Бытование. Этот вид кружева был очень популярен во второй половине XIX – начале XX века, во время востребованности «быстрого» кружева, так как техника кроше была весьма удобна для массового производства. Использовалось для создания мерного и особенно штучного кружева, а также для декорирования предметов интерьера.
Кроше довольно точно имитировалось машиной шиффли (Schiffli).
Не менее оригинальным и изящным ирландским кружевом было йол (youghal, irish point, фр. point d’Irlande), сделанное в одноименном городе графства Корк.
Материал. Из хлопковых нитей.
Метод производства. Плоское шитое кружево, без кордонне. Каждый мотив обшивался петельным швом; края оформлялись «венецианским стежком» – бордюром с узелками. Мотивы соединялись шитыми бридами в форме округлых шестигранников; бриды украшались малыми пико. Имелось затенение лепестков, которое выполнялось с помощью изменения плотности петельного шва[300]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Эти строки принадлежат неизвестному фламандскому поэту. См.: Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 103–104.
2
Хроника моды // Вестник моды. 1894. № 7. С. 65–66.
3
Gautier Th. De la mode (1858). Цит. по: Fortassier R. Les е́crivains franсais et la mode: de Balzac a nos jours. Paris, 1988. P. 68.
4
Мысли о женщине // Женская жизнь. 1914. № 2. С. 22.
5
Костюмология является молодой дисциплиной, методология которой находится в стадии формирования. Используемая в книге методология находится на пересечении подходов А. В. Арциховского, А. Л. Монгайта, Ю. Л. Щаповой и Ю. Б. Демиденко. См.: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. Очерки археологии. М.: АН СССР, 1959. С. 185; Демиденко Ю. Б. История костюма как историческая дисциплина // Теория моды: одежда, тело, культура. 2006–2007. № 2. С. 23; Щапова Ю. Л. Введение в вещеведение: естественно-научный подход к изучению древних вещей. М.: Изд-во МГУ, 2000.
6
По А. В. Арциховскому. См.: Щапова Ю. Л. Введение в вещеведение. С. 16.
7
Приведем один из способов выполнения кружевных инкрустаций: «В настоящее время в большой моде платья, блузы и белье украшать прошивками и разными кружевными мотивами. В виду этого мы думаем дать нашим читательницам некоторые полезные указания. Прошивки и кружевные фигуры пришиваются по узору или правильными рядами и затем вырезается материя. Реже встречаются формы, где прошивка сшивается с полосой материи, обыкновенно этим способом составляют воланы серпантин; в этом случае полосы подрубаются сперва и собираются по мере надобности. Самый лучший шов для вшивания прошивки – ручной французский, [или же] края пристрачиваются на машине. В первом случае прошивку пришивают с правой стороны около самого края мелкими стежками вперед иголку, затем с левой стороны отрезают материю, оставив узенький край, который свертывают в виде руло и пришивают петельными стежками. Если прошивку следует расположить фестонами, то надо сперва пришить широкий край и узкий собрать по мере надобности. Необходимо обращать внимание на сорт прошивки. У некоторых прошивок и кружев по прямому краю продета нитка, которой легко можно собрать прошивку и кружево. [Другая] инкрустация применяется к более плотным тканям, как полотно, чесуча и т. п. В этом случае прошивку наметывают отступя немного от края, вырезают материю, загибают рубчик и прострачивают с правой стороны по самому краю. На углах вырезают аккуратно прошивку и края сшивают плотным петельным швом, или же угол можно зашить и прошивку расправить в виде бантовой складки. В тех местах, где прошивки перекрещиваются, нижнюю отрезают для того, чтобы узор был прозрачный; края же сшивают очень аккуратно. Кружевные мотивы с зубцами и фестонами пришиваются частыми рубильными стежками, а отрезанный с левой стороны край материи скрепляется только частой обметкой». См.: Кружевные инкрустации. Практические советы в области домашнего шитья // Вестник моды. 1910. № 18. С. 180.
8
Эти образцы находятся в коллекции Британского музея в Лондоне.
9
Подробнее см.: Орфинская О. В., Шапиро Б. Л. Золотные ткани и золотосеребряное кружево в женских головных уборах XVIII века: результаты исследования археологического текстиля из Нижнего Новгорода // Поволжская археология. 2015. № 3 (13). С. 92–111.
10
Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 176.
11
Юрова Е. С. Старинные узоры для вышивания: обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII века. М., 2010. С. 175, 177.
12
Моисеенко Е. Ю. Русская вышивка XVII – начала XX века. Л., 1978. С. 22; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 303.
13
Сабурова М. А. Находки деталей одежды в Суздальской земле и их значение для изучения истории формирования русского национального костюма // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Материалы международного научно-образовательного семинара, 25–26 ноября 2011 г. / Сост., ред. Ю. В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. С. 152; Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 50, 150; Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье // Вопросы реставрации: сборник Центральных государственных реставрационных мастерских. Вып. 1 / Под. ред. И. Э. Грабаря М., 1926. С. 121–122.
14
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 655.
15
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 118.
16
Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М., 2004. С. 254; Полякова Е. В. К вопросу о терминологии русских золотных тканей XIX века // Забелинские научные чтения – год 2006-й. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 2007. С. 409–410.
17
Большинство из них указаны в разделе «Рекомендуемые места для посещения».
18
Согласно «Статистике произведений печати, вышедших в России в 1913 г.», здесь издавалось пятнадцать периодических изданий, посвященных модной тематике, из них тринадцать на русском языке. См.: Россия накануне Первой мировой войны. Статистико-документальный справочник. М.: Самотека, 2008. С. 374.
19
Например, журнал «Модный магазин» сопровождался рисунками работы Густава Жане (Gustave Janet).
20
От редакции // Моды и рукоделия. 1876. № 1. С. 1.
21
Опубликовано частично в: Шапиро Б. Л. Кружевные вещи в дворянском мужском костюме XVIII в. по материалам сговорных записей и росписей приданого // «История кружева – история страны»: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 3 ноября 2016 г. / Сост. Рычкова Е. А. М.: Интерпринт, 2016. С. 16–18; Шапиро Б. Л. Сословный женский костюм XVIII – начала XX в. по материалам сговорных записей и росписей приданого // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время: материалы научно-образовательного семинара, 24–25 сентября 2015 г. / Сост. Ю. В. Степанова; науч. ред. Н. В. Жилина. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. С. 84–102.
22
Куракин Ф. А. Восемнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива. Т. 1. М., 2013. С. 457–458.
23
То есть воротника.
24
Городская семья XVIII века. Семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / Сост., вводн. ст. и коммент. Н. В. Козловой. М., 2002. С. 408–410.
25
Отголоски XVIII века. Приданое княгини Н. Б. Долгоруковой // Русский архив. 1897. № 11. С. 433–440.
26
Роспись приданому 1717 г. // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. С. 5–13.
27
Роспись приданому для Катерины Романовны [Дашковой] // Архив Князя Воронцова. Книга 21. М., 1881. C. 379–382.
28
Куракин Ф. А. Восемнадцатый век. С. 458; Роспись приданому, подписанная княгиней Натальей Голицыной // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. C. 1–4.
29
Рядная графини Евдокии Даниловны Бестужевой-Рюминой, рожденной Разумовской // Васильчиков А. А. Семейство Разумовских: в 5 т. Т. 1. СПб., 1880. С. XXVII.
30
Роспись приданому 1717 г. // Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. С. 7.
31
Здесь приводится одно из множества имеющихся определений кружева, которое кажется нам наиболее убедительным. См.: Бирюкова Н. Ю. Западноевропейское кружево XVI–XIX вв. в собрании Эрмитажа. Л., 1959. С. 3.
32
Технология большинства из них представлена в бестселлере: Dillmont Th. Encyclopedia of Neeedlework. Newcastle-on-Tyne: T. Hunter, 1890.
33
Cole A. S. Ancient Needlepoint and Pillow Lace: With Notes on the History of Lace-making and descriptions of thirty examples. London, 1875. P. 2.
34
Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors: an account of the different styles of lace, their history, characteristics & manufacture. London; New York, 1909. Р. 13.
35
The Queen Lace Book. London, 1874. Р. 7–8.
36
Верховская А. С. Западноевропейская вышивка XII–XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961. С. 13.
37
The Queen Lace Book. Р. 5–6.
38
Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors. Р. 7.
39
Ibid.
40
Ibid.
41
Dillmont Th. Le Filet-Guipure. Mulhouse, 1870.
42
Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957. С. 45.
43
Практичное употребление филе // Вестник моды. 1913. № 4. С. 31.
44
Palliser F. B. A History of Lace. London, 1865. Р. 18.
45
Маслова Г. С. Орнамент русской вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978. С. 50–52; Народный промысел «Крестецкая строчка». СПб., 2000.
46
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 49.
47
Buratto в переводе с итальянского – сито, грубая ткань.
48
Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Identifying, Collecting, and Preserving American Lace. New York, 1988. Р. 46.
49
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 48.
50
Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. London, 1869. Р. 51.
51
The Queen Lace Book. Р. 12.
52
Курс женских рукоделий. СПб., 1902. С. 321.
53
The Queen Lace Book. Р. 13.
54
В средиземноморском и анатолийских регионах Турции, на Кипре, Родосе, в Палестине, Алжире и т. д.
55
Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Р. 44.
56
Одним из самых ранних предметов, выполненных в этой технике, является шапочка или сетка для волос, датируемая 1400 годом до н. э. Шапочка была воспроизведена методом плетения спрэнг датской студенткой Петрой Годскезен (Petra Godskesen) в 1880 году и в 1889 году представлена на Всемирной выставке в Париже. См.: Абушенко Н. А. Плетеное кружево – загадка глубокой древности. СПб., 2010. С. 43.
57
Там же. С. 39.
58
Warnick K., Nilsson Sh. Legacy of Lace. Р. 62.
59
Collingwood Р. The techniques of sprang: plaiting on stretched threads. New York, 1974. Р. 20, 23.
60
Лауридсен И. Датское кружево в Павловском дворце. К выставке 5 марта – 31 июля 2012 / Пер. М. Ненарокомова, С. Данилин. СПб., 2012. С. 3.
61
Vecellio C. Corona delle nobili, et virtvose donne. Venetia, 1592.
62
Vinciolo F. Les Singvliers Et Novveaux Povrtraicts. Venetia, 1587.
63
The Queen Lace Book. Р. 9.
64
Опись раздела имущества между сестрами Ангелой и Ипполитой Сфорца / Angela & Ippolita Sforza Visconti. См.: Palliser F. B. A History of Lace. 1869. Р. 51.
65
The Queen Lace Book. Р. 10.
66
Ibid.
67
Абушенко Н. А. Плетеное кружево – загадка глубокой древности. С. 18.
68
Частично опубликовано: Шапиро Б. Л. Золото-серебряный декор одежды в XIII–XVIII вв. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2015. № 4. С. 54–74.
69
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. // Сборник статей по истории материальной культуры XVI–XIX вв. Труды ГИМ. Вып. XIII. М., 1941. С. 168.
70
Palliser F. B. A History of Lace. 1865. Р. 55.
71
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844. С. 7.
72
Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 7, 147, 149.
73
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983. С. 31.
74
Левинсон-Нечаева М. Н. Серебряная кружевная мантия XVIII в. // Сборник Оружейной палаты. М., 1925. С. 135.
75
Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. статей. Вып. 5. М., 2012. С. 58; Золото-серебряное кружево XVII – начала XX века в собрании Сергиево-Посадского музея. Каталог / Авт. вступ. ст. и сост. Г. К. Баранова. М., 1993. С. 89–92.
76
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1869. С. 629.
77
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655; Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. М., 2014. С. 81.
78
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С. 144.
79
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 20.
80
Здесь «штука» – полностью законченный кусок кружева, аналогичный «ткацкому куску».
81
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123–124.
82
Выжиги, в силу их высокой ценности, были предметом особого внимания и беспокойства. Выжигание, проводимое официально (например, старого, потерявшего блеск и цвет галуна), сопровождалось строгими формальностями и находилось в ведении высшего командования. Так, ордер на выжигание был выдан офицеру Лейб-компании Гендрикову, при условии его личного присутствия при процедуре. По окончании требовалось сообщить о весе полученного драгоценного металла командующему ротой А. Г. Разумовскому. См.: Панчулидзев С. А. История кавалергардов. 1724–1799–1899: в 4 т. Т. 1. С. 372. Полковая инструкция на этот счет гласила следующее: «полковнику конного полка… О покупках, подрядах и приемах в полк вещей. По прошествии положенных сроков… золотой галун с шляп, по выслужении срока отбирая, выжигать, и ту выжигу при полку сбирать, из чего со временем в полку можно сперва трубы, а потом и литавры серебряные сделать, что к немалой красе полку служить будет, понеже оные бессрочно положены». См.: Материалы по истории русского военного мундира 1730–1801. Сборник документов: в 2 т. Т. 2. С. 88. Так выжиги мундирного декора получали вторую жизнь в виде утвари; обыкновенно из них изготавливались вклады для полковых храмов. Так, в царствование императрицы Елизаветы Петровны драгоценной утварью, сделанной из выжиг отслужившего положенный срок офицерского галуна, пополнилась новосозданная полковая церковь Конной гвардии. См.: Анненков И. В. История Лейб-гвардии Конного полка. 1731–1848: в 4 ч. Ч. 1. СПб., 1849. С. 15. Списком таких предметов украшалась полковая летопись. См.: Штакельберг К. К. Полтора века конной гвардии. 1730–1880. СПб., 1881. С. 5.
83
Отголоски XVIII века. Приданое княгини Н. Б. Долгоруковой // Русский архив. 1897. № 11. С. 440.
84
Гулишамбаров С. И. Благородные металлы и сплавы. СПб., 1904. С. 59.
85
Полякова Е. В. К вопросу о терминологии русских золотных тканей XIX века // Забелинские научные чтения – год 2006-й. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 2007. С. 414.
86
Гулишамбаров С. И. Благородные металлы и сплавы. С. 60.
87
Там же. С. 59–60.
88
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584–1725 г. М., 1877. С. 195.
89
Вишневская И. И. Драгоценные ткани. С. 133; Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 183.
90
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 144; Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 181; Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 21.
91
Брюханова Е. В., Щапов Я. Н. Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых. Альбом-каталог. Ростов Великий, 2009. С. 46–47.
92
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 170–177.
93
Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. М., 1982. С. 124.
94
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. С. 26.
95
Там же. С. 31.
96
Palliser F. B. History of Lace. 1865. Р. 55.
97
Kohlsaat A. M. Old lace manual. New York, 1910. Р. 22.
98
Jourdain M. Old lace: a handbook for collectors: an account of the different styles of lace, their history, characteristics & manufacture. London; New York. Р. 34.
99
Плантагенет.
100
Яков I Стюарт.
101
Jackson F. N. A history of hand-made lace. London; New York, 1900. Р. 182.
102
В настоящее время Дубровник, Хорватия.
103
Palliser F. B. History of Lace. 1865. Р. 74.
104
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 177.
105
Earnshaw P. A Dictionary of Lace. New York, 1999. Р. 139.
106
Ibid. Р. 140.
107
Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения. С. 59. Также стоит сказать, что у современных исследователей также не всегда встречается разделение этих понятий.
108
Подробнее см. материалы главы «Подлинники, имитации и фальсификации: интерпретация наследуемого культурного текста».
109
Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. С. 170.
110
Там же. С. 183.
111
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 145.
112
Тихонов Ю. А. Мир вещей в московских и петербургских домах сановного дворянства (по новым источникам первой половины XVIII в.). М., 2011. С. 244.
113
Jourdain M. Gold and Silver Lace // The Connoisseur. An Illustrated Magazine for Collectors. 1907. January – April. Р. 29.
114
Lowes E. L. Chats on Old Lace and Needlework. London; New York, 1919. Р. 133–134.
115
Шапиро Б. Л. К истории «косыношной работы»: русские кружевные шали XIX – начала XX в. // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы 18-й междунар. науч. конф. / Под ред. Н. М. Калашниковой. СПб., 2015. С. 416.
116
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 195; Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора. СПб., 1896. С. 52.
117
Курс женских рукоделий. СПб., 1902. С. 404.
118
Работнова И. П. Русское народное кружево. М., 1956. С. 5.
119
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.
120
Никольский И. Ф. Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в г. Калязине в прошлом и настоящем. Кашин, 1929. С. 4.
121
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 46.
122
Брюханова Е. В. Вопросы терминологии кружевоплетения. С. 59.
123
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 4.
124
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655.
125
Опись царской казны на Казенном дворе 1640 года. С. 82.
126
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.
127
Строев П. М. Выходы государей царей и великих князей… С. 35.
128
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.
129
Там же.
130
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 623.
131
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 3, 87.
132
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 2, 3.
133
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия… С. 33.
134
Шабельская Н. Л. Материалы и технические приемы в древнерусском шитье. С. 123.
135
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. С. 655.
136
Там же. С. 657; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 46, 48.
137
Там же. С. 16.
138
Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле… С. 123, 127.
139
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 16–18.
140
Там же. С. 16.
141
Вишневская И. И. Жемчужное шитье на Руси. М., 2007. С. 5–8; Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 13.
142
К вопросу о раскопках в Московском Кремле в начале XVIII в. Описи дворцовых церквей (собора Воскресения Христова) // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 2. М., 1897. С. 5.
143
Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. С. 14.
144
Шапиро Б. Л. К истории «косыношной работы»… С. 414.
145
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 106.
146
Там же. С. 245.
147
Бакланова Н. А. Привозные товары в Московском государстве во второй половине XVII в. // Очерки по истории торговли и промышленности в России в 17 и в начале 18 столетия. Труды Государственного исторического музея. М., 1928. С. 91.
148
Там же. С. 92.
149
Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг… С. 103.