Пусть собеседник знает, что вы распоряжаетесь в его голове.
7. Срезайте ответ собеседника преждевременным подтверждением.
Скажите «ясно», «да, всё понятно» прежде, чем он ответил на вопрос.
Пусть собеседник знает, что он не заслуживает понимания.
6. Притворяйтесь, что не поняли или не расслышали собеседника.
Переспросите, уточните, попросите его говорить громче и отчетливее.
Пусть собеседник знает, что он мямля.
5. Сделайте так, чтобы у собеседника не было возможности ответить.
Задавайте следующий вопрос, не дожидаясь ответа на предыдущий, или задавайте такие вопросы, на которые собеседник не знает ответа.
Пусть собеседник знает, что он ни на что не способен.
4. Говорите так, чтобы вас не поняли.
Используйте непонятные термины, хитрые формулировки или говорите сквозь зубы, невнятно, тихо, в сторону.
Пусть собеседник поймет, что он идиот.
3. Задавайте вопросы прежде, чем собеседник готов услышать.
Мало ли что он говорит по телефону или пишет письмо.
Пусть собеседник знает, что его деятельность не имеет значения.
2. Ругайте собеседника за неправильные ответы и высказывания, который вам не подходят.
Если собеседник сказал то, чего вы не ожидали, или неуместное и нелогичное, обрадуйтесь и сообщите, что он НЕ знает (НЕ понимает, НЕ умеет, делает Неправильно, что это делается НЕ так, он ошибся, он делает ненужную работу). Добавьте «Ну конечно, ты этого не делал, ничего, научишься с моей помощью».
Дайте понять, что вы знаете, как надо, как правильно, что его точка зрения не имеет право на существование.
1. Давайте родительские напутствия и наставления собеседникам.
Скажите собеседнику: «будь молодцом (умницей, человеком, будь аккуратен)».
Пусть он поймет, что не является человеком (молодцом, умницей, аккуратным); ему надо постараться, чтобы заслужить положительную оценку.
ЧТО ЕСЛИ?
Похвалы, комплименты, вежливость считаются «хорошими» знаками внимания. Что если не существует плохих или хороших знаков?
Что если внимание, которое вы не просили, всегда «вторжение»?
ГЛУПОСТЬ управляет ВАМИ=VS= ВЫ управляете ГЛУПОСТЬЮ
VIII.4.4. ДОПОЛНЕНИЕ
«как мы зависимы от прочих
печально выдохнул удав
приобретая форму тела
употребленной им свиньи».
(Сетевойавтор © kaira)
Обучение унижению – дело тонкое и долгое. Если вы вознамерились стать профессиональным тираном, вам потребуется литература и данные для изучения.
Источники
Ознакомиться с установками на смерть, болезни и несчастья, исходящими из родительской семьи, можно в материалах Гулдинг М. и Гулдинг Р. О 12 типах родительских посланий, опубликованых в книге: Макаров В. В., Макарова Г. А. Транзактный анализ – восточная версия. – М: Академический Проект, ОППЛ, 2002.
Существующие виды и формы насилияизучите по книге: Малкина-Пых И. Г. Виктимология. – СПб.; Питер, 2018.
Подборку цитат для словесных баталий и унижающих фраз («Ты похож на слепого старика, который отвечает на вопросы, которых ему не задавали») вы найдёте в книге: Петровский В., Ходорыч А. Энкоды. – М.: Коммерсантъ, 2011.
Подспорьем станет раздел Международной классификации болезней «Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)». К расстройствам прилагаются списки симптомов, которые вы можете использовать против врагов, убеждая их в психической недееспособности.
Если вы ученый-исследователь, сведения по превращению жизни в ад вы почерпнете из материалов дел отечественной и иностранной судебных систем:
– о лишении родительских прав;
– о вынесении запретительных приказов;
– о серийных насильниках и убийцах.
Полезными могут оказаться Сборники нормативных актовс комментариями или учебно-методические пособия для учреждений социального обслуживания, работающих с девиантными*, делинквентными* подростками, социальными сиротами, неблагополучными семьями.
Списки терминов
Самостоятельно ищите литературу, используя поисковые запросы. Нижеследующие списки помогут в их формировании.
Токсичные эмоции, состояния и отношения: зависимость от любви, восхищения, похвалы; оцепенение, безразличие, конформность, соглашательство, подавленность, усталость, беспомощность, отчаяние, тоска, уныние, хандра, меланхолия, печаль, горе, грусть, разочарование, униженность, неполноценность, прилежание, усердие, старательность, радение, заботливость, ревностность, исполнительность, задабривание, задаривание, заглаживание вины, оправдывательство, чувство правоты, чувство неправоты, жалость, сочувствие, сострадание, сострадательность, страх, волнение, беспокойство, вина, обида, стыд, позор, опозоренность, зависть, ревность, подозрительность, недоверчивость, сомнение, замешательство, неопределенность, непонимание, смятение, потерянность, скрытая враждебность, неприязнь, возмущенность, неудовлетворенность, недовольство, раздраженность, огорченность, негодование, досада, озлобление, неприятие, презрение, антипатия, ненависть.
Виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое (информационное, этическое, эстетическое, психическое, эмоциональное, моральное, речевое, предметное), лекарственное, экономическое, пренебрежение нуждами и потребностями подопечных.
Способы подавления: запреты, предписания, требования, притязания, претензии, капризы, ревность, зависть, контроль, наказание, обвинения, оскорбления, угрозы, демонстрация обиды, оценивание, критика, сравнение, комплименты, лесть, обесценивание, переоценивание, навязывание, ложь, дезинформация, клевета, приписывание, замалчивание, сарказм, глумление, высмеивание, троллинг, издевки, стёб, пренебрежение, изгнание, игнорирование, хейтеринг, хейтинг, необщение, навязанная забота, навязанная помощь, чрезмерная забота, суетливое беспокойство, восхищение, презрение.
Термины для обозначения подавления: Психологическое (эмоциональное / моральное) насилие (шантаж / рэкет / депривация / изоляция), психологические пытки, жестокое обращение, групповое давление, товарищеский суд, моббинг, буллинг, газлайтинг, абьюз, бойкот, остракизм, анафема, стигматизация, угнетение, притеснение, иго, ярмо, бремя, гнет, рабство, навязанная помощь. Пренебрежение нуждами (интересами / потребностями) зависимого человека (ребенка, подопечного). Неуважение личности, проявлений личности. Обесценивание продуктов творчества.
Обозначения для токсичных людей: пустозвон, балабол, жалобщик, нытик, критик, сплетник, доносчик, провокатор, подстрекатель, нарцисс*, социопат, психопат, мизантроп*, социофоб, асоциальная* личность, самовлюбленный, наглец, нахал, самодур, сумасброд, смутьян, бесноватый, привереда, прихотливый, похотливый, капризный, деспот, тиран, сатрап, диктатор, серый кардинал, борец за справедливость, правдоруб, невинный, безобидный, безвредный, бесполезный, кроткий, простодушный, наивный, бесхитростный, правый, безвинный, безгрешный, непорочный, невиноватый, непричастный, целомудренный, неиспорченный, честный, чистый, незапятнанный, нравственный, моральный, святой, эгоист, альтруист.
Эксперименты, эффекты, описывающие подавление и подавленность: спираль молчания, феномен распределенной ответственности, эксперимент Милгрэма, эксперимент Зимбардо, Эксперимент Аша, эксперимент «Третья волна», упражнение «голубоглазые / кареглазые», эксперимент по наученной беспомощности.
ЧТО ЕСЛИ?
Что если гуманизм не гуманен?
ВСЁ ПЛОХО=VS= ВСЁ ХОРОШО
Заключение к книге VIII
«Думали, конец врагу, оказалось,
что не с теми боролись».
(Фраза писателя-афориста Романа Надиряна)
Мы изложили вредоносные способы, стратегии и тактики, которые можно использовать в общении с указанием их назначения и последствий. Не научиться «лечить», не изучив «болезни» и их причины.
Мы неверно оцениваем поведение и речь собеседника, не понимая, что стоит за грубостью, бестактностью, манипуляциями. Человек не осознает (1) последствия разрушительного общения; (2) причины разрушительного общения; (3) факт разрушительного общения.
Вы будете удивлены, насколько часто люди не осознают процесс общения:
– грубияны не отдают отчет, что грубят,
– льстецы не знают, что льстят;
– лгуны не в курсе собственной лжи;
– обиженные думают: вы их обижаете.
Люди приписывают свою ложь, гнев, страх, стыд, вину собеседникам и обвиняют в своей вине, в собственных ошибках общения.
В своём большинстве люди делятся на тех, у кого «эмоции внутри» и у кого «эмоции снаружи». Вы можете увидеть человека, которого «разрывает на части» внутренняя буря, при этом он улыбается и ведет себя спокойно. Вы можете увидеть человека, который демонстрирует веселье, страх, гнев, и другие эмоции, которые сам не чувствует.
Для любителей драматической «показухи» придумали диагноз: истероидная психопатия. Человек с таким расстройством личности бессознательно «проигрывает истерики». Он «показывает» горе, которого не чувствует, не осознаёт, не проживает.
Забавно, что неосознаваемая истерика служит поводом для постановки диагноза, а неосознаваемые гнев, страх, боль, ревность, зависть, стыд не привлекают внимание психиатров. Видимо, чтобы «достучаться до психиатра» нужно очень громко стучать.
Люди встречают друг друга для взаимной компенсации. «Пугливые внутри» и «наружные демонстраторы страха» могут путём «перекрестного опыления» повысить взаимную эмоциональную компетентность. «Внутрибоящийся» научится проявлять (демонстрировать) эмоции. «Страховой актёр» научится чувствовать то, что разыгрывает. Упустив возможность взаимного развития люди скатываются в один из полюсов, например, оба начинают «бояться внутри» или вместе «разыгрывают страх». Так рождается созависимость. Вместо обоюдного обогащения происходит уменьшение и слияние. В таких случаях мы начинаем винить («изображать обвинение») друг друга.
Тот, кто «боялся внутри» теперь «гневается снаружи». Тот, кто «боялся снаружи» теперь «обижается внутри». Так происходит обмен личностями или смена полярностей.
Не всех пугает созависимость и «одна расщепленная личность на двоих». Некоторые супруги, прожив полвека «душа в душу», в старости становятся неразличимы. Высокий «съеживается», низкий «вытягивается», курносый «оплывает», носатый «усыхает». Разные по внешности, комплекции, характеру на старте совместной жизни становятся «однояйцевыми близнецами» на ее закате.
Если мы не понимаем, что происходит, мы можем расстраиваться, обижаться, мстить, грубить «в ответ». Мы всегда отстреливаемся «в ответ», потому что «он (а) первый начал». Вы не любите своего ребенка? Это потому что он первый начал не любить. Ненавидите супруга (супругу)? Это они спровоцировали, хотя вы создавали отношения по расчёту без расчёта на любовь.
Книга даст понимание динамики и причин ошибок в общении. Заставит внимательно и аккуратно относиться к своему и чужому общению.
● Книга VII. Как улучшить?
«Напугай и властвуй»
(Кошмарный сон Платона)
Представляем инструменты моделирования реальности, проектирования идеи, упаковки себя «как продукта».
Идеи, как расширить свою реальность с помощью «самокопирования», увеличить продуктивность с помощью концептуального администрирования своей жизни.
Если эти два абзаца вам непонятны (пугают, раздражают), пропустите книгу VII («Как улучшить») и приступайте к следующей книге VI («Как исправить»).
Глава VII.1. Моделирование
«Человек – дитя своего времени».
(Высказывание казахского поэта, композитора,
просветителя Абая Кунанбаева)
Рассмотрим возможности управления реальностью для человека, который осознал себя как «Я» и может надевать маски и менять роли по выбору, адаптировать их под задачи. Представленные инструменты похожи на инструменты VI главы, что применяются при обнаружении неосознаваемых компонентов, только здесь вы не опознаете, не вспоминаете, а создаете и придумываете, моделируете и конструируете.
VII.1.1. КОНСТРУКТОР ВОПРОСОВ
«Каково назначение человека? Быть им».
(Высказывание польского поэта, философа, писателя-сатирика
и автора афоризмов Станислава Ежи Леца)
В качестве атрибутов* «Я» используйте любые динамические компоненты личности из когнитивной* (познавательной), аффективной* (эмоциональной), поведенческой, волевой, мотивационно-потребностной сфер: чувства, переживания, ощущения, восприятия, мысли, идеи, убеждения, суждения, мнения, оценки, мечты, надежды, желания, фантазии, иллюзии, идеалы, ценности*, потребности, стремления, интересы, цели, задачи, решения, страхи, опасения, комплексы, обиды, характер, поведение, действия, поступки, занятия.
В качестве условий используйте ваши формулировки: в плохом / хорошем настроении (состоянии); в конфликтной (стрессовой) ситуации / во время радостного события; на работе (дома, в спортзале, на рыбалке); с детьми (супругом, друзьями, коллегами, руководством).
Задача: «Какие поступки подходят на работе (спорт-зале) ДЛЯ…». Для получения повышения (премии), для привлечения внимания девушки, для поиска единомышленников, для совместного проекта. Набросайте список «хотелок» и сопоставьте с привычными для вас суждениями о допустимости таких желаний (планов) или представлениями о ситуации (мире, морали).
Добавьте столбец «МОЙ ПРОДУКТ». Напишите, что вы можете производить и предоставлять.
Для наглядности в книгах VII и VI представлены различные инструменты, «извлеченные» из этого конструктора.
Вы можете создать свой конструктор для проекта (книги, фильма, портала).
Конструктор СТРУКТУРЫ статей для этого сборника выглядел как таблица со столбцами:
1 – заголовок статьи,
2 – афоризм,
3 – аннотация,
4 – текст,
5 – иллюстрация,
6 – сомнение,
7 – противопоставление.
Конструктор содержания книги выглядел как пункты содержания: «Кто я?», «Где я?» и так далее.
Когда написание книги представляет собой заполнение заранее определенных ячеек, работа движется в разы быстрее, чем при работе «по вдохновению». Когда заранее известно количество иллюстраций, они рисуются не «по одной штуке», а «оптом»: создается библиотека базовых изображений, из которых собираются композиции.
Если вы достигли уровня реальности, когда готовы рассматривать себя в контексте отношений с окружающими, в контексте реализации способностей, пользы, которую вы приносите другим, можно помимо АТРИБУТОВ «Я» ввести других людей, области реальности. Попробуйте с помощью вопросов расширить горизонты сознания и перейти на новый уровень реальности (с индивидуального на СЕМЕЙНЫЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ).
Предлагаем примеры вопросов для прояснения темы обмена с миром (близкими).
Прошлое:
Что я получал от близких (семьи, друзей)?
Что я давал близким (семье, друзьям)?
Что я получал от моей группы (коллектива, команды)?
Что я давал моей группе (коллективу, команде)?
Что я получал от мира?
Что я давал миру?
Что я хотел (мог, мечтал) получать от мира?
Что я хотел (мог, мечтал) давать миру?
Настоящее
Что я получаю от близких (семьи, друзей)?
Что я даю близким (семье, друзьям)?
Что я получаю от моей группы (коллектива, команды)?
Что я даю моей группе (коллективу, команде)?
Что получаю от мира?
Что я даю миру?
Что я хочу (могу, мечтаю) получать от мира?
Что я хочу (могу, мечтаю) давать миру?
Будущее
Что получу от близких (семьи, друзей)?
Что я дам близким (семье, друзьям)?
Что я получу от моей группы (коллектива, команды)?
Что я дам моей группе (коллективу, команде)?
Что мне даст мир?
Что я дам (смогу дать) миру?
Теперь, когда вы умеете создавать конструкторы, вы можете составить свой план взаимообмена с миром и конструировать планы для других.
ЧТО ЕСЛИ?
Творческим людям не всегда нужны планы и цели, они творят по вдохновению. Вдохновение дает «материал» для творческого воплощения. Планы дают «структуру», «костяк». Вы можете легко писать тексты. При наличии плана, структуры и назначения вы будете писать быстрее и лучше. При наличии плана вы сможете один и тот же текст (иллюстрации) создавать для разных задач: для будущей книги, для рекламы будущей книги, для блога с вашими идеями. Копипастеры* («контент-менеджеры») хорошо это знают, поэтому используют одни и те же материалы для разных заказчиков, слегка меняя композицию и последовательность текста.
Что если «копипастить» у самого себя?
КОПИРОВАНИЕ=VS= САМОКОПИРОВАНИЕ
VII.1.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО
«Нет ничего хуже, чем тащиться в собственное
будущее просто за компанию с приятелями…»
(Из книги «Тайна Клуба Дубовых Листьев»,
Макс Фрай (Светлана Мартынчик)
Больше всего пространства для введения категорий в будущем. То, что еще не свершилось, меняется, что полезно по причинам:
– «размещение» внимания в будущей реальности «вытаскивает» внимание из прошлых неудач и текущих проблем, улучшая текущее состояние;
– исследование представлений о будущем поможет опознать страхи, неуверенность, комплексы, опасения, надвигающиеся проблемы, чтобы вы своевременно с ними справились («предупрежден, значит вооружен»).
Категории «реальное» и «идеальное» расширяются и дополняются.
Будущее «рисуется» по-разному в зависимости от вопросов, которые вы себе задаете.
ПРЕДСТАВЛЯЕМОЕ будущее может приходить в качестве спонтанного (мгновенного, не обдумываемого ответа) в виде ПУСТОТЫ, мрака, черного экрана, черного пространства, в виде запахов, привкусов, эмоций (ощущение «острого горя», тоски, неизбывности, безысходности), в виде плоских картинок незнакомых помещений, в виде объемных* картинок помещений, внутри которых вы находитесь; картинки могут сопровождаться восприятиями других модальностей* или могут быть только картинками.
Спонтанные ответы на подобные вопросы:
– «Как вы видите свое будущее через год?»;
– «Как вы видите свое будущее через пять лет?»;
– «Как вы видите свое будущее через десять лет?»;
– «Как вы видите свое будущее через двадцать лет?»;
– «Как вы видите себя в глубокой старости?»
удивляют и пугают психологов.
ВООБРАЖАЕМОЕ будущее отражает обдумывание; используйте вопросы с глаголами «желать», «хотеть», «стремиться» без ограничения полета фантазии.
Какие идеи, мысли, убеждения я хотел бы иметь в будущем?
Какие чувства, эмоции я хотел бы переживать в будущем?
Как я хотел бы действовать в будущем?
Какими способностями я хотел бы (хочу, стремлюсь, желаю, могу) обладать в будущем?
ЖЕЛАЕМОЕ будущее ограничено социальной приемлемостью, моралью, ценностями.
Какие идеи, мысли, убеждения я хочу иметь в будущем?
Какие чувства, эмоции я хочу переживать в будущем?
Как я хочу действовать в будущем.
ВЕРОЯТНОЕ будущее отражает прогноз ситуации.
Превратите исследование себя в приключение. Призовите на помощь чувство юмора, фантазии, мечты, планы. Чтобы компенсировать опасения по поводу будущего, разбавьте их волшебством.
Займитесь моделированием будущего и распишите идеал себя.
Цели на будущее:
Какие идеи, мысли, убеждения я хочу иметь в будущем?
Какие чувства, эмоции я хочу переживать в будущем?
Как я хочу действовать в будущем?
Добавьте категории и рассмотрите желаемую динамику во времени.
Добавьте продукт. Нарисуйте линию времени и расположите на ней по времени то, что вы хотите создать через год, пять, 10, 15 лет. Не то, что вы хотите иметь (машину, дачу, пароход), а то, что вы можете предоставлять.
«Через год я еженедельно буду выкладывать авторскую публикацию (не делиться чужими, а создавать свои). Через полтора года, когда я освою графический редактор, я буду к своим публикациям загружать авторские иллюстрации. Через 2 года я издам книгу. Через 3 года у меня будет ежемесячный печатный журнал».
ЧТО ЕСЛИ?
Идеи создавать то, что вы не умеете, настораживают и кажутся нереалистичными только до тех пор, пока вы не умеете создавать то, что вам нравится. Как только вы осваиваете очередной навык, его применение кажется пустяковым делом. Трудно учиться в автошколе, легко водить. Трудно осваивать акваланг, легко наслаждаться видами коралловых рифов, если вы профи.
Что если трудностей не существует? Что если трудностями мы считаем непонятности, незнакомости, неопытность?
БОЯТЬСЯ=VS= УЧИТЬСЯ
VII.1.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИПОСТАСЕЙ
«Будущее наполнено обещаниями».
(Из сериала «Герои» («Heroes»)
Рассмотрим текущую задачу в настоящем времени, используя различные социальные роли, ипостаси, возможности, условия. Возьмите две крайности: «нет шансов выполнить задачу» (нытик) и «неограниченные возможности» (мечтатель). Опишите их. Вычислите ту возможность, которая реальна.
Моделируйте решение задачи, используя различные ипостаси, смоделируйте роль, профессию для освоения.
Хотите стать художником, но не умеете рисовать? Нарисуйте модель. Столбец с шагами освоения:
– приобретение инструментов: мольберт, краски, бумага;
– анализ рынка обучающих программ (видеолекции на видеохостинге; бесплатные мастер-классы, платные курсы, художественный колледж);
– выбор формы обучения (очная, дистанционная);
– выбор стиля и направления;
– поиск поддержки (группа начинающих художников);
– поиск площадок обратной связи (галереи начинающих художников);
Столбец «прогресс»:
– куплено;
– урок 1 из 10 (ссылка на видеокурс);
Столбец с результатами, целями, датами– все, что посчитаете нужным.
Ваш план сам себя составит в процессе реализации.
Хотите не профессию, а новый характер? Создайте модель.
Найдите того, на кого вы хотели бы походить. Смоделируйте личность. Распишите поведение, стратегии, устремления, достижения.
Возьмите реального существующего человека или тип личности (социальную роль). Знаете ли вы, что у самых успешных завоевателей были помощники-философы? Александра Македонского тренировал Аристотель, Платона неоднократно «выписывали» для консультаций тираны античных царств и современной Северной Кореи.