В 1927 г. было возобновлено издание старейшего российского научно-популярного журнала «Вокруг света» (основан в 1861, закрыт в конце 1917 г.). В 1928 г. редакция журнала «Знание – Сила» основала журнал «Юный натуралист».
В 1928–1931 гг. издательство «Советская энциклопедия» выпустило первое издание Малой советской энциклопедии (МСЭ) в 10 томах тиражом 144 тыс. экз. В предисловии к МСЭ говорилось, что она призвана стать «рупором пролетарской революции и средством для прояснения классового сознания широких масс трудящихся, орудием просвещения и строительства».
Исключительную роль в просвещении народа большевики отводили публичным библиотекам.
По инициативе Ленина почти сразу после Октябрьской революции началось создание общегосударственной системы Межбиблиотечного абонемента (МБА){130}. Она позволяла удовлетворять разнообразные запросы читателей путем использования фондов крупных всероссийских и региональных библиотек. Научное, образовательное и культурное значение МБА трудно переоценить, особенно с учетом тех просветительских целей, которые декларировали большевики.
21 июля 1918 г. был опубликован декрет Совнаркома от 17 июля «Об охране библиотек и книгохранилищ», согласно которому охрана была возложена на Наркомат просвещения. Для этих целей в составе Библиотечного отдела (БО) Наркомпроса был организован Центральный комитет государственных библиотек, который в основном занимался учетом собраний огромного числа ликвидированных или эвакуированных из Петрограда госучреждений и прекративших свое существование общественных организаций, а также частных библиотек. Чтобы предотвратить массовое расхищение книг, к декрету Совнаркома 8 сентября 1918 г. Наркомпрос выпустил разъяснение, что любые реквизиции общественных и частных библиотек отдельными лицами и учреждениями вне контроля Библиотечного отдела Наркомпроса будут рассматриваться как «нарушение революционного правопорядка». 25 ноября 1918 г. Совнарком принял декрет, который подтвердил, что реквизиция может проводиться только «с ведома и согласия Наркомпроса».
В конце 1918 г. была утверждена инструкция Наркомпроса о порядке реквизиции частных библиотек, по которой все библиотеки, содержавшие свыше 500 томов и принадлежавшие гражданам, не нуждавшимся в этих книгах по работе, объявлялись государственной собственностью и изымались для государственных библиотек (научным работникам выдавали так называемые «охранные грамоты»).
Действия власти были направлены на то, чтобы не допустить расхищения, уничтожения и вывоза книжных коллекций из страны, но, в первую очередь, чтобы превратить частные книжные собрания в государственные. Огромные книжные потоки от изъятий и конфискаций направлялись в созданный в январе 1919 г. при БО Наркомпроса Государственный книжный фонд, просуществовавший до конца двадцатых годов. Бóльшая часть книг предназначалась для комплектования государственных библиотек. Благодаря этому фонды центральных государственных книгохранилищ (Румянцевского музея в Москве, Публичной библиотеки и Библиотеки Академии наук в Петрограде) пополнились огромными поступлениями книг и рукописей.
Государство взяло под охрану и планомерно развивало библиотечную сеть, чтобы обеспечить всем желающим доступ к книгам, журналам и газетам. В ноябре 1920 г. Ленин подписал декрет Совнаркома «О централизации библиотечного дела в РСФСР». 14 июля 1921 г. вышло постановление Совнаркома «О порядке приобретения и распространения иностранной литературы».
Согласно данным, приведенным в журнале «Красный библиотекарь» (1931, № 4), из 18 тысяч массовых библиотек только 3 тысячи имели книжный фонд, превышающий 3 тыс. томов. Общий книжный фонд массовых библиотек составлял в 1931 г. 50 млн. книг (включая дореволюционные издания). Из 113 млн. населения РФ библиотекой пользовались в среднем около 6%, в сельской местности – 3%. По данным обследования ВЦСПС на 1 июля 1927 г. почти 70% всех выдаваемых в библиотеках книг приходилось на художественную литературу. До начала 1930-х гг. в библиотеки попадало лишь 2% книг, выпущенных Госиздатом (в дальнейшем доля постоянно увеличивалась, в 30-е – 50-е гг. колеблясь от 15 до 25%) [40].
Государственная политика в области библиотечного дела оказала влияние на профессиональное образование: все больше требовалось библиотекарей, библиографов и других специалистов. Для их подготовки открывались библиотечные институты и факультеты в гуманитарных вузах и техникумах.
Далее речь идет о крупнейших публичных библиотеках в РСФСР.
Временем основания в Москве Библиотеки имени В.И. Ленина считается 1862 г., когда было принято решение о переводе Румянцевского музея в Москву и создании Московского публичного и Румянцевского музеев{131}. В 1918 г. в библиотеке Государственного Румянцевского музея (ГРМ) были организованы межбиблиотечный абонемент и справочно-библиографическое бюро. В 1919 г. постановлением Совнаркома были отпущены значительные средства на развитие ГРМ и его библиотеки. Это позволило увеличить штат музея, привлечь к его работе ведущих ученых, приступить к созданию новых таблиц библиографической классификации и построению на их основе систематического каталога.
В 1920 г. в библиотеке был создан секретный отдел с ограниченным доступом к его фондам (будущий «спецхран»). В отдел поступали книги, владельцы которых уехали из России после революции; произведения ученых и писателей, высланных из страны. В дальнейшем отдел пополнялся произведениями участников многих ликвидированных групп и ассоциаций, жертв «борьбы с формализмом» в литературе и искусстве, идеологических «чисток» и репрессий.
К началу 20-х гг. библиотека ГРМ была уже сложившимся культурным и научным центром. В 1921 г. она получила статус государственного книгохранилища. В соответствии с постановлением «Об охране библиотек и книгохранилищ» в ее фонд вошли брошенные, бесхозные и национализированные книжные коллекции, вследствие чего он увеличился с 1млн. 200 тыс. единиц на 1 января 1917 г. до 4млн.
Согласно постановлению Совнаркома от 14 июля 1921 г. «О порядке приобретения и распространения иностранной литературы» библиотеке выделялись государственные средства для покупки иностранных книг, газет и журналов. Еще одним направлением стало собирание и каталогизация литературы на всех письменных языках народов СССР.
С 1922 г. библиотека получала два обязательных экземпляра всех печатных изданий, выходивших на всей территории страны{132}.
В 1924 г. Государственный Румянцевский музей был преобразован в Российскую публичную библиотеку им. В.И. Ульянова (Ленина) (с 1925 г. – Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина (ГБЛ), с 1992 г. Российская государственная библиотека). В 1924–1935 гг. ГБЛ руководил В.И. Невский{133}.
Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде – одна из старейших в России. Она ведет свою историю от Императорской публичной библиотеки, основанной в Санкт-Петербурге Екатериной II в мае 1795 г. После Февральской революции она была переименована в Российскую публичную библиотеку (с 1925 г. – Государственная публичная библиотека, с 1932 г. – имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, с 1992 г. – Российская национальная библиотека). В апреле 1918 г. был принят новый Устав библиотеки, в нем был подтвержден статус национального книгохранилища, в соответствии с которым библиотека призвана всемерно содействовать народному образованию и распространению знаний в широких массах населения. В Уставе содержатся положения о демократизации управления на принципах коллегиальности, выборности директора и т.п.
В 1918–1924 гг. директором Публичной библиотеки был Э.Л. Радлов{134}, в 1924–1934 гг. – академик Н.Я. Марр. В первые годы советской власти основным источником пополнения фондов Публичной библиотеки были книжные коллекции бывших правительственных учреждений и ведомств, монастырей и дореволюционных общественных организаций Петербурга, а также частные книжные собрания, лишившиеся своих владельцев. К концу 20-х гг. возобновилось поступление обязательного экземпляра каждого печатного издания, выходившего на территории СССР, а с середины 30-х гг. выделялись государственные средства на приобретение необходимых изданий{135}.
