Книга История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение) - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Алексеевич Волков. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)

Для прекращения усобиц в 1097 г. в Любече был созван княжеский снем (съезд). В нем участвовали: Святополк II, Олег Святославич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич Волынский, Василько Теребовльский. Знаменитое решение этого снема провозглашало: «Каждый да держит отчину свою». Тем самым князья фактически признали состоявшимся фактом разделение прежде единой Киевской Руси на «отчины» – родовые владения отдельных княжеских семейств. В то же время Киев пока еще сохранил значение единой столицы.

После съезда усобицы не прекратились. Давыд Игоревич и Святополк Изяславич схватили Василька Теребовльского и ослепили его. Тогда Давыд и Олег Святославичи и Владимир Мономах собрались на съезд в Городце и потребовали от Святополка наказать подбившего его на преступление Давыда Игоревича. Святополк едва не лишился киевского престола и выполнил требование других князей. Но, изгнав Давыда с Волыни, Святополк решил овладеть и землями Ростиславичей. Поначалу безуспешно: его полки были разбиты в сражении на Рожном поле, а союзные ему венгерские войска короля Кальмана I – на р. Вагре в Карпатских горах (1099). По решению снема в Уветичах Святополк все же получил Волынь, а Давыд – Дорогобуж на Волыни.

§ 4. Встанья (восстания) в государстве Рюриковичей

В XI–XII вв. на Руси произошло несколько «встаний», как называли тогда на Руси народные возмущения и мятежи[17]. Сейчас, благодаря работам И. Я. Фроянова, П.П. Толочко, А. Г. Кузьмина, оспорен тезис об их «антифеодальном» характере. Описанные в летописи конфликты между княжеской властью и народом не были следствием классового антагонизма, более того, по мнению Кузьмина, «в то время крестьянские (видимо, в значении сельских миров, термин “крестьянин” более позднего происхождения) или городские общины, отстаивая свои традиционные права, на феодальные основы не покушались».

Первой из известных нам является Суздальская встань 1024 г. – выступление язычников в Суздальской земле. Вспыхнуло оно из-за засухи и неурожая. Воспользовавшись этим, волхвы подбили народ убивать «старшую чадь» (местную знать), которая якобы и не давала пролиться дождям. Подавил восстание срочно прибывший в Суздаль князь Ярослав Мудрый.

В ПВЛ содержится подробный рассказ и о другом языческом восстании, произошедшем в Ростовской земле в 1071 г. Там также случился неурожай, и два волхва из Ярославля стали обвинять в недороде знатных жен. Они убивали их, а себе забирали имущество убитых. Волхвы вместе с примкнувшими к ним людьми пришли в г. Белоозеро, однако туда же за данью для князя Святослава Ярославина прибыл воевода Ян Вышатич. Волхвов по его приказу повесили на дубе те, чьи родственники погибли по вине взбунтовавшихся язычников.

Ожесточенный характер приняло восстание в Новгороде в 1015 г., когда были перебиты варяги, творящие насилия над местными жителями. Княживший тогда в городе Ярослав Мудрый приказал казнить зачинщиков выступления. Однако, после известия о смерти отца – Владимира Святославича и вокняжении Святополка, поспешил примириться с новгородцами, дав им «правду» и «устав» – свод законов, обеспечивавших защиту их жизни и прав. Примирение произошло на вече – это первое его упоминание в летописи.

Подробно описано в ПВЛ Киевское восстание 1068 г. Оно вспыхнуло после поражения русских войск в битве с половцами хана Шарукана и отказа Изяслава Ярославича выдать киевлянам оружие из своих арсеналов.

Киевляне были не довольны прежде всего воеводой Коснячком, дававшим, по их мнению, плохие советы князю и, по-видимому, неудачно командовавшим городским полком в походе на половцев. Восстав, киевляне окружили двор Коснячка и хотели его убить. Но тому удалось скрыться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Девкалион – сын Прометея. Единственный спасшийся во время Потопа человек (вместе с женой Пиррой). В греческой мифологии – легендарный прародитель человечества.

2

Цезарь Бароний в работе над своими произведениями впервые использовал не только ряд неизвестных рукописных источников, но и материалы археологических раскопок из римских катакомб.

3

Первым из немецких историков, приглашенных работать в Россию, был известный норман-нист Готлиб Зигфрид Байер. В 1725 г. он прибыл в Петербург и возглавил кафедру по восточным древностям и языкам. Тогда же адъюнктом по истории, а с 1730 г. профессором стал его единомышленник Герард Фридрих Миллер.

4

Отечественная история. М., 1996. Т. 3. С. 651–655.

5

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб.: Алетейя, 1997. С. 66.

6

Автором «Повести временных лет» ранее считался монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако в написанных точно им произведениях («Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского» и «Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба») сюжетная линия отличается от летописной.

7

В настоящее время большинство исследователей полагают, что Ойуму соответствует Черняховская археологическая культура II–IV вв.

8

Сосновый лес славяне не жгли, так как сосны растут на песчаных почвах, на которых подсека не эффективна.

9

На заброшенное поле возвращались, когда восстанавливалось плодородие почвы, определяющим признаком его становилось появление дерна.

10

Ломоносов отметил, что варяжские князья «почитали, в поганстве будучи», не Одина с Тором, а вовсе даже Перуна. Не обнаруживаются в русском эпосе и обязательные для северогерманцев альвы (эльфы), цверги (гномы), йотуны (тролли) и прочие существа скандинавской мифологии. Кроме того, в начальный период истории России в русский язык, по подсчетам В. А. Мошина, вошло 6 скандинавских лексем. Укажем для примера, что в английском языке закрепилось около 10 тыс. слов из нормандского диалекта французского языка. И это только в период правления потомков Вильгельма Завоевателя, ведущего свой род от норманнов.

11

Обычай воспитания мальчика дядей по матери был очень распространенным у варяжских князей, а затем у их потомков, зачастую и при живом отце. Даже правнука Рюрика Владимира (будущего крестителя Руси) воспитывал и наставлял не отец – князь Святослав Игоревич, а Добрыня – родной брат Малуши, матери княжича.

12

По подсчетам О.М. Рапова крещение состоялось 1 августа 990 г. – См.: Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами // Вопросы истории. 1984. № 6. С. 45–46.

13

В настоящее время предположение Анжея Поппэ о том, что поход Владимира на Херсонес – это эпизод подавления мятежа Варды Склира и Варды Фоки, поддержанного жителями этого города, признается большинством историков. Действительно, взятие Херсонеса отвечало и интересам базилевсов, и интересам самого Владимира. Предположение А. Ю. Карпова о походе в отместку за попытку обмануть Владимира, прислав под именем Анны Руфы другую женщину, источниками не подтверждается.

14

О том, что громовая стрела (камень) – «богомерзкая вещь», свидетельствует Новгородская (Софийская) кормчая конца XIII в.

15

Летописец сообщает, что Владимир после гибели Ярополка взял в жены его жену, которая была беременна, и поэтому называет Святополка I сыном двух отцов («от двою отцю»), и добавляет с намеком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает». Возможно, этот назидательный фрагмент ПВЛ представляет собой позднейшую легендарную вставку: древнейший текст Новгородской I летописи без оговорок именует Святополка сыном Владимира, то же сообщает и Титмар Мерзебургский.

16

Городецкий снем считается первым из известных нам княжеских съездов на Руси.

17

Б. А. Рыбаков считал народным восстанием и убийство дрелянами князя Игоря. – Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964. С. 40–41.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги