Книга HOMO REACTUS: человек безумный - читать онлайн бесплатно, автор Евгения Евдокимова. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
HOMO REACTUS: человек безумный
HOMO REACTUS: человек безумный
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

HOMO REACTUS: человек безумный

Со стороны творения. Если вы не представляете рынок в терминах «СЕГМЕНТЫ рынка», зайдите со стороны продукта: определите ЦЕЛЕВЕВУЮ АУДИТОРИЮ. Опишите потребителя продукта, услуги и таланта, поделок, способностей, возможностей.

Кому вы можете быть полезны? Что вы умеете и знаете? Кому можете оказать поддержку, принести радость, помочь с решением задачи, постановкой проблемы?

Чем можете быть полезны? Забить гвоздь, посадить цветок, составить список покупок или план путешествия, устранить протечку или обидчика, наладить водосток или отношения, вынести мусор или мозг, принести радость или покупки из магазина. Что вы можете делать? Что вы можете делать для других? Что вы можете делать для себя?

Если вы не представляете портрет потребителя, опишите себя. Возраст, рост, цвет глаз, волос, количество родинок, наличие веснушек, автомобиля, дачи, хобби, профессию, страхи, желания, потребности, мечты. Напишите что-нибудь. Кто тот человек, который делает то, что вы делаете? Кто тот человек, которому может нравиться столярка, готовка, шитье, консультации – то, чем вы занимаетесь?

В процессе реализации проекта вы восполните пробелы и вычислите недостающие данные, поймете, чем отличаетесь от ваших потребителей.


2. Конструирование идеи, замысел.

Что вы можете делать в выбранной области?

Предположим, что вы занялись садоводством. Как выращивать из семян плоды? Простая задача. Посадил, полил, подождал, собрал. Рассмотрим замысел детально. Замысел – это контур, набросок, эскиз, ФОРМА без содержания.

Чтобы превратить контур в живой проект, наполните его содержанием, впишите в контекст, придайте объем, направление и импульс движения.

Что вы могли бы создавать (выращивать, чинить, строить, разбирать, устранять)?


3. Наполнение замысла содержанием.

Планирование проекта необходимо, чтобы сделать эскиз более реальным, приблизить его к воплощению. Определим СОДЕРЖАНИЕ и МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ деталей замысла. Если это семена, определимся с их принадлежностью. Не семена «вообще», а «семена марихуаны». Не плоды «вообще», а «плоды ёлки трансатлантической». Если это «комплектующие», определим сферу их использования, например, «комплектующие к аквариумным фильтрам для морской воды». Если это «сборка компьютеров», определимся с производными, например, «сборка из деталей китайского концерна „спайс-Y“ мощностью до класса игровых».

Эта стадия – симбиоз* предыдущих, наложение замысла на область.

Где вы можете применить то, что умеете, в каком количестве?


4. Структурирование.

Сопоставим сформулированное содержание с реальностью. Если вы запланировали разводить белых медведей, есть у вас в распоряжении Арктика? Установите СВЯЗИ проекта с реальностью, возможностями, способностями, амбициями, притязаниями, желаниями. Оживите проект. Поможет инвентаризация внешних ресурсов: денежных средств, земли, оборудования, партнеров, инвесторов, соратников и группы поддержки. Какие у вас ресурсы, инструменты, помощники, единомышленники?

Речь идет о ресурсах и вопросах: «Насколько реален для вас проект? Насколько проект вписывается в вашу реальность? Насколько возможно исполнение задуманного в реальности?» Если «картинка проекта» отделена от реальности, не вписана в реальность и представляет «сухие» чертежи и планы, то является «плоской», абстрактной, безжизненной. «Вдохнуть жизнь» в проект можно поместив в проект жизнь (себя).

Насколько вы способны видеть визуальную картину «себя в проекте» или «проекта в вас»? Вы можете видеть себя с лопатой в руках, сажающего яблоню или с корзиной в руках, собирающего урожай? Вы можете видеть себя в кресле руководителя фермерским хозяйством, наблюдающим из окна сбор урожая? Вы внутри проекта или проект внутри вас?

Добавьте измерение* – вас. Сделайте «3D-реальность». На пересечении области, замысла и вашей реальности образуется 3-мерная картина.


5. Оживление.

Как понять, что проект для вас не реален: вы видите картинку с собой внутри проекта (представляете, как сбираете урожай, рисуете картину, пишете сценарий), но тот, кто в проекте, и вы – не одно лицо. Вы можете увидеть «картинку со стороны», диссоциироваться, абстрагироваться (отдалиться, наблюдать со стороны). Но не можете ассоциироваться, слиться, поместить себя внутрь проекта, видеть проект от первого лица, изнутри.

Как сделать проект реальным (поместить себя внутрь, оживить проект)?

1. Прикоснитесь (физически) к деталям проекта. Если хотите рисовать, отправляйтесь в магазин художников, трогайте холсты, рамы, баллоны и тубы с красками, кисти. Отправляйтесь в музей, рассматривайте картины. Отправляйтесь в парк, смотрите, как рисуют художники.

2. Рисуйте проект. Нарисуйте себя рисующим картину (собирающим урожай, пишущим сценарий, вяжущим шарф). Вылепите себя из пластилина в рабочей обстановке: ваша фигурка, ваш пластилиновый холст, кисти, мольберт.

3. Получите обратную связь: что знакомые думают о вашем проекте и вашей роли в нем. Как они видят ваши способности и возможности, сильные и слабые стороны; какие угрозы, риски и возможности предоставляет рынок; сможете ли вы с ними справиться.

4. Ищите страхи и вторичные выгоды от неуспеха.

Что случится (произойдет, испортится), если я стану фермером (художником)?

Почему мне важно не добиться успеха (не стать фермером, художником)?

Кому выгодно, чтобы я не добился успеха?


6. Видение.

Если вы «видите» реальность проекта, можете увидеть проект изнутри от первого лица, абстрагируйтесь и посмотрите на проект снаружи. Опишите картины реальности: существующую и желаемую. Вы сформулировали портрет потребителя, область распространения продукта, содержание продукта, инвентаризировали ресурсы, установили связи, исходя из того, что есть на сегодняшний день. Введите фактор времени. Сформулируйте (представьте, опишите) реальность проекта в будущем времени, когда вы достигнете желаемого состояния. Опишите идеал проекта, составьте КАРТИНУ будущего. Опишите потребителя, область распространения, содержание продукта, ресурсы и связи через год (пять лет).

Кто будет пользоваться вашими услугами через три года? Кто будет покупать ваши продукты в следующем сезоне? Сколько у вас будет акров земли через пять лет? Выберите время в будущем и опишите идеальное состояние проекта, к которому вы стремитесь и планируете достичь.



До этого этапа бизнес-идеи маложизнеспособны из-за отсутствия необходимых частей уравнения. Вы можете рассчитать расход бензина, если вам известен «пункт А» (реальное положение идеи), «пункт Б» (идеальная картина проекта) и транспортное средство (ваша реальность).

Если у вас нет «пункта Б», вы не едете.


Качественно разработанная ИДЕАЛЬНАЯ КАРТИНА БИЗНЕСАсэкономит деньги и время, она станет:

– СМК (системой менеджмента качества), системой ключевых показателей эффективности;

– сайтом проекта (внешним сайтом-презентацией продукта и внутренним сайтом для сотрудников / подрядчиков / партнеров / инвесторов);

– мотивационной программой (когда сотрудники понимают, чем они занимаются, какова их роль в результате; их «видение» своей роли меняется в сторону увеличения продуктивности / эффективности; чувство сопричастности к миссии творит чудеса;

– программой развития (ротации) для сотрудников, так как наглядность проекта позволяет видеть, где они могут себя применить; какие навыки требуются для реализации задач;

– доступность этапов проекта служит ресурсом для коррекции, возможностью для получения обратной связи без привлечения экспертов, кризис-менеджеров.


ЧТО ЕСЛИ?

В советском мультике гриф пытается научить страуса летать, говоря ему: «лучше один день потерять (на учебу), чтобы потом за пять минут долететь». «Я же сказал – полетели, а не побежали». «Давай, страус, пошел! Работаем, работаем!».

Что если люди в отличие от страусов умеют летать? Что если полет фантазии равнозначен концептуальному планированию, наивысшему уровню абстракции?

ИДЕЯ =VS= КАРТИНА

VII.2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ

«Лучшие из моих бизнес-идей возникли,

когда меня плохо обслуживали».

(Высказывание основателя корпорации

Virgin Group Ричарда Брэнсона)



Этап 1. Описание хода проекта.

У вас есть необходимые «НЕИЗВЕСТНЫЕ», приступайте к СОСТАВЛЕНИЮ уравнения. ШАГИ планов меняются в зависимости от проекта. В проекте занято несколько участников, которые действуют в соответствии с задачами, если они осведомлены о задачах.