Библиотека Российской академии наук (БАН) – одна из крупнейших библиотек мира. Она основана указом Петра I, временем основания считается сентябрь 1714 г., когда началась выдача книг читателям. Это была первая государственная общедоступная библиотека в России, основу ее фонда составили рукописи и книги Кремлевской царской библиотеки, личного собрания Петра I в Летнем дворце, Аптекарского приказа, Готторпской библиотеки герцогов Голштинских и других книжных собраний. В 1728 г. библиотека вместе с Академией наук разместилась в здании Кунсткамеры. Новое здание на Васильевском острове было построено в 1914 г., но библиотека переехала в него только в 1925 г.
К 1917 г. книжный фонд БАН превысил 1,5 млн. томов. В начале 20-х гг. в нее поступило много книг из частных коллекций и библиотек, собрания рукописей и архивов из ликвидированных учреждений, церквей, монастырей и др. В 1924 г. книжный фонд БАН составил 3,5 млн. томов. В том же году начался перевод всех фондов библиотеки в новое здание, а 9 октября 1925 г., в дни празднования 200-летнего юбилея Академии наук, состоялось официальное открытие Библиотеки АН СССР. В ней было четыре самостоятельных отделения: Русское, Иностранное, Славянское и Рукописное, позже к ним добавились Картографическое отделение и Читальный зал. Одной из самых трагических страниц в истории Академии наук и ее библиотеки стало «Академическое дело» 1929–1931 гг. В 1929 г. в Библиотеке работала правительственная комиссия, уволившая более 80 сотрудников. (Об этом речь будет идти в следующей главе).
Государственная публичная историческая библиотека была основана в январе 1863 г., когда в специально построенном флигеле особняка Чертковых на Мясницкой улице в Москве открылась бесплатная общедоступная «Чертковская библиотека»{136} [читать подробно]. В 1887 г. она разместилась в здании Исторического музея в статусе Библиотеки Исторического музея. К 1922 г. она переросла уровень музейной и получила статус Государственной исторической библиотеки, но по-прежнему оставалась при музее. С этого времени она стала получать обязательный экземпляр отечественных изданий и закупать литературу за границей. В июле 1934 г. согласно постановлению Совнаркома РСФСР библиотека была выделена из состава Исторического музея в качестве самостоятельного учреждения.
Политехническая библиотека ведет свою историю с 1864 г., когда члены Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) Г.Е. Щуровский, А.П. Богданов и другие профессора Московского университета, движимые идеей распространения знаний, создавали научную библиотеку и музей (подробно см., например, [54]). Библиотека сначала располагалась в помещении университета, с 1872 г. – вместе с музеем – на Пречистенке, а в 1877 г. для Политехнического музея и Политехнической библиотеки было построено специальное здание. Фонды библиотеки формировались за счет коллекции Щуровского, даров ученых, организаций, научных обществ и отдельных граждан России и зарубежных стран. С 1921 г. комплектованием фондов занималось государство, в частности, библиотека стала получать обязательный экземпляр литературы по естественным наукам и технике, издаваемой в России. В 1923 г. фонд пополнился книжными собраниями отделов Политехнического музея, и библиотека получила название «Библиотека Политехнического музея и ОЛЕАиЭ».
Библиотека иностранной литературы была основана в Москве в 1922 г. Ее первым директором стала М.И. Рудомино{137}. В 1926 г. по ее инициативе при библиотеке были созданы Высшие курсы иностранных языков (с 1930 г. – Московский институт новых языков, с 1935 г. – Московский государственный педагогический институт иностранных языков). В 1945 г. в течение полугода М.И. Рудомино занималась в Германии отбором литературы в счет репараций.
Музеи и выставки со времен Кунсткамеры Петра I играли значительную роль в просвещении народа, и советская власть эту традицию продолжала.
После Октябрьской революции российские императорские и частные музеи были национализированы и продолжали работать. В некоторых случаях музеи были переименованы, перед ними ставили новые задачи и предлагали новые направления деятельности.
История Государственного Эрмитажа началась в 1764 г. с коллекции произведений искусства, приобретенных императрицей Екатериной II и размещенных в дворцовом флигеле – Эрмитаже. В 1852 г. из разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально построенном для него здании Нового Эрмитажа. После Октябрьской революции Эрмитаж значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Множество предметов интерьера и других ценностей было получено из основного собрания Зимнего Дворца. Вместе с тем музей понес и тяжелые потери: так называемая «Брильянтовая комната» Зимнего Дворца была переведена в Московский Кремль и послужила основой Алмазного фонда; часть коллекции живописи старых мастеров (некоторые работы Тициана, Кранаха, Рембрандта и других выдающихся художников) передана в Государственный музей изящных искусств (ГМИИ). Непоправимый урон эрмитажному собранию нанесли продажи 1929–1934 гг., в результате которых 48 шедевров (произведения Рафаэля, Ботичелли и др.) были проданы за границу{138}.
Государственный русский музей в Санкт-Петербурге ведет свою историю с 1895 года, когда император Николай II издал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
В 1917 г. Русский музей был национализирован. В 20-е годы коллекция Русского музея быстро увеличивалась благодаря деятельности Государственного музейного фонда. В 1922 г. в музее открылась обновленная экспозиция, последовательно выстроенная по научно-историческому принципу. Отметим, что в ней впервые были представлены произведения современного искусства. В 1924 г. Русскому музею были переданы около 400 картин из музея Академии художеств, в 1926 г. он получил коллекцию произведений из музея при Государственном институте художественной культуры.
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ, «Третьяковка») была основана купцом П.М. Третьяковым. Датой основания считается 1856 год, когда он начал приобретать картины русских художников для задуманного им общедоступного национального музея. Впервые музей открылся для посещений в 1867 г. под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых», а в 1892 г. она была передана в собственность Москве. На этот момент коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников и 84 картины зарубежных живописцев{139}.
В 1913 г. попечителем Третьяковской галереи был назначен И.Э. Грабарь{140} [читать подробно] и сохранил этот пост до 1925 г. Под его началом «Третьяковка» стала музеем европейского уровня.
После Октябрьской революции Третьяковская галерея была национализирована, ей отводилась роль главного художественного центра страны. С 1918 г. галерея получила статус национального достояния, ее фонды стали пополняться национализированными коллекциями из дворянских усадеб, развивалась научная и выставочная деятельность. Первой временной экспозицией в 1918 г. стала выставка произведений из московских частных собраний. В 1922 г. был организован показ полотен Дмитрия Левицкого, в 1923 г. – Федора Рокотова, в 1924 г. – Михаила Врубеля и Петра Кончаловского.
В 1926 г. директором Третьяковской галереи стал А.В. Щусев{141}. При нем музейная экспозиция пополнилась картинами XIX в. из ликвидированного в 1928 г. Государственного музейного фонда, позже поступили картины авангардного направления из расформированного Музея живописной культуры.
Исторический музей был основан в Москве в 1872 г. согласно указу императора Александра II. Была создана организационная комиссия ученых под руководством археолога А.С. Уварова, в нее вошли С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин и другие известные историки. Комиссия разработала концепцию будущего музея («служить наглядной историей главных эпох русского государства») и устав, регламентировавший порядок пополнения и сохранения музейного фонда.
Для музея было построено здание на Красной площади (арх. В.О. Шервуд), строительством руководил военный инженер А.А. Семенов, над оформлением залов работали выдающиеся художники: Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Илья Репин, Валентин Серов и др. Основу музейного фонда составила личная коллекция графа А.С. Уварова, он стал и первым директором Исторического музея. Открытие музея состоялось 27 мая 1883 г., в 11 залах были готовы экспозиции, в хронологическом порядке представившие историю России с древнейших времен до XVIII в. В дальнейшем фонды музея пополнили коллекции Московского и Русского археологических обществ, Московского университета и многих частных пожертвователей. В 1908 г. по завещанию директора музея (1885–1908) И.Е. Забелина были переданы его коллекции исторических ценностей.
После Октябрьской революции в Исторический музей поступали национализированные коллекции частных лиц и учреждений. В 1918–1920 гг. фонды музея значительно пополнились: в них вошли собрание древностей, рукописей, архив и библиотека Уваровых, огромный архив Куракиных, нумизматическая коллекция и библиотека П.В. Зубова и многие другие частные архивы и коллекции. В эти же годы к музею были присоединены Патриаршая библиотека и в качестве филиалов – дом Археологического общества с библиотекой, дом Московской Епархиальной библиотеки и библиотеки бывшего Певческого училища с их фондами. В 20–30-е гг. в музей поступали многочисленные собрания реорганизованных и ликвидированных музеев, монастырей, церквей, национализированных поместий и особняков.
В первые послереволюционные годы происходили существенные преобразования в структуре и деятельности Исторического музея. В начале 1919 г. при музее были оборудованы реставрационные мастерские. В 1921–1922 гг. научные отделения распределили по шести основным разрядам: археологический, исторический общий, исторический специальный, исторических источников, исторических пособий и функциональный. Увеличился штат музея: в 1917 г. в нем работали 30 сотрудников, в 1924 г. – 223. Музей стал организовывать ежегодные экспедиции для сбора материалов, с 1926 г. начали выходить Труды ГИМ.
Выставки, которые устраивал музей в 20-е гг., имели в основном социально-бытовой характер: «Крестьянское искусство» (1921–1923), «Из истории эпохи крепостного хозяйства XVIII–XIX вв.» (1926–1927) и др. В 1928 г. было утверждено новое «Положение о Государственном историческом музее», согласно которому в сферу научных исследований ГИМ были включены послереволюционные годы, а деятельность музея дополнена идеологическо-пропагандистской работой.
Музей изящных искусств был открыт в 1912 г. по инициативе И.В. Цветаева на общественные и частные средства, причем сначала он функционировал как учебный музей слепков при Московском университете.
В тяжелые годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны музеем руководил профессор В.К. Мальмберг{142}. В этих условиях его главной заботой было сохранение самого музея и его коллекций. Вскоре после Октябрьской революции в хранилище музея из Национального (с 1923 г. Государственного) музейного фонда стали поступать подлинники античного искусства. В 1921–1923 гг. обязанности директора Музея изящных искусств временно исполнял профессор кафедры истории искусств В.Е. Гиацинтов.
В 1923 г. музей отделился от Московского университета, приобрел статус уже не учебного, а самостоятельного художественного музея и стал называться Государственным музеем изящных искусств (ГМИИ). Директором был назначен профессор МГУ Н.И. Романов{143}, он руководил музеем до 1928 г. В 1924 г. отдел изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея, хранителем которого в 1910–1923 гг. был Романов, перевели в Музей изящных искусств. Романов разработал проект реорганизации музея, согласно которому изменялась его структура и создавалась картинная галерея европейских мастеров как самостоятельного подразделения. С этого времени в музей поступали картины, гравюры, рисунки, предметы прикладного искусства из национализированных частных собраний Анри Брокара, Дмитрия Щукина, Юсуповых, Шуваловых, из Музейного фонда, из упраздненного Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова{144}, а также из Исторического музея, Музеев Кремля и Третьяковской галереи. В конце 20-х гг. несколько партий картин было получено из Эрмитажа и других ленинградских музеев.
Одновременно происходили противоположные процессы, связанные с передачей картин из ГМИИ в Эрмитаж, провинциальные музеи, в Фонд антиквариата, а также с продажей за границу, и Романов старался минимизировать их негативные последствия.
Первая научная экспозиция картинной галереи, сформированная Романовым, открылась для посетителей 1 ноября 1924 г.
За 1918–1920 гг. на территории РСФСР было создано 246 музеев (22 – в Петрограде, 36 – в Москве). Большинство из них занимались просветительской и научно-образовательной деятельностью.
В 1918 г. по инициативе искусствоведа П.П. Муратова в Москве был создан Музей Востока. Сначала он получил несколько комнат в здании Исторического музея и его коллекция формировалась из восточных собраний Национального музейного фонда, антикварных магазинов и национализированных дворянских поместий. Так, Музею Востока была передана из частного музея П.И. Щукина коллекция предметов старины, гравюр и статуэток из Персии, Индии и Китая. Первая постоянная экспозиция открылась в 1919 г. в двух залах Исторического музея и состояла из материалов по искусству Китая, Японии и Ирана.
Начиная с 1924 г. по инициативе музея было проведено несколько экспедиций на Дальний Восток, во время которых собирали материалы для последующих выставок. В 1926–1928 гг. были организованы три археологические экспедиции в Старый Термез – один из древнейших городов Узбекистана. В результате фонд музея пополнился уникальными предметами из раскопок дворца XII века и другими памятниками. В 20-е годы часть своих коллекций Музею Востока передали Исторический и Политехнический музеи, а также Музей изящных искусств.
В 1925 г. Музей Востока переименовали в Государственный музей восточных культур. Однако до 1929 г. он не имел собственного постоянного помещения и несколько раз переезжал, что затрудняло его работу и препятствовало научной и выставочной деятельности. В 1929 г. музею передали во владение бывшую церковь пророка Илии, а в 1930 г. открылись первые выставки и музей получил официальную государственную поддержку.
В 1919 г. по распоряжению Отдела изобразительного искусства Наркомпроса РСФСР (РОСИЗО) в Москве был основан Музей живописной культуры. Он создавался как выставочно-учебный музей современного искусства, его целью была демонстрация прогресса живописи в выборе материала, цветовой гаммы, формы и техники.
Организационные вопросы обсуждала специальная комиссия, в которую входили В.В. Кандинский, А.М. Родченко, Р.Р. Фальк и др. Первым директором Музея живописной культуры стал Кандинский (1919–1920).
Фонд музея был сформирован благодаря закупкам РОСИЗО произведений русского авангарда; позже коллекция пополнялась благодаря обменам с другими музеями и Государственным музейным фондом. В экспозиции были представлены произведения К.С. Малевича, В.Е. Татлина, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова и других современных русских художников. В зарубежной части коллекции музея в основном были работы Пабло Пикассо и Андре Дерена. В 1925 г. с успехом прошла выставка «15 лет левого течения в русском искусстве».
В музее был создан Формально-исследовательский отдел, занимавшийся разработкой и утверждением новых методов в искусстве, в 1925 г. при нем была открыта исследовательская лаборатория. В музее читали лекции, выступали с докладами: Малевич прочитал два курса лекций о современном искусстве, объединенных названием «От Сезанна до супрематизма», А.А. Борисов – лекции «О ритмике плоскости», С.Б. Никритин – «О проекционизме» и т.п.
Чтобы знакомить народные массы с современным искусством, по образцу Музея живописной культуры были созданы музеи в Петрограде, Смоленске, Пензе и других городах.
Зимой 1919/20 г. в здании бывшего Английского клуба был основан музей-хранилище «Старая Москва». За первые два года было собрано 500 картин и рисунков, 6 тысяч гравюр, 8 тысяч книг и 4 тысячи альбомов и карт. Музей не имел постоянной экспозиции, впоследствии его фонды были переданы Историческому музею, а здание Английского клуба – Центральному музею революции.
Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) был организован в Москве в результате слияния в 1923 г. 1-го и 2-го Музеев новой западной живописи.