонами привозили чеченцев, корейцев, немцев, евреев, сюда же везли и политических заключенных. И для всех этих людей наша земля стала второй Родиной. А ведь это и есть та новейшая история, на которой строится сегодняшнее настоящее. Ведь корни дружбы и взаимопонимания народов лежат в персональных историях наших отцов и матерей, бабушек и дедушек, которые с детства рассказывали, как они жили бок о бок с переселенцами.
Продюсеры Борис Чердабаев и Алия Увальжанова с режиссером Рустемом Абдрашовым собрали блистательный актерский состав: Нуржуман Ихтымбаев, Екатерина Редникова, Бахтияр Кожа, Александр Баширов, Вальдемар Шчепаняк. Все вместе они создали особый мир – настоящий Вавилон, собрание людей разных национальностей и судеб, которые оказались после Второй мировой войны в Казахстане. Но, пожалуй, самая волнующая роль в картине – старика-железнодорожника Касыма, приютившего у себя мальчика Сашку.
Нуржуман Ихтымбаев сыграл роль человека, который лишился всего в жизни. Ему уже ничего не нужно, он никого не боится и до встречи с Сашкой просто доживал свой век. Но судьба послала ему еще одно испытание и одновременно еще одну радость жизни – приемного сына. И в эти мгновенья счастья уже почти ничего не видящие его глаза оживают (у актера великолепный грим!), и он показывает мальчику окружающий мир – бескрайнюю степь, знакомит с живущими рядом людьми, играет ему на домбре, рассказывает о своей судьбе. А какой сильный образ представляет собой Касым, несущий мальчика на спине вдоль железной дороги!
Касым – как скала, как олицетворение казахского народа, который на своих плечах вынес годы тяжелых репрессий и приютил у себя людей разных национальностей.
Но картина на этом не заканчивается. Фильм еще и о том, что судьбу целого народа отдали «в подарок Сталину», когда было решено сделать Казахстан ядерным полигоном. Сашка чудом остался жив. Касым отправил его на поезде к каким-то дальним родственникам, а весь поселок в день рождения Сталина накрыла волна ядерного взрыва. Зрителю, в отличие от героев картины, очевидно, что никому из них не удастся выжить после этого непонятно откуда задувшего сильного ветра.
Таким образом, картина поднимает массу пластов – исторических, политических, культурных, и ее проблематика шире, чем просто у фильма-ретро. Здесь и трагическая история страны, и рефлексия темы сталинских репрессий, напоминание о ядерных испытаниях и судьба казахского народа в контексте новейшей истории. Это по-настоящему международный проект, имеющий подлинное гуманистическое звучание. Такого рода проекты появляются в Казахстане не каждый год, и мне думается, что эта картина своим гуманистическим пафосом и великолепной работой профессионалов, безусловно, должна быть высоко оценена на Родине.
Документы этапа девелопмент
У большого и сто́ящего кинопроекта, как правило, большая и долгая судьба. Если продюсер снимает исключительно коммерческий проект и рассчитывает на местный рынок, в лучшем случае будет какая-то прибыль с проката, две-три недели о фильме будут писать местные СМИ, как говорится, загорятся «звездочки», снявшиеся в фильме, – и все. В этом плане судьба такой картины убийственно коротка. Если задумывается серьезный фильм международного уровня и в нем присутствует идея, которая будет интересна не только локальной публике, то у фильма будет несколько жизней: фестивальная судьба, прокатная в стране, зарубежные продажи, продажа на телевизионные каналы, продажа на DVD-рынках и попадание в историю кино, в конце концов.
Если вы, как продюсер, хотите просто сделать картину для местного рынка, то все, что дальше написано в этой главе, вам не понадобится. Но если вы действительно хотите продвижения своего фильма на другие рынки, если вы собираетесь искать партнеров и зарубежных сопродюсеров, то вы обязаны знать все термины, фонды, инструменты продвижения идеи.
Итак, как только вы ступаете в эту сферу, вы сталкиваетесь с массой незнакомых вам терминов: питчинг, стейтмент, тритмент, синопсис. Эти непонятные слова вас пугают, вы машете рукой и отказываетесь от того, чтобы работать с зарубежными партнерами. На самом деле в этих терминах нет ничего сложного.
Синопсис (synopsis – от древнегреческого смотрю, гляжу) – краткое изложение сюжета фильма в трех-четырех предложениях. На разных этапах работы над фильмом пишутся различные синопсисы. Одно дело, если вы находитесь на стадии девелопмента проекта, и вам нужно в синопсисе заинтересовать потенциальных инвесторов, партнеров, фонды и т. д. В этом случае вы выносите в синопсис самое яркое, самое необычное, что есть в вашей идее или в сценарии.
Вот как звучал синопсис к фильму «Рывок» на стадии начала производства:
«Попав в критическую ситуацию, главный герой по имени Канат, молодой спортсмен, убеждается, что жизнь требует от человека твердости характера и большого нравственного напряжения в достижении поставленных целей. Проблемы нравственного выбора, адаптации молодежи в современной жизни, сложные перипетии взаимоотношений в молодежной среде. Но главный герой проходит все испытания судьбы, сохранив свои волевые качества и любовь».
Очевидно, что таким синопсисом трудно заинтересовать потенциальных инвесторов или партнеров. Так и хочется добавить: «Фильм снимается в воспитательных целях…»
Для хорошего синопсиса нужна идея, литературная обработка. Лучше всего, если синопсис напишет сценарист. Чем ярче и интереснее синопсис, тем убедительнее будущий фильм.
Скажем, такой вариант синопсиса был бы более подходящим:
«Главный герой фильма Канат – блистательный игрок в баскетбол, судьба которого ломается в один момент, когда он получает травму колена. И тогда он перестает быть кому-либо нужным – тренеру, членам команды, директору спортивной школы… Но не близким людям, которые его по-настоящему любят. Однако все знают, что главная любовь Каны – баскетбол, и он не мыслит себя вне баскетбольной площадки. Он решается на сложнейшую операцию, в результате которой он либо сможет вернуться в спорт, либо не сможет ходить. И он выбирает спорт – ему нужно все или ничего».
Аутлайн (outline – подчеркивание) – слоган фильма. Придумывается во время написания синопсиса. Как правило, это яркая фраза, которая размещается на рекламных билбордах фильма, в рекламных роликах и т. д. Для фильма «Рывок» аутлайн звучит так: «Мечта сокрушает преграды!».
Надо отличать аутлайн от логлайна.
Логлайн (logline) – краткое изложение сути истории без подробностей. Логлайн должен состоять из 25 и менее слов. Что должно быть в нем указано? Кто главный герой, его основной недостаток, судьбоносное событие, которое меняет его жизнь; противник, союзник, и в чем заключается битва.
Классический пример логлайна на фильм Спилберга «Инопланетянин»:
«Послушный, неуверенный в себе (недостаток) мальчик (главный герой), встретив представителя внеземной цивилизации (судьбоносное событие и друг), находит в себе мужество (битва) бросить вызов властям (противник), чтобы помочь инопланетянину вернуться на родную планету».
Тритмент (treatment) – сценарий без диалогов, где описано только действие фильма, сцена за сценой. Объем тритмента для питчинга обычно составляет 12–15 страниц. Вместо диалогов в тритменте указывается то, о чем говорят герои в той или иной сцене.
Стейтмент (statement) – режиссерское видение будущего фильма. Именно этот пункт вызывает больше всего вопросов – что писать в стейтменте? На самом деле – что угодно. Например, откуда возникла идея создания фильма?
Так мог бы выглядеть стейтмент к фильму Серика Апрымова «Звонок отцу» (2017):
«В поселке, в котором происходит действие фильма, много разрушенных и полуразрушенных домов. Это поселок Аксуек в Жамбылской области, находящийся рядом с бывшим урановым рудником. Аксуек в советские годы был своего рода “оазисом в безлюдной пустыне”: рядом с месторождением урана за несколько лет выросли дома, магазины, школы, больницы. После распада СССР рудник закрылся, большинство жителей разъехались, образцовый поселок пришел в упадок.
Однажды я ехал из Астаны и пропустил поворот. В Алматы надо было поворачивать направо, а я поехал прямо. И приехал в этот поселок. Ознакомившись с ним, я решил, что здесь буду снимать фильм. Только какой? Я спросил себя: “Ты бы захотел жить здесь?” – “Возможно. Тогда это будет драма”. – “А твоя жена захотела бы жить здесь? Нет, ни за что! О! Тогда это будет семейная драма”» (Из интервью Серика Апрымова. Алексей Азаров «Семейная драма на фоне разрухи». «Радио Азаттык», 19 октября 2017 года. https://rus.azattyq.org/a/zvonok-otcu-film-aprymova/28803957.html)
В режиссерском стейтменте можно описывать будущую цветовую символику фильма, композиционные решения эпизодов или причину выбора тех или иных актеров. Можно говорить о киноязыке, о способах монтажа, о звуковом решении фильма, то есть о ваших художественных подходах.
Биофильмография (biofilmography) – в ней, как правило, излагается биография и фильмография режиссера. В отличие от обычных биографий, здесь указываются все ваши достижения в области кино – призы и участие в кинофестивалях с вашими короткометражками, участие в разного рода киношколах, кампусах, выигранные гранты.
Вот пример грамотно написанной биофильмографии.
Катерина Суворова – режиссер документального кино. Премьера ее первого полнометражного фильм «Завтра море» прошла на кинофестивале в Локарно в программе Semaine de la critique в августе 2016 года. Ее короткометражный фильм «Два велосипеда» (2006) получил приз Гильдии кинокритиков России («Киношок-2006»), Young European Award 2009. Фильм «Лишняя крепость» (2007) был награжден российской национальной премией «Святая Анна». Фильм «Ж» (2008) получил специальный приз Роберта Боша на кинофестивале «Киношок» (Россия). В 2007 году Екатерина Суворова участвовала в «Берлинале Талант Кампус». В 2010 году Катерина выиграла производственный грант The Film Prize for International Cooperation на создание фильма «Завтра море» от немецкого фонда Robert Bosch Stiftung. Образование: Алматинское художественное училище, Высшие курсы сценаристов и режиссеров (Москва), Werner Herzog’s Rogue Film School (LA).
Фильмография:
2016 Завтра море // Полнометражный фильм / Автор идеи и режиссер.
2013 Mediastan // Полнометражный фильм / Соавтор идеи, монтаж.
2008 Ж // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.
2007 Лишняя крепость // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.
2006 Два велосипеда // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.
2006 Второй взвод // Короткометражный фильм / Автор идеи и режиссер.
Иногда требуются биофильмографии всех ключевых творческих членов будущей киногруппы.
Профайл компании или продюсера (company profile / producer profile) – информация о продюсерской компании, которая представляет фильм на питчинг.
В данной книге вы найдете несколько хороших профайлов продюсерский компаний.
Питчинг, или представление / презентация, проекта
Проведение самых различных питчингов проекта будущего фильма – основная задача продюсера на этапе девелопмента проекта. Ведь разговор с потенциальным инвестором фильма или участие в государственном тендере на съемку фильма – это тоже своего рода питчинг проекта. Уговорить друга вложить деньги в твой кинопроект – тоже питчинг. Но здесь мы будем говорить о классической форме питчинга кинопроекта.
Питчинг (pitch – выставлять на продажу) – презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Обычно питчинг проходит на специально для этого организованной площадке.
«СинеМарт» Роттердамского кинофестиваля (CineMart)
Одна из самых старых питчинговых площадок в кино. Действует с 1983 года. Цель этого проекта – создавать копродукцию, потому что свои проекты представляют кинематографисты со всего мира, а ищут сопродюсеров, покупателей, в том числе в лице телеканалов, дистрибьюторов, в основном западных. Если картина имеет лейбл CineMart, то есть участвовала в этом питчинге, то у картины большой шанс быть отобранной на международные кинофестивали. Правда, попасть сюда очень сложно: из 400 поданных проектов в 2018 году было отобрано только 16 (https://iffr.com/en/about-cinemart). Из Казахстана в разные годы в «СинеМарт» участвовали Серик Апрымов, Ардак Амиркулов и другие режиссеры и продюсеры.
