С 1678 года[260] город Валансьен уже принадлежит Франции, и к началу XVIII века кружева валансьен значительно видоизменяются. К концу 1710-х годов здесь уже выплетают иное кружево – узкое, на простой ромбовидной сетке. Это новое кружево получило название «истинного валансьен» (vraie valenciennes), в отличие от более раннего варианта со смешанными сетками, которое все еще производили в окрестностях города. Ранний валансьен получил название «ложный» (fausse valenciennes). Производство кружева достигло кульминации в период с 1725-го по 1780-е годы, когда только в само́м городе было занято от трех до четырех тысяч кружевниц.
Во время Великой французской революции валансьен разделил судьбу всего французского кружева, но ему повезло немного меньше, чем другим видам, поскольку впоследствии традиции его изготовления так и не возродились в полном объеме.
После революции многие кружевницы вынуждены были покинуть родину и плели валансьен уже в эмиграции. Центрами производства валансьен стали уже бельгийские города Алст, Ипр, Брюгге, Гент, Менен и Куртре[261], причем произведенное в каждом из городов кружево имело свои отличительные особенности. С этого времени фоновая сетка кружева валансьен принимает самые различные формы; так, одновременно встречались и круглые и ромбовидные ячейки.
В Россию производство валансьен было занесено с XIX века; его выплетали в городах Ельце, Мценске Орловской губернии, в Вологодской губернии.
Бытование. Ограниченная ширина, а также повышенная прочность валансьен[262] обусловили его применение для отделки белья. Истинные валансьен – практически не рвущиеся – получили имя «вечного валансьен» из-за своей долговечности. Представители аристократии и высшего среднего класса использовали его в том числе и как инвестиции. Однако, несмотря на прочность, долговечность и высокую цену, валансьен никогда не входил в число наиболее изысканных кружев, какими считались кружева шитые. Вследствие этого он никогда не украшал собой парадную одежду. Его уделом оставалась домашняя, дачная одежда, а также нательное и постельное белье. Самая частая форма применения валансьен – прошивка для отделки роскошного белья.
Более «публичная» жизнь была у другого французского плетеного кружева под названием шантильи (также шантийи, chantilly), нежного, воздушного и тонкого, как паутинка, до прозрачности.
Материалом для производства служил матовый шелк «гренадин але»(grenadine d’alais) черного, реже белого или кремового цвета. С 1740 года известны шантильи из льна[263].
Метод производства. Узор выплетался приемом «сеточка», что придавало ему среднюю плотность. Это отличало шантильи от очень близких ему структурно блондовых кружев, намного более плотный узор которых выполнялся полотнянкой. Контуры рисунка обводились кордонне из толстой нескрученной блестящей шелковой нити. Рисунок раппорта равномерно повторялся по всей длине изделия. Доступная ширина изделия ограничивалась шириной подушки; обычно она составляла восемь-девять сантиметров, максимум двенадцать.
Изделия большого размера – чаще всего это были шали и накидки – вырабатывались с 1758 года, когда кружевницы из Нижней Нормандии создали технику соединения сегментов в единое целое незаметным игольным швом, получившим название point de racroc, или raccroc. Готовым изделиям придавалась жесткость с помощью аппретуры из гуммиарабика или камеди.
Рисунок. Основные узоры – цветочные, в том числе натуралистически выполненные розы, тюльпаны, ирисы. Цветы дополнялись мотивами из виноградной лозы, лент, картушей, иногда фигурками птиц, младенцев «путти». Фоновая сетка шантильи – шестигранная (гексагональная), под названием «фон шант»; она повторялась и в блондовом кружеве, выпускаемом в Шантильи[264].
История. Производство было основано герцогиней де Лонгвиль (Anne Geneviève de Bourbon) в начале XVII века в городе Шантильи, расположенном к северу от Парижа. В то же время здесь работала школа герцогини де Роган (Marie Aimе́e de Rohan)[265], где выпускались белые кружева с шелковой сканью на тонком чистом фоне. Эти кружева по своему виду были очень близки к продукции города Лилля. Несколько дополнительных центров по производству шантильи было расположено в бельгийском городе Грамон, который назывался «Бельгийским домом шантильи», и в его окрестностях[266].
Ранее кружево шантильи было кремового цвета; под торговым именем «блонды» оно поставлялось в Испанию. Кружева этого времени встречаются крайне редко, поскольку для закрепления красителей использовали железные протравы, которые стали причиной быстрого гниения нитей.
Примерно к середине XVIII века в Шантильи начали производить кружева черного цвета. Производство процветало вплоть до Великой французской революции, когда замок Шантильи был разграблен[267].
В 1804–1815 годах происходит возрождение Шантильи, связанное с указом Наполеона I Бонапарта, который постановил носить при дворе только шантильи и алансон. Одновременно на экспорт производится крупноузорная разновидность шантильи – блонды. Они в большом количестве вывозились в Испанию, ее американские колонии, а также в Голландию, Россию, Германию, Португалию и Англию.
С конца 1830-х годов появилось машинное кружево типа шантильи. Оно было в моде наравне с кружевом ручной работы; в огромных количествах его изготавливали во французских городах Кале и Кодри[268].
Пик моды на шантильи пришелся на 1850–1870-е годы, когда производились очень вычурные экземпляры. Особенно популярна была отделка дамского платья кружевными воланами, а также крупные шали, шарфы, мантильи, фишю, барбы. Черное шелковое кружево предоставляло возможность вдовам носить траур эффектно и элегантно: «Из множества шляп замечена была одна из тонкой черной соломы с черной шелковой лентой, завязанной спереди двойным бантом; она придержана простой каучуковой тесемкой, на полях вуалетка cambrai (новомодное машинное шантильи. – Б. Ш.). Шляпа назначалась для траура»[269].
В это время шантильи становится столь популярно, что его копии в огромных количествах изготавливаются не только на севере Франции, но и в Бельгии, Англии и России. Самым знаменитым производителем шантильи того времени считается Пьер Ландри (Pierre Landry), он же был и автором рисунков для кружева.
Тем временем спрос на дорогостоящее кружево ручной работы снижался, и в 1870 году кружевной дом Шантильи разорился, оставив после себя значительное количество незавершенных изделий. С этого времени на кружевном рынке находилось шантильи в основном машинной выработки, высокое качество которого позволяло ему быть на пике моды долгое время.
«Кружева шантильи снова входят в моду; их вставляют в шелковый муслин или в черную прозрачную вуаль; их драпируют тюниками или покрывают платья из вышитого батиста или белого кружева. Что может быть красивее сочетания тонких кружев и тонкой вышивки! Этим старинным кружевом покрывают блестящий атлас и очень часто атлас яркого цвета: светло-синего, василькового, который смягчается под черным кружевом. Матовые аграмантовые отделки гарнируют платья из черного шантильи и вышитого батиста, тогда как для платьев из кружева и атласа употребляют стеклярусные отделки. Вышивки крупным и мелким стеклярусом очень богаты, но слишком тяжелы для кружева. Не лучше ли, если вы обладаете таким ценным кружевом, которое переходило из поколения в поколение, отложить для другой комбинации, а в данном случае заменить его имитацией, которая выдержит тяжесть стекляруса?» – советовали ценители этого изящного вида кружева[270].
Шантильи ручной работы довольно быстро вышло из обращения и к началу XX века осталось только в модных домах как принадлежность высокой моды либо в аристократических кругах, где нашло свое место чаще всего в приданом.
Бытование. Шантильи белого цвета использовалось в основном для свадебного наряда невесты. Черное шантильи стало самым известным из всех видов черного кружева. Оно получило статус кружева высокой моды[271], незаменимой части вечернего туалета, поскольку яркие ткани вечерних платьев и черное кружево хорошо дополняли друг друга. Также шантильи было самым распространенным кружевом для декорирования траурных одежд.
Такая разновидность шантильи, как блонды[272], оставалась в моде чуть дольше. Это плетеное парное кружево было в основном представлено штучными вещами.
Материалом для изготовления этого сорта кружева служили несученые шелковые нити белого или золотистого (светлого меда) оттенка, изредка черного. Цветы и листья выплетались из более глянцевитой толстой нити, чем сетка. Иногда контур узора украшали металлизированной плоской нитью скани.
Если принять французскую версию происхождения кружева, первоначально блонды были сделаны из натурального цвета дикого шелка, импортируемого из Китая, отсюда и его название. Позднее, когда было обнаружено искусство отбеливания шелка, блонды приобрели особенный серебристый оттенок. Черные блонды – самые поздние, XIX века, с намного более крупными ячейками. В России особое предпочтение отдавали цветным блондам[273].
Метод производства. Метод производства кружевных полотен крупного размера в целом повторяет технику шантильи, когда отдельные элементы соединялись в целое «невидимым» швом point de racroc. Однако в некоторых случаях, когда сегменты выполнялись из нитей несколько отличающихся друг от друга оттенков, части целого могли быть различимы.
Согласно бытовавшему среди кружевниц мнению, блонды были настолько нежными, что изготавливать их могли только женщины с особенно сухой кожей рук, чтобы не пачкать кружево. По этой же причине блонды выплетали преимущественно летом, только на открытом воздухе, а в холодное время года – в специальных мастерских, построенных над помещениями для зимнего содержания скота. Дыхание животных несколько нагревало воздух мастерских, в которых не разрешалось топить печи, чтобы не испачкать дымом и сажей дорогое нежное кружево.
С первых годов XIX века на кружевном рынке появились блонды не только ручного, но и машинного изготовления. Были известны различные имитации блондового кружева, выполнявшиеся на машинах Ливерса, Ноттингем (в технике lace curtain), на пашер-машине и в технике строчевой вышивки[274]. Наибольшее количество машинных блондов производилось во Франции для испанского рынка. Блонды машинного производства обыкновенно были малоудовлетворительного качества.
Рисунок. Характерные черты этого вида кружева – волнистый край и укрупнение рисунка к этому краю. Мотивы узора – растительные, тяжелые, из плотной полотнянки со сканью по внешнему краю мотивов, на очень тонкой прозрачной сетке.
История. Блонды известны с 1745 года[275]. Изначально блонды выплетали во Франции в городах Шантильи, Байе, Кан, Нюи[276], причем кружева имели различные характеристики в зависимости от места изготовления. Из-за отсутствия централизованного производства и контроля над работой крестьянок и сам рисунок, и фоновая сетка кружева, произведенного в регионах, не вполне правильные и, следовательно, не такие узнаваемые.
Затем производство началось и в Испании. В Барселоне производили черные и белые блондовые мантильи характерного густого тяжелого рисунка на фоне из легкой сетки. В России блонды плели в городе Балахна Нижегородской губернии.
Некоторые эксперты считают[277], что блонды имеют не французское, а испанское происхождение, и называют его родиной Каталонию, чаще всего Барселону. Наиболее древнее каталонское кружево относится к XIV веку. Оно выполнялось из черного, белого и цветного шелка, с включением золотных нитей, жемчуга и драгоценных камней. Узоры, которые использовали каталонские мастерицы, – это не только цветочные мотивы, но и пейзажи, фигуры.
Родство старинного каталонского кружева и классических блондов на первый взгляд не прослеживается. Однако рисунок каталонских блондов выглядит очень эффектно именно за счет сочетания плотного крупного рисунка и прозрачного фона.
Позже дизайн каталонских блондов изменился в соответствии с французским влиянием: мотивы стали меньше и строже, выработка проще. Одновременно не прекращалось производство традиционного каталонского цветного шелкового кружева с включением золотной нити; оба сорта имели взаимовлияние.
