К 1650 г. португальское влияние в рамках вассалитета превратилось в косвенное правление. Мутапа делал налоговые отчисления в португальскую казну, португальцам были предоставлены значительные земельные права вместе с обширными земельными владениями, при этом колонисты относились к местному населению как к рабам. Ситуация начала меняться с приходом к власти Камхарапасу Мукомбве в 1663 году. Отношения между Мутапой Мукомбве и португальцами медленно, но накалялись, к концу века перейдя в вооруженный конфликт.
В то же самое время португальцы теряли свои позиции на всем восточном побережье Африки. 13 декабря 1698 г. под натиском войск султана Омана Кайд эль-Ардхи пала Момбаса, затем такая же участь постигла Кильву и Пембу. Эти события означали конец португальского колониального владычества в Восточной Африке к северу от мыса Делгадо[77].
В 1704 г. заручившись поддержкой Тонги в долине Замбези и Чиканги из Маньики Мукомбве начал наступление против португальцев, которое полностью вытеснило их с территории Мономотапы. Одержав победу, он раздал земли членам королевской семьи, стремясь упрочить свое правление после почти столетней гражданской войны[78].
На основе Королевства Зимбабве, наряду с Мономотапой, образовалось еще одно государство – Королевство Бутуа (1450–1690), правило которым династия Торва[79].
Королевство Бутуа
Территориально Бутуа находилось на юге-западе современного Зимбабве. Его столицей был город Кхами. Вероятно, предками народа Бутуа были Каланга[80]. Также как и Мономотапа, Королевство Бутуа продолжило традицию городских стен и каменных строений, выработала свой культурный стиль[81]. Особенно это заметно в Кхами, который имел каменные стены и здания[82]. Помимо каменного строительства королевство Торва достигла больших успехов в керамике.
В ходе раскопок в Кхами было найдено несколько артефактов, таких как ритуальные кувшины для питья, железное и бронзовое оружие, медные предметы и предметы религиозного культа из слоновой кости. Примечательно, что среди находок оказались артефакты из Европы и Китая, что свидетельствует об активной торговле с иностранными купцами, прежде всего с арабами.
Возможно, кому-то может показаться, что Мапунгубве, Королевство Зимбабве, его наследники Мономотапа и Королевство Бутуа представляли собой примитивные монархии с неразвитыми технологиями относительно европейских стран. Однако необходимо осознавать, что Южная Африка довольно отдаленное место относительно Средиземного моря, где шла основная торговля, и вместе с тем обмен знаниями между Европой и Ближневосточными странами с их богатой историей. Южноафриканские государства не имели римского и греческого наследия с их выдающимися мыслителями и культурой. Тем не менее находясь в таком неравном положении, африканцам долговое время удавалось сдерживать европейские армии на пути вглубь континента, португальцы хотя и оказывали влияние на внутриполитические дела Мономотапы, по-настоящему закрепились лишь на побережье, и только британцы в конце XIX века смогли превратить все эти земли в свои колонии.
Перед началом описания Империи Розви, необходимо подробно остановиться на языковой группе Шона. Авторы книги «Becoming Zimbabwe. A History from the Pre-colonial Period to 2008» Б. Рафтопулос и А. С. Мламбо говорят о Шона, как о сложном в определении значения названия. «Это не только анахронизм; люди, о которых идет речь, были известны себе и посторонним в основном как Каранга. Также существуют различные теории, объясняющие происхождение самого имени Каранга: «народ солнца» (каланга), «сыновья младшей жены» (мукаранга) и др. Однако «Каранга» в современном значении относится к диалекту Шона, на котором говорят в южных частях Зимбабве, ныне населенных людьми, которые мигрировали туда в восемнадцатом и девятнадцатом веках из северной и восточной частей Зимбабвийского плато. Их перемещения ошибочно называют «миграциями Каранги», интерпретируя их современную идентичность, что является неверным и еще одним анахронизмом. Хотя нет никаких сомнений в том, что одни и те же люди жили в общей зоне в течение периода после 900 года, однако с течением времени они потеряли свою идентичность смешиваясь с другими народами. Те, что, вероятно, были «Карангой» в Великом Зимбабве, могли быть и «Торва» и частью «Мутапы», а позже и «Розви»»[83]. Зимбабвийский историк Джеральд К. Мазарире пишет, что Шона представляет собой слияние языковых, культурных и политических атрибутов народа, который даже не знал себя под этим именем до конца XIX века. То, что сегодня гомогенизировано как Шона, представляет собой смесь людей, которых по-разному описывали как «Ваньяи», «Абетшаби», «Каранга» или «Дыра». Гораздо позже, народ ндебеле покоривший в т. ч. Империю Розви, объединит в своем названии народности Каланга, Ньюби, Венда, Тонга, Тсвана, Сото, Бирва и Лоцви[84].
Австралийский социолог Финекс Ндхлову насчитывал восемнадцать языков: Шона, Ндебеле, Каланга, Намбья, Тонга, Сото, Домбе, Хоса, Тонга Мудзи, Венда, Шангани, Тшваво, Тсвана, Барве, Сена, Дома, Чикунда и Чева. При этом Шона и ндебеле стали в Южной Родезии доминирующими национальными языками, наряду с английским как официальным[85].
Семья шона. 1911 г.
Колдун шона. Современная фотография
Отечественные исследователи так видели этнический состав Зимбабве (Южной Родезии) на 1960 год. Народ шона говорит на языке шона, относящемся к языковой группе банту бенуэ-конголезской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. Есть мнение, что свое название они получили от ндебеле в XIX веке из-за умения быстро прятаться в пещерах при нападении. Мзиликази[86] назвал их Амашона, что означает «те, кто просто исчезает». Самого слова «шона» не было в языке шона[87].
У шона выделяется шесть основных областных диалектов:
1. Каранга или «южные шона». Самая большая группа шона, которая подразделяется на диалектные подгруппы: дума, джена, мари, говора, гова, ньуби.
2. Зезуру или «центральные шона».
3. Корекоре или «северные шона».
4. Маньика.
5. Ндау.
6. Каланга или «западные шона». Подразделяются на розви, ньаи, каланга[88].
Ндебеле – народ, населяющий юго-западную часть Южной Родезии. По языку (исиндебеле) и культуре относятся к южноафриканским Банту. Наиболее близки к Зулу[89].
Воин Матебеле в танцевальном наряде, Томас Бейнс
Вождь и его жены. 1909 г.
Борьба Мутапы с португальцами привела еще к одному важному событию – возвышению Чангамира Домбо и возникновению государства Розви (1684–1834). Его происхождение неизвестно. Вероятнее всего, он был вождем племени Розви[90].
Домбо получил известность в июне 1684 года, когда он победил португальцев в битве при Маунгве[91]. Бой шел почти сутки. Воины Домбо пять раз атаковали оборонявшихся португальцев. Хотя африканцы несли тяжелые потери, они вновь и вновь бросались на врага. Наступила ночь, а битва все продолжалась. Португальцы спешно укрепляли свой лагерь. Тогда Чангамире прибег к военной хитрости, свидетельствовавшей о его воинском даровании. Он приказал разжечь костры в разных местах на значительном расстоянии друг от друга. В португальском лагере решили, что это лагерные огни вновь прибывших подкреплений противника. Среди африканских союзных воинов в португальском лагере началась паника, и многие из них бежали. За ними вынуждены были последовать и португальцы. Уловка Чангамире принесла ему успех. На лаврах победителя на сторону выдающегося африканского вождя переходили все новые и новые племена, и его силы быстро увеличивались[92]. В итоге Домбо решил, что более не нуждается в сюзерене. Подняв восстание Чангамире, разгромил карательные силы Мономотапы. Постепенно он укрепил свои позиции в западной части Бутвы, где ранее господствовали Торва, а также в землях Маньики и торговых центрах (факториях) Мономотапы, окончательно изгнав с зимбабвийского плато португальцев. На Западе среди Каланга до сих пор существует легенда о Домбо. Его помнят, как Чилисамхулу, или Нечасике, вождя племени Ньяи, который пришел из страны Венда. Несколько раз Нечасике, сопровождаемый несколькими советниками, среди которых были «Нхале и Нинембве, отец Тумбале и многие вожди, пытались завоевать Чибундуле, но были отбиты с помощью магии. Только после того, как он предложил Чибундуле свою дочь, Нечасике и его ваньяи смогли узнать секрет этой магии и в конечном итоге установить свое господство над Калангой Чибундуле». Домбо был первым из семи последовательных правителей династии Розви; все последующие были его прямыми потомками из тотемной группы мойондизво.
В 1690 г. Чангамире Домбо захватил Королевство Бутуа, некоторые из покоренных вождей впоследствии заняли важные посты в иерархии Розви. После захвата Торвы войска Розви продвинулись на север до рек Дека и Гвай, а затем в долину Замбези, где они утвердились как Намбия под Хванге. Далее было присоединено плато Себунгве и Мафимгавуци. На юге власть Розви распространилась в долину Лимпопо[93].
Расширение Империи Розви с 1690 года.[94]
В итоге Домбо став независимым от Мономотапы, нанеся ряд поражений королевским войскам, португальцам и оппозиционно настроенным малым племенам установил гегемонию на большей части территории современного Зимбабве, включая ряд территорий Южно-Африканской Республики и Ботсваны.
Среди особенностей присущих Империи Розви выделялась ее крайняя воинственность, вместе с грамотно разработанной военной стратегией. Армия Розви была многочисленной и прекрасно дисциплинированной, способной эффективно сопротивляться европейским колониальным отрядам. Правители Розви продолжили традицию каменных укреплений, заложенную Мапунгубве и Зимбабве, и частично перенятую у Бутуа. Розви выработала свою изысканную культуру гончарных изделий. Добились успеха в развитии металлургии. Также, как и у предшественников, важной составляющей экономики Розви была добыча золота. Но основой, присущей всем обществам банту, оставалось сельское хозяйство – выращивание зерновых культур сорго и просо[95]. В государстве Розви существовала развитая иерархия и система сословий. Управление обширной территорией осуществлялось сложной системой, состоящей из фактически (хотя официально они были равными с Розви) вассальных династий (Торва, Секо, Шава и др.) и региональных наместников. В случае неповиновения Чангамире (необходимо отметить, что приемники Домбо носили титул «Мамбо») направлял войска для устранения непокорного правителя. По государственному устройству, по мнению Б. Рафтопулоса и А. С. Мламбо, Империя Розви походила на федерацию, с широкой автономией в ряде регионов. Тем не менее все правители были обязаны платить дань[96]. На мой взгляд, это более соответствовало классической феодальной структуре. Важное место в иерархии занимало имперское жречество, систематизированное и централизованное. Далее шли свободные земледельцы и городские ремесленники[97].
Империя Розви активно взаимодействовала с соседями, торговала, воевала, когда более, когда менее успешно. Но все же более, потому что португальцы так и не смогли осуществить реванш и вернуть свое прежнее влияние в регионе. Ее ахиллесовой пятой стала постоянная внутренняя борьба конкурирующих между собой властных групп за влияние и сопутствующий дивиденды. Это не могло не ослаблять государство. В итоге Империя Розви не пережила наступление ндебеле.
Появление Империи Розви стало прямым свидетельством ослабления Мономотапы, в дальнейшем ее правители постоянно балансировали между Розви и португальцами, находясь то у одних, то у других в зависимости. К 1720 году правители Мономотапы перенесли свою столицу в район Тете в нижнем течении реки Замбези на территорию современного Мозамбика, чтобы быть там под защитой португальцев. То, что осталось от некогда могучего государства Мономотапа, в качестве португальской марионетки, продержалось до 1917 г., когда последний монарх Чоко восстал против правительства Мозамбика и был свергнут[98].
XVIII век прошел под доминатом Империи Розви, правители которого восседали в Великом Зимбабве, центре государства древних времен. Следующий этап в истории Зимбабве, произошедший в первой половине XIX века, тесно связан с правителем зулусов Чакой (Шакой) и бурным движением южноафриканских народов, получившее название Мфекане.
Единственный прижизненный известный рисунок Чаки, стоящего с ассегаем и тяжёлым щитом в 1824 – за четыре года до смерти
Чака – внебрачный сын вождя зулусов Сензангакона, он прошел через множество трудностей и унижений, прежде чем смог отомстить отцу за свое изгнание и стать правителем племени зулусов. Им была создана, так называемая «Черная Спарта» крайне военизированное и тоталитарное общество, где мобилизации на военную службу подлежали все мужчины, способные носить оружие в возрасте от 20 до 40 лет. Из них он сформировал несколько военных подразделений – амабуто, которые составили ядро армии. В основу своей военной организации Чака положил принципы, которые он выработал, находясь на службе у Дингисвайо. В частности, любое нарушение дисциплины или невыполнение приказа влекло за собой смерть. Он также установил жесткие ограничения на общение между противоположными полами. Все молодые девушки объединялись в женские амабуто, которые выполняли главным образом хозяйственные функции. Внебрачные связи между представителями мужских и женских «полков», если на то не было особого распоряжения Чаки, карались смертью. Разрешение же на вступление в брак получали лишь особо отличившиеся в боях воины и ветераны, увольнявшиеся с военной службы. Им была изобретена техника короткого колющего ассегая, применяемого в ближнем бою с огромным щитом, чуть ниже человеческого роста. Свое государство Чака создавал и расширял со словами: «Врагу надо наносить такие удары, от которых он уже не сможет оправиться. Либо он перестанет существовать как самостоятельное племя, либо снова попытается схватить нас за горло»[99]. Сталкиваясь с более слабыми в военном отношении племенами, зулусы убивали мужчин, насильно вербовали мальчиков для последующего пополнения армии, уводили женщин, а следом и главный символ богатства – скот. Т. е. он был одним из подвижников тотальной войны. Поражение, влекло за собой жестокое, разорительное подчинение или уничтожение, поэтому некоторые предпочитали бежать.
Две армии обрушились на север спасаясь от Чаки. Первую из них возглавлял Цвангендаба приближенный вождь племени Нгони, это имя обычно применяется для обозначения группы родственных народов в Южной и Восточной Африке, говорящих на языках подгруппы нгуни банту языков, т. е. зулусов, коса, ндебеле (матабеле), нгони и свази[100]. Примерно в 1931 г. Цвангендаба пересек Лимпопо и атаковал Империю Розви. Большое Зимбабве было разграблено. Согласно устной традиции, последний правитель Розви по одной версии был заживо освежеван, по другой – разбился на смерть, сбросившись из осажденной цитадели. Цвангендаба не остался на зимбабвийском плато, а продолжил движение на север через Замбези и в 1835 году основал Королевство Нгони на западе озера Малави[101].
Вторую армию вел за собой лидер ндебеле Мзиликази. В 1822 году один из самых способных генералов Шаки, Мзиликази, был достаточно опрометчив, чтобы оставить у себя захваченный скот. Интересно, что Мзиликази был любимчиком Чаки, тот даже вручил ему топор из слоновьей кости, второй такой топор был у самого Чаки. По началу, правитель зулусов хотел простить такую дерзость, однако остальные генералы, не без зависти, убедили Чаку, что Мзиликази должен быть наказан. Карательный отряд в 3000 человек был разбит вождем ндебеле. Тогда против него была направлена ветеранская дивизия, тому ничего не оставалось кроме как бежать[102].
Король Мзиликази. Рисунок Капитана Вильяма Корнуоллиса Гарриса, прибл. 1836 г.
Мзиликази направился на запад, а затем на север с двумя или тремя сотнями человек в высокий Вельд за рекой Вааль (Высокий Вельд – засушливое плато на территории ЮАР между реками Лимпопо и Вааль[103]). К нему насильно и добровольно примыкали все новые племена и через некоторое время у него уже была 5-тысячная армия, созданная по образу войска Зулу Чаки. Огнем и мечем Мзиликази создал к 1825 г. свое королевство, доминирующее на территории нынешней провинции ЮАР – Мпумаланга (Восточный Трансвааль). Его народ получил имя матабеле, что означает «люди с длинными щитами»[104]. По другой версии они первоначально были названы матабеле, имя которое распространено в документах XIX – первой половины XX века, т. к. британцы впервые услышали его от народов Сото-Тсвана, которые использовали множественную префикс «ма» для определенных типов незнакомых людей или префикса Нгуни «ама», поэтому британские исследователи столкнулись с двумя вариантами названия ндебеле, во-первых, произношение Сото-Тсвана (Матабеле), а во-вторых, произношение Ндебеле (Ндебеле или Амандебеле)[105]. Аналогичная ситуация в названии Шона – «Машона».
Семь лет спустя матабеле вынужденно отправились дальше на запад, в долину Марико, чтобы быть вне досягаемости от атак зулусов. Только добиться желанной безопасности им так и не удалось, вскоре Мзиликази предстояло столкнуться с еще более грозным противником[106].
Г. С. Смитард; Дж. С. Скелтон «Воортреккеры»
В 1836 году начался так называемый «Великий поход» голландских поселенцев с юга на север, не желающий жить под властью британцев в Капской колонии[107]. Покидающие колонию буры на своих повозках получили название «воортреккеры», «фуртреккеры» или просто «треккеры». Итогом Великого похода стало создание нескольких автономных бурских республик, а именно Южно-Африканской Республики (также известной как Трансвааль), Оранжевого Свободного государства (Оранжевая республика) и Республики Наталь. Также Поход стал одной из главных причин упадка и последующего распада Империи зулусов[108]. И, что наиболее важно для данного исследования – стал причиной миграции ндебеле на север за реку Лимпопо, на территорию нынешнего Зимбабве.
Мзиликази столкнулся с Воортреккерами в 1836 году. Между ними произошло несколько небольших столкновений, после чего 9 октября 1936 г. Мзиликази послал армию из 5000 воинов для нападения на буров. 16 октября 1836 года недалеко от современного города Хейльброн в ЮАР произошла Битва при Вегкопе. Войска Мзиликази окружили лагерь треккеров, представляющий собой круговую оборону из соединенных между собой повозок, свободное пространство между которыми было заполнено ветвями колючего кустарника. Лагерь обороняло всего 35 человек, вооруженных ружьями. Не смотря на численное превосходство ндебелов, штурм позиций поселенцев оказался провален. Ружейный огонь, от которого у ндебеле не было защиты деморализовал их, вынудив отступить. Мзиликази потерял 184 человека убитыми при 2 погибших бурах. Успехом лишь стала кража скота колонистов[109]. Инициатива перешла к бурам.
"Великий трек" буров
Предводители отрядов фуртреккеров Х. Потгитер, П. Уйс и Г. Мариц организовали два карательных рейда. Первый из них «Атака на Мосега» привел к разграблению поселения в Мосеге, гибели 400 ндебеле и изъятию 7000 голов скота. Второй удар «Атака на Капайн» стал настоящей катастрофой. Мзиликази, потеряв около 3000 человек, был вынужден бежать на территорию современного Зимбабве[110].
Под властью Мзиликази оставалось около 10 тысяч человек, включая женщин, стариков и детей. Тем не менее этих сил хватило, чтобы сокрушить разрозненные остатки бывшей Империи Розви. Примерно в 1840 году Мзиликази основал передвижную столицу, которую назвал Матлокотлоке в районе Булавайо-Иньяти.
Район в радиусе примерно пятидесяти миль от современного Булавайо был полностью заселен ндебеле, но само государство Мзиликази было гораздо шире. Племена на юге и западе от Булавайо, находились в прямой зависимости от матабелов. Восточное и северо-восточное плато, где жили шона, подвергались непрерывным набегам, а местные племена нередко становились данниками Мзиликази. Поэтому, ндебеле считали земли шона как минимум своей сферой влияния, что станет одной из причин будущего конфликта с британскими колонистами. Сын Мзиликази – Лобенгула относил к своим – земли шона до рек Саби и Хуньяни.
Рейды ндебеле к шона, не были просто резней с грабежом, как одно время считала британская историография, изображая ндебеле кровожадными разбойниками и поработителями[111], у агрессоров была определенная цель, будь то принуждение к вассальной присяге или кара за неуплату дани. В королевстве ндебеле была построена четкая система данников, суровая, жестокая и, без сомнения, вызывающая горькое негодование, чем-то похожая на рэкет американской мафии для «защиты». Если дань была не уплачена, либо уплачена меньше положенного, следовали жесткие карательные меры. Но это не та мрачная картина вечной резни, нарисованная ранними европейскими историками[112].
В первые годы существования государства ндебеле правитель Мзиликази стремился подчинить оставшиеся независимые правящие дома и династии Розви. Расширяя свои владения, ндебеле проявляли лояльность к религиозному культу Розви, постепенно сами становясь его частью. К 1850-м годам правление матабеле распространилось на долину Замбези, плато Мафунгавуци и Гокве, а местные вожди пополнили число данников Мзиликази[113].
В отличие от Мономотапы и Розви Королевство Ндебеле представляло собой жестко централизованную военную монархию, где главным занятием была война и скотоводство. На вершине социальной и военной иерархии находился король – инкоси, чья власть была абсолютной. Он владел всеми людьми, землей, скотом и слоновой костью, являлся верховным жрецом религиозного культа. В истории королевства было только два правителя ндебеле, но оба очень способные администраторы, люди с огромными способностями по любым стандартам[114]. В Королевстве Ндебеле существовало неравенство по национальному признаку. Те, кто в 1822 г. бежал вместе с Мзиликази от Чаки и их потомки, т. е. сами ндебеле, назывались Абезанцы. Затем шли Абенхла, представители племени сото, присоединившиеся к Мзиликази. В конце иерархии находились Амахоли, шона, завербованные в систему после прибытия Мзиликази в Родезию. Если человека из Абенхла при определенных заслугах могли поставить на ответственный пост, то к Амахоли обе касты относились свысока, с чувством превосходства. Главные командиры, индуны, почти всегда были Абезанси[115]. Рядовые мужчины ндебеле делились на 4 категории: мацеце – молодежь, не достигшая призывного возраста, которая пасла скот и проходила предварительное военное обучение; мачача – неженатые воины (разрешение жениться давалось лишь после того, как воин отличится в бою, – еще один пример зулусского наследия); мантото – женатые воины, т. е. уже доказавшие свою стойкость на поле битвы; индуны – военачальники, ближайшие советники и помощники инкоси[116]. Территория ндебеле была разделена на четыре провинции, каждая из которых подчинялась старшему индуне. Они, в свою очередь, были разделены на полковые части со строгой военной подготовкой. Сам полк (импи) состоял из 1000 воинов, всего армия к концу XIX века насчитывала по разным оценкам от 15000 до 20 000 человек[117].
Основными занятиями для матебеле, помимо войны и скотоводства, являлись ручное подсечно-огневое земледелие, обработка кожи, гончарное дело и деревообработка[118]. Как ни странно, ндебеле, считались одним из наиболее воинственных[119] и сильных племен на юге Африке[120], что они и продемонстрировали, довольно быстро сломив сопротивление шона. Почитание воинской доблести среди ндебеле прослеживается в их мифах, легендах, сказках и песнях[121], долгое время передающихся в устной традиции.
В 1852 году Британия неохотно подписала Договор о Конвенции Сэнд-Ривер, признавая независимость Южно-Африканской Республики (Трансвааль)[122]. Через два года 23 февраля британцы признали суверенитет Оранжевой республики или Оранжевого Свободного Государства[123].
Одним из первых международных решений Трансвааля была попытка разрядки отношений с Королевством Ндебеле. В 1853 году Мзиликази подписал договор с бурами; он согласился предоставить защиту путешественникам, иностранным торговцам и охотникам из Трансвааля до тех пор, пока они будут придерживаться признанного и хорошо охраняемого маршрута через перевал Мангве. Это был поворотный момент в истории ндебеле. С 1840 по 1853 год король проводил политику дипломатической изоляции. Теперь это закончилось не столько согласием, сколько благоразумным признанием непреодолимой военной угрозы. Несмотря на то, что буры могли уничтожить соседнее королевство, Трансвааль соблюдал правила сделки. Однако, это результат не честности, а неспокойной политической обстановки как внутри, так и на границах бурских государств[124].