Метафора в помощь: представьте фабрику клонирования «Я». «Я», не обладающего телом, свойствами, качествами, характеристиками. «Я» не имеет размеров или количественных показателей. Не бывает «мелкого» или «крупного», «насыщенного» или «разреженного» «Я», пока вы не присвоили ему атрибуты размерности, истощаемости, конечности.
Вы воссоздаете несколько копий, становитесь «группой», «отделением». Создаете еще и становитесь «взводом», потом разрастаетесь до «роты», затем до «батальона». На этом уровне количественное приращение превращается в качественное превращение*. «Бойцы» специализируются в областях, появляется руководящий орган. Вы разрастаетесь до «полка»; качественные преобразования распространяются за пределы «Я», на области реальности, которые попадают под управление специалистов. На уровне «дивизии» вы обрастаете «материальной базой», «бэк-офисом». И так далее.
Если вам сложна идея копирования «Я» без привязки к телу (объекту), представьте, что вы производите на конвейере глиняные горшки, на которые ставите клеймо «Я». Пока горшки используются в вашей оранжерее, вы «разрастаетесь» как «индивидуальный собственник», происходит количественное приращение ВАС. Вы раздаете (продаете) «Я» -горшки другим людям, «качественно перерождаетесь» и «разрастаетесь как коллективный собственник», так как ваше «Я» присутствует в чужих оранжереях. Предположим, что ваши одухотворенные горшки одухотворяют других, другие просят вас обучить мастерству. Вы качественно преобразовываетесь из ремесленника в учителя и далее по нарастающей.
ПРОДУКТ, который содержит «Я», в сознании превращается в «ОРУДИЕ МАССОВОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ» ВАС, в вашу экспансию в окружающий мир. Магия самосозданного творчества позволяет «заражать других собой», и сознание автоматически расширяется, прирастая на количество созданных вами творческих, «я-содержащих» продуктов. Реальность распространяется на людей, которые потребляют ваш творческий продукт или услугу. Сознание «вмещает» других, поскольку они обладают вашим «Я», оно включает их в область, на которую вы распространяете СЕБЯ, в ваше пространство.
Чем еще хорош авторский продукт: вы не чувствуете потребности «понравиться», вы уже нравитесь потребителям, даже если они еще «не в курсе».
ЧТО ЕСЛИ?
Считается, что человек отличается от животного наличием сознания. Не очевидно, что у всех людей есть сознание, не факт, что животные и растения не обладают сознанием. Что есть «обладание сознанием»?
Что если сознание означает способность быть творцом, создавать, творить, производить?
ТВОРЧЕСТВО управляет ВАМИ =VS= ВЫ управляете ТВОРЧЕСТВОМ
VII.3.3. СОЗИДАНИЕ ЗАРАЗНО
«Человек должен быть писателем
своей судьбы, а не читателем чужой».
(Высказывание персонажа комедийной
манги Гинтама самурая Сакаты Гинтоки)
Наличие или отсутствие «продукта» не говорит о его качестве, полезности, одухотворенности «семенем творца». «Продаваемость» продукта не говорит о его самобытности, уникальности.
Вы можете продавать воздух, время, камни, и это может содержать «часть вас» или не содержать. Вы можете стать автором трогательной идеи, которая позволит одухотворить камни, а можете скопировать чужую идею и неплохо на ней заработать. Консервные банки с воздухом Санкт-Петербурга в 2003 году представил рынку бизнесмен Сергей Лучников. В 1836 году английские супруги Бельвиль ежедневно посещали Гринвичскую Королевскую обсерваторию, устанавливали точное время, которое потом продавали своим клиентам. В 1975 году Гари Дал стал мультимиллионером, продавая камни-питомцы («Pet Rock»).
Современные технологии позволяют продавать что угодно, а пресыщение полезными товарами делает востребованными откровенно бесполезные и абсурдные товары.
В мире слишком много денег, их надо на что-то тратить. В мире слишком много возможностей заработать, ими можно воспользоваться. Люди создают «бизнес на пустом месте». Покупают оптом 10 детских колясок и продают их через объявления на бесплатных сайтах объявлений чуть дороже.
Под «расширением», «масштабированием» мы понимаем не «расширение торговой сети» и «увеличение прибыли», «увеличение штата», а именно расширение и масштабирование вас, вашей реальности, ваших способностей, ваших возможностей. Если вы перепродаете чужую колбасу (чашки, белье), вы не развиваетесь, не расширяетесь, не приближаетесь к состоянию творца. Чужой продукт не позволит появиться последователям, ученикам. Если вы создаете свой продукт, увеличение дохода является естественным*, закономерным, а ваша деятельность – «неотчуждаемой».
Например, если вы перепродали сто шоколадок, у вас увеличилось только количество денег.
Если же вы реализовали что-то, во что вы «вложили себя», у вас увеличился размер реальности, область сознания.
ЧТО ЕСЛИ?
Нам трудно понять, как могли быть счастливыми средневековые ремесленники без интернета, водопровода, канализации, самолетов, телевидения, доставки пиццы.
Что если счастье не в комфорте, а в созидании?
ЧУЖОЕ =VS= СВОЕ
VII.3.4. ПОТОК И ИСТОЧНИК
«Реальность – это круг.
Петля, которая никогда не закончится».
(Из книги Чака Паланика «Невидимки»)
Часто про активных, позитивных, успешных людей в эйфории, у которых все «спорится», легко получается, реализуется, говорят, что они находятся в состоянии потока. Если это чужой поток, то они просто «везунчики». Попали в удачный «стрим», тренд, компанию, сферу, область, где они хорошо функционируют. Однако, если ситуация меняется, и их сфера становится непопулярной, тренд угасает, компания распадается, они оказываются «ВНЕ» потока, их больше не несет на себе поток. Течение реки, в которой они плавали, замедлилось. Вместе с течением потока замедляются и они.
«Творцы» создают поток сами, они являются его источником. «Начинающий» творец может создать «крошечный поток», ручеек, который заинтересует близких и увеличится за их счет до речушки, и по мере развития и привлечения интереса новых людей будет расти и развиваться, пока резонанс* коллективного внимания не сделает его «полноводным». Если такой поток иссякнет, пострадают только последователи, которые «воспользовались чужой волной», но не запустили собственную творческую реализацию. Те, кто, распознав «источник потока», «нашли себя» и научились действовать сами, «от СЕБЯ», не ждут, когда несущая их волна угаснет, а начинают создавать свои потоки сами.
Один из признаков творца, осознающего, что он творец, является способность создавать творцов. Высказывание, приписываемое Леонардо да Винчи «плох тот ученик, что не превзошел своего учителя» может говорить о его ложной скромности или неудачном переводе. На наш взгляд лучше было бы сказать «плох тот учитель, что не создает учеников, превосходящих учителя».
Учитель-посредник «передает совокупность данных». Ученик посредника может использовать совокупность данных и в случае продуктивности его «продукты» будут рекомбинациями совокупности полученных данных.
Учитель-творец открывает в ученике дар творца. Такой ученик преобразует совокупность полученных извне данных в систему. Основное отличие системы от совокупности – это наличие цели, лежащей вне системы, к которой идет система.
Продукты посредника – это «статические совокупности». Продукты творца – это «векторные системы». Нечто движущееся и заставляющее двигаться других, нечто содержащие в себе «ВЕКТОР» движения, развития. Разницу можно прочувствовать на примере сравнения СТРУКТУРЫ («что?») и ФУНКЦИИ («куда?»),
Движение, поток, направленность создается функцией. Структуру создает функция. Наличие функции, вектора, предполагает наличие целей, движения.
Наличие целей формирует индивидуальные смыслы.
ЧТО ЕСЛИ?
Вселенная предоставляет нам возможность путешествовать, учиться, узнавать, познавать, обеспечивает комфорт, уют. Многие получают бесплатное образование, лечение. Мир «бомбардирует» нас вкусной едой, красивой одеждой, интересными фильмами, функциональной техникой. Возможно, многие впали в апатию из-за пресыщения.
Что если единственный способ включиться в поток жизни – начать возвращать пользу реальности?
ПЛОВЕЦ =VS= ТВОРЕЦ
Мы рассмотрели состояние созидания и потока, возможность плыть в чужом потоке или стать источником собственного потока, перспективы расширения себя путем «душевного продукта», путем созидания, творчества. Рассмотрим «идею продукта» применительно к себе. Упакуем и продадим себя.
Глава VII.4. «Я» как продукт
«Действительность – внутри черепа».
(Из романа Джорджа Оруэлла «1984»)
Тема «личного бренда» и продвижения себя популярна. Мы ее размещаем после разбора организации своего дела и производства собственного продукта, так как надеемся, что вы не являетесь «фантиком без конфеты», «упаковкой без продукта».
VII.4.1. СТАТЬ РЕАЛЬНЫМ
«А что, если реальность —
всего лишь болезнь?»
(Из книги Чака Паланика
«Рэнт: Биография Бастера Кейси»)
Реальность можно нарастить. Если вы зыбкий и аморфный, возможно вы НЕ НЕреальны, а просто не описали свою реальность. Кто вы? Что вы? Зачем вы? Куда вы? Определитесь. Выберите роль. Опишите ее цели, задачи, возможности и способности. Опишите то, что можете предложить миру. Выберите из пространства значений те, которые вам близки, импонируют, знакомы, нравятся, подходят. Начните откуда угодно.
Если вы не знаете, «кто вы» и «где вы», опишите свое окружение. С кем вы общаетесь? На какие темы общаетесь? Что интересует? Что зажигает? Что удается?
Если ответ – «ничего», найдите похожего человека и опишите его. Если ответ – «всё», представьте похожего человека и опишите его.
Какие у вас ценности? Если ответ – «никакие» – найдите похожего человека и опишите его ценности. Если ответ – «разные», представьте похожего человека и опишите его ценности.
Какие у вас цели? Если никаких, найдите сподвижников и опишите их. Если хотите всего и сразу, представьте самого амбициозного человека и опишите его.
Какие у вас интересы? Если никаких, найдите кого-то в апатии и опишите его. Если вам интересно все подряд, опишите сверхзаинтересованного человека.
Какие у вас способности? Никаких? Найдите коллег по несчастью и нарисуйте их портрет? Умеете все что угодно? Опишите, что умеете. Сделайте из умений продукт. Упакуйте свои услуги.
Ваши задачи? Нет? Придумайте. Не можете придумать, представьте человека, у которого нет задач, опишите его.
Ваши планы? Отсутствуют? Придумайте. Не можете придумать, представьте человека, у которого нет задач, опишите его.
Ищите свою точку входа в общую реальность. «Ищущий да обрящет» (Библия).
Опишите свои навыки и качества. Не можете? Найдите похожего человека, опишите его. Представьте свой идеал, опишите его качества и характеристики.
Если вам кажется, что ваши умения не нужны и не важны, оцените их важность по персональной шкале важности. По 100%-й, 10-балльной или 5-балльной шкале.
Как общаетесь? На отлично? Как владеете родным языком? Но троечку? Как договариваетесь? На четверку? Как реализуете свои навыки? На полную? Как управляете хозяйством? Как воспитываете детей? Как гладите белье? Как готовите еду? Как собираете грибы? Как читаете книги?
Найдите то, что вам удается, и то, что «не по зубам». Определите местоположение в реальности.
Подготовьте статистику. Чего достигли. Что упустили. Что умеете. Чем обладаете. Чего хотели. Что не сумели. Чем болеете. На что надеетесь. На кого надеетесь. Кто виноват. Что делать. Чего не делать. Кого привлечь. С кем не общаться. Какие планы.
