Трансформация. Это вся жизнь человеческого организма от зачатия до рождения, от младенчества до старости и смерти.
И что получается? Каждый человек является этакой мини-вселенной, сразу вмещающей в себя очень многие формы бытия.
Однако функционирование человеческого организма зависит не только от потребляемых воздуха, пищи и воды. Очень и очень во многом состояние здоровья человека зависит от его мыслей, которые порождают различные чувства. Они в определенной степени влияют на поведение и образ жизни человека, которые, в отличие даже от самых высокоорганизованных животных, четко зависят от среды, где изначально сформировался этот индивид. Они также зависят от того, насколько в окружающей среде этот человек сам потенциально способен свободно созидать все ему нужное, сохранять это, разрушать все реальные препятствия к этому, защищать это, управлять этим и быть готовым к определенной своей трансформации, насколько сам он способен реализовать потребности своей души, и при этом абсолютно неважно, кто и какой смысл вкладывает в природу оной! Ведь каждый ищет признания себя в обществе и даже чьей-то любви…
Вот о человеке и о любви, как о природных и социальных явлениях, мы будем дальше размышлять в этой книге.
Глава II. Тонкая красная линия: от палеолита до современности
Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта.
Клод Леви-Строс. Французский этнолог, социолог, философ, культурологДо сих пор распространено мнение, что в животном мире основным двигателем выживания организмов являются инстинкты. Но инстинкт – это фиксированный комплекс действий организма на появившийся ключевой стимул, обеспечивающий одну из основных жизненных потребностей (пищевая, половая, оборонительная). Иными словами, это сложное бессознательное поведение, доведенное до уровня автоматизма и закрепленное эволюционно в генах конкретного животного. Вот пример: паук плетет сеть и поедает попавшихся мух, таким образом демонстрируя наблюдателю достаточно сложное поведение. Но инстинкт можно легко обмануть. Этим пользуются птичьи паразиты – кукушки, подбрасывающие свои яйца в чужие гнезда; в итоге птичья семья интенсивно обслуживает одного ненасытного кукушонка, обрекая на погибель свое кровное потомство, и ничего с этим поделать не может. Инстинкт, понимаете!
Инстинкт обуславливает сложное, но строго упорядоченное, практически безрассудное поведение и удобен лишь при постоянстве исходных условий внешней среды. При частой же смене внешних условий инстинкт значительно проигрывает формирующимся условным рефлексам и элементам рассудочной деятельности. Научно доказано: чем сложнее животное, тем больше в его поведении интеллекта и опыта и гораздо меньше истинного инстинкта, от которого остаются лишь обрывки в виде отдельных безусловных рефлексов. Как таковых инстинктов уже крайне мало у высших млекопитающих, и их уже почти совсем нет у человекообразных обезьян. Если описывать поведенческие реакции высших приматов, то там уже речь идет не об инстинктах, а о врожденных и условных рефлексах, а также об определенных потребностях: пищевой (прокормиться), половой (утолить сексуальный голод и размножиться), оборонительной (защититься), социальной (сориентироваться в своем сообществе), познавательной (изучить окружающий мир), доминирующей (самоутвердиться и добиться для себя побольше благ). И эти самые потребности лишь стимулируют всю рассудочную деятельность высших приматов. Поэтому основное поведение у человекообразных обезьян обусловлено их воспитанием. Например, эти обезьяны в процессе целенаправленного воспитания людьми уже способны на вполне осмысленное общение с исследователями с помощью языка жестов или символов и показывают определенный уровень интеллекта.
Но все же, когда начинаешь интересоваться происхождением человечества, возможностями, образом жизни ископаемых людей эпохи палеолита и современных племен, живущих в дикой природной среде, то возникает ощущение, что между животным миром и человечеством условно проведена тонкая красная линия. Прослеживается эдакий невидимый водораздел, отделяющий таких крупных млекопитающих, как люди, от других представителей животного мира. Вот этого принципиального отличия и надо коснуться.
В процессе дальнейшей эволюции на первое место вышла и даже гипертрофировалась способность добывать знания об окружающем мире (об огне, дереве, камне). На основании полученных знаний (истин) приобретался уже личный опыт (разведения огня, изготовления рубила и копья), а при устойчивом опыте вырабатывались навыки, и при разных вариациях применения этих навыков формировалось умение (в любых погодных условиях разводить огонь, молниеносно и из любого положения использовать рубило и копье). Но все это нужно было знать не только отдельному человеку. Для того чтобы ему самому было легче выжить, нужно было передать эти знания своим подрастающим сородичам. А как передать? Да в виде личного примера и какой-нибудь системы сигналов, обрисовывающей другим людям картину окружающего мира. Вот ею и стала непрерывно совершенствующаяся система звуковых сигналов, эволюционно перешедшая в речь. В отличие от всех высших животных человек уже мог не только что-то показывать своим детям, но и об этом рассказывать. А с помощью речевых символов и знаков люди научились передавать личные знания и свой жизненный опыт от поколения к поколению.
Человек – существо с поразительно затянувшимся по времени детством. Почему? Да именно потому, что он для своего выживания интенсивно использует разум. Чтобы организовать этот разум должным образом, человеческому мозгу нужно развивать и использовать систему речевых символов, а с помощью их строить умозаключения и разрабатывать порой очень сложные алгоритмы поведения, способствующего выживанию как каждого отдельного человека, так и всего его общества – рода или общины. Вот так в человеческом обществе и были сформированы первые зачатки культуры! Именно следы такой первобытной культуры уже видны среди останков древних неандертальцев и кроманьонцев. Ведь культура – это и речь, и образ мыслей, и образ жизни, которые каждый из нас впитал через воспитание. Следовательно, человек вообще без какой-либо культуры – человеком быть не может! Поэтому на такое основательное обучение матушкой-природой даны человеку достаточно долгие, но все же жесткие временные ограничения! А дальше? Кто не успел – тот опоздал! Все мы помним о незавидной судьбе детей-маугли, воспитанных с младенчества в животных сообществах (волки, приматы). Только кто успел, тот и получил не только речь, знания, опыт, навыки и умения, но еще и внутренний нравственный запал для самосовершенствования!
Нам всем известно, что человек, особенно под давлением жестких обстоятельств и ради своего выживания, способен быстро прогрессировать, набирая новые знания и вырабатывая порой абсолютно неизвестные ему ранее навыки и умения. С помощью такого интеллектуального багажа человек способен приспособиться к самым невероятным для него природным условиям (например, глубоководные погружения и выход в космос).
Следовательно, человечество как вид, в силу имеющихся разума и культуры, обречено на свою сознательную эволюцию!
Поэтому вводя определение «человек», важно учитывать, что он:
– представитель вида общественных живых существ, обладающий разумом (рассудочным сознанием), развившимся на основе трудовых навыков и системы речевых символов;
– стремящийся к сознательному добыванию, сохранению, передаче и практическому применению знаний о себе и мире;
– благодаря чему потенциально способный к гармоничному совершенствованию своей и окружающей природы.
То есть человека изначально делает культура его же общества!
Культура каждого человеческого сообщества продиктована:
1) природными условиями и климатом (быт и образ жизни народов за полярным кругом значительно отличается от таковых у народов в экваториальных тропиках);
2) родом занятий (кто-то жил охотой, рыболовством и собирательством, кто-то – земледелием или скотоводством);
3) характером взаимоотношений внутри своей общины, а также с соседними общинами (кто-то устанавливал всеобщее равенство и жил товарообменом и сотрудничеством, а кто-то устанавливал беспрекословное подчинение внутри общины и жил войнами и грабежами);
4) предысторией своего народа, его традициями, прежним образом жизни и верованиями.
Поэтому на сознание каждого человека влияет его так называемый культурный код – цепь ассоциаций, стимулирующих в человеке определенный тип его непосредственного мировосприятия и поведения. Этот код обусловлен:
• языком человека, как системой его мышления и мировосприятия;
• воспринятыми в народном творчестве фольклорными сюжетами, впитанными им с раннего детства, в которых прорисованы модели поведения человека, как надо и как не надо поступать;
• усвоенными каждым человеком обрядами, обычаями, нравами и традициями, а именно: как готовить и принимать пищу, осуществлять уход за своим телом, как общаться в кругу родных, принимать гостей, как общаться с противоположным полом, как растить детей, как строить, сеять и жать и т. д.;
• исторически памятными для каждой родовой общины местами, где, как правило, определенным ее героем был осуществлен судьбоносный выбор, приведший к ее спасению и процветанию.
Те общины, что выживали и побеждали, получали возможность размножиться и создать племя как союз родственных общин. Каждое племя характеризовалось своим языком и своей культурой. Союзы родственных племен образовывали народы.
Некое множество первобытно-общинных племен, или народов со своими проверенными культурными наработками, когда совершенно добровольно, а когда и принудительно, но все же однажды сформировали государство. Первоначальное государство на своей территории образовывало общность людей, которую уже принято называть народностью.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, возникающая из отдельных племен при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.
А поскольку теперь всем этим людям нужно было жить по общим законам, то на основании определенных договоренностей они со временем сформировали свой язык, культурный уклад, между ними исторически завязывались тесные экономические отношения, возникали общие традиции. Так что на стадии возникновения государства, как правило, общепринятая культура множества народностей и религиозных сообществ и национального их наследия формировала уже нацию.
Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны единые экономические связи, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии.
Представители одной нации прекрасно понимают друг друга, но при этом зачастую они уже не в состоянии проследить между собой кровное родство. Любая нация оставляет свое наследие и имеет собственную, национальную, культуру.
Не весь опыт таких культур попадет в копилку мировых ценностей, но есть безусловные, общепринятые вещи, которые понятны и представителям других национальных культур.
Сумма общепринятых понятий и наследий из национальных культур образует общемировую культуру.
Вот так и формируется определенная культура, которая, в свою очередь, создает определенного человека. В отличие от животных на любого человека влияет та культурная среда, в которой он существует. Там, где есть человек, там всегда уже есть культура; уровень культуры у людей может быть разным, но она всегда была и есть, даже в самых отсталых племенах. Предкультуры как таковой у людей быть не может, она вся осталась там, у высших животных, в сообществах приматов, например.
Там, где человек представлен именно как человек, там незримо присутствует и его культура, и это очень важно всегда понимать!
Тем не менее, сама культура абсолютно любого общества формируется из источников, возникших на определенных основах.
Глава III. Источники и основы формирования культуры
Культура – это память человечества о самом себе.
Алексей Тегин. Художник, мистик, музыкантКультура человечества раскладывается на целый ряд составляющих, которые можно разделить на источники и основы. Поясню на примере. Любой водный источник бьет из-под земли благодаря давлению воды в глубинной основе – подземном течении. Так же и любой культурный источник формируется и проистекает из более глубинной основы.
Начнем с источников.
Этикет – свод общих правил поведения людей в определенном обществе, поддерживающий представления данного общества о подобающем.
Этикет разных народов и стран может быть крайне противоречив.
Так, в России и Европе считается, что чавкающий человек выказывает окружающим свое пренебрежение, а в Японии – подчеркивает этим кулинарный изыск и уважение к приготовившему это блюдо.
В России птицу едят руками, в Чили есть руками нельзя ничего, даже картофель фри, а в Индии руками едят практически все. «Употребление пищи с помощью вилки и ложки равносильно занятию любовью с помощью переводчика», – писал индийский политик Джавахарлал Неру.
Обычай – исторически унаследованный стереотип поведения в определенной социальной группе.
Обычаи у разных народов могут быть прямо противоположными.
На Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты) опасно самому вступать в разговор с незнакомыми женщинами, пристально их разглядывать, даже если они под чадрой, тем более брать их за руку или под локоть. Это обусловлено жестким ограничением контактов женщин с чужими мужчинами. Мусульманский отец четко понимает, что воспитывает только своих детей, и не имеет ни к кому претензий. Так было принято для защиты института семьи, и это неукоснительно соблюдается.
А еще в позапрошлом веке у некоторых народов Крайнего Севера, Камчатки и Чукотки особой честью для дома считалась ночь, проведенная гостем с женой хозяина. Если женщине удавалось при этом забеременеть, то счастливое событие праздновали всем селением. Возникновение этого обычая было связано с крайней малочисленностью населения и частыми вынужденными близкородственными браками, ведущими к ослаблению генофонда и вымиранию. Со временем он перестал быть остро актуальным и сошел на нет.
Нрав – стереотипные эмоционально-поведенческие реакции личности на различные события, исторически выработанные определенной социальной группой.
Даже в разных местах одного города (Манхэттен и Гарлем в Нью-Йорке), не говоря уже о разных странах, нравы могут быть принципиально иными.
Если демонстративно уступить место в метро пожилой или беременной женщине в Северной Америке или в Западной Европе, то можно нарваться на их искреннюю обиду и осуждение в сексизме и даже имеется определенная доля риска стать фигурантом судебного разбирательства.
