Книга Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг. - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Всеволодовна Зимина. Cтраница 13
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.

В октябре 1918 г. стал муниципальным старейший русский театр – Ярославский драматический театр им. Ф.Г. Волкова, основанный в 1750 г

В 1919 г. был национализирован Камерный театр, основанный в 1914 г. А.Я. Таировым{148} вместе с женой, актрисой Алисой Коонен. Таиров руководил театром почти до самой кончины

В дореволюционные годы он поставил «Женитьбу Фигаро» Пьера Бомарше (1915), «Саломею» Оскара Уайльда (1917) и другие спектакли, пользовавшиеся неизменным успехом. В 20-е годы в Камерном театре были поставлены спектакли «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Федра» Расина, «Любовь под вязами» ОўНила, «Багровый остров» Булгакова и др. В 1929 г. Таиров привез из Германии «Трехгрошовую оперу» Бертольда Брехта, переданную ему самим автором. По этой пьесе к 15-летию театра в январе 1930 г. был поставлен спектакль «Опера нищих»

В 1919 г. были созданы Оперная студия Большого театра под руководством К.С. Станиславского и Музыкальная студия МХТ под руководством В.И. Немировича-Данченко. В 1926 г. они стали самостоятельными театрами, а в 1941 г. были объединены в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко

В 1920 г. одними из первых драматических театров получили звание академических Московский художественный театр и Малый театр, а также Александринский театр в Петрограде (с 1920 г. – Государственный театр драмы)

Театр им. Е.Б. Вахтангова ведет свое начало с 1921 г., когда была основана 3-я студия МХАТа под руководством Е.Б. Вахтангова{149}. Вскоре студия получила здание на Арбате и стала самостоятельным театром (с 1926 г. – Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова).

В 1922 г. был показан спектакль «Принцесса Турандот» Карло Гоцци. Старинную сказку Вахтангов превратил в яркое праздничное зрелище, проникнутое поэзией и юмором (автор текста загадок и интермедий – Николай Эрдман). Первой исполнительницей роли Турандот стала Цецилия Мансурова, принца Калафа играл Юрий Завадский, Тарталью – Борис Щукин, Труффальдино – Рубен Симонов, будущий главный режиссер Театра им. Вахтангова (1939–1968). Это был последний спектакль Евгения Вахтангова, он имел феноменальный успех и стал своего рода символом театра (в 1991 г. перед зданием был установлен фонтан «Принцесса Турандот»)

В 1922 г. при Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) Вс.Э. Мейерхольд{150} [читать подробно] создал театр, в 1923 г. он отделился от института и стал называться Театр имени Мейерхольда.

В первые годы после революции создавались новые театры, их репертуар был демократичнее, чем у традиционных театров, и больше соответствовал настроению публики

В 1919 г. в Петрограде был основан Большой драматический театр (БДТ). Его первый спектакль по пьесе Шиллера «Дон Карлос» состоялся 15 февраля 1919 г. в зале консерватории. Инициаторами создания театра были Максим Горький и Александр Блок{151}. Первые годы работы БДТ называют «блоковским периодом»: поэт разрабатывал новую программу театра, поскольку считал созвучными революционной эпохе трагедии Шиллера («Дон Карлос», «Разбойники«) и Шекспира («Король Лир», «Отелло»). Блок был участником первых постановок, наблюдал за реакцией новой театральной публики – матросов, солдат, рабочих; он выходил на сцену с вступительным словом, чтобы подготовить зрителей к восприятию новой для них драматургии

В первые послереволюционные годы во многих городах страны создавались еврейские театральные объединения. В 1919 г. в Петрограде открылся Еврейский камерный театр – небольшая студия под руководством А.М. Грановского{152}. Через год театр переехал в Москву и получил название «Государственный еврейский камерный театр» (ГОСЕКТ), в 1925 г. из названия было убрано слово «камерный» (ГОСЕТ). В столице театр открылся в 1921 г. постановкой Грановского «Вечер Шолом-Алейхема», в ней играли Соломон Михоэлс{153} и Вениамин Зускин{154}, оформлял спектакль Марк Шагал

До 1928 г. Грановский был художественным руководителем ГОСЕТа и режиссером всех основных постановок. Спектакли ставились на идише, но публика скоро стала многонациональной, незнание языка не мешало зрителям оценить режиссуру Грановского и игру Михоэлса и Зускина

В 1920 г. в Москве в здании Театра «Парадиз» работал Театр революционной сатиры, в 1922 г. он был расформирован. Часть его труппы, пополненная актерами других театров, образовала Театр Революции под руководством Вс.Э. Мейерхольда (с 1943 г. – Московский театр драмы, с 1954 г. Московский театр им. Владимира Маяковского). Первое время в театре шли современные зарубежные пьесы, в 1923 г. Мейерхольд поставил спектакль по пьесе «Доходное место» А.Н. Островского, ставший одним из первых образцов нового прочтения классической русской драматургии.

В 1923 г. по инициативе профсоюзных активистов открылся Театр имени МГСПС{155} (с 1938 г. – Театр им. Моссовета), в 1924 г. он получил здание в саду «Эрмитаж». В 1925 г. театр возглавил известный театральный режиссер и актер Е.О. Ланской-Любимов. При нем за театром утвердилась слава экспериментальной сцены современной советской драматургии: ставились пьесы В.Н. Билль-Белоцерковского, А.Н. Афиногенова, Н.Ф. Погодина и других начинающих драматургов.

В 1924 г. был создан Московский театр сатиры, лозунгом которого стали слова: «Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, все, что уродливым наростом торчит из нового советского быта». В 20-е гг. в репертуаре преобладали остроумные политические, бытовые и пародийные обозрения, вызывавшие смех и восторженные аплодисменты зрителей.

В 20–30-е гг. открывались театры в Новосибирске, Свердловске и других областных центрах, а также национальные театры в автономных республиках РСФСР и союзных республиках.

С середины 20-х гг. заметное место в репертуаре театров стали занимать произведения советских драматургов. Большой успех у публики имели пьесы, посвященные революции и Гражданской войне: «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского (Театр им. МГСПС), «Любовь Яровая» К.А. Тренева (Малый театр), «Виринея» Л.Н. Сейфуллиной (Театр им. Е.Б. Вахтангова), «Оптимистическая трагедия» Вс.В. Вишневского (Камерный театр) и др.

Правительственные и общественные организации уделяли большое внимание воспитанию и просвещению детей и юношества, и особая роль в этой сфере предназначалась детским театрам.

В 1918 г. в Петрограде открылись «Курсы по руководительству детскими театральными представлениями и праздниками». Преподавали на курсах Вс.Э. Мейерхольд, А.А. Брянцев{156}, С.Э. Радлов{157} [читать подробно] и другие выдающиеся театральные режиссеры и педагоги.

В 1918 г. при Моссовете была организована театрально-музыкальная секция под руководством Н.И. Сац{158}.

В 1920 г. по предложению А.В. Луначарского впервые в мире был основан специализированный детский театр. Его так и назвали: Первый государственный театр для детей, отпраздновав открытие постановкой спектакля «Маугли». В 1925 г. его переименовали в Первый государственный педагогический театр (с 1931 г. – Государственный центральный театр юного зрителя – Госценттюз). Сначала в театре преобладали инсценировки сказок, былин и т.п.; потом был поставлен спектакль про современного подростка по пьесе С.А. Ауслендера и А.А. Солодовникова. Героем пьесы был московский беспризорник, чудом очутившийся в Америке и совершавший фантастические подвиги в борьбе с империалистами.

В 1924 г. в Москве появился еще один Театр юного зрителя (ТЮЗ), начинавший свою деятельность в качестве передвижной труппы. Он ставил эстрадно-концертные обозрения, скетчи, игровые спектакли, предназначенные для показа в клубах, школах, на бульварах и во дворах детям московских окраин и рабочих районов. В 1926 г. в театре был поставлен ставший знаменитым спектакль «Дон Кихот», главные роли в нем исполняли Н.К. Черкасов и Б.П. Чирков. В 1941 г. оба ТЮЗа были объединены в Московский театр юного зрителя (МТЮЗ).

В 1921 г. Н.И. Сац основала детский театр под названием Московский театр для детей и руководила им до 1937 г. В основе репертуара были сказки и легенды разных времен и народов. Отличительной чертой этого театра было взаимодействие актеров с зрителями в игровой форме, участие детей в перипетиях сюжета. В 1936 г. театр получил собственное здание и новое название – Центральный детский театр.

В начале 20-х гг. театры для детей (ТЮЗы) появились во многих крупных городах и национальных республиках. Они различались актерским составом, репертуаром и зрительской аудиторией, следовали разным педагогическим и эстетическим принципам. Вместе с тем их объединяло понимание важной просветительской и воспитательной роли театра для юных зрителей, его значимости для будущего страны.

В 1920 г. спектаклем «Кошкин дом» по пьесе-сказке С.Я. Маршака открылся детский театр в Краснодаре. В нем ставились преимущественно сказки, написанные С.Я. Маршаком и актрисой Е.И. Васильевой. Поставленные в театре сказки вскоре вышли отдельной книжкой: 16 пьес и 6 театрализованных прологов были снабжены подробными комментариями и надолго стали подспорьем для детских театров и коллективов художественной самодеятельности.

В феврале 1922 г. по инициативе и под руководством А.А. Брянцева открылся Петроградский театр юных зрителей (ТЮЗ). Первым спектаклем была инсценировка сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Благодаря увлекательному сюжету, праздничному музыкально-хоровому сопровождению, танцевальным номерам, яркому образному языку и оригинальному художественному оформлению, спектакль вызвал восторг у детской и взрослой публики. Большой успех у зрителей разных возрастов снискали спектакли ТЮЗа «Гуси-лебеди», «Похождения Тома Сойера», «Бедность не порок» и др.

В 20-е гг. заметную долю репертуара детских театров составляли пьесы про юных героев Революции, Гражданской войны и колхозного строительства. Со временем репертуар становился более разнообразным: ставились спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков и современных драматургов. Пьесы о жизни детей и подростков писали Е.Л. Шварц, Л.А. Кассиль, С.В. Михалков и др.

С середины 20-х гг. получили распространение театры рабочей молодежи (трамы). Первый Театр рабочей молодежи был создан в 1925 г. в Ленинграде (Лентрам). Его руководителем был Михаил Соколовский, выдвинувший идею «молодежного театра нового типа, связанного с рабочей молодежью, с ее общественным бытом, проблематикой и эстетическими требованиями». Первой постановкой театра стал спектакль «Сашка Чумовой» – «комсомольская комедия с песнями и танцами». Спектакли Лентрама пользовались популярностью у зрителей и вызывали интерес у Мейерхольда и Маяковского, у молодых драматургов и композиторов. Дмитрий Шостакович написал музыку к трем спектаклям Лентрама: «Выстрел», «Целина» и «Правь, Британия». С 1925 по 1935 год режиссером почти всех спектаклей был Соколовский.

Вслед за Лентрамом театры рабочей молодежи появились в Баку, Москве, Перми и других городах. К 1929 г. их насчитывалось 60, а к 1932 году – около трехсот.

Во второй половине 30-х гг. все трамы были реорганизованы: одни приобрели статус профессиональных театров (государственных, республиканских, городских), другие остались на положении самодеятельных коллективов. Ленинградский трам в 1936 г. был объединен с Красным и Новым театрами и стал именоваться Государственным театром имени Ленинского комсомола. Центральный трам в Москве объединился с группой артистов театра-студии Р.Н. Симонова и тоже получил название Театр имени Ленинского комсомола. Трамы в Иркутске, Астрахани, Воронеже стали театрами юного зрителя, Магнитогорский, Минский, Борисовский – городскими драматическими театрами и т.п.{159}.

Одной из главных задач, поставленных руководством Наркомпроса перед Музыкальным отделом Наркомпроса, созданном в июле 1918 г., была организация музыкального просвещения народа. Основная роль в решении этой задачи отводилась филармониям.

Московская филармония была основана в 1921 г. по инициативе Луначарского. Высокий уровень филармонических мероприятий был задан с первых лет ее существования. Художественный совет под руководством композитора, профессора консерватории Николая Мясковского в 20-е гг. организовал в Москве выступления Отто Клемперера, Эриха Кляйбера и других выдающихся дирижеров. В 1923 г. был создан новый филармонический коллектив – квартет им. Бетховена, в 1928 г. – симфонический оркестр Московской филармонии, который возглавили выдающиеся дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов.

12 июня 1921 г. состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии{160}. Программа была посвящена творчеству П.И. Чайковского, симфоническим оркестром дирижировал первый директор Филармонии Эмиль Купер. 12 мая 1926 г. в зале Ленинградской филармонии была исполнена Первая симфония Дмитрия Шостаковича (в настоящее время Санкт-Петербургская филармония носит его имя).

С развитием техники все более заметную роль в просвещении советских людей играло радио.

Радиоцентр на Шаболовке был устроен в 1922 г. в бывшем Варваринском приюте, закрытом в 1919 г. после постройки «Шуховской башни». [Читать о башне и ее создателе]

23 ноября 1924 г. выпуском «Радиогазеты РОСТА» (с 1932 г. переименована в «Последние известия») началось регулярное вещание Радиостанции им. Коминтерна акционерного общества (АО) «Радиопередача». С этой даты начинается история Всесоюзного радио.

Передачи радиогазеты были устроены так, чтобы по возможности опережать выход печатных газет. Кроме того, тексты готовились с учетом особенностей восприятия на слух, что требовало новых подходов к изложению информации. Вскоре после первых выпусков радиогазеты появились радиожурналы, репортажи и другие программы. В прямом эфире проводились радиомитинги – живая история того времени. За два года их было около 600. В архиве Радиокомитета сохранилась расшифровка радиомитинга на тему «Борьба с неграмотностью».

В 1925 г. было решено взять развитие радиовещания под партийный контроль: ЦК РКП(б) приняло постановление «О радиоагитации», создана Радиокомиссия, основной задачей которой было политическое руководство радиовещанием в стране. В 1927 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О руководстве радиовещанием». В нем вводились цензурные ограничения в виде обязательного просмотра партийными комитетами «планов и программ всех радиопередач».

С 1925 г. в жилых домах начали устанавливать приемники проводного вещания{161}.

В середине 1920-х гг. на радио появилась передача«В рабочий полдень» – концерт по заявкам радиослушателей. Передача имела постоянное время в эфире: сначала с 11.30 до 13 часов ежедневно, кроме субботы и воскресенья (позже время вещания сократили до 30 минут: с 12.15 до 12.45). Передачу предварял концерт молодых исполнителей, затем диктор читал письма слушателей с приветами и поздравлениями, после чего включалась указанная в заявке песня. В заключение передачи звучали записи с концертов камерной музыки. В качестве гостей ведущий приглашал в студию известных певцов, композиторов, актеров, писателей. Они читали письма слушателей, рассказывали о своем творчестве. С начала 30-х гг. ведущие устраивали выездные передачи в домах культуры различных предприятий, эти встречи-концерты записывали и потом передавали в эфир для радиослушателей всей страны. «В рабочий полдень» была одной из самых популярных передач и продержалась в эфире до 2000 года.

19 апреля 1925 г. в эфир вышел первый выпуск детской радиогазеты «Пионерская зорька» (сначала она называлась «Радиопионер», затем «Пионерская правда по радио», и только через несколько лет получила название, придуманное Аркадием Гайдаром, – «Пионерская зорька»). Радиогазета была адресована школьникам, в ней рассказывали о жизни пионерии страны, звучали репортажи, интервью, радиоочерки. Была организована система юных корреспондентов (юнкоров), присылавших в радиогазету свои репортажи и очерки, многие юнкоры впоследствии стали профессиональными журналистами. Песни для радиогазеты сочиняли известные композиторы и поэты. В выпуски «Пионерской зорьки» приглашали гостей – популярных артистов, писателей, музыкантов. Содержание передач было довольно скудным, но фальшиво-веселые голоса и песенки бодрили, помогали собраться с мыслями и не опоздать в школу.

В 1928 г. АО «Радиопередача» было ликвидировано, радиовещание перешло в ведомство Наркомата почт и телеграфов СССР (Наркомпочтель) и стало полностью государственным. В 1931 г. в составе Наркомпочтеля был образован Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВКР), однако структура вещания почти не изменилась и в основном состояла из информационных программ, радиоверсий газет и журналов, радиоспектаклей и музыкально-литературных передач. (О дальнейшем развитии радиовещания и телевидения речь будет идти в следующих главах.)

Важное политическое и культурно-просветительское значение большевики придавали кинематографу. Ленин в беседе с Луначарским сказал фразу, ставшую знаменитой: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» [88, т. 44, с. 579].

История старейшей киностудии «Ленфильм» восходит к марту 1914 г., когда был учрежден Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета. 30 апреля 1918 г., после национализации этого киноотдела и нескольких частных киноателье и лабораторий на их базе был организован Петроградский кинокомитет. Ему были переданы 68 кинотеатров города, реквизированных советской властью. В 1918 г. Кинокомитетом был снят первый художественный фильм «Уплотнение» по сценарию А.В. Луначарского (реж. А. Пантелеев, Н. Пашковский и А. Долинов, одну из ролей сыграл Луначарский).

В 1920 г. был снят фильм «Взятие Зимнего дворца». Это была экранизация одноименной театрализованной постановки Н.Н. Евреинова, осуществленной в праздник трехлетней годовщины Октябрьской революции. В представлении было задействовано около 10 тыс. исполнителей и 100 тыс. зрителей. В момент кульминации зрители так воодушевились, что бросились на штурм вместе с артистами. Историки искусства называют этот спектакль самым масштабным в истории театра. Грандиозный художественный вымысел о героическом штурме Зимнего дворца пришелся ко двору советским идеологам и был преобразован в исторический миф об октябрьской ночи 1917 г. (см. [24, с. 104] и [94]).

В 1921 г. режиссеры Г.М Козинцев и Л.З. Трауберг создали Молодежную мастерскую, где обучали молодых актеров и ставили спектакли. В 1922 г. Кинокомитет получил название «Фабрика Севзапкино», а с 1936 г. после многих реорганизаций и переименований – киностудия «Ленфильм». В 1924–1926 гг. на «Фабрике Севзапкино» работала Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС), включавшая творческое объединение, театральную и киномастерскую. Школу мастерства ФЭКС прошли многие известные деятели кино: Сергей Герасимов, Алексей Каплер, Янина Жеймо и др.

В 1923 г. в Москве на базе двух национализированных кинофабрик (А.А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева) был образован Москинокомбинат, с 1935 г. – киностудия «Мосфильм». Официальной датой ее рождения считается 30 января 1924 г., когда на экраны страны вышел фильм «На крыльях ввысь» (реж. Борис Михин). На студии работали С.М. Эйзенштейн, Вс.И. Пудовкин, А.П. Довженко, М.И. Ромм и другие выдающиеся режиссеры, сценаристы, операторы, композиторы; снимались лучшие артисты.

На «Мосфильме» Сергей Эйзенштейн снял фильм «Броненосец Потемкин», имевший огромный успех в СССР и за рубежом. Он оказал влияние на развитие мировой кинематографии и позже был назван одним из лучших фильмов всех времен и народов. Успех у зрителей имели фильмы Всеволода Пудовкина «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928); Александра Довженко «Арсенал» (1929) и др.

В 1924 г., согласно постановлению СНК РСФСР было создано Всероссийское фотокинопромышленное акционерное общество «Советское кино» («Совкино»). С момента создания оно получило права на импорт, производство и монопольное право на прокат кинофильмов на всей территории СССР. «Совкино» входило в систему Наркомпроса РСФСР, таким образом было государственной компанией и одновременно государственным органом управления кинопромышленностью. На балансе «Совкино» были фабрики по производству художественных и просветительских фильмов, предприятия по производству кинофотоматериалов и аппаратуры, кинотеатры и передвижные киноустановки, фотоателье. После ликвидации «Совкино» в 1930 г. принадлежавшие ему Московская и Ленинградская кинофабрики были переданы киностудиям «Мосфильм» и «Ленфильм».

В 1920-е гг. зарождалось советское документальное кино. Одним из его основателей был Дзига Вертов{162} [читать подробно].

2.6.3. Атеистическая пропаганда

Один из разделов Программы РКП(б), принятой на VIII съезде 18—23 марта 1919 г., был посвящен религиозным отношениям. В нем говорилось, что партия «не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т.с. мероприятиями, которые буржуазная демократия выставляет в своих программах, но нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой. РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительскую и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма».

В советской России впервые в истории стала утверждаться государственная идеология{163}. Естественно, что она должна была вытеснить традиционную – религиозную. Поэтому одним из главных направлений политпросвещения в 20-е гг. стала борьба с религией. По решению ЦИК от 20 июля 1921 г. Агитпроп и его национальные отделения должны были приступить к всесторонней антирелигиозной пропаганде. Была организована специальная «Антицерковная комиссия», куда входили чиновники Агитпропа, Московского комитета РКП(б), Наркомата юстиции, ЦК РКСМ, Наркомата просвещения и Главного политического управления (ГПУ).

В принципе, советская идеология должна была предложить ответы на вопросы из более широкого круга, нежели религиозная. Но многие из этих ответов еще предстояло найти. Эта задача была поставлена перед так называемым «научным атеизмом». Соответственно, на фоне репрессий церковных институтов (закрытие храмов и монастырей, реквизиции имущества и т.п.), арестов, ссылки и притеснения священнослужителей развернулась широкая антирелигиозная кампания на основе научного атеизма.

В 1922 г. была основана газета «Безбожник», ее авторы и читатели объединились в Общество друзей газеты, в 1925 г. преобразованное во Всесоюзное «Общество безбожников» (в 1929 г. переименовано в «Союз воинствующих безбожников»). С начала войны деятельность Общества сворачивалась, в 1947 г. оно было распущено, а его функции переданы Обществу по распространению политических и научных знаний. Все годы существования «Общества безбожников» (1925–1947) его возглавлял Е.М. Ярославский.

«Общество безбожников» развернуло работу по пропаганде научного атеизма, созданию музеев и выставок, изданию научной и научно-популярной литературы. На предприятиях создавались первичные ячейки «Общества безбожников», члены которых активно участвовали в антирелигиозных мероприятиях. Большое внимание уделялось подготовке пропагандистов научного атеизма: открывались очные и заочные курсы, кружки на предприятиях, выпускались специальные методические брошюры.

Государство всемерно поддерживало издание атеистической литературы: было создано издательство «Безбожник» (впоследствии Государственное издательство антирелигиозной литературы), тираж газеты «Безбожник» к концу 20-х гг. достиг 500 тыс. экз. (см. [24, с. 158]). Выходили журналы «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие атеистические издания на разных языках народов СССР.

При участии Ярославского составлялись списки запрещенных книг, из библиотек изымались произведения Платона, Канта, Льва Толстого, Достоевского, русских дореволюционных философов и др. В конце 20-х гг. Ярославский предлагал ввести запрет на исполнение церковной музыки Чайковского, Рахманинова, Баха, Моцарта и других великих композиторов. Частично это предложение было реализовано: например, в концертных залах долгое время не исполняли «Литургии» и «Всенощные» Чайковского и Рахманинова, духовную музыку М.С. Березовского, Д.С. Бортнянского, А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова и других замечательных композиторов.

В августе 1929 г. была введена шестидневная неделя: пять дней рабочих и шестой – выходной. Таким образом воскресенья упразднялись, как и другие религиозные праздники. Одновременно в быт советских людей внедрялись новые советские праздники и обряды.