– расписываться на двери гостиничного номера, где проведена ночь перед полетом;
– перед полетом всем вместе расписываться на бутылке водки, которая распивается уже после полета, на месте приземления;
– обязательно пересматривать фильм «Белое солнце пустыни» накануне вылета;
– старт космического корабля никогда не называется последним, его предпочитают называть крайним или итоговым;
– перед посадкой в космический корабль каждый космонавт должен получить символический дружеский пинок от непосредственного начальника и другие, казалось бы, паранойяльно-навязчивые действия.
Что же это? Может, у русских просто менталитет такой? Ничего подобного. Американские астронавты характеризуются такими же суеверными чудачествами. Все вполне объяснимо! Огромный риск и мужество быть космонавтом. Более того, как теперь известно, целый ряд космических полетов проходил, не побоюсь такого определения, в нештатных ситуациях, за пределом прогнозируемых ЦУПом человеческих возможностей, да и не всегда все возвращались из полета. На кону у каждого космонавта стоит его жизнь и огромнейшая ответственность перед страной, снарядившей и отправившей его в космос. Поэтому, детально разбирая все предыдущие успешные полеты с момента подготовки к ним, люди подсознательно стараются копировать поведение своих предшественников даже в таких вроде бы незначительных бытовых мелочах. В этих действиях они перед лицом неизвестного черпают надежду и веру! Вот это-то явление и разберем подробнее.
Поделюсь с вами, читатель, своими личными соображениями. Обратимся снова к нашим далеким предкам, идущим на добычу пропитания для своей общины. На кону любого охотника стояла его жизнь и огромная ответственность перед всеми близким. Ведь от его действий зависело, получит ли община еду, а с ней и шанс на дальнейшую жизнь. Наверняка и там добыча крупного травоядного или победа над таким хищником, как медведь, достигались подчас уже за пределами возможного когда-либо ранее. Люди мало еще знали мир, следовательно, много времени уделяли своим чувствам, предчувствиям, ощущениям, снам, видениям, интуиции. Чтобы успешно охотиться на большого зверя, нужно было сонастроиться с его повадками, начать мыслить категориями животного, применяя при этом свой опыт и интуицию, напрягая все свои душевные силы. Часто такие люди получали подсказки в снах, общаясь со своими умершими родственниками либо даже с объектами своей охоты. Были у них и спасительные озарения, и видения, которые выводили их на долгожданную добычу или же спасали жизнь всей общины от стихийных бедствий и вражеских нападений. Сотни тысяч лет жизнь человека и зверя протекала с максимальным напряжением всех сил, с напряжением всех органов чувств, интеллекта и интуиции, с ментальным обращением к чему-то спасительному, что может предсказать беду или отвести ее в самый ответственный момент. Человек мысленно обращался к зверю, зверь также вчувствовался в человека с целью выжить. Звери добывали друг друга, заодно и людей, люди добывали зверей, заодно и друг друга. Но и те и другие выдавали эмоции и мыслеформы. Все это так или иначе оформлялось в виде эфирных волн, создавая общую волновую конвергенцию, которую кто-то из людей и научился распознавать в виде чувственных образов. Чтобы выжить, нужно было наесться! Дети с надеждой смотрели на матерей, женщины на мужчин, страстно желая им добычи, мужчины чувствовали этот мощный энергетический посыл и использовали его для достижения своей цели на охоте. Ведь живой человек является одновременно приемником и передатчиком энергетических волн. Общее страстное пожелание от всей общины удачи на охоте так или иначе передавалось охотникам и тем самым придавало им значительные силы. Такой или подобный ему механизм и именуется эгрегором.
Эгре́гор (от др. – греч. ἐγρήγορος, «бодрствующий») в оккультных и определенных религиозных движениях – душа вещи, ангел, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие.
Люди разные, способности разные, кто-то интуитивно или другими способами научился распознавать подобную информацию. Со временем во многих общинах возник даже особый духовный статус – шаман. Шаман – лицо, целенаправленно контактирующее с умершими предками и духами. Ну, умершие предки – вроде бы понятно. А вот кто же такие духи?
Осмелюсь написать следующее: шаманы, вступающие в контакт с духами, помимо людского общинного эгрегора, не научились ли за сотни тысяч лет контактировать с эгрегорами животных популяций?! Ведь те животные (лоси, олени, волки, медведи и др.) тоже имеют и помнят ближних своих предков, хотят жить, проявляют сильные эмоции и тоже значительно рассчитывают на свою интуицию. Значит, и среди них может быть какая-то общая собирательная волновая энергия и даже примитивнейшие культурные традиции, заложенные их лидерами и переданные им через воспитание их матерей.
Тогда не могут ли отдельные популяции разных видов животных, в определенном устоявшемся биогеоценозе, образовывать общий, единый с местными людьми эгрегор? То есть своими желаниями и эмоциями люди и животные как бы продавливают и формируют единый вектор развития событий. Если это действительно так, то ведь и впрямь возможна какая-то регуляция пространства-времени на уровне появления усиленно запрашиваемого, а вроде бы как и случайного события на физическом уровне. Случайность? А если вдруг в ней какая-то закономерность все же есть? Тогда к тому, кто там, в этой не видимой простым глазом энергетической закономерности, координирует такие-то события, наверное, можно обращаться с просьбами и подношениями. Ну ведь так и поступают люди, до сих пор живущие в дикой природе! Этим-то как раз и можно объяснить значение тотемного животного для общины. Допущу большее! Если есть такая координация в пределах одного биогеоценоза, то определенно она может быть и в пределах других, значит, наверняка есть слияние этих общих эгрегоров на каком-то более высоком уровне. Тогда возможна и определенная иерархия в эгрегорах, ведь вся наша планета населена живыми существами, между которыми возможен интенсивный и не учтенный на сегодняшний день волновой информационный энергообмен. А не кроется ли уже в этом или подобном ему явлении феномен Бога?! Настоящих же контактеров среди людей не так много, и они, интуитивно попадая пальцем в небо однажды, реально помогают общности выжить, делятся с другими своими личными, субъективными, мистическими переживаниями, описывая конкретные свои чувственные впечатления. Остальные же просто слепо, но зато очень педантично следуют их предписаниям и заветам до тех пор, пока это работает. На каждой части земной суши есть свой такой авторитет с его заветами и есть его последователи. В этом и ответ на вопрос о многообразии религий. Я лично ничего не утверждаю. Это лишь просто гипотеза, просто мысли вслух… Может быть, так, а может быть, и не так, но на уровне людских убеждений, эмоций и веры эгрегор реально работает!
Приведу примеры. Началась жесточайшая по своему накалу и огромная по масштабу Великая Отечественная война. В июле 1941 года поэт Константин Симонов написал пронзительное стихотворение «Жди меня», которое с 1942 года мгновенно распространилось среди советских войск и стало очень популярным. Более того, в 1943 году это стихотворение было переведено австрийским поэтом Эрихом Фридом и получило такую же невероятную популярность по другую сторону фронта. Почему? Просто талантливый солдат-поэт, в самом начале войны оказавшийся во вражеском окружении, столкнувшийся с безнадежностью и отчаянно прочувствовавший весь масштаб творящегося горя, донес до таких же, как он, крик своей души, отчаянный внутренний призыв к любимой женщине, к своей жене. На той ужасной по своей жестокости и непримиримости войне перед лицом смерти у людей обострялась их интуиция, и солдаты обеих армий подсознательно чувствовали, как важна энергетическая подпитка от семьи, от любящей женщины, когда четко обозначены смыслы в жизни и есть цель вынести все. Так реально работает семейный эгрегор и у солдата, и у моряка, и у космонавта.
Вспомним, как в Великую Отечественную войну люди сохраняли и выносили из окружений знамена полка. Остался последний боец, перешел линию фронта и умер, израненным, тут же в окопе, а другие солдаты на его теле нашли спрятанное им знамя и доложили своему командованию. В результате знамя полка попало в генштаб. А ведь по традициям и русской, и советской армии такой полк официально сохраняется, и при этом в него набираются уже совершенно другие люди, которые вновь сохраняют знамя, знают героическую историю полка и даже передают друг другу новейшую легенду об этом знамени. И в решающий час знамя вновь выносится на боевые позиции, и при виде его силы теперь уже этих новых, незнакомых с прежними, людей умножаются, и они делают зачастую невозможное (во время боя бойцы закатили на гору вдвоем тяжелое гаубичное орудие весом не менее полутора тонн).
Полковое знамя в своем физическом исполнении – лишь фетиш, но вот за ним-то как раз стоят серьезные силы! Откуда эти силы?! Из эмоций и веры людской! Но ведь за любой силой стоит энергия. Откуда же здесь энергия у подчас отчаявшихся, израненных, измученных, оборванных, истощенных и уже плохо вооруженных людей? Да вот хотя бы из этого самого эгрегора полка, из мыслей, чувств, чаяний и переживаний всех ранее служивших и погибших под этим знаменем, ведь мысли и чувства бывают очень сильны до неимоверной материальности, хоть на первый взгляд вроде бы и не материальны! Но тот, кто в этот момент, сонастроен с ними на одной длине и частоте волны, имеет мощную эмоциональную и энергетическую подпитку и способен на совершение чуда.
Именно подобный эгрегор (но при этом у каждых свой!) и научились использовать и подпитывать молитвами, ритуалами, жертвоприношениями и обрядами шаманы, монахи и священнослужители. Совершенствуя природу этих взаимоотношений, адепты различных религий в своих озарениях выходили на глубинные основы природной этики, а после уже закладывали в своих сообществах нужные основы морали и нужный времени общественный уклад.
Религиозные последователи этих крупных авторитетов очень скрупулезно и методично, с помощью передаваемого мировоззрения, ритуалов, молитв и созданной морали веками регулировали и сохраняли необходимый общественный уклад до тех пор, пока в силу каких-либо изменившихся обстоятельств или потребностей властной верхушки новая эпоха не диктовала нового перестроения общества, а следовательно, и нового религиозного и общественного уклада, мировоззрения и морали. Часто такая смена эпох проходила в ожесточенной религиозной борьбе, драматично и далеко не безобидно, бросая все общество в смуту и даже в гражданские войны… О чем это я? Вспомните-ка, читатель, хотя бы Крещение Руси или Никоновскую реформу Русской православной церкви. Вспомнили? Вот и я о том же… Ну а про Варфоломеевскую ночь, надеюсь, все тоже наслышаны.
Вернемся снова к феномену эгрегора. Так вот: более того, игнорируя и отрицая его природу, как и отрицая Бога вообще, тем не менее своими же героями, своей верой, традициями и ритуалами свой эгрегор значительно подпитывали и эффективно использовали даже безбожные компартийные товарищи, и он у них тоже работал и очень даже помогал! «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей», – писал про таких Владимир Маяковский. Это ведь наша история, дорогой читатель, и тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Этот эгрегор и посейчас, как матрешка в матрешке, – составная часть очень большого и разнопланового эгрегора нашего Отечества, наряду с его дохристианским, православным и многими, многими другими эгрегорами. Потому как «ничто на земле не проходит бесследно…», да ведь и «рукописи не горят». В этом и заключена мистическая сила всех намоленных мест и икон!
Кстати, и это крайне важно, всем нам надо понимать: выходя на марш «Бессмертный полк» или празднуя День народного единства, занимаясь поисковой работой в архивах или на местах прежних боев, скрупулезно восстанавливая историю своего рода, чествуя и поминая своих героев или предков, мы все так же дружно, нашими положительными эмоциями наполняем и укрепляем общий эгрегор своего единого Отечества, и чем больше памяти, чем больше гордости, уважения и преклонения перед деяниями пращуров и подвигами национальных знаменитостей мы отсылаем к нему, тем сильнее он становится и тем более мощную отдачу мы все от него, в нужный момент, однажды сможем получить. «Россия станет великой державой, когда мертвые восстанут из могил и станут в один ряд с живыми», – предрекла однажды известная болгарская провидица Ванга. А вот теперь, читатель, посудите сами, что здесь имелось в виду и от кого это теперь все зависит.
Кто-то сейчас спросит: «Ну а все же, если поточнее, что вообще это такое – эгрегор? Какой же тогда конкретно в нем физический механизм передачи и сохранения энергии? Как же он вообще работает?»
Однажды, наверное, на это все-таки даст окончательный ответ наука. Ну а пока – блажен, кто верует! В этом отчасти и кроется секрет периодических чудесных исцелений вроде бы безнадежно больных людей. Именно вера и надежда всегда помогали людям сохранить себя и своих близких в лихое для них время, когда, как им казалось, весь мир для них выворачивался наизнанку. Вера, надежда и любовь способны на чудеса. Важна при этом и собственно вера в чудеса! А если есть у людей такая всепоглощающая вера – есть и религия. Хочу заметить: данная книга не отрицает и не утверждает Бога, она лишь об основах и важности правильного, целенаправленного формирования культуры на государственном уровне.
Количество различных храмов на территории нашего государства неуклонно растет, а вот страна наша пока все еще находится в очень серьезном духовном кризисе. Почему? Народная мудрость гласит: «Бог-то он Бог, но будь и сам не плох».
ИскусствоЛюди – дети природы, всегда старались приспособиться к ней, задумывались, всматривались, старались вчувствоваться и всегда восхищались ей. Именно чувство восхищения заставляло людей отражать природу. Как? Наверное, голосом, копируя пение птиц, описывая свой путь, окружающее вокруг и свои эмоции, затем научились складно подбирать и распевать слова, так и появилась песня.
Но отражать окружающее можно и жестами, и мимикой, имитируя повадки животных, действия охотников и других людей, движениями демонстрируя их чувства и намерения. Так появился танец.
Различные предметы издают разные звуки. Если эти звуки периодически вставлять в песню и танец – возникает ритм. Если приложить некоторые усилия, можно эти звуки складно менять, то повышая, то понижая их звучание, а если применить ритм – возникает мелодия.
А еще можно взять кусок угля из кострища и на скальном разломе известняка изобразить впечатления об охоте, скажем, на копытных. Получилось похоже – возник рисунок. И ведь всегда хотелось что-то передать другим, находилось время для творчества, когда душа пела. Пела твоя душа – подхватывали другие. Подхватывали и подпевали, подхватывали и танцевали, подхватывали и рисовали. И сразу же распознали пользу от этого.
Ведь сложный переход можно пропеть так, что очень легко запомнить все его ориентиры. Как говорится, что вижу, то и пою, как пою, так и иду. Под песню и танец, в нарядном одеянии не стыдно и к умершим предкам, и к духам обратиться. Обратились, и помогли духи с охотой, избавили народ от голода или от хвори. Таким образом, раз помогло – заложили уже обряд! Песню, танец и костюм, поднимающие настроение, можно и потомкам передать, чтобы они тоже все традиции блюли и душа их при этом пела. И в то же время все это дополнялось новыми поколениями. Так и возник фольклор: предания старины глубокой и практические советы, и заповеди предков, и деяния героев, и прославление богов и духов.
Научные знания и религиозные воззрения уживались в фольклоре, прививая чувство прекрасного. Каждый народ шел по миру со своим образом жизни, со своей идеей и своим фольклором, и он существовал, пока сохранял память о своих предках, которая передавалась из уст в уста, из движения в движение – в танце, из звука в звук – в мелодии. Некоторые народы со временем множились, объединялись, образовывали союзы и даже создавали первые государства. Развивалась речь, а с ней и сказания, песни, совершенствовался танец, были изобретены музыкальные инструменты, люди научились не только рисовать, но и вышивать, вырезать, лепить, высекать, отливать, ковать, чеканить, ваять. Появились даже ценители искусства, которые старались все это сохранять и оберегать. Возникла письменность, и устное слово можно было уже зафиксировать. Многие древние научные трактаты были написаны в стихотворной форме. Почему? Объем передаваемой информации наиболее оптимален, а качество запоминания на порядок выше.
Когда появились союзы племен и возникли первые государства, то они обменивались уже не просто жизненно важными товарами, а произведениями искусства.
Люди научились ценить не только свое, но и чужое искусство. А как быть, если в душу запала инородная музыка, песня, танец? Наверняка были популярные сказания, музыка, песни, танцы, посуда, ювелирные украшения, которые ценились сразу в целом ряде государств. Поэтому со временем зародилось и классическое, и популярное искусство, которое и теперь не знает границ, так как в любом уголке нашей планеты обязательно найдется ценитель прекрасного. Сказания и литературные произведения стали разыгрывать в ролях, актеры научились петь и танцевать под музыку – появились опера и балет, комедия, трагедия и драма. Тогда же произошло развитие живописи, скульптуры, архитектуры.
С совершенствованием технологий пришел кинематограф, а за ним телевидение и интернет – с эстрадой и массовой культурой.
Любой вид искусства, на мой взгляд, основан на волновом восприятии мира человеком. Любое произведение искусства только тогда воспринимается личностью, когда входит в волновой резонанс с какой-то частью ее души. Искусство способно к всепоглощающему воздействию на личность в обход разума, через чувственно-эмоциональную сферу. Поэтому можно не знать языка, а прослезиться, слушая иностранную песню, или с ходу очароваться незнакомой мелодией, застыть в оцепенении перед скульптурой, иконой или картиной.
Человек является одновременно и приемником, и генератором определенных эмоциональных волн. Талантливый художник, композитор, музыкант или актер способен сонастроить себя на нужный чувственно-эмоциональный лад, пропустить произведение через свою душу и отразить его формой и цветом, словом и рифмой, движением и жестом, мимикой и интонацией, чтобы вызвать всплеск подобных же чувств у остальных.
Человека как бы окаймляет его культурный код. Ведь все основы науки и религиозные воззрения, как прутья веника, всегда подпоясаны искусством в душе каждого человека. От того, с каким искусством сталкивается ребенок при формировании его психики, зависит, как он поведет себя в зрелой жизни. С помощью искусства можно затронуть самые тонкие и высокие струны человеческой души, а можно подпитывать только животное начало.
Искусство и дальше будет совершенствоваться с развитием технологий, но остается нерешенным вопрос: куда оно поведет человечество? Наглядный пример приведен в советской музыкально-пародийной комедии «Человек с бульвара Капуцинов»: в маленьком американском городе на исходе XIX века с помощью одной и той же технологии можно возвысить или угробить человеческую культуру. В фильме полюсно представлены два ключевых персонажа: мистер Фест и мистер Секонд – и два абсолютно разных результата воздействия на поведение людей. А теперь обратите свой взор на наше современное телевидение и эстраду – там очень во многих передачах и эстрадных концертах дело мистера Секонда живет и побеждает! А пока это так, у человечества нет будущего!
Рассмотренные нами три основы и являются для человеческой культуры вводной составляющей информацией, из которой через познавательный алгоритм: знания – опыт – навык – умение – и возникают источники в виде этикета, обычая, нрава, обряда, морали, закона, этики.
Но все это невозможно запустить без участия в процессе определенных лиц, формирующих любую культуру – от палеолита до современности. Так кто же они? А это и есть герои!
Глава IV. Герои и культура. Персонажи нашего внутреннего мира
Все в мире является энергией. Энергия лежит в основе всего. Если вы настроитесь на энергетическую частоту той реальности, которую хотите создать для себя, то вы получите именно то, на что настроена ваша частота. Это – не философия. Это – физика.
Альберт Эйнштейн. Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премииC момента появления первых животных на Земле ведется их внутривидовая борьба за лидерство. И даже в стае особи часто идут не за самым сильным или самым умным. В какой-то момент животные интуитивно четко определяют особь, рядом с которой безопасней и больше пищи, берут ее во внимание, чутко воспринимают все сигналы от нее и даже транслируют их по сообществу. В любой общности есть инициаторы, а сама такая общность способна образовывать свой эгрегор и действовать уже как единый живой организм. Например, организованность больших косяков рыб и птичьих стай, когда они мгновенно и слаженно движутся куда-либо, как по команде. Кто-то из современных исследователей утверждает, что косяк или стая не имеют лидеров, а действуют как единый организм.
Мои соображения на этот счет такие. Любая людская толпа обязательно заводится лидерами через инициаторов, которых можно вычленить в массе, что хорошо умеют делать полицейские при разгоне несанкционированных митингов и шествий. Что же касается стаи или косяка, то здесь срабатывает механизм вот того самого эгрегора, когда особи через него подключаются к восприятию своего авторитета и передача всех эмоций и решений происходит по стае или косяку на уровне чувств мгновенно, при этом инициатора, думаю, вычленить современными приборами пока невозможно.
Но так или иначе, по мере эволюции сообществ птицы и млекопитающие все чаще осмысленно идут именно за способным принимать адекватные решения и брать на себя ответственность за все сообщество (волки, высшие приматы, врановые птицы, дельфины). В любом природном сообществе лидерство подразумевает не только привилегии, но и решение краеугольных проблем выживания этого сообщества в целом.
С этими же проблемами столкнулось и все раннее человечество. В любой общности был очень важен лидер или герой.
Герой – человек, привлекающий к себе внимание общества своими выдающимися поступками, поведением, решениями, мудрыми высказываниями и являющийся ярким примером для подражания.
Для любого ребенка в раннем детстве основным героем является его мать, затем ближайшее окружение, которому он во всем подражает и у которого учится жить. Но уже в подростковом возрасте, когда возникает юношеский нигилизм и критичность восприятия окружающих, нужен реальный герой, чтобы определиться: «Строить жизнь с кого?» Уже начиная с этого возраста, люди стараются подражать более успешным членам своего сообщества в жестах, мимике, интонациях, произнесении слов, в употреблении тех или иных выражений, в построении фраз, в манере одеваться, в поступках, привычках. Такое сознательное и подсознательное подражание герою со временем формирует моду, язык, этикет, нравы, обычаи, ритуалы, мораль данного сообщества. Затем это наследие четко обрисовывается законом, и из сообщества или группы сообществ формируется определенный этнос. Для каждого этноса характерен свой собственный эпос.
Этнос – исторически сложившаяся совокупность людей, объединенная общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Эпос – героическое повествование о прошлом данного этноса. Приведу примеры: былины Древней Руси устно передавались сказителями; якутский эпос олонхо и по сей день существует в селениях и устно передается подготовленными сказителями.
Поэтому, если хочешь познать характер какого-либо народа, поинтересуйся его эпосом.
Итак: в чем же геройская личность может проявить себя в миру? А в процессе разной деятельности. Поэтому и типы героев можно условно разделить на несколько групп.
1. Человек, высочайший профессионализм и личное обаяние, успех в деле (охоте, например) которого значительно повышает благосостояние общины. Он удачливый и умелый добытчик, обаятельная личность и впечатляющий рассказчик. Такой всегда расскажет и покажет, накормит, посоветует, обучит, ободрит и развеселит своими охотничьими байками, вселив в других веру в их силы. Ему подражают, у него учатся, на него равняются, в ответственный момент прикидывают, как бы поступил он. Это кумир!
Постараюсь привести примеры. В художественном фильме «В бой идут одни “старики”» харизматичный Титаренко являлся не просто командиром эскадрильи, а затем и авиаполка, но и кумиром для всех молодых летчиков. Именно с его подачи лейтенанты Александровы (Кузнечики) начинали сбивать немецких асов, постепенно сами становясь такими кумирами для своих же, вновь прибывших сверстников.