Бизнес-партнерства устраиваются по принципу «сядем в лодку, там решим, куда грести», то есть являются «беспринципными». Есть виды сотрудничества, где люди не договариваются о направлении: сидя в лодке, гребут в разные стороны. Такие виды сотрудничества являются маскировочными, осуществляют прикрытие для решения иных задач, чем бизнес. Сотрудничество-«антиСОТРУДНИЧЕСТВО» – это психологический, а не экономический феномен. Оно необходимо для отыгрывания садистических и мазохистических тенденций, «проигрывания подавляющих игр», «разрядки стресса».

Если вы ожидаете, что партнеры, коллеги, подчиненные, подрядчики осуществят план, не зная плана, вы – прапорщик.

Если ваш план реализовывается при условии, что плана нет, вы – волшебник.

Какова последовательность шагов в реализации проекта?

ИМПРОВИЗАЦИЯ=VS= ПЛАН

Этап 2. Операционализация шагов проекта.

«Проектирование реализации» отличается от «проектирования идеи», как если речь идет о проектировании вас или о проектировании вашего продукта. Эта стадия является «планом внутри плана», «квадратным корнем из плана», его операциональной частью. Разворачивание бизнес-идеи в реальность не является последовательным процессом, расположенным в качестве серии шагов на линии времени.

Вы «ныряете в прошлое» для оценки ресурсов, «отправляетесь в будущее» для прогнозирования рисков, «сворачиваете в сторону» для поиска дополнительных возможностей, «возвращаетесь назад» для коррекции плана, исходя из новых данных. Помимо временной нелинейности проект содержит пространственную нелинейность. Внутри программ содержатся подпрограммы, пункты которых могут дробиться на подпункты. Нелинейность придает картине ОБЪЕМ, видение из плоского превратится в «3D-видение». Нужно иметь многомерное (объемное) видение.

Как соотносятся между собой задачи планирования и воплощения?

ЛИНЕЙНОСТЬ=VS= ФРАКТАЛЬНОСТЬ

Этап 3. Очеловечивание.

Если вы хотите, чтобы исполнялись ваши задачи, то стадия поиска исполнителей наступает после того, как сформулированы задачи. Если вы не уверены, чего хотите; если не можете сформулировать задачи или расположить в иерархии значимостей и распределить по приоритетам, вынесите этот этап перед «замыслом». Найдите людей, с которыми вам легко и продуктивно, идите с ними в баню, где может родиться совместный план.

Оживите РАСШИРЕНИЕ, приклейте фото исполнителя и сроки исполнения к каждой задаче.

Кто будет исполнять ваши поручения, обеспечивать реализацию ваших задач?

ДОЛЖНОСТИ=VS= ЛЮДИ

ЧТО ЕСЛИ?

Иногда под задачи находятся исполнители. Иногда под людей формулируются задачи. Представьте, что у вас есть описание запланированных задач и описание навыков ваших знакомых. Представьте, что вы умеете пользоваться функциями обработки массивов данных в Excel, и выясняете, что под каждую задачу подходят несколько знакомых.

Что если в результате регулярной взаимопомощи можно создать бизнес?

VII.2.4. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Неспособность очнуться от мечтаний

или неспособность мечтать – как ты думаешь, что хуже?»

(Из аниме-сериала «Темный дворецкий» («Kuroshitsuji»)

В отличие от проектирования идеи, которая может быть распределена линейно во времени, проектирование деятельности требует параллельных линий времени. Первоочередные и второстепенные процессы и операции происходят одновременно. Эта часть деятельности нуждается в критериях и показателях исполнения и эффективности, в этой области разрабатывают системы управления качеством, системы ключевых показателей эффективности и подобные.


Основные операции

Смыслообразующая деятельность компании представляет разработку и предоставление продуктов и услуг. В производственной компании базовые, ядерные процессы – это закупки, производство (выращивание), сбыт (реализация).



В образовательной компании основой являются процессы обучения; в медицинской – предоставление лечения; основной продукт рекламного агентства – маркетинг, продвижение. Продукт печатной фабрики – книги, сувенирная продукция.


Дополнительные операции

У компании бывает несколько видов сопутствующих бизнес-процессов. Садоводы могут продавать не только фрукты, но и семена, саженцы, технологии выращивания, патенты на сорта, франшизы на бизнес-модель, результаты исследований, курсы обучения садоводству.



Операции обеспечения бизнеса

«Бэк-офис», специалисты по поддержке бизнеса осуществляют «второстепенную» деятельность, которая позволяет функционировать деятельности компании.



Сюда входят финансовое управление, кадровая служба, специалисты по хозяйственной деятельности.


Операции обеспечения развития

Есть поговорка «кадры решают всё». Поиск специалистов может быть основной деятельностью кадрового агентства. Специалисты, профессионалы, эксперты оптимизируют работу компании, продвигают продукты, становятся ходячей рекламой услуг, увеличивают эффективность, повышают продуктивность.



