Безусловный советский и мировой кумир – Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт Земли, смелый, умелый, скромный, простой и очень обаятельный человек.
Поэт Александр Сергеевич Пушкин, основоположник современного русского языка, – наш всенародный кумир.
Современные же кумиры – зачастую известные, а то и просто раскрученные артисты, музыканты, поэты и так далее. Вот только задумайтесь, в какую сторону ведут такие кумиры…
Что говорят и поют эти кумиры со сцены, как они поступают, какой образ жизни ведут – все это мы тут же будем наблюдать в обществе молодых людей. Каковы кумиры – такова и молодежная культура! Кумиры, их поступки и душевные качества значительно влияют на формирование мировоззрения у подрастающего поколения, что надо учитывать.
Подлинных, действительно достойных подражанию кумиров государству надо растить, помогать им максимально раскрыться и отслеживать их судьбу, потому что именно они и будут законодателями мод и жизненных смыслов у грядущих поколений.
2. Человек, прошедший через крушение всех надежд, страшные испытания, но добившийся успеха в обществе и обретший вновь социальную значимость.
Приведу примеры.
Алексей Маресьев, в воздушном бою и при весьма драматическом своем спасении лишившийся ног, но с помощью упорных физических занятий и собственной феноменальной настойчивости вновь вставший в ряды боевых летчиков-истребителей.
Валентин Дикуль, цирковой воздушный гимнаст, по роковому стечению обстоятельств тяжело травмированный во время выступления, с перебитым позвоночником и парализованными ногами, разработавший собственную систему тренировок, невероятным для тогдашних врачей образом вновь вставший на ноги, продолживший выступления как силовой жонглер цирка, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, ныне помогающий людям, оказавшимся в такой же беде (реабилитационные центры Дикуля).
У писателя Николая Островского, в его литературном шедевре, получился великолепный образ Павла Корчагина как человека, положившего свою жизнь и здоровье ради создания новой эпохи и даже перед лицом тяжелейшего недуга, обездвиженности и слепоты нашедшего в себе силы стать полезным обществу как писатель и на примере своей жизни открывший всему тогдашнему миру образ героя России, так называемый модальный тип личности, который и сейчас крайне востребован в нашем обществе и государстве.
Много таких же героев, людей, ради убеждений в правильности выбранного им пути перед лицом лютого врага, сознательно пошедших на муки, отдавших жизнь за свои убеждения, но не сломленных ни муками, ни смертью и ставших наглядным примером душевной стойкости: Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы, генерал Карбышев или же гоголевские персонажи Тарас и Остап Бульба.
Это все мученики! Нашему народу их никогда было не занимать даже в Новейшей истории. Например, Магомед Нурбагандов, чьи последние слова «Работайте, братья!» стали руководством для тех, кто ежедневно стоит на страже порядка и безопасности страны.
3. Человек, обеспечивший своему этносу завоевание благоприятной территории или отстоявший право данного этноса ей владеть с помощью военных действий против других этносов, также эпичен, его помнят и чтут во всех народах. Например, Никита Кожемяка после своей победы впряг Змия в плуг и создал Змиевы валы. Это эпическое свидетельство успешного отражения мощной иноземной агрессии и последующего основополагающего послевоенного размежевания территорий в нашей Наидревнейшей истории.
Это – воин, или полководец. Чаще Полководец! Ведь, к великому сожалению, подавляющее большинство имен доблестных воинов стирает время, а сохраняются лишь имена их выдающихся полководцев, например Суворова, Ушакова, Кутузова, Жукова.
4. Человек, оказавшийся у кормила власти и принявший взвешенные решения, позволившие выжить, приумножиться и расцвести своему народу. Здесь, обычно, все восхищение мудрости правителя. Таких людей в нашей стране много: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Калита, Иван III, Иван Грозный, Екатерина II, Александр III, Иосиф Сталин…
5. Человек, окрыленный какой-либо общественной или научной идеей, несущий эту идею в массы с целью поднять общество на более высокую ступень развития. Своей идеей они заражают других лидеров: ученых, общественных подвижников, воинов, которые уже и делают историю. Это мессия!
Гражданин Минин и князь Пожарский своими мощными душевными силами собравшие, сплотившие и возглавившие второе ополчение, внесшее решающий вклад в разгром польско-литовских интервентов в лихолетье Смуты.
Владимир Ульянов (Ленин), как создатель первого советского государства, при всей противоречивости и жестокости которого страна все же получила не виданный никем ранее, огромный позитивный опыт строительства общества равных возможностей. Этот опыт, безусловно, еще будет востребован вновь и обогащен, правда, теперь совсем уже на иных принципах.
Константин Циолковский, своей идеей заразивший многих последователей и этим сделавший нашу страну великой космической державой с мощным ракетным щитом.
Герои мессии – основа эволюции общества и государства, они очень важны, но всегда должны очень внимательно и умело просеиваться через сито целесообразности и этики.
6. Человек, принявший себя как транслятора определенной информации, возникающей в его озарениях. Такие люди часто стараются уединяться и ведут аскетичный образ жизни, воспринимая себя и свое тело как инструмент восприятия потоков информации. С древнейших времен они ценились и оберегались, так как были источниками зачастую вроде бы иррациональной информации, но такой, которая, тем не менее, значительно помогала выживать всему сообществу.
Веками ясновидящие отшельники, шаманы, йоги, суфии, монахи, ведуны и знахари создавали, совершенствовали и приумножали различные эзотерические и религиозные учения, как одну из базовых составляющих культуры. Это аскеты!
Приведу примеры.
У Пушкина взаимодействие правителя и аскета отражено в «Песни о Вещем Олеге».
Трогательные и основополагающие взаимоотношения между царем Иваном Грозным и московским юродивым Василием Блаженным. Одним из символов России считается Собор Покрова Пресвятой Богородицы, именуемый во всем мире как Храм Василия Блаженного. Случайно ли?!
Известный всему православному миру преподобный Серафим Саровский.
Знаменитая болгарская провидица Ванга.
7. Но есть человек, который проявился мудростью своей, врожденной этикой, воспитавший себя в смирении и аскезе, получивший непререкаемый авторитет и у правителей, и у народа, который смог лично повлиять на мораль, этику и выбор жизненного пути в своей социальной суперсистеме. Такие люди редки и появляются в периоды крайне тяжелых испытаний, когда окончательно решается судьба народа и его дальнейший путь. Как правило, такие герои определяют путь народов и государств, и даже целых цивилизаций, на тысячелетия. Они умудряются одновременно вместить в себя качества кумира, мученика, воина, правителя, мессии, аскета и стать душой и путеводной звездой цивилизаций. Это душа народа!
Пример такого героя в Русском мире – Преподобный Сергий Радонежский. Мировые примеры поищите сами. Русский мир сегодня острейшим образом нуждается в появлении именно такого героя, в появлении такого масштабного человечища, того, кто мог бы гармонично стать душой всего нашего общества.
На самом деле, историю и культуру творят Герои! В жизни всегда есть место подвигу. Когда назревает жизненно важная общественная проблема, тогда и проявляется пассионарный член этого общества, способный ее решить, и совершает свой подвиг, становясь героем. Он определяет дальнейшее движение общества. А с чего же начинается любой герой?
Озарение у такого, с виду самого обычного, человека может возникнуть в любое мгновение. Например, вещие сны, ночные озарения и уже последующие вполне осознанные и волевые поступки нижегородского купца, оптового мясника Кузьмы Минина во время Смуты, которые, по свидетельствам очевидцев, в кратчайшее время сделали его совершенно иным человеком. Главное, и это очень важно, чтобы в обществе и государстве всегда сохранялся определенный пул личностей, потенциально способных на поступки. О возможных путях целенаправленного и системного выращивания таких людей поговорим в этой книге позже.
Сейчас наша Родина уже давно ждет героев! Ведь именно они ведут за собой общество, становясь его лидерами, авторитетами и легендами. Мужчина берет от авторитета, женщина берет от мужчины, дети берут от матери – так рождается общий образ мыслей, образ жизни, общие смыслы, единый ритм, язык и культура каждого народа, так создается общий культурный код.
Поэтому героев необходимо терпеливо и вдумчиво, целенаправленно и культурно растить. Куда они идут – туда идет все общество. Вот только одних героев иметь еще мало… Важно также понимание масштабов сфер, в каких они непременно будут действовать. Важно и то, каким образом, какими поступками они будут достигать своих целей. А еще того важней сознательный выбор ими пути, по которому они поведут Россию и, даже возможно, мировую цивилизацию!
Каждый человек, понимает он это или нет, соотносит себя с тем или иным персонажем из жизни или из художественного произведения, каждый имеет свой внутренний мир, в котором и живут эти положительные и отрицательные персонажи. Они очень сильно влияют на поведение человека, и по их ориентирам он набирает свой жизненный опыт. А имея свой личный опыт, он уже верит в него.
Человек не может все в жизни подвергать сомнению, это невозможно априори! Иначе утром, встав с кровати, он и шагу ступить не сможет, если решит сомневаться в надежности пола и всего остального. Поэтому люди, так или иначе, верят своему личному опыту в окружающей их обстановке. Этот опыт берет начало и формируется во многом из образов нашего внутреннего мира. Такие образы закладываются с детства, множественными, мощно спрессованными в подсознании пластами прежних впечатлений, переживаний и выводов. А если человек вдруг в каких-то образах и разочаровывается, то непременно очень скоро находит для себя новые. Почему? Потому что каждому из нас для повседневной жизни нужны определенные нами же нравственные ориентиры, которые мы находим в обществе, в окружающей культуре, извлекаем из своих впечатлений и заложенных в нас ранее глубоких убеждений. И мы снова берем все это на веру, потому что «человек есть то, во что он верит»! А вот во что человек верит, то он в свою жизнь и притягивает.
Часть вторая. Наши нравственные ориентиры. И при чем здесь любовь?
Звездное Небо над нами и нравственный закон внутри нас…
Иммануил Кант. Немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи ПросвещенияГлава I. Сферы распространения людских интересов
В жизни всегда есть место подвигу.
Алексей Горький. Русский, советский писатель, драматург, журналистСвоих героев мы непременно встречаем во всех сферах нашей жизни, очаровываемся и восхищаемся ими, подражаем им, учимся у них, однажды разочаровываемся в них и находим себе новых, переходя с этапа на этап миропонимания.
Для любого героя характерен подвиг. Подвиг, подвижничество – слова с одинаковым корнем. Рассмотрим их не со стороны уже готовых словарных определений, а со стороны их смыслового звучания: подвиг – подвинуть – подвижка – подвижник. Получается, что в основе лежит действие, а именно: подвигать что-либо, а значит, применять усилия; а значит, менять что-то в окружающем мире; а значит, самому, своими силами воздействовать на этот мир, по своим представлениям меняя его. А на что реально человек способен воздействовать? Человек может поменять лишь то, в чем находится сам. Так в чем же находится сам человек?
Для начала оглядим сферы, в которых он находится, как социальное существо. Абсолютно неважно, осознает ли себя человек во всех этих сферах сразу или только в части из них, но каждая из сфер существенно влияет на его жизнь, и от того, как он будет действовать в них, зависит и его общественный успех и даже само его существование в этом бренном мире.
ЛичностьЧеловека можно рассмотреть как определенное сознание, заключенное в определенном теле. Сознание во многом начинает формироваться уже с момента зачатия ребенка и уже активно формируется с момента рождения, когда на маленькое существо обрушивается каскад информации и он приобретает первые знания о мире, получает первый опыт своего пребывания в нем, выделяет из окружающего пространства мать, затем других существ, начинает подражать им, приобретает свои навыки и умения, а именно: двигательные, мыслительные, речевые.
Позже, в какой-то момент, ребенок осознает себя отдельной от других самостью. Обычно тогда он перестает говорить о себе в третьем лице и уже ведет диалог от первого лица. Именно в этот момент и происходит закладка принятия окружающего мира и его восприятие по определенным стереотипам поведения и законам. Их мы опишем позже.
Важно понять следующее: то, какое понимание себя и окружающего мира сформируется у маленького человека, такой поступью он зашагает по миру, оставляя за собой уже последствия своих деяний. Это во многом предопределено отношением непосредственно к нему самому и поведением его мамы, а также самого ближайшего окружения, что закладывает на всю последующую жизнь в подсознание ребенка программу дальнейшего поведения. То есть вся основная мирооценка и самооценка человека формируется исключительно чередой различных событий раннего детства в семье.
Именно с раннего детства у представителей всех народов закладывается культура личности. Это и личная гигиена, и правила поведения в обществе; маленький человек впитывает этикет и нравы, мораль и этику, осваивает обряды и церемонии, учится уважать законы. Все это осваивается через окружающих людей, из образов героев, науку и искусство и оформляется в культуру: труда, отдыха, питания, сна и даже личностного роста.
Чем больше человек понимает, принимает, уважает себя, тем он лучше себя чувствует и способен сделать больше для окружающих. И на этом поприще есть свои герои и авторитеты, сделавшие себя, с которых мы берем важные жизненные примеры. Умение сделать себя, подняться в обществе из небытия очень ценится в людях потому, что это одновременно и справедливо, и поучительно. Личностный успех всегда начинается с умения победить все свои сомнения и лень, а за этим уже всегда просматривается определенная личностная культура.
Очень тревожно видеть, как в интернете и в СМИ эта самая личностная культура постепенно, но систематически размывается и опошляется. Люди массово и постепенно превращаются в обычных потребителей. Люди перестают быть самими собой.
СемьяЧеловек формируется в тесном семейном кругу и впитывает законы этой семьи, которые он пронесет через всю жизнь, поскольку первые его герои – его родители. Какие законы существуют в семье, такими мерками он и будет мерить мир и станет руководствоваться либо любовью, либо долгом, либо чистоганом, либо притворством и интригой, он либо будет добиваться всего сам, либо ожидать всего готового, либо будет пробивать других на жалость, либо будет отстаивать только свое личное счастье, либо станет жестко и умело притеснять других, либо будет способен на продуктивный диалог и социальный симбиоз, либо впоследствии станет пациентом психиатра, либо однажды пойдет на самопожертвование ради ближних своих.
Крайне много зависит от законов семьи, из которой выходит конкретный человек, от всего того мерила, от той модели отношений, которая была заложена мирооценкой и поведением его родителей и самого близкого окружения. И там будет все: от того, когда и как принимать пищу или ванну, до принципиального выбора жизненного пути и отношения человека с обществом.
И даже если человек однажды и почувствует разительную дисгармонию с обществом и будет страдать от этого, то, как правило, уйдут годы, прежде чем он осознает причину и сможет самостоятельно поменять свое отношение к миру.
А ведь такое культурное восприятие мира закладывалось в семье. Да и свои семьи люди строят исходя из тех законов, что получили от родителей своих, даже подчас осуждая их за это. Все равно срабатывают подсознательные стереотипы, и многие семьи разрушаются только потому, что ее члены не смогли сделать шаг навстречу друг другу, поскольку не хватило внутренней культуры любви.
Именно в семье человек находит свои привязанности и своего первого героя: маму, папу, бабушку, дедушку, старшего брата или сестру, а нередко некровного родственника. Это тот, кто помогает ребенку познать окружающий мир, кто учит его жизни, кого он всю жизнь будет с душевной теплотой вспоминать. Как пример можно привести отношения неизбалованного любовью своей матери Саши Пушкина и его няни Арины Родионовны, которая любила своего подопечного, давала ему много душевного тепла, приобщила к русскому фольклору, к мудрости народных сказок, к искусству сказителя. И ведь звезда поэта Александра Сергеевича Пушкина взошла именно после издания знаменитой его поэмы «Руслан и Людмила», сюжет которой был навеян колоритом древнего русского эпоса, яркими детскими впечатлениями от Арининых сказок!
Семья, как союз мужчины и женщины, есть основная ячейка любого общества. Это очень важная часть нашей жизни, в которой заложены большие возможности для рождения детей и для реализации своих душевных устремлений. Природная задача любого человека – продолжение своего рода; так мы созданы, такая доминанта нами всеми управляет, подчас доводя до острейшего накала чувств и даже безумных страстей. Мы любим, и в этом наше призвание. Женщина и мужчина образуют природную дуальность, от которой рождаются дети, и совершенствуют ее по всем шести жизненно важным функциям: созидание, сохранение, разрушение, защита, управление, трансформация. Причем женщина и мужчина обычно допускают в этот свой маленький мирок только родных и самых близких людей.
Женщина – внутренний контур этой дуальности. Именно на ней лежит вынашивание, рождение и выхаживание детей, их воспитание, забота о всех больных, о домашних животных и растениях, о престарелых родителях, от нее зависит весь психологический климат в этом маленьком, но важном мирке. Природа научила ее решать множество задач: постоянно следить за своим маленьким мирком; чувствовать состояние окружающих и сострадать им; с помощью данной ей палитры эмоций эффективно заботиться о близких и самоотверженно защищать своих детей. Ведь именно эмоции стимулируют женщину выложиться, когда надо, по полной, отдав всю себя без остатка. Природа научила ее и… стяжательству, ведь, получая и приобретая, она тут же все это распределяет между всеми в своем мирке. Не надо удивляться тому, что многие женщины снимают стресс шопингом, просто в этом явлении заложена их природа! Через свою алчность, проявленную во внешнем мире, женщина идет к альтруизму в семье, забирая, она тут же распределяет, внутренне радуясь такой самоотдаче. Ведь так она улучшает свой мирок, тем самым совершая свой ежедневный подвиг.
И еще: для воспроизводства внутренних душевных сил женщине нужны яркие положительные, разноплановые эмоции, и по большей части ими-то и может обеспечить сполна свою женщину любящий ее, вдумчивый и грамотный в этих вопросах мужчина.
Мужчина – внешний контур дуальности. Именно на нем лежит зачатие потомства, обеспечение своей семьи всем необходимым от банального пропитания до предметов роскоши, если конечно получится…
Природа создала мужчину добытчиком и защитником его маленького мирка. Обе эти природные задачи сделали мужчину решительным, физически сильным, выносливым, смелым, способным к внимательному и углубленному изучению окружающего мира, способным к озарению новыми идеями и при этом быть терпеливым в достижении своих целей, но одновременно жестким, при необходимости даже жестоким и предельно рационально расчетливым. Почему? Да потому, что миллионы лет женщины выбирали для продолжения рода мужчин именно с такими качествами и были совершенно правы. Ведь мы же теперь достаточно хорошо живем на Земле! В итоге и произошла такая природная половая селекция внутри нашего вида.
Мужчина смотрит вовне, его очень интересует вся окружающая его мирок обстановка, и в первую очередь, в чем он может добиться реального успеха, получить ресурсы для обеспечения своего семейного мирка и обеспечить его защиту.
Поэтому живущий в дикой природе мужчина интересуется всеми окружающим природными явлениями и либо подстраивается под них, либо подстраивает их под себя.
В так называемом цивилизованном обществе мужчина интересуется профессией, которая ему нужна для обеспечения нужд его семьи, и политикой, которая важна для понимания гарантий безопасности для своих близких, а такие интересы, как туризм, спорт, охота, рыбалка, – это рудименты древнего пребывания людей в дикой природе, которые дают ему положительные эмоции, потому что там он внутренне чувствует себя человеком. Мужчине нужен небольшой экстрим, чтобы получить выброс адреналина из надпочечников в кровь. Природа научила его решать задачи для выживания своей семьи, на грани жизни и смерти, детально до мелочей продумывать планы и терпеливо, поэтапно доводить задуманное до выстроенного ранее логического финала. При решении этих задач эволюционно выживали лишь те, кто был способен довести задуманное до нужного результата. Поэтому-то мужчина и научился быть гениальным стратегом!
Если всматриваться глубоко в мужские мотивы поведения, докапываясь до сути, то там можно разглядеть природный страх. Да, именно страх, и необязательно за себя, а за семью, за общество, за другие сферы жизни людской.
Именно глубинное чувство страха побуждает мужчину к действию, оно стимулирует все его внутренние энергетические ресурсы, весь его духовный запал и делает его… воином! Встав на путь борьбы, мужчина уже совершает свой определенный нравственный выбор, о котором подробно поговорим позже. И необязательно, что при этом он возьмет в руки копье или топор, но он обязательно начнет действовать в том направлении, какое сочтет важным и нужным. Так, глубинный страх за ближайшее будущее нашего Отечества побудил автора этих строк к написанию данной книги.
Мужчина, определяя важные приоритеты и стратегию, действует в интересах тех, кому он служит, и в этом заключается его… подвиг. Для повышения возможностей мужчины искренне любящая его мудрая женщина верит в него и отдает себя полностью под его ответственность, следуя в его фарватере, вдохновляя его и укрепляя в нем веру в свои силы настолько, что она становится как бы попутным ветром для паруса его души.
Вот так жизненная стратегия и тактика складываются в единую живую общность, в которой и рождается их будущее. По своей природе мужчина приносит женщине определенную жизненную философию, идею, путь и смысл. Женщина приносит мужчине любовь и уют, вдохновение и этику. И если задача мужчины – изменить мир в нужную сторону, то задача женщины – вдохновить его на это. Женщина дает мужчине веру в себя, мужчина дает женщине восхищение ею и уже этим придает ей силы! Поэтому на Руси обычным обращением жены к мужу было: «Свет очей моих», а мужа к жене: «Душа моя».
А еще семья это – семь Я. И у каждого этого Я – свое настроение, свои характер и темперамент, свое видение ситуации, свои желания и намерения. Ведь понятно, что разный возраст и разный пол этих самых Я дают разнонаправленные векторы их стремлений. Но на то она и семья, чтобы учитывать интересы всех ее членов и приходить к чему-то общему и важному. Эдакое общество в миниатюре? Совершенно верно! Вот потому-то семья и считается ячейкой общества. А ячейка любой семьи – это самое Я, то есть личность человека.
Сейчас крайне важна подлинная культура семьи, которая оказалась сильно повреждена, а местами даже убита за последние сто лет, и, как результат, произошло закономерное падение рождаемости, приведшее страну к демографической яме. Трудно переоценить в наше время значимость именно классической, традиционной семьи. А в семьях, как никогда, сейчас нужны совет, любовь и лад!
ОбществоВойны выигрывают сельские учителя и священники.
Отто фон Бисмарк. Первый канцлер ГерманииСледующим уровнем культурного восприятия среды человеком является общество. Это может быть школа с ее законами жизни, порядками в ней, ее мировоззрением и отношениями между учителями и учениками. Важно все: как даются знания, как они оцениваются, как разделяются ученики, кому и что сходит с рук, какая жизненная философия исповедуется тем или иным учителем. Все это закладывается в мировосприятие и культуру каждого отдельного ученика. Важно и то, какая атмосфера во взаимоотношениях между детьми, какая философия и мораль доминируют, какие примеры поведения маленький человек впитывает и кому старается подражать.