Татьяна Вежевич
Путь к успеху
Введение
На протяжении многих столетий человечество ведет споры о самом уникальном и загадочном явлении, от которого всегда зависело развитие и состояние общества, политика, экономика, наука, техника, культура, искусство и т.д. Феномен лидерства всегда вызывал много дискуссий, противоречий, различных толкований и суждений. В разные исторические периоды в понятие «лидерство» вкладывалось свое содержание, отвечающее идеям, задачам, потребностям, уровню развития того общества, в котором феномен развивался. Бесспорным оставалось то, что в любом обществе лидеры появляются стихийно или выдвигаются людьми, группами, населением, государством. В настоящее время доказано, что лидеров можно воспитывать, а процесс становления может быть управляемым.
Автором данного пособия глубоко исследована проблема лидерства в детском коллективе, экспериментальным путем определены педагогические условия развития лидерских качеств у учащихся старших классов, разработан учебно – методический комплекс, позволяющий организовать целенаправленный процесс подготовки лидеров в детской среде.
Основные положения, на которых построено пособие, следующие:
– издание включает образовательную программу с четким тематическим планированием, характеристикой содержания курса и единые требования к результатам обучения;
– организаторам курса предлагаются методические разработки поурочных занятий со старшеклассниками, включающие теоретический материал, игровые методики, творческие задания, практикумы и домашние задания;
– в помощь организатору в пособие включен раздел, где представлен диагностический инструментарий, в том числе разработанный или модернизированный автором;
– для повышения эффективности процесса обучения, поддержания интереса обучающихся к организаторской деятельности предлагается учебное пособие (учебник) для старшеклассников «Путь к успеху», включающий дополнительный материал к учебным занятиям, соответствующий структуре образовательной программы «Будущее – это мы»;
– данные в книге методические рекомендации и комментарии могут рассматриваться организаторами курсов как практические советы автора, творчески перерабатываться, интерпретироваться, дополняться;
– материал всех разделов строго структурирован, соответствует предлагаемой образовательной программе «Будущее – это мы».
Реализация образовательной программы по лидерской подготовке старшеклассников может осуществляться в виде элективных курсов, факультативных занятий, тематических классных часов.
Автором программа реализована путем создания Республиканской школы лидеров «Путь к успеху», а также на базе муниципальных образовательных учреждений г. Улан – Удэ и г. Северобайкальск.
Авторская комплексная игра «Ключ к успеху» многократно проводилась в детских и студенческих аудиториях и всегда позволяла не только выявлять лидеров, но и обучать основам организаторской техники. Высокую оценку игра получила во Всероссийском детском центре «Океан», организованная для участников Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации.
Достоинством методических разработок учебных занятий является возможность их использования в воспитательном процессе при формировании детского коллектива, культуры общения, навыков делового этикета, организации взаимодействия в детской и молодежной среде.
Полученные результаты многолетней работы вдохновили автора на создание данного пособия, которое станет хорошим подспорьем в воспитательной работе с подростками, в формировании активной жизненной позиции молодежи.
РАЗДЕЛ I. Программа элективного курса лидерской подготовки старшеклассников «Будущее – это мы»
Пояснительная записка
Человек живет в обществе, поэтому естественно, что он стремится занять в этом обществе определенное место и играть в нем значимую роль. В свою очередь, любое цивилизованное общество нуждается в социально активной личности. «Вся история, – пишет Рольф – Уолдо Эмерсон,– есть летопись могущества меньшинства, в том числе из одного человека». «Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история бы застыла в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось» Д. Майерс.
Особенности современного исторического периода, переживаемого Россией, социально – политические и экономические преобразования российского государства как никогда ранее обнаружили проблему подготовленности людей к новому типу отношений, обеспечивающему перспективное развитие личности, общества и государства. Сегодня нужны люди, способные управлять нововведениями в обществе, обладающие видением будущего, способные проектировать и развивать общественные процессы в позитивном русле, готовые принимать стратегические решения и взять на себя ответственность за судьбу нации. Вывести страну в число сильнейших государств в условиях глобальной конкуренции в ХХI веке, укрепить позиции России на мировой арене могут сильные волевые личности, способные вести за собой, решать жизненно важные для общества проблемы и задачи.
