Книга История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение) - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Алексеевич Волков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)

Владимир Волков

История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение). Учебное пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»



Рецензенты:

Т. В. Черникова, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО

К. Р. Конюхов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России МИГУ

Предисловие

В учебнике «История России с древнейших времен до конца XVII века» рассказывается о событиях, происходивших на территории нашей страны, начиная с переселения на восток Европы славянских племен (VII–VIII вв.) до прихода к власти царя-реформатора Петра I (1689 г.). За это тысячелетие был пройден огромный путь, важнейшими вехами на котором стали: создание Русского государства, принятие христианства, борьба с монгольским нашествием и экспансией западных военно-монашеских орденов и королевств, объединение русских княжеств вокруг Москвы, принятие Иваном Грозным царского титула и учреждение патриаршества, преодоление Смуты, освоение зауральских сибирских пространств, реформирование русской церкви патриархом Никоном, возвращение при царе Алексее Михайловиче западнорусских земель, отмена местничества при царе Федоре Алексеевиче (1682), начавшаяся после его смерти ожесточенная борьба за власть между царевной Софьей Алексеевной и ее сводным братом Петром Алексеевичем.

В основе представленной в учебнике периодизации лежат не только хронологическая последовательность рассматриваемых событий на определенной территории (хронологически-территориальный принцип), но и качественные изменения, происходившие в общественном строе и укладе, в развитии духовной и материальной культуры Руси в IX–XVII вв.

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVII века» отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода литературе, и соответствует нормативам российского государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, содержанию учебной программы, написан с учетом принципов научной объективности.

Глава 1

История как наука. Ее предмет, задачи, методы

Термин «история» относится к древнейшим научным понятиям. Однако его первоначальное толкование связано с познанием причин событий, происходивших в окружающем мире, обозначавшихся древнегреческим термином ἱστορία – «рассказ о прошедшем, об узнанном». В этом первоначальном смысле трактовали понятие «история» Гомер, Гераклит, Аристотель. Иначе, в краеведческом смысле, использовал его географ Гекатей Милетский (ок. 550–490 г. до н. э.), автор двух не дошедших до наших дней сочинений «Генеалогия» и «Землеописание». Первое из этих произведений («Генеалогия») включало в себя легендарную историю героического периода, изложенную в виде перечня потомков Девкалиона[1] и других мифических родоначальников эллинского народа, причем сообщались и мифы об их странствованиях и подвигах. Новым шагом в исследовании прошлого человечского общества стал обширный труд, так и называвшийся «История». В отличие от работ Гекатея эта книга дошла до нас. Автор ее Геродот (ок. 484–425 г. до и. э.) – уроженец малоазиатского греческого города Галикарнаста, награжденный Цицероном почетным прозвищем «отец истории». Им были описаны предыстория и ход греко-персидских войн, образ жизни народов, вовлеченных в это противостояние, в том числе обитавших в Северном Причерноморье (скифы, тавры и др.). Продолжателями дела Геродота были другие греческие историки, такие, как Фукидид («История Пелопоннесской войны»), Страбон («История» (не сохр.), «География»), Полибий («Всеобщая история» в 40 т.), Плутарх («Сравнительные жизнеописания»), римские историки Тит Ливий («История от основания города»), Корнелий Тацит («История», «Анналы»), Плиний Старший («Естественная история»), Светоний Транквилл («Жизнь двенадцати цезарей»). В своей книге «Ши-цзы» («Исторические записки») запечатлел историю Древнего Китая Сыма Цянь (145 или около 135 г. до н. э – около 86 г. до н. э). Тем не менее следует отметить, что исторические сочинения греческих, а позже и римских авторов имели описательный характер, они носили назидательный характер, восхваляя деяния героев атичного мира. История, наряду с философией, литературой и географией, воспринималась как одно из искусств. Покровительницей ее считалась муза Клио («дарующая славу»).

Воспевание героических деяний предков продолжалось и в Средние века и позже, но в эпоху Ренессанса (XV–XVI вв.) некоторые исследователи старины – Никколо Макиавелли, Франческо Гвиччардини (1483–1540), Цезарь Бароний[2] и др. – начинают критически изучать источники, пытаясь выяснить глубинные причины неудач итальянских властителей. Тогда же испанский историк и богослов Хосе де Акоста высказал предположение о заселении Америки выходцами из Азии.

