Книга Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг. - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Всеволодовна Зимина. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.

2.2. Первые годы советской власти (1917–1921)

В тот период, о котором идет речь в этой главе, «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Карла Маркса еще не были опубликованы. (Их первое издание вышло в 1932 г., притом на немецком языке.) Поэтому можно предполагать, что большевики не знали, что содеянное ими упразднение частной собственности повлечет «отрицание всего мира культуры и цивилизации и возврат к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека» [92, т. 42, с. 115]. Напротив, все сходились в том, что гражданин социалистической страны должен быть гармонично образован и воспитан в духе коллективизма, пролетарского интернационализма, гражданственности и т.п. Однако советская власть ставила задачи не просто просвещения, а политпросвещения, не просто обучения, а идеологически направленного, не «исправления нравов», а формирования «нового человека» и «новой общности людей». Оказалось, что отсюда лишь один шаг до Соловков и Беломорканала, преследования деятелей науки и искусства, «философских пароходов» и Большого террора. Вместе с тем были ликбезы и Всеобуч, ФЗУ и рабфаки, книжные издательства и сельские библиотеки… Обо всем этом мы и хотим здесь напомнить.

Взяв власть, большевики немедленно приступили к реформированию всех сфер общественной жизни.

20 января 1918 г. Совнаркомом Российской республики был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (вступил в силу 23 января). Декрет устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, каждый гражданин был свободен исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Церковь не имела права на собственность и прав юридического лица, но могла бесплатно пользоваться культовыми сооружениями и предметами, а также свободно совершать религиозные обряды, если они не нарушают общественного порядка.

С принятием этого декрета церковный календарь перестал быть обязательным для всей страны, и 26 января 1918 г. был принят декрет Совнаркома «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» – нормативный акт о переходе Советской России на григорианский календарь. Согласно декрету, «первый день после 31 января считать не 1-м февраля, а 14-м февраля, второй день – считать 15-м и т.д.»

Совместно с будущей реформой орфографии эти меры значительно способствовали модернизации страны. Однако на первом этапе вытеснение церкви из образования привело к сокращению начальных школ и учителей.

Одной из первых реформ советского правительства стала реформа системы образования.

2.2.1. Организация государственной системы образования

27 октября (9 ноября) 1917 г., т.е. буквально через два дня после Октябрьской революции, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял «Декрет об учреждении Совета народных комиссаров» (Совнарком) – «временного рабочего и крестьянского правительства» Российской Советской республики.

Народным комиссаром просвещения был назначен А.В. Луначарский. Одновременно совместным Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению. Согласно декрету она должна была не управлять учебными и образовательными учреждениями, а «служить связью и помощницей, организовать источники материальной, идейной и моральной поддержки муниципальным и частным, особенно же трудовым и классовым просветительным учреждениям в государственном масштабе»{28}. Председателем комиссии был назначен нарком Луначарский, в ее состав входили Н.К. Крупская, М.Н. Покровский и др.

13 июня 1918 г. был опубликован декрет Совнаркома за подписью В.И. Ленина, М.Н. Покровского и В.Д. Бонч-Бруевича «Об организации дела народного образования в Российской республике. Положение». В нем были детально определены функции Государственной комиссии по народному просвещению и Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). На Комиссию возлагалось общее руководство делом народного образования в РСФСР и установление его общих принципов, объединение просветительной работы на местах, составление общегосударственной сметы и решение других важных вопросов. Этим же декретом был изменен состав Госкомиссии: наряду с руководящими работниками Наркомпроса, в нее вошли представители Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), профсоюзов и других учреждений и организаций.

18 июня 1918 г. был сформирован состав Народного комиссариата просвещения: заместителем наркома А.В. Луначарского стал М.Н. Покровский. Одновременно Госкомиссия по просвещению становилась выборно-представительным органом и занималась общими вопросами развития народного образования.

В биографиях первых руководителей Наркомпроса в концентрированном виде отразилось время строительства нового государства со всеми его романтическими идеалами, жестокостями и противоречиями. Поэтому далее мы подробно пишем об этих неординарных людях, участвовавших в уникальном социальном эксперименте, подобного которому не знала мировая история.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933) – государственный деятель, первый нарком просвещения, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Он родился в Полтаве, учился в Первой мужской гимназии в Киеве, в 1892 г. вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию, вел пропаганду среди рабочих. Одним из его гимназических друзей был Николай Бердяев.

В 1895 г., по окончании гимназии, Луначарский уехал в Швейцарию и поступил в Цюрихский университет. Он слушал лекции Авенариуса по философии и естествознанию{29}, изучал его труды, а также работы Маркса и Энгельса, французских философов и др. Итогом этих занятий стало двухтомное исследование Луначарского «Религия и социализм». Одна из основных идей этой работы – связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого.

В швейцарский период Луначарский сблизился с группой Г.В. Плеханова «Освобождение труда». В 1896 г. он отправился в путешествие по Франции и Италии, а в 1898 г. приехал в Москву и занялся революционной работой. Луначарского несколько раз арестовывали и высылали из Москвы. В 1903 г., после раскола партии, он примкнул к ее большевистскому крылу.

В 1904 г. Луначарский перебрался в Киев, затем в Женеву, позднее в Париж. В эмиграции он был членом редакций большевистских газет «Пролетарий» и «Вперед». Вскоре Луначарский стал одним из лидеров партии, сблизился с А.А. Богдановым и Лениным. Луначарский участвовал в работе III (1905) и IV (1906) съездов РСДРП(б), в 1906–1908 гг. вел художественный отдел в журнале «Образование».

Постепенно между Луначарским и Лениным усиливалось расхождение в философских взглядах, переросшее затем в политическое противостояние. В 1909 г. Луначарский активно участвовал в организации группы «отзовистов» (или «впередовцев», по названию журнала), считавших, что социал-демократам не место в столыпинской Думе и требовавших отзыва фракции. Большевики исключили группу из своих рядов.

Вместе с другими «впередовцами» Луначарский организовывал партийные школы на Капри и в Болонье для проживавших там русских, работал обозревателем западноевропейской литературы в нескольких российских газетах и журналах. Когда началась Первая мировая война, он стал одним из основателей пацифистского журнала «Наше слово».

9 мая 1917 г. Луначарский вернулся в Петроград. Он вступил в группу «межрайонцев» (Межрайонную организацию объединенных социал-демократов), от них был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов (июнь 1917), выступал за роспуск Государственной думы и Госсовета и передачу власти «трудящимся классам народа». С момента своего возвращения в Россию Луначарский сотрудничал в газете Горького «Новая жизнь» и в июле вошел в состав редакции.

Вскоре после событий 3–4 июля{30} Луначарский был арестован и находился в тюрьме «Кресты» с 23 июля по 8 августа. В это время он был заочно избран одним из почетных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками. С августа Луначарский работал в газете «Пролетарий», выходившей вместо закрытой «Правды», и в журнале «Просвещение». 20 августа он стал руководителем большевистской фракции в Петроградской городской думе. Луначарский вел активную просветительскую работу среди рабочих, выступал за созыв конференции пролетарских культурно-просветительских обществ. В начале осени он был избран председателем культурно-просветительской секции в Петроградской думе и заместителем городского головы.

27 октября (9 ноября) Луначарский был назначен Народным комиссаром просвещения. По свидетельству Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения играл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков: «Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров» [143, с. 369–370].

Неприятие многими российскими интеллигентами действий советской власти не могло быть объяснено их классовой враждебностью к пролетарскому государству. Поэтому возможно, как утверждают некоторые исследователи, Ленин попросил Луначарского уговорить В.Г. Короленко полно и последовательно изложить причины недовольства интеллигенции.

В 1920 г. Луначарский приехал к Короленко в Полтаву с предложением представить в письмах свое видение происходящего в стране, обещал публиковать письма и свои ответы на них. Короленко согласился и написал шесть писем Луначарскому, но ответа не получил и передал копии писем за границу (последнее письмо было датировано сентябрем 1920 г., а 25 декабря 1921 г. В.Г. Короленко скончался).

29 декабря 1921 г. Луначарский опубликовал в «Правде» статью о Короленко, затем в «Красной ниве» – статью под названием «Праведник». Он неоднократно пытался оправдаться, приводил разные причины, по которым не отвечал на письма Короленко. В 1922 г., уже после кончины писателя, письма были опубликованы в Париже в журнале «Задруга». Это издание вскоре появилось у Ленина: 24 сентября 1922 г. в «Правде» сообщалось, что Ленин читает «Письма» Короленко{31}. (О жизни, творчестве и общественной деятельности Короленко речь будет идти далее.)

Под руководством Луначарского была проведена школьная реформа, основанная на достижениях российской и зарубежной педагогики, а также достигнуты заметные успехи в ликвидации неграмотности.

Луначарский и его сподвижники были убеждены в возможности легко и безболезненно внедрить в массовую школу такие ценности, как свобода ребенка и учителя в учебно-познавательной деятельности, творческий характер интеллектуального и физического труда, бережное отношение к индивидуальным особенностям каждой детской личности. Тогда представлялось, что перенос в обучение детей рабочих и крестьян достижений элитарной школы (энциклопедическое образование, научное мировоззрение и т.д.) произойдет независимо от идеологических постулатов; а поскольку коммунистическая идеология включает в себя все общечеловеческие ценности, не будет опасности политизации изучаемых в школе научных фактов и «посягательства на свободу научных изысканий, на широчайшее просвещение народа объективным знанием» [61, с. 289].

В сентябре–октябре 1918 г. были подготовлены декларация «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В этих документах, в основном написанных Луначарским и Крупской, проявились все их гуманистические устремления. Провозглашалось, что «высшей ценностью в социалистической культуре остается личность», отстаивались идеалы «развития в подрастающем поколении начал солидарности и общественности» в сочетании с вниманием к личности ребенка, индивидуальным подходом к нему, установлением «братского, любвеобильного, равного отношения ýчащих к учащимся» [61, с. 289–290]).

Эти документы имели явно утопический характер. Ни в 20-е, ни в какие другие годы они не были даже частично реализованы в массовом образовании. И если Луначарский еще верил в осуществимость принципов гуманистической педагогики, то его преемники просто повторяли их как заклинание при каждой школьной реформе.

Одной из важных инициатив Луначарского было создание сети начального и среднего технического образования. В частности, он полагал, что в стране с низким уровнем образования важно открывать как можно больше техникумов и других средних специальных учебных заведений.

Луначарский писал, что «есть противоречия между гармоническим человеком и нашим веком. Сейчас мы воспитываем для переходного состояния, для борьбы, для очень напряженной борьбы, которая не является гармонической обстановкой» (цит. по [132, с. 35]). Но стратегической целью он считал воспитание гармоничной, всесторонне образованной личности. Анатолий Васильевич, видимо, не признавал, что «противоречие между гармоническим человеком и нашим веком» будет существовать очень долго – все время, пока жизнь людей будет далека от совершенства. Он не согласился бы и с тем, что государство не может и не должно заниматься воспитанием, как об этом писал, например, Л.Н. Толстой.

Луначарский всегда подчеркивал ведущую роль культуры и образования в деле строительства нового общества. Выступая на I Всесоюзном учительском съезде 15 января 1925 г. с докладом «Задачи просвещения в системе советского строительства», он сказал: «…коммунизм совершенно бессмыслен, если не служит культуре; культура, образование, наука, искусство – это не только средства, с помощью которых мы идем к намеченной цели. Это вместе с тем самая высокая цель» (цит. по [132, с. 23]).

Луначарский, как всякий русский интеллигент, исповедовал идеалы гуманизма и просвещения. В разгар полемики о том, что прежние культурные ценности не годятся для нового мира, он писал о культурной связи поколений, о разнице между дикарем и представителем цивилизованного общества: «Эта разница – в знаниях…, которые приобретаются в педагогическом процессе… Человеческое общество держит огромный капитал, накопленный веками, – постоянно растущее богатство, и каждое новое поколение пользуется тем высшим этажом, который оно застает. Это создает чрезвычайно интересную и крепкую связь между поколениями. Это как бы исторический поток, в который вступают все новые и новые индивидуумы, но который представляет собой нечто единое, ибо эти индивидуумы через школы, через библиотеки, через всю организацию хозяйства культуры и т.д. воспринимают старое и творят дальше». В жестокое время Анатолий Васильевич проповедовал благотворное влияние эстетического просвещения на человеческую душу: «Мы имеем в русской литературе, музыке, живописи и скульптуре, а тем более в общечеловеческом искусстве громадную сокровищницу высоких произведений, знакомство с которыми обогащает душу…» (цит. по [132, с. 53–54]).

На посту наркома Луначарский работал до 1929 г. После резкой критики Сталиным деятельности Наркомпроса, Луначарский и почти вся коллегия Наркомата была вынуждена подать в отставку.

В 1929 г. Луначарский был назначен председателем Ученого комитета при ЦИК СССР, занимался научной и литературной деятельностью, в 1930 г. избран академиком АН СССР. В начале 30-х гг. он был директором Института литературы и языка Коммунистической академии, директором ИРЛИ АН СССР{32}, одним из редакторов Литературной энциклопедии. В 1933 г., незадолго до кончины, он был назначен послом в Испании.

Луначарский не оставил учебников по педагогике или сколько-нибудь систематического изложения своих педагогических взглядов. Однако, читая его труды, можно проследить, как зарождались принципы социалистического воспитания. Кроме статей и выступлений по вопросам образования, Анатолий Васильевич написал много работ по истории общественной мысли, проблемам культуры, литературоведению. Он был популяризатором художественных ценностей различных эпох и народов. Статьи, речи, лекции и книги Луначарского могли бы составить своеобразную энциклопедию русской и мировой культуры. Назовем некоторые его работы: «Культурные задачи рабочего класса» (1917), «I. Идеализм и материализм. II. Культура буржуазная и пролетарская» (1923), «I. Идеализм и материализм. II. Культура буржуазная, переходная и социалистическая» (1924), «История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах» (ч.1,2, 1924), «Толстой и Маркс» (1924), «Литературные силуэты» (1925), «Судьбы русской литературы» (1925), «Просвещение и революция. Сборник статей» (1926), «Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян» (1927).

В 1961 г. многие книги Луначарского были изъяты из библиотек, однако в 1963–1967 гг. было издано собрание сочинений в 8 томах. В эти же годы о нем вышло несколько книг{33}.

Большую роль в организации системы образования в первое десятилетие советской власти играла Н.К. Крупская.

Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) – педагог, политический, государственный и общественный деятель, заместитель наркома просвещения, почетный член АН СССР (1931). Она родилась в Петербурге, в дворянской семье, в 1887 г. окончила с золотой медалью частную гимназию кн. А.А. Оболенской и специальный педагогический класс. В 1889 г. она поступила на Бестужевские курсы, но проучилась там только около года. С 1890 г. Крупская была слушательницей Высших женских курсах Герье, участвовала в студенческом марксистском кружке. В течение пяти лет (1891–1896) она преподавала в воскресной вечерней школе для рабочих.

В 1894 г. Крупская познакомилась с В.И. Ульяновым (Лениным), участвовала в деятельности организованного им «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В начале 1896 г. она была арестована и находилась вместе с Лениным в ссылке в с. Шушенском, где стала его официальной женой. В 1898 г. Крупская вступила в РСДРП, а в 1901 г. уехала в Германию, работала секретарем газеты «Искра». В 1905 г. вместе с Лениным они вернулись в Петербург, но после разгрома революции были вынуждены снова покинуть Россию.

Будучи в эмиграции, Крупская преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем, в качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями, работала в большевистских изданиях. Все эти годы она не оставляла научных занятий: изучала отечественную и зарубежную литературу по педагогике и психологии, знакомилась с организацией обучения в передовых школах Западной Европы, регулярно публиковала статьи в педагогических журналах. Итогом этой работы стала книга «Народное образование и демократия» (1915 г., опубл. в 1917 г.). В апреле 1917 г. Ленин и Крупская вернулись в Россию.

Со дня создания Наркомпроса Крупская была заместителем наркома Луначарского, членом коллегии, возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета (ГУС).

Крупская считала воспитание важнейшей задачей нового образования: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания», при этом воспитание понималось как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важной роли свободного проявления личностью своей индивидуальности, Крупская полагала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы общественного устройства. Она рассматривала школьное образование как единую систему знаний, умений и навыков, тесно связанную с потребностями социально-политического и культурного развития страны. В политехнизме Крупская видела целостную систему, включающую в себя изучение основ производства, организацию труда и воспитание качеств, соответствующих нуждам индустриального производства. Она подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением по повышению его общей культуры (см., например, [61, с. 291–292]).

Крупская занималась созданием общества «Друг детей» и пионерской организации, полагая, что она должна быть скаутской по форме{34} [читать подробно] и коммунистической по содержанию.

12 ноября 1920 г. декретом Совнаркома на основе внешкольного отдела Наркомата просвещения РСФСР был учрежден Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет) – орган Наркомпроса и ЦК РКП(б) (в 1930 г. Главполитпросвет был реорганизован в сектор массовой работы Наркомпроса). Председателем и активным деятелем Главполитпросвета все годы его существования была Н.К. Крупская. Задачей Главполитпросвета было руководство политической, просветительской и агитационно-пропагандистской работой в духе коммунистических идеалов. В его ведении находились библиотеки, клубы, читальни, школы для взрослых, коммунистические университеты и другие учреждения. Крупская была инициатором открытия многих музеев в разных регионах России, в частности, музеев Лермонтова и Белинского в Пензенской области.

По-видимому, именно Крупская была главной мишенью Сталина в разгроме Наркомпроса. Он не посмел ее уничтожить физически, но с 1929 г. Надежда Константиновна была отстранена от всех государственных дел и занималась библиотеками. В тридцатые годы многие коллеги Крупской по Наркомпросу были репрессированы. Она пыталась противостоять системе, в частности, выступала против гонений на детей «врагов народа», но безуспешно (см. [116, с. 370]){35}.

В мае 1918 г. первым заместителем Луначарского был назначен М.Н. Покровский.

Михаил Николаевич Покровский (1868–1932) – государственный и общественный деятель, историк, автор «Русской истории с древнейших времен» (тт. 1–5, 1910–1913 гг.), «Русской истории в самом сжатом очерке» (ч. 1–2, 1920 г.)и других исторических трудов; глава марксистской исторической научной школы (так называемой «школы Покровского»), академик АН СССР (1929). Он родился в Москве в семье помощника управляющего Московской таможней, в 1887 г. окончил гимназию с золотой медалью и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. За время учебы Покровский опубликовал в газете «Русская мысль» несколько рецензий на новые книги по истории. В 1891 г. он окончил университет с дипломом первой степени и был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию сразу по двум кафедрам: русской и всеобщей истории.

В 1891–1905 гг. Покровский преподавал в разных учебных заведениях и одновременно готовил магистерскую диссертацию. Его научными занятиями руководили известные историки: В.О. Ключевский{36} [читать подробно] и П.Г. Виноградов{37} [читать подробно]. П.Н. Милюков{38}, знакомый с Покровским по научному семинару профессора П.Г. Виноградова, привлек его к работе в Комиссии по организации домашнего чтения.

В конце 1890-х гг. Покровский увлекся изучением марксистской литературы и примкнул к группе так называемых «легальных марксистов». По сведениям охранного отделения он общался с политически неблагонадежными лицами, и в 1902 г. ему было запрещено читать лекции.

В 1905 г. Покровский вступил в РСДРП, присоединившись к ее большевистскому крылу, и стал одним из руководителей лекторской группы Московского комитета РСДРП, революционного издательства «Колокол» и газеты «Борьба». Он участвовал в Декабрьском вооруженном восстании 1905 г., некоторое время провел под арестом.

С 1907 г. Покровский писал статьи для словаря Гранат{39} [читать подробно] и коллективной девятитомной «Истории России с XIX века», издававшейся братьями Гранат.

В 1908 г. Покровский уехал за границу, сначала жил в Финляндии, затем в Париже. Эти годы были наиболее плодотворны в его научной его деятельности: в 1910–1913 гг. в московском издательстве «Мир» вышли первые пять томов главного труда М.Н. Покровского – «Русской истории с древнейших времен» (с участием В.К. Агафонова, Н.М. Никольского и В.Н. Сторожева). Это было первое систематическое марксистское исследование истории России с первобытных времен до конца XIX века. В 1915 и 1918 гг. в издательстве «Мир» вышли две части книги Покровского «Очерк истории русской культуры».

После Февральской революции Покровского избрали заместителем председателя Парижского совета представителей 23 политических и профсоюзных организаций в эмиграции. Он содействовал возвращению в Россию политических эмигрантов, вел переговоры с Временным правительством, Петроградским советом рабочих депутатов и другими организациями. По возвращении в Россию в августе 1917 г. Покровский восстановил свое членство в партии большевиков и был избран депутатом Московского совета рабочих депутатов. Он активно участвовал в Октябрьской революции, был комиссаром военно-революционного комитета по иностранным делам, редактором газеты «Известия Московского совета рабочих депутатов», выступал с докладами, публиковал статьи на злободневные темы.