Выполнение заданий:
1. Прочитайте характеристики основных типов темперамента. Приведите примеры исторических личностей, литературных героев с ярким проявлением темперамента.
2. Что необходимо учитывать при организации работы в коллективе?
3. Какие особенности работы с холериком, сангвиником, флегматиком, меланхоликом?
4. Если мы будем строить работу в парах, творческих группах кого с кем можно объединить, а кого – нет? Почему?
Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуем вместе определить «плюсы» и «минусы» каждого типа.
(задание можно дать по творческим группам, предварительно разделив на 4 подгруппы, затем вместе обсудить окончательные характеристики).
Среди ярких, талантливых людей в различных областях деятельности встречаются лица различного темперамента. Например, А.С. Пушкину, А.В. Суворову были присущи выраженные черты холерика; Н.А. Некрасову, Б. Наполеону – сангвиника; В.А. Жуковскому и Н.В. Гоголю – меланхолика; И.А. Крылову, М.И. Кутузову – флегматика. Однако люди с резко выраженным темпераментом встречаются не так уж часто. Реально наблюдается смесь типов темперамента с преобладанием какого – любо одного.
5. Тест «Я – лидер». Обработка результатов. Таблица результатов теста «Я – лидер» заносится в индивидуальный дневник. В рабочую тетрадь учащиеся пишут только конечные результаты.
6. Заполнение индивидуального дневника.
Домашнее задание. 1. Наблюдение за сверстниками. Попытаться определить основные типы темперамента, обосновать свой выбор.
2. Разделите листок на две колонки и напишите в левой колонке сильные стороны своего темперамента, а в правой – те его стороны, которые вам не нравятся, а порой и мешают. Составьте портрет своего Я – темперамента.
3. Работа над рекомендациями к тесту «Я – лидер». Необходимые советы выписать в рабочую тетрадь.
Организатору на заметку:
1. При работе с тестом «Я – лидер» учащиеся могут дать завышенную самооценку своим способностям. Практически все старшеклассники отвечают на вопросы так, как они поступили бы в идеале, поэтому полученные результаты могут оказаться недостоверными. Необходимо предупредить учащихся о том, что только в случае искреннего ответа можно установить уровень развитости лидерских качеств. После обработки результатов, учащимся даются Рекомендации по улучшению недостаточно сформированных лидерских качеств.
2. Руководителю необходимо помнить, что любой метод исследования надо проверять другим методом. В данном случае, результаты теста можно проверить методом наблюдения за испытуемым, изучения продуктов деятельности и т.д.
3. Руководитель должен ознакомиться с результатами тестирования и четко спланировать индивидуальную работу по улучшению недостаточно сформированных лидерских качеств. Возможна совместная работа с классным руководителем, воспитателем, родителями (законными представителями).
Занятие 4. Как вести за собой (2 часа)
Цель: 1. Раскрыть содержание основных терминов: целеустремленность, креативность, компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность и побудить старшеклассников к самовоспитанию данных лидерских качеств.
2. Развитие важных качеств личности лидера – наблюдательности, внимания.
3. Познакомить учащихся с психологическими играми «Улыбка», «Мир тебе».
Оборудование:
1. Учебное пособие «Путь к успеху», индивидуальные дневники, ручки.
2. Фонограммы песен «Маленький трубач» муз. С. Никитина, сл. С. Крылова и «Трубач» муз. Б. Вахнюка, сл. Г. Остера.
3. Правила диспута (написаны на ватмане, доске, на экране):
Диспут – свободный обмен мнениями.
На диспуте активны все. В споре все равны.
Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать.
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются.
Литература:
1. Горелов И.Н., Житников М.В. и др. Умеете ли вы общаться. Книга для учащихся.– М.: Просвещение, 1991.
2. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.
3. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
4. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. Пособие для учителя. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.: Просвещение,1975.
5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
6. Маленкова Л.И. Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Ход занятия:
1. Психологическая разминка.
2. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях за сверстниками, выделяют признаки темперамента, говорят о том, как учитывать особенности темперамента в работе с данным человеком.
Упражнение – откровение «Мои самые…»: все по кругу говорят о своем одном самом большом достоинстве и самом большом недостатке и о пути избавления от этого недостатка.
Беседа «Как вести за собой». Индивидуальные особенности поведения человека определяются не только темпераментом, но и характером личности. Характер – совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях и поведении. Космонавт Герман Степанович Титов вспоминает: «Отец меня когда – то учил: «Чтобы выработать характер, Гера, заставляй себя делать то, что тебе делать не хочется». И, вы знаете, отец был прав!.. Я это понял не сразу, но понял. Лучшие средства для воспитания воли, выдержки, умения работать – преодоление собственных слабостей. Подбивают тебя дружки закурить. И отказываться вроде неудобно – засмеют, а ты не поддавайся… И так во всем – от самого малого до самого большого».
Народная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Человек с сильным характером умеет достигать цели, решать трудные задачи. Он может вести за собой других… Давайте вспомним песню о маленьком трубаче (если ребята знают, можно спеть; можно дать прослушать фонограмму. Будет замечательно, если руководитель исполнит песню сам под гитару).
Кругом война, а этот маленький,
Над ним смеялись все врачи:
«куда такой годится маленький?
Ну, разве только в трубачи».
А что ему? Все нипочем!
Ну, трубачом, так трубачом.
Как хорошо, не надо кланяться.
Свистят все пули над тобой,
Везде пройдет, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему.
Но как-то раз в дожди осенние
В чужой степи, в чужом краю
Полк оказался в окружении,
И командир погиб в бою.
Ну, как же быть, ах как же быть,
Ну, что, трубач, тебе трубить?
И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал,
И за трубой весь полк израненный
Запел «Интернационал».
И полк пошел за трубачом,
Обыкновенным трубачом…
Солдат, солдат, нам не положено,
И верно, что там, плачь не плачь,-
В чужой степи, в траве некошеной
Остался маленький трубач…
А он, ведь он, все дело в чем, -
Был настоящим трубачом!
– Каким был маленький трубач? Вызывает ли восхищение его поступок? Да, это подвиг. Те черты, которые вы перечислили, в совокупности представляют характер трубача.
Теперь прослушайте песню еще об одном трубаче.
(звучит песня «Трубач» на слова Г. Остера, музыку Б. Вахнюка).
Он с нами шел и пел про то,
Как кровь горит в росе…
И не любил его никто,
И все ж любили все.
Он не был честен, не был смел
И лгал друзьям не раз,
Но на трубе играть умел,
Как не один из нас.
Он у друзей горбушки крал,
И хлеб он прятал свой,
Но на трубе он так играл,
Что мы бросались в бой.
Мы шли под пули ставить лбы,
Мы шли сквозь дым и зной,
Как только медь его трубы
Звенела за спиной.
А после боя, у костра,
Где раны, кровь и стон,
Он говорил: «Ну, как игра?»
И улыбался он.
Он не был честен, не был смел
И лгал друзьям не раз,
Но на трубе играть умел,
Как не один из нас.
– Какие чувства вы испытываете к этому мальчику? Почему?
– Цель оправдывает средства?
– Встречались ли вы в жизни с такими людьми?
– Каким должен быть человек, чтобы за ним пошли другие люди?
Вывод: очень важен нравственный облик организатора, его гражданская зрелость, жизненная позиция. Нельзя увлечь только умением организовывать. Увлекают за собой преданностью делу, убежденностью, бескорыстным стремлением быть полезным обществу, готовностью жертвовать собой во благо других.
Большую роль во взаимоотношениях между людьми играют организаторские способности. Это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какого – либо дела. Назовите эти качества.
А.Н. Лутошкин выделяет общие качества личности организатора:
– компетентность – знание того дела, которое требуется организовать;
– активность – умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;
– инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
– общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
– сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
– настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
– самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
– работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;
– наблюдательность – умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;
– самостоятельность – независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;
– организованность – способность подчинять себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
К лидерским качествам необходимо отнести способность к творчеству (креативность) и умение понять другого человека, встать на его место (эмпатия). Все вышеназванные качества лидера не даются человеку с рождения. Их надо вырабатывать в себе. Это нелегкий труд, ежедневная, кропотливая работа над собой. Но плата за этот труд – признание другими людьми лидерства.
Выделенные качества у способного организатора могут не достигать высокого уровня развития, но не должны переходить в свою противоположность.
Домашнее задание. Оценить по пятибалльной системе развитость вышеуказанных качеств, попросить оценить классного руководителя и своего сверстника. Обсудить со взрослыми (родители, старшие братья и сестры и др.), какие качества личности характерны вам, над выработкой каких качеств необходимо работать.
Организатору на заметку:
1. С этого занятия можно на каждом следующем проводить игры и упражнения на развитие различных качеств личности, необходимых при организаторской деятельности.
2. Психологические игры можно подобрать из книг В. Леви «Искусство быть собой», В. Петрусинский «Игры: обучение, тренинг, досуг».
3. На каждом занятии можно рекомендовать слушателям курса литературу для самовоспитания.
4. При выполнении домашнего задания качества организатора необходимо записать столбиком и напротив проставить оценки классного руководителя, сверстника и самооценку. На следующем занятии в индивидуальных дневниках старшеклассники обрабатывают полученные результаты. В таблицу вносятся в соответствующий столбик три оценки точкой, при этом каждая обозначена своим цветом, например, самооценка – красным, оценка сверстника – синим, оценка педагога – зеленым. Затем точки одного цвета соединяются, и получается кривая уровня развития лидерских качеств (три кривых разного цвета). Оценки сравниваются с самооценкой и анализируются. Каждый делает свой вывод и определяет задачи самовоспитания.
При оценивании своих качеств обратить внимание старшеклассников на искренность, честность и объективность.
Уровень развития моих качеств
Занятие 5. Диагностическая игра «Кораблекрушение» (2 часа)
(игра разработана в Подмосковном центре «Олимпиец» Б.В. Першуткиным)
Цель: 1. Изучение взаимоотношений в коллективе.
2. Обучение основам организаторской деятельности.
3. Выявление лидеров в коллективе.
4. Раскрыть секреты общения.
Оборудование: 1. Таблица с перечнем предметов для заполнения на каждого участника игры (параграф 6, Учебное пособие «Путь к успеху»):
2. Музыкальное оформление (театральные шумы: шум моря, бури, пение птиц и т.д.)
3. Рабочая тетрадь, индивидуальные дневники, ручки.
Ход занятия:
1. Упражнение на развитие коммуникативных способностей (по выбору).
2. Анализ результатов методики «Самооценка». Построение графика уровня развития лидерских качеств.
3. Диагностическая игра «Кораблекрушение».
Ход игры:
1 этап – всем участникам сообщаются условия игры:
– играем и фантазируем все;
– в ходе игры никто не задает вопросы;
– к следующему этапу переходим только после того, как все справились с предыдущим заданием.
Игрокам предлагается ситуация: после кораблекрушения вы оказались один в лодке в Тихом океане за 200 миль от берега. С тонущего корабля вы можете взять в лодку 15 вещей, расположите их в том порядке, в каком брали бы в лодку в случае необходимости. Заполните графу № 1 «Один в лодке». Каждый участник заполняет графу самостоятельно, ни с кем не советуясь.
2 этап – После того, как все справились, дается следующая ситуация: вам повезло – вы в лодке остались вдвоем. Заполните графу № 2 «Двое в лодке», согласуя друг с другом порядок вещей, в котором необходимо брать их в лодку, убеждая партнера в правильности своего выбора. Графа заполняется только в том случае, когда достигнуто согласие.
3 этап – Вы просто родились в рубашке – вы в лодке все вместе. В каком порядке будете брать вещи? Заполняем все вместе графу № 3 «Все вместе». Условие: вещь берете лишь в том случае, если согласны абсолютно все участники игры.
4 этап – заполняется экспертный ранг (мнение экспертов, ученых) без комментариев игротехника.
5 этап – Заполняется графа № 5 «Ошибка одного в лодке»: сравнивается графа № 1 и графа № 4, от большего числа отнимается меньшее, результат записывается в графу № 5. Находится сумма баллов, у кого сумма баллов меньше 60 – «выплывет».
6 – 7 этапы – аналогично заполняются графы №№ 6, 7 – «Ошибка двоих в лодке» и «Ошибка всех в лодке».
8 этап – анализ игры. Игротехник обосновывает мнение экспертов (почему в первую очередь надо было брать зеркало, а не что – то другое). Идет анализ ошибок игроков, акцент делается на то, как старались игроки склонить к своей точке зрения, каковы при этом были жесты, мимика, движения, тон общения. Основной вывод игры: команда терпит неудачу в том случае, если неправильно выбирает стратегию и тактику; неумение убедить, выслушать, аргументировать приводит к поражению.