Инвентаризация – первый шаг к дефрагментации (упорядочиванию). Если ваша жизнь – хаос, упорядочить поможет оценка* и понимание хаоса. Никакая реальность не плоха, любая реальность – план для улучшения.
ЧТО ЕСЛИ?
Реализоваться – стать реальным для других. Стать реальным для других – рассказать о себе. Нечего рассказать? Следуйте представленному выше плану.
Что если каждый реален для всех, просто не знает, как рассказать об этом?
ПРОДУКТ управляет ВАМИ=VS= ВЫ управляете ПРОДУКТОМ
VII.4.2. РЕЗЮМЕ РОЛЕЙ
«Если миф сталкивается с мифом, это
в высшей степени реальное столкновение».
(Высказывание польского поэта, философа, писателя-сатирика
и автора афоризмов Станислава Ежи Леца)
Если вы создаете «душевный продукт», такой продукт сам будет себя продавать, и у вас не будет проблем с поиском клиентов, партнеров, учеников, последователей. Если вы испытываете трудности с распространением, вероятно, вам следует «поработать над собой», как над продуктом. Пусть «создание хорошего продукта» из вас самих станет вашим проектом. Для начала проведите инвентаризацию опыта.
Вам наверняка приходилось хотя бы раз в жизни составлять резюме, а если нет, пришла пора это сделать. В настоящее время существуют различные сервисы по составлению резюме – конструкторы резюме, сервисы с онлайн-шаблонами резюме. Если у вас есть компьютер, на котором установлен стандартный набор офисных программ, там вы тоже найдете шаблоны для резюме.
1. Составьте список социальных ролей, которые вы выполняете или выполняли (семейных, профессиональных и прочих), например: дочка (сын), мама (папа), жена (муж), домохозяйка, повар, водитель, закупщик, доставщик, уборщик, швея, мастер бытового ремонта, друг, телефонистка, секретарь, учитель, писатель. Для ролей, не имеющих отношения к работе, представьте себе, что это должности, на которые вы претендуете, и для трудоустройства вам необходимо составить резюме.
2. Составьте резюме для каждой роли с указание степени профессионализма, описанием выполненных проектов. Опишите ключевые навыки, профессиональный опыт, отзывы заказчиков.
Большинство родителей устраивают своим детям праздники в связи с днем рождения. Опишите себя как «мастера мероприятий».
Если вам кажется, что нет ролей, которые вы могли бы описать, и вы безработный неудачник, опишите резюме «Мастера поиска работы», «Мастера неудач».
Некоторые из нас похожи на сцепку вагонов без тепловоза. Множество социальных ролей (видов деятельности) в отсутствие объединяющего, организующего, направляющего начала.
ЗАЧЕМ? Ваши задачи на этом этапе:
– вычленить «Я», отделиться от социальных ролей, разотождествиться с деятельностью, расшатать фиксированные представления о том, «кто вы есть». Вы – это вы, а не череда временных ролей, которые вы проигрываете;
– сформулировать спектр ваших навыков, способностей, умений.
ЧТО ЕСЛИ?
Некоторые верят в «исходную личность», «истинное я», «себя настоящего», аутентичность. Логика подсказывает, что любая деятельность существует в рамках роли (маски, ипостаси), которые мы «нанизываем» на «Я». Настоящее, истинное «Я» не имеет национальности, религии, предпочтений, вкусов, пола, возраста.
Что если возможно отделить себя от ролей и масок? Что если вы можете быть кем угодно по своему выбору?
РОЛЬ =VS= Я
VII.4.3. ПРОДАЙТЕСЬ БЛИЗКИМ
«Олимпийское спокойствие и олимпийский покой».
(Тонкий юмор стевого философа)
Покажите резюме близким (детям, родителям, супругам, друзьям), скажите, что пытаетесь устроиться к ним на работу. Если у вас нет детей, родителей, друзей и супругов, найдите одинокого путника на лавочке во дворе. Соберите (получите) обратную связь. Вам подскажут, что улучшить, исправить, переписать. Тренируйтесь. Корректируйте. Получайте обратную связь.
