– Старшина роты, ко мне!
– Старшина тридцать второй «аз» роты, главный корабельный старшина…!
– Старшина, что это за гробовые тапочки у Вас на ногах? Не пререкаться! Доложите начальнику факультета и командиру роты, что за нарушение формы одежды я даю Вам трое суток ареста на гарнизонной гауптвахте! Что нужно ответить?
– Есть трое суток ареста! – у Гены было шоковое, почти обморочное состояние, что растерянно даже попытался "козырнуть".
– К «пустой» голове руку не прикладывают! Ведите роту в расположение обратно! – скомандовал старший офицер.
Вот это был удар "под дых" или "ниже пояса"! Такого оборота даже мы не ожидали?! Ситуация значительно улучшилась. Теперь мы совершали легкую пробежку и добежав до площадки, делали зарядку – разминку. И так продолжалось до середины октября, пока мы не отправились в свой первый заграничный поход – в демократическую Германию, которой в те дни исполнилось тридцать пять лет! Следует отметить, что для девятнадцатилетних парней этот поход был сродни невероятным приключениям, памятуя о том времени – начале восьмидесятых, а именно к тысяча девятьсот восемьдесят третьему году! Это теперь можно без видимых проблем объехать полмира, а тогда…? Впрочем, начнем все по порядку!
По прибытию в славный город Кронштадт, в расположение отряда учебных кораблей, мы нежданно негаданно оказались свидетелями весьма драматического события – опознание двух негодяев, совершивших изнасилование девочки – подростка лет десяти или одиннадцати!? Представьте себе огромный строевой плац, на котором в четыре шеренги выстроены пару тысяч матросов! Вдоль строя офицер ведет за ручку пострадавшего ребенка, которая очень внимательно вглядывается в напряженные и взволнованные от всего происходящего лица молодых моряков. Мы тоже не избежали этой печальной процедуры опознания, хотя только что приехали и никаким образом не могли совершить это дикое преступление. Прямо таки сцена из "Оптимистической трагедии" со старушкой и дерюжкой, да и в случае обнаружения негодяев, полагаю, что их ждала такая же печальная участь. А если бы девочка ошиблась? Впрочем, ребенок не указал ни на кого из присутствующих тогда на пирсе. Негодяев обнаружили на танкере обеспечения вспомогательного флота, который заправлял корабли водой и топливом. Подонки просто носили тельняшки, робу и бушлаты, хотя и были «гражданскими». Да и было им по шестнадцать–семнадцать лет. Но ведь всем известно, что "моряк ребенка не обидит"! Эта аксиома, как известно не требующая доказательств, что и впоследствии так и подтвердилась! На этом печальные события и закончились, а продолжились только веселые…!
К корабельному распорядку мы еще не успели привыкнуть, так как в училище послеобеденный перерыв очень короткий, в отличие от корабельного "адмиральского часа". Не успели еще «отгреметь» ложки в столовой команды, как тут же «прошла» команда «по-низам»: " Швартовой группе построиться, ют – правый борт! По местам стоять, корабль с правого борта принимать!" Мы высыпали на верхнюю палубу, благо что был один из последних теплых солнечных октябрьских деньков. И настроение было подстать погоде – прекрасное! Базовый тральщик, выйдя из ремонта, швартовался по правому борту к свободной стенке. Но этот относительно простой маневр у небольшого по флотским меркам кораблика не особенно и получался. И прежде всего «благодаря» неумелым действиям боцмана тральщика – молодого мичмана, которые вызывали только смех у всех присутствующих участников и многочисленных зрителей. Самого же виновника торжества тот гомерический хохот только злил, и это приводило к еще большим «ляпам» боцмана. В правой руке он держал пистолет для подачи швартового линя, в левой – «матюкальник». Однако последним приспособлением не пользовался, а полагался исключительно на силу голосовых связок, от чего уже порядком охрип. Но беда была именно в том, что своей правой рукой он никак не мог дострелять линь на причал, а если конец и долетал до стенки, то под действием силы тяжести оказывался снова в воде. Наконец, после нескольких неудачных попыток, швартовой группе все же удалось завести один конец на носовой кнехт, на кормовом же конце линь был еще короче… Зрители смеялись и улюлюкали этому "бесплатному цирку на воде". Один из матросов с борта крикнул, чтобы подтянули корабль ближе к стенке за носовой конец, а уж затем завели кормовой конец. Совет, в общем-то, был дельным, но реакция боцмана на него просто уморила всех со смеху! Он поднес к губам доселе ненужный мегафон и громко крикнул советчику:
– "Пошел на х…, мальчик! Папу своего будешь учить еба…ся!"
Швартовая группа, уже успевшая ухватить брошенный удачно линь, попадали на причал и стали просто кататься по нему от хохота, не в силах разогнуться. Однако, к их чести, конец из рук уже не выпустили, и вскоре тральщик благополучно был пришвартован к пирсу! На этом, собственно, представление кончилось, впрочем, как и «адмиральский» час. Но видно, что это еще не сказка, а присказка! Сказка будет впереди! Флотский порядок подразумевает послеобеденное построение (по окончанию адмиральского часа) и развод на работы или занятия. Вот и мы собирались посетить подлодку шестьсот сорок первого «буки» проекта, находящуюся в доке судоремонтного завода. И так как пришлось бы идти через город, то одеться следовало по "первому сроку". Мы с Юркой оделись заранее, а посему находились на верхней палубе и стали свидетелями очередного " циркового действа". На верхнюю палубу тральщика из «низов» вылез «качек» с небрежно наброшенным на широкие плечи бушлатом с «лычками» старшины второй статьи. Следом, полусогнувшись, появился молодой «карась», неся в руках перед собой полутора пудовую гирю. Поставив свою ношу рядом со старшиной, он снова нырнул вниз и вынес вторую гирю. Скинув небрежно бушлат на визирную колонку и оставшись в одной лишь полосатой маечке, старшина размялся немного и взял обе гири на «пупок». Раз-два, раз-два! Гири то попеременно, то вместе взлетали вверх. Раз… и левая рука предательски задрожала!? Бац!!! И гиря с грохотом покатилась по фанерной палубе тральщика! раздался неприятный треск по всему маленькому кораблику.
– …прекрати сейчас же! – закричал мгновенно появившийся на «верху» боцман.
– Замолчи, сундук, не ори так! Эй, Пупкин, занеси в «низа» гири"! Я на вахту!
Старшина снова небрежно накинул на плечи бушлат и отправился на корму. Где-то внизу кричал боцман:
– Пупкин! Почему паелы в машине не надраены?! Что это за ржавый болт торчит? Где у него гайка? Чтобы все тут блестело, и гайку закрути! Ясно?
– Так точно, товарищ мичман!
Мы уже стали спускаться по трапу на пирс, когда с тральщика выбежал «карась» и побежал в сторону стоящей неподалеку плавмастерской. Навстречу ему вальяжной походкой шел по причалу старший лейтенант.
– Куда собрался, Пупкин? – спросил офицер.
– Товарищ мичман отправили в мастерскую, за гайкой, товарищ командир! – козырнув, ответил матрос.
– Давай беги, но только быстро назад! – ответил офицер и направился к тральщику.
Облокотившись на кормовую пушку, старшина вдруг выпрямился и заорал во все горло:
– Смирно!
Взбежав быстро по трапу и отсалютовав приветствие флагу, командир корабля ответил:
– Вольно!
– Товарищ командир! Ну когда на «ДМБ» уйду? – даже как-то жалобно заскулил вахтенный.
– Успеешь…! На «ноябрьские» дома с девками будешь встречать! А пока готовь молодых!?
Сказав это, офицер отправился в ходовую рубку тральщика. На этом первое знакомство с «соседями» и первое «цирковое» действие и закончилось.
Почему именно мы с Юркой раньше всех переоделись в «чистое»? Да потому, что нас об этом персонально «предупредил» наш командир Афанас. Мы были дневальными и, если честно, не на какую экскурсию не собирались. Но наш командир роты настоял, чтобы и мы отправились на осмотр лодки, так как "будучи командиром аналогичной по проекту подлодки и находясь на боевой службе в Средиземном море, Афанас сумел потушить возникший на борту пожар, привести раненный корабль в базу и при этом не потерять никого из экипажа"!? Этот подвиг был отмечен орденом Красной звезды, который капитан второго ранга Афанасьев носил на правой груди, а чуть выше располагалась командирская "лодочка со звездой" – знак принадлежности к флотской элите! Именно таким вот командирам Владимир Высоцкий и посветил свою знаменитую песню "Спасите наши души…». А посему, так как мы с Юркой являемся " отпетыми разгильдяями и раздал баями, то нам будет крайне полезно полазить по лодке и прочувствовать всю меру ответственности и тяжести флотской службы…" Я уже раньше бывал в Кронштадте. Мне нравится этот опрятный и в меру чопорный городок! Майской весной и «бабьей» осенью, покрывшись яркими нарядами природы Кронштадт особенно красив и даже чуть-чуть поэтичен!