Как работает «СинеМарт»? Начиная с первой недели августа до конца первой недели сентября онлайн на этом сайте https://iffr.com/en/cinemart-project-entry подается заявка, которая включает в себя:
• информацию о проекте: название будущего фильма, страну производства, тип фильма, статус производства, цель участия в «СинеМарт», логлайн, синопсис, режиссерский стейтмент, призы или участие режиссера и продюсера на кинофестивалях;
• кредиты: имя и детальную контактную информацию о режиссере, продюсере и, если возможно, о сценаристе, сопродюсере, финансисте, сейлс-агенте;
• техническую информацию: продолжительность фильма, формат съемок, цветной или черно-белый, языки;
• финансовую информацию: общий бюджет (в евро), уже привлеченное финансирование.
Отборочная комиссия «СинеМарт», рассмотрев все заявки, делает предварительный отбор (pre-selection). Участников, прошедших этот этап, извещают о его прохождении по электронной почте и просят в течение недели прислать следующие документы:
• синопсис (до 3 стр.);
• тритмент (до 12 стр.);
• режиссерский стейтмент (до 3 стр.);
• биографию и фильмографию продюсера;
• биографию и фильмографию режиссера;
• стейтмент продюсера;
• бюджет по категориям (budget topsheet);
• финансовый план и обеспеченное финансирование;
• объяснение финансовой стратегии (1 стр.);
• график работы над проектом;
• предыдущие работы режиссера (онлайн через платформы типа Vimeo).
Как видите, здесь подход уже более серьезный. Что же происходит дальше, если ваш проект отобран? Победители объявляются в декабре текущего года. Как мы уже писали – из 400 заявок в каталог «СинеМарт» попадает всего 15–16 проектов. Этот каталог рассылается порядка 200 компаниям – продюсерским, дистрибьюторским, сейлс-агентам, телеканалам и т. д., которые собираются участвовать на «СинеМарт» с другой стороны, то есть вашим потенциальным копродюсерам, финансистам, дистрибьюторам. Они внимательно читают каталог и сообщают администраторам питчинговой площадки, с продюсерами каких проектов они хотели бы встретиться. «СинеМарт» высылает приглашения представителям отобранных проектов и оплачивает проживание в отеле Роттердама на четыре дня для двух представителей проекта. К моменту вашего приезда на «СинеМарт» логисты питчинговой площадки составляют расписание ваших встреч.
Надо отметить, что питчинговые площадки бывают разные. Иногда питчинг продюсера/режиссера слушает группа специалистов и в целом заинтересованная публика. Питчинг на «Сине-Март» – индивидуальный. То есть на 16 проектов выставляется в зале 16 столов. Как правило, за вами закреплен столик с определенным номером. Вы сидите на месте, а к вам через каждые полчаса или час подходят потенциальные партнеры и разговаривают с вами о вашем проекте.
Все документы питчинга готовятся на английском языке, и переговоры также проходят на английском языке. Поэтому, как минимум, продюсер должен владеть английским языком, чтобы не только говорить, но и понимать потенциальных партнеров.
Конечно, вам сильно помогут подготовленные заранее документы, но для того питчинг и проводится, чтобы личным обаянием, харизмой, профессионализмом убедить людей в том, что именно в ваш проект они должны поверить и вложить не только деньги, но и свое время на ближайшие два-три года.
Проводить питчинги – это большая и сложная работа. На сайте «Профисинема» – http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=31952 – есть хорошая лекция французского продюсера Жана-Люка Ормьера о том, как проводить питчинг. Когда наши кинематографисты из Центральной Азии участвовали в питчинге Open Doors кинофестиваля в Локарно в 2010 году, организаторы этого форума сначала провели трехдневный тренинг о том, как правильно строить свой питчинг в зависимости от того, кто сидит перед вами.
Но вернемся к «СинеМарт». За четыре дня у вас пройдет от 20 до 40 встреч, но вы можете так и не найти людей, которые начнут помогать проекту. Есть заблуждение, что на питчинге вы можете найти инвестора вашего кинопроекта, который придет и даст недостающий миллион долларов. Такого не происходит никогда! В лучшем случае вы найдете западного сопродюсера, который, заинтересовавшись проектом, обратится в кинофонды своей страны. Так, CNC – Центр национальной кинематографии Франции через французских продюсеров поддерживает копродукцию в сумме, как правило, не более 60 тысяч евро, большая часть которых будет потрачена во Франции, скажем, на постпродакшн фильма. Но зачем тогда, спросите вы, столько мучиться, если реальных, живых денег не будет?! Зато у вас появится реальный западный партнер, который поможет сделать хороший постпродакшн фильма и, главное, поможет в продвижении на кинофестивали. Другая форма поддержки вашей картины: если вами заинтересовался какой-то телеканал, то по окончанию работы над фильмом он покажет его, а значит – заплатит за показ.
Очень важно заранее узнать о людях, с которыми вы будете встречаться, хотя бы по списку, предоставленному вам накануне. Ведь внешне человек может показаться не очень примечательным, а на деле он может входить в десятку ведущих продюсеров или быть представителем крупной дистрибьюторской компании.
Во время питчинга вам также поможет визуальный материал: фотографии локаций, где вы собираетесь снимать свой фильм, фотосессии актеров, атмосферные и настроенческие кадры. Поэтому хорошо бы перед тем, как поехать на питчинг, уже поработать с художником-постановщиком, который создаст для вас качественные арт-концепты.
Но главное – коммуникация! Только качественно общаясь с людьми, можно установить плодотворные контакты. А качественно – значит, на хорошем языке и с высоким профессионализмом и подготовленностью проекта.
Кроме всего прочего, в рамках Роттердамского «СинеМарт» вручаются четыре приза: Eurimages Coproduction Award – € 20 тыс., ARTE International Prize – € 6 тыс., Filmmore Post-Production Award и Wouter Barendrecht Award – по € 5 тыс.
На самом деле, питчинговых площадок огромное множество. Сегодня каждый уважающий себя кинофестиваль открывает питчинговую площадку. Но есть такие, которые для нас, казахстанцев, более или менее доступны. Конечно, это, прежде всего, зависит от региона охвата.
Азиатский рынок проектов (Asian Project Market, APM) при кинофестивале в Бусане, Южная Корея
Ранее Asian Project Market был известен под аббревиатурой PPP – Pusan Project Market. Для казахстанских продюсеров и режиссеров он привлекателен по ряду причин. Во-первых, это рынок азиатских проектов. Во-вторых, там порядка 26–27 проектов-финалистов. В-третьих, Бусанский кинофестиваль оплачивает проезд и проживание участникам APM. В последние годы в нем регулярно участвуют проекты Ерлана Нурмухамбетова, Адильхана Ержанова, Эмира Байгазина. Представляют проекты не только режиссеры, но и их продюсеры, прекрасно владеющие разными европейскими языками. С Адильханом Ержановым сотрудничает Ольга Хлащова, с Эмиром Байгазиным сотрудничали такие продюсеры как Анна Качко и Анна Вильгельми, с Ерланом Нурмухамбетовым – Юлия Ким. Мне не раз доводилась видеть, как они ведут переговоры – отличная работа, когда продюсер и режиссер дополняют друг друга! На APM документы также подаются онлайн до 15 июня текущего года – http://www.acfm.kr/eng/. Это могут быть проекты фильмов в разных стадиях производства: на уровне сценария, препродакшн, стадия производства и постпродакшн. Здесь точно так же, как на «СинеМарт», проходят индивидуальные встречи за номерными столиками.