Представления близких людей об одних и тех же событиях (явлениях, концептах) могут различаться. Для одного и того же события (качества, явления, феномена) могут существовать десятки способов представления. Например, такие:
– фактическая данность;
– собственная оценка данности;
– позиционирование* данности;
– восприятие другими данности;
– восприятие другими позиционирования данности;
Вы можете использовать одни и те же слова для принципиально разных представлений и пониманий. В качестве примера рассмотрим две точки зрения относительно феномена «справедливость».
«Что такое справедливость? Если вы будете изучать феномен „СПРАВЕДЛИВОСТИ“, вам буду предлагать модели всеобщего равенства или равномерного распределения каких-то „благ“ по различным основаниям, тогда как при внимательном рассмотрении идея справедливости всегда содержит ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ одного „обиженного“ (голодного, больного, нищего) всему миру. Справедливость – это прикрытие для идей типа „мне не додали, я обделен, дайте мне, я это заслужил, я особенный, я пострадал, я имею право, я…, я…, я…, я…, я…,“. Причем этот один, не в силах себя идентифицировать как „Я“, прикрывается классовой (половой, социальной) принадлежностью. Этот „один“ говорит „МЫ“ („сообщества угнетаемых“). При близком знакомстве с угнетаемыми обычно выясняется, что они не угнетаемые, а угнетенные. Они не „подавляемые“ кем-то, а САМОподавленные в силу собственных представлений о своей незначительности».
В результате торгов с близкими у вас может получиться резюме, которое понравится вам самим, которое повысит «вашу производственную самооценку*». Вы сможете легко оценивать вашу стоимость на рынке труда, продуктов, услуг.
ЗАЧЕМ? Для любителей самообесценивания: ваша задача – научиться запоминать свои роли, способности, достижения. Для любителей переоценивания своей значимости: ваша задача – научиться принимать обратную связь и делать выводы.
Для всех. Ваша задача:
– научиться общаться. Открыто, искренне;
– научиться запрашивать обратную связь;
– научиться сопоставлять различные точки зрения и адаптировать роль к ожиданиям других;
– отшлифовать собственные представления о своих навыках и умениях.
ЧТО ЕСЛИ?
Обычно люди составляют одно резюме, описывающее их опыт. Креативные люди составляют серию резюме под конкретную работу (задачу, должность).
Что если креативность легко натренировать? Составлять хорошее резюме трудно только в первый раз. Составляя различные резюме и адаптируя их под различные роли, вы можете улучшить и развить навыки конкретных ролей.
Что если самообучение благодаря обратной связи более эффективно, чем посещение коучингов, тренингов, разработанных не «для вас», а «для всех»?
КОУЧИНГ =VS= САМОТРЕНИНГ
VII.4.4. «Я» -УПАКОВКА
«Реальность неизменна, изменяешься ты».
(Из книги Сергея Лукьяненко «Черновик»)
Если вы натренировались формулировать задачи, исполняемые в пределах одной роли, скорректировали благодаря обратной связи формулировки навыков, способностей, выполненных проектов, отделили «себя» от «скриптов*» (исполняемых ролей), можно двигаться дальше. Теперь вы – программист своих ролей. Не увлекайтесь идеей «личного бренда» (восхваление несуществующих достоинств и сокрытие существующих недостатков) и попробуйте честно оценить свой опыт. Можно украшать прошлое, добавить к резюме профиль в социальных сетях, хорошие фотографии, публикации о том, чего вы достигли, или можно начать путешествие в будущее.
Если вы потренировались и описали свои роли, статистики, возможности, цели, желания, планы, составили несколько привлекательных резюме в качестве наемного работника, переходите к «резюме бизнесмена».
1. Путешествие в прошлое: опишите, что было.
Возьмите любой завершенный проект (бизнес-проект, ремонт кухни, покупку автомобиля, поиск невесты) и опишите шаги, которые вы предприняли для его реализации. Расположите эти шаги на линии времени.
Описывайте НЕ СЕБЯ, а свой продукт (услуги), проекты, задачи, функции. Разница: «кто вы»=VS= «чем вы можете быть полезны». Мало верить в свои способности или высоко ценить свои достижения. То, что кажется очевидным вам, не очевидно другим. Необходимо «оцифровать» и «упаковать» свой опыт / способности / навыки / таланты.
Предположим, у вас был опыт торговли. Разместите его на линии времени с указанием дат. Опишите достижения и потери, связанные с этим опытом. Для каждого достижения опишите навыки и способности, которые вы использовали. Для каждой неудачи опишите вашу неспособность (ошибку), приведшую к потере (провалу).
2. Магия времени: переместите опыт.
Разделите опыт на две колонки: успешный и неудачный. Разместите неудачи в прошлом, переместите успешные пункты в настоящее.
3. Колдовство отношения: переоцените опыт.
«Неуспешные пункты» переименуйте в «риски».
4. Феномен ярлыков: переименуйте данные.
Сформулируйте методы снижения их рисков. Переформулируйте ваши тактики урегулирования неудач таким образом, чтобы они стали «рисковыми стратегиями». Вы теперь знаете, что на доставку надо заключать отдельный договор, чтобы в последний момент перевозчик не испарился; или необходимо страховать груз на случай повреждения в дороге. Превратите «проблемы с доставкой» в «страхование груза». Если проблема была «товар не пошел», «реклама не зацепила», вероятно следует добавить в методы снижения рисков «необходимость пробной партии», «тест на фокус-группе».
5. Чудо трансформации: переместите опыт в будущее.
Измените временную перспективу в описании вашего опыта. Переместите «то, что было» в «то, что будет». Замените формулировки в прошедшем времени на формулировки в будущем времени. Вместо «нашел клиента» напишите «найду клиента».
Теперь, когда вы сделали прошлые достижения новыми возможностями, а прошлые потери будущими способами снижения рисков, превратите свой опыт в продукт.
ЗАЧЕМ? Чтобы прицепить новые вагоны, надо сначала отцепить старые. Люди, которые имели успешный / неуспешный опыт в бизнесе и не могут его повторить, просто забыли отцепить старый опыт. Они похожи на поезд, который, не меняя мощности двигателя тепловоза, пытается тащить все большее количество вагонов.
Инвентаризация прошлого опыта позволит переоценить и отпустить ненужное, перенести в будущее полезности. Представьте себе, что вы «увольняетесь со старой работы» и перед уходом убираете рабочее место, доделываете незаконченные дела, приводите в порядок документы.
6. Волшебство прайс-листа: упакуйте продукт.
Оцените свои навыки, способности, услуги в денежном эквиваленте*, как если бы вы планировали размещать предложения собственных услуг на сервисе поиска мастеров. Резюме наемника от продукта изготовителя отличает наличие прайс-листа и место на линии времени.
Модели интеллекта по мнению Дружинина В. Н. (1994) делятся на априорные (предвосхищающие, экстраполирующие) и апостериорные (анализирующие опыт). Замените прошлое на будущее, анализ на прогноз, опыт на продукт, чтобы выйти за рамки своей модели интеллекта. Разместите себя (свой продукт, услугу) в будущем. Измените РЕЗЮМИРУЮЩЕЕ (описательное) мышление на ПРОДУКТИВНОЕ (производящее) мышление.
ЗАЧЕМ? Задача: помочь вам «продать себя себе». Дать вам почувствовать себя источником, собой, распознать в себе «я». «Пускать пыль в глаза» другим людям (нанимателям, родственникам, друзьям) намного проще, чем себе. С помощью «личного бренда» или красивых фото можно создать иллюзию успеха в обретении себя.