Подводная лодка, будто огромный кит, оказавшийся выброшенным на сушу, «оправдала» наши худшие опасения. Кажется невероятным то, что в таких "ф. скотских" условиях люди способны находиться месяцами и под водой?! Но особенно, как я уже отмечал выше, меня больше всего поразила четырех местная коморка – офицерская каюта с тремя лежаками-"люлями"?! На мой «глупый» вопрос по поводу неправильной арифметики механик ехидно ухмыльнулся и ответил, что один, мол, "всегда на вахте!" Вот это аргумент! Быстро осмотрев корабль и "выразив свое восхищение и благодарность за предоставленную экскурсию", мы оставшееся до ужина время погуляли по городу и вернулись на «Перекоп». На этом наш первый походный день собственно и закончился. С утра началась лихорадочная пред походная подготовка сродни переезду или новоселью. Казалось, что часы ожидания отъезда тянутся крайне медленно: "… как ждет любовник молодой минуты верного свидания". Примерно в полдень снова прозвучала команда по кораблю: " Швартовой группе построиться на пирсе! По местам стоять – корабль с правого борта отдавать!" Нужно отметить, что Балтика до сих пор нашпигована различными минами и боеприпасами, оставшимися в «наследство» от трех войн, точно суп с фрикадельками?! Так что у тральщиков всегда полно очень нужной, но крайне опасной работы. Вот почему их и делают из многослойной водостойкой фанеры?! Не броня, конечно, но «пропалывать» многочисленные минные поля как-то безопаснее. Итак, тральщик отправлялся на первое после ремонта боевое траление. Точно гигантские сверчки, засвиристели мощные дизеля и провернулись новенькие гребные винты кораблика. Быстро и ловко наши боцмана «отдали» швартовые «концы», и так же сноровисто старшина их принял и намотал на барабаны и закрепил петли на буксировочные кнехты.
– Левая – табань! правая – малый вперед! – скомандовал командир тральщика. Кораблик вздрогнул, словно гигантский тюлень или морской лев, как-то нервно задрожал, но… остался топтаться на месте.
– Что за черт?! – удивился старлей и крикнул. – Боцман! Почему еще швартовые не убраны?
– Уже убраны, товарищ командир! – доложил мичман, все же подбежав на правый борт, чтобы еще раз лично в этом убедиться.
– Что за черт!? – выругался громко офицер и скомандовал. – Обе машины – малый вперед!
И снова тральщик вздрогнул, задрожал всем корпусом и… забуксовал на месте, беспомощно молотя под водой своими винтами. Мы отложили " в сторону" все свои дела и с интересом стали наблюдать второе представление цирка на воде – "Бой человека и машины или коррида по-флотски!"
– Мичман, что происходит? Что это такое?
– Не могу знать, товарищ командир! Может что-то с дизелями? – как-то неуверенно ответил мичман.
– А что с ними может быть? С ди-и-зел-ля-ми?! – даже с каким-то сарказмом ответил вопросом на «дурацкий» вопрос офицер и тут же скомандовал. – Обе машины – полный вперед!
Кораблик взревел дизелями, выпустив гигантское облако синего дыма, задрожал всем корпусом и рванулся с места… Раздался страшный треск и грохот!? Дым рассеялся, и… перед удивленными зрителями открылась картина сражения! В правом борту тральщика зияла огромная дыра и, казалось, что можно наблюдать «анатомическую» жизнь кораблика. Эдакая собачка Павлова! Часть же обшивки правого борта осталась висеть на стенке пирса на анкерном болте и старательно прикрученной на него гайке, отполированной до зеркального блеска! Зрители просто попадали от смеха на месте! Казалось, что даже злополучные гайка с болтом смеялись над незадачливыми мореходами, сверкая веселыми яркими солнечными зайчиками. И Море улыбалось вместе с нами своей ласковой и милой улыбкой! Я на секунду представил удивленные лица корабелов, когда они снова увидят злополучный тральщик в Петровском доке, сданный флоту всего лишь два дня назад?! И от этой мысли рассмеялся еще громче и задорнее! Конечно не до смеха и веселья было только экипажу тральщика. Но, как говорится, век живи и век учись! Не можешь учиться на чужих ошибках, учись, но своих!? Да и мы усвоили этот урок флотского разгильдяйства на всю оставшуюся Жизнь!