Передовые компании выращивают и обучают специалистов. Популярны корпоративные университеты, созданные для обучения своих сотрудников. Потом они трансформируются в дистанционные курсы обучения для сторонних специалистов. Компании отдавали на аутсорсинг (сторонним экспертам) исследования рынка, обучение сотрудников, продвижение услуг. Сейчас отдают на аутсорсинг бухгалтерию, управление данными и переключаются на анализ рынка, формирование спроса, разработку технологий, самостоятельное обучение.


ЧТО ЕСЛИ?

Развивая сотрудников, мы узнаем новые технологии. Обученные сотрудники развивают бизнес и окружение. Приносят новые идеи, придумывают новые проекты.

Что если основной деятельностью компаний было бы развитие, а не производство продуктов и услуг?

РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ=VS= РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОСТИ

VII.2.5. ЭКСПАНСИЯ

«Сознание, однажды расширенное полученным опытом,

никогда не сузится до прежних размеров».

(Высказывание швейцарского химика

и литератора Альберта Хофмана)

Стадия расширения. Представьте проект как динамическую саморазвивающуюся систему, потребляющую ресурсы извне и имеющую миссию, не связанную с функциями системы.

У проекта есть пределы, обусловленные притязаниями и возможностями. Сделайте пределом ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ, чтобы проект «прорастал» за собственные границы, чтобы он получал ресурсы и дарил пользу миру.



Наличие миссии возможно не только для крупных корпораций, которые инвестируют в благотворительные проекты. Человек, имеющий полезный опыт, может им поделиться в блоге или на странице. Курсы по открытию онлайн-школ и написанию книг дают понять, что каждый может научить, поведать о полезном (приятном, ценном) опыте и способах «оптимизации* реальности».

Получайте от мира. Дарите миру.


Метафора в помощь. Проект – корабль, который осуществляет движение благодаря проходящему сквозь него потоку воды. У него есть ресурсы – двигатели и топливо для двигателей. Корабль имеет сеть внутренних трубопроводов, сконструированную, чтобы попадающая через водозаборные отверстия вода переливалась по спиральным каналам, что усиливает скорость потоков. В общем резервуаре потоки приводятся в однонаправленное столкновение, что усиливает мощность совмещенного потока. Каскады образуют сильный и быстрый поток. Поток изливается из корабля, обеспечивая ускорение движения. Благодаря потоку заряжаются бортовые аккумуляторы, которые корабль использует при маневрировании. Топливные двигатели используются при штиле и разрядке аккумуляторов.

Капитан, зная, что получает ресурсы от мира, в качестве благодарности хочет что-то дать миру. Он инвестирует часть прибыли в исследовательские проекты. Благодаря его инвестициям изобретен способ озеленения пустыни. Инженер, вдохновленный инновационным водяным двигателем, изобретает камень, извлекающий воду из воздуха. Он разрабатывает систему отверстий, углублений и соединяющих ходов, которые с помощью лазера прожигаются в цельной породе. Благодаря температурным скачкам конденсат скапливается в углублениях, стекает в крупные полости, и камень «водоточит». Он предлагает технологию преобразования песка в каменные фульгуриты*, аналогичные кускам цельной породы, с помощью лазера и управляемых элетрохимических реакций. Использует модификаторы (примеси) к песку и энергетически малозатратные установки, генерирующие высокое напряжение путем искусственно созданного фазного перекоса электричества.


Если без шуток, мы предлагаем избавляться от экономического эгоизма. Желание присваивать прибыль от проекта понятно и обосновано. Но оно является препятствием для расширения, развития, экспансии во внешнюю реальность.

Существо участвует в обмене, берет и отдает. Овцы получают траву для пропитания, отдают за это шерсть, мясо, потомство. Мы являемся участниками обмена. Разница: мы обменом управляем, или обмен управляет нами. Человеческая «прошивка» такова, что он получает ресурсы мира, когда принимает идею «инвестирования в мир», отдачи.


Метафора в помощь. Представьте бусину с односторонним отверстием. Вы не можете протянуть нить, если есть вход, но нет выхода.

Эту уловку используют продавцы «состояния потока». Они демонстрируют «бесплатное служение», дары вам и миру. Создавая иллюзию потока, они получают обмен. Настоящий, не иллюзорный поток вы найдете там, где есть продукт, нечто свое, самосозданное, годное для обмена, что вы можете использовать в отсутствие продавца. Если продавцы потока построили монастырь, изобрели способ прививки растений, утраивающий урожай, научили колорадских жуков есть сорняки вместо картошки, тогда им можно доверять.


ЧТО ЕСЛИ?

Мир меняется. Вселенная расширяется, люди разрастаются. Люди больше не являются приверженцами профессии, места работы, места жительства. Происходит увеличение распределения вложений, потребностей, интересов, применений, амбиций. Люди расширяют сферы влияния, виды бизнеса.

Что если расширение неизбежно?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ=VS= ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Мы рассмотрели организацию бизнес-процессов, конструирование идей и планов, уровни абстрагирования (отдаления-приближения) при рассмотрении идеи, проекта. Рассмотрим идею продукта, создания продукта, состояния созидания, состояния потока.

Глава VII.3. Созидательность и поток

«Искусство должно

захватить реальность врасплох».

(Высказывание французской писательницы

– драматурга Франсуазы Саган)

Как попасть в состояние потока? Как найти вдохновение? Как приманить удачу? Станьте источником, создайте поток, смоделируйте вдохновение, постройте удачу. Поиск сферы применения, «своего продукта» не связан с музой, фортуной, врожденными талантами или генами. Свой продукт (услуга) – дело техники.

VII.3.1. ДУШЕВНЫЙ ПРОДУКТ

«Воздушный шарик думал, что

в него вдохнули жизнь, но его надули…»

(Сетевой юмор)

Если вы не «производите», «не создаете», не предъявляете миру продукт, значит, вам есть куда развиваться. Если вы не ставите цели, как создание «продукта» или «услуги», которую вы предоставляете другим, – вы в начале пути.

Если вы производите и предоставляете продукты и услуги, но не «растете» не «расширяетесь», значит, вы не развиваетесь. Это происходит по разным причинам, часто связанных с тем, что продукт НЕ ВАШ или «не совсем ваш». Вы видели, как другие производили это, обучились и воспроизводите производство чужого продукта, в который вы не вложили творческой составляющей (себя). В этом продукте или услуге НЕТ ВАС. Вы не «вложили в это душу». Это не ваше творчество, не ваше создание, не ваше произведение. Оно исходит не от вас.

Производство продуктов/услуг и творческая реализация выглядят похоже, но отличаются.

1) «творцы» в отличие от «производителей» всегда расширяются;

2) продукт / услуга «с душой» интуитивно воспринимаются как «живое» (одухотворённое);

3) самобытные, аутентичные*, искренние, самосозданные (не копированные) продукты затрагивают «струны души», «оживляют», вступают в коммуникацию.

Творчество – это не «высокое искусство», не «треш-эстетика», это творческие продукты, исходящие от ВАС, содержащие ВАС, представляющие ВАС, отражающие ВАС.



Люди в качестве «верхней планки» реализации способностей видят возможность хорошего ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ созданных другими творческих продуктов. Это не обязательно абсолютная «КОПИЯ», это может быть РЕКОМБИНАЦИЯ (новая сборка из старых деталей). Вы делаете, производите, но не являетесь АВТОРОМ. Вы действуете, как представитель автора, как посредник.

Существует качественно иной уровень. Если в продукте содержится «Я», вы являетесь его автором, творцом, вы не просто «производите нечто (предмет, услугу)», вы ВОСПРОИЗВОДИТЕ, дублируете, масштабируете СЕБЯ.



Душевный продукт – это приятно и полезно. Если вы продаете дешевку, вы много затратите на упаковку, рекламу, продвижение. В интернет-продвижении есть термин «конверсия», обозначающий соотношение реальных и потенциальных клиентов. Если из 100 человек, которые «кликнули» объявление, 5 приобретут продукт, конверсия составит 5%. Если вы делаете что-то «с душой», вам не понадобится реклама, ваш продукт будет рекламировать и продавать себя.



ЧТО ЕСЛИ?

Маркетинг – наше все. Не важно, что мы производим, главное это продать. Полезные и глупые книги, интересные и скучные курсы, красивые и нелепые картины.

Что если цель маркетинга не научить продавать, а научить делать? Продать можно ржавые гвозди в хорошей упаковке. Что если настала пора клепать хорошие гвозди?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ =VS= ДУШЕВНОСТЬ

VII.3.2. «Я» -КЛОНИРОВАНИЕ

«Не знаете, как привлекать клиентов?

Сделайте продукт, который будет продавать себя».

(Совет эксперта по продуктам)

Производство и распространение чужих продуктов расширяет не вас, а авторов этих продуктов. Чтобы расширять себя, необходимо производить и распространять СВОЙ продукт. Когда вы «вкладываете душу» в работу, результат которой получает другой, вы «распространяете себя» на другого.