А если так же демонстративно не уступить место в метро данной категории граждан в России, то можно быть обвиненным в бытовом хамстве окружающими и даже стать антигероем ютьюба.
Церемонии: обряды и ритуалы.Обряд – ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение бытовых или гражданских актов (совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности) преимущественно религиозно-культового характера. Например, посевной, свадебный и погребальный обряды разных народов.
Ритуал – это торжественный официальный акт, при проведении которого четко установлен определенный порядок действий – церемониал. Например, ритуалы принятия воинской присяги или заступления в наряд, ритуалы судебных заседаний или партийных собраний.
Мораль – свод этикета, нравов, обрядов и обычаев, исторически сложившихся в определенном социуме, регулируемый на уровне общественного осуждения/поощрения для сохранения устоявшегося общественного уклада.
Мораль разных обществ – вещь хоть и стойкая, но далеко не такая уж универсальная. Она зачастую уже преднамеренно разделяет людей на высших и низших, правильных и неправильных.
Приведу примеры.
Мораль индийского кастового общества до сих пор основана на изоляции одних каст от других и предписывает им резкое ограничение в общении, зачастую доводя ситуации до полного абсурда: когда члены Компартии Индии на съезде провозглашают равенство, они сидят в разных концах зала, по кастам; обедают они, согласно своей касте, в определенном районе города.
По наблюдениям российского историка Андрея Фурсова, буржуазная мораль Великобритании также во многом регламентирует ограничение в общении между разными сословиями и иерархическое разделение людей. Мораль апартеида в Претории и мораль США еще в середине XX столетия четко разделяла людей по расовому признаку – на продвинутых белых и дремучих черных.
Мораль Третьего рейха так же откровенно разделяла людей по национальному признаку – на высших и низших.
Советская же мораль осуждала разделение людей по расовому и национальному признакам, но проявляла негативное отношение к выходцам из буржуазной и аристократической среды. Так, актриса, сыгравшая роль главной героини в советском антирасистском фильме «Цирк», Любовь Орлова сама вынуждена была тщательно скрывать свое дворянское происхождение.
Закон – свод правил и норм, властно закрепленный и предписанный в определенном социуме или государстве и насаждаемый силовыми методами. Например, закон кровной мести при первобытно-общинном укладе, административное и уголовное право любого государства. Законы разных государств есть лишь силовое продолжение их общественной морали.
Этика есть основанный на приязни к окружающему миру универсальный свод понятий, определяющих гармоничное поведение любого индивидуума в любой общности. Это самый высокий уровень нравственных отношений между людьми, стойко закрепленный и отраженный по всему миру в фольклоре народов, живущих в абсолютно разных условиях, но эмпирически выведших определенный универсальный свод межличностных законов человеческого общежития, со временем провозглашенный также и в целом ряде мировых религиозных учений. Например, это природные этические законы:
• верность данному обещанию;
• передача другим людям только лично проверенной информации;
• запрет на агрессивно-эмоциональное осуждение окружающих;
• отзывчивость на чужую просьбу;
• личная заинтересованность в непременном выполнении самим человеком действий по отношению ко всем его планам, делам и обязанностям;
• приветствия и почитание окружающих;
• умение жить, творить и осознавать себя в настоящем;
• осознание и использование ценности того, что имеешь от природы на день нынешний. Иллюстрации к этому пункту: любые сказки народов мира, Нагорная проповедь в Евангелии (мы еще вернемся к ней на страницах этой книги).
Теперь перейдем к основам. Уже на этапе формирования самых ранних и самых примитивных государств культура также стала официально подпитываться от (уже финансируемых самим государством) трех ее параллельных основных составляющих: науки, религии и искусства.
Наука.Как мы уже рассмотрели в предыдущей главе, в основе деятельности человечества, находящегося на любой ступени развития, лежит непрерывное добывание знаний об окружающем мире, и именно тогда, когда возникла потребность эти знания передавать, возникли человеческая речь и культура. Именно процесс добычи, сохранения и передачи знаний об окружающем создал человека разумным.
Знания добываются:
1) на практике через постижение очевидных истин: вода мокрая, огонь горячий, снег холодный, а из снега под влиянием огня образуется вода и тушит этот огонь;
2) через практические действия: дерево горит, подожжешь его – получишь тепло; камень колется, расколешь – получишь рубило; сухая трава мягкая и на подстилке из нее теплее лежать;
3) через сравнение: одна добытая косуля лучше, чем три добытых зайца; лучше в одиночку иметь дело с одним медведем, чем со стаей голодных волков;
4) через вычленение свойств или анализ: снег вообще-то холодный, но при сильной снежной буре от его напора можно укрыться в норе, вырытой именно в глубоком сугробе или даже сделать из него иглу (снежное жилище); степной пожар опасен, но своевременный пал травы вокруг защищает от его разрушительного воздействия;
5) через обобщение: и оленья, и медвежья, и баранья шкуры защищают от холода;
6) через описания: чем точней и понятней опишешь путь к заветному потайному охотничьему проходу через горный хребет и дашь правильные ориентиры, тем быстрей доберутся до места те, кому ты это описание адресовал; если они выживут, то смогут передать свой маршрут по наследству другим;
7) через расчет: при длительном опасном горном или пустынном переходе важен расчет сил, провизии и оружия при охоте на крупного зверя (где расчет, там появляется уже и счет);
8) с помощью опыта или эксперимента – когда что-то делается впервые практически на основании определенных умозаключений и затем оценивается полученный результат через те же описание, сравнение, расчет, вычленение, обобщение: какой-то съедобный злак дает зерна, а вот зерна этого злака, рассыпанные в нужном месте, дают поля этого растения, а уже при специально вскопанной почве тотально бурно всходит этот злак. Все! И не надо по степи все время кочевать – сей и собирай, тут же, на месте…
Прописная истина? Да, конечно! И ведь кто-то когда-то наверняка сначала выдвинул такую теорию, а потом, может быть, всю свою жизнь положил, но доказал все это экспериментальным путем, и современное цивилизованное человечество во многом успешно именно благодаря выращиванию на планете огромной массы злаковых культур. Как говорится, «попробуйте – узнаете, а не проверите – не узнаете». Так вот, именно тот, кто собирал, хранил и передавал подобные знания, тот и ценился в общине, потому что для выживания нужны были знания, опыт, навык, умение. Читать следы животных и формировать ловчие ямы – наука, знать свойства трав и сезоны сбора плодов – наука, разводить огонь и создавать нужный скол у камня – наука.
Поэтому с какого-то определенного времени в любой общине появились свои хранители знаний, а значительно позже, в самых первых государствах их уже называли мудрецами, уже появилась даже такая профессия, и они несли людям науку о жизни. Такие мудрецы – от Платона, Архимеда, Аристотеля, Пифагора и до нынешних создателей адронного коллайдера и Григория Перельмана, доказавшего теорему Пуанкаре, – все это люди науки. Наука несет нам различные инновации, повышает уровень цивилизации и так или иначе очень значительно влияет на формирование человеческой культуры. Пример тот же: с выращиванием пшеницы, ржи и ячменя. Обретя технологии выращивания злаков, люди от кочевой культуры собирательства перешли к оседлой культуре земледелия, при которой однозначно повысилось качество жизни в общине, более того: со временем у них появились излишки, на основании которых закономерно расцвела торговля, появилась частная собственность, затем возникли классы, интенсивно и стойко сформировалась современная, известная нам всем моногамная семья и возникли первые государства со всеми дальнейшими, отчасти известными нам из истории, перипетиями. Подобные же метаморфозы общества можно также проследить и в связи с изобретением колеса и многого еще. Так что культура людская, очень даже во многом, основана на добытых и примененных на практике знаниях, а это все и есть наука. Но вот только во всем этом есть одно НО!!! Сама по себе наука, в отрыве от этики, может в одночасье стать безжалостно циничной (изуверские медицинские эксперименты на людях в нацистских концлагерях), поэтому-то очень важно, кто и как ведет научные разработки и в чьи руки попадает та или иная инновация.
Религия.Чтобы подойти ближе к сути следующей основы, хочу напомнить об интересных фактах из отечественной космонавтики. Советские космонавты – продукт героической советской эпохи, где все стремились опираться именно на научный подход, кроме того, вынужден напомнить, что это была эпоха воинствующего атеизма. Замечу также, что космонавты прошли жесточайший отбор у психиатров. Тем не менее до сих пор они перед полетом неукоснительно выполняют профессиональные обряды, суеверно считая, что их нарушение непременно приведет к неприятностям в полете. Поэтому у космонавтов принято: