Книга История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение) - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Алексеевич Волков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)


Вторая волна славянской миграции на восток Европы начинается в VII в., в крайнем случае – в начале VIII в. Тогда же происходит выделение восточных славян в отдельную этническую группу. Об этом свидетельствуют и лингвистические данные, приведенные Ф.П. Филиным в его работе «Образование языка восточных славян».

К конце VIII – начале IX в. племена восточных славян заняли значительные пространства Восточной Европы от «озера великого Нево» (соврем. Ладожское озеро) на севере до Черного моря на юге.

Сразу же на этой территории строятся хорошо укрепленные города-грады. Крупнейшие из них становятся центрами отдельных «земель», по сути политических образований. Размерами они не уступают многим европейским королевствам. В каждой такой «земле» было свое «княженье». Правившие ими князья занимались не только организацией защиты своей территории, но и управлением ею. О существовании в то время сводов законов в каждой «земле» говорить не приходится, но некие «общеземельные» правила общежития были выработаны. Иначе невозможно объяснить прочность сложившихся тогда племенных союзов, сохранявших территориальную и культурно-бытовую самобытность на протяжении нескольких веков. Причем самобытность, отличную от соседних племен, – факт, зафиксированный в ПВЛ («Повести временных лет»):

«Поляне имеют обычай отцов своих тихий и кроткий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, и матерями; и снохи перед свекровями своими и перед деверями великую стыдливость имеют; соблюдают и брачный обычай: не идет жених за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят что за нее дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девицу воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними…»

Всего летописец, автор ПВЛ насчитал 13 «земель», образованных 12 восточнославянскими племенами, прочно удерживавшими и контролировавшими свои территории, границы которых сохранялись и при первых киевских князьях-рюриковичах:

Земля полян. Находилась в среднем течении Днепра, между р. Рось и Ирпень. Стольным градом полян был Киев, существовавший уже в VI в.

Земля древлян, соседей полян. Древляне жили в бассейне р. Тетерев, Припять, Уж, Уборть, Ствига. На западе границей их земли была р. Случь. Крупнейшие города древлян – Искоростень, Овручь (Вручий), Городск, Ушеск.

Земля бужан (волынян). Простиралась от верховий р. Западный Буг до верховьев р. Припять. Центром края, позже названного Волынью, был не существующий ныне г. Червей (Червень) на р. Хучва, притоке Западного Буга.

Земля дреговичей. Была расположена в бассейне р. Припять вплоть до Западной Двины. У дреговичей были г. Туров, Клеческ (Клецк), Случеск (Слуцк) и Друцк.

Земля северян. Находилась на левобережье Днепра в бассейне р. Десна, Сейм и Суда. Центром этой земли был Чернигов.

Земля радимичей, поселившихся в бассейне р. Сож, притока Днепра. Радимичами были построены города Пропошеск (Пропойск, современный Славгород), Кричев, Гомий (Гомель), Чичерск и др.

Земля вятичей – в бассейне р. Оки и ее притоков. Древнейшими градами вятичей были Ростов, Суждаль (Суздаль), Кордно, Колтеск, Дедославль, Дебрянск (Брянск), Домагощ, Мценск, Карачев, Неринск, Козельск.

Земля кривичей. Включала в себя территории в верховьях р. Западная Двина, Днепр, Волга и южной части Чудского озера. Кривичи построили города Смоленск и Плесков (Псков), Изборск, Рша (Орша), Ржев.

Земля полочан (части кривичей, переселившихся на р. Полоту и основавших там г. Полоцк). В Полоцкой земле будут построены Витебск, Минеск (Минск), Городня (Гродно) и др.

Земля ильменских словен, осевших на побережье оз. Ильмень и по р. Волхов, Ловать, Мета, также в верховьях р. Молота. Словенами были построены города Новгород, Ладога, Старая Русса.

Земля уличей. Главным городом этой земли был Пересечень, находившийся на р. Тясмин.

Земля тиверцев. Простиралась по берегам р. Днестр до его впадения в Черное море. Центром ее был г. Черн (Черный город), находившийся на западном берегу Днестра у современного села Алчедар в Молдавии.

Земля белых хорватов, живших в Закарпатье и Северной Буковине. Ими был построен г. Унгвар (совр. Ужгород). Еще один большой их город Перемышль (Пшемысль) находился на р. Сан.

§ 2. Занятия восточных славян

Основным занятием славян было земледелие. В лесной зоне преобладало подсечно-огневое земледелие, в лесостепи – перелог. Использовать эти системы вынуждало наличие больших лесных и степных пространств при невысокой плотности населения. В лесной полосе, готовя будущее поле – «лядо», славяне выбирали участок, поросший березой, елью, ольхой[8]. В первый год весной, после образования листьев, они подрубали и частью ошкуривали деревья. Потом их оставляли сохнуть на корню. В конце лета – начале осени из поваленных деревьев выбирали годные для строительства и на дрова. Вывозили их по первому снегу. Весной оставшиеся деревья и хворост сжигали и сеяли зерна прямо в золу, являвшуюся хорошим удобрением. Семена забороновывали смыком (связанными вместе обрубками елей с фрагментами сучьев). В первый год, как правило, сеяли репу, которая была полевой культурой, потом – злаки или лен. Сохой – основным пахотным орудием – лядо распахивали уже на второй и в последующие годы хозяйственного использования.

Введенное в хозяйственный оборот поле давало высокие урожаи на протяжении 2–7 лет (в зависимости от возраста сожженных деревьев), затем еще около 10–12 лет его использовали под сенокосы и пастбища. Когда поле окончательно забрасывали, переходя на другие лесные участки, то через 40–60 лет на этом месте восстанавливался пригодный для новой подсеки лес.

При использовании системы перелога на будущем поле выжигалась трава, затем землю рыхлили и засевали, а через 2–4 года, после истощения земли, переходили (перекладывались) на другой участок[9].

В южных, лесостепных районах, где плодородный слой почвы был толще, чем в лесных, уже в VIII в. наметился переход к пашенному земледелию. Землю теперь не просто рыхлили на поверхности, а глубоко вспахивали при помощи рала (орала) – примитивного плуга.

Основными зерновыми культурами, выращиваемыми славянами, были ячмень, пшеница, просо. С развитием пашенного земледелия увеличились посевы ржи и овса.

Урожай собирали с помощью серпов – жатвенных ножей, которыми срезали созревшие хлеба. Отшелушенное зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

С принятием христианства славяне стали возделывать и огородные культуры – капусту, морковь, лук.

Особое место в хозяйстве славян занимало скотоводство. Разведение лошадей, коров и свиней, овец, с одной стороны, позволяло обеспечить людей мясными и молочными продуктами, с другой стороны – лошади и волы являлись главными помощниками земледельцев в поле. Козы разводились реже.

Наряду с земледелием, славяне активно использовали богатства окружающей их природы и занимались охотой на пушного зверя, рыболовством, бортничеством (собиранием меда диких пчел). Все это требовало отдельных забот, но зато получаемые от природы продукты – мед, воск, меха – служили основными предметами обмена и внешней торговли. Отходы рыбных промыслов давали сырье для изготовления клея, ядов, использовавшихся для нанесения на наконечники стрел.

Развивалось ремесло. Огромное значение имело кузнечное дело – обработка мастером (кузнецом) различных металлов, преимущественно железа и меди, нагретых до ковочной температуры. Из этих металлов изготовлялись (ковались) оружие и орудия труда, так как для полевых работ требовались железные сошники (наконечники) для сохи и лемеха для плуга. Востребованы были также серпы, мотыги и топоры, сковородки и котлы.

Славяне занимались также ткачеством, гончарным ремеслом, камнерезным и костерезным делом, деревообработкой.

Развитие торговли стимулировало наличие двух важнейших торговых путей, проходивших через восточнославянские земли:

Путь «из варяг в греки» – водный (морской и речной) торговый маршрут. Он начинался на берегах Балтийского (Варяжского) моря и шел по рекам Восточной Европы к Черному морю и дальше – в Византию и в страны Средиземноморья. Этот путь подробно описан в ПВЛ.

Волжский или волго-балтийский путь – водный (морской и речной) торговый маршрут из Балтийского моря через Восточную Европу в Хазарию и далее в страны Востока, прежде всего в Арабский халифат. Шел через оз. Нево, по реке Волхову, Ильменю, далее по р. Мете, откуда волоком на Волгу и дальше к Хвалийскому морю (Каспию). Прослеживается он находками арабских монет на местах купеческих стоянок. Также упоминается и в ПВЛ, в дополнении к описанию пути «из варяг в греки» (см. вторую выделенную часть летописного фрагмента).

По сведениям византийского императора Константина Багрянородного (X век) славяне весной свозили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30–40 человек – однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке.

После прохождения порогов, на о. Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания по Черному морю.

Создание постоянных торговых маршрутов было связано с наличием товаров, обладавших повышенным спросом за пределами своего региона.

Из Балтийского Поморья везли качественные железные заготовки (добываемая на Руси болотная железная руда содержала много примесей), амбру (вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов), янтарь, оружие, художественные изделия, а также товары, доставленные из Западной Европы (вина, ювелирные изделия и драгоценности, серебряную утварь).

Из Византии – также вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, после принятия христианства – иконы, книги.

Из стран Востока – специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, оружие из знаменитой дамасской стали, породистых лошадей.

Проезжавшие через славянские земли купцы («гости») не оставляли без внимания и местные товары. Продавались они в специально приспособленных для товарообмена местах – «погостах», где заморские купцы и приобретали все, что было добыто и произведено в славянских землях.

Из северных славянских земель вывозили пушнину – меха соболей, куниц, выдр, бобров и других пушных зверей, а также льняные ткани, лес, мед, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу.

Из Поднепровья – хлеб, различные ремесленные изделия, с Волыни – шиферные пряслица (приспособления для ручных прялок, изготовленные из розового шифера – пирофиллитового сланца), браслеты из стекла.

Свои поселения – города, веси (вески) – славяне строили на берегах больших и малых извилистых рек – естественных дорогам в непроходимых чащах, покрывавших значительные пространства Восточной Европы.

Укрепленные славянские поселения именовались «градами» – городами, отгороженными от окружающей местности. В VIII в. их стали окружать стенами из срубов, засыпанных землей с камнями. К такого рода укреплениям относится крепость под Старой Ладогой на Любшанском городище (в месте впадения р. Любши в Волхов). Сооружена она была не позднее 770-х гг. славянами-переселенцами из Центральной или Южной Европы.

Не имевшие укреплений поселения назывались «веси» или «вески». Они были невелики по площади и состояли из 15–20 полуземлянок, в каждой из которых жила малая семья (муж, жена/жены, дети). Поселения группировались по общинному типу по 3–5 весей, расположенных на расстоянии 4–5 поприщ (верст) друг от друга, составляя одну территориальную общину. Соседние группы поселений были удалены на десятки поприщ, в зависимости от размеров пахотных и промысловых угодий соседствующих общин.

В дохристианское время у славян существовала полигамия (многоженство): мужчина имел двух-трех жен (ПВЛ). У знатных людей, прежде всего князей, жен было больше. Так, Владимир Святославич до крещения имел 5 жен, не считая наложниц. Сохранялся и левират – обычай жениться на вдове умершего брата (см. упоминание о женитьбе князя Владимира Святославовича на супруге убитого сводного брата Ярополка).

Характерным женским украшением были височные кольца (усерязи), по форме и размерам различавшиеся у разных славянских племен. Также носились различные ожерелья, а с XI в. – колты (подвески к головным уборам).

§ 3. Язычество восточных славян

До крещения Руси в 988 г. (по византийским хроникам – в 989 г.; существуют и другие датировки) восточные славяне были язычниками, хотя христианские общины существовали в Киеве и Новгороде и в предшествующее время. В некоторых граничащих с Волжской Булгарией и Хазарией городах проживали последователи ислама и иудаизма.

Законченного оформления славянское язычество не получило, так как жречество (волхвы) не стало отдельной социальной группой. Кроме того, богослужения совершались не в храмах, а под открытым небом – на капищах. У разных племен (в зависимости от мест обитания и образа жизни) разнились и представления о богах, мифологические сюжеты, обряды (жертвоприношения). Тем не менее было и много общего, прежде всего своя, оригинальная система верований, позволявшая на уровне имевшихся тогда знаний непротиворечиво объяснить мироустройство и проявления действий сверхъестественных сил.

Формирование религиозных представлений славян происходило на протяжении достаточно продолжительного времени, испытывая заметное влияние иных культов: иранских (скифских, сарматских, аланских), балтских, кельтских, угро-финских, германских и тюркских. На последнем этапе существования славяно-русского язычества на него заметно влияло проникавшее на Русь христианство.

В разных мифологических вариантах земля представлялась либо плоской, либо плавающей в воде, либо стоящей на спинах 4 быков, от резких рывков которых происходят «трусы» – землетрясения. Считалось, что у земли есть свой край, хотя дойти до него нелегко и оттуда нет возврата. Небо воспринималось как натянутая над землей бычья шкура, либо медный ток (площадка для молотьбы), либо большая крышка от посуды, но чаще – как совокупность из нескольких слоев – небес. На небе присутствовали видимые глазом объекты – Солнце, Луна, звезды, Млечный путь.

