Книга Теория порнографии. Цикл лекций по теории порнографии для обучающихся курсов «Экспертиза порнографии» - читать онлайн бесплатно, автор Дим Дмитриевич Темнюк. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория порнографии. Цикл лекций по теории порнографии для обучающихся курсов «Экспертиза порнографии»
Теория порнографии. Цикл лекций по теории порнографии для обучающихся курсов «Экспертиза порнографии»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория порнографии. Цикл лекций по теории порнографии для обучающихся курсов «Экспертиза порнографии»

Истинная цель одежды – подавить половой инстинкт, перед которым все равны, все братья и сестры, мужья и жены, дети-цветы. Отделяя одни гениталии от других, одежда превращается в орудие угнетения и порабощения одного человека другим. Вот этот рассудительный и строгий моралист среднего возраста, не скинет ли он под покровом ночи вместе с очками и носками и свою отменную мораль, чтобы попытать себя на поприще самой разухабистой порнографии? Пусть покажет молодой женушке, каким его на самом деле создал Бог, а она подумает лишний раз, не обманула ли ее однажды днем – одежда цивилизованного человека?

У порнографии особые счеты с ее мнимой попутчицей – меньшевичкой и соглашательницей Эротикой. Ну что за двусмысленные компромиссы – изображать из себя одновременно и одетую и раздетую, в душе чистую и возвышенную, но готовую разок-другой оступиться? Сколько понаписано статей, чтобы определить, чем отличается эротика от порнографии, и ведь толкового критерия никто так и не предложил. Нет бы сказать откровенно: эротика – это просто нечестная порнография. /231/


Мнения производителей художественных гей-порнофильмов


Порнография, как уже отметил К. Разлогов /32/, вообще переживала свой ренессанс во фривольные 60-е и 70-е гг. Как говорит порнозвезда Рон Джереми /284/, «популярность помогла порно сделаться легитимной. И это правильно: любой бизнес, приносящий доходы в миллиарды долларов, должен находиться в рамках закона. Люди делают деньги, и правительство получает с этого налоги… […] Когда все это было запрещено и снималось подпольно, мы постоянно терпели убытки. По моим ощущениям, мы всегда были вполне в рамках закона, – особенно в Нью-Йорке, в Калифорнии же было сложнее – там был этот ужасный закон, запрещающий нашу деятельность. В Нью-Йорке тоже был подобный, но он распространялся сугубо на гомосексуалистов…» Действительно, на фоне тотального расцвета порноиндустрии с так называемым «традиционным» сексом изгоем, пожалуй, оставалось только гей-порно /103/, которое было незаконным – не снимать, не распространять, не тиражировать и не рекламировать, мужская порнография запрещалась федеральными властями США, подвергая нарушителей запрета арестам за распространение непристойных выражений и порнографии. «Ягуар Студиос», основанная в 1971 году, была одним из самых первых производителей гей-порно, которая перешла от коротких «луп-фильмов» (состоящих обычно только из сексуальных сцен без диалогов и сюжетных линий) к настоящему художественному жанру. [Эти коротенькие фильмы также именовались smokers, а во Франции cinema cochon, а демонстрировались в борделях /669/]

По словам Мура /103/, одного из основателей студии, идея создания компании по выпуску художественного жесткого порно выглядела «очень новаторской». «Взрослые кинотеатры всё ещё крутили 8-миллиметровые «лупы», – говорит Мур, – а мы стали делать высококачественные полнометражки, с актёрской игрой и диалогами. В связи с тем, что их показывали публично, возникли проблемы с законом и обществом. А по закону все художественные полнометражки должны были иметь социально-значимую ценность. Маркировка же иксами только входила в употребление, и проникающий секс ещё только начинал своё шествие по экранам. А жанр гей-эротики вообще был абсолютно неизвестен».

По словам другого основателя студии, Найтса /103/, «делать полнометражку – это такой кайф. Секс здесь вторичен. Мы не снимали именно порнофильмы. Если вы посмотрите их повнимательнее, то поймёте, что мы занимались этим, чтобы рассказать интересную историю, с диалогами и – игрой актёров, которая замешана на сексе. Иначе нам бы просто не заплатили, если бы в фильме осталась только художественная сторона! Наши фильмы делались по голливудскому стандарту. Оборудование, натура и специалисты – всё было самое лучшее, – говорит Найтс. – Только артисты были любовниками, что добавляло некий шарм в их игру. Писались специальные сценарии. Зрители со слезами на глазах выходили из кинотеатра». «Люди быстро устают от видеоряда. По правде говоря, думаю, что смотрибельность достигла своего пика, настаёт черёд уделить внимание звуку, в особенности сценарию и диалогам», – дополняет его Мур /103/.

Помимо Найта и Мура в жанре художественного гей-порно работали не только маститые режиссеры гей-порно (Жан Даниел Кадино (Jean Daniel Cadinot) из Франции (Париж); Кристэн Бъорн (Kristen Bjorn) из США (г.Маями, штат Флорида)), но и режиссёры «традиционного» порно, например, Майкл Нинн (Michael Ninn), который ради экономии даже умудрялся совмещать съемки (одни и те же загримированные под горгулий парни совокупляются с девушкой из Latex и юношами из Night Walk /252, 287/).

Парижский режиссер Жан Даниэль Кадино, основатель французской студии по производству художественных гей-порнофильмов /293/, снял более 50 лент по собственным сценариям. В феврале 2004 г. он отметил свое 60-летие. Ему не приходится ломать голову в поисках новых молодых исполнителей для своих фильмов. – «В течение 15 лет актеры приходили ко мне благодаря устной рекламе, ныне я ежегодно получаю не менее двух тысяч писем от парней со всего света, которые хотят сниматься в моих фильмах», – говорил в 1994 г. журналу «Magnus» Кадино.

На создание каждого фильма у маэстро уходит много времени. Подготовка к «Неслыханному опыту» (L'experience inedite/Unheared Experience, 1994) длилась три года. В отличие от США, где порнофильм снимается за три недели, Кадино не торопился. Съемки «Неслыханного опыта» тянулись более года. «Я работаю над несколькими фильмами одновременно». Каждый фильм – это единство сценария, музыки и диалогов, которые должны быть в одном ключе. «Я снимаю только такие фильмы, которые сам охотно смотрю. Я свободный человек».

Кадино много беседовал с исполнителями об их фантазиях, фотографировал их и знакомил актеров друг с другом. «Взаимное чувство между парнями, играющими совместно, имеет важное значение». Для съемок они отправлялись в студию, расположенную в 50-ти километрах от Парижа. Кадино и исполнители совместно ставили декорации и перед началом съемок обсуждали эпизоды фильма. За несколько дней до этого парни возбуждали себя, расслаблялись, подбирались друг к другу, давали ход своим фантазиям, чтобы почувствовать взаимное желание. «Во время самого действия я как спортивный репортер: документирую, что происходит». Всего с одной камерой. По ходу действия он больше не вмешивался; парни делали то, что им доставляло удовольствие. Если у кого-то пропадает желание, тотчас в дело вступал другой, которого происходящая сцена как раз возбудила.

«Я делаю кино мечты, а не просветительские фильмы, – говорит Кадино. – В своих фильмах я занимаюсь чем-то вроде психоанализа». Его личные проблемы, связанные с церковью, семьей и властью, отражались в его фильмах. С помощью эротики зрители должны были освободиться от унаследованных нравственных представлений. «Я открываю перед ними дверь, через которую они могут увидеть свою сексуальную свободу… Я нашел универсальный язык, язык секса, причем вовсе не примитивный… Я одержим сексом». Из 17 гомоэротических фотоальбомов по всему миру до 1994 г. распродано свыше 250 тыс. экземпляров.

…«Я очень медленно открывал для себя жесткий секс. Он начинает меня возбуждать». Однако первое приближение к этой секспрактике состоялось уже в 1978 г., когда он еще под псевдонимом Тони Дарк отснял фильм «Атака». В «Элитном корпусе» (Corps d'elite/The Elite Corps, 1993) эта тема предстала во всей широте. «Общество заряжено насилием», – считает Кадино. Почему же это не должно находить отражение в его фильмах? Кроме того, замечает маэстро, в «Элитном корпусе», он, наконец, сорвал маску авторитета с полиции в сцене, где один из полицейских сидит перед огромной массой кокаина и нюхает, нюхает…

Где же лежат для него границы «табу». Немногословный ответ: «Границы для меня – французские законы». Во Франции приходится лавировать с учетом того, что напрямую не запрещено, но что общество не приемлет. Поэтому его фильмы всегда оставались на грани законности.


Мнения художников


Художник Анатолий Рафаилович Брусиловский, который с начала семидесятых годов XX века занимается эротической темой в изобразительной искусстве, на вопрос, как определить границу между эротикой и порнографией, между искусством и заурядной пошлостью, ответил: «Мне представляется, что такой границы не существует. Вернее, она есть, но каждый носит ее в себе. Если ты в душе любитель порнографии, – так она повсюду будет тебе чудиться. А если чувство прекрасного в человеке развито, как это полагается, – он сам отличит истинное от мнимого». /96/

Говоря о бельгийской еврейской художнице Жюстин Франк (1900-1943), творившей в первой половине XX в. и эмигрировавшей в Израиль из Франции, феминистки и первой леди эротики в еврейском изобразительном искусстве, израильский художник-концептуалист Рои Розен, живший с 1986 по 1997 годы в Нью-Йорке, употребил слово порнография. В связи с этим Маша Хинич /279/ спрашивает его: «Может, стоит использовать более легкое – «эротика»?» На что Розен сказал: «Я занимался историей порнографии и не нахожу ничего стыдного в этом слове, бывшего во времена маркиза де Сада вполне легитимным. Кстати, надо договориться о терминах той или иной эпохи – в свое время «Олимпию» Мане также считали порнографией, поскольку она не соответствовала тогдашним художественным канонам. Работы Жюстин Франк – это именно порнографические, с моей точки зрения, работы, а не эротические, так что можно сказать, что она – первый еврейский порнограф – образ, родившийся из сценария, из моих набросков-рисунков для неснятого фильма [Розен написал от имени Жюстин порнографический роман «Сладкий пот» – нечто сюрреалистическое в духе маркиза де Сада, увиденное глазами еврейской девочки, – прим. автора. – Сам Розен пытается бороться с некими проблемами и стигмами, переводя порнографию в иконографию.].

Американская художница Джойс Козлофф /296/, знаменитая своими откровенными картинами, говорит: «Если Пикассо изображает половой акт, это называется искусством, если неизвестный художник изобразит то же самое, это назовут порнографией и непременно запретят».

Историк по образованию, экономист по роду деятельности, Андрей Поляков занимается живописью уже более 15 лет, говорит /532/: «На мой взгляд, особой разницы между мужским ню и гей-картиной нет – все зависит от степени откровенности изображения, на гей-картинах откровенность на порядок выше… Мужскую натуру сложнее изображать и в живописи и в фото – более рельефная фактура тела, переходы светотени. Трудность есть и в определенной закомплексованности моделей и к своему телу и к мнению общества. Срабатывают некие стереотипы, что это занятие не для мужчин. При этом, «натуралы» так не считают и позируют охотнее».

Похоже, что в Британской Колумбии высокое искусство находится в загоне – обнаженная статуя носильщика, окруженного чемоданами, и установленная рядом с озером курортного города Пентиктон, была принята местными жителями в штыки, сообщило Rol.Ru /533/. Вандалы полностью оттяпали пенис статуи: «У меня такое ощущение, что меня подвергли цензуре. До этого случая меня никто не критиковал, поэтому я не мог понять что правильно, а что нет, – пожаловался скульптор Майкл Хемеш. – Кто-то мне сказал: «Чего ты ожидал, поставив статую обнаженного мужчины в нашем городе?». Это все равно, что сказать изнасилованной женщине, чего ты ожидала, надев мини-юбку?!. Людей раздражает, когда кто-то чувствует себя свободным и творит, не слушая чужого мнения. И что теперь делать свободным художникам? Создавать никого не оскорбляющие произведения, ставить забор и нанимать охрану?!».

Во фригидной викторианской Англии писатель и художник Дэвид Герберт Лоуренс пишет целое эссе «Порнография и непристойность» /546/, в котором различает (а по сути путает) порнографию (видимо имея в виду «церковную» или «викторианскую» эротику, – термины введены мною, сам Лоуренс называет это «слегка непристойностью» /546, с. 54/), непристойность (под которой понимает нецензурные выражения) и «порнографию в полном смысле этого слова» («настоящую порнографию», под которой подразумевает сальную скабрезность и буквальную грязь в виде «фекального потока»). Но в связи с тем, что Лоуренс, как писатель, напрямую не связывает порнографию с «вульгарно-натуралистическим изображением половых органов», я предпочёл разместить его высказывания как писателя в разделах «эротическое: эротика или порнография?» и «непристойности и порнография».

Но Лоуренс был не только писателем, но и художником. В этом качестве я и даю ему здесь слово /546/: «Увы, пока что общественное мнение пребывает в полной растерянности на сей счет – растерянности, доходящей до идиотизма. Когда на выставку моих картин нагрянули полицейские, они не имели ни малейшего представления, какие полотна им надлежит изымать. Поэтому они унесли все картины, где есть хоть малейший намек на наличие у мужчин или женщин наружных половых органов. Их не интересовал ни сюжет, ни тем более смысл картин, и они, эти тонкие ценители искусства в полицейских мундирах, готовы были разрешить все, что угодно, за исключением изображения на полотнах хотя бы фрагмента человеческого «срама». Вот вам общественное мнение в лице полицейских. Стоило бы нанести пару мазков на сомнительные места – особенно зеленого цвета, чтобы они хоть как-то напоминали фиговый листок, – и «общественное мнение» было бы вполне удовлетворено.

Этому нельзя придумать никакого другого названия – и я вынужден здесь повториться, – чем полный идиотизм. Если в ближайшее время не будет положен конец чудовищной лжи о незапятнанной чистоте и всем этим маленьким грязным секретам, то наше общество и в самом деле превратиться в коллективного идиота, причем идиота крайне опасного. Ибо общество состоит из индивидуумов, а каждый индивидуум наделен полом и вся его жизнь вращается вокруг секса. Если же ложь о незапятнанной чистоте и маленькие грязные секреты загонят каждого индивидуума в порочный круг мастурбационной самопогруженности и самоизоляции и будут держать его там, тогда наше общество и в самом деле впадет в состояние полного идиотизма. Ибо мастурбационная самопогруженность делает людей идиотами. Хотя, с другой стороны, если все мы станем полными идиотами, то мы этого попросту не заметим. Да храни нас Господь от такого!»

Александр Лепешкин, художник, как-то задался вопросом: «Может ли существовать порнография как искусство? При прижившемся уже разграничении порнографии и эротики…»

Ему ответил коллеги.

Егор Городецкий, соредактор журнала «Риск»: «Во всяком случае, порнография – это сфера порождения большого количества значимых для культуры образов. Теоретику культуры и искусства порнография может быть крайне интересна вот в каком отношении. Порнография – это уникальная сфера культурной деятельности, в которой сегодня, в наше – не будем говорить, какое – время активно действует канон. Как в иконописи. Партнер должен обязательно кончить, причем визуально-наглядно. Обязательно должен пройти определенный набор поз. И так далее. Есть канонические элементы, которые – в рамках данного жанра (а деление на жанры тоже строгое: подростковая, садо-мазохистская и т. д.) – неустранимы. Кстати, не только визуальные: столь же каноничны звуки, которые издают – э-э – персонажи, да и весь саунд-трек. И благодаря тому, что каноны в этом пространстве есть, – это единственное, может быть, пространство, где их можно ломать. В других сферах – в искусстве, например, – они уже сломаны».

Николай Гребенкин, художественный критик: «Вот только будет ли эта порнография со сломанными канонами покупаться… Не станет ли как раз в этот момент слома порнография – искусством?»

Дмитрий Кузьмин, соредактор журнала «Риск»: «…порнография ведь потому и покупается, что ее канон соответствует бытующему в общественном сознании мифу о сексуальности, и тут шаг вправо – шаг влево – считается побегом. Конечно, можно и трансформировать этот миф целенаправленно, в том числе через изменение порно-канона, но это потребовало бы, вероятно, довольно серьезных вложений, – вряд ли кто-нибудь будет этим заниматься. Стало быть, при попытке слома канонов порнография будет разделяться на коммерческую и некоммерческую…» /105/.


Мнение порнохудожника


Том оф Финланд (Тоуко Лааксонен) (1920-1991) /284/: «Моё искусство порнографично. Порнография стимулирует сексуальное чувство людей. Я это всегда осознавал. Мои мотивы стоят более низко чем подлинное искусство. […] Если при рисовании у меня не встаёт, то я заранее знаю, что этот рисунок будет скучным и для моего зрителя». И не смотря на то, что работы этого художника долгое время продавались лишь в секс-шопах, сейчас они по праву признаны искусством. Сейчас ранние работы Тома, которые в конце 70-х он продавал по 350 долларов, стоят больше 12 тысяч. /444/

Тем не менее, находятся и такие, кто по сей день сравнивает творчество Тома с туалетной графикой, например художник-модернист Вадим Валов. /290/


Мнение фотохудожника


На вопрос: «В чём различие между изобразительным искусством, эротикой и порнографией?», американский фотохудожник Луи ЛаСалле (Louis LaSalle) /248/ ответил так.

«На мой взгляд, всё сводится к трём вещам. Цель (намерение). Манера исполнения. Мастерство исполнения.

Итак, цель. […] По-моему , искусство в намерении. […] Если цель – создать что-то красивое, вызывающее значимую эмоциональную реакцию, то независимо от качества исполнения, – это искусство. Если же цель – исключительно пробудить похотливый интерес (похоть), тогда это порнография.

Конечно, есть серая область. Желание – это естественная эмоциональная реакция. Эротика законно вливается в область искусства, порнография – нет. Которая также приводит нас к манере исполнения. Именно различие в манере исполнения кроется в сближении искусства и порнографии. Эрос обычно намекает. Тень и свет. Нереальная выраженность. Тем не менее, секс и половые акты могут быть предметом исследования художественного произведения, и их описание не делает какое-либо произведение частью порнографии. Пока вы приближаетесь к теме с уважением и эмоциональной честностью, вы сможете достичь художественного замысла. Если вы небрежны, непочтительны или эмоционально лицемерны, – тогда это невозможно.

Мастерство исполнения. Случается, что в исполнительском мастерстве ты терпишь только неудачи. Как правило, тогда ты даже не пытаешься увидеть отснятые работы. И у меня были такие работы. Плохой свет, ракурс, что-то ещё. Это не искусство. Порой, из-за плохого исполнения я рассматривал часть своей работы не иначе как порнографию – и вы её не увидите! Для меня процесс фотографирования мужского телосложения является обоюдным. Мне повезло работать с моделями, которые представляют эстетическое воплощение того, каким может стать человеческое тело. Они художники по их собственному праву, кто благодаря годам тяжёлой работы и дисциплине вылепил из своих тел живые скульптуры. Они также и артисты, которые по команде превращаются в бесчисленных героев нашего воображения».

«Почему творения интеллекта – книги, картины, другие формы «искусства» можно достойно демонстрировать, выставлять напоказ, а тело – нет? Я потратил часы, дни, месяцы, годы на книгу. Я хочу, чтобы ее приняли, любили, хвалили, чтобы ею восхищались, искали ее. Но чем мое тело хуже? Я также потратил на него часы», – присоединяется к мнению ЛаСалле американский писатель Джон Речи /266/, требуя, чтобы к его телу относились как к произведению искусства.


Мнение о фотохудожнике


В начале 2005 г. эпидемия выставок Мэпплторпа наконец достигла и Москвы /542/. Почти одновременно с «диетическим» вариантом в Московском доме фотографии галерея Stella открыла выставку, где все, кроме фотографий цветов, было предназначено исключительно детям после 16, – пишет аноним Ф. Б. /542/: садо-мазо и обнаженные члены во всех видах и ракурсах. Работы, бывшие постоянным источником скандала […] Чуть больше полусотни снимков были выставлены в черных-черных комнатах – гений фотографии и эпатажа сам жил в такой же обстановке. […] Он умел облекать дерзость в безупречные формы и проговаривать непристойности с совершенно невозмутимым видом. Превратив порнографию в высокое искусство, а откровенную гомосексуальность в фирменный стиль, Мэпплторп совершил переворот в фотографии. Множество выставок и книг при жизни и после смерти – свидетельство невероятной популярности.

Огромное наследие трудолюбивого художника позволяет делать разный выбор – у каждого куратора свой Мэпплторп. У галереи Stella брутальный и нахальный – такого не видели, наверное, только в Москве, удаленнейших провинциях и жестоких нравами странах Востока.

Пока Московский дом фотографии показал произведения Мэпплторпа, выбранные по родству классической традиции, галерея Stella привезла те самые фотографии, за которые боготворили и стыдили, из-за которых выставки организовывали и закрывали. Из трех портфолио, дополненных дюжиной снимков «на продажу», одно – целиком цветочное. На других черные и белые эффектно обнаженные мужики, у тех, что в одежде, члены вываливаются из брюк, много масок, кнутов и прочих интересных вещей. Взгляд эстета задерживает гармония нежных серебряных оттенков. В утешение людям с предрассудками – роскошные фирменные цветы Мэпплторпа, которые, впрочем, многие считают тоже довольно непристойными (по меньшей мере, чрезмерно чувственными), и трагический автопортрет, сделанный за год до смерти.


Мнение физика-фотохудожника


В 1987 г. ленинградская прокуратура предъявила обвинение в изготовлении порнографии профессору доктору физико-математических наук А.А. Кухарскому [дворянину по происхождению].

Вот что он рассказывал о своей коллекции Л.С. Клейну /407/.

Кухарский: История моей коллекции имеет более 25 лет от роду. Я имел очень много сексуальных связей в своей жизни и, проснувшись как-то поутру, понял, что не могу вспомнить некоторых своих партнеров. С тех пор я и стал для памяти фотографировать своих приятелей, да и приятельниц и просто случайных знакомых. […] Иногда акт фотографирования предшествует любовной игре, иногда следует за ней, но делать это доставляет мне удовольствие всегда.

Клейн: Какое значение имело чувство творца, создающего красоту с эротической аурой?

Кухарский: Несомненно такое чувство творца при этом присутствовало. Это Вы очень точно сформулировали: я старался творить красоту с эротической аурой.

Клейн: Считаете ли Вы свою коллекцию порнографической?

Кухарский: Ни в коем случае. Моя коллекция носит исключительно эротический, а не порнографический характер, что, кстати говоря, было официально признано десять лет тому назад еще советским судом на спровоцированном против меня процессе. В результате вся коллекция мне возвращена.

Клейн: Где вообще положить различие между эротикой и порнографией?

Кухарский: Порнографией можно считать описание или изображение реального полового акта с фиксацией внимания на половых органах, а эротика – это лишь его имитация.

Клейн: В медицинских учебниках (например, у Рубина или Рейбена) можно встретить утверждения, что в 95 % подобные изображения имеют утилитарную цель: владелец держит их для возбуждения при онанировании. Для «сеанса», как говорят зеки. Такие держатели, конечно, бывают, но мне кажется, такое использование очень ограничено – зеки, иногда подростки. Ваше мнение?

Кухарский: Я никогда не использую свою коллекцию для «сеанса», как Вы говорите.

Клейн: Как относились сами молодые люди к тому, что Вы их снимаете обнаженными, иногда даже в состоянии эрекции? Они ведь должны были представлять себе опасность, что слайды могут попасть на глаза другим людям, возможно даже отнюдь не доброжелательным? Что их побуждало позировать? Сладость эксгибиционизма? Желание запечатлеть себя в полной красе своей юности, которая скоро уйдет? Новизна ощущений?

Кухарский: Я думаю, что мои модели хотели быть запечатленными именно в полной красе молодости, да и новизна ощущений играла свою роль.

Клейн: Пытались ли Вы отыскать других подобных коллекционеров, как-то связаться с ними, наладить обмен?

Кухарский: Обмен исключается, так как моя коллекция имеет исключительно личный подтекст и вне меня теряет свой смысл.

Клейн: Размышляли ли Вы о фотографии этого рода как об искусстве? Изучали ли опыт таких фотографов как Глёден, Гальди, Плюшов, Мэпплторп, Фалокко и другие? Ведь Ваши слайды несколько однообразны – юноши стоят или сидят на одинаковом фоне, в схожих позах, на одном и том же расстоянии от фотоаппарата.

Кухарский: Я интересовался опытом других фотографов, но обычно следовал своей интуиции. Конечно, есть определенные издержки. Технические средства ограничены: та же (далеко не лучшая) аппаратура, та же комната, то же освещение. Не студия же в конце концов.