9 этап – Оценка лидерства. Сравнить аналогично графы «Один в лодке» и «Все в лодке». Минимальная цифра – лидер.
10 этап – Анализ игры.
Даются рекомендации старшеклассникам. Руководителю необходимо помнить, что коллективное обсуждение поможет найти выход из самой сложной ситуации. Для этого надо выполнять следующие условия (за основу взяты рекомендации М. Мелии, российско-американский психологический Центр «ЭКОПСИ»):
• Определите и сформулируйте задачу, которую надо решить – одну, самую сложную или самую важную.
• В обсуждении должны принимать участие не более 7-12 человек.
• Расставьте свои стулья по кругу – не должно быть «галерки», «президиума».
• Руководителю лучше не вести это обсуждение. Займите «рядовую» позицию, сядьте в общем кругу.
• Жестко определите время обсуждения. Дефицит времени порождает стресс, стимулирующий мозговую деятельную. Оптимальное время – около 30 минут.
• Никто не должен критиковать идеи! Запрещается начинать фразы со слов «Нет…», «Это невозможно». Помните, что в первые минуты неизбежно будут звучать банальные, стереотипные, пустые идеи. Запрет на критику облегчает выдвижение любых идей. 95 % людей не могут творчески работать в условиях «моральной угрозы». Если одного одернули, остальные будут думать о том, как бы не показаться глупее всех.
• Отбирайте лучшие идеи, а не отбрасывайте худшие!
• Не устанавливай те авторства идей! Лучшие идеи – это плод коллективного творчества.
• Когда найден выход из сложной жизненной ситуации, разделитесь на две группы – «сторонников» и «противников». Постарайтесь найти слабые места в своем решении – проверьте его «на прочность».
• Обязательно сформулируйте ваше решение и запишите его.
Домашнее задание. Наблюдение за сверстниками – как они общаются, убеждают друг друга, спорят, отстаивают свое мнение. Определить, что мешает в общении. Почему порой мы не достигаем желаемого результата в общении?
Организатору на заметку:
1. В игре нет наблюдателей, все участники.
2. Игру можно записать на видеокамеру, тогда запись можно использовать при анализе игры и на занятии по теме «Искусство общения».
3. Если игротехник затрудняется дать глубокий анализ игры, можно привлечь к игре психолога, который, как и все играет, но одновременно ведет наблюдения за детьми.
4. Цели игры не сообщаются участникам в начале. О них можно сказать в конце игры.
Глава 2. Ключ к успеху (3 часа)
Занятие 6. Диагностическая игра «Ключ к успеху» (3 часа)
Цель игры:
1. Диагностика уровня развития коллектива, выявление лидеров в группе.
2. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
3. Организационное оформление группы (далее – команда), формирование эмоционального отношения принадлежности к команде.
Оборудование:
1. Ключи, вырезанные из бумаги или картона, с нанесенной сеткой (по количеству команд); клей (по количеству станций); таблички с названиями станций; кастрюли, ложки, поварешки, крышки и т.д.
2. Жетоны пяти цветов: красный, синий, желтый, коричневый, зеленый (количество жетонов каждого цвета равно количеству команд, умноженному на количество станций).
3. Маршрутные листы на каждую команду.
4. Листки наблюдения на каждую команду на каждой станции по образцу:
Станция:
Команда:
Наиболее активные ребята:
Неадекватные ситуации:
Рекомендации:
Наблюдатель:
Ход игры:
1. Построение команд на летней эстраде. Вручение маршрутных листов.
2. Путешествие по станциям. Каждая команда двигается по индивидуальному маршруту. Примерные маршруты и задания:
Станция «А не спеть ли нам…». Когда очень трудно, когда тяжело – очень помогает хорошая песня.
Варианты заданий:
1. Исполнить песню под собственное сопровождение (кастрюли, ложки, крышки, ведра и т.д.).
2. Пропеть песню «В лесу родилась елочка» как церковный хор, хор оленеводов Чукотки, хор детского сада, армейский хор и т.д.
Станция «Театральная студия».
Варианты заданий:
1. Изобразить поклоны разных людей: клоуна, водолаза, космонавта, Майкла Джексона, колобка, индейца – вождя племени и т.д.
2. Сказать фразу «Весна наступила, грачи прилетели…»
– с кислой ягодой во рту;
– с радостью, с гордостью, со страхом, трагично, с удивлением, восторженно;
– с горячей кашей во рту;
– с чупа – чупсиной во рту и т.д.
3. Обыграть фразу: «Улыбайся, за нами наблюдают», «А может тебе дать ключи от квартиры, где деньги лежат?», «Здравствуйте, я Ваша тетя» и т.д.
4. Инсценировать сказку «Репка» в жанрах комедии, драмы, детектива, триллера и т.д.
Станция «Веселая зарядка».
Варианты заданий:
1. Провести минутную, веселую зарядку.
2. Провести зарядку со сказочными героями, насекомыми.
3. Провести зарядку с гномиками, Дюймовочкой.
Станция «Нарисуй – ка». Каждому участнику команды дается чистый лист бумаги и карандаш (фломастер). Задание: нарисовать человека из 10 геометрических фигур.
Станция «Спасательная шлюпка». В трудную минуту каждый в команде должен чувствовать плечо друга.
Варианты заданий:
1. Сесть на колени друг другу и двигаться по кругу.
2. Все члены команды берутся за шнур (веревку, шпагат), концы которого связаны вместе. Без слов, не договариваясь, участники должны по команде игротехника встать в круг, изобразить квадрат, треугольник и т.д.
Станция «Кругосветное путешествие». Задание: провести экскурсию по лагерю. Каждый участник говорит по одному предложению, соблюдая при этом порядок расположения в лагере.
Станция «Пойми меня». Задание: команда выстраивается в колонну по одному. Последнему участнику предлагается передать соседу название песни пантомимой. Команда должна угадать название песни.
Станция «На балу». Задание: ребятам предлагается исполнить танец под музыку в роли насекомых, присутствующих на балу у Мухи Цокотухи.
3. Финиш – все команды собираются в клубе (на эстраде), сдают маршрутные листы.
4. Анализ игры с участниками игры.
4. Анализ игры с педагогическим коллективом.
5. Методические рекомендации по организации и проведению игры:
1. Количество станций не ограничивается. Но выполнение заданий на станциях не должно занимать много времени (2-3 минуты).
2. Задания на станциях должны быть подобраны так, чтобы ребята смогли проявить различные способности: организаторские, актерские и т.д.
3. Игротехник (ведущий) на станции не должен объяснять ребятам, как надо выполнять задание и кто это должен сделать. Из команды стихийно должны выделиться лидеры, взявшие инициативу на себя.
4. На каждой станции должно быть два ответственных: один проводит с командой эксперимент (игротехник), второй – наблюдает и фиксирует в Листке наблюдения необходимую информацию. Самым активным ребятам вручаются жетоны.
5. На станции «Нарисуй-ка» дано тестовое задание. У кого из участников в рисунке больше квадратов – лидер.
6. Каждый ответственный за проведение эксперимента оценивает команду жетонами соответствующего цвета:
– желтый – выполняют все вместе, дружно;
– синий – выполняет группа ребят, остальные поддерживают;
– зеленый – выполняет несколько ребят, остальные лишь равнодушные зрители;
– коричневый – конфликтный момент, не могут прийти к общему мнению, но с заданием справляются;
– красный – спорят, не могут прийти к общему мнению, с заданием не справляются.
Получив жетон, команда приклеивает его на ключ в соответствующий сектор.
7. После прохождения всех станций, ключ приобретает цвет, тщательный анализ которого даст информацию о команде. Желательно результаты оформить графически.
8. После завершения игры проводится ее анализ. Наблюдатели дают информацию о каждой команде: как выполняли задание, кто проявил наибольшую активность из ребят, кого можно рекомендовать в органы соуправления, были ли нестандартные ситуации и т.д. Руководителем игры даются рекомендации вожатым и воспитателям по работе с командой.
9. Ребята, получившие наибольшее количество жетонов на станциях, могут быть в отряде неформальными лидерами, желательно придать им статус формальных лидеров, выбрав в органы детского соуправления.
10. В условиях оздоровительного лагеря игра может протекать несколько часов. Станции можно расположить на большом расстоянии друг от друга, чтобы участники могли побегать на свежем воздухе.