Бытование. Блонды – наиболее распространенное кружево для испанских мантилий, а также для свадебных платьев и аксессуаров к нему.
Еще один сорт плетеного западноевропейского кружева, послуживший прообразом для кружевных работ во многих культурах, – малин (нидерл. Mechelen, фр. Malines) – прозрачное и воздушное, мягкое и нежное кружево. Это одно из самых известных фламандских кружев с именем «Queen of Laces» – королева кружева[278].
Материал. Сделано из тонкой фламандской льняной нити.
Метод производства. Плетеное многопарное кружево; редко встречается шире пятнадцати сантиметров из-за большого числа коклюшек.
Рисунок. Кружево выполняется на тюлевой мелкоячеистой сетке, шестигранной или круглой. В шестигранной сетке две продольные стороны сплетены из четырех нитей, другие стороны состоят из двух нитей, скрученных между собой. Возможно заполнение фоновой сетки в технике «глаз куропатки» (oeil de perdrix) и «снежками» (fond de neige), как и в раннем валансьен.
На сетке располагается легкий рокайльный орнамент. Основной мотив – цветы. Узор контурирован с помощью скани из более тяжелой блестящей льняной нити серебристого цвета; это одна из специфических особенностей малин. Такая блестящая скань проходит через весь рисунок. Второй характерной чертой малин является наличие на тюлевом фоне, помимо основного узора, еще и мелких мушек, или так называемых «насыпных» цветочков.
История. Дата начала производства – предположительно около 1665 года[279]; в 1681 году население города Малин уже занимается производством белого кружева под одноименным названием. Вскоре оно входит в моду; особенно его любили в английской королевской семье. Кружево типа малин производилось и в других городах Фландрии – Антверпене и Лувене, а также в северофранцузском городе Лилле. В России кружево типа малин выплетали в городе Калязине Тверской губернии и в городах Орловской губернии[280].
Бытование. Малин пользовался большим спросом при французском и английском королевских дворах. Это кружево широко использовалось с конца XVIII века, в период моды на легкие ткани: индийский муслин, батист и кисею. Малин наилучшим образом сочеталось с этими легкими тканями, выгодно окаймляя их, что сделало его особенно любимым в летние месяцы[281]. Также кружево малин, наряду с шантильи, традиционно служило отделкой для женских чепцов с длинными «ушками» (lappets)[282].
Впоследствии малин выходит из моды; непосредственной причиной исчезновения малин из широкого обращения стала растущая популярность блондов, а окончательное свержение «королевы кружева» произошло из-за экспансии простого машинного кружева.
Плетеное кружево Англии, английских колоний и Ирландии
Самым тонким и изящным кружевом Англии называют сорт бакс (bucks, bucks point, buckinghamshire point).
Материал. Льняная или шелковая нить.
Метод производства. Плетеное парное кружево, которое изготавливается в полную ширину, без сборки.
Рисунок. Незатейливый рисунок этого сорта в общих чертах схож с французским кружевом города Лилля, поэтому его второе название – английский лилль; своей легкостью также он немного напоминает кружево малин. Узор простой, но изящный, цветочный или геометрический, слегка подчеркнутый нитью скани. Может иметь пикотированный край.
История. Кружева бакс известны с конца XVI века; они описаны в 4-й сцене 2-го акта шекспировской «Двенадцатой ночи» (1600–1602), где их упоминает герцог Орсино[283]:
А, братец, спой вчерашнюю нам песню! — Послушай, мальчик, старая, простая. Вязальщицы, работая на солнце, И девушки, плетя костями нити, Поют ее; она во всем правдива И тешится невинностью любви, как старина[284].К 1623 году относятся первые документированные сведения об изготовлении bucks point[285]. Первоначально оно имело вид, приближенный к торшону. Современная форма была разработана в конце XVII века под влиянием фландрских и французских беженцев.
Основным центром производства было графство Бакингемшир (Buckinghamshire) в Юго-Восточной Англии; название Bucks происходит от сокращенного названия графства. Оно также производилось в близлежащих графствах Бедфордшир и Нортгемптоншир.
Несмотря на внешнее изящество бакс, гораздо более любимым и поэтому значительно более распространенным среди массива английского кружева был другой сорт кружева, который производился также в Юго-Восточной Англии. Это хонитон (honiton).
Материал. Как и бакс, хонитон выполнялся из фландрской льняной нити[286]. Качество материала всегда было одним из слабых мест кружева Англии, где никогда не пряли тончайших льняных нитей. Нити, импортированные из континентальной части Европы, несмотря на их весьма высокую цену, были более низкого качества, чем те, что использовались французскими и фламандскими кружевницами.
Метод производства. Плетеное сцепное кружево. В зависимости от способа производства, хонитон делился на три вида: простой хонитон, хонитон аплике и рельефный хонитон.
Хонитон аплике изготавливался способом аппликации отдельно сплетенных элементов на сетку, ручного или машинного изготовления. Узоры этого стиля – побеги и цветы. Наиболее тщательно разработанные хонитон аплике имели элементы (чаще всего лепестки цветов), частично отделенные от фона.
С 1845 года техника хонитон упростилась и выполнялась не только на сетке, но и с бридами, которые могли быть шитые, но чаще плетеные. Иногда бриды украшались пико.
Отличительной чертой рельефного хонитона был шнурок скани, непрерывно окаймляющий узор. Введение скани служило двум целям: обогащению внешнего вида кружева высоким рельефом и одновременно сокрытию швов, соединяющих части работы.
Рисунок. Лучшие образцы хонитона были близки к сцепным кружевам дюшесс, что неудивительно, учитывая его фландрское происхождение. С 1860-х годов дизайн в виде традиционных цветов, плодов и листьев тяготел к натурализму.
История. Изготовление кружева в городе Хонитон графства Девоншир было основано фламандскими беженцами-протестантами, спасающимися от преследований герцога Альбы в 1568–1577 годах. Кружево плели не только в городе, но и в окрестных деревнях. Каждая местность разрабатывала свой особый стиль. Расцвет производства Хонитона пришелся на конец XVII – начало XVIII века.
Бытование. Хонитон аплике получил особое распространение среди небогатого населения после появления машинной тюлевой сетки, которая охотно использовалась ими для аппликации элементов, выполненных вручную. Вскоре механическое соединение превратило легендарный хонитон в бессмысленный набор фрагментов.
Однако хонитон в старинном стиле, выполненный полностью вручную, был любимым кружевом королевы Виктории, чье свадебное платье в 1840 году украшал именно хонитон[287]. Дочь Виктории принцесса Алиса Гессенская и невеста ее старшего сына принцесса Александра Датская также выбрали хонитон для декора своих свадебных платьев в 1862 и 1863 годах соответственно[288].
Модное с середины XVIII века до начала XIX века, производство хонитона пришло в упадок с широким распространением в Англии машинного кружева.
Несколько дольше здесь было популярно демократичное мальтезе (maltese) – кружево в английских традициях, сделанное на Мальте в период ее английской колонизации.
Материал. Старинные мальтийские кружева были сделаны из тонких льняных нитей, поздние – из глянцевого шелка, чаще всего кремового или черного цвета, а также из так называемого «полульна» – льна с добавлением хлопка[289]. Шелк, который использовали для изготовления мальтезе, также был пригоден для производства блондового кружева, как французского, так и испанского[290].
Метод производства. Многопарное, полностью плетеное на подушке. Английским аналогом мальтезе выступило бедфордширское кружево (см. ниже); эти два вида были настолько близки, что зачастую объединялись под названием бедфордшир-мальтийские.
Рисунок. Дизайн мальтийского кружева был всегда несложных геометрических форм. Его отличительный признак – многочисленные плотные насновки, которые комбинировались, образуя рисунок в виде стилизованного мальтийского креста. Как и кружево клюни, мальтезе только отдаленно напоминало свой прототип – старинные греческие гипюры XVI века[291].