Исходя из объективной потребности нашего общества в социально активной личности, современная школа призвана осуществлять личностно ориентированное образование – воспитание каждого ученика развитой самостоятельной, внутренне свободной личностью, «ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью». Именно такая личность школьника в будущем способна взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка. Такие люди становятся лидерами.
Способность к лидерству проявляется в раннем детстве, но особенно ярко стремление к лидерству проявляется в подростковый период, характерный осознанным вхождением подростка в социальные отношения, сознательным участием в различных видах деятельности и желанием самоутвердиться. К сожалению, в школах мало уделяется внимания этому социально – психологическому феномену. Еще меньше внимания уделяется созданию условий для целенаправленного формирования лидерских качеств, развития организаторских способностей школьников. Стихийно выделившимся лидерам среди сверстников не хватает знаний об организаторской работе, а педагогам не хватает времени на обучение таких детей основам организаторской деятельности. Это выдвигает проблему целостного подхода к формированию личности лидера. Важно осознать, что современные школьники станут завтрашними лидерами во всех сферах жизнедеятельности человека. От сегодняшних подростков зависит, по какому пути пойдет развитие общества уже в ближайшем будущем, будет ли оно прогрессивным, гуманным, демократичным. Становится явной необходимостью создание предпосылок для возникновения среды деловых цивилизованных людей в российском обществе.
Цель курса – воспитание личности с активной гражданской позицией, способной к самоотдаче, реализации собственного творческого потенциала, готовой к принятию ответственности за коллектив на себя и стремящейся к самосовершенствованию и саморазвитию.
Задачи курса:
1. Создание условий для нравственного становления учащихся, развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.
2. Обеспечение педагогической поддержки лидерам среди учащихся старших классов для успешной самоактуализации и приобретения практического опыта эффективной организации и управления, социального проектирования, межличностного и делового взаимодействия.
3. Формирование и развитие у старшеклассников знаний, умений, навыков организаторской деятельности, способностей к принятию решений, готовности взять на себя инициативу и ответственность, умения противостоять манипуляциям и групповому давлению.
4. Формирование культуры самопознания, саморазвития, самовоспитания, способности к рефлексии.
Программа предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди сверстников и стремятся вести их за собой, вовлекая их в интересные, социально значимые дела.
Содержание программы курса раскрывает старшеклассникам искусство быть лидером, секреты организаторской деятельности, техники организатора; помогает осознать ответственность лидера перед коллективом; понять себя и степень готовности к организаторской деятельности.
Общая характеристика курса
Программа включает пояснительную записку, тематический план курса, содержание теоретической и практической подготовки, систему творческих заданий, список рекомендуемой литературы, единые требования к обучающимся.
Курс обучения состоит из 4 разделов:
1. Как вести за собой
Цель: 1. Обучение основам организаторской деятельности.
2. Диагностика лидерских качеств.
3. Тренинг.
Формы и методы работы: беседы, лекции, деловые игры, упражнения, микропрактикумы, тесты, творческие задания и коллективная творческая деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Овладение основами организаторской деятельности.
2. Определение задач самовоспитания и саморазвития.
2 раздел. Ключ к успеху
Цель: 1. Закрепление знаний об основах организаторской деятельности.
2. Диагностика личностного роста.
3. Тренинг.
Формы и методы работы: тесты, упражнения, деловые и диагностические игры, коллективная творческая деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Готовность старшеклассников работать в коллективе.
2. Умение организовать в коллективе различные виды общественно – полезной социально – значимой деятельности.
3 раздел. Искусство быть собой
Цель: 1. Углубление знаний об организаторской деятельности.
2. Изучение техники общения.
3. Знакомство с искусством создания имиджа.
4. Тренинг.
Формы и методы работы: лекции, семинары, конференции, круглый стол, круг общения, встречи с деловыми людьми.
Ожидаемый результат:
1. Усвоение знаний организаторской деятельности и умение применять полученные знания на практике.
2. Умение решать сложные ситуации, владение организаторской техникой.
4 раздел. Я – лидер
Цель: 1. Психолого – педагогическая подготовка лидеров.
2. Развитие умения работать в команде.
3. Подготовка и защита творческого проекта.
4. Диагностика.
Формы и методы работы: тесты: «Я – лидер» и «Экзаменуем лидера», конференции, открытый микрофон, диспут, дискуссии.
Ожидаемый результат:
1. Активная гражданская позиция старшеклассника.
2. Умение организовать коллектив сверстников на выполнение поставленной задачи.
3. Пакет творческих проектов старшеклассников.
Занятия предполагают теоретическую подготовку, диагностику лидерских качеств; практическую отработку навыков. Занятия включают в себя разнообразные формы и методы работы: диагностические и деловые игры, микропрактикумы, упражнения, беседы, диспуты, творческие задания, тесты, тренинги, защита творческих проектов.
Обучение предполагает ведение на каждом занятии индивидуального дневника (самоанализ своей деятельности, определение оценки своего личностного роста), а также использовать учебное пособие «Путь к успеху».
Структура занятий включает в себя несколько обязательных элементов:
Основными этапами реализации программы является организация мастер – класса (обучение), творческой лаборатории (закрепление полученных знаний и отработка лидерских навыков) и защита проекта (реализация себя как лидера).
Примерный тематический план занятий
Содержание курса
Глава 1. Как вести за собой
Тема 1. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
Значение круга. Знакомство. Коммуникативные игры: «Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Аккомпанемент», «Действуй согласованно». Цели и задачи элективного курса. Ведущим за собой (А.Н. Лутошкин). Терминологические уточнения понятий «лидер», «руководитель».
Работа со словарем организатора. Основные понятия: лидер, организатор, руководитель.
Заполнение дневника. Методика «Мой организаторский багаж».
Домашнее задание. Написать мини – сочинение на тему «Современный лидер – это…», изложив свое мнение о миссии и роли лидера в жизни общества.
Тема 2. Азбука организатора
Тренинг «Общение». Игра «Созвучие». Упражнение «Пресс – конференция». Азбука организации. Организация и система. Силы организации. Организаторские знания. Организаторские умения. Организаторские способности. Нравственный облик организатора.
Работа со словарем организатора. Основные понятия: организация, система, организаторские знания, организаторские умения, организаторские способности.
Домашнее задание. Наблюдение за одноклассниками. Выделить у каждого наиболее отличительные черты характера. Отметить те, которые вызывают уважение, и те, которые неприятны. На какие из них можно опираться в организаторской работе, от каких следует помочь избавиться.
Тема 3. Я – человек, но какой?
Упражнения «Улыбка», «Мир тебе». Микропрактикум «Художник или мыслитель». Человек. Значение знаний о человеке. Психологические особенности старшеклассников. Темперамент. Характер. Способности. Советы организатору «Как работать со сверстниками».
Работа со словарем организатора. Основные понятия: человек, темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характер. Тест «Я – лидер». Заполнение дневника. Самоанализ занятия.
Домашнее задание. Наблюдение за сверстниками. Определить основные типы темперамента, обосновать свой выбор.
2. Разделить листок на две колонки и написать в левой колонке сильные стороны своего темперамента, а в правой – те его стороны, которые не нравятся, а порой и мешают. Составить портрет своего Я – темперамента.
3. Работа над рекомендациями к тесту «Я – лидер». Необходимые советы выписать в рабочую тетрадь.
Тема 4. Как вести за собой
Игры на развитие важных качеств личности лидера наблюдательности, внимания. Анализ домашнего задания. Почему, именно наблюдаемые у одноклассников, черты особенно развиты? На какие черты можно опираться в организаторской работе, от каких следует помочь избавиться?
Диспут «Кому бить тревогу?». Анализ теста «Я – лидер». Советы и рекомендации по формированию лидерских качеств.
Работа со словарем организатора. Основные понятия: целеустремленность, креативность, компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность. Заполнение дневника.
Домашнее задание. Оценить по пятибалльной системе развитость вышеуказанных качеств, попросить оценить классного руководителя и своего сверстника. Обсудить со взрослыми (родители, старшие братья и сестры и др.), какие качества личности характерны вам, над выработкой каких качеств необходимо работать.
Тема 5. Диагностическая игра
Диагностическая игра «Кораблекрушение» (автор Першуткин Б.В.) Анализ игры. Выводы. Советы организатору. Заполнение дневника.
Домашнее задание. Наблюдение за сверстниками – как они общаются, убеждают друг друга, спорят, отстаивают свое мнение. Определить, что мешает в общении. Почему порой мы не достигаем желаемого результата в общении?
Глава 2. Ключ к успеху
Тема 6. Комплексная игра «Ключ к успеху»
Проводится комплексная игра «Ключ к успеху» в форме игры – путешествия по станциям. Игру желательно провести в каникулы на базе оздоровительного лагеря, базе отдыха.
Цель: 1. Закрепление знаний основ организаторской деятельности.
2. Отработка практических навыков организаторской техники.
3. Диагностика роста.
4. Обучение основам организаторской деятельности.
Домашнее задание. Записать в свой организаторский багаж игры и творческие задания, которые сегодня узнали и выполняли в ходе игры – путешествия «Ключ к успеху» – они пригодятся при организации и проведении мероприятий.
Глава 3. Искусство быть собой
Тема 7. Организаторская техника
Игры на развитие внимания и наблюдательности. Анализ домашнего задания. Твой коллектив. Как организовать работу. Деловая игра «Организация коллективной творческой деятельности». Анализ игры.
Словарь организатора. Основные понятия: коллектив, признаки коллектива. Заполнение дневника.
Домашнее задание. Продумать тему творческого проекта: что полезного можно сделать с ребятами для школы, двора, для малышей детского сада и т.д. Продумать, какими должны быть этапы работы, как можно организовать сверстников на реализацию проекта. Используя полученную информацию об организаторской технике, начать разработку своего творческого проекта.
Тема 8. Создание своего имиджа
Значение имиджа в жизни человека. Искусство нравиться людям. Правила Д. Карнеги. Деловой этикет. Требования культуры внешнего вида. Реальное поведение человека. Тесты «Как вести себя», «Ах, комплимент».
Словарь организатора. Основные понятия: имидж, этикет, мимика, пантомимика, реальное поведение человека, косметика, бижутерия.
Домашнее задание. Проанализировать свой имидж – что хотелось бы изменить, от чего избавиться. Продумать, какой образ хотелось бы создать? Определить составные элементы своего имиджа.
Тема 9. Искусство общения
Коммуникативные игры. Тест «Экзаменуем лидера». Значение общения в жизни человека. Виды общения. Функции общения. Установление контакта. Различные приемы ведения беседы. Для чего бывает важно повторение. Типичные состояния партнера в процессе общения. Советы организатору.
Словарь организатора. Основные понятия: общение, функции общения, контакт, вербальное и невербальное общение.
Домашнее задание. Наблюдение за сверстниками. Что мешает в общении? Как ведут себя люди в процессе общения (реальное поведение человека). Выделить различные приемы ведения беседы в различных ситуациях.
Тема 10. Кодекс конструктивной критики
Коммуникативные игры. Проигрывание ситуации «ЧС». Анализ ситуации. Как вести спор, дискуссию. Советы тем, кто против. Разработка памятки критикуемому. 12 способов склонить собеседника к своей точке зрения. 9 приемов переубедить человека. Правила «мозгового штурма» (А.Н. Лутошкин).
Словарь организатора: диспут, кодекс, мозговой штурм.
Домашнее задание. Наблюдение за сверстниками: какими способами они склоняют собеседника к своей точке зрения? Выделить допустимые и недопустимые способы ведения спора. Потренироваться склонить к своей точке зрения друга, родителей, используя способы Д. Карнеги.
Тема 11. Стили работы организатора
К. Левин. Стили организатора: авторитарный, демократический, либеральный. Стили работы организатора по А.Н. Лутошкину. Какой стиль выбрать организатору. Тест «Лидер ли я». Обработка результатов.
Словарь организатора. Основные понятия: стиль лидера, авторитарный стиль, демократический стиль, либеральный стиль.
Домашнее задание. Проанализировать результаты теста «Лидер ли я?». Определить стиль работы известных личностей. Какой стиль выбрать организатору?
Глава 4. Я – лидер
Тема 12. Будущее – это мы
Разработка и защита творческих проектов старшеклассниками. Проект должен быть актуален, реализуем, общественно значим. Коллективная творческая деятельность.
Тема 13. Итоговое занятие
Прощальный огонек. Подведение итогов занятий. Результаты защиты творческих проектов.
Разговор по кругу «Что мне дало изучение курса». Итоговое анкетирование. Методика «Мой организаторский багаж». Заполнение дневников.
Основной формой проверки усвоения программы является социальное проектирование: разработка и защита учащимися творческих проектов, где каждый слушатель должен продемонстрировать организаторские знания, умения, навыки.
Промежуточными результатами обучения являются выполнение домашних заданий, результаты тестирования, записи (самоанализ) в дневниках, оценка своего личностного роста, материалы рабочих тетрадей.
Форма оценки слушателей курса – одобрение, поощрение, стимулирование, поддержка идей, инициатив, предложений, действий, позиций, поведения старшеклассников, содержащих общечеловеческие, духовно – нравственные, социально значимые ценности.
Единые требования к слушателям курса
1. Социальная направленность:
– активная жизненная позиция, ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив;
– потребность и стремление к достойному самоутверждению;
– стремление к саморазвитию, самосовершенствованию;
– готовность к самоотдаче, реализации собственного творческого потенциала;
– готовность к принятию ответственности за коллектив на себя;
– уверенность в своих возможностях, способность к личному самоопределению.
2. Лидерские качества:
целеустремленность, креативность, компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность.
3. Знания:
– основ организаторской деятельности;
– знание особенностей коллектива сверстников, закономерностей его развития;
– знание особенностей подросткового и юношеского возраста;
– искусства создания своего имиджа;
– кодекса конструктивной критики;
– требований, предъявляемых к современному лидеру;
– стилей работы лидера;
– техники общения;
– технологии организации коллективной творческой деятельности.
4. Организаторские умения и навыки:
– умение самостоятельно определять цели, оценивать ее достижение;
– умение ставить и формулировать собственные задачи в образовании, развитии, самовоспитании;
– владение организаторской техникой;
– умение управлять собой и коллективом сверстников;
– умение правильно выбрать стиль общения;
– умение организовать общение;
– навыки публичного выступления;
– умение вести дискуссию, убеждать и переубеждать сверстников;
– умение планировать, координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– навыки работы в команде;
– оформительские навыки.
РАЗДЕЛ II. Методически е разработки занятий по программе курса лидерской подготовки старшеклассников «Будущее – это мы»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Глава 1. Как вести за собой (10 часов)
Занятие 1. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (2 часа)
Цель: 1. Вызвать интерес старшеклассников к овладению организаторским искусством.
2. Познакомить с целями и задачами элективного курса.
3. Побудить старшеклассников к занятиям по лидерской подготовке.
4. Заложить основы будущих коллективных традиций: «орлятский» круг, заботливое отношение друг к другу.
5. Провести входную диагностику лидерских качеств.
6. Познакомить слушателей курса с коммуникативными играми, играми на знакомство: «Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Аккомпанемент», «Действуй согласованно».
Оборудование: 1. Запись песни «Изгиб гитары» О. Митяева
2. Стулья стоят по кругу
3. Учебное пособие «Путь к успеху», индивидуальные дневники, ручки.
Литература:
1. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа. Звучит песня «Изгиб гитары» О. Митяева. Все участники садятся по кругу.
(на фоне музыки).
Во второй половине 50-х начале 60-х годов прошлого столетия у русской поэзии появилось новое, параллельное русло. Его создали «поющие поэты» – авторы стихов и музыки к своим песням, являвшиеся одновременно и исполнителями, как правило, под аккомпанемент гитары. Авторские, бардовские песни… Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, геологических экспедициях. Зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.