Во все времена славяне почитали землю, воду, небо, огонь, приметные растения, животных, камни, отдавали должное (опасаясь) природным катаклизмам – грозе, буре, засухе, лесным пожарам-палам. Со временем их мировоззрение усложнилось. Стихии персонифицируются, но сохраняют и первоначальную привязку к природным явлениям. Со времени разделения праславян появляется расхождение в их верованиях и пантеонах. Западные славяне наравне с Перуном и Яровитом (Ярило), известным и восточным славянам, почитали бога плодородия Святовита, Триглава, надзирающего за небом, землей и преисподней, богиню жизни и плодородия Живу.

Главным объектом поклонения восточных славян стала Мать Сыра земля (позже Макошь) – кормилица и заступница, родоначальница всего сущего. Ее супругом являлся Сварог, бог Неба и небесного огня. Правда, имя Сварога упоминается в ПВЛ всего раз, да и то в сравнении с древнегреческим Гефестом. Более популярен Сварожич (сын Сварога) – хранитель огня земного. Их превзошел Перун, бог грозы и грома, небесный воевода и дружинный вождь, покровитель княжеской власти. Именно о нем византийский автор Прокопий Кесарийский сказал, что у славян «один из богов, творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды…Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».

Среди других богов следует назвать Дажьбога (божество солнечного света) и Хорса (божество солнечного диска), Велеса («скотьего бога» – бога богатства), Ярило (покровителя плодородия и бога жизненной силы), Стрибога (господина ветров), Симаргла (божество корней и растений, семян, охранителя посевов). Именно Симаргл, воспринимаемый как крылатый пес, охранял Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений.

Поскольку мир славян был дуалистичен, то у богов Явьего (небесного) мира были антагонисты из Навьего (подземного) мира – Чернобог (противник Сварога), Мара (божество, приносящее смерть, противница Макоши), Змиулан (антагонист Перуна, воевода Навьего мира, «ответственный» за набеги кочевников, пожары).

Тремя уровнями мирового пространства были небо, земля и подземный мир. Их схематическое изображение представлено на так называемом Збручском идоле, найденном в 1848 г. в р. Збруч. Нижний ярус на нем представлен демоническим существом, средний является средой обитания людей, верхний – богов. Разные ярусы населены соответствующими животными. Небо – птицами, земля – млекопитающими, подземный мир – пресмыкающимися и чудищами. Соединяет между собой трехъярусную конструкцию Мировое Древо – Небесный Дуб.

Верхний (небесный) ярус насчитывал 9 слоев-небес. Важнейшим был 7-й слой (сохранилось выражение «на седьмом небе от счастья»), на котором находились «хляби» – озеро с водопадом и славянский рай – вирий (ирий). Туда, на вершину Мирового Древа переселяются души кремированных умерших и улетают перелетные птицы. Сначала ключи от вирия находились у вороны, но за прогрешение боги отобрали их у нее и передали жаворонку.


Политически оформленной религиозной системой славяно-русское язычество становится при князе Владимире Святославиче, проведшем в 980 г. его реформу. По сообщению летописца «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макошь». Вскоре на Руси стали приноситься человеческие жертвоприношения. Об этом известно из сообщения ПВЛ, датируемого 983 г.

Как ни странно, но лучше всего сохранились сведения не о высшем, а о низшем пантеоне славянских богов – духах природы, память о которых сохранялась в крестьянской среде вплоть до середины XX в. Среди мифологических существ, которых стоило опасаться славянам, были лешие, кикиморы, волколаки (оборотни), водяные, русалки и др.

Общались с богами и духами жрецы-волхвы, владевшие различными видами магии, в том числе «волшебством» (заклинанием природы), «чародейством» (умевшие совершать магические действия с водой и отварами трав, находящимися в особом сосуде «чаре»), «облакогонительством» (вызыванием или прекращением дождей), «кобничеством» (гаданием по полету птиц), «хранильничеством» (изготовлением «хранильников» – оберегов), «кощунством» (составлением эпических песен и рассказов). Волхвы-наузники лечили людей, завязывая особые узелковые амулеты. Известны также зелейники, ведуны, ворожеи, баяны.

Глава 3

Русское государство в IX – начале XII в.

§ 1. Образование Русского государства. Норманская проблема в русской исторической науке

Политическое объединение восточнославянских племен произошло во второй половине IX в. Именно тогда и возникло Русское государство. Его правители подчинили большую часть северных и поднепровских земель. Сделав своей столицей Киев, князья Рюриковичи контролировали территорию от р. Альты на юго-востоке (не считая Тмутаракани – достоточно долго просуществовавшего русского анклава на Таманском полуострове), Днестра и верховьев Вислы на западе до Онежского озера и верховьев Северной Двины на севере.

Датой возникновения Русского государства традиционно признается 862 г. Именно тогда, по сообщению ПВЛ, править землями ильменских словен, кривичей и некоторых угро-финских племен (чудь, весь) был призван варяжский князь Рюрик.

Причина такого решения очевидна – «земли» восточных славян были крупными образованиями, превосходящими некоторые из европейских королевств того времени. Управлять ими можно, только делегируя властные полномочия силе, стоящей над родовым и племенным сообществом. В данном случае – варяжским князьям.

В XVIII в. в отечественной исторической науке возник и до сих пор не прекращается спор об этнической природе варягов. Инициировали его немецкие историки (Г. 3 Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер), работавшие в XVIII в. в Санкт-Петербургской академии наук и отождествившие летописных варягов с норманнами, выходцами из Скандинавии.

Вне России предположение о норманнском происхождении варягов было выдвинуто в Швеции еще в начале XVII в., когда придворные историки в Стокгольме сочинили миф о шведо-гипербореях, чтобы обосновать право своих королей на восточноевропейские земли, якобы принадлежавшие им с древнейших «гиперборейских» времен.

Тем не менее в России, как было выше сказано, о скандинавском происхождении Рюрика и его сподвижников заявили Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер. Их доводы сочли убедительными и русские историки, такие как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В. О. Ключевский.

Историки, отождествляющие варягов со скандинавами, есть и в настоящее время. Норманистов много среди российских археологов. Они аргументируют принадлежность варягов к скандинавам обнаружением в местах их проживания (Рюриково городище под Новгородом, Гнездово под Смоленском, Тимирево под Ярославлем, Шестовицы под Черниговым) предметов, отождествляемых ими с найденными на территории Швеции. На позиции норманизма стоят В. Я. Петрухин и Л. С. Клейн, попытавшийся доказать связь его оппонентов-антинорманистов с советской номенклатурой и заявивший, что после разрушения СССР, а вместе с ним и государственной поддержки антинор-манизм умер (см. его статью «Норманизм – антинорманизм – конец дискуссии» в ж-ле «Стратум плюс» за 1999 г.). Но антинорманизм не умер и не мог умереть, так как основывается на фактах, которые еще в XVIII в. привел М.В. Ломоносов. Он и его последователи обратили внимание на отсутствие заметных следов скандинавского влияния в русском языке и религии. Исходя из этого, Ломоносов предположил, что варяги – славяне с южного берега Балтийского моря. В настоящее время эту версию поддерживают исследователи, изучающие историю общественного быта и культуры Древней Руси[10].

Таким образом, существует странное, на первый взгляд, противоречие – в материальной культуре следы скандинавского влияния обнаружены, в духовной культуре – нет. Устраняет эту коллизию утверждение, что варяги – не этнос, а полиэтнос (этническое образование, включающее в себя выходцев из двух и более народов). Он сформировался из славян с южного берега Балтики, скандинавов, кельтов и даже угро-финнов, образовавших военный союз. К середине IX в. варяги приняли славянскую веру и говорили на славянском языке, почему призвание их и не встретило сколько-нибудь значительного сопротивления.

Следует добавить, что позиции антинорманистов существенно усилили результаты генетических исследований, показавшие, что Рюрик – реально живший предок князей Оболенских, Волконских,

Барятинских и др. – был носителем гаплогруппы Rial, встречающейся у русских, украинцев, белорусов, алтайцев, киргизов, хакасов, таджиков и индийцев. У потомков Мономаха отмечена гаплогруппа N1 с 1-L550, характерная для славян, проживавших на южном побережье Балтийского моря. Все это опровергает предположения о шведском либо датском происхождении Рюрика (хромосомная гаплогруппа, типичная для населения Скандинавии и Северо-Западной Европы, – II).

Укрепившись в Новгороде, варяг Рюрик раздал «волости» и «грады» – Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром своим «мужам». Одним из таких княжьих мужей был, очевидно, Аскольд. В 862 г., по версии ПВЛ, он был отпущен Рюриком в Царьград. Аскольд, вместе с другим воеводой – Диром, спустился вниз по Днепру в земли покоренных хазарами полян и отвоевал у них Киев. Совершив затем поход на Византию, воеводы вернулись в Киев и стали в нем княжить. Ими был установлен контроль над торговым путем «из варяг в греки». Следует учитывать, что Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская летопись называют этих князей потомками Кия (Длугош считал Дира братом Аскольда).

В 879 г., когда Рюрик умер, его сын Игорь был еще молод и не мог самостоятельно править Русской землей. Поэтому, по свидетельству ПВЛ, опеку над ним Рюрик поручил родственнику (по одним сведениям – племяннику, по другим, что вероятнее, – шурину Олегу[11]).