В дальнейшем исторические исследования выходят на более высокий уровень, особенно после работ прусского ученого Леопольда фон Ранке (1795–1886), разработавшего основы методологии современной историографии, с опорой на научную критику источников, использование принципов объективности и историзма.

В Древней Руси термин «история» впервые появляется в XI в. в переводах греческих и римских произведений (сборник «Златоструй», книга Иосифа Флавия «История Иудейской войны»). Позже он широко используется авторами хронологических сочинений («История о Казанском царстве», «История о великом князе Московском» А. М. Курбского, «История в память предыдущим родам» Авраамия Палицына», «Скифская история» А. И. Лызлова и др.). Но научное изучение истории в России начинается только во второй четверти XVIII в., после открытия Санкт-Петербургской академии наук. Работать в это учреждение были приглашены немецкие профессора[3], работавшие в том числе и в области гуманитарных наук. Академией были организованы первые комплексные экспедиции, собравшие огромный материал не только по географии, биологии, но и истории, этнографии и культуре народов России. Новой эпохой в деятельности Санкт-Петербургской академии наук стали исследовательские работы Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), в том числе его «Древняя Российская история от начала российского народа». Огромный вклад в развитие отечественной исторической науки привнесли такие ученые и писатели, как Василий Никитич Татищев (1686–1750), автор «Истории

Российской с самых древнейших времен»), Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790), написавший «Историю Российскую с древнейших времен». В XIX столетии их дело продолжили Николай Михайлович Карамзин (1766–1826), Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879), Василий Осипович Ключевский (1841–1911), сделавшие русскую историю достоянием широких кругов образованной публики. Продолжателями их благородного дела являются и современные ученые России, работающие над воссозданием полной и точной картины исторического прошлого нашей страны.

Предмет истории разными историками трактовался и трактуется по-разному, имеет множество определений. Это обстоятельство вынудило составителей энциклопедии «Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.» вынести статью «История» в приложение к 3-му тому[4]. В ней перечислены наиболее известные определения этой науки. Сами авторы статьи (В. Л. Янин, В. А. Муравьев, И. Л. Беленький) дают следующее определение понятию «история»:

1. Процесс развития природы и человечества.

2. Система наук, изучающих прошлое природы и общества.


В данном учебнике используется более конкретное определение истории:

история – комплексная наука, изучающая процесс развития человеческого общества с древнейших времен и до наших дней.

Любое историческое исследование закономерно начинается с постановки проблемы – задачи, которую предстоит разрешить исследователю. Об этом говорил Иоганн Гете, заявивший: «Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема». С ним следует согласиться – расхождения в источниках по поводу численных данных всегда проверяются на предмет, какие из них содержат ложную информацию, а какие – достоверную.

В этой связи следует учитывать, что сознательная или нечаянная ошибка в постановке задачи может привести к появлению лжепроблемы, опасной своими псевдонаучными результатами и фальсификацией исторического знания. Как правило, они (лжепроблемы) формулируются для обоснования древности или исключительности своего этноса или расы, неполноценности других этносов или рас, территориальных претензий, религиозной или идейной правоты.

С решением основной проблемы исторической науки – изучения развития человеческого социума в целом – связано ее главное предназначение (задача) – познание прошлого и современного состояния общества с целью определения перспектив его развития в будущем. Эта задача досточно сложна, так как история – наука, изучающая то, чего уже нет. Данное обстоятельство порождало и порождает сомнение в достоверности наших знаний о прошлом.

При реконструкции реальных исторических событий исследователь опирается на данные источников – вещественные или письменные артефакты, содержащие информацию об этих событиях. В них (источниках) содержится фактический материал, составляющий основу любого исторического знания.


В своей работе историки руководствуются следующими принципами:

1. Принцип объективности. Он обязывает ученого рассматривать историческую реальность в целом, в ее многогранности и противоречивости, независимо от политических, общественных, религиозных убеждений, пристрастий, этических предпочтений.

2. Принцип историзма. В соответствии с ним исследователи оценивают произошедшее в прошлом с учетом достоверности и подлинности. Историк не имеет права игнорировать факты, противоречащие его концепции и мировозренияю. Он обязан объяснять выявленые им противоречия в источниках.

3. Принцип всесторонности изучения истории. Подразумевает необходимость воспринимать информацию во всей ее полноте,


При обобщении материалов, полученных в ходе исторических изысканий, ученый-историк пользуется специальными методами (приемами) реконструкции исторического процесса. К ним относятся:

1. Историко-сравнительный метод – метод сопоставления исторических объектов в пространстве и времени, выявление их сходства и различия.

2. Историко-генетический метод – метод раскрытия изменений, происходящих в процессе исторического движения.

3. Идеографический метод – метод описания исторических событий и явлений. Широко используется при работе с летописями и мемуарными источниками – письмами, дневниками, воспоминаниями современников изучаемых событий.

4. Историко-типологический метод – метод классификации исторических явлений, событий, объектов.

5. Историко-системный метод – метод раскрытия внутренних механизмов функционирования и развития, анализа системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод – метод последовательного проникновения в прошлое с целью выявления причины события.

7. Синхронный метод – метод изучения различных исторических событий, происходящих в одно и то же время.


Функции истории (от лат. слова functio – исполнение, осуществление) – определение предназначения изучения прошлого и современного состояния общества.

Как комплексная сфера научного познания процессов общественного развития история выполняет несколько важных функций. Таких, как:

Познавательная функция. Данная функция направлена на выявление закономерностей исторического развития. В процессе изучения отечественной истории данная функция ориентирует исследователей на изучение фактов, событий и трактовок, связанных с образованием и функционированием Русского государства, его общественных институтов, культурных достижений.

Воспитательная функция. Ее предназначение – формирование гражданских, нравственных качеств.

Интеллектуально-развивающая функция. Обеспечивает развитие логического мышления.

Практически-рекомендательная функция. Призвана помочь исследователю с определением научно-обоснованного политического курса.

Мировоззренческая функция. Направлена на выработку личностного отношения к событиям текущего периода.

Прогностическая функция. Предусматривает использование исторических знаний для создания перспективных моделей развития общества в будущем.

Функция социальной памяти. Заключается в накоплении и передачи из поколения в поколение общественно значимой информации. Помогает коллективной самоидентификации представителей определенной социальной группы через осознание каждым ее членом общности стоящих перед ними задач.

При работе с источниками используются методы таких наук, как источниковедение (наука, исследующая исторические источники (артефакты) в их многообразии, а также методы работы с ними), археология (наука, изучающая историческое развитие человеческого общества по вещественным остаткам – предметам и сооружениям), хронология (наука, изучающая системы времяисчисления и календари), метрология (наука изучающая меры длины, объема, площади и веса в их историческом развитии), палеография (наука, изучающая историю письма, графические формы, орудия и материал письма, а также памятники письменности с целью их прочтения или расшифровки, а также установления времени и места написания, авторства, подлинности), геральдика (наука, изучающая гербы, традиции и практику их составления и использования), генеалогия (наука, изучающая происхождение и историю родов, семей и отдельных лиц), сфрагистика (наука, изучающая печати и их оттиски на различных документах и материалах), нумизматика (наука, изучающая денежно-весовые системы и монетное производство), дипломатика (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы)), ономастика (наука, изучающая собственные имена), фалеристика (наука, изучающая ордена, медали и знаки отличия), вексиллология (специальная историческая дисциплина, изучающая историю знамен), униформистика (наука, изучающая форменную одежду), оружиеведение (наука, изучающая историю развития оружия, военной техники, их применения, производства, а также оружейного искусства) и др.

Важнейшими из них являются археология, хронология, метрология, палеография и нумизматика – науки, знание которых обязательно для всех специалистов в области исторических изысканий.

Глава 2

Восточные славяне: их расселение, основные занятия, общественная организация, верования

§ 1. Расселение восточных славян

До прихода славян (ст. – слав. словѣнє владеющие словом, понятной речью – крупнейшая в Европе семья родственных народов, имеющая древнее индоевропейское происхождение) в Прикарпатье и на Восточноевропейскую равнину на этих землях проживали по большей части ираноязычные, балтские, угро-финские племена. Они находились на различных стадиях родоплеменного строя. Лишь в приазовских и причерноморских землях и в близком к ним Кавказском регионе существали рабовладельческие государства или их осколки, связанные с древнейшими цивилизациями Востока и Средиземноморья. Однако миграция славянских племен прошла севернее этих территорий. Лишь впоследствии устанавливаются контакты и с этими странами и народами.

Как существующий этнос (от греч. – народ) славяне впервые упоминаются в византийских письменных источниках середины VI в.н. э. До этого славян знали в Европе под названием бастарнов (Страбон) или венетов (Гай Плиний Старший, готский историк Иордан, Корнелий Тацит). Впрочем, о принадлежности венедов к славянскому племени сообщал только Иордан[5].

В VII в. славяне были уже хорошо известны ромеям (византийцам) как народ, с которым приходится воевать. Они прорывались на Балканский полуостров, добирались до о. Крит на юге, доходили до Эльбы, продвигались даже за Днепр, в междуречье Оки и Верхней Волги, к оз. Ильмень на востоке.

Однако о месте нахождения прародины славян историки продолжают спорить. Исходными для всех предположений о месте первоначального обитания праславян являются данные лингвистики. Если проанализировать общие для всех славянских народов обозначения элементов ландшафта, то выясняется, что их пращуры проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где часто встречались поляны, озера, болота, но не было моря, обозначение которого было заимствовано позже в кельтском варианте римского слова “шаге”. Там, где жили пра-славяне, были холмы, овраги, водоразделы, но не наблюдалось высоких гор. Это подтверждается и сопоставлением славянских названий зверей и птиц, обитающих в лесах и лесостепях.

В этой связи достаточно интересен, хотя и небесспорен, так называемый буковый аргумент (нем. Buchenargument), согласно которому отсутствие среди ботанического лексикона древних славян названий таких деревьев, как бук, лиственница, тис и пихта, указывает на единственно возможное место этногенеза славян – Белорусское Полесье (территория южнее р. Припять).

Лишь позднее славяне переселились в приморские и приторные районы, где археологами и отмечены следы их долговременного пребывания (в частности, в Подунавье, откуда и выводил славянский этнос автор «Повести временных лет»[6], и Повисленье, как отмечают польские историки).

Возможно, праславянскими были тшинецкая археологическая культура (XVI–XII вв. до н. э.), лужицкая культура (XII–IV вв. до н. э), культура подклошевых (абажурных) погребений (V–II вв. до н. э.), пшеворская археологическая культура (II в. до н. э. – IV в.), в очень большой степени – зарубинецкая археологическая культура (II в. до н. э. – II в.н. э.).

Бесспорно, славянскими являлись следующие культуры V–VI вв.:

пражско-корчакская (от Верхней Эльбы до Среднего Днепра, на юге доходя до Дуная и захватывая верховья Вислы);

пеньковская археологическая культура (от Среднего Днестра до Северского Донца);

колочинская археологическая культура (бассейн Десны и верховьев Днепра);

ипотешти-кындештская культура (нижнее и среднее левобережье Дуная);

суковско-дзедзицкая культура (междуречье Одры (Одера) и Эльбы).

Первоначально общественное устройство славян представляло собой военную демократию. Это подтверждается сведениями византийских авторов. Так, Прокопий Кесарийский указывал, что славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастье и несчастье считается общим делом». Действительно, традиционно сильными у наших предков были общинные традиции. Славянская община очень рано становится территориальной. Связано это было не только и не столько с занятиями славян земледелием, но главным образом с происходившей в то время миграцией славян из своей древней прародины и ассимиляцией других этносов – ираноязычных (скифов, сарматов), финно-угорских, кельтских, балтских. Слово «род» стало обозначать у славян не только близких родственников, но и народ и всех соотечественников – сородичей.

Все важнейшие вопросы решались общинниками на вече (от ст. – слав. вѣтъ – совет), народном собрании, созывавшемся для обсуждения общих дел. Участниками веча являлись «мужи» – главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, позднее княжества).

Несомненно наличие у славян племенной знати. Первоначально старейшина (староста) – мудрый человек, старший по возрасту, умевший правильно организовать ведение хозяйства, – выбирался всем миром на вече. Он и его помощники решали повседневные вопросы. Совет старейшин руководил жизнью всего племени. Однако в период продвижения славян на запад, юг и восток Европы определяющим становится военный фактор. И поскольку военными делами племен ведали военные предводители – князья, именно их значение неизменно возрастает в период раннего расселения славян. Так как в условиях происходивших войн за новые земли оказались востребованы люди с военно-организаторскими талантами, князья становятся не только племенными военачальниками, но и правителями. В походе они командовали войском. В мирное время поддерживали надлежащий уровень боеготовности племенных ополчений, собирали средства на содержание своих соратников или «друзей» – дружинников, заключали временные и постоянные союзы с соседними племенами и народами. Подчиненными князю дружинными командирами были воеводы. Часть из них становилась начальниками ополченских отрядов, присоединявшихся во время военных действий к княжеской дружине.

В исторические времена все подчиненные князю люди принадлежали к знатным родам, главы которых возглавляли большие патриархальные семьи, в состав которых входили младшие члены семьи и принятые в род рабы из военнопленных – челядь. Именно рабы обеспечивали экономическую и общественную стабильность положения славянской знати, основу богатства которой составляла, несомненно, военная добыча.

Таким образом во время начавшейся миграции у славян появляются предпосылки государственности, усиливается княжеская власть. Сложившиеся огромные союзы племен лишь в малой степени могли управляться исходя из норм обычного права, так как включали в себя не только славянские, но и иноэтнические компоненты – кельтские, балтские, иранские, угро-финские, германские, тюркские. Все это усиливало княжескую власть, вынужденную оперативно решать вопросы управления своими подданными, особенно в условиях непрекращающихся военных конфликтов.

Сохранились отрывочные и легендарные сведения о войнах славян с германским племенем готов (II–IV вв.). Они пришли с севера и создали в Приднепровье государство Ойум[7] (от готск. aujom – «речная область», «страна вод») со столицей в городе Археймар. Начатое готами и продолженное гуннами Великое переселение народов во второй половины IV в. привело к глобальным миграциям многих этнических групп. Славянские племена, враждовавшие с готами, приняли сторону напавших на Ойум гуннов и в союзе с ними стали расширять границы своей страны до римских владений на юге и германских земель на западе, вытесняя готов в Крым и Византию. Византийский дипломат Приск Панийский, участвовавший в 448 г. в посольстве Максимина к вождю гуннов Атилле описал обычаи жителей Подунавья. Многие детали его описания характерны именно для славян: «В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы – просо, а вместо вина – так называемый по-туземному μέδος(медос – мед); следовавшие за нами слуги также получали – просо и напиток, добываемый из ячменя; варвары называют его κάμον (камон: предположительно квас)». Позднее готский историк Иордан, описывая погребение Атиллы, также сообщил интересные детали: «После того как был он (Атилла. – В.В.) оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане strava, так называют это они сами, сопровождая ее громадным пиршеством». Славянское слово страва обозначает «пища, еда, кушанье, яство, блюдо» и лучше всего подходит по смыслу упомянутому событию (тризна на кургане павшего вождя) из возможных интерпретаций этого слова.

В начале VI в. славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы (Прокопий Кесарийский, Иордан, Псевдо-Маврикий).


Спорной проблемой является время выделения из семьи славянских народов восточнославянской общности. Первыми после ухода на запад германцев-готов пространство Приднепровья освоили анты. В IV в. они уже имели зачатки государственности, так как в византийских и готских источниках упоминаются антские вожди (Бож, Идаризий, сыновья последнего Мезамир и Келагаст), знать, войска. Возникают городские поселения, в том числе на месте будущего Киева. При Боже анты нанесли поражение готам, но около 375 г. их разгромили войска остготского короля Витимира (Амала Винитария). В период наивысшего расцвета Антской протодержавы она занимала территорию от Дона до Балканского полуострова.

В середине VI в. в причерноморских степях появились кочевники авары или, как их стали называть славяне, «обры» – по-видимому, монголоязычный народ, пришедший из глубин Азии. Именно у них славяне заимствовали термины «хоругвь» и «телега».

Ведомые своим предводителем каганом Баяном I, авары разорили владения антов и подчинили («примучили») племена дунайских славян-дулебов. Они захватили обширную территорию к северу от Балканского полуострова. На завоеванных землях победители создали собственное государство – Аварский каганат, существовавший с 562 по 823 г. Известны войны аваров с Византией, в которых принимали участие и подвластные им славянские племена, с лангобардами, франками. Только в середине VII в. болгарский хан Курбат вытеснит аваров из Северного Причерноморья.