История. Мальтезе, как кружево быстрого изготовления, было изобретено в XIX веке, в попытке финансово поддержать жительниц Мальты[292]. Новые мальтезе были представлены на Всемирной выставке в 1851 году, где они имели успех. Мальтийское кружево вошло в моду, а способ его изготовления стал популярен не только на Мальте и в Англии, но и в других английских колониях[293], в Ирландии и в континентальной Европе.
Бытование. Множество мальтезе использовали для отделки платьев во время моды на черное кружево. Вместе с ухудшением качества произошло смещение области применения от вечерней моды к повседневному быту. В этих новых условиях оно применялось только для отделки носовых платков, столового и постельного белья и, изредка, простой одежды.
По своим свойствам к мальтезе было близко кружево бедфордшир (bedfordshire) – английское кружево, также известное под укороченным именем «бед», «бедф».
Материал. Из тяжелых льняных или хлопковых нитей.
Метод производства. Плетеное многопарное кружево. Имеет некоторое сходство с кружевом клюни, как внешне, так и в способе производства. Наиболее ярким элементом, объединяющим эти два вида, был прием «воздушный стежок», который применяется только в клюни и бедф.
Рисунок. Основные принципы дизайна бедф были заимствованы у мальтийского кружева[294]. Характерной особенностью кружева бедф является его уникальный, всегда разный по форме, но неизменно многоточечный край, что отличает его от родственного клюни. Листья узора в бедф всегда были длинными и узкими, их форма близка к прямоугольной, насновки также прямоугольные; это заимствование из хонитон отличало бедф и от мальтийского кружева.
История кружева бедф весьма непродолжительна. Оно приобрело известность после Всемирной «Великой выставки промышленных работ всех народов» 1851 года, проходившей в Лондоне[295], несмотря на то что в разделе «Кружево и вышивка» экспонировалось всего два образца бедф[296]. На Международной выставке 1862 года почти все кружева, представленные Восточным Мидлендом (куда входит и Бедфордшир), были бедфордшир-мальтийские. Однако с 1865 года, когда появился бедф машинной работы, промысел начал угасать. Количество мастериц, способных выполнить этот сложный в работе вид кружева, неизменно сокращалось[297].
Бытование. Конкуренцию бедфордширскому кружеву составлял более изящный хонитон. Покупателями бедф поначалу были средние классы, но они отказались от его потребления сразу же, как только стало доступным качественное машинное кружево, на взгляд обывателя практически неотличимое от более дорогостоящего и менее практичного кружева ручного изготовления.
Конкуренции со стороны машин, казалось бы, не испытывали кружева Ирландии, имевшие весьма самобытный вид. Самым необычным и эффектным из всего ирландского кружева является ирландское кроше (irish crochet, crocheted lace) – вязаное крючком кружево массового производства.
Материал. Из хлопковых прочных ниток двойного скручивания под одноименным названием «кроше», а также из шерстяных нитей.
Метод производства. Изготавливалось с помощью вязального крючка из отдельных мотивов. Фрагменты раскладывали на выкройке и соединяли их решеткой или вязаными из тамбурной цепочки пикотированными бридами по эскизу. Этот метод был особенно удобен для изготовления штучных предметов гардероба.
Рисунок. Большинство образцов кроше подражали венецианскому гипюру[298], что обусловило его второе название – кружево «ренессанс».
История. Вязаное кружево стало популярным с середины XIX века, но встречалось и ранее: искусство изготовления ажура посредством вязального крючка было известно еще с XVI века. Кроше производилось во многих местностях Европы, но ирландским называлось только кроше лучшего качества независимо от места его изготовления[299]. Ирландия, особенно графство Монахан, выпускала довольно много высококачественного кроше, что и дало ему название; кроме того, здесь производство кроше началось раньше, чем в Англии.