Книга Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг. - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Всеволодовна Зимина. Cтраница 12
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.

1-й Музей был создан в конце 1918 г. на основе национализированной коллекции С.И. Щукина и открыт в его бывшем доме (к этому времени Щукин эмигрировал). Коллекцию составляли произведения преимущественно французской живописи и скульптуры начиная с 1860-х гг., в ней были представлены значимые работы Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Клода Моне, Винсента Ван Гога, Огюста Родена и др.

2-й Музей был создан на основе коллекции И.А. Морозова и открыт для публики 1 мая 1919 г. в здании его городской усадьбы на Пречистенке (в конце апреля Морозов с семьей эмигрировал). Французская часть морозовской коллекции состояла из 202 произведений живописи, 39 скульптур и 11 изделий из керамики. Морозов владел целой серией картин Ван Гога, произведениями Ренуара, Сезанна, Пикассо и других выдающихся художников. Русская часть коллекции была представлена полотнами Михаила Врубеля, Константина Коровина, Натальи Гончаровой, Валентина Серова, Исаака Левитана, Марка Шагала и др.{145}.

В 1925 г. объединенный Музей нового западного искусства стал филиалом Государственного музея изящных искусств (ГМИИ). Русский отдел морозовской коллекции был передан в Третьяковскую галерею. Он насчитывал 318 произведений, в том числе шесть скульптур. Бессменным руководителем ГМНЗИ до своей кончины в 1941 г. был Б.Н. Терновец

20-е годы были временем, когда приветствовались эксперименты и новаторство во всех сферах общественной жизни, в том числе в искусстве. Поэтому в начале своего существования деятельность ГМНЗИ высоко ценилась и поддерживалась властью.

Первые музеи, связанные с революционными событиями, были основаны в Петрограде и Москве

Государственный музей Революции был создан согласно постановлению Петроградского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 9 октября 1919 г. Он открылся в залах Зимнего дворца 11 января 1920 г., а первая постоянная экспозиция появилась в 1922 г. (в 1972 г. музей стал филиалом Центрального музея революции СССР)

Центральный музей революции ведет свою историю с 22 марта (4 апреля) 1917 г., когда по инициативе директора Музея Всероссийского союза городов В.П. Кранихфельда было созвано совещание ученых-историков и представителей московских музеев для научной и практической разработки вопроса о создании в Москве Музея революции.

Начало музейной экспозиции было положено в 1922 г., когда к пятилетию Октябрьской революции в здании бывшего Английского клуба была организована выставка «Красная Москва». В феврале 1924 г. она была объединена с подотделом выставки Истпарта в Историко-революционный музей, вскоре получивший название Государственного музея революции СССР (с 1968 г. – Центральный музей революции СССР). Его главной задачей было наглядно представить публике историю революционно-освободительного движения в России с XVII в. до Октябрьской революции

С момента открытия музей занимался собиранием материалов и комплектованием фондов, устраивал экспозиции, посвященные крестьянским войнам в России, восстанию декабристов, деятельности революционных демократов и народовольцев, российской революции и гражданской войне. Музею дарили свои работы известные художники: в частности, И.Е. Репин прислал несколько картин (в их числе портрет А.Ф. Керенского). С 1927 г. экспозиции музея расширялись: кроме документальных свидетельств революционного движения появлялись экспонаты, демонстрирующие успехи социалистического строительства и достижения нового общества

Музей В.И. Ленина был основан в Москве в 1924 г. Первая экспозиция, положившая начало музею, был представлена 3 мая 1924 г., а 31 мая на XIII съезде РКП(б) было принято постановление «О работе Института Ленина», в котором поручалось организовать при Институте музейное отделение (до 1931 г. Музей Ленина был отделом Института Ленина, в 1931–1935 гг. – отделом Института Маркса–Энгельса–Ленина).

В первые годы советской власти быстро росло количество региональных краеведческих обществ и создаваемых ими местных краеведческих музеев (в конце XIX в. их было менее ста, а к 1927 г. стало 576). В частности, появились музеи в национальных автономиях РСФСР, так как после революции этнические меньшинства получили возможность восстанавливать и сохранять свои культурные традиции

В 1921 г. состоялась I Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края (I Всероссийская краеведческая конференция). На ней обсуждалась суть краеведческого движения, его методы и предмет исследования; был утвержден термин «краеведение» и сделана попытка регламентировать местные инициативы, в том числе музейную деятельность

По итогам конференции было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК). Несколько лет оно находилось в ведении Российской академии наук, его первым руководителем был С.Ф. Ольденбург. ЦБК возглавило координационно-методическую работу по разным направлениям краеведческих исследований и созданию просветительских и учебных программ; организовало издание журналов «Краеведение» и «Известия ЦБК».

В первые послереволюционные годы развитию краеведения уделяли внимание и оказывали поддержку органы власти. Деятельность местных краеведческих музеев практически не контролировалась государством, в ряде случаев даже финансово. Так, музей в Якутске с 1917 г. находился под управлением независимого «Общества по изучению Сибири и улучшению быта».

В результате реорганизации музейной сети в 20-х гг. на местах происходило механическое объединение разных музеев одного региона в краеведческие, по несколько раз изменялись названия. К началу 1930-х гг. во всех республиканских, краевых и областных центрах имелись краеведческие музеи.

Отличительной чертой 1917–1927 гг. – «золотого десятилетия краеведения» – была его тесная связь с академической и университетской наукой. В разработку краеведческих проблем были вовлечены известные ученые: историки, языковеды, географы, геологи (М.М. Богословский, С.В. Бахрушин, Н.Я. Марр, Д.Н. Ушаков, Ю.М. Шокальский, А.Е. Ферсман и др.). К середине 1927 г. состоялось более ста научных краеведческих конференций.

В 1927 г. решением III Всероссийской краеведческой конференции Центральное бюро краеведения было передано под управление Главнауки Наркомпроса РСФСР. Издавались документы, регулирующие деятельность краеведов и музейные экспозиции.

Типичный пример состояния краеведческих музеев в 1920-е – 1940-е годы являет нам история Томского краеведческого музея, подробно описанная на сайте tomskmuseum.ru. По ней можно судить о том, что происходило в этот период в большинстве краеведческих музеев и каковы были судьбы их руководителей и сотрудников.

Решение о создании в Томске «Музея старины и революции» было принято в 1920 г. по инициативе Губернского комитета по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Губмузей) Томского отдела народного образования. Членами Губмузея были известные в городе ученые, художники, архитекторы, преподаватели, заведующим – художник А.Н. Тихомиров. Они готовили экспозицию, собирая разбросанные войной и революцией предметы и документы, представлявшие художественную и историческую ценность.

Открытие музея состоялось 18 марта 1922 г. В нескольких залах бывшего Архиерейского дома были представлены разделы палеонтологии, археологии, этнографии, восточный, а также коллекции живописи, мебели и др. Осенью 1922 г. директором музея был назначен один из инициаторов его создания Б.М. Шатилов (1882–1937) – этнограф, преподаватель университета, общественный и политический деятель. В это же время музей получил название «Томский краевой музей» и находился в ведении Томского губернского отдела народного образования (в 1925 г. переименован в Томский окружной музей краеведения, в 1930 – Томский районный музей, с 1944 г. – Томский областной краеведческий музей).

С 1922 г. сотрудники музея проводили экспедиции, собранные в них материалы пополняли музейный фонд. При музее работали Общество изучения Томского края, Общество изучения художественного творчества Томского края; действовали кружки: лингвистический, этнографический и любителей старины. С 1927 г. выходили «Труды Томского краевого музея»

Постепенно расширялась экспозиция музея, в том числе за счет реквизированных коллекций. В 1929–1932 гг. Томскому музею передавали некоторые художественные ценности из центральных музеев России. К 1930 г. экспозиция занимала уже 17 залов и имела следующие отделы: художественный, естественнонаучный, историко-революционный, восточный, сельскохозяйственный, промышленный и антирелигиозный. Коллекция картин Томского краевого музея считалась одной из лучших в Сибири

В апреле 1933 г. М.Б. Шатилов был арестован по сфабрикованному делу о «белогвардейском заговоре», приговорен к 10 годам лагерей и отправлен на Соловки. В 1937 г. он был этапирован в Ленинград, 25 ноября приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 12 декабря 1937 г. (реабилитирован в 1959 г.).

В 1933–1937 гг. деятельность музея практически прекратилась из-за частых перемен в руководстве и коллективе сотрудников, что было характерно для того времени. Бóльшая часть экспозиции была свернута, многие помещения отданы в аренду разным учреждениям. Музей постепенно превращался в институт идеологической пропаганды: в нем преобладала агитационная работа, появились «уголки» коллективизации, индустриализации и атеизма, возросло количество лекций, бесед и других подобных мероприятий

В 1941 г. музей был закрыт для посетителей, в его здании разместили эвакуированные Белоцерковское и Тульское военные училища, бóльшую часть мебели и картин передали в госпитали, театры и другие учреждения. Однако музейная работа продолжалась: собирали письма, присланные фронтовиками-томичами, приобретали материалы томской мастерской «Окна ТАСС» и т.п. В 1943 г. сотрудники музея приняли на временное хранение более тысячи картин, вывезенных из осажденного Севастополя. В 1944 г. помещения музея освободились от посторонних организаций и сотрудники занялись возвращением коллекций, но некоторые оказались утраченными навсегда. Из-за недостатка средств задерживался капитальный ремонт здания, восстановить постоянную экспозицию и возобновить работу музея удалось только в 1954 г.

19 августа 1923 г. в Москве открылась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка – первая выставка такого масштаба в СССР. Она располагалась на территории, где затем устроили Парк культуры и отдыха, и занимала более 100 га. Главным архитектором, руководителем Главного Выставочного комитета и разработчиком генплана был архитектор А.В. Щусев

На Выставке впервые были применены приемы русского архитектурного авангарда, особенно впечатляющим был павильон «Махорка», построенный по проекту К.С. Мельникова{146} [читать подробно]

На выставке были представлены 255 павильонов и других построек. Главный павильон с Культурно-просветительским отделом (так называемый «Шестигранник»), павильоны «Механизация», «Животноводство», «Текстильная промышленность» и другие демонстрировали достижения разных отраслей народного хозяйства, были павильоны союзных и автономных республик, российских регионов, некоторых зарубежных стран и известных фирм, а также постройки, представляющие дореволюционную и новую (советскую) деревню; летний театр, оранжереи и многое другое. Большинство павильонов были деревянными и постепенно сносились после закрытия выставки, павильон Кустарной промышленности переделан в стиле конструктивизма и сохранился до нашего времени. Территория выставки была перепланирована по проекту К.С. Мельникова и стала частью первого в СССР парка культуры и отдыха

Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) открылся 12 августа 1928 г. (в 1932 г. парку было присвоено имя Максима Горького). На его территории были построены выставочные павильоны, библиотека-читальня, спортивные сооружения, декоративный бассейн, аттракционы, детский городок и многое другое. В парке проводились разнообразные массовые мероприятия, устраивались выставки; в 30-е гг. действовала парашютная вышка. В 1932 г. в детском городке была открыта первая в СССР детская железная дорога. Весной 1943 г. на территории парка были выставлена трофейная немецкая техника, в том числе первый захваченный исправный танк «Тигр». В 50-е гг. в ЦПКиО им. Горького началась масштабная реконструкция.

21 апреля 1927 г. в Москве открылась «Мировая выставка межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов» – первая международная выставка, посвященная космонавтике.

В 1929 г. в Москве был открыт Планетарий – научно-просветительское учреждение, в котором читали лекции по астрономии, наукам о Земле, позже – по космонавтике. Лекции сопровождались фото- и кинодокументами и заканчивались впечатляющей демонстрацией звездного неба

Популяризация научно-технических знаний. Первое советское правительство придавало большое значение просветительской деятельности научных и научно-технических обществ. Одним из первых в 1918 г. было создано Российское общество радиоинженеров; были восстановлены многие из организованных до революции научных обществ (физическое, химическое, географическое и др.). Всем им вменялось в обязанность заниматься распространением научно-технических знаний среди детей и взрослых.

Большими тиражами издавались научно-популярные книги Я.И. Перельмана, А.Н. Крылова, В.А. Обручева, В.В. Бианки и других ученых, писателей и педагогов, продолжавших традиции российского просветительства

Перельман – «доктор занимательных наук». Яков Исидорович Перельман (1882–1942) очень рано проявил интерес к естественным наукам и склонность к написанию популярных очерков о науке и технике. В 1901 г., окончив реальное училище в Белостоке, он поступил в Петербургский лесной институт и с первого курса начал сотрудничать с журналом «Природа и люди», его очерк «Столетие астероидов» был напечатан в четвертом номере журнала за 1901 г. После окончания института Перельман не работал по специальности, а стал постоянным сотрудником журнала

В 1913 г. произошло важное событие в истории отечественного просвещения, не утратившее своего значения и по сей день, – вышла в свет первая часть книги Перельмана «Занимательная физика» (вторая часть вышла в 1916 г.). Книга имела небывалый успех у читателей и заинтересовала профессионалов. В августе 1913 г. Перельман начал переписываться с Циолковским, а 20 ноября он выступил на заседании Российского общества любителей мироведения с докладом «О возможности межпланетных сообщений», в котором познакомил публику с идеями Циолковского.

В 1914 г. Перельман написал дополнительную главу к роману Жюля Верна «Из пушки на луну» под названием «Завтрак в невесомой кухне». Жанр этого произведения он определил как научную фантастику, тем самым введя в оборот новый термин (Жюль Верн называл свои романы научными, а Герберт Уэллс – фантастическими). Перельману принадлежит и термин «занимательная наука»

В 1918–1923 гг. Перельман работал в Наркомпросе РСФСР, в отделе Единой трудовой школы. Он участвовал в составлении новых учебных программ по математике, физике и астрономии. Одновременно Перельман преподавал в разных учебных заведениях. В 1919 г. по его инициативе был создан первый советский научно-популярный журнал «В мастерской природы». В 1924–1929 гг. Перельман работал в отделе науки «Красной газеты», был членом редколлегии журналов «Наука и техника» и «Педагогическая мысль». Будучи членом правления кооперативного издательства «Время», он организовал массовый выпуск научно-популярной литературы

В 1932–1936 гг. Перельман работал научным консультантом и редактором в Ленинградском отделении издательства «Молодая гвардия». Он много сил и времени отдавал организации различных просветительских мероприятий. 15 октября 1935 г. в бывшем дворце Шереметевых состоялось торжественное открытие Дома занимательной науки, инициатором его создания был Перельман.

Все годы Перельман выступал с докладами и лекциями, писал научно-популярные статьи и книги для детей и подростков («Занимательная геометрия», «Занимательная механика», «Занимательная астрономия» и др.). Перельман умер от голода в Ленинграде в 1942 г. Всего им опубликовано 47 научно-популярных и 40 научно-занимательных книг, а также 18 учебников и учебных пособий для школьников. Только в СССР книги Перельмана издавались около 500 раз общим тиражом более 13 млн. экз. Его лучшие книги переведены на многие языки и неоднократно издавались во многих странах мира (подробнее см. [100])

А.Н. Крылов – педагог и популяризатор науки. Алексей Николаевич Крылов (1863–1945) – инженер-кораблестроитель, математик, механик, генерал-лейтенант флота, академик Петербургской академии наук (с 1916 г.) и АН СССР. В 1890 г. Крылов с отличием окончил Морскую академию в Петербурге и был оставлен в ней преподавателем. С самого начала его лекции, сочетавшие научную строгость и доступность изложения, пользовались неизменным успехом у слушателей. Крылову всегда хотелось, чтобы вершины математики и естественных наук были доступны будущим морским инженерам. С этой целью в 1914–1916 гг. он, прекрасно владевший английским, французским, немецким и латинским языками, впервые перевел с латыни на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона, снабдив текст подробными комментариями. (Отметим, что русский перевод «Начал» появился раньше, чем английский.) Крылов переводил также «Новую теорию Луны» Эйлера, труды Гаусса, Дирихле и других европейских ученых.

После прихода к власти большевиков Крылов продолжал работать в Морской академии. В книге [90] описано, как в 1919 г. ему пришлось прочитать ускоренный курс кораблестроения, состоящий из 12 лекций, слушателям, не имевшим не только высшего, но и среднего образования. На вопрос профессора, знает ли кто-нибудь математику, аудитория ответила молчанием. Вот тогда и проявился уникальный педагогический и популяризаторский дар Крылова! Каким-то образом он смог не только доступно изложить предмет, требующий знания математики и теоретической механики, но и увлечь слушателей сложной наукой строительства военных кораблей

Крылов уделял много времени написанию научно-популярных книг и статей: «Физика в морском деле», «Прикладная математика и техника», «Значение математики для кораблестроителя» и др. Ему принадлежат очерки о Галилее, Гауссе, Лагранже, Эйлере, Жуковском, Ляпунове, Стеклове, Чебышёве и других зарубежных и российских ученых, а также популярные очерки, посвященные различным областям знания. Незадолго до кончины Крылов написал педагогический труд «Мысли и материалы о преподавании механики».

В 1924–1926 гг. были опубликованы научно-фантастические романы «Плутония» и «Земля Санникова», принадлежавшие перу профессора Московской горной академии В.А. Обручева

В.А. Обручев – ученый и писатель. Владимир Афанасьевич Обручев (1863–1956) – геолог, географ, палеонтолог, академик АН СССР (с 1929 г.). Он родился в семье отставного полковника, окончил реальное училище в Вильно. В 1881 г. Обручев поступил в Петербургский горный институт. После окончания института он занимался исследованиями геологии Сибири, Центральной и Средней Азии, работал в экспедициях; в 1890-х гг. участвовал в проектировании Закаспийской и Транссибирской железных дорог.

С 1901 по 1912 г. Обручев преподавал в Томском технологическом институте и был первым деканом горного факультета. В 1918 г. он был направлен в Симферополь профессором только что основанного Таврического университета. С 1921 по 1929 г. Обручев – профессор Московской горной академии, в 1930 г. по его инициативе был создан Геологический институт (на базе Геологического музея Петра I)

Обручев – автор монографий, учебников и научно-популярных книг: «Основы геологии», «Происхождение Телецкого озера», «Древние вулканы в Южной Африке» и др. Широко известные романы «Плутония» и «Земля Санникова» распространяли научные знания о Земле и других планетах. Эти книги и снятые по ним художественные фильмы пользовались успехом у детей и взрослых в прошлом и популярны до сих пор

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959) – ученый, педагог, писатель и просветитель. Его отец, В.Л. Бианки, был известным биогеографом, орнитологом и энтомологом. Виталий учился на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета и в Институте истории искусств. В 1916 г. он был призван в армию, в годы Гражданской войны мобилизован в колчаковскую армию, но вскоре дезертировал и скрывался под вымышленной фамилией. В 1920–1921 гг. Виталий Бианки работал в Бийском отделе народного образования, заведовал музеем и преподавал в школе. Он был активным членом Бийского общества любителей природы, читал лекции в Алтайском народном университете, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро

В 1922 г. Виталий Бианки вернулся в Петроград и стал профессиональным писателем-натуралистом. Он вел фенологический отдел в журнале «Новый Робинзон», в котором ежемесячно публиковались его статьи. Они составили основу книги «Лесная газета на каждый год», первое издание которой вышло в 1928 г. В необычной («газетной») форме книга знакомила читателей с увлекательным миром леса и его обитателей

Виталий Бианки написал более 300 рассказов, сказок, повестей и статей, составивших 120 книг (общим тиражом более 40 млн. экз.). Они были любимым чтением многих поколений детей. «Лесная газета» и книжки Бианки для самых маленьких («Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Кто чем поет?» и др.) переиздаются и читаются в наше время.

Огромное значение научно-популярной литературы заключается в том, что она распространяет знания в самых широких слоях населения, поскольку, по словам Чернышевского, «…основной силой прогресса» является наука, но ее открытия «приносят действительную пользу только тогда, когда разливаются в массе публики» (цит. по [11, с. 80]). О том, почему так важны и необходимы научно-популярные книги, написал в предисловии к книге «Жизнь растения» К.А. Тимирязев{147}: «Не каждый читающий эту книгу будет ботаником, но каждый, надеюсь, извлечет из этого чтения верное понятие о том, как наука относится к своим задачам, как добывает она свои новые и прочные истины, а навык к строгому мышлению, приобретенный подобным чтением, он будет распространять и на обсуждение тех более сложных фактов, которые – хочет он того или нет – ему предъявит жизнь. А в этом и заключается главная задача самообразования, широкое распространение которого составляет одну из насущных современных потребностей» [138].

Театрально-музыкальное искусство с первых лет советской власти заняло особое место в просвещении народа

При поддержке наркома просвещения А.В. Луначарского возобновлялась работа дореволюционных учреждений культуры; открывались новые драматические и музыкальные театры и студии. Одной из задач, стоявших перед властью, было обеспечение общедоступности национализированных театров

9 ноября 1917 г. был национализирован Мариинский театр в Петрограде – один из старейших театров оперы и балета в России, основанный в 1783 г. по указу Екатерины II под названием «Санкт-Петербургский Большой театр» (с 1860 г. – Мариинский театр). После национализации он был переименован в Государственный театр оперы и балета и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 г. театр стал академическим и получил название «Государственный академический театр оперы и балета» (в 1935–1992 гг. – Ленинградский театр оперы и балета им. С.М. Кирова). В декабре 1917 г., впервые после революции, в нем состоялся спектакль – опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Императорский театр заполнила новая публика: рабочие, красноармейцы, матросы с восторгом слушали оперу и бурно реагировали на происходящее на сцене

В течение нескольких лет после революции шли споры о судьбе Большого театра, основанного в Москве в 1876 г. По разным причинам многие чиновники и театральные деятели высказывались за его закрытие, однако в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК принял решение о продолжении работы Большого театра. С 1919 г. он получил звание академического и полное название – Государственный академический Большой театр (ГАБТ)

В 1919 г. впервые в Москве в ГАБТе был поставлен балет «Щелкунчик»,в 1920 г. состоялась новая постановка «Лебединого озера». В 1921–1923 гг. под руководством архитектора И.И. Рерберга была проведена реконструкция здания театра. В поисках новых форм в искусстве, отвечавших духу времени, в 1925 г. был поставлен балет «Иосиф Прекрасный» С.Н. Василенко, а в 1927 г. – «Красный мак» Р.М. Глиэра. Оперный репертуар в основном состоял из классических произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других русских композиторов; ставили новые оперы советских композиторов – «Трильби» А.И. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева (1927). Были представлены публике несколько опер зарубежных композиторов: «Саломея» Рихарда Штрауса и «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» Джакомо Пуччини (1925), «Свадьба Фигаро» Моцарта (1926)

В 1917 г. был национализирован частный Оперный театр Зимина, созданный в Москве С.И. Зиминым в 1904 г. Он получил название – Театр Совета рабочих депутатов, с 1919 г. – Малая государственная опера, с 1921 г. – Театр музыкальной драмы, в 1924 г. преобразован в филиал Большого театра