После обеда прибыли наши «пятаки» на соседнюю «Лугу». Для них это уже был второй заграничный поход. Первый был, кажется, то ли в Марокко, то ли в Алжир. Короче, им предстояло особое задание – секретное!? На следующее утро наконец-то мы вышли в море! Балтика, подобно желчной и склочной старухе, встретила нас не то чтобы неласково и даже не дружелюбно, а прямо таки враждебно. Штормовыми ветрами и ураганами! Маленькая «Луга», шедшая в кильватере, то взлетала на гребень огромной волны, то падала в пропасть морской пучины. Эдакая ныряющая подводная лодка!? Да и для «Перекопа» и его экипажа это было настоящим испытанием! И, к сожалению, не все вышли из него с честью!? Неимоверно трудно пришлось вахтенным и вестовым, особенно последним. Ведь балансировать, держа в руках горячие лагуны с супом и кашей, по то уходящей из-под ног, то вдруг набегающей на тебя палубе, крайне трудно даже цирковому акробату или эквилибристу, а тут…? Мне пришлось пройти это сложнейшее испытание только на третий и последний штормовой день нашего перехода. На удивление, но мы с Юркой даже очень легко пережили безумную качку, не испытав приступов «морской» болезни, в отличии от наших одноклассников. На четвертое утро нашего похода учебные корабли вошли в территориальные воды ГДР и встали на внешний рейд Варнемюнде – немецкой «Венеции»! На завтраке присутствовали из всего класса только мы с Юркой, да и за соседними столами было немного едоков!? Огромных усилий стоило нашему командиру поднять курс на большую приборку. Ведь просто стыдно входить в иностранный порт в таком жалком и плачевном виде!? Прямо перед обедом отшвартовались у стенки причала. Стоя в приветственном каре и торжественно отсалютовав, перед нами открылся вид Германии сказочной красоты! Что-то такое из Андерсена или братьев Гримм! Маленькие, одетые в гранитный панцирь, каналы с прозрачно-бирюзовой водой и плавающими белыми и черными лебедями, узкие каменные улочки с готическими домиками с дымовыми трубами, из которых вот-вот должны вылезти сказочные трубочисты или волшебники. Я был уже в Прибалтике, но эти первые впечатления от увиденной Германии существенно отличались от прибалтийских! Вот она – вожделенная заграница! Все здесь даже не особенное, просто другое, удивительное! Свежий морской воздух, чистая прозрачная вода у причалов и конечно люди-немцы! Немцев я привык воспринимать больше как врагов и по кинофильмам и по истории, потому-то и в школе стал учить английский, так как немецкий язык "больно резал" мой музыкальный слух! После кратенького инструктажа о поведении "строителя коммунизма" за границей мы отправились в город Росток на дизельной «электричке» из Варнемюнде. На вокзале, в ожидании пригородного поезда, встретили «позеленевших» от качки «пятаков» и ознакомились с автоматами по продаже сигарет и… презервативов!? Гениальное, нужно отметить, изобретение! Всего за десять пфеннигов (пять копеек) и столько восторгов! Небольшой, по европейским меркам, Росток очень понравился, особенно старинные готические улочки Ратушной площади и Собор, университетский комплекс пятнадцатого века и знаменитый фонтан… с писающими чугунными поросятами!? Но, несмотря на "дыханье старины глубокой", чувствовалось, что население городка очень молодое и спортивное! Множество спортивных сооружений, только плавательных бассейна было построено целых четыре, причем один из которых сделали специально с искусственной морской волной!? При населении города в четверть миллиона человек, на каждую тысячу жителей приходилось по одному олимпийскому чемпиону, причем, многие на тот момент были действующими!? Но, несмотря на столь впечатляющие успехи в области здорового образа жизни, нас манил в свои волшебные сети его Величество Порок, а точнее неуемное желание попробовать настоящего немецкого свежесваренного пива! И конечно, уговорить Сливу «опрокинуть» по кружечке пивка в баре не составило никакого труда. Тем более, что только что из бара вышли счастливые наши «пятаки», щедро делясь восторженными впечатлениями от дегустации немецкого хмельного напитка! Вместо зеленоватого корабельного налета на их лицах царствовал веселый здоровый румянец! Несмотря на относительно дешевые цены в восточной Германии и исходя из более чем скромного бюджета, мы заказали по порции сосисок и паре кружечек пива. Напротив нас очень даже нескромно расположился толстый красномордый немец лет пятидесяти или чуть старше. Такой точно мог еще воевать с нашими дедами или же состоять в "Гитлерюгенд"!? У нас в городе одна из улиц носит имя Героя Советского Союза Казакова. Вот такой «орел» из «Гитлерюгенд» с фаустпатроном зашел восьмого мая сорок пятого года в зал, где победители отмечали День Победы и… ухнул! Двадцать два советских офицера отдали Богу душу, из которых было восемь Героев! Наблюдая за самодовольным «фрицем», больше похожим на огромного морского окуня, мы обратили внимание не только на «зверский» аппетит немца, но и на неуемное поглощение им халявной горчицы. Причем, последнюю он намазывал на сардельки слоем примерно с палец толщиной!? Мы переглянулись с Русиком и Устинычем, и у нас тут же в головах созрел план возмездия!? Нужно отметить, что горчица в немецких барах как ядреная горькая, так и «съедобная» сладкая подавались в одинаковых соусницах с разными по цвету крышечками. Нужно было лишь как-то отвлечь немца? Руслан, встав из-за стола и отправившись в гальюн, как бы ненароком задел вилку немца, которая упала со звоном со стола на грязную палубу. Извинившись перед «фрицем», Русик повернулся к нам, улыбнулся, подмигнул заговорчески краешком глаза и отправился по своим делам. Немец поднял с пола вилку, поднялся из-за стола и отправился за новой вилкой к стойке. Отсутствовал он совсем немного времени, однако этого нам с Устинычем вполне хватило, что бы поменять местами колпачки!? Явился "морской окунь", уселся за свой стол и потянулся к соуснице… Намазав сосиску толстым слоем уже «заряженной» горчичкой, он раззявил свою огромную жадную пасть и сунул в нее "запал"!? Раздался «взрыв»! Как говорил у меня в группе старшина команды азербайджанец Алик:… И слюни брызнули у Кузи из глаз!" У «фрица» из всех щелей брызнули и слюни, и сопли, и слезы! Он вообще напоминал теперь уже точно "огромного пучеглазого окуня, выброшенного океаном на сушу и жадно глотающего своим огромным ртом воздух"! Хорошо, что мы уже "справились со своим домашним заданием" и весело, по воробьиному выпорхнули на улицу! Всю дорогу до корабля мы смеялись над немцем и веселились от души! на этом наш первый день на немецкой земле и закончился. После завтрака отправились в город Штральзунд, в военно-морское училище, на экскурсию. Вполне симпатичное учебное заведение! В отличии от наших учебных военных заведений, где применена казарменная ("кубриковая" по-флотски) система обучения, училище в Штральзунде больше напоминало наш гражданский ВУЗ с некоторыми элементами военно-морской экзотики: форма, распорядок дня, специальные предметы и прочее. Однако эта экскурсия оказалась весьма полезной в плане общения с немецкими сверстниками и "как это у них поставлено"?! Посетили несколько классов и лабораторий, потом был небольшой митинг "Дружба – Фрольшафт" и в окончании представления совместный праздничный обед! В прекрасном расположении духа мы отправились в расположение бригады тральщиков, расположенной в пригороде Штральзунда. Интересно ознакомится с немецким опытом боевой подготовки на немецком флоте!? Ведь бригада расположена вблизи вероятного противника и театра возможных военных действий!? Значит, как нам тогда казалось, мы увидим задерганных до автоматизма тренировками и тревогами немецких моряков, готовых по первому звонку вступить в неравный бой?! На деле же вся действительность оказалась обыденно мирной! Организация базирования бригады отличалась четкой продуманностью и немецкой педантичностью. Нечто подобное я наблюдал позже во Вьетнаме, на бывшей американской базе в Камране. Но что особенно меня поразило и продолжает поражать, так это чистота мест базирования и морской акватории рейдов заграницей! Не считается зазорным убирать за собой собственное дерьмо, как это непринято на советском и российских флотах и в наших портах!? Вот и на первом же тральщике, который мы посетили, шла влажная уборка. В отличии от наших порядков, немцы были одеты в непромокаемые гидрокомбинезоны и соблюдали что-то вроде техники безопасности. Окончив приборку, они переоделись в «чистое», отдаленно напоминающее нашу форму. И сразу с ними произошла метаморфоза! Из неразговорчивых и неприветливых «чурбанов» немцы превратились в приветливых и гостеприимных хозяев, с удовольствием показывая нам свой корабль и условия быта! А они были и впрямь замечательными! В немецкой армии и авиации служили полтора года, на флоте уже два. Причем, после первого года службы можно поступать в высшее учебное заведение. Если в военное, то очно, в гражданский ВУЗ только заочное обучение. Неплохо бы было перенять сейчас немецкий опыт, тем более, что в настоящее время наблюдается кризис социальных идей. Пытаются изобрести велосипед, а решение лежит на поверхности! Но вернемся в тысяча девятьсот восемьдесят третий год. Один немецкий моряк, открыв свой рундучек, похвалился мне его содержимым. На внутренней стороне дверцы были наклеены фото полуобнаженной и обнаженной смазливой девицы: " Май фройляйн"! Внутри металлического ящика лежала… "гражданка"!? Немыслимая вольность по советским меркам! Немец объяснил, что практически каждую субботу (если не на дежурстве) моряки отправляются в увольнение домой до утра понедельника, но обязательно в «гражданке», которую хранят в рундуках прямо на корабле!? Демонстрируя нам это невероятное для советского флота «явление», один морячок также показал весьма пикантные фото, наклеенные на внутреннюю дверцу его рундучка: "Май фройляйн!" Это уже было за гранью нашего сознания! Не служба, а лафа какая-то! Под впечатлением от всего увиденного мы вернулись на «Перекоп». "Пятаки" отбыли в столицу ГДР – Берлин! Нужно отметить, что при проведении демонстраций и государственных праздников, "пятаки"-"Дзержинцы" всегда охраняют правительственную трибуну в Ленинграде в качестве почетного караула! Вот и при проведении празднования тридцати пятилетия ГДР наши «пятикурсники» были приглашены в качестве почетного караула охранять центральную трибуну, где помимо немцев присутствовали "почетные гости и руководители из братских стран, и многочисленные зарубежные гости!" Мы же в этот праздничный и солнечный день отправились на экскурсию в Саксонию, в город Дрезден! Следует здесь отметить, что командование училища уделяло огромное внимание культурному и духовному воспитанию будущих офицеров флота. Помимо штатных занятий по специальному предмету "Этика и эстетика" проводились многочисленные культпоходы и экскурсии по музеям, выставкам, театрам и даже в цирк! Питер, безусловно, является "культурной столицей" и "музеем под открытым небом", а посему учиться в таком городе и не интересоваться культурными «новинками» правило дурного вкуса и тона! У нас в училище это называлось "лечением от серой болезни"!? Наш адмирал говорил примерно так: "Если вы не будете ходить в музеи и театры, то вы станете серыми, как штаны пожарного!" Такие люди вызывали у нашего эстета – адмирала "низшую точку собственного падения и отвращения со стороны общества"!
Оставшиеся до отхода в Союз дни проводили в Ростоке. Вернулись «пятаки», и мы снова «окунулись» в бурную Балтику. Но на этот раз Море встретило нас не так сурово, хотя и потрепало и «побранило» слегка, как встречает трезвая жена своего припоздавшего пьяненького мужа!? Снова осенний красавец Кронштадт! «Пятаки» успели уехать в училище, а мы в ночь на шестое ноября снялись с якоря, вошли в Неву и встали напротив Адмиралтейства и Медного всадника для участия в военно-морском параде! Должен отметить, что это был самый лучший по красоте организации проведения и праздничной атмосфере парад из всех мной увиденных! Поэтому обо всем мною увиденном я и поведаю более подробно! С самого утра шестого ноября начались «кричалки», то есть тренировки приветствия командующего морским парадом. И нам с Юркой срочно пришлось "заболеть шланги том", то есть «откосить» на дневальстве. Тем более, что погода была "истово балтийская", то есть с Невы дул пронизывающих холодный ветер, неся на город свинцовые снеговые тучи. Одним словом, не больно-то и хотелось горланить "наверху"!? Седьмое же ноября выдалось на редкость солнечным и относительно теплым! Вот уж действительно "красный день календаря"! В кубриках и каютах царила суматоха и предпраздничная суета! Сразу же после завтрака дали сигнал к общему построению на юте: "Команде построиться на юте! Форма одежды…!" И сразу загремели по трапам и палубам матросские ботинки, ведь команды на корабле выполняются "бегом"?! Наконец, экипаж построился! Офицеры в парадных шинелях, при «дубках» и кортиках отдают последние приказы и указания, придирчиво осматривая своих подчиненных. Наконец